Val. Sesan. Kirche und Staat im romisch- byzantinischen Kirche seit Konstantin dem Grossen und bis Zum Falle Konstantinopels. J Band. Die Religionspolitik der christlich- romischen Kaiser von Konstantin d. Gr. Bis Theodosius d. Gr. (313–380) Czernowitz. 1911. S. I-XV». 1–359. Общее заглавие труда – церковь и государство в римско-византийской империи Константина Великого до падения Константинополя, – обещает дать многотомное историко-юридическое исследование, из которого в настоящий момент увидело свет только начало, составляющее 1-й том под специальным заглавием: «Религиозная политика христианско-римских императоров с Константина Великого до Феодосия Великого» (313–380) 1 Он и послужит предметом настоящей рецензии. Конечно, наличность только начала задуманного труда для рецензента представляет опасность подвергнуться укоризне в преждевременности оценки. Но в данном случае есть и обстоятельства, вполне оправдывающие эту преждевременность, а именно: 1) рассматриваемый том представляет цельную историческую монографию, обнимающую период времени, в котором уже определенно наметился государственно-церковный уклад, существовавший с незначительными видоизменениями в Византии до падения Константинополя. 2) Рассматриваемый том настолько определенно выражает принципиальные воззрения автора, научные средства и метод исследования, что не представляет никакого затруднения для их характеристики и, не ожидая продолжения. 3)Автор книги – только начинающий работать ученый и его книга есть плод выдающегося трудолюбия и работоспособности. Он так много сделал в сравнительно короткое время, сколько может сделать именно молодой талантливый работник. Особенно внимательна должна быть к нему специально-русская ученая библиография. Написанная на немецком языке книга г. Шесана испещрена именами русских ученых, высказавшихся по занимающему автора вопросу. С первой до последней страницы ее наряду с именами ученых немецких, греческих и славянских стоят имена Павлова, Суворова, Бердникова, Лебедева. Спасского и др. Автор целый год слушал лекции в Московском Университете и Московской Духовной Академии, входил в частные сношения с профессорами русских университетов и академий, точно также как делал это он в Вене, Праге, Афинах, не говоря уже о Черновицком Университете, где он получил специально юридическое образование. Но этого мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

VI. Деятельность святого Мефодия в Моравии и Паннонии Отправление Мефодия из Рима в Паннонию, письма Адриана II к Коцелу, также Ростиславу и Святополку. Новое путешествие Мефодия в Рим; Мефодий – епископ Паннонии и Моравии. Падение моравского князя Ростислава; Святополк; усиление власти немцев в Моравии и Паннонии, злоба немецкого духовенства против Мефодия, суд над ним, заточение, безучастность Рима к его судьбе. Святополк – независимый моравский князь и успехи его в борьбе с немцами. Усилия немецких епископов удержать свою власть в Моравии и Паннонии. Записка их и посольство в Рим. Неудача дела их в Риме. Легат папы Uoahha VIII , отправленный в Германию и паннонию, инструкция ему, письма папы к королю Людовику и трем немецким епископам в защиту Мефодия и в ограждение прав моравско-паннонской церкви. Освобождение и восстановление иерархических прав Мефодия. Прибытие его в Моравию, изгнание моравлянами немецких священников. Дополнительные пояснения: виды папы в утверждении моравско-паннонского архиепископства. Письмо его к сербохорватскому князю Мутимиру. Письмо к Мефодию. Спокойная, просветительная деятельность Мефодия с 874 года. Процветание и расширение пределов моравского государства. Действия Мефодия в просвещении христианской верой над-вислянского князя, чешского князя и Чехии. Судьба славянского христианства в Паннонии; влияние Мефодия на хорвато-сербскую Далмацию. Новые козни и доносы в Рим на Мефодия с 879 года. Податливость Святополка внушениям врагов Мефодия и недостаток сердечной преданности ему. Иоанн венецианский, посол Святополка в Риме. Письма папы Uoahha VIII к Мефодию и Святополку и вызов первого в Рим. Путешествие Мефодия в Рим. Немец Вихинг. Письмо папы Uoahha VIII в оправдание Мефодия. Обстоятельства, повлиявшие на образ действий папы; отношения папы к франко-немецкой империи, к Византии, к Болгарии и личные – к Мефодию. Анализ Мефодиева дела в Риме и постановлений папы по нему, выражаемых письмом, особенно в вопросах о символе веры , о славянском богослужении и устройстве моравской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

XI век Великий церковный раскол 1054 года Причины для разделения единой христианской Церкви на Западную и Восточную формировались на протяжении всего первого тысячелетия существования христианства. Поводом же к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц – Рима и Константинополя. Римским первосвященником был Лев IX. Еще будучи немецким епископом, он долго отказывался от Римской кафедры и лишь по неотступным просьбам духовенства и самого императора Генриха III согласился принять папскую тиару. В один из дождливых осенних дней 1048 года в грубой власянице – одежде кающихся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой он вступил в Рим, чтобы занять Римский престол. Такое необычное поведение польстило гордости горожан. При торжествующих криках толпы его немедленно провозгласили папой. Лев IX был убежден в высокой значимости Римской кафедры для всего христианского мира. Он всеми силами старался восстановить ранее поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. С этого времени начинается активный рост и церковного, и общественно-политического значения папства как института власти. Папа Лев добивался уважения к себе и своей кафедре не только путем радикальных реформ, но и активно выступая защитником всех притесненных и обидимых. Именно это и заставило папу искать политического союза с Византией. В то время политическим врагом Рима были норманны, которые уже захватили Сицилию и теперь угрожали Италии. Император Генрих не мог предоставить папе необходимой военной поддержки, а отказываться от роли защитника Италии и Рима папа не хотел. Лев IX решил просить помощи у византийского императора и Константинопольского патриарха. С 1043 года Константинопольским патриархом был Михаил Керулларий. Он происходил из знатного аристократического рода и занимал высокий пост при императоре. Но после неудавшегося дворцового переворота, когда группа заговорщиков попыталась возвести его на престол, Михаил был лишен имущества и насильно пострижен в монахи. Новый император Константин Мономах сделал гонимого своим ближайшим советником, а затем, с согласия клира и народа, Михаил занял и патриаршую кафедру. Отдавшись служению Церкви, новый патриарх сохранил черты властного и государственно-мыслящего человека, который не терпел умаления своего авторитета и авторитета Константинопольской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

XV. Николай (Сахаров), иеромонах. Преподобный Силуан Афонский и русская религиозная мысль XIX-XX веков Для многих сама идея настоящего доклада может показаться несколько странной: как можно сравнивать писания простого неграмотного Силуана, выросшего в крестьянской семье, в удаленной российской деревушке и не имеющего ни малейшего представления о философии, истории и даже культуре, с одним из богатейших и многообещающих явлений XX века – русской философией? И действительно, богословы, писавшие о преп. Силуане, такие как Th. Stylianopoulos 543 , никогда не проводили параллели между русской религиозной мыслью и учением преп. Силуана. На самом же деле, как мы увидим, эти два далеких, казалось бы, мира идей не так уж далеки друг от друга, Более того, в преп. Силуане мы находим ответы на почти все центральные вопросы, выдвинутые русской философией, и ответы, как я склонен думать, исчерпывающие. Два последних столетия были решающими для русской культуры в целом. Россия второй половины XIX века – это бурный и интенсивный поток мысли, попытка осмысления, что такое Россия, что такое русская нация, что она может предложить мировой цивилизации как независимый культурно-философский феномен. Со времен Петра I (1682–1725) Россия жила на перепутье культур между Западом и Востоком: с одной стороны, византийские корни русской культуры, уходящие вглубь времен Киевской Руси с ее патриархальным складом ума, с другой – новые идеи западной мысли эпохи Просвещения, охватившие Россию начиная с XVIII века. Результатом столкновения этих двух миров и является этот взрыв философской мысли XIX века. Прот. Георгий Флоровский называет это время философским пробуждением. Достоевский написал: «Это был момент, когда мы впервые взглянули на себя сознательно». Россия – это уникальное явление в плане философской мысли. Почему? Если на Западе развитие мысли проходило органично – эпоха Возрождения выросла из недр западного Средневековья, то восточное христианство не испытало интеллектуальной революции: идеи Просвещения, чуждые России, были просто импортированы и навязаны ей. Реакция славянофилов – прямое тому доказательство. Однако, как ни крути, русская мысль даже в своей чистой форме уже в той или иной мере была зависима от Запада. Даже славянофильство не вышло бы на философскую арену как независимый голос русской мысли, если бы не идеи немецких идеалистов (Boehme).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

     «Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц»,— читаем мы в православном календаре. Иногда этот праздник называют «церковным женским днем», но это всё же не совсем верно. День жен-мироносиц — это воспоминание о первой христианской проповеди, в которой мир — пусть в виде очень ограниченного круга лиц — впервые услышал пасхальное приветствие: «Христос воскрес!». Давайте поиграем в игру! Смысл простой: назвать выдающихся женщин. В памяти сразу же всплывают имена героинь Великой Отечественной, первая женщина-космонавт, несколько женщин-ученых, писательниц, кто-то вспомнит императриц и так далее. Десятка два-три, я думаю, наберется. А теперь называем героев-мужчин… В разы больше, даже в десятки раз. Почему так? Потому что во многие эпохи и во многих странах отношение общества к женщине было, скажем так, снисходительным. Это отношение ярче всего иллюстрирует известное немецкое выражение «киндер, кюхе, кирхе», то есть «дети, кухня, церковь». К сожалению, в современном обществе до сих пор бытует мнение, что и Православная Церковь относится к женщине как к субъекту второго сорта, принижая ее достоинство, не уделяя должного внимания ее развитию. Так ли это? Нет, потому что когда в христианском обществе женщины не имеют тех же прав, что и мужчины, это положение дел не проистекает из христианства. А если внимательно почитать Новый Завет, то мы увидим в нем как раз принципиальный отход от «традиционной» нормы и отношение к женщине как к совершенно равному мужчине в ценности перед Богом творению. Из Евангелия мы знаем об одной семье — близких друзьях Христа. Это две сестры и брат — Марфа, Мария и Лазарь. Однажды Христос приходит в их дом, и Марфа уходит на кухню готовить угощение. Это не просто желание угодить дорогому гостю, а обычный порядок вещей для женщины того времени — заниматься трапезой, пока мужчины беседуют. Мария же, вопреки этому порядку, садится у ног Иисуса и слушает Его слово. Марфа вполне законно возмущается: «Господи, почему Ты не отправишь Марию на кухню?». Но Христос отвечает: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42). Господь как бы говорит: «Марфа, твое место не на кухне, а здесь, со Мной. Забудь про вековой жизненный уклад, потому что Я пришел в твой дом и обращаюсь и к тебе, наравне с другими».

http://pravoslavie.ru/103065.html

     - Сегодняшний мой собеседник - протоиерей Владислав Цыпин, профессор, протоиерей, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской семинарии. Благословите, батюшка. - Здравствуйте. Бог благословит. - Сегодня я хотел бы Вас, как известного правоведа, канониста нашей Церкви, расспросить о том, что волнует православных христиан. Это слухи, интриги вокруг Украины, Украинской Православной Церкви. Они связаны с высказанным, прежде всего, украинским политикумом и частью епископата и клира Украинской Церкви желанием получить автокефалию. Откуда взялась эта идея, каков ее корень? - Можно попытаться открыть совсем дальнюю предысторию. Известно, что с середины XV до конца XVII века Русская Церковь в отношении юрисдикции представляла собой два отдельных организма. Это была Московская митрополия, ставшая потом Патриархатом, и Киевская митрополия в составе Константинопольского Патриархата. Но в ту пору, прямым образом, ни о какой автокефалии речь не шла. Вопрос только стоял, быть ли Киевской митрополии в лоне Русской Церкви или оставаться вне ее, в юрисдикции Константинополя. Поэтому об автокефалии как таковой заговорили после Февральской революции. Может быть, кто-то где-то статьи на эти темы писал и раньше, но они не имели резонанса, и мне они неизвестны. После Февраля, в общем контексте стремлений украинских сепаратистов к самостоятельности, они свои намерения сдержанно обозначали как государственную автономию. Потом речь пошла уже о суверенитете, об отделении от России. В параллель с этими разговорами и началось движение в сторону церковной автокефалии. - А кто был инициатором - те же политики или в церковной среде уже тогда были желающие получить автономию? - Это были и политики, скажем, петербургские. Что касается времен гетмана Скоропадского, то он скорее хотел больше автономии для Украинской Церкви, но прямым образом вопрос об автокефалии не ставил. Шли споры о том, как Митрополит Киевский может быть поставлен помимо правительства Украины. А что касается его статуса главы Украинской Церкви - в ту пору она приобрела статус Автономной - то он настаивал на том, что это должность, которую нельзя занимать без санкции правительства Украины - он же его и возглавлял. Понятно, что это было марионеточное правительство, которое существовало, поскольку Украина была оккупирована австро-немецкими войсками, под их протекторатом. Но петлюровские политики, Петлюра и его окружение... Что касается церковной сферы, то там был г-н Чехович, который у Петлюры занимал должность премьер-министра. Они все были энергичными сторонниками украинской церковной автокефалии. Но, как ни странно, или это сейчас становится не совсем понятно, но эти люди провозгласили украинскую автокефалию, вместе со своими политизированными церковными сторонниками и единомышленниками, с теми, кто к ним приспосабливался, уже тогда, когда в Киеве была советская власть в 1921 году. Так появился самосвятский раскол.

http://pravoslavie.ru/113507.html

     Христианином быть легко. Для этого ничего особенного не нужно. Если только пару раз в год зайти в ближайший храм. Один раз, чтобы набрать святой воды в праздник Крещения 19 января, второй – освятить куличи накануне Пасхи. Еще иногда можно поставить свечки. Еще очень важно помнить, что после Нового года будет Рождество, а значит, в супермаркетах и торговых центрах будут рождественские скидки и распродажи… А вообще, христиане какие-то странные. Ходят на исповедь, рассказывают о своих грехах. А у меня никаких грехов, собственно, и нет… Ницше против Кому-то христианство кажется и вовсе чем-то устаревшим и ненужным. Вы только подумайте — в XXI веке верить, что две тысячи лет назад какой-то необразованный Сын плотника умер и воскрес?! Мы же образованные люди – летаем в космос, лечим неизлечимые еще 50 лет назад болезни. В наше прогрессивное время подчиняться каким-то устаревшим правилам? Ну уж нет. Хотя и это все не ново. Примерно века с XVIII-ro люди обвиняют христианство в «устаревшести» и «ненужности». А один беспокойный немецкий философ, грезивший наступлением эры сверхлюдей, громогласно объявил всем о смерти Бога (Фридрих Ницше – Ред.). Но бывают и совсем уж удивительные истории. Однажды один юноша, живший за границей, оказался, правда, не совсем добровольно, на лекции другого известного философа и богослова (отца Сергия Булгакова – русского философа, ставшего впоследствии священником, жил в эмиграции – Ред.). Вполне обычная ситуация: учителя решили, что мальчишкам, только и думающим о том, как бы побыстрее сбежать с уроков, будет очень полезно послушать выступление мыслителя с мировым именем. И не важно, что он пишет свои мысли для взрослых, а не для детей. Мыслитель говорил о христианстве и христианских добродетелях. Рассказывал о терпении и смирении, о кротости и тихости… И разве можно было поверить ему, когда еще и ста лет не прошло с тех пор, как Ницше «организовал» Богу «похороны»? Поэтому юноша (звали его Андрей) решил покончить с верой в Бога раз и навсегда. Но предварительно он решил прочитать книгу, на которую постоянно ссылался известный лектор. Эта книга – Евангелие, а если в Евангелии все точно так, как было на беседе – долго и скучно, – то лучше задвинуть его на дальнюю полку и никогда больше не открывать. Но, как не раз рассказывал потом Андрей, произошло вот что:

http://pravoslavie.ru/105587.html

     Читатели Православия уже знакомились с фрагментом древнесаксонской поэмы «Гелианд» — отрывком, где говорилось о проповеди св. Иоанна Предтечи. Ныне публикуется отрывок, в котором повествуется о Крещении Господнем. Чем для нас интересен «Гелианд»? Не только тем, что стоит у истоков немецкой поэзии, и эти истоки — библейские и христианские. Он значим не только потому, что стилистика и техника древнегерманского стихосложения ставится на службу христианству: Христос является, как «небесный конунг», Иоанн Предтеча — «лучший служитель». Эта поэма дорога для нас, видящих закат христианской Европы, как свидетельство ее силы и юности, простодушной и в то же время глубоко цельной и мудрой веры недавно просвещенных варварских народов. Это — та «первая любовь», которую ныне почти забыли европейские народы — германские и романские. Память о ней еще сквозит в сказках Льюиса и Толкина, трудах Честертона. Эти авторы во многом воспитывались на древнегерманской поэзии, особенно Толкин — замечательный знаток англосаксонских религиозных поэм. Публикуемый отрывок интересен в силу следующих обстоятельств: Иоанн именуется юным мужем, junga gumo. Между тем Иоанн Предтеча на полгода старше Спасителя, которому к моменту крещения исполнилось 30 лет — время зрелости не только для иудейского, но и германского христианского мира. Вероятно, юность Предтечи связана с семантикой подвига: он предстает юным богатырем, сражающимся с лишениями, человеческими грехами и бесами. Однако юность несет в себе и семантику служения: младшие должны служить старшим. Далее неизвестный автор IX в. следует Евангелию от Иоанна, согласно которому, видение Духа Святаго в виде голубя было св. Иоанну Предтече, о котором он свидетельствует всем прочим, не увидевшим Его и не услышавшим слова Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный (Мф. 3,17). Это весьма значимо: автор отказывается от внешнего эффекта явленного всем чуда, «непреодолимой благодати», и незаметно внушает своим читателям, что не приходит Царство Небесное приметным образом (Лк. 17,20), что оно открывается очам достойных.

http://pravoslavie.ru/100370.html

  разделы   рассылка  распечатать Анна Данилова Архимандрит Тихон (Шевкунов): Цинизм – это болезнь профессионального православия Источник:  Православие и мир Сретенский монастырь встает рано: интервью отец Тихон назначает на 8.30 (!). К этому времени часть дня в Сретенском уже прошла: завершился братский молебен, у семинаристов закончился завтрак, перед началом занятий они на послушаниях, некоторые, например, подметают двор перед храмом. Я стою в монастырском саду, ухоженном не хуже ботанического, жду, когда меня проводят к отцу наместнику, и вглядываюсь в лица семинаристов и прихожан храма, которые в обычный будний день – не праздник, спешат на Литургию в такую рань... В приемных покоях отца Тихона – просторной комнате с огромными книжными шкафами, с одного портрета смотрит на нас император Александр, а с другого... – Смотрите, правда, хороший портрет митрополита Лавра, очень точно передано выражение лица? Да, митрополит Лавр, приезжавший в Россию из далекой Америки много раз под видом простого монаха – поездить по монастырям, надышаться верой. Куда уходит наша вера – об этом наш разговор сегодня с отоцом Тихоном: – Отец Тихон, куда уходит вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость? – Однажды я беседовал с архимандритом Серафимом (Розенбергом). Это было незадолго до его смерти. Из немецких баронов, он после окончания Тартуского университета в тридцатые годы прошлого века ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел шестьдесят лет. Во время той беседы отец Серафим заговорил о монашестве. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества – это отсутствие решимости. Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах. Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное – несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему – то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее.

http://religare.ru/2_79121.html

  Накорми убиваемого   Протоиерей Владимир Переслегин   Так как любая неправда есть грех, в духовной жизни важна точность. Грех - неточно называть «реконструкцией» снос памятника архитектуры и возведение на его месте нового дома в прежних габаритах. Грех - неточно называть «странниками» бомжей, так как эти люди оставили кров не по собственной воле. Дом и прописку у них отняли. Поэтому они не жертвы «болезней и бездомности», а жертвы геноцида, подобно тому, как оставшееся в сентябре 1942 без крова мирное население Сталинграда нельзя назвать «жертвами бездомности», а правильно назвать жертвами бесчеловечия немецких люфтваффе. Грех - неточно называть растлеваемых детей России «жертвами пороков и преступлений взрослых», так как они – жертвы государственной политики. Грех - считать защитой детей от растления поднятие государством цены лицензии на их растление. Господь не заповедует посещать странников. Господь не просит одевать жаждущего или поить голодного. Господь не сказал: накормите вдову, оденьте угнетенного, посетите сироту. «Спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступитесь за вдову» (Ис. гл.1)! «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25). Итак, если жаждущий умирает от обезвоживания, его сперва надо напоить, а затем – кормить и одевать. Если насилуют – любым способом обезвредить насильника, и лишь затем оказывать жертве психологическую и правовую помощь. Нарушение порядка влечет гибель человека, хотя выглядит в глазах мира делом милосердия. Заповедь направляет волю не на кажущееся, а на истинное добро, предотвращающее гибель. Этим Божии дела отличаются от «добрых делишек» (выражение Епископа Игнатия Брянчанинова) падшего естества человеческого. Нет ничего омерзительнее для христиан, чем ложное человеколюбие. И в Великую Субботу, когда «молчит всяка плоть человеча», Церковь Христова не забывает Иудиной «любви к нищим». Она со дна ада вызывает предателя, чтобы бросить ему: «яко человеколюбив некто притворяешися, буе и слепе, проклятейший сатано»!

http://moral.ru/O_Vlad_ubivaemy.htm

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010