211 Находящаяся над вратами св. икона помещается в стенной нише, над вратами Ватопедского монастыря, с наружной стороны; изображение на ней сходно с изображением на Иверской св. иконе. 212 Неамонийская св. икона явилась 20 мая 1040 г. на о. Хиосе, в монастыре, называвшемся „Неа мони“ (т. е. Новая обитель). 213 На св. иконе Недреманное око Спасово изображен Иисус Христос, глубоко задумавшимся младенцем, возлежащим и опирающимся на одну руку. Ему предстоят с одной стороны Богоматерь, a с другой – ангел; над главою Его два серафима держат орудия страданий: крест, копие и трость; да самом верху благословляющая правая рука Бога Отца и нисходящий на Богомладенца в виде голубя Дух Святой. Эта св. икона по своему происхождению считается древнею (но, по мнению некоторых, не раньше XV в.). Существует и другое символическое изображение с тем же наименованием. На нем Иисус Христос изображен в виде отрока, возлежащего на одре; с левой стороны к Нему приближается с выражением материнской любви Божия Матерь; с правой – ангел показывает Ему, держа в руке, крест, копие и трость – орудия страданий. Над Отроком парит другой ангел и осеняет Его рипидою. В таком виде эта икона была описана Ф. И. Буслаевым (см. Московские молельни. Сборник Общества древнерус. искусства на 1866 г.). Близкое к этому изображению указывается в фреске Костромской Воскресенской церкви XVII в. (см. Костромские церк. древности. Изд. Общества любителей древней письменности). 214 Нерукотворенная Камулианская св. икона, упоминаемая в житии пр. Василия Нового (26 мар.), явилась в 392 г. в г. Камулианах, в Калподокии, откуда в 547 г. была перенесена в Константинополь, где во имя ее был устроен храм. 215 На св. иконе, именуемой He сгоревшая во время пожара , Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, прильнувшим Своей левою ланитою к правой ланите Богоматери и обнявшим Ее так, что Его левая рука покоится на левой ланите Богоматери, а правая простерта к Ее левому плечу. Во время страшного пожара, опустошившего в 1711 г. Афонскую Хиландарскую обитель, эта св. икона, находившаяся там в дохиарной, которая была уничтожена огнем, осталась невредимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

III, 16). «Храните плоть вашу, как храм Божий» (св. Игнатий Богоносец, ВЧ — 162). Поэтому говорить о применении учения Отцов в современной мирской жизни, о его приложении к нам, это то же самое, что говорить о сохранении вообще христианства в миру. Христианский путь в истории всегда знал и знает, как сохранять свою верность Богу, не уходя из мира. Христианство в миру сохраняется в отречении от мира греха и в перемещении себя в духовную жизнь. «Чадце духовное! — читаем мы в одном письме от Амвросия Оптинского, — пишешь, что у тебя в настоящее время господствуют в душе три чувства: первое чувство — усиливающееся желание хорошей истинно–христианской жизни и любви к Богу и частое влечение к внутренней молитве, вследствие чего, конечно, есть любовь и желание внутреннего монашества; наружное же тебе еще недоступно… Находясь в таком положении, держись строже и точнее Евангельского учения» (АМ — 27). Отречение от мира, при жизни в этом же мире, есть, конечно, «внутреннее монашество» или «монастырь в миру». Его закономерность есть общая закономерность христианства, стремящегося к тому, чтобы голос мирского тления не заглушил голос Божий, призывающий в нетление. Обмирщение в человеке и в церкви есть погружение в тело смерти (Рим. VII, 24), с забвением о «теле вечности», — начало всех падений человека и всех церковных ересей, центральная измена христианскому делу. Характерно, что именно «необмирщенность» Отцы считают одним из первых признаков духовности, т. е. стяжания Святого Духа. «Крестившиеся в Духе Святом облеклись во всего Христа, стали сынами света и ходят в невечернем свете, видя мир, не видят и, слыша мирское, не слышат… Они мертвы для мира, и мир мертв для них» (преп. Симеон Нов. Бог., Д V — 60). «Христиане — люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает с душами их… Мы, будучи еще на земле, имеем жительство на небесах, как обитатели и граждане оного мира» (преп. Макарий Великий, Д1 — 241, 265). Монастырь в миру есть борьба со своим обмирщением. Монастырь в миру есть то, чтобы, спускаясь в туннели метро, помнить Недреманное Око. Он есть то, чтобы Саровский лес возрос в пустыне души, в то время как человек окружен всем шумом истории. Он есть память — любовь Божия, незаглушаемая этим шумом, Он есть сокровенная духовная жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Дорофей, египетский пустынник. Иоанн Дамаскин , сохранивший здесь свой сирийский головной покров, но не тип лица (в прориси весьма моложавый). Косма – Пиит (против кальки Севастьянова вся фигура целиком переделана: голова написана по шаблону, наиболее принятому для отшельнического типа, облачена в головное покрывало, обычное для палестинских и египетских пустынножителей, чего в прориси вовсе нет; самое изречение взято иное). Арсений Великий . Ефрем Сирин († 379 г.), которого лик переписан и утратил цветущий характер мужества. Св. Иоанникий Великий, вифинский преподобный. Св. Андрей, Христа ради юродивый († ок. 950 г.), которого голова исполнена по типу ап. Андрея. Лука Стириот, преп. Элладский или Фокидский, подвизавшийся близ Стирия (род. между 890 и 896, † 946–949), отшельник, прославленный строгостью жизни и кротостью души. Павел Фиваидский отшельник († 342 г.) и почитаемый с ним в один день (15 января) Св. Иоанн Кущник († ок. 450 г.), изображенный, сравнительно с прочими, молодым и с Евангелием в руках, точно так же, как в Менологии Имп. Василия Македонянина. Преп. Кириак анахорет. († ок. 555 г.) и Пахомий Великий Фиваидский. Роспись церкви Ксенофа во имя св. Георгия исполнена, по надписи над дверью, в 1545 году и, благодаря бедности монастыря, мало переписана и сохранила древний характер. Что живопись имеет пошиб критской школы, в лице Феофана в 1565 году, по преданию, расписавшей храм, возможно и по времени естественно, но надпись называет, ктиторами архонтов Угровлахии, и вовсе не называет Феофана критянина. Над входом (табл. X) изображено «Недреманное Око», выше «Распятие» и «Успение», по своду сцены Страстей, понизу святые по грудь и в кругах. По рукавам большие картины «Крещения, Сретения, Положения во гроб, Воскресения, Тайной Вечери». На восточной стороне чудеса Христа, в абсиде «Богоматерь с младенцем», ниже «Евхаристия», по сводам «Вознесение, Сошествие Св. Духа, Трапеза в Еммаусе, Чудесный лов рыбы, ниже «Евхаристии» Святители. В своем капитальном сочинении «Об русском лицевом апокалипсисе» Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вирма. Церковь Петра и Павла. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Центральное помещение храма - четверик - увенчано пятиглавым кубом, своеобразным покрытием в виде невысокого пологого шатра с изогнутыми по килевидной кривой гранями, в вершине которого установлена центральная глава, а на ребрах - четыре боковых. С востока к четверику храма примыкает пятистенный алтарь, перекрытый бочкой, а с запада - трапезная и сени. По форме покрытия Петропавловская церковь относится к типу кубоватых храмов, возникших и широко распространившихся на Русском Севере в XVII веке. Одной из причин, повлиявших на возникновение такого замысловатого и нарядного покрытия, было известное запрещение патриарха Никона строить шатровые храмы. Академик И.Э. Грабарь так охарактеризовал этот архитектурно-строительный период: " Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. " Куб " явился еще более ловкой подменой шатра, окончательно усыпившей недреманное око взыскательных архиереев " . Подтверждением такого предположения может служить и то обстоятельство, что ныне утраченная церковь Параскевы Пятницы в селе Шуерецком (Беломорский район), построенная в 1666 году, имела лишь одну главку, венчавшую вытянутый вверх куб, издали напоминающий шатер. Несмотря на значительные переделки, " поновления " и обшивку, скрывшие от наших глаз тектонику сруба и пластику венчающего четверик куба, церковь тем не менее вызывает ощущение первоначальной мощи, чему немало способствует архаичность ее пропорционального построения в сравнении с аналогичными сооружениями бассейна реки Онеги. Относительно низкий четверик, несколько грузноватый куб и очень крупная центральная глава свидетельствуют о древности этой постройки.

http://sobory.ru/article/?object=03078

Прихожане Леушинского подворья совершили паломничество по местам, связанным с жизнью блаженной Любушки Сусанинской 2 октября 2007 г. 14:14 30 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, более пятидесяти петербуржцев совершили паломничество в посёлок Сусанино, где двадцать три года подвизалась блаженная Любушка. Поездка была организована Леушинским подворьем в Санкт-Петербурге — так с 2002 года прихожане подворья отмечают день ангела старицы. Паломники посетили храм иконы Казанской Божией Матери в Сусанино, где долгие годы молилась блаженная, и приняли участие в Божественной литургии. Затем по блаженной Любушке была совершена поминальная лития (11 сентября этого года прошло 10 лет со дня преставления старицы). Все желающие смогли приложиться к главным иконам храма, которым при жизни молилась Любушка: священномучениц Веры, Надежды, Любови и Софии; Казанской Божией Матери и Спаса Недреманное Око. По завершении службы во дворе храма паломников ждала раздача открыток с фотографией блаженной, которые были изданы к десятилетию её памяти издательством Леушинского подворья. Далее последовала праздничная трапеза в церковной ограде. По словам одного из организаторов поездки, протоиерея Геннадия Беловолова, «даже те, кто никогда не видел Любушку при жизни, ощущали её присутствие здесь, рядом». После трапезы паломники посетили домик в поселке Сусанино, где в течение 16 лет жила Любушка. Там, после молитвы, состоялся интересный разговор с дочерью любушкиной келейницы, Галиной Мироновой, которая много лет находилась рядом с блаженной. Затем богомольцы отправились в Казанский храм поселка Вырица, где жил духовный отец Любушки, преподобный Серафим. Именно он в своё время благословил её на служение Господу. Завершилось же паломничество посещением вырицкого Петропавловского храма, при котором 6 лет жила блаженная. Любушка, в миру — Любовь Ивановна Лазарева , в народе была прозвана «блаженной Ксенией XX века». Она родилась в 1912 году недалеко от Оптиной пустыни. В детстве и отрочестве видела последних оптинских старцев. Ее отец — Иван Лазарев — был старостой деревенского храма.

http://patriarchia.ru/db/text/301762.htm...

Но легкой жизни наш юбиляр никогда не искал. Знакомство с «антисоветчиками», хранение «идеологически вредных» (то есть религиозных) книг, переписка с Солженицыным не могли не иметь последствий. Недреманное око Саурона, наконец, обратилось и на него. Начались слежка, прослушка, обыски на квартире и даче, вызовы в Большой Дом. Ни запугать, ни сломать ученого не смогли: Прохоров помнил советы опытного сидельца Гумилева, проведшего в лагерях в общей сложности 13 лет. В конце концов КГБ потребовало от дирекции Пушкинского Дома «ходатайствовать о лишении Прохорова Г.М. советского гражданства». Защитил своего сотрудника Д.С. Лихачев: он нашел, видимо, весомые аргументы в разговоре с влиятельным «хозяином» города Г.В. Романовым, после чего преследования прекратились. Об этих приключениях Прохоров с иронией вспоминает в рассказах «Как я бил мух» и «Желтая папка». Они знакомят с методами позднее-советской репрессивной машины. Агенты, как обнаруживает автор, «боятся, когда их не боятся». Но все это - поверхность, рябь жизни. Диссидентство было Прохорову чуждо. Он человек иной глубины, иного масштаба. Ему было суждено отстаивать ценности не преходящие, но вечные, размышлять о духовной сущности русской цивилизации. Работы Прохорова вошли в золотой фонд отечественной медиевистики. В центре его исследований - духовная культура православия. Прохоров первым в России рассмотрел древнерусскую литературу в широком контексте византийской культуры и истории, стал крупным знатоком исихазма - духовного движения, охватившего в XIV веке византийскую Церковь и пришедшего на Русь. Веры своей ученый не скрывал и не афишировал. Но она сквозила в его статьях и публикациях, освещая их ровным солнечным светом. Православный ученый, работающий в советском академическом учреждении - фигура уникальная, вызывавшая тихий восторг и морально поддерживавшая многих, не решавшихся исповедать свою веру столь открыто. Правда, не у всех ведь были академики-защитники... Своего рода компасом, примером стал он и для меня.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/19/...

Христианство, как единственная истинная религия, прежде всего выделяется учением о Боге. Мы воспринимаем Бога и обращаемся к Нему как к своему Небесному Родителю. Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он является Отцом для всех нас. В молитве, которую нам дал Господь Спаситель, мы говорим: Отче наш (Отец наш). Святой апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: вы не приняли духа рабства... но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8, 15–16). Слово авва в арамейском языке соответствует нашему папа —доверительное обращение детей к отцу. Икона Недреманное око      Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть любовь (Ин 4, 8). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа сами возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога в тесной связи с домостроительством спасения человека. Бог — всесовершенный Дух. Он вечен, не имеет ни начала, ни конца. Бог — Всемогущий. В Священном Писании Он назван Вседержителем, так как Он все держит в Своей силе и власти. Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но и во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагой и Человеколюбивый. Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет всегда быть с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24, 13–32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни.

http://pravoslavie.ru/104596.html

В Македонии имеем ряд росписей исключительно сербских и в сербских же постройках, идущих с XIV века по вторую половину XV столетия. Роспись Мениклейского монастыря 122 близ города Серры относится, по всей вероятности, к XV веку, а самый монастырь, построенный в 1340 году, находился во владении Душана с 1345 года. Роспись церкви с. Люботина близ Скопие относится к 1337 году и ко времени Стефана Душана. Церковь вм. Георгия в Младонагориче – к 1330 году, а роспись монастыря Матки – к 1370 году. Роспись церкви в Старонагориче, построенной Стефаном Дечанским в 1315 г., относится к тому же году по надписи. Роспись церкви в Грачанице – к 1320 году. Менее известны росписи в Болгарии. Роспись ц. Петра и Павла в Тырнове, относящаяся к XVI столетию, представляет, однако 123 , такую близость по характеру именно к греко-итальянским и итало-критским росписям, что не должна быть совершенно обойдена молчанием. По указаниям гр. А. С. Уварова 124 , в монастырях на Фрушской горе между перечисленными сюжетами находим темы итало-критских и афонских росписей: Недреманное Око, Петра Александрийского , Троицу в образе Ангела, Богоматерь в звезде с ангелами, Успение на западной стороне, словом, все то самое, что видим в церквах Сербии и Македонии. Росписи церквей Буковины пока остаются или неизвестными, или известными только приблизительно. Роспись монастыря Сучавского 125 относящаяся к 1578 году, любопытна по тождеству многих ее тем и иконографических композиций с афонскими и русскими стенописями XVI века. Так, например, между ними мы имеем изображение Софии Премудрости Божией, в так называемом Новгородском типе. Нельзя не обратить особенного внимания на верхнюю часть композиции, где ряд ангелов, расположенных по небесной радуге по сторонам «уготованного престола», весьма напоминает иконы Лоренцо Монако и сиенцев. Наряду с этой композицией можно указать на венчание Б. М. или точнее «Славу Владычицы Небесной» по фреске того же монастыря. Здесь имеем любопытное сочетание чисто западной темы с греческой символизациею, которая заключает всю композицию внутрь звезды, а самую звезду украшает лучами. Соединение образа Б. М. со звездою принадлежит, как мы будем иметь случай указать, иконографии Синайского монастыря, откуда вышла и тема Неопалимой Купины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вознесение. Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. Ок. 1705 г. Вознесение. Роспись старого кафоликона мон-ря Каламиу. Ок. 1705 г. В конхе находилось изображение Богоматери (сохр. фигура одного из предстоящих Ей архангелов), ниже, видимо, располагались пророки (осталась только фигура царя Соломона), под ними - «Спас Недреманное Око». В конхе жертвенника изображен «Спас во гробе», ниже написаны имена для поминовения. На юж. стене алтаря помещены композиции «Прав. Иосиф Обручник забирает Богоматерь из Иерусалимского храма» и «Молитва прор. Захарии», под ними - погрудные изображения святых. Образ Христа Пантократора в центре свода наоса, окруженный евангелистами, был поврежден. В вост. части свода помещены «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение Господне» и сцены Богородичного цикла, сюжеты которых невозможно определить из-за плохой сохранности. В зап. части потолка на внутренней поверхности арки от замкового камня к сев. стене следуют композиции «Пилат умывает руки», «Радуйся, Царь Иудейский!», «Исцеление сына сотника» и образ вмч. Димитрия Солунского, а от замкового камня к юж. стене - «Тайная вечеря», «Жены-мироносицы у гроба» и «Исцеление слепца». Фрески на сев., юж. и зап. стенах расположены в неск. зонах. На сев. стене в верхней зоне представлены композиции «Успение Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы», в средней - погрудные изображения святых, в нижней - преподобные Иоанн Лествичник, Савва Освященный, Антоний Великий, Иоанн Дамаскин (в рост), Богоматерь с Младенцем на престоле и неизвестный святой; на обработанной части скалы, которая соприкасается с юж. стеной,- «Преображение Господне», под ним - сцены из Жития свт. Николая Чудотворца; на юж. стене в верхней зоне - «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», во 2-й зоне - «Трапеза в Эммаусе», «Уверение ап. Фомы», «Жены-мироносицы и воскресший Спаситель», в 3-й зоне - «Явление Христа на море Тивериадском», «Исцеление расслабленного» и «Преполовение Пятидесятницы», в 4-й зоне - свт. Афанасий Великий, апостолы Петр, Павел и Андрей Первозванный, бессребреники Косма и Дамиан; на зап. стене в верхней зоне - «Распятие», во 2-й зоне - «Бичевание», «Несение креста», «Снятие с креста» и «Оплакивание», в 3-й зоне - «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Господне», ктиторская надпись над дверью, «Исцеление кровоточивой», в 4-й зоне - вмч. Георгий Победоносец, поражающий дракона, прмц. Параскева, арх. Михаил. Новый монастырь

http://pravenc.ru/text/1319917.html

Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий В 1963-1964 гг. близ З. был обнаружен памятник раннехрист. пластики, медный крест V-VI вв. Начавшиеся в 2008 г. на территории З. археологические раскопки показали, что монастырский комплекс некогда занимал площадь 7 тыс. кв. м. Тогда же под ц. Преображения Господня были обнаружены расписанный пещерный храм XII в. и 30 вырубленных в скале испосниц. Первоначальная роспись ц. Преображения не сохранилась. В наст. время в живописи собора выделяется 2 слоя. Фрески 1-го слоя (1368/69), частично сохранившиеся в притворе, необычны по иконографии. На зап. стене вопреки традиции помещены обычно располагаемые в алтаре композиции «Гостеприимство Авраама», «Причащение апостолов» и сюжеты нижнего регистра «Ангел, дающий устав прп. Пахомию» и «Причащение прп. Марии Египетской». На сев. и юж. стенах помещены ветхозаветные сюжеты («Встреча Иакова с Иосифом», «Жертвоприношение Авраама») и сцены Страстного цикла (в т. ч. редкая и никогда ранее не включавшаяся в него композиция «Недреманное Око»). В нижнем регистре стен, отделенном от этих композиций рядом с поясными изображениями святых,- фигуры преподобных в рост. Уникально изображение святителей Василия Великого и Григория Богослова в одеяниях преподобных, редко встречающийся образ - мч. Варвара. Очевидно, к этому же слою живописи принадлежит композиция «Преображение Господне» в арке на внешней стене над входом в храм. Фрески выполнены в стиле «монашеской» живописи Македонии сер.- 2-й пол. XIV в. и отличаются подчеркнутой выразительностью и сосредоточенностью образов ( Джурич. 2000. С. 246, 254). В XVII в. фрески были записаны, в 1962-1963 гг. проведены их расчистка и реставрация. В 1535-1545 гг. основная часть храма была повторно расписана мастером Онуфрием. В нижнем регистре изображены вмч. Феодор Тирон и мч. Феодор Стратилат, в верхнем - сцены «Рождество», «Сретение» и др. из жизни Спасителя. Над алтарем находится редкий по иконографии образ 3-ликого Христа, перекликающийся с выполненными в традиции палеологовского искусства образами Христа Софии из ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1295), из ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Хиландаре (1318-1320), из ц. Преображения Господня в Зарзме (сер. XIV в.). В экзонартексе сохранились росписи 1-й пол. XVII в.: «Страшный Суд», «Житийный цикл свт. Николая Чудотворца» и «Христос Ангел Великого Совета».

http://pravenc.ru/text/200097.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010