1 Любопытно отметить, что первое из этих пониманий, идущее от Оригена, выражено в славянских переводах Нового Завета, тогда как второе, через посредство Вульгаты, вошло в состав западно-христианского (католического и протестантского) толкования этого места. В общем можно сказать, что восточное христианство понимает это место, как утверждение непобедимости света, западная же церковь, наоборот, — как признание упорства тьмы. 2 По вопросу об аутентичном смысле в данном месте греческого слова « καταλαμβανειν » позволительно высказать мнение, на первый взгляд парадоксальное, по существу же, как нам кажется, вполне обоснованное, способное устранить весь спор. Если принять во внимание, что евангелист Иоанн — не отвлеченный мыслитель, а вдохновенный исповедник и проповедник, каждое слово которого есть как бы намек на некую непостижимую для ума тайну, на некую конкретную полноту бытия, по самому ее существу неопределимую точно логически , то позволительно допустить, что евангелист вообще не имел в виду один из двух возможных смыслов слова « καταλαμβανειν », а употреблял это слово именно в живой лингвистической полноте его значения, объемлющего сразу оба различных его смысла . Это может показаться парадоксальным только потому, что греческий язык мы уже не ощущаем как живой и что именно потому мы лишь с трудом можем воспринять подлинный, живой — мистико-поэтический, а не отвлеченно-логический смысл речи евангелиста. Некое подобие подлинного понимания этого места можно иметь, переводя его примерно: «и тьма не взяла его», причем живое, неопределенно-двусмысленное значение слова «взять» должно было бы выражать именно всю полноту того таинственного двуединого соотношения, что тьма и не воспринимает, не улавливает, не вбирает в себя света, и не охватывает и не одолевает его. В виде аналогии можно — toutes proportions gardées (соблюдая все пропорции — франц .) — напомнить умышленно-двусмысленное употребление Гегелем слова «aufheben» (означающего по-немецки и «отменять», «устранять», и «сохранять», «сберегать») для обозначения основной мысли его философии — соотношения, по которому дух в своем развитии одновременно и превозмогает каждую отдельную ступень бытия, и сохраняет в себе то, что он уже преодолел и отменил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3869...

306. Два слова о свободе вероисповедании I Если молодой епископ делится своими мыслями с пастырями своей епархии о свободе вероисповеданий, то позволительно и старику-архиепископу сказать свое слово на ту же, ныне столь излюбленную газетами тему. “Я, говорит преосвящ. Андрей Уфимский, всегда был и буду сторонником свободы вероисповеданий, потому что иначе свет Христовой истины при “покровительстве” ей со стороны приставов вполне меркнет. Вероисповедная свобода одна только может поставить наше духовенство на высоте его пастырского учительства и заставить его сознать этим свой долг в полной мере. Охранительная система создала у нас ту пустыню, среди которой мы сейчас живем: никто из христиан не считает для себя обязательною защиту Христовой правды. Даже боятся говорить правду Христову, если она противоречит последнему поли­цейскому распоряжению. И выходит, что эти полицейские распоряжения стали истинной русской правдой. И наши дряблые бесхарактерные либералы боятся говорить о Боге и о Хри­сте, чтобы как-нибудь не оказаться солидарными с полицией, хотя бы в словах. Все смеша­лось в сознании русских людей, все перепуталось до невозможности”. Ныне в моде разные резиновые слова, к числу коих принадлежит и слово “свобода вероисповеданий”. Надо бы прежде точно установить: что следует разуметь под этим словом? Помню, в комиссии Гос. Совета, обсуждавшей законопроект о свободе вероисповеда­ний, происходили большие прения по этому вопросу. Одни разумели в собственном смысле только свободу неправославным молиться каждому по своему исповеданию, а другие – левые – отстаивали под свободой вероисповедания и свободу веропроповедания. До сего времени, по нашим законам, только православная Церковь имеет право в России распростра­нять свободно свое вероучение; другим же вероисповеданиям сего права не предоставлено. Вот наши либералы, проще говоря – левые, коим претит святое православие, и добиваются всеми мерами, чтоб всем неправославным было предоставлено право свободно пропаганди­ровать свое лжеучение, совращать православных в разные секты, особенно модные в послед­ние годы – штунду, баптизм, адвентизм и прочие немецкие ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

5 Хитрость разума Смысл истории и смысл жизни 1 2 3 4 Вечное и преходящее в учении русских славянофилов 1 2 3 4 5 6 7 8 Человеческая мудрость и премудрость Божия 1 2 3 4 5 6 В мире исканий и блужданий I. Знаменательный спор II. Соблазн прекраснодушия III. Пафос лжепророчества и мнимые откровения Два завета Памяти проф. П. И. Новгородцева Метафизические предпосылки утопизма I II III IV V Дом отчий Филарет, митрополит Московский Тварь и тварность 1 2 3 4 Идея творения в христианской философии Оправдание знания Евхаристия и соборность (Из книги о Церкви) 1 2 Жил ли Христос? 1. Свидетельство апостольской проповеди 2. Свидетельство внешних 3. Свидетельство первохристианства Спор о немецком идеализме Эволюция и эпигенез (к проблематике истории) Богословские отрывки О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Промысел Святого Духа в Богооткровении (Выступление достопочтенного профессора Г. Флоровского на Шестой англо-русской студенческой конференции) Проблематика христианского воссоединения О границах Церкви Соборность Церкви Богочеловеческое единство и Церковь Внутреннее свойство соборности Преображение личности Священное и историческое Недостаточность Викентиева канона Свобода и авторитет О воскресении мертвых Церковь: ее природа и задача Соборный дух Новая реальность Новая тварь Исторические антиномии Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы Библиография Социальная проблема в Восточной Православной Церкви 1 2 3 4 5 Утрата Библейского мышления Современный человек и Священное Писание Проповедуйте Символ веры! Предание живо Что означал Халкидон Трагедия, освещенная новым светом Новое несторианство Новое монофизитство Современный кризис Актуальность святых отцов Откровение и истолкование Благовестие и свидетельство История и система Евангелие Воскресения Христианство и цивилизация Вера и культура 1 2 Затруднения историка-христианина 1 2 3 4 5 Послушание и свидетельство «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17) (Рецензия на книгу:) Emil Brunner. Der mittler. Zur besinnung über den chrisusglauben Противоречия Оригенизма (Рецензия на книгу:) Charles Gore. Jesus of Nazareth Приложение Слово в день Светлого Христова Воскресения О почести горнего призвания Христианин в церкви «От Рождества Христова» Тайна Фаворского света Сыны и наемники (Мф.20:1–16) Светозарная ночь. Слово в светоносный день спасительного Христова Воскресения Смерть и жизнь (Иез.37:1–14) Соблазн учеников (Ин.13:12–30) Профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский 1883–1979  

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

60. Современное русское сектантство Современное русское сектантство обнаруживается главным образом в штундизме и пашковщине. Название штундизма происходит от немецкого слова «Stunde» – час. Под именем штунды известны беседы, на которые немцы собираются в определенный час в частных домах, иногда в кирхах, для чтения слова Божия и пения религиозных гимнов. Собрания эти происходят под наблюдением пастора. Учредителем этих часовых бесед в Германии почитается Яков Шпенер, умерший в 1705 году. Один из немецких пасторов в Харьковской губернии Боннекемпфер проникся якобы сожалением, что в Православной Церкви, при прекрасной церковной внешности в устроении храмов и совершении обрядов, нет живой проповеди, и стал приглашать на свои часовые собрания русских поселян. Некоторые из них стали ходить на эти часовые беседы, сперва из любопытства, а затем увлеклись ими и стали приглашать на них своих знакомых. Беседы пастора велись на русском языке и сперва ограничивались толкованием Библии , а потом перешли к осуждению тех самых обрядов Православной Церкви, которые прежде пастор-проповедник так хвалил. Примеру Боннекемпфера последовали и другие немецкие пасторы, употребляя тот же хитрый прием к совращению православных и, при некоторых благоприятных внешних обстоятельствах, с 70-х годов прошедшего столетия началось штундовое движение сразу в нескольких южнорусских губерниях. Штундисты отрицают праздники и посты, учрежденные Православной Церковью, почитание святых икон и мощей, призывание святых, молитву за усопших, отвергают священное предание; Священное Писание толкуют произвольно, большей частью аллегорически и в целях полемики с православными, выше писанного слова Божия почитают внутреннее озарение прямо от Бога, отрицают таинства, священство, Церковь как божественное учреждение, не признают гражданских начальств и даже царской власти и вдаются в крайности социализма и коммунизма. Секта пашковцев явилась в Петербурге. В начале 70-х годов прошлого столетия приехал в Петербург английский лорд Рэдсток, проникнутый страстью к миссионерству, и начал проповедовать, что в религии ничего не нужно, кроме одной веры в Господа Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи. «Поверил, и ты спасен», – учил Рэдсток. Добрые дела, по лжеучению Рэдстока, служат лишь тормозом, задерживающим спасение; учреждения Церкви, священство, таинства совсем не нужны. Своеобразный способ проповеди, состоящий в безыскусственном, как бы по сейчас полученному вдохновению, объяснении Писания, сопровождаемый коленопреклоненными, как бы изливающимися прямо из сердца молитвами и пением особых стихов на главную тему проповеди, привлек к самозванному апостолу много слушателей из лиц высшего света, а учение с требованием одной только веры в заслуги Христа, благоприятствовавшее легкости нравов, встретило сочувствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

6.-К рапорту Либенау 25 июля 1815 г Реестр по возвращении архива из Нижнего Новогорода в Москву не оказавшимся в трактатной и в нижних полатах делам, которые в бытность оного еще в Москве оттуда в верх в присутствие для справок были внесены, и при отъезде оного в 1812 году во Владимир оставлены. В трактатной 1. – Из Волфенбительских дел. 1711 го маия. Копии (на российском и немецком языках) с супружественного между государем Петром I-м и Брауншвейг-Волфенбительским домом трактата о браке царевича Алексея Петровича с Шарлоттою Христиною Софиею, принцессою Люнебургскою. – Нет только копии на немецким языке. (Есть обе). 2. – Из Лифляндских трактатов. 1. 1215–1711. Выписка краткая из привиллегий герцогства Естляндского, даванных от разных королей, магистров и от государя Петра I-ro по принятии тамошними жителями подданства, присланная за подписанием ревельского губернатора Ливена. (Есть). 3.– Из Саксен-Мейнунгских трактатов. 1738-го маия 6-го. Отпуск декларации, данной с стороны российской вдовствующей герцогине Кобургь-Мейнунгской Елизавете Софии о пожаловании ей годовой пенсии по 10.000 рублей. (Есть). 4 – Из Турецких трактатов. 25-й. 1712 апреля 18 Свидетельство (в копии на латинском языке) находившихся при Порте послов аглинского Сутона и голландского Колиера, яко посредников (учиненного 5-го апреля того же году) между Российским двором и Портою мира. 5. – 26-й. 1712 маия 2 Свидетельство находившихся при Порте аглинского и голландского послов, яко посредников (учиненного 5-го апреля) между Россией и Портою мира, данное российским послам подканцлеру барону Шафирову и генерал-майору Шереметеву. Оба сии номера по означению покойного Николая Николаевича должны быть подлинные, но их нет подлинниками, да и к государственному канцлеру графу Румянцеву посланы на латинском и российском языках копии. 6. – Из Крымских шертных грамот. 12-й. 1515-го (эгиры 921) июля 12. Грамота крымского царя Махмед-Гирея уверительная, что российскому будущему в Крым от государя Василья Ивановича послу не учинится никакое зло в бытность его тамо. (Список есть).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

9 мая 2005 г. Протоиерей Глеб Каледа: Из записок рядового Протоиерей Глеб Каледа (1921—1994) был опытным и отзывчивым духовным пастырем, выдающимся ученым-геологом, доктором геолого-минералогических наук. Он был тайно рукоположен во священника в 1972 году митрополитом Иоанном (Вендландом), так как путь к легальному церковному служению ему — крупному ученому — был полностью закрыт. В октябре 1990 года он вышел на открытое служение и вскоре стал известен среди москвичей. Одним из первых священников он в 1990-е годы стал вести пастырское окормление заключенных, в том числе смертников, и был первым настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме, возрожденного по его инициативе. Отец Глеб был также ярким церковным писателем, проповедником и педагогом. Его перу принадлежит книга о христианской семейной жизни «Домашняя церковь», записки тюремного священника «Остановитесь на путях ваших...», книги проповедей и апологетических статей. Есть дни, которые на всю жизнь остаются в памяти с мельчайшими подробностями. Таким днем для всех, переживших Отечественную войну, был день 9 мая 1945 года. Я его встречал в дельте реки Вислы, недалеко от Гданьска. Многочисленные протоки реки здесь текут в дамбах, и уровень воды бывает выше полей и полотна дорог — Голландия в миниатюре. Дамбы и многочисленные водные преграды удобны для обороны и очень трудны для наступающих. Шли бои с форсированием бесчисленных протоков и дамб. Немцы неровно и нервно сопротивлялись: то яростно и упорно отстреливались, то легко сдавались, то стреляли, загнанные в воду, до последнего патрона. Стало известно, что фашистское командование старается эвакуировать на кораблях технику и войска для передачи их нашим союзникам. Все жили, каждый по-своему, ощущением близкого конца войны и готовились к нему. После полудня 8 мая наши самолеты разбросали листовки на немецком и русском языках, подписанные командующим фронтом. Они сообщали о безоговорочной капитуляции Германии 9 мая 1945 года в 2.00  и о приказе по фронту прекратить всякую стрельбу. Это было радостным сообщением, мы читали, перечитывали и обсуждали листовки.

http://e-vestnik.ru/society/protoierey_g...

Arhiva „Valorile cretine i slujirea milosteniei”. Raportul mitropolitului de Volokolamsk Ilarion prezentat la conferina internaional „Biserica i sracii. Ortodocii i catolicii în sjujirea milosteniei” 5 decembrie 2012 18:44 5 декабря 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась  международная конференция «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия», организованная совместно Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и католическим движением мирян «Община святого Эгидия» при участии Отдела внешних церковных связей . С докладом на тему «Христианские ценности и служение милосердия» выступил председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион . Общество и создаваемая им культура покоятся на системе ценностей. Ценности определяют как характер самого общества и перспективы его развития, так и тип человека, который формируется в лоне культуры. Таким образом, чтобы понять состояние и перспективы развития современного общества, необходимо, прежде всего, проанализировать систему ценностей, которым оно руководствуется. Вскрывая причины кризиса европейского общества и европейской культуры, обозначившегося уже на pyбeжe XIX-XX bekob, один из основоположников аксиологии, немецкий философ Макс Шелер (1874-1928) приходит к выводу, что в его основе лежит кризис человека и, в конечном счете, кризис системы исповедуемых им ценностей. Начало этому процессу было положено, как известно, в эпоху Просвещения, когда ее идеологи, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, провозгласили человека «абсолютной и конечной ценностью, а его благо — критерием справедливости общественного устройства» В сформировавшемся секулярном обществе, где человек становится, используя выражение древнегреческого софиста Протагора, «мерой всех вещей», ценности по необходимости носят индивидуалистический характер. Человек, исходя из исключительно субъективных предпосылок, сам решает для себя, что для него значимо, сам выстраивает иерархию собственных ценностей и следует ей. В результате такого индивидуального произвола не только происходит девальвация самого понятия «ценность», поскольку зачастую низменные интересы приобретают характер «высших ценностей» в жизни человека, но возникают и неизбежные конфликты в обществе.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1571436...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папство на заре нового времени (Ренессанс, Реформация, контрреформация, 1447-1648) Е. Гергей. История папства Переход от средневековья к Новому времени, охватывающий два столетия, характеризовался в истории папства большими противоречиями и изменениями. Монархическое руководство католической церковью постепенно отрывается от средневековой политической панорамы мира и, обновившись, к концу XVI века с новой энергией выступает против секуляризирующейся Европы Нового времени. Переход от феодализма к буржуазному обществу проявился в религиозном отношении как в политической, так и в идеологической сфере (в тех рамках, в которых функционировало папство). Примерно десять пап второй половины XV века - начала XVI века делают папство великой духовной силой гуманизма и Ренессанса. Тем самым и церковь, и ее руководство созревают для неизбежной реформы. Вторжение идей гуманизма в курию и становление самого папского двора как культурного и политического центра Ренессанса - прекрасный пример разрыва со средневековым аскетизмом, отказа от средневекового мировосприятия. Однако для внутреннего с точки зрения содержания обновления церкви и папства были необходимы внешние импульсы, движущая сила буржуазного развития. Это было привнесено немецкой Реформацией, а вслед за ней и распространившимся на все христианство обновлением веры. История папства вступила в период глубочайшего кризиса, так как оно, наверное, на протяжении полувека оказалось почти бессильным перед лицом Реформации. Когда разрыв казался уже роковым и политико-великодержавные средства оказались однозначно негодными для приостановления обновления веры, внутри церкви также начался - сначала при сопротивлении папы, а затем при его поддержке - процесс обновления, католической реформы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рожков Владимир, прот. Записки священника (продолжение) Начало см.: Вестник церковной истории. 2012. 3/4(27/28); 2013. 1/2(29/30), 3/4 (31/32). Глава 9 Христианская кончина. Туркестан   За высокой стеной, ограждающей храм св. Николая в г[ороде] Туркестане, нашла свой последний приют Мина Яновна Граудинь. Я познакомился с ней в свой первый приезд в г[ород] Туркестан в декабре 1960 года. Ей в то время было 77 лет. Низенького роста, худощавая, одетая в теплое платье и черный платочек, говорившая с резким немецким акцентом, допускавшая неправильное построение русских фраз. Она посещала каждое богослужение. В остальное время усердно помогала в хозяйственных хлопотах в доме о[тца] Павла. В нем бывало много посетителей, и их всегда стремились не только приветить, но и обязательно накормить простым, но сытным обедом. Ежедневно готовились кастрюли разных блюд. Мина с вечера начищала картофель, лук, морковь, заливала горох, заправляла керосинки, приносила воду. Закончив хлопотать, садилась читать. Ежедневно прочитывала акафист Святой Троице. Иногда — чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», или же «Жития святых». Часто у нее в руках был небольшой, изящный томик религиозных стихов немецких поэтов на немецком языке. Она была латышкой и знала немецкий язык... Спала, где придется: в крестильне, у просфорни, или в каком-либо пустом помещении. За обеденным столом обслуживала обедающих. Сама кушала после. После трапезы убирала и мыла посуду. Не забывала накормить дворовую собаку Тарзана и кошек... Вся ее сознательная жизнь прошла в труде. До Октябрьской революции служила бонной (немкой-воспитательницей) в богатых домах. Когда разбежались ее хозяева, то она стала преподавательницей немецкого языка. Но наступили годы необоснованных массовых репрессий и ее сослали на Ачинский рудник близ города Кентау. Работала в детдоме и школе. Затем переехала в город Туркестан и здесь более 10 лет жила на Мясокомбинате у одних знакомых.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

I. «...Зде спасение, зде Бог». Жизнь и поучения псково-печерского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Розенберга) «Молись, смиряйся, терпи…» Жизнеописание архимандрита Серафима Архимандрит Серафим Розенберг родился в Санкт-Петербурге 6/19 июня 1909 года. В сохранявшейся им копии «Свидетельства о Крещении» указана дата совершения над ним этого Таинства –13/26 июня 1909 года. Отец архимандрита Серафима – Иоганн Альфред Рихард Розенберг (08.12.1878–18.09.1956), обыкновенно звавшийся в быту попросту, «на российский манер», Иваном Ивановичем. Его родители были выходцами из Латвии. Иван Иванович происходил из семьи обедневших немецких остзейских дворян, но родился в России. По вероисповеданию он был лютеранином. Впрочем, следует отметить, что (как мы узнаем из писем сестры отца Серафима – Тамары Ивановны) к концу жизни Иван Иванович все более и более склонялся к Православию. Мать отца Серафима – София Васильевна, урожденная Кононова (28.08.1885–28.10.1961), была русской, глубоко верующей православной женщиной. Новорожденного младенца крестили в лютеранской церкви Христа Спасителя в Санкт-Петербурге (родном городе его матери) и нарекли – на немецкий лад – двойным именем: Артур Адальберт. Крестил его (как следует из упомянутой копии Свидетельства о Крещении) пастор Сандерс, а восприемниками стали Иоганн Ренстинь, Бурхард Стеллинг, Паулина Наталия Розенберг и Анна Кононова. Иван Иванович Розенберг был землевладельцем и торговцем в селе («пригороде») Изборск (в котором он и родился), расположенном по дороге из Пскова в Печоры. Изборск – место, известное своей богатой и древней историей. Первые поселения на его территории относятся еще к VII–VIII столетиям. По летописному преданию, Изборск стал еще в IX веке одной из древнейших столиц зарождавшейся Руси – уделом варяжского князя Трувора. И сегодня над Изборском возвышается знаменитое «Труворово городище» и царит на Жеравьей горе величественная крепость XIV века, украшенная белоснежным Никольским собором того же времени. Начальное образование маленький Артур Адальберт Розенберг получил дома и в изборской начальной школе. Все эти годы его мать София Васильевна, глубоко благочестивая женщина, стремилась воспитать мальчика в православной вере, выпестовать в его сердце любовь ко Христу, что и привело к довольно скорому переходу отрока в истинную христианскую веру. Присоединение его к Православию, когда он получил новое имя – Аркадий, произошло в 1919 году. Впрочем, сам отец Серафим свидетельствует о том, что позднее, уже в юношеские годы, его живой интерес к религии оказался на некоторое время утрачен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010