Ты, моё недреманное Око.   Точно ветром колеблема жердь, Я средь дней…И нету покоя. Только вами, ушедшими в смерть Оправдается дело земное.   Знаю, знаю, — немотствует ад. Смерть лишилась губящего жала. Но я двери в немеркнущий сад Среди дней навсегда потеряла.   Мукой пройдена каждая пядь, Мукой, горечью, болью, пороком. Вам, любимым дано предстоять За меня пред сияющим Оком. Париж, 1941г. Прощайте берега. Нагружен мой корабль... Прощайте берега. Нагружен мой корабль Плодами грешными оставленной земли. Без груза этого отплыть я не могла бы Туда, где в вечности блуждают корабли.   Всем, всем ветрам морским открыты ныне снасти. Все бури соберу в тугие паруса. Путь корабля таков: от берега где страсти, В бесстрастные Господни небеса.   А если не доплыть? А если сил не хватит? О, груз достаточен… неприхотливо дно. Тогда холодных, разрушительных объятий Наверно миновать не суждено. Париж, 1941г. Ранние стихи из книги " РУФЬ " От пути долины, от пути средь пыли... От пути долины, от пути средь пыли Далеко уводит светлый, звездный путь. Пусть могилы вечны, пусть страданья были, — Радость ждет могущих вниз к былым взглянуть.   И хочу исчислить, и хочу вернуть я Радость горькую, нежданных, быстрых встреч; Вспомнить безнадежность, вспомнить перепутья, Осветить былое светом звездных свеч.     Я плыла к закату; трудный путь был долог: Думала, что нет ему конца; Но незримый порял мне закатный полог И послал навстречу светлого гонца.   Я к нему в обитель тихо постучала; Он открыл мой звездный, мой последний путь. И настал конец, и близилось начало; И сдавила радость мне тисками грудь   Премудрый Зодчий и Художник... Премудрый Зодчий и Художник, Сын вечный вечного Отца, Христос мой Подвигоположник, — Не видно дням моим конца; И этот мир еще ни разу Мне родиной второй не стал; И дух, лишь тления заразу С горячим воздухом вдыхал. Отдавши дни глухой заботе, Следя, где сеет зерна тать, Преображенья темной плоти Мучительно и трудно ждать. Но память сберегла обеты И слово тихое: смирись;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

И внезапно он ощутил Око. Там, в Черной Крепости, недреманное Око встревожилось, почуяв взгляд хоббита. Яростная решимость собралась в пучок, в один ищущий перст и метнулась через разделяющее их пространство. Вот сейчас она найдет его, вот стремительно обшарила скалы Чуткого, вот мельком скользнула по Тол Брандиру - хоббит скатился с каменного кресла и сжался в комочек у подножия, накрыв голову капюшоном плаща. Кажется, он кричал: «Никогда!», а может, это было: «Я приду к тебе»… А потом словно пронзительный луч прорвался сквозь давящую вражью волю, ворвался в сознание отчаянной мыслью: «Сними! Немедленно сними его! Сними Кольцо, дуралей!» Две могучие силы, две воли скрестились в нем, словно два клинка. Мгновение Фродо казалось, что он не выдержит этой пытки, и вдруг все исчезло. Он, Фродо из Шира, снова был самим собой, свободным в выборе, помнившим о долге. В последний оставшийся для этого миг он снял Кольцо. Вокруг синел ясный солнечный день, над ним возвышалось древнее кресло, и черная тень, скользнув над рекой, оставила Амон Хен, убралась с запада, растаяла в туманной дали, а вокруг в ветвях деревьев беззаботно пели птицы. Фродо поднялся на ноги. От усталости его пошатывало, но воля окрепла, а на сердце полегчало. Словно подводя итог, он сказал сам себе: – Теперь я готов. Злая воля Кольца уже проникла в отряд. Нельзя позволить Кольцу оставаться здесь дольше, иначе жди горших бед. Идти придется одному. Некоторым я не доверяю, а другие слишком дороги для меня. Колоброд рвется в Минас Тирит, он нужен там, нужен вдвойне, раз Боромир уже склонился ко Злу. Я уйду один. Прямо сейчас. Быстро спустившись по тропинке, он вернулся на злополучную лужайку и остановился, прислушиваясь. Кажется, на берегу кричали. «Наверное, они ищут меня, - подумал Фродо. - Интересно, сколько же меня не было: час, два?» Кажется, он немного растерялся. – Ну что я могу поделать? - пробормотал он. - Если я не уйду сейчас, то не уйду никогда. Другого случая не будет. Очень не хочется бросать их вот так, тайком. Хотя они поймут, наверное. Сэм поймет. Ведь другого выхода нет…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

«Ехали на тройке с бубенцами», или Грешно ли есть блины? В отличие от нынешнего времени, в прошлом вся жизнь русского человека проходила в русле церковного календаря. И Масленица со всей свойственной ей удалью вписывалась в церковный уклад особым днем, когда было необходимо примириться со всеми ближними. 11 марта, 2013 В отличие от нынешнего времени, в прошлом вся жизнь русского человека проходила в русле церковного календаря. И Масленица со всей свойственной ей удалью вписывалась в церковный уклад особым днем, когда было необходимо примириться со всеми ближними. Грядет Масленица, веселая неделя, которая служит своеобразным преддверием к Великому посту. С праздничной этой неделей связано множество традиций, но еще больше — всевозможных сомнений со стороны воцерковленных людей. О том, как лучше всего, правильнее всего христианину воспринимать Масленицу, рассказывает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма города Вольска. От «Масленицы» — к «Русским блинам» В годы брежневского застоя любимой точкой студенческого общепита в Саратове была «Блинная», размещавшаяся в нижнем этаже одного из домов на проспекте Кирова. За умеренную плату там можно было вкусить хорошо пропеченных блинов, которые были щедро политы растопленным маслом и медом. Дешевле было только рядом — в подвальчике-пирожковой, куда приходилось спускаться за неделю до стипендии… В последний год жизни Брежнева городские власти решили облагообразить главную улицу Саратова. Троллейбусный маршрут был перенесен на соседнюю улицу, измятый асфальт заменили плиткой, напротив консерватории затеяли строительство невиданного музыкального фонтана. Труднее всего приходилось дизайнерам, оформлявшим витрины пустоватых магазинов. Однако и они лихо наворачивали вавилоны консервных банок, прикрывая нищету замысловатыми драпировками, вазами и цветами в горшках. Последним штрихом было переименование безликой «Блинной» в кафе «Масленица». Недреманное око саратовской журналистики тем временем было настороже. И очень скоро в газете «Коммунист» появилась заметка, начинавшаяся, как любой донос, эпическим зачином: «В то время как администрация Рейгана вынашивает кровавые планы звездных войн, а трудящиеся Советского Союза как один встали на трудовую вахту, посвященную XXVI съезду КПСС, в Саратове возрождаются религиозные пережитки…». Далее автор возмущался, что на центральной улице города появилась вывеска с названием «христианского праздника Масленица».

http://pravmir.ru/exali-na-trojke-s-bube...

Но такой благодатный опыт не может стать достоянием многих в краткое время. Большинство будет строить мировоззрение, опираясь на внешнее величие, на красоту форумов, пышность триумфов, на «хлебе и зрелищах», на мифах и баснях. Люди, пренебрегающие видимой славой, будут казаться смутьянами, разрушителями устоев, врагами рода человеческого. Собственно, так христиан и называли. Внешнее могущество. Оно, как мираж в пустыне, вырастает перед глазами каждого поколения, соблазняя, отвлекая от цели, сбивая с пути. «Учитель, посмотри какие здания», -– говорили однажды Христу ученики. А Он, вместо восторгов и похвал, ответил: «Аминь говорю вам, не останется здесь камень на камне». Будет вера, и камни лягут друг на друга, образуя стены святилища. Уменьшится вера – треснут стены и прохудится крыша. Уйдет вера – рухнет храм. Рухнет и задавит собою тех, кто надеялся на твердость камней и осязаемое могущество. Истинное могущество руками не осязается. Нужно иметь поистине несокрушимую веру, чтобы исповедовать ее перед лицом неудач и поражений. Когда Святая София была завалена трупами и с нее был снят Крест, какую веру нужно было иметь христианам, чтобы не усомниться в Боге! Турки говорили: «Наша вера лучше. Бог дал нам победу». И эти слова были опаснее и острее кривой турецкой сабли. «Бог нас смирил. Мы согрешили. Помилуй нас, Господи! Но Бог не в силе, а в правде. Вы сильнее. Но наша вера – истинная», – отвечали лучшие из оставшихся в живых. Там, где такие слова звучали, проигравшие менялись местами с победителями. Так и евреи покидали свою землю, уводимые в плен Навуходоносором, неся в груди горечь недоумения. «Неужели Мардук сильнее Господа Саваофа?» Одни колебались в вере. Другие брали на себя вину и, подобно трем отрокам, говорили: «Бог свят и истинен. Мы согрешили, мы и наказываемся» Эти вторые сохранили веру и продолжили Священную историю. Поражение может превратиться в победу, если вынести из него урок, если потерпеть и покаяться. А величие может стать прелюдией великого краха и неисцельного сокрушения, если, ослепнув от блеска успехов и побед, не замечать за каждым событием жизни Недреманное Око, зорко наблюдающее за каждым шагом человеческим.

http://pravoslavie.ru/35844.html

Иначе все рисовалось в те годы, когда Нью-Йорк снился, поездок за границу без партийного задания и инструктажа не могло быть, бессильная ярость брала читателя у каталогов современной литературы, и надо было получить драгоценный  допуск в закрытый  спецхран, чтобы прочесть последний роман Грэма Грина и публицистику Эжена Ионеско. Литература, официально закрытая таможенниками-литературоведами на границе, оставалась запечатанной в переводах и рефератах для служебного пользования. Ее выход на свет произошел не за счет тиражей, а благодаря звездам, таким как знаменитая Рената Гальцева, которая при жизни стала легендой. После выхода последних и самых важных томов Философской энциклопедии, расшатавших официальную идеологию ( «это был наш маленький крестовый поход», сказал потом Аверинцев), Гальцева перешла на работу в ИНИОН. Ее увлеченность и упорство сделали так, что сама позорная закрытость  сборников создала захватывающую интригу, стала обсуждаемым событием. Начало восьмидесятых стало временем расцвета засекреченной информации об общественных науках за рубежом, как конец восьмидесятых привел к ее полной отмене за ненужностью в наступившей свободе печати. Может быть, самым знаменитым стал не раз переиздававшееся потом в открытой печати, созданный исключительно волей Гальцевой сборник переводов и рефератов в трех выпусках с амбициозной претензией на анализ судьбы европейских искусства и культуры. С каким скрипом материалы сборника, в основном давно подготовленные для возможного издания их авторами — известными всем, как например Аверинцев, знатоками и профессионалами (еще более известными сейчас, но отчасти разъехавшимися по свету), — достигали конечно не одобрения, а кривого согласия начальственных идеологов, видно из расстояния в четыре года между первой и третьей книжками общим объемом около 45 авторских листов. Людей, даже не входивших в списки рассылки и вообще не видевших закрытые сборники, веселили анекдоты о том, как Рената Гальцева доказывала солидному начальству нужду в Шпенглере и Юнге, неотступно добивалась получения тиража в свои руки, сама составляла списки рассылки, при необходимости обманывала недреманное око.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Внешнее могущество. Оно, как мираж в пустыне, вырастает перед глазами каждого поколения, соблазняя, отвлекая от цели, сбивая с пути. «Учитель, посмотри какие здания», -– говорили однажды Христу ученики. А Он, вместо восторгов и похвал, ответил: «Аминь говорю вам, не останется здесь камень на камне». Будет вера, и камни лягут друг на друга, образуя стены святилища. Уменьшится вера – треснут стены и прохудится крыша. Уйдет вера – рухнет храм. Рухнет и задавит собою тех, кто надеялся на твердость камней и осязаемое могущество. Истинное могущество руками не осязается. Нужно иметь поистине несокрушимую веру, чтобы исповедовать ее перед лицом неудач и поражений. Когда Святая София была завалена трупами и с нее был снят Крест, какую веру нужно было иметь христианам, чтобы не усомниться в Боге! Турки говорили: «Наша вера лучше. Бог дал нам победу». И эти слова были опаснее и острее кривой турецкой сабли. «Бог нас смирил. Мы согрешили. Помилуй нас, Господи! Но Бог не в силе, а в правде. Вы сильнее. Но наша вера – истинная», – отвечали лучшие из оставшихся в живых. Там, где такие слова звучали, проигравшие менялись местами с победителями. Так и евреи покидали свою землю, уводимые в плен Навуходоносором, неся в груди горечь недоумения. «Неужели Мардук сильнее Господа Саваофа?» Одни колебались в вере. Другие брали на себя вину и, подобно трем отрокам, говорили: «Бог свят и истинен. Мы согрешили, мы и наказываемся» Эти вторые сохранили веру и продолжили Священную историю. Поражение может превратиться в победу, если вынести из него урок, если потерпеть и покаяться. А величие может стать прелюдией великого краха и неисцельного сокрушения, если, ослепнув от блеска успехов и побед, не замечать за каждым событием жизни Недреманное Око, зорко наблюдающее за каждым шагом человеческим. За победы и успехи прославим Господа. В поражениях и неудачах увидим горькое лекарство, врачующее гордыню. Но главное – будем помнить о Боге Великом и Всемогущем. Тогда никакое земное величие не обольстит нас своей фальшивой позолотой. Сила прихода

http://azbyka.ru/katehizacija/missioners...

В середину хороса из купола спускается на цепи многоярусное паникадило со множеством свечей. Кроме него в храме по бокам есть еще четыре паникадила. Перед крестом, венчающим иконостас, висят небольшие лампады с крестом и двумя высокими и толстыми свечами. Такая же лампада висит и над главным входом в эту часть храма, где по обычаю изображается Успение Богоматери или «Спас Недреманное Око». Пол храма вымощен мозаикой из разноцветных мраморных плит. Под хоросом, напротив Царских врат, выложены разноцветным мрамором два четырехугольника, находящиеся один в другом. Между ними на каждой стороне имеется по три круга: один в середине и два по углам. Такой же круг, большего размера, именуемый в Святогорском типиконе омфалион («пуп»), есть и в середине четырехугольников. Нередко в нем находится рельефное мраморное изображение двуглавого орла. На него обычно ставится дискеллий — особый складной аналогий, и там читаются паремии и положенные за бдением поучения и синаксарь. Аналогичные прямоугольники, чуть поменьше, находятся по бокам храма. В их центре стоят тумбы-аналогии, на которые певчие кладут необходимые книги. Эту центральную часть храма, которая именуется главным храмом кириос наос, отделяет от следующей, называемой внутренним, или литийным, притвором, исонарфикс, или лити, стена, которая доходит до арок, соединяющих колонны центральной части храма с внутренним притвором. В стене есть три двери, из которых средняя по размеру и большая задергиваются завесой. Эти двери украшены тонкой инкрустацией из различных пород дерева, перламутра и черепахи и потому называются красными, ореэ. По сторонам красных врат на стене изображаются Христос и Богоматерь, как и в иконостасе. Входят в храм обычно боковыми вратами, а не красными, которые открываются только во время праздничных богослужений. По сторонам внутреннего притвора и за колоннами также находятся стасидии. Игумен стоит в стасидии за правой колонной, рядом с красными вратами, во время чтения часов, повечерия и полунощницы, а в стасидии за правой колонной возле выходной двери — во время литии.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

После обедни, по обычаю, был стол духовенству, за которым обедал и управитель, а крестьянам были накрыты особые большие столы на дворе, и все помянули князя по предковскому обычаю и подивились тоже предковской силе духа молодой княгини. Однако молчаливая, но терзающая скорбь, вероятно, так тяготила и пугала княгиню, что она страшилась мысли оставаться с нею сам-на-сам: бабушка берегла свою отвагу, свою душевную бодрость. Средством для этого она избрала едва ли не самое лучшее из всех средств — именно усиленную деятельность. Тотчас же после поминовения усопшего бабушка принялась самым энергическим образом за распорядки, в которых, нимало друг другу не мешая, шли и хозяйственные мероприятия и планы, и заботы о памяти мужа и об очистке всех его нравственных долгов. Во-первых, тотчас же после заупокойного обеда в ее комнату прямо из-за стола был позван Патрикей. Бабушка встретила его опять повторением выраженных ему вчера благодарностей за службу деду, а потом подала ему составленную ею отпускную и подарила из своего отцовского наследия пустынку в тридцать десятин за речкою Дранкою. Преданный Патрикей возроптал против этого и стал энергически отказываться, но бабушка принудила его молчать, сказав, что все это нужно для нее, так как «неблагодарность тягчит сердце человека». Вслед за сим она приказала тому же Патрикею, отдохнув, немедленно ехать засвидетельствовать эту вольную и потом во что бы то ни стало, где он хочет, разыскать и привезти ей трубача, разделявшего с дедом опасность в его последнем бою. А сама взялась за хозяйство: она потребовала из конторы все счеты и отчеты и беспрестанно призывала старост и бурмистров — во все входила, обо всем осведомилась и всем показала, что у нее и в тяжкой горести недреманное око. — Мать, — говорили крестьяне, — горе горюет, а детское добро бережет. Меж тем отъехавшему Патрикею предстояла нелегкая задача отыскать израненного солдата, путь которого, за выходом его в отставку, был бабушкиному послу неизвестен. К тому же Патрикей, который недаром пользовался доверием князя и княгини, потому что он был умен, находчив и сообразителен, здесь на первых же шагах обличил совсем не свойственное ему крайнее легкомыслие и ветреность. На другой же день после его отъезда лакейчонки, начав убирать переднюю, нашли в ящике, в столе, тщательно обернутую бумагу, по рассмотрении которой конторщиком она оказалась Патрикеевой вольною. Он должен был захватить ее с собою и завезти в палату, а между тем… бросил, как «дар напрасный, дар случайный» .

http://azbyka.ru/fiction/zahudalyj-rod/

Исповедовалась одна сестра пред духовником, и он спросил: «Не согрешила ли ещё чем?» «Да, отче, – ответила инокиня, – но я стыжусь сказать тебе». На это священник возразил ей: «Если ты не стыдилась грешить тайно пред Богом и святыми небесами, то что стыдишься исповедать твой грех предо мною, грешным и смертным человеком?» Потому хочу днесь запечатлеть в вашем сердце и совести сие правило: дщери мои, бойтесь Бога больше, чем людей. Старайтесь ни в чём не согрешать, но более всего храните себя от тайных грехов; если же по лукавству демонскому впадёте в них – тотчас, без промедления прибегайте к врачеванию, дабы не запустить болезнь и не сделать её смертоносной для душ ваших. Око Божие – недреманное, а ангелы-хранители ваши пребывают с вами на всякое время и во всяком месте. Непрестанно укореняйте в себе эту мысль. Ежедневно и еженощно говорите в себе: «Бог смотрит, что я делаю. Пресвятая Богородица смотрит, что я делаю. Господи, сохрани меня от греха. Господи, сохрани меня от греха. Господи, сохрани меня от тайного прегрешения». И Бог притечёт вам в помощь и не попустит вам согрешить. И сохранит Он вас в чистоте и святыне для райского брака с Христом пречистым и пресвятым. Старайтесь быть кроткими и смиренными, не только внешне, пред людьми, но ещё более внутри, в сердце. Вы знаете, как сказал о себе Господь наш Иисус Христос: «Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11:28–29 ). Гордость есть один из наиопаснейших тайных грехов. Гордая душа сама себя величает и превозносит, других же презирает и уничижает. И никто не любит гордую душу – но каждый любит кроткую и смиренную. Кроткая и смиренная сестра всегда сестрам милее всех. Она подобна некоему тихому пристанищу, к коему плывут все гонимые бурею житейскою. Она милует, утешает, ободряет, помогает, заменяет, покоит всякую сестру. Гордая душа ни сама не имеет мира, ни другого не может умирить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

На смену сталинскому ОСО (особому совещанию) в Америке создаются военные коллегии, которые могут судить “незаконных комбатантов” и просто граждан, причем коллегии могут использовать признания, полученные под пыткой. Коллегия может использовать закрытые показания контрразведки, не показывая их обвиняемому, и приговаривать к смертной казни. Теперь арестованных можно держать неограниченное время и скрывать факт их задержания. Таким образом, в США в наши дни были ликвидированы все основные свободы граждан, завоеванные буржуазными революциями. Так сбылось предсказание Юджина Ростоу, американского политолога русского происхождения. В начале 1960-х Ростоу писал о неминуемой конвергенции советского и капиталистического строев. Однако оптимист Ростоу считал, что возникший в результате конвергенции режим унаследует лучшие черты своих предшественников. Тут он ошибался. Сейчас Запад утратил свои преимущества, а Восток – свои. Безработица, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, необходимость платить за школу и врача пришли и в Россию. Сталинские ОСО, недреманное око Большого Брата пришли на Запад… Более трех миллионов человек сидят в американском ГУЛАГе, принося прекрасные дивиденды хозяевам приватизированных тюрем. Место 58-й статьи заняло новое законодательство о “поддержке терроризма”. Американский профессор, осудивший пытки в Гуантанамо, лишился работы и был привлечен к ответственности за “поддержку террористов”. Филантропическая организация, собиравшая деньги в помощь обнищавшим жителям Газы, лишилась средств и была запрещена по той же причине. Американские демократические обозреватели все чаще говорят о победе фашизма. Победа 1945 года кажется зачастую только ступенью в споре – каким путем будет развиваться тоталитарная фашистская модель мира. Вместо неуклюжей, склонной к национальной архаике немецкой модели, вместо советской с ее заботой о человеке, человечество идет жесткой и не склонной к сантиментам тирании. И на этом фоне Россия снова может показаться царством свободы. Недаром на интернет-бордах западные радикалы все чаще обсуждают возможность эмиграции в Россию… » (Политический журнал. Архив. 37–38 (132–133). 19 октября 2006 г.).

http://pravoslavie.ru/769.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010