Несмотря на жестокую лихорадку и опасения докторов, он работает день и ночь, сочиняет проекты, особенно хлопочет об усилении торговли в своих землях. Прилагаю извлечение из оригинальных рескриптов, из которых видно, какие проекты сочинены для привлечения рижского торга в Кенигсберг. Императорская Коммерц-коллегия, конечно, будет думать о способах, как бы предупредить это намерение». Понятно, что Франция сильно хлопотала о привлечении молодого прусского короля на свою сторону и могла обещать себе успех, потому что известна была склонность Фридриха II ко всему французскому. Кантемир писал к своему двору из Парижа: «Будет большое счастие, если английский король будет в состоянии уничтожить склонность нового прусского короля к здешнему народу, а с французской стороны ничего не пропускают для уласкания его прусского величества. Кардинал мне сообщил как приятную ведомость, что прусский король приезжал инкогнито в Страсбург, где был принят с большими учтивостями. На поступки прусских министров здесь как я, так и другие иностранные министры прилежно смотрим; до сих пор примечается одно, что с отличною учтивостью их принимают». Легко понять также, что Франция, давно хлопоча о том, чтоб Северо-Восточная Европа оказывала ей не препятствия, а помощь в вопросе об австрийском наследстве, не могла не обратить внимания на Данию. В Копенгагене французский министр Шавиньи настаивал, чтоб датский двор заключил с Франциею субсидный договор, но датское правительство боялось, что эти обязательства с Франциею могут завлечь его в опасные дела, и предпочло субсидный договор с Англиею, который и был заключен в начале 1739 года. Ввиду шведских вооружений Алекс. Петр. Бестужев-Рюмин стращал датских министров внушениями, что если на севере начнутся беспокойства, то Россия принуждена будет всю торговлю свою перевесть по-прежнему к Архангельску, отчего в зундской пошлине произойдет ежегодно от 70 до 80000 ефимков недобору, умалчивая о других вредных для Дании последствиях. «Хотя здесь, – писал Бестужев, – более десяти французских партизанов против одного истинного патриота, которые не токмо к шведам, но и к туркам более, нежели к россиянам, склонны и всеми удобоумышленными способы домогаются оные мои инсинуации опровергать, однако довольно мог приметить, что на вышепомянутые мои инсинуации немалая рефлекция чинится, чего ради на все французские и шведские подвиги недреманно око имеется».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мир духовный втекает в нас и обтекает нас. Он говорит нам своими таинственными знаками и стучит к нам: " Се стою у двери и стучу " (Откр. 3:20) и если, кто отворит Мне (в глубинах совести послушается зова), то приду к нему . Быстр отклик Духа Божия на человеческую молитву. " Стою и стучу " , первое действие Благодати в душе. И, " кто отворит " сердце, — условие следующего действия благодати в человеке. Чудесная свобода человеческая есть прежде всего свобода возможности для нашего правильного, нравственного отношения ко всему окружающему и внутри нас являющемуся. Мы не вольны избежать того что нам дается независимо от нашей воли; но мы всегда свободны всякое жизненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы. Чрез все события, все горести и радости человек имеет и власть и счастье идти к Божьей правде, которой нет конца. Мы окружены великой Заботой… Нет " рока " , нет " слепой судьбы " . Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней. Признак любви Один из признаков любви — " не раздражаться " . Кто может, действительно, себе представить мать, раздражающуюся на своего грудного ребенка? Матери дается чувство особой любви, когда ее ребенок беспомощен. Но сколько есть матерей, которые и потом, когда дети их вырастут, тоже " не раздражаются " на них. В доброте, покрывающей человеческую слабость, является более всего образ Божий в человеке. Конечно и гнев — против зла (а не человека) — может быть святым; но это есть нечто совсем другое, чем эгоистическое раздражение людей друг против друга, которое так отяжеляет жизнь и тех, на кого раздражаются, и тех, кто раздражается. Священное Писание дает совет: " гневаясь, не согрешайте " . Иначе сказать: люди, гневайтесь только на зло, а не на страдающего от своего зла человека. " Любящие Бога, ненавидьте зло " ! (Пс. 96, IV). Гнев на зло (особенно — на свое зло!) может вылечить от зла, если этот гнев исходит из любви. Но беда в том, что темная гневливость, раздражительность, как паутина, висит в мире над народами, семьями и сердцами. И эта раздражительность человеческая, иногда вызванная пустяком, отравляет жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

После обедни, по обычаю, был стол духовенству, за которым обедал и управитель, а крестьянам были накрыты особые большие столы на дворе, и все помянули князя по предковскому обычаю и подивились тоже предковской силе духа молодой княгини. Однако молчаливая, но терзающая скорбь, вероятно, так тяготила и пугала княгиню, что она страшилась мысли оставаться с нею сам-на-сам: бабушка берегла свою отвагу, свою душевную бодрость. Средством для этого она избрала едва ли не самое лучшее из всех средств — именно усиленную деятельность. Тотчас же после поминовения усопшего бабушка принялась самым энергическим образом за распорядки, в которых, нимало друг другу не мешая, шли и хозяйственные мероприятия и планы, и заботы о памяти мужа и об очистке всех его нравственных долгов. Во-первых, тотчас же после заупокойного обеда в ее комнату прямо из-за стола был позван Патрикей. Бабушка встретила его опять повторением выраженных ему вчера благодарностей за службу деду, а потом подала ему составленную ею отпускную и подарила из своего отцовского наследия пустынку в тридцать десятин за речкою Дранкою. Преданный Патрикей возроптал против этого и стал энергически отказываться, но бабушка принудила его молчать, сказав, что все это нужно для нее, так как «неблагодарность тягчит сердце человека». Вслед за сим она приказала тому же Патрикею, отдохнув, немедленно ехать засвидетельствовать эту вольную и потом во что бы то ни стало, где он хочет, разыскать и привезти ей трубача, разделявшего с дедом опасность в его последнем бою. А сама взялась за хозяйство: она потребовала из конторы все счеты и отчеты и беспрестанно призывала старост и бурмистров — во все входила, обо всем осведомилась и всем показала, что у нее и в тяжкой горести недреманное око. — Мать, — говорили крестьяне, — горе горюет, а детское добро бережет. Меж тем отъехавшему Патрикею предстояла нелегкая задача отыскать израненного солдата, путь которого, за выходом его в отставку, был бабушкиному послу неизвестен. К тому же Патрикей, который недаром пользовался доверием князя и княгини, потому что он был умен, находчив и сообразителен, здесь на первых же шагах обличил совсем не свойственное ему крайнее легкомыслие и ветреность. На другой же день после его отъезда лакейчонки, начав убирать переднюю, нашли в ящике, в столе, тщательно обернутую бумагу, по рассмотрении которой конторщиком она оказалась Патрикеевой вольною Он должен был захватить ее с собою и завезти в палату, а между тем… бросил, как «дар напрасный, дар случайный» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Характер облачений Христа и поза Богоматери акцентируют жертвенный аспект композиции, к-рая может толковаться как намек на грядущие страдания Спасителя. В то же время она обнаруживает определенную общность со сценой «Оплакивание Христа» в иконографическом варианте, получившем распространение в визант. монументальной живописи 2-й пол.- кон. XII в. «Недреманное око». Роспись кафоликона мон-ря Протат на Афоне. Ок. 1290 г. «Недреманное око». Роспись кафоликона мон-ря Протат на Афоне. Ок. 1290 г. Дальнейшая эволюция композиции, а также ее местоположение в храмовых росписях показывают, что данный содержательный аспект был определяющим для иконографии «Н. О.» и впоследствии. Сцена встречается в алтарных декорациях византийских храмов, где в пандан к ней нередко представлен образ Христа во гробе. В росписи ц. апостолов Петра и Павла в Беренде, Болгария (1-я пол. XIV в.), композиция размещена над входом в жертвенник ( Бакалова Е. Стенописите на църквата при село Беренде. София, 1976. С. 29, 31. Ил. 4, 19); в ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция) она занимает конху диаконника и составляет пару композиции «Христос во гробе» (в конхе жертвенника) ( Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mistra. P., 1970. P. 54. Pl. 29. Fig. 61). Христос «Н. О.» и Христос во гробе составляют пару и в росписи ц. св. Онуфрия в посаде сел. Посада-Рыботыцка близ Пшемысля (Перемышля), Польша ( Ружицка-Брызек. 1994. С. 112-114). Локализация образа «Н. О.» в алтарной части и ее жертвенная символика находятся в тесной связи с богослужебным последованием. Чтение 120-го псалма включено в службу вседневной полунощницы, а парафраз библейского текста (Быт 49. 9) входит в утреннее богослужение Великой субботы: «Якоже лев Спасе уснув плотию, яко некий скимен мертв востаеши, отложив старость плотскую». «Недреманное око». Роспись зап. стены кафоликона Преображенского мон-ря в Метеорах, Греция. 1552 г. «Недреманное око». Роспись зап. стены кафоликона Преображенского мон-ря в Метеорах, Греция.

http://pravenc.ru/text/2564828.html

Вот и безумцы-глобалисты возмечтали не только узурпировать место Бога, но и обрести Его свойства. Сами они, конечно, малость не дотянули до всевидения и всеслышания, - " несправедливый " Бог не дал! - но с помощью Новейших Достижений Науки надеются компенсировать досадное несовершенство человеческой природы. Электронное око Существует и другое затруднение. Тем злым, лукавым и гордым сущностям, которые вдохновляют творцов " нового мира " , не дано проникать в душу человека, читать его мысли, знать, что таится в его сердце. Поэтому для них крайне важно как можно больше узнавать о внешних проявлениях человеческой жизни, чтобы хоть таким путем догадываться о сокровенном. Заветная мечта духов злобы и, естественно, их патрона - контроль над человеческим сознанием. Не потому ли так много сил и средств вложено на протяжении последних десятилетий в разработку соответствующих технологий? А теперь вернемся к самому началу наших рассуждений - к реплике о том, что истинно верующим даже камера слежения, установленная в храме, молиться не помешает. И что вообще, тому, кто с Богом, скрывать нечего. Есть такая икона - " Недреманное око " . Название ее, как считают некоторые богословы, скорее всего, произошло от строки из Псалтири: " Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля " (Пс.120:3-4). Диавол, который не может придумать ничего своего, и здесь пытается подражать Всевышнему. Говоря о сатанинской символике, о. Алексий (Мороз) пишет: " ...треугольник с изображением ока на верху пирамиды - означает глаз сатаны, который видит будто бы все, что происходит в мире " ( " Музыка преисподней " . - Нижний Новгород, 1995 г). Но поскольку диавольское " недреманное око " - лишь пародия, никакого дара всевидения и всезнания у него нет, ему требуется материальное подкрепление: всевидящая и всезнающая система электронного контроля. Тоже своего рода " недреманное око " . Недреманное око зла. И хранить оно будет только своих верных, а те, кто не согласится принять " новый мировой порядок на века " , будут объявлены маргиналами и нарушителями общественной безопасности.

http://pravoslavie.ru/235.html

" Спас Недреманное Око " . Роспись кафоликона мон-ря Ватопед. XIV в. V. Еще одна символическая иконография И. Х., возникшая в палеологовскую эпоху,- «Спас Недреманное Око» - связана с образом Еммануила. Он изображается в белом хитоне, опоясанном концами клавов, и в охристом гиматии (иногда обе одежды охристые, белые или цветные), возлежащим на пурпурном (иногда белом) ложе, правой рукой подпирающим щеку, в левой держащим свиток. Рядом с ложем в молитвенном предстоянии обычно изображается Богоматерь, а также ангелы с орудиями Страстей. Фоном, как правило, служит пейзаж. Наиболее ранним является изображение в росписи ц. Оморфи-Экклисия в Афинах (кон. XIII в.; см.: Todic B. Anapeson: Iconographie et signification du thème//Byz. 1994. Vol. 64. P. 134-165). Образ возлежащего И. Х. Еммануила основан на словах праотца Иакова о спящем льве из колена Иуды (Быт 49. 8-9), что символически истолковывается как смертный сон И. Х. В XIV в. изображение И. Х. «Недреманное Око» становится широко распространенным и встречается гл. обр. в стенописях. Размещение композиции в храмах бывает различно. В нек-рых случаях сцена помещается на вост. стене нартекса над входом в храм (кафоликоны мон-рей Протат, 1290, и Ватопед, 1312, на Афоне; ц. арх. Михаила мон-ря в Леснове, Македония, сер. XIV в.; ц. Св. Троицы мон-ря Ресава, Сербия, 1406-1418). Прямая связь с литургическими текстами, тема Страстей и Жертвы обусловили появление этого изображения в алтарной зоне: на предалтарном столпе в кафоликоне мон-ря Хиландар на Афоне (1312); в центральном алтаре в Зарзме, Грузия (1285-1308); в диаконнике ц. Богоматери Перивлепты в Мистре, Греция (сер. XIV в.), в жертвеннике ц. св. Петра в Беренде, Болгария (сер. XIV в.). Изображение обычно сопровождается соответствующим текстом из кн. Бытие, что нашло букв. отражение в памятниках: на миниатюре из Сербской Псалтири (иллюстрация к Пс 76. 2-3), на поствизант. фресках (напр., фреска мон-ря Говора, Румыния, 1711) рядом со спящим Еммануилом изображен лев. Композиция «Спас Недреманное Око» встречается также и на иконах. В рус. искусстве эта иконография появилась в сер. XVI в. (иконы из ГММК; ГТГ; Музея икон в Рекклингхаузене, ПИАМ).

http://pravenc.ru/text/293939.html

Недремлющее око Другая икона Богоматери Недремлющее Око находится в Угличе, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборным монастырским храмом. Она пожертвована в 1848 году престарелою вдовою А. В. Лебедевою, жительницею Углича, удостоверявшею, что эта икона с древних времён, по преданиям, почиталась за чудотворную. Икона имеет 1 аршин с 1 вершком вышины и 3/4 аршина ширины, писана на доске, итальянской живописи. Богоматерь изображена до колен, сидящею в комнате с окном на правой стороне и занавесью на левой. Глава Её, наклонённая в левую сторону, покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под коего выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Богомладенцу. Нижнее одеяние алого цвета, а верхнее голубого. На левом колене и на левой руке Богоматери покоится спящий Богомладенец, глава Которого обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленах, правое на левое, и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развёрнутую белую пелену (плат), один край которой поднят правою рукою Богоматери в уровень с Её правым плечом. На образе находятся серебряная позолоченная риза и венцы; в привесе 2 серебряных креста и 3 серебряных изображения ног, и пожертвованы от исцелившихся лиц, прибегавших с молитвою к Божией Матери пред сим образом. Празднование образу Недремлющее Око совершается 29 мая. Пред этою иконою читается следующая молитва Божией Матери: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевныя язвы наши греховным; умоли сердцем бдящаго о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас, с верою к Нему прибегающих, от тяжкаго сна греховнаго и от всех навет вражиих, да спасет души наша яко Человеколюбец». 29.05. Недреманное око Спасово В Сборнике древнерусского искусства находится описание древней, весьма замечательной иконы Недреманное Око Спасово. На этой иконе изображён Иисус Христос в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку. Пред Ним стоят с одной стороны ангел и с другой – Божия Матерь; над главою же Его два Серафима держат орудия страданий: крест, копье и трость; вверху всего – благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Младенца Иисуса – Дух Святой в виде голубя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе — три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой. Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец». Икона «Недреманное око Спасово» Кроме двух указанных икон, именующихся «Недремлющее око», существуют еще символические изображения Богоматери с названием «Недреманное око Спасово». Известны два таких изображения. На одной иконе изображен Отрок Иисус Христос, лежащий на одре. К Нему приближается с выражением материнской любви Пресвятая Богородица, а направо ангел показывает Ему орудия страстей: крест, копие и трость с губкой, которые держит в руке. Над Предвечным Младенцем парит другой ангел, осеняя Его рипидою. На другой иконе, очень древней по происхождению, Спаситель изображен в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку. Перед Ним с одной стороны стоит Богородица, с другой ангел, а над главой два серафима держат орудия страданий: крест, копие и трость. Вверху всего изображена благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Иисуса Дух Святой. Мателикийская, или Метелинская икона. Об этой иконе Богоматери известно только то, что явление ее последовало в 991 году. Икона «Споручница грешных» Сведения о ней смотри под 7 числом марта. Цезарская, или Боровская икона. Сведения об этой иконе Богоматери смотри под 9 апреля. Рекомендуем 2 комментария Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1658  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Еще одно изображение – Эммануил. Основанием являются слова пророка Исаии: Се Дева примет во чреве и родит Сына и нарекут имя Ему: Эммануил ( Ис.7:14 ). Эти слова воспроизводятся в Евангелии в Новом Завет 129 . На русский язык имя переводится как «С нами Бог». Христос здесь изображается в виде Отрока и встречается в разных вариациях. Изображение входит в образ Богоматери «Знамение»: Богородица молитвенно воздевает руки, а на фоне материнской утробы изображается Младенец или Отрок. Иногда Христа окружает сонм семи архангелов – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Варахиил и Иегудиил. Вспоминаются пророчества Исаии и Михея, в которых говорится о том, что Мальчик, Отрок, будет пасти овец среди львов, будет брать в руки змея и аспида. Художники любят изображать Спасителя в виде Мальчика в окружении львов, змей и других диких зверей. Спас Недреманное Око. Это изображение основывается на сравнении Христа со львом. Еще праотец Иаков, благословляя своего четвертого сына, Иуду, и предрекая рождение от него Мессии, говорит о Льве от колена Иуды 130 . Изображение окрашено средневековым сознанием. Люди тогда думали, что львы могут спать с открытыми глазами, а Христос – Лев от колена Иуды, уснул плотью, но не Божеством. Христос изображается юным на ложе, над Ним склонились Богоматерь и Ангелы. Сон Христа, Льва от колена Иудина, — смертный сон за грех мира. Но не спит, не умирает Божество тридневно Погребенного! Другое значение образа Спас Недреманное Око – непрестанная забота Бога о человеке: Не дремлет и не спит хранящий Израиля ( Пс.120:4 ). Этот сюжет появляется в византийской и древнерусской иконографии на рубеже XIV–XV веков. Второй ряд иконостаса после Местного – Праздничный. На иконах этого ряда от Рождества до Вознесения изображены сюжеты из жизни Господа Иисуса Христа. Это – Евангелие в красках. Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ), — изрекло воплотившееся Слово. Мы безмолвно стоим у Его образа. Предвечный входит во время, Незримый явлен нашему взору. Трепещет дух наш. Смыкается око, и от созерцания Его образа мы вступаем «во мрак, где Бог» ( Исх.20:21 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Еще одно изображение – Эммануил. Основанием являются слова пророка Исаии: Се Дева примет во чреве и родит Сына и нарекут имя Ему: Эммануил ( Ис.7:14 ). Эти слова воспроизводятся в Евангелии в Новом Завет 129 . На русский язык имя переводится как «С нами Бог». Христос здесь изображается в виде Отрока и встречается в разных вариациях. Изображение входит в образ Богоматери «Знамение»: Богородица молитвенно воздевает руки, а на фоне материнской утробы изображается Младенец или Отрок. Иногда Христа окружает сонм семи архангелов – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Варахиил и Иегудиил. Вспоминаются пророчества Исаии и Михея, в которых говорится о том, что Мальчик, Отрок, будет пасти овец среди львов, будет брать в руки змея и аспида. Художники любят изображать Спасителя в виде Мальчика в окружении львов, змей и других диких зверей. Спас Недреманное Око. Это изображение основывается на сравнении Христа со львом. Еще праотец Иаков, благословляя своего четвертого сына, Иуду, и предрекая рождение от него Мессии, говорит о Льве от колена Иуды 130 . Изображение окрашено средневековым сознанием. Люди тогда думали, что львы могут спать с открытыми глазами, а Христос – Лев от колена Иуды, уснул плотью, но не Божеством. Христос изображается юным на ложе, над Ним склонились Богоматерь и Ангелы. Сон Христа, Льва от колена Иудина, — смертный сон за грех мира. Но не спит, не умирает Божество тридневно Погребенного! Другое значение образа Спас Недреманное Око – непрестанная забота Бога о человеке: Не дремлет и не спит хранящий Израиля ( Пс.120:4 ). Этот сюжет появляется в византийской и древнерусской иконографии на рубеже XIV– XV веков. Второй ряд иконостаса после Местного – Праздничный. На иконах этого ряда от Рождества до Вознесения изображены сюжеты из жизни Господа Иисуса Христа. Это – Евангелие в красках. Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ), — изрекло воплотившееся Слово. Мы безмолвно стоим у Его образа. Предвечный входит во время, Незримый явлен нашему взору. Трепещет дух наш. Смыкается око, и от созерцания Его образа мы вступаем «во мрак, где Бог» ( Исх.20:21 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010