В куполе сев. парекклисиона, посвященного свт. Николаю Мирликийскому,- поясное изображение ап. Луки в окружении Небесных Сил, святителей и серафимов, в конхе - образ св. Иоанна Предтечи, ниже - поясные изображения святителей, в следующем регистре - Служба св. отцов. Почти все пространство стен 2-го яруса занято житийным циклом свт. Николая, сохранились композиции «Рождество свт. Николая», «Рукоположение свт. Николая», «Воины в темнице», «Явление во сне царю Константину и Евлавию», «Освобождение невинных от меча», «Чудо на море» и «Разрушение идолов в храме Артемиды», в нижнем ярусе - фигуры преподобных. Экзонартекс был расписан в 2 этапа. Фрески 1-й пол. XVI в. сохранились частично: монументальное «Крещение», сцены из жизни св. Иоанна Предтечи, композиция «Во гробе плотски», Христос Ангел Великого Совета, Деисус и Акафист Божией Матери. Нек-рые фрески переписаны в 1570 г. серб. художниками во главе с Андреем и Лонгином. В иконографической программе выделяются сцены из Богородичного цикла: изображение Пресв. Богородицы с Христом и архангелами включено в сюжет «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», расположенный на вост. стене над входом, на др. стенах размещены композиции «Покров», «Неопалимая Купина», а также Акафист Божией Матери; в нижнем ярусе изображены серб. святые Савва, Симеон, Арсений, Ефрем, Иоанникий и портреты современников росписи: патриарха Макария и митрополитов Антония и Дионисия, заказчика росписи, а также сцена кончины митр. Дионисия. В росписи церкви 1320-1321 гг., автором к-рой был мастер из Фессалоники Михаил Астрапас, прослеживается влияние античных традиций, переработанных в духе поздневизант. классицизма. Композиции и отдельные лики тщательно проработаны, гармоничны слегка удлиненные пропорции фигур. К лучшим фрескам принадлежат композиции на стенах в подкупольном пространстве - «Успение Богородицы», «Сошествие во ад», изображения Богоматери (в юж. парекклисионе) и св. Иоанна Предтечи (в сев. парекклисионе), «Древо Неманичей». Небольшое собрание икон Г. связано с именем митр. Никанора. «Богородица в окружении пророков» и «Христос на троне» находятся в иконостасе. Икона «Христос на троне» имеет 2 регистра, в нижнем представлена хиротония митр. Никанора, к-рому ангел подносит митру, рядом с ним - философ Пифагор и персид. прор. Пропий (?). По заказу митр. Дионисия были выполнены иконы для царских врат (1564, сцена «Благовещение» переписана в XIX в.), образы Деисусного чина (Иисус Христос и 3 апостола), иконы «Введение во храм» и «Спас Недреманное Око». Ктитором 2 крестов (XVII в.) над иконостасами был патриарх Паисий. Сохранились иконы свт. Николая с житием, Иисуса Христа на красном фоне и икона св. Февронии с житием, жертвователем к-рой был в 1607/08 г. митр. Виктор, его образ помещен в левом нижнем углу иконы. В XVIII в. собрание пополнилось неск. иконами в стиле барокко (Иисус Христос, прор. Илия и др.) и рус. образами («Господь Вседержитель», «Богородица с Младенцем» и др.).

http://pravenc.ru/text/Грачаница.html

—195— Свирьской чюдотворець, икона святая Пятница, медью обложена, пядница ж; икона на лазори. пядница ж, чюдо великого Христова мученика Георгиа, да старая икона на лазори ж Козма и Дамиан, да шестодневец старой, на одной иконе весь, на золоте. Да в олтаре две иконы Пречистые, на (об. 22) золоте, пядници ж. Двери царьскые, и столбци и сень старая рез. Благовещение и еваггелисты и на столбцех святители и диакони писано на гладком золоте. Ссосуды священные: потирь и дискосные блюдца и дароносные серебреные. В трапезе деисус над налоем шесть икон Денисьева письма, а седмая икона Спасов образ не его письма. Да по стенам три иконы на золоте: Спас Недреманное око, да две Пречистые, да икона на лазори Спас Нерукотворенной. (об. 23) В церкви под колоколы икон: деисус пять икон болших, на золоте, того ж деисуса, что четыре иконы в старом приделе, письма Денисьева ж. Икона местная болшая Пречистая Одигитриа, на золоте, письмо Денисьево ж. Икона местная ж Пречистые успение, на гладком золоте, письмо Денисьевых детеи и учеников его. Икона болшая ж, на золоте, а на ней писаны преподобные. На тябле икон на золоте пядниц: икона образ Спасов да Пречистая Одигитриа Денисьева письма, икона Спас седячей, икона Алеξей чюдотворец, икона Покров святыя Богородици, икона страстотерпци Христовы Дмитрий да Егорий, икона (л. 24) Артемей Великий да Мина – те три иконы Денисьева ж письма; икона стара Алеξей чюдотворец, икона Василий Парийский, да у него венец сканной, да в венце два камышка червеци да жемчюг, да у него ж гривна серебрена, да у той же иконы пелена отласна. Икона в киоте Пречистая Одигитриа, обложена медью, в венце у Пречистые шесть каменей, а у Младенца в венце два камени, да у Пречистые ж пять гривен, а у Младенца пять же гривен, письмо Денисьево, а крыльца на гладком золоте, писаны на них ликы святых, а одно крылцо горело. А около Пречистые на том же киоте резаны образы святых на кости: деисус и пророци и праздники. Икона на левой стороне Спас седячей, пядница, на золоте ж, с пеленою, да у него ж гривна серебрена, да на (об. 24) налое икона Пречистые Богородици Владимерская, обложена медью. Двери царьскые и сень и столбци на гладком золоте, письмо (зачеркнуто: Денисьевых детей и учеников его и другою рукой приписано): Паисеино. За престолом икона Пречистые Богородици, на золоте, пядница. На северскых дверех благоразумный разбойник писан на красках. Священные сосуды: потирь и дискосные блюдца и дароносные серебрены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свидетельство о достаточно ранней трапезе, относящееся ко времени прп. Георгия Хозевита, для савваитской обители содержится в «Житии прп. Анастасия Персского», гл. 9. Прп. Анастасий «исполнил правило с братиею ( τον καννα) причастился Божественных и животворящих Таин Божиих, пообедал со отцами ( ριστσας)... " (Flusin 1992. Т. I. Р. 57.15.2–33; рус. пер.: ПП. Вып. 14. С. 10), – но это было в воскресенье, когда мог быть не такой распорядок, как на неделе, о чем свидетельствуют, например, уставы прп. Иоанна Кассиана (3.11–12). Так, из гл. 12 «Об установлениях киновитян» следует, что «в субботу, воскресенье и дни праздников... обыкновенно предлагается братии обед и yжuh» (Jean Cassien 1965. P. 116; рус. пер.:  Иоанн Кассиан 1892. С. 27). Подобный распорядок и называется отменой поста в гл. 9 и 10 «Установлений», где говорится, что на всем Востоке, в отличие от Запада, отменяется пост в субботу. Таким образом, пост понимался преимущественно как полное воздержание от пищи и пития до определенного часа, как правило – до вечера. Так, прп. Харитон Исповедник, покидая первую основанную им лавру, «определил время принятия пищи, что бывает при окончании дня» (ПП. Вып. 10. С. 17). 14 . ...как херувимы и серафимы быть весь око – Ср. b Apophmhegmama Patrum, col. alph.: «Abba Виссарион, умирая, говорил: «Монах подобно херувимам и серафимам должен быть весь оком» (PG 65, 141D; рус. пер.: Достопамятные сказания 1993. С. 46–47). Ср. «Житие прп. Евфимия»: «...стань весь оком, как мы слышали о херувимах. Монаху должно соблюдать себя отовсюду и иметь душевное око недреманным на стражу себя, так как он всегда ходит среди сетей» (Kyrillos 1929. Р. 31.26–32.3; рус. пер.: ПП. Вып. 1. С. 34). Это изречение, раскрывающее суть монашества по внутреннему человеку, варьируется на протяжении первой Духовной беседы Макария Египетского , являющейся толкованием на видение Иезекиилем четырех духовных животных, исполненных очей ( Иез 1 ): «Итак, если сделался ты Божиим престолом, и воссел в тебе небесный Браздодержец, и душа твоя стала вся духовным оком и вся светом – если внутренний человек твой опытно и несомненно изведал все сие, то вот живешь ты подлинно вечной жизнью, и душа твоя даже ныне упокоевается с Господом» (PG 34, 461 С; рус. пер.:  Макарий Египетский 1993. С. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиеп. Иоанн На что ни посмотришь в себе – везде грех , нежелание себя неволить, немощь, слабость... Откуда так и почему? Все грехи – от любви к себе. Начало добра – отвергнуться себя, распять плоть со страстями и терпеть огорчения, обиды, напасти. Архиеп. Варлаам Что очень важно помнить в духовной жизни? Всегда помни, что не ты смотришь на Бога, а Он на тебя. Разница здесь как от неба до земли. Кто этого не знает, тот не может истинно молиться, но по необходимости впадает в самообольщение. Схиархим. Кирик Близость Божия... Возможна ли она для нас? Все доброе, все святое в мире рождается близостью Отца, и Сына, и Святого Духа. Близость Бога к нам так велика, что если бы не было нашей злой воли человеческой, этот мир уже был бы для нас раем. Архиеп. Иоанн Почему так легко заблудиться (в духовной жизни)? Начало заблуждения есть тщеславие ума. Схиархим. Кирик Теперь многие говорят о том, что впереди ждут трудности и беды. Как на это смотреть? Мы окружены великой заботой. Нет «рока», нет «слепой судьбы». Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней. Архиеп. Иоанн Чего стоит в жизни опасаться? Живите со всяким опасением, чтобы Бога не прогневать и себя не погубить. Схиархим. Кирик Кругом столько зла. Даже удержаться от его растлевающего дыхания трудно, где уж говорить о добро делании... Добро есть и удержание себя от зла. В мелочах мы легко и незаметно и удобно для себя можем сделать многое. Архиеп. Иоанн Отчего иногда запутаешься в своих суждениях, не знаешь, как из этого выйти? Наверное, это от врага? Самоукорение рассеивает сети вражии. Схиархим. Даниил Трудно общаться. Хочется видеть вокруг более достойных людей, а не зависеть от всяких, тем более таких, про достоинства которых лучше не поднимать вопроса. Но где их взять? ...Людей надо принимать такими, какие они есть, и никогда не требовать от других добродетели, а требовать добродетели только от себя, и тогда мы всегда будем спокойны. Схимонах Антоний Савваит Отчего теряется сила духовная? Сила духовная ослабла за нехранение ее и за оскорбление благодати Святого Духа. Сокрушайся, и вернется. Если не скоро – значит не время, чтобы впредь не скоро теряли.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Художественные достоинства иконы «Спас Недреманное Око» определяются специфическими интонациями псковской живописи развитого XVI в., живущими воспоминаниями о классическом наследии Пскова: это и цветовая гамма насыщенных теплых тонов, золотой ассист, известная динамичность (фигура ангела), орнаментальность, но более всего оригинальность иконографического извода. Сюжет, рассматриваемый на Руси как иллюстрация стихов 3–4 Псалма 120, несущего охранительный смысл, что отразилось в его надписании: «Ниже воздремлет храняй тя, Се не воздремлет, ниже уснет, храняй Израиля», в интерпретации псковского художника приобрел неожиданный ракурс благодаря иконографическим новациям. Сошествие во ад. Икона. Кон. XVI в. Псков.90,5х70,4 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина). Происходит из праздничного ряда церкви Успения с. Пароменья в Пскове Все необычно в этой иконе: свитки в руках Богоматери и Христа; непонятное на первый взгляд сплетение трав и плывущие птицы в нижнем регистре, раскидистое дерево на горке, необычной формы «узел», завершающий нижний край одра, и ряд др. деталей. Ответы на вопрос о причинах появления столь уникальных деталей можно получить, если взглянуть на икону со стороны характерной для эпохи приверженности сложным символико-дидактическим темам и реалий антиеретической полемики. Очередной всплеск «нестроения» в середине XVI в. возглавил Феодосий Косой. Он и его сторонники («люторы») хулили Христа и Богоматерь, «ругались кресту» и не признавали литургических таинств. Эта маленькая иконка представляет целый полемический трактат в защиту Православия, а ее автор был одним из тех иконописцев-философов, которыми так славился Псков. Чего стоит, например, упомянутый «узел» в форме рыбьего хвоста: «рыба» – древнехристианский символ Христа, та же «материя» Евхаристии, что хлеб и вино, пресуществляемые в Тело и Кровь Христову во время Таинства Литургии, истинность которой и пытается утвердить художник условным иконописным языком. Удивительный «травяной» вензель из греческих букв – имя Богоматери – знак, служащий ключом к потаенному смыслу иконы, в которой подчеркнута принадлежность Богоматери к Божественной сущности. Так иконописец защищает догмат Воплощения, утверждает почитание Девы Марии как Матери Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (80) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2019-08-21) Происхождение изображения: Загружено 2019-08-21, анонимно. Описание: Литография. Икона-образок " Богоматерь Недреманное Око Угличская " Период создания: 70 - 90-е годы XIX в. Материал, техника: бумага, литография Размер: 17,5х13,0 см (изображение); 18,0х13,6 см (лист) Место создания: г. Сергиевский Посад Номер в Госкаталоге: 18512507 Номер по ГИК (КП): СПМЗ КП ИХО-17659 Инвентарный номер: 819-лит Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области " Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник " Литография с изображением иконы-образка с поколенной фигурой сидящей Богоматери, голова которой склонена влево и покрыта покрывалом до плеч. На левой руке и левом колене покоится спящий Младенец с руками, сложенными на груди, ноги согнуты в коленях, положенных правое на левое, и опущены вниз. Младенец одет в рубашку до колен и положен на плат, один край которого поднят правой рукой Богоматери вверх на уровень ее плеча. Оттиск сделан черной краской. см. так же http://pravicon.com/image-32020 Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Недремлющее Око " .

http://pravicon.com/image-34251

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Минея, 1 Июля, Канон святых Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Тристаты крепкия,/Рождейся от Девы,/безстрастия во глубине/души тричастное потопи, молюся,/да Тебе, яко в тимпане,/во умерщвлении телесе/победное воспою пение. Припев: Святии безсребреницы Космó и Дамиáне, молите Бога о нас. Двоице световидная мудрых безсребреник,/Троице Честней со всеми избранными предстоящи, молися,/память твою светоносную творящим/просветитися Духа Божественными светлостьми. Припев: Святии безсребреницы Космó и Дамиáне, молите Бога о нас. Превысоцы умом в сущих вещех явльшеся,/невещественна блистания Духа, мудрии, приясте, святии./Темже тьму недугов разрешаете всегда/посещении Божественными, безсребреницы. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Недреманно душевное стяжавше око/ко исполнению Божию Божественных заповедей,/спящия в недузех, славнии, к доброму здравию возбуждаете благодатию,/милостивии Богоноснии безсребреницы. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Спаса и Бога от чистых Твоих кровей воплотила еси, Чистая,/показавшаго нам врачи душам нашим, Пречистая,/спасительны и теплы заступники, честныя безсребреники, Духом. Песнь 3 Ирмос: Не мудростию, и силою, и богатством хвалимся,/но Тобою, Отчею Ипостасною Мудростию, Христе,/несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче. Припев: Святии безсребреницы Космó и Дамиáне, молите Бога о нас. Миро благовонно исцелений/Божественный храм ваш источает священно, тучи духовныя,/страсти злосмрадныя отмывая всегда. Припев: Святии безсребреницы Космó и Дамиáне, молите Бога о нас. В Небесных селех водворяющеся всегда,/сень вашу присно источник исцелений, премудрии, показуете/благодатию Вседержителя. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Плотския страсти воздержания броздою обуздавше,/духовныя зари пребогатно приясте,/темже исцеленьми мир обогащаете.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010