22 — Слово плоть бысть 23 — Свято-Ильинская 25 — Римская (Лиддская) (8 век) 26 — Молдавская (1863) 27 — Феодоровская (1239) 27 — Феодоровская в с. Дмитровец 27 — Феодоровская-Городецкая АПРЕЛЬ 1 — Умиление (1103) 6 — Тучная Гора 225 7 — Благовещение Пресвятой Богородицы 7 — Благовещение — Московская (1731) 7 — Благовещение — в Киеве: Прядущая 7 — Боголюбская-Зимаровская (1771) 8 — Мелетинская 13 — Иверская 14 — Ключ разумения 16 — Неувядаемый цвет 17 — Герондисса (Старица) 17 — Живоносный источник 17 — Избавительница 19 — Теребовльская 20 — Византийская (732) 21 — Испанская (792) 22 — Цесарская (792) 24 — Бежевская 25 — Муромская (1291) 25 — Белыничская 27 — Виленская (1495) 29 — Тамбовская (1692) 29 — Ильинская-Черниговская (1658) 29 — Черниговская-Ильинская в Гефсиманском саду МАЙ 1 — Максимовская (1299) 3 — Кипяжская 3 — Кипрская 7 — Молченская (1635) 8 — Цареградская (1071) 10 — Иверская на Афоне (9 век) 11 — Львовская (1182) 14 — Византийская (732) 14 — Царевококшайская-Мироносицкая (1647) 14 — Нечаянная Радость 14 — Андрониковская 15 — Путивльская (1238) 15 — Вутиванская 15 — Владимирская (1634) 16 — Пекинская (682) 16 — Киево-Печерская Успения (1073) 16 — Печерская (1085) 16 — Свенская-Печерская (1288) 16 — Печерская с предстоящими 16 — Печерская Нерукотворенная 17 — Старорусская (1570) 20 — Любечская в Киеве (1690) 20 — Любечская в Любече 20 — Жировицкая (1191) 22 — Перекопская (1709) 23 — Киево-Братская (1654) 25 — Кипрская 27 — Теребинская 27 — Ярославская-Печерская (1823) 27 — Серафимо-Понетаевская 28 — Вышенская-Казанская ИЮНЬ 3 — Владимирская (1155) 3 — Владимирская-Оранская (1629) 3 — Владимирская-Красногорская (1603) 6 — Ржевская (1572) 8 — Владимирская-Селигерская 10 — Антиохийская 10 — Никейская (304) 10 — Умиление-Галичская 10 — Орловская (1643) 11 — Мателикийская (991) 11 — Споручница грешных 11 — Недремлющее Око 11 — Недреманное Око Спасово 12 — Цесарская-Боровская 15 — Груздовская 16 — Югская 18 — Игоревская 19 — Пименовская (1381) 21 — Ярославская (13 век)

http://pravicon.com/text-34

надписью: «Возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его?» (Быт 49. 9). Христологическая символика льва, восходящая к писаниям Оригена, была последовательно развита в «Физиологе» Епифания Кипрского. Ее основу составили 2 представления: лев, спящий с открытыми глазами, напоминает Христа, Который во время сна, естественного для человека, одновременно бодрствует как Бог; львица приносит мертвое потомство, оживляемое на 3-й день дыханием льва, что указывает на волю Бога Отца, воскресившего Сына на 3-й день. «Первая параллель ассоциировалась с идеей воплощения посланного на землю Бога-человека, вторая с его жертвой, воскресением и тем самым искуплением» ( Ружицка-Брызек. 1994. С. 114). В рус. книжности сохранились указания на использование подробных сопроводительных надписей при изображении «Н. О.». В ст. «Подпись образу Недреманнаго Ока», опубликованной по тексту рукописного сборника Н. П. Кондаковым ( Кондаков. 1905. С. 67-68), было рекомендовано снабжать икону следующими надписями: на верхнем поле - «Безначальнаго Тя Отца, и Тебе, Христе Боже, и Пресвятый Твой Дух, Херувимски дерзающе глаголем: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»; у Спаса на одре - «Господь Сый Вседержитель и Бог, Провидящее Око и Недремаемо, посреде земли на Крест вознесеся»; ниже одра - «Из Девы безмужныя пройде, Христе, приим от Нея плоть мысленну и одушевленну, истлевшее человеческое существо обнови». Т. о., в надписях на иконах предписывалось акцентировать темы Боговоплощения, Жертвы и Воскресения. В XVI-XVII вв. получили распространение толкования символики образа «Н. О.», впоследствии воспринятые старообрядцами: «Лев спит единым оком, а другим зрит; тако и Христос поспа во гробе плотию и вся виде Божеством. А то ангел Господен преобразует смерть Господню и держит крест и трость и губу» ( Уваров. 1867. С. 132). Лит.: Уваров А. С. Недремаемое Око Спасово: Отрывок из рус. символики//Древности: Тр. МАО. М., 1867. Т. 1. Вып. 2. С. 125-134; То же// Он же. Сб. мелких трудов. М., 1910. С. 134-140; Редин Е.

http://pravenc.ru/text/2564828.html

О, царица городов царствующих! Многих союзников ты избавляла от опасностей, и многих, преклонявших колена, защищала оружием: а теперь сама ты обречена на истребление и лишена помощников. О, красота и велелепие досточтимых храмов, величие, изящество, и художественное убранство! О, фимиам, бескровная жертва и таинственная трапеза! О, жертвенник и алтарь неприступный и святой! Как это угрожает тебе осквернение вражьими ногами? О, святость и вера совершенная и служение чистое! Как это расширяются на вас уста нечестивых и гордых? О, седина Иереев и помазание и святительство! О, храм мой, святилище Божие, святая София, недреманное око вселенной! Рыдайте девы, дщери Иерусалима. Плачьте юноши города Иерусалима. Горюйте матери. Проливайте слёзы и дети, проливайте. Ибо тяжкие страдания и в вас возбуждают сочувствие. Плачьте о том, что умножились наши бедствия, и нет избавителя, нет помощника». 6 . В 1204 году Латины взяли Константинополь, произвели в нём изумительные кощунства и неистовства. Это величайшее бедствие оплакал пострадавший тогда историк Никита Хониат . Вот плач его: «О, город, город, око всех городов, предмет рассказов во всём мире, зрелище ненаглядное, кормитель церквей, вождь веры, путеводитель православия, попечитель просвещения, вместилище всякого блага! И ты испил чашу гнева от руки Господней, и ты сделался жертвою огня, более лютого, чем тот огонь, который ниспал древле на пять городов! Что скажу о тебе? Чему уподоблю тебя? Преисполнился сосуд погубления твоего, как говорил Иеремия, проливая слёзы и печалясь о древнем Сионе. ( Плач.1:13 ). Какие злотворные силы постигли тебя и сделали тебя своею забавою? Какие безбожные злодеи, завистливые и безжалостные бесы наглумились над тобою своим диким глумлением? Увы. Ты был многочаден, облачался в виссон и в царскую порфиру; а теперь грязен, растрёпан, обречён на все беды и лишён собственных своих детей. Увы! ты прежде был высоко престолов, шагал далеко и высоко, был величествен по виду, достоин удивления по красоте: а теперь низринут; изорваны твои нарядные хитоны и пышные царственные уборы головные; потускнел весёлый взор твой; и ты на старую стряпуху похож лицом своим, покрытым сажей, когда-то светлым и радостным, а теперь изборождённым старческими морщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Память об апостолах — не в поедании огурцов… А как у нас? Часто одно подумал, другое сказал, третье сделал, а четвертое вышло. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Это когда вот только что в человеке сияла вера Христова, а через пять минут вылез кроманьонец с дубиной. 10 июня, 2012 А как у нас? Часто одно подумал, другое сказал, третье сделал, а четвертое вышло. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Это когда вот только что в человеке сияла вера Христова, а через пять минут вылез кроманьонец с дубиной. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» — Ап. Павел. Много прекрасных икон Спасителя написал благодарный Человек, ища душой любимый Образ Бога. Святые люди, пребывая в духе, восхищали из горних высот образа: Златые Власы, Спаса Недреманное Око, Ярое око, Архиерей Архиереям. Казалось бы, за две тысячи лет изографы сказали нам все о Воплощенном Боге. Но нет! Как-то не прозвучала в иконах радость Христа, взявшего на руки мальчика Игнатия, Спасителя, явившегося по Воскресении ученикам на берегу озера и готовящего им на костре рыбу печеную. Неужели при этом Он оставался таким же грозным, суровым, погруженным в дела Вселенной, как это часто мы видим на греческих иконах? Нет. Христос-Пантократор За скобками также осталось еще одно Евангельское событие, в котором мы можем увидеть легкую улыбку Христа и доброжелательную тонкую шутку. Вот сидит под деревом деревенский «богослов» Нафанаил. Перед ним СТОИТ Творец Мира, ангелов, духов и самого Нафанаила. И житель глухой деревушки вместо приветствия говорит Христу!!! : « … из Назарета может ли быть что доброе?» И Бог, наверное, не с грозным ликом шутит, не укоряя и ничуть не оскорбляя человека: — Вот израильтянин, в ком нет Лукавства. Через несколько минут Нафанаил бросает дом, семью, работу и уходит вслед за Христом. Поразительно точные слова: «В ком нет лукавства». Один из священников, живущих ныне в Сибири, писал о том, что в работе с коренными жителями Сибири нужна осмотрительность, так как среди них много людей, живущих в евангельской простоте.

http://pravmir.ru/put-apostolov-ne-v-ogu...

Припев: Преподобне отче наш Александре, моли Бога о нас. Припев: Преподобный отче наш Александр, моли Бога о нас. Ветрилом, отче, Креста, душевный твой корабль окормив,/благоутишно же и легко житейскаго лютаго потопления избегл еси/и к тишине Божественных извлекл еси пристанищ, радуяся. Парусом Креста корабль души твоей направив, отче,/ты тихо и легко житейского страшного потопления избег,/и к тишине пристаней Божественных причалил, радуясь. Обретая, отче, сам себе, всеблаженне,/всю нощь стоял еси, яко безплотен,/недреманно око имел еси и чисто, якоже зерцало, духовною зарею/и Божественная явления чистым помыслом приемля. Обретая сам себя, отче, всеблаженный,/ты все ночи подобно бесплотному стоял,/око хранил недремлющим и чистым/как зеркало, озаряемое Духом,/и Божественные явления/чистым помыслом принимал. Слава: Яко Божественный зрится рай, премудре, храм, имея в себе твоих мощей раку,/цветы принося чудесныя, имиже сердца наслаждаются/верою, Александре, присно хвалящих тя. Слава: Храм, имеющий в себе/раку мощей твоих, премудрый Александр,/созерцается как рай Божественный,/приносящий чудесные цветы,/которыми услаждаются сердца/непрестанно с верою тебя восхваляющих. И ныне: Святая Богородице, освяти нас,/Яже Пресвятаго Бога рождши плотию,/уподобитися восхотевша человеком,/и Небеснаго жития вся покажи, Пречистая, причастники молитвами Твоими. И ныне: Освяти нас, святая Богородица,/родившая во плоти Пресвятого Бога,/уподобиться людям восхотевшего,/и всех яви жития небесного причастниками/молитвами Твоими, Пречистая. Песнь 5 Ирмос: Ты, Господи, мой свет,/в мир пришел еси./Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения/верою воспевающих Тя. Ирмос: Ты, Господи мой, светом в мир пришел,/светом святым, от мрака неведения обращающим/с верою воспевающих Тебя. Припев: Преподобне отче наш Александре, моли Бога о нас. Припев: Преподобный отче наш Александр, моли Бога о нас. Просвещаемь зарею, отче, невечернею и Божественным облистанием,/бесовский мрак и страстную мглу отгнал еси,/и явился еси столп светозарен,/лествица воистинну, к Богу верныя возводящи.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

Было бы ошибкой считать все сооружения иконостасов и икон в русских церквах только частью убранства. Все эти иконы, пояса и части имели особый духовный смысл. Благочестивые люди, обходя с поклонами иконостас, поминали в молитвах особо различных святых, совершали служение Церкви. Особое место в русской иконописи получили Царские врата и двери северные и южные в иконостасе; из них «Царские» – средние, досчатые и резные, состоящие из сени и столбцов. В иконостасе новгородской св. Софии от 1528г. двери были «сугубее первых в высоту и ширину», а потому на сени (киоте), дверях и столбцах «иконного поклонения святых яко шестьдесят шесть», и «крест честный на версе дверей поставлен был от Калики Хрусталя» (ср. так называемые «Корсунские кресты» в Московском Успенском соборе). Обычным иконным украшением «для поклонения» на Царских дверях было: Благовещение, 4 Евангелиста; темы перешли сюда из стенной росписи, с передних столбов церкви и с парусов. На столбцах, служивших для укрепления дверей, изображались: Спас, Божия Матерь, столпники, святители Вселенские и св. дьяконы с ковчежцами и кадильницами, перенесенные со стен алтаря, закрытых иконостасом. На северных и южных дверях изображались: архангел Михаил, архангел Гавриил, Ангел Хранитель, архидиаконы Стефан и Филипп, прор. Даниил, благоразумный разбойник, Адамово создание, изгнание из рая, «лествица», лоно Авраамово и пр. Наконец, на сени или киоте: Тайная Вечеря, Троица, Нерукотворный Образ, Великий Архиерей, Знамение Божией Матери, София Премудрость Божия, позднее – Агнец на дискосе, Бог Отец, Всевидящее Око. В главном храме Успения Божией Матери в Свияжском Богородицком монастыре (опись 1614г.) значится: «Двери северские, да по другую сторону двери у полатки, обои на золоте, а на них писаны повести из Патерика». В малой церкви Николая Чудотворца на дверях северных «на празелени писан образ Алексия человека Божия». В том же храме, по описи, за левым клиросом в иконостасе указывается «образ местной Спас Недреманное Око в киоте», у клироса, «образ местной София Премудрость Божия в киоте», «да у крылосов по сторонам двенадцать икон, а на них писаны минеи месячные святые дванадесять месяц на золоте в киотах» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 8, 2009 год РАДОСТИ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Сусанино Сусанино — небольшой поселок в Гатчинском районе, недалеко от Вырицы. Место совсем не фешенебельное, без новомодных коттеджей. Проблемы обычны для сельской местности: безработица, пьянство. Но Сусанино — один из немногих пригородов, хорошо известных православным паломникам: здесь церковная жизнь не прекращалась в годы советской власти, и здесь покоится блаженная Любушка, к которой приезжают паломники даже из других городов. «Бури прошли, расточились врази…» Свое название дачный поселок получил в честь 300-летия царствования Дома Романовых: в год празднования местные жители обратились к властям с просьбой переименовать железнодорожную станцию и поселок в честь Ивана Сусанина, 300-летие подвига которого отмечалось одновременно с юбилеем Царствующего Дома. Поселку, в отличие от большинства населенных пунктов в Ленобласти, повезло: Казанский храм действует и почти никогда не закрывался. А построен он был еще тогда, когда Сусанино называлось Малая Ковшовка, по проекту петербургского архитектора Бориса Басина. Правда, в 1939 году церковь была закрыта, а купол и колокольню разобрали на кирпичи. Возможно, и весь храм постигла бы такая же участь, но началась война. По свидетельству местных жителей (а в поселке еще живы те, кто это помнит), когда пришли немцы, храм открыли, и — удивительное дело — немецкие солдаты молились здесь вместе с местными жителями. Но вскоре на смену обычным армейским частям пришли эсэсовцы, и храм был вновь закрыт. И вновь ненадолго: после войны церковная жизнь возродилась. Большинство икон и утварь не сгинули в годы гонений и войны: прихожане разобрали церковное имущество по домам и спрятали. Поэтому и сейчас образа в храме в основном старинные, дореволюционного письма: и главная храмовая икона Казанской Божией Матери, и икона мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и довольно редкий образ Спаса Недреманное Око работы палехских иконописцев. В храме сохранился мраморный напольный киот, сделанный по заказу строительницы храма Александры Семеновой с иконами небесных покровителей членов ее семьи; всех их, выполняя завещание Александры Герасимовны, поминают на каждой службе. Иконы храма ценны не только как исторические памятники — перед ними молилась блаженная странница Любушка Сусанинская.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/8/61...

Возведение храма Казанской иконы Божией Матери в Сусанино началось в 1908 году. Проект разработал санкт-петербургский архитектор Борис Николаевич Басин. Средства на строительство церкви были пожертвованы Александрой Герасимовной Семеновой. Чин освящения возглавил епископ Гдовский Вениамин (Казанский) в начале сентября 1910 года. Тогда же в поселке Сусанино была построена церковно-приходская школа, средства на строительство которой были также пожертвованы Александрой Семеновой. К новой церкви относилась и располагавшаяся рядом деревянная часовенка. В 1939 году храм был закрыт, купол демонтирован, колокольня разобрана на кирпичи. Скорее всего, вся церковь была бы постепенно разобрана, но началась война. Во время немецкой оккупации местные жители обратились к немецким властям с просьбой разрешить открыть церковь. В 1941 году, 22 октября, открывшийся храм освятил иеромонах Сергий. По воспоминаниям старожилов, во время освящения православные прихожане с удивлением наблюдали за тем, как вместе с ними молились православным святым и рядовые немецкие солдаты. Когда вместо армейских частей в село пришли эсэсовцы, храм вновь закрыли. После окончания войны церковь открыли. В 1947 году рядом с церковью шло строительство церковного дома. В 1951 году был разработан проект реставрации колокольни и купола. Благодаря настойчивости настоятеля церкви отца Николая Андреева работа была успешно завершена. В 1960-е годы обновили и перестроили дощатый иконостас. Церкви в Сусанино повезло – большая часть церковной утвари и практически все иконы уцелели и во время гонений на веру в годы революции, и во время Отечественной войны. Случилось это благодаря прихожанам, которые прятали церковную утварь, а после того как опасность разграбления или уничтожения миновала, вернули все в храм. Сейчас в церкви можно увидеть старинные иконы, главные из которых – Казанской Божией Матери, мучениц Веры, Надежды, Любови и редчайший образ Спаса Недреманное Око, выполненные палехскими мастерами-иконописцами. До наших дней дошел и напольный киот из мрамора, выполненный по заказу Александры Семеновой. В киоте изображены лики небесных покровителей ее семьи.

http://sobory.ru/article/?object=01274

С 2000 года ктитор храма - Константин Малофеев , основатель Благотворительного фонда святителя Василия Великого . В храме действует воскресная школа " Вертоград " , есть баптистерий . Архитектура Росписи храма Михаила Архангела в Пущине. Фото с сайта sobory.ru. Кирпичная одноглавая церковь эклектичной архитектуры с чертами русского стиля, с трапезной и колокольней. Иконостас белокаменный. Растительные орнаменты, львы и птицы вырезанны из камня. Иконостас изготовлен из владимирского камня владимирскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны иконописцами Александром Лавданским, Андреем Бубновым-Петросяном, Анатолием Этенейером, Алексеем Лукашиным, Марией Фофановой, Людмилой Мининой. Стены храма украшают иконы святителей, выполненные Александром Чашкиным. В трапезной два деревянных придела: Успенский, в память о том, что когда-то на территории Пущинской усадьбы стоял Успенский храм, и в честь равноапостольного царя Константина - небесного покровителя главного ктитора храма. Росписи храма написаны бригадой молодых иконописцев - выпускников ПСТГУ под руководством Самолыго И.Ю. В основе программы росписей каноны Византийского искусства: в куполе - образ Христа Пантократора , в барабане - Архангелы , в парусах - Херувимы , в подкупольном пространстве, образующем в плане крест - евангелисты . Следующая ступень - арки - раскрывают тайну сотворения человека и его Искупления - Пресвятая Троица , Не рыдай Мене Мати , Спас Недреманное Око , Ангел Великого Совета на иконе София Премудрость Божия . От наивысших горних сфер взор спускается к событиям Евангельской истории, событиям, происходящим как бы на границе Небесного и земного. В лепестках сводов - композиции двунадесятых праздников. И уже ближе к земле - события из истории Церкви земной. Ряд медальонов с изображениями святых первых веков христианства отделяет композиции нижнего яруса, где изображены святые в рост. Как стены держат своды храма, так святые угодники своим подвигом держат Церковь, являются Её «столпами», в духовной брани они стоят на страже Церкви. В алтаре - поясной образ Богородицы Оранты , композиция Причащение апостолов и святители. Росписи ориентированы на Византийское и Сербское искусство XIV века.

http://drevo-info.ru/articles/13680039.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010