1902. С. 69, 71). Иерархически более важные изображения отмечали в наосе алтарь и своды, а в Н.-лити - своды и проход в храм. Вост. стену и люнет над проходом в наос или 1-й нартекс украшает композиция «Великий Деисус». Подобная композиция в лити кафоликона мон-ря Ватопед - редкий для Афона пример монументальной декорации в технике мозаики, которая была выполнена по имп. заказу: «Великий Деисус» (XI-XII вв.) над центральным проходом в протонартекс (1-й нартекс, см.: Там же. С. 101. Рис. 47); фигуры арх. Гавриила и Пресв. Богородицы из композиции «Благовещение» (1311/12) - на пилонах по сторонам от царских (ведущих в наос) врат (Там же. С. 101, 103. Рис. 48, 49; упомянуты В. Григоровичем-Барским; см.: Григорович-Барский. 2004. С. 206). «Великий Деисус» в лити мон-ря Пантократор - единственное монументальное изображение (1363-1380; о повторении изображения Деисуса в обрамлении царских врат, т. е. храмовых врат из Н. в наос, по аналогии с иконостасом см.: Kalopissi-Verti. 2006. P. 123-131). К числу сюжетов, встречающихся в программах росписи Н.-лити, принадлежат те, что основаны на текстах ВЗ (праотцы, пророки, история Адама, Авеля и Каина) или церковной поэзии (Спаситель «Недреманное око»). В ранних памятниках, напр. в росписях лити в Ватопеде, мог быть представлен Страстной цикл; позднее появляются ветхозаветные прообразы Спасителя и Его крестной жертвы (праотеческие видения - в мон-ре Хиландар), минологии (старый кафоликон Ксенофонта, мон. Феофан, 1564; Дионисиат, 1546; Дохиар, 1567/68 - 2 последних ансамбля исполнил мастер Георгий Критянин). В числе изображенных фигур, которым в росписях лити уделяется наибольшее внимание, находятся портреты ктиторов. В Ватопеде Григорович-Барский среди изображений в лити кафоликона упоминает ветхие и почерневшие мозаичные фигуры - «некоторые цари и ктиторы». Согласно приведенной им греч. надписи, эти мозаики были выполнены при настоятеле Хиландара Иоанникии мон. Софронием, от имени к-рого была составлена надпись ( Григорович-Барский.

http://pravenc.ru/text/2564708.html

Об известности и популярности подобных изображений среди ненавистников и гонителей Христа и Его Церкви, читаем в «Апологетике» Тертуллина. Вот его слова: «Но недавно в этом городе увидела свет новая версия нашего Бога, когда некий преступник, бегающий от зверей за деньги, предложил публике картинку с такой надписью: «Бог христиан νοκοτης». Он был с ослиными ушами, с копытом на одной ноге, держащий книгу и одетый в тогу» c. 140]. IV. Наиболее ранние «реалистические» образы Распятия, дошедшие до нас, датируются IV – V веками. И уже по крайней мере от V – VI веков мы имеем вполне сформировавшиеся и развернутые композиции этого сюжета . Скажем, миниатюра Евангелия Раввулы, написанного в 586 году, представляет Христа, распятого на Кресте, одетого в безрукавную тунику; а по обе стороны от Него – распятых разбойников. Композиция также включает в себя фигуры: Богоматери, Евангелиста Иоанна Богослова, святых жен и воинов, из которых один пронзает ребро Искупителя копием, а другой подносит Ему губку. Вверху над Крестом – небесные светила – солнце и луна; а на заднем плане изображения – детали пейзажа. Между первыми из дошедших до нас изображений Распятия и более поздними, в том числе современными, обнаруживается много общего и много различного. Так, на ранних палестинских, каппадокийских и сирийских иконах Распятый Спаситель изображается не в состоянии смерти, но живым : с вертикально расположенными: телом, ногами и головой; с открытыми глазами; распростертыми почти что по горизонтали руками; взирающим прямо перед Собой. Существует мнение, что такое иконографическое решение мотивировалось не столько желанием отобразить последний этап жизни Христа на Кресте, сколько стремлением засвидетельствовать, что и после Своей Крестной смерти по человеческому естеству Мессия был жив, как Бог . Вероятно, такая иконографическая практика способствовала успеху в борьбе против христологических ересей. Именно в этом ключе интерпретируются более поздние образы, связанные с темой смерти Христа, но принадлежащие к другому иконографическому типу: «Спас Недреманное Око». Композиционная схема подобной иконы может выглядеть так: Христос-Отрок, опираясь на руку, почивает на ложе, однако глаза Его открыты. Ему предстоят: Богородица и ангел с рипидою. В верхней части композиции расположен ещё один ангел, с восьмиконечным Крестом, тростью и копием. Ложе здесь символизирует гроб, а Искупитель представлен вособом сверхъестественном состоянии, когда Он пребывал телом во гробе, душою в аду, а по Божеству – везде и нигде: везде – как нигде не отсутствующий, а нигде – как не ограниченный никаким местом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева (ил. 8). В последнем клейме Богоматерь, как в традиционной иконографии Успения, изображена лежащей на престоле, за ним и перед ним – по две горящие свечи. У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю» . Традиционно на белом фоне изображают такие сцены, как «Сотворение Адама и Евы», «Авраамово лоно», «Встреча в раю благоразумного разбойника с пророками Илией и Енохом» (в иконах «Сошествие во ад»), «Спас Недреманное Око». Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы. Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 114–115. Там же. С. 121–122. См.: Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235. Этингоф О. Е. Литургическая символика расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери (по росписям Студеницы и Градаца)//Этингоф О.

http://pravoslavie.ru/574.html

В восточном рукаве притвора, посвященного Пресв. Богородице, на узком своде представлен образ Богоматери «Живоносный Источник», который основан на текстах Богородичных гимнов. В это изображение включены фигуры родителей Богородицы праведных Иоакима и Анны (вост. стена). Кроме того, в росписи восточного рукава помещены ветхозаветные прообразовательные сцены, символы Богоматери («Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», «Руно Гедеона», «Скиния Моисея» и т. д.). Это один из самых обширных циклов такого рода в византийском искусстве. Изображения в люнете над входом - «Спас Недреманное Око» и святых Феодора Студита и Иоанна Дамаскина по сторонам от входа в наос - по смыслу являются частью Богородичного цикла. В сев. рукаве притвора, посвященного св. Иоанну Крестителю, совершалось таинство Крещения; в соответствии с посвящением, на его стенах написаны сцены Жития св. Иоанна Крестителя. На своде - сцена «Видение Иезекииля». Южный рукав использовался для совершения чина заупокойной литургии. В его росписи представлены иллюстрации к «Последним псалмам». На своде - Пс 148 «Хвалите Господа с небес». Христос изображен сидящим на херувимах, в сиянии Славы, в окружении ангельского воинства, посреди персонификаций солнца и луны, земли и воды, зодиакальных знаков и планет. На стенах проиллюстрированы Пс 149 «Пойте Господу песнь новую» и Пс 150 «Хвалите Бога во святыне Его» (сохр. фрагментарно). Среди известных в византийском палеологовском искусстве монументальных циклов «Последних псалмов» (в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Спаса) в Кучевиште, Македония, ок. 1330,- 12 сцен, в Хрелёвой башне Рильского мон-ря, Болгария, 1335-1342,- 8 сцен) в росписи Л. представлено самое большое число композиций (16). На северной стене притвора в верхнем ярусе помещены портреты сербского кор. Стефана Уроша IV Душана и его супруги Елены. Они принадлежат к числу наиболее монументальных изображений (их высота ок. 2,95 м). Супруги представлены в традиционных одеждах визант. императоров: Стефан Душан - в пурпуровых, Елена - в красных.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

«Христиане – люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает с душами их... Мы, будучи еще на земле, имеем жительство на небесах, как обитатели и граждане оного мира» (преп. Макарий Великий , Д1 – 241, 265). Монастырь в миру есть борьба со своим обмирщением. Монастырь в миру есть то, чтобы, спускаясь в туннели метро, помнить Недреманное Око. Он есть то, чтобы Саровский лес возрос в пустыне души, в то время как человек окружен всем шумом истории. Он есть память – любовь Божия, незаглушаемая этим шумом, Он есть сокровенная духовная жизнь. Но что есть или чем был монастырь видимый или исторический? Монастырь не в миру, а за монастырской стеной был или есть, со стороны его взыскания человеком, откровенное и светлое признание этим человеком своей немощи, невозможности спастись без этих высоких стен, отгораживающих его как-то от заразы общечеловеческого тления, т.е. в своем историческом бытии он был логическим выводом смирения, не полагающегося на свои силы и, в то же время, ищущего полноты божественного познания и любви. Когда ставится вопрос о созидании «монастыря в миру», с этого же светлого, т.е. истинного смирения надо и начинать строить его невидимые стены. «Не угрюмничайте», – неоднократно повторял еп. Феофан Затворник тем лицам, которых он учил духовной жизни в миру (ФП – 169, 229). Смирение не может «угрюмничать», так как оно есть, как учили Отцы, – предтеча любви. В любви, смирении и отречении от мира греха есть духовный путь христианина, живущего в мире, питающего себя Евангелием и вразумляющего себя всем богатством учения Отцов. Монастырь в миру собственно был всегда. Наша духовная эпоха только с особой силой о нем тоскует, так как изнемогает в обмирщении. Еще св. Тихон Задонский писал: «не обольщайся богопознанием и богопочитанием нынешних христиан, у которых на языке исповедание Бога, а в сердце безбожие» (От. 446). Монастырь в миру – это не какой-то особый или новый вид «угрюмничанья», а только все то же Евангелие в миру, все та же единая Евангельская тропа. Дух дышит, где хочет ( Ин. 3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

1-8). В конхе помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне с 2 припадающими ангелами, ниже - «Причащение апостолов», фланкируемое по сторонам парами пророков, что нередко изображается в алтарях груз. церквей (напр., в Атени Сиони , 1060-1068 или 90-е гг. XI в.- Ibid. P. 55). Ниже находятся ниши, где помещены фигуры святителей из «Службы св. отцов», за ними - св. диаконы Стефан и Роман (последний особо почитается в Грузии). Над горним местом, заменяя изображение Жертвы, помещен образ Христа «Спас Недреманное Око», встречающийся в таком контексте только в Грузии (ср. в Кинцвиси , рубеж XII и XIII вв., Мартвили и Цаленджихе , 2-я пол. XIV в., Набахтеви, нач. XV в.). В узкой виме находится редкий в Грузии цикл ветхозаветных прообразов Богородицы: «Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», иллюстрация 9-й притчи Соломона «Премудрость созда себе дом» с образом 3-ликой Софии, Премудрости Божией, «Скиния завета» в уникальном изводе с образом литургисающего Христа. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. В наосе храма на стенах и сводах расположены обширные цикл Жития Пресв. Богородицы и евангельский цикл. Богородичный цикл занимает вост. часть наоса и включает композиции «Рождество Пресв. Богородицы», «Жертвоприношение праведных Иоакима и Анны», «Детство (Ласкание) Марии», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благословение Марии первосвященником», «Обручение Марии», «Передача Пресв. Богородице порфиры и шерсти», «Сон св. Иосифа», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и прав. Елисаветы». В евангельский цикл входят: «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Успение Пресв. Богородицы». К нему примыкают расположенные в зап. части Страстной и Воскресный циклы с событиями до Пятидесятницы: «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Омовение ног», «Благословение апостолов», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Моление о Чаше», «Несение Креста Спасителем», «Установление Креста на Голгофе», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Уверение ап. Фомы», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа». Зап. стену занимают композиции «Страшный Суд», «Причащение прав. Марии Египетской» и «Пир Ирода». В зап. части храма (на сев. стене в сев.-зап. компартименте и сев. простенке зап. рукава креста) расположены также ветхозаветные прообразовательные сцены, соотнесенные со Страстями и с Воскресением Христа, со Страшным Судом и имеющие литургические коннотации: «Прор. Даниил во рву львином», «Три отрока в печи», «Явление трех ангелов Аврааму» и «Гостеприимство Авраама». Представлены Мандилион (в юж. части храма) и сонм многочисленных святых. Т. Вельманс указывает также на наличие цикла Акафиста ( Velmans. 1977. P. 152). Св. Мария Магдалина. Фрагмент композиции «Положение во гроб». Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.

http://pravenc.ru/text/182627.html

Роспись алтаря: в апсиде Богоматерь, евхаристия (с теми же подробностями в изображении Иуды, как в лаврском параклисе св. Михаила, но с тою особенностию, что извергаемое Иудою имеет огненный цвет), строгие фигуры святителей. В своде алтаря вознесение и пятидесятница. В соответствии с изображениями новозаветными помещены здесь ветхозаветные пророки, скиния свидения с Моисеем и Аароном, несение кивота завета и смерть Озы. В малой апсиде с сев. стороны Иисус Христос во гробе, Св. Троица ветхозаветная (возле стола представлена корова, которую сосет теленок), жертвоприношение Авраама, Петр Алекс. и др., – с южной стороны Иисус Христос, агнец Божий на дискосе, который поставлен на престоле с киворием, святители, три отрока в пещи и др. Южная стена храма: рождество Христово, (Богоматерь на коленях), избиение младенцев вифлеемских (праведная Елизавета с Иоанном), брак в Кане галилейской, притча о делателях винограда, о впавшем в разбойники (разбойники в виде черных демонов с крыльями); торжество православия; внизу мученики. Северная сторона: притча о богатом и Лазаре, положение Иисуса Христа во гроб, воскресение, явление Иисуса Христа Марии Магдалине и ап. Фоме, Иисус Христос в Эммаусе; воздвижение честного креста (возле столпа). Западная сторона: недреманное око, успение Богоматери (апостолы летят на облаках), страсти Христовы (отчасти на сев. стороне) – Иуда берет сребреники, смерть Иуды на сучке, Иисус Христос исцеляет Малха, поругание Иисуса Христа, бичевание, несение креста и распятие; здесь же рождество Богородицы и благословение Ее иереями; внизу единоличные изображения преподобных. На предалтарных столпах благовещение пресв. Богородицы (Богоматерь с веретеном, возле Нее прор. Исаия со свитком, в котором написано известное пророчество о рождении Мессии от Девы: δο παρθνη etc.; возле архангела Давид со свитком: κουσον θγατερ etc). В притворе мучение апостолов и мучеников, лествица духовная, виды подвижничества, единоличные изображения преподобных и ктиторы. Во внешнем притворе апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Стенописи хиландарского собора. Богоматерь в алтарной апсиде (без младенца) окружена медальонными изображениями пророков со свитками; под Нею евхаристия – с тою особенностию, что с обеих сторон по 12 апостолов; ниже – события, следовавшие за воскресением Спасителя; еще ниже святители; в своде алтаря рождество Христово, вознесение (Богоматерь имеет надпись Мр. у.) и сошествие Св. Духа. В двух боковых апсидах: налево Св. Троица и святители, направо святители, Петр Александрийский с Иисусом Христом и др. Купол храма имеет обычную роспись, в которую входит и литургия 289 . На южной стороне храма эпизоды из истории страстей Христовых, мученики (внизу) и крещение Спасителя, замечательное по своим иконографическим формам: над обычным изображением Спасителя, стоящего в воде, находятся райские двери, в которых видна группа ангелов; в воде налево Иордан с крыльями и рогами, с урною; направо море в виде женщины в короне, с крыльями; она сидит в коляске, везомой рыбами. С левой стороны Иоанн крестит народ: одни плавают в воде, другие раздеваются; в стороне рыбак ловит рыбу удочкою; красивый мост перекинут чрез Иордан; в пролеты его с шумом бежит вода; толпа народа стоит на мосту. Иоанн проповедует народу и встречает приближающегося Спасителя; второй момент проповеди : при чем Иисус Христос представлен с лопатою в руках ( Матф. 3:12 ). Воины приходят взять Иоанна. На северной стороне продолжение страстей Христовых: снятие с креста, положение во гроб, сошествие во ад и мученики; замечательно здесь изображение распятия: церковь , представленная в виде человека в короне и поддерживаемая ангелом, принимает кровь от прободенного ребра Иисуса Христа в чашу, а направо синагога в виде женщины удаляется прочь в сопровождении ангела. На западной стороне, кроме обычного успения Богоматери, помещен целый ряд изображений из жизни Богоматери: жертва Иоакима и Анны, зачатие Богоматери, благословение иереев, обручение Богоматери с Иосифом, совершаемое, как видно из надписи, Захариею, причем на жезле Иосифа, согласно с известным преданием об этом предмете, занесенным в апокрифы, представлен голубь; Благовещение у источника. Опущенные здесь – рождество Богородицы и введение во храм перенесены на северную и южную стороны храма. Все изображения снабжены надписями, заимствованными, по-видимому, из апокрифического источника. На алтарных столбах по обычаю Благовещение (Богоматерь сидит с вязальным крючком в руках, возле Нее Давид, а возле архангела Соломон). Во внутреннем притворе поучительные события из жизни преподобных отцов, ктиторы храма; здесь же запись, указывающая на обновление живописи притвора в 1804 году. Во внешнем притворе множество мелких изображений в отдельных рамках, мучений святых; здесь же опять ктиторы, а над дверями – недреманное око с Богоматерью и двумя ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Богородицы 286 . На наш взгляд триморф напоминает руку художника, расписывавшего протатский храм. Кроме этих остатков, вся живопись переписана, по мнению преосв. Порфирия, в XVII в., а затем исправлена в недавнее время. Стенописи в лаврском параклисе св. Михаила исполнены, как видно из надписи, в 7151 (1643 г.) 287 . В алтаре Богоматерь, евхаристия (фигура Иуды оригинальна: на плечах его сидит дьявол , с ним начинается рвота) и святители; в своде алтаря вознесение Господне, сошествие Св. Духа на апостолов и сретение. Купол средней части храма расписан обычно; на стенах северной и южной – Евангелие и мучения свв. Стефана, Федора Тирона, Теория, Кирика и Улиты; на западной стене распятие Иисуса Христа и райские обители святых. Роспись в небольшой церкви св. архангелов в Зографе возобновлена в 1692 г. В алтаре Богоматерь, Св. Троица, Иисус Христос, агнец Божий на дискосе; святители и диаконы; Петр Александрийский обычно; в своде алтаря праздники (рожд. Христово, крещение, вознесение). В куполе Пантократор и херувимская песнь; на стенах храма Евангелие и мученики; над дверями успение пресв. Богородицы и недреманное око. Под куполом на восточном и западном ребрах арок нерукотворенный образ, на южном – великого совета ангел (τς μεγλης βουλς γγελος) со свитком и благословляющею десницею; на северном Иисус Христос. Стенописи собора в Каракалле – 1717 года, а в притворе живопись исправлена в 1750 году рукою монаха Серафима. Первые стоят по достоинству выше, чем вторые; в этих последних заметна наклонность к щегольству обнаженными формами человеческого тела и к реализму в изображении мучений – наклонность, справедливо порицаемая о. арх. Антонином 288 . Роспись среднего храма напоминает росписи русских храмов: нет здесь ни одного пустого места, не занятого живописью; все сложные изображения заключены в особые рамы, и цельные ряды их, согласно с указанием греческого подлинника, также отделены один от другого очень заметными полосами. Лучшие фигуры – старцев преподобных на западной стене.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Стенописи в дохиарском соборе. Алтарь украшен изображениями, относящимися к жертве Нового Завета. По обычаю, в апсиде Богоматерь, ниже литургия или херувимская песнь, еще ниже евхаристия (μετδοσις), наконец два ряда святителей. На стенах алтаря: скиния свидения (С), в которой видны первосвященник за престолом и народ; несение кивота завета (Ю) в очень простых формах (без Давида и музыки); в своде алтаря: пятидесятница (с космосом), вознесение Иисуса Христа на небо и некоторые чудеса. В жертвеннике: Иисус Христос, в виде Младенца, на дискосе под покровом, святители, Петр Александрийский , пред которым Спаситель в раздранном хитоне и др. В диаконнике Св. Троица и святители. – На северной стене среднего храма: умножение хлебов, укрощение бури, исцеление расслабленного, мытарь и фарисей, сошествие Иисуса Христа во ад, воздвижение честного креста и др.; внизу – мученики. На южной: рождество Христово, сретение, искушение Иисуса Христа, чудо в Кане, преображение, торжество православия и мученики. На западной: «недреманное око», успение Богоматери, распятие, события из жизни Иоанна Предтечи и детства Богоматери (благословение Ее тремя священниками и ласкание родителями). На алтарных столбах благовещение: возле Богоматери, сидящей с веретеном, прор. Исаия, возле благовествующего архангела Давид. Внутренний нарфикс: творение мира, древо Иессея, «Азъ есмь лоза, вы же – рождие», акафист Богоматери и сцены из истории мученичества (на своде). Внешний нарфикс: страшный суд, «что ти принесем», лествица духовная; чудесные события с юношею, открывшим клад, потом потопленным злыми монахами и спасенным архангелами Михаилом и Гавриилом 260 . Живопись притворов не представляется особенно важною с археологической точки зрения, хотя ее исполнение обнаруживает искусную руку. Иное дело роспись алтаря и средней части храма. Она исполнена, как видно из надписи, в 1568 году 261 усердием воеводы Молдавовалашского Александра, при игумене Феофиле. В отзывах о сохранности ее специалисты расходятся: по мнению автора Заметок поклонника св. горы, она остается с той поры неприкосновенною 262 , а по замечанию Дюшена из Бэйе 263 , первоначальная живопись почти совершенно исчезла вследствие реставраций. Но истина, как кажется, заключается в средине. Следы обновлений здесь заметны, тем не менее в общем удержан древний характер живописи: не отличаясь красотою панселинова стиля, она дает ряд композиций и типов, отличающихся строгим характером; особенно характерны типы старческие, напоминающие последнюю эпоху византийской живописи. Западных новшеств почти нет; но Богоматерь в изображении Рождества Христова представлена уже стоящею на коленах, в чем мы видим след реставраций.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010