В куполе храма – отечество; на своде – символ веры ; на стенах: северной – Евангелие и акафист Богоматери; южной – Евангелие, эпизоды из жизни Иоанна Предтечи и акафист Богоматери; западной – Евангелие, жизнь Иоанна Предтечи и песнь песней; на откосе южного окна, на клиросе, Недреманное око. Более 60-ти единоличных изображений святых вселенской и русской церкви размещены в алтаре и средней части храма. От старинных стенописей Спасской обыденной церкви в Вологде уцелели лишь некоторые изображения из Ветхого Завета в притворе в стиле и манере западных гравюр. В Ростове Ярославском заслуживают внимания стенописи в церкви Спаса на Сенях в кремле XVII в. В главном и существенном они близко подходят к ярославским: в алтаре те же изображения: «О тебе радуется» и святителей, в жертвеннике – «се агнец», св. диаконы, «что тя наречет», св. София премудрость Божия; в диаконнике распятие Спасителя, преподобные и похвала пресвятой Богородицы. В куполе храма – Бог Отец (!), в своде – страсти Христовы, на стенах – чудеса Евангелия и последние дни земной жизни Иисуса Христа. К возвышенной солее храма примыкают изображения праздников господских и богородичных. Особенный интерес представляет роспись каменной алтарной преграды; на ней изображены: евхаристия, по древнему переводу, крещение Иисуса Христа, сретение, рождество Богородицы и благовещение; выше – Деисус, потом пророки, выше – праотцы, наконец распятие; здесь, следовательно, те же самые изображения, что и в четырехъярусных деревянных иконостасах. Такого же плана и характера роспись в церкви Иоанна Богослова XVII в., с тою особенностию, что здесь введены в роспись изображения, относящиеся к жизни св. Иоанна Богослова. Каменная иконостасная стена украшена пятью рядами изображений – праздников (1-й и 3-й ряды), Деисуса, пророков и праотцев с распятием вверху. Древнее предание о св. Авраамии ростовском нашло свое выражение в сцене низвержения идола этим святым, на западной стене. В папертях, окружающих эту церковь с трех сторон, помещены деяния апостолов, по связи с посвящением храма имени апостола Иоанна. Воскресенская церковь в ростовском кремле заключает в себе, между прочим, обширные циклы изображений из Ветхого Завета и апокалипсиса в своих притворах. Сохранились старинные росписи также в церкви Одигитрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Стенописи Петропавловской церкви сделаны, вероятно, одновременно с построением церкви в 1691 году, но обнаруживают следы поновлений. Богоматерь «честнейшую херувим» в алтарной апсиде представлена в короне; в жертвеннике «се агнец» и диаконы; в диаконнике – древо Иессея и преподобные. В сводах – праздники и «премудрость созда себе дом»; на стенах храма (с., ю., з.) Евангелие, причем наряду с евангельскими сценами помещен (ю.) и апокрифический суд над Иисусом Христом. Кроме того, на южной и западной стенах внизу – история Давида, а на западной – песнь песней; на северной – акафист Богоматери, где между прочим, находится и коронование Богоматери с надписью: «радуйся, яко твоя радость во век не скончается»; события из жизни Никиты Столпника, переяславского чудотворца, помещенные здесь потому, что в Петровском монастыре, на месте которого построена настоящая церковь , хранились вериги этого чудотворца, вынутые из Волги; здесь же в нише – Недреманное Око в обычных формах, с надписью в свитке херувима: «се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля». Стенописи Богоявленской церкви исполнены при патриархе Адриане. Алтарь здесь не троечастный, как в других ярославских храмах, но состоит из одного обширного помещения, в котором устроены и жертвенник и диаконник. Простор алтаря дал возможность иконописцу широко развернуть картину литургии: в апсиде он изобразил «О тебе радуется»; по стенам алтаря: Григорий Богослов и святители (з.), проскомидия (сходит ангел Господень) и «се агнец» (с.); здесь же начало литургии «благослови Владыко» и вход с Евангелием; на другой стороне (ю.) чтение Апостола с надписью: «Христос Бог мир подавает, во премудрости всех утверждает»; благослови душе моя Господа с надписью: «тогда Иисус Христос подает благодать и мир любящим Его»: над ю.-з. окном «Яко да Царя». Конец литургии опять на с. стене: «достойно и праведно (св. Троица, ангелы и народ), победную песнь (И. Христос стоит в чаше на престоле), святая святым» (И. Христос лежит в чаше, ангел закалает Его ножом), причащение мирян и заамвонная молитва (ангел с орарем стоит за престолом).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Образ Пречистой Богородицы Боголюбской, цка продолговата, оклад басемный, серебрян золочен, на полях святые, венец золотой, в венце лал да изумруд да яхонт лазорев да 2 винисы, около венца обнизано жемчугом мелким в одно зерно, жемчуг поосыпался. Образ Петра митрополита, цка велика продолговата, оклад басемный, венец сканный. Образ Ионы митрополита, цка велика, продолговата, оклад басемный, венец сканный. (л. 19) Образ Михаила архангела, цка велика, продолговата, оклад басемный, венец сканный, с финифтью. Лист 20 – чистый. (л. 21) Образы старые и ветхие, оклады серебряны золочены, басемные, по описным книгам 160-го года. Владимирской Пречистой Богородицы 78 икон, оклады и венцы серебряны золочены, басемные, и в том числе 12 икон – венцы сканные, с финифты, 5 икон – венцы резные, 1 икона – венец сканный да икона без венца. 33 иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия; в том числе 21 икона – оклады и венцы басемные, 7 икон – венцы сканные, с финифты, 3 иконы – венцы сканные, без финифты, 2 иконы – венцы резные, 3 иконы без венцов. 4 иконы Пречистой Богородицы Казанской, и в том числе у двух икон оклады и венцы басемные, у третей венец сканный с финифтью, у четвертой венца нет. 2 иконы Введение Пресвятой Богородицы. (л . 22) 4 иконы Рождества Богородицы. 3 иконы семи отрок. 8 икон Ярославских чудотворцев. Образ Рождества Христова, Поклонение волхвов, Воскресение Христово, Вознесение, на одной цке. Образ Недреманное Спасово око. Образ Рождества Богородицы, Покрова, Введение, Успение, на одной цке. 3 иконы Зачатие Иоанна. Образ Зачатия Иоанна Предтечи, оклад и дробницы басемные; венцы сканные, с финифты. 2 иконы Воскресения Христова, осмилистовые, оклад басемный, у одной иконы венцы сканные. 7 икон Воскресения Христова штилистовых. (л. 23) 4 иконы Богоявления Господня, и в том числе у одной иконы оклад и дробницы басемные, венцы сканные, с финифты. 2 иконы Вознесения Христова, оклад басемный. 6 икон Преображения Господня, и в том числе у одной иконы оклады и венцы сканные, с финифты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Когда было сказано это слово, Климатий, но некоему искушению сатанинскому, засмеялся, старец же на него посмотрев, строго сказал: «Ты, брат, прельщен бесом и смеешься безумно и неприлично: ты призван на плач, и смеешься; разве ты не слышал, что Господь ублажает плачущих и скорбит о смеющихся? Узнай же, что неразумно монаху болтать и смеяться неподобно, или быть дерзновенным: дерзновение отцы считают за самое худшее, рождающее все беды». И святой, сказав это и отвернувшись от Климатия, вошел во внутреннюю свою келлию, Климатий же тотчас, пав на лицо, был объять трепетом и дрожью. Дометиан, подивившись подобающей кротости святого старца и приличной твердости, собрал некоторых из святых отец и, вместе с Мароном, привел с просьбою за Климатия. Великий же, вняв молитвам отцов, вышел и воздвиг его лежащего, и знамением креста уврачевал дрожь и успокоил скрежет зубов. Восставив его здравым, он присоединил и врачевство для души, говоря: «Впредь внимай себе прилежно и не пренебрегай Божьими словами и учением отцов, а сделайся весь оком, как мы слышали о херувимах. Монаху должно соблюдать себя отовсюду и иметь душевное око недреманным на стражу себя, так как он всегда ходит среди сетей». Наказав и научив его такими наставлениями, утвердив прочих и устрашив примером, отпустил в мире. 31 . В пятьдесят четвертый год жизни великого Евфимия собрался первый вселенский собор в Ефесе. Тогда вышеупомянутый Синодий, муж честный, пресвитер святой церкви Мелитинской, придя на поклонение святым местам, прибыл в лавру, желая целовать великого Евфимия, а также и имея в лавре, как мы уже сказали, трех племянников: Стефана, Андрея и Гаиана. И целовав старца, он рассказал ему о нечестивой ереси Нестория, который, по попущению Божию, короткое время держал престол Константинопольский и возмутил вселенную своими злоучениями, рассказал ему о ревности и правой вере Кирилла архиепископа Александрийского и Акакия епископа Мелитинского, и о том, что будет на Нестория вселенский собор в Ефесе. Святой порадовался, услыхав про Акакия, который некоторым образом воспитал его в юности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Только к вам не заказан след, Только с вами не одиноко. Вы, – которых уж больше нет, Ты, мое недреманное Око. Точно ветром колеблема жердь, Я средь дней. И нету покоя. Только вами, ушедшими в смерть, Оправдается дело земное. Знаю, знаю – немотствует ад. Смерть лишилась губящего жала. Но я двери в немеркнущий сад Среди дней навсегда потеряла. Мукой пройдена каждая пядь, – Мукой, горечью, болью, пороком. Вам, любимым, дано предстоять За меня пред сияющим Оком. (195) Следующий раздел –  " Ликованье "  – по тональности отличается от большинства других. Стихи этого раздела свидетельствуют о духовной радости, которая открылась Е. Скобцовой в ее нищете и скитальчестве. Одно из самых замечательных – пророческих, трагических и просветленных стихов, входящих в этот раздел, – стихотворение об обретении человеком, обнищавшим из любви к людям, своего Дома в " лоне Божием " . Да, не беречь себя. Хочу на всех базарах Товаром будничным, голодным на потребу, За грош и каждому. В каких еще пожарах, Душа моя, ты подыматься будешь к небу? Никто, нигде, ничем, никак уж не поможет. Что человек для человека? Голос дальний? Иль сон забытый? Он уж не тревожит, – Немного радостней или печальней. Но есть защита крепкая. Иная помощь. Господня длань тяжелая. Ты – лоно Божье. Вот, безночлежная, я вечно дома. Дома. Одна в туманах ветреных, во мраке бездорожья. (217) Человек, лишенный настоящего отклика у ближних, находит иной покров и иную помощь – в Боге. Только нашедший такой Дом, очевидно, и может открыть свой дом для других, сделать из него убежище для всех страждущих и гонимых, как это сделает впоследствии мать Мария. По стихам " Ликованья " можно видеть, как из крайнего напряжения всех физических и духовных сил ( " Нищенство и пыль, и мелочь, мелочь,/И забота. Так, что нету сил… " ) при обращении ко Христу ( " Но не Ты ль мне руку укрепил,/Отвратил губительные стрелы? " ) рождается единение с Богом и духовная радость: Все смешалось, – радость и страданье, Теснота и ширь, и верх и дно, И над всем звенит, звенит одно

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Исцеление хромого апостолом Петром 59 . Апостолы перед старейшинами 60 . Смерть Анании и Сапфиры 61 . Исцеление Тавифы апостолом Петром 62 . Видение апостолом Петром плащаницы с животными 63 . Изведение из темницы апостола Петра 2 ярус 64 . Крещение евнуха апостолом Филиппом 65 . Симон-волхв предлагает деньги апостолам 66 . Обращение Савла 67 . Ослепление лжепророка 68 . Исцеление хромого апостолом Павлом 3 ярус 69 . Встреча народом апостолов Павла и Варнавы 70 . Встреча апостолов Павла и Силы с учеником Тимофеем 71 . Изгнание духа прорицания из служанки 72 . Апостолов Павла и Силу ведут в темницу 73 . Воскрешение юноши Евтихия 74 . Проповедь апостола Павла в доме в Троаде. Исцеление отца начальника острова Публия 75 . Изведение из темницы апостолов Павла и Силы 4 ярус 76 . Чудо на море около острова Мелита 77 . Исцеление отца начальника острова Публия 78 . Деисус 79 . Притча о книжнике, подобном хозяину, выносящему свои богатства из сокровищницы 80 . Притча о сучке и бревне 81 . Притча о мытаре и фарисее Алтарь 82 . Распятие (лопасть свода) 83 . Группа святых – патронов заказчика церкви и его семьи (арка алтаря) 84 . Новозаветная Троица (арка алтаря) 85 . Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (свод) 86 . Таинства – семь медальонов (конха апсиды) 87 . Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст (свод) 88 . Святители (свод) 89 . Христос «Великий Архиерей» и «Царь царей». Богоматерь крылатая, Иоанн Предтеча крылатый. Агнец (откосы и арка центрального окна) 90 . Евхаристический агнец (жертвенник, откос и арка левого окна) 91 . Христос «Благое молчание», архидьякон Стефан и Лаврентий (дьяконник, откосы и арка правого окна) 92 . Апостольская церковь (западная стена алтаря) 93 . Недреманное око ( над северной дверью) 94 . Деисус (19 в.) (над южной дверью) Южный придел 95 . Явление ангела пророку Ездре (южная лопасть свода) 96 . Христос Эммануил, раздающий венцы праведникам (западная и северная лопасти свода) Южная стена 97 . Архидьякон Стефан, побиваемый камнями Западная стена 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Стенная летопись, опоясывающая цокольную часть храма над ярусом «полотенец», сообщает: «По великой вере, по сердечному желанию и по душевному усердию великие государыни царицы и великие княгини иноки Александры всея Руси и брата ее благоверного и великого князя Бориса Феодоровича всея Руси государя и многих государств государя и обладателя и его благоверные царицы и великие княгини Марии и его царских чад благоверных царевича Феодора и великие царевны Ксении совершися бысть сия церковь на похвалу чудному и чудотворному образу нарицаемыя Смоленския в I-e [лето] славного государства его при святейшем Иеве патриархе лета 7106 Поскольку упомянутая дата может относиться к окончанию всех работ - и строительных, и живописных - и к созданию иконостаса, на основании этих слов нельзя с точностью заключить, была ли при Борисе Годунове выполнена полная роспись храма или к 1598 г. относятся только ее завершающие этапы. Датировка архитектуры собора сер. XVI в. сузила предположительные даты росписи до интервала 50-х гг. XVI в.- 1598 г., т. е. храм был расписан при Иоанне IV Грозном или при Борисе Годунове. Обнаруженные на первоначальной алтарной преграде остатки изображений преподобных в медальонах свидетельствуют о том, что до 1598 г., когда был устроен высокий иконостас, в соборе уже существовала монументальная живопись, но ни объем, ни характер этой росписи неизвестны ( Ретковская. 1955. С. 12). Соответствие архитектурным формам фресок, покрывающих стены и своды храма, говорит о том, что они были выполнены уже после завершения строительных работ и сооружения иконостаса. На протяжении XVII-XIX вв. живопись на стенах многократно промывали и прописывали, что вело к неизбежным повреждениям авторского красочного слоя. Известно, что большие работы, в ходе к-рых был создан ряд новых композиций, проводились в XVII в. В 1666 г. в соборе работали художники костромичи и устюжане под руководством ярославских иконописцев Ивана Елизарова и Федора Карпова. В нижнем ярусе вост. столбов наоса на вост. гранях ими были написаны композиции «Не рыдай Мене, Мати» (сев.-вост. столб) и «Спас Недреманное Око» (юго-вост. столб) ( Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1913. Т. 1. С. 80). Известны также имена 2 мастеров Оружейной палаты, работавших в соборе в 1685 г.,- Никифор Бовыкин и Василий Леонтьев (Там же. 1910. Т. 2. С. 156). Самые крупные работы производили в XVIII в. В 1759 г. все фрески были покрыты плотным слоем масляной записи, а нимбы и детали одежд позолочены. «Жесткие» методы расчистки, покрытие фресок олифой, замена участков древней живописи «реставрационными» дополнениями и затем новая пропись, выполненные Н. М. Сафоновым в кон. XIX - нач. XX в., существенно исказили первоначальную роспись.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Отголоском Смутного времени явились события 1635 года, когда Патриарх Иоасаф I встречал с крестным ходом в Москве останки царя Василия Шуйского, который скончался в польском плену и теперь был погребен в Архангельском соборе 407 . Красную площадь украшают два выдающихся памятника; собор Покрова на рву построен в XVI веке при Митрополите Макарии в связи со взятием Казани, а Патриарх Иоасаф освятил Казанский собор, воздвигнутый на Красной площади в память окончания Смутного времени и прославления Казанского чудотворного образа Богоматери. Во время пожара в 1626 году сильно пострадал Патриарший двор. Поэтому при Патриархе Филарете велись интенсивные ремонтно-восстановительные работы, причем сам двор при этом претерпел «обширную перестройку» 408 . «Преемник царственного Патриарха святитель Иоасаф 1-й застал свое домовое хозяйство в весьма удовлетворительном состоянии и за 8 лет управления Патриархией не производил капитальных перестроек Патриаршего двора. Но и при Иоасафе был постоянный ремонт, только довольно мелкий, обыкновенно вызываемый большим хозяйством. При этом святителе произведены были значительные постройки только на даче в Троицком-Голенищеве» 409 . Вскоре после своего восшествия на престол Патриарх Иоасаф повелел написать перед столовой палатой образ Христа Спасителя «Недреманное око», а также заново переписать изображения Богоматери Знамение, Живоначальной Троицы и святых 410 . В домовой патриаршей казне среди различных икон был образ «Соловецких чудотворцев» 411 . По благословению Патриарха Иоасафа на Руси основывались монашеские обители. В 1637 году «черным попом Ионою» был основан Троицкий Шенкурский монастырь 412 . В Нерехте по благословению Первосвятителя был освящен храм и при нем была устроена Сретенская обитель. В обители находилась икона, принесенная из Ярославля, от которой совершались чудеса. Затем в Ярославле была написана еще одна икона для Нерехты, от которой также начали совершаться чудеса. В Ярославль прибыл Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652) и повелел принести ее в Успенский собор. После этого жители не захотели отдавать икону в Нерехту, поэтому посланцы из Нерехты обратились к Патриарху Иоасафу с просьбой о содействии в перенесении иконы в Нерехту. В связи с этим Патриарх послал «свое писание к Ростовскому митрополиту Варалааму, повелеша отдати чудотворную икону» 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Роспись Б. с. отличается «многословностью», насыщенностью циклами и отдельными сюжетами. При этом для каждой композиции характерны усложненность, введение дополнительных эпизодов и персонажей, стремление наиболее подробно иллюстрировать текст. Мн. композиции являются уникальными в рус. монументальной живописи. Роспись подкупольного пространства собора. XVI в. Роспись подкупольного пространства собора. XVI в. В скуфье центральной главы помещено погрудное изображение Господа Вседержителя, ниже - 8 архангелов, между окнами - праматерь Ева, праотцы Адам, Авель, Ной, Енох, Сиф, Мелхиседек и Иаков (все в рост), в основании - 12 медальонов с изображением сыновей Иакова - «Колен Израиля». В сев.-вост. главе - «Богоматерь Знамение», ниже - полуфигуры пророков с развернутыми свитками. Основой для этой композиции, возможно, послужила «Похвала Богоматери». Скуфью юго-вост. главы занимает изображение Саваофа (одно из наиболее ранних в рус. живописи) в окружении херувимов. В парусах центральной главы написаны евангелисты, на подпружных арках - пророки в рост. Нетрадиционно изображение прор. Моисея с пышными волосами и короткой бородкой, облаченного в царские одежды, с чашей в руках. Праздники написаны на сводах и в люнетах центральной части храма и вимы: на вост. столпах - «Благовещение», ниже помещены композиции «Спас Недреманное Око» и «Моисей перед Неопалимой Купиной», в люнете юж. стены - «Рождество Христово», в люнете сев. стены - «Успение Богоматери». На центральном своде над хорами - «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», в люнете - «Преображение». Свод вимы занимает «Вознесение», ниже на стенах помещены «Распятие Христово» и «Сошествие во ад». Для всех композиций характерно включение множества дополнительных эпизодов. На щеке арки расположено «Сошествие Св. Духа», вероятно, изначально в центре было изображение Богоматери. Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Роспись юго-зап. столпа. XVI в. Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Роспись юго-зап. столпа. XVI в.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Владимирская икона Божией Матери с клеймами Жития праведных Иоакима и Анны из ц. Вознесения в Пскове. 2-я пол. XVI в. (ПИАМ) Владимирская икона Божией Матери с клеймами Жития праведных Иоакима и Анны из ц. Вознесения в Пскове. 2-я пол. XVI в. (ПИАМ) В наст. время в соборе арх. Михаила, у правого клироса под сенью, находится В. и. в новой жемчужной ризе с цветными стеклами, называемая в мон-ре «Умиление» и почитаемая как древняя чудотворная (по монастырскому преданию 1524). В пещерной ц. Успения почитаются 2 аналогичные иконы, одна стоит в главном иконостасе, слева от царских врат; на окладе надпись о «сооружении» этого образа в 1900 г. 2-я, возможно XVI в., находится на столпе у клироса, напротив центрального алтаря; ее обычно берут в крестный ход. В этой церкви имеется еще одна В. и. с образами святых на полях. Все иконы поновлены, что затрудняет определение датировки и отождествление их с древней монастырской святыней. В храмах Пскова В. и. появились, вероятно, во 2-й пол. XVI в. В нач. XX в. они находились в Троицком соборе («очень древняя», в дорогом окладе), в Вознесенском мон-ре («старинного письма»), в ц. Вознесения (XVI? в. со сказанием о Божией Матери), в ц. свт. Николая в Любятове (чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Любятовская, с праздниками, называемая также «Владимирская»), и еще 2 иконы в др. храмах ( Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 2001. С. 84, 121, 139, 148, 156, 239-240). Сохранилась икона из ц. Вознесения (154 ´ 128 см; ПИАМ). Изображение В. и. в среднике с большой точностью повторяет чудотворную В. и. из Успенского собора Московского Кремля, поновленную в 1514 г. На полях помещено 21 клеймо: в центре верхнего поля Св. Троица, 17 клейм иллюстрируют Житие праведных Иоакима и Анны, а также Богородицы, на 2 клеймах изображены самые значительные события из истории чудотворной В. и. (клеймо 6 - «Моление перед Владимирской иконой в Успенском соборе Владимира в 1395 г.»; клеймо 9 - «Сретение Владимирской иконы у града Москвы»), в клейме 18 помещено особо почитаемое в Пскове изображение «Спас Недреманное Око». Вероятно, В. и. была создана после чудесного спасения Пскова от разорения Стефаном Баторием. В. и. в Иосифо-Волоколамском монастыре

http://pravenc.ru/text/154962.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010