15 Григорий Такахаси в начале XX в. служил переводчиком в Йокохаме у морского агента А. И. Русина. Накануне русско-японской войны был уличен в шпионаже в пользу России и осужден на 8 лет лишения свободы (Дневники... с. 384:385) 17 Чтобы яснее понять глубокий смысл этого как бы невзначай оброненного замечания, прочтем характерную выдержку из дневников свт.Николая за 1881 г.: «Что за мерзость – душевное состояние. Сошел с ума сослуживец (о. Димитрий Смирнов ) Что за отвратительное дело! Мало всегдашней возни с дураками или подлецами, нужно еще явиться на дороге и сумасшедшему, – “и с ними-де понянчись». Э-эх, горькая судьба! А в Хакодате затем остаться некому; церковь и вещественная, и невещественная может пойти на ветер. Но что лучше, возвышенней, благородней, по-видимому, служения миссионерского! И оно-то вот так тянется и само себя ослабляет и укорачивает. В 20 лет, кого сотрудников приобрел Японской Миссии! Совсем потерял бодрость. Посмотрим еще, потянем лямку. Хотя как же мерзко, бездушно она тянется. В 20 лет можно ослабеть и состариться, какими бы идеалами ни был заражен. Вот – к месту моей молодой жизни приближаюсь; если бы все хорошо было, как бы радостно было окунуться в воспоминания, а тут, кроме мерзкого, отчаяннейшего состояния духа, ничего не вызовешь! Да и как вызвать: первое, с чем столкнуться придется, отвратительная рожа сумасшедшего, которого нужно будет ласкать, чтобы окончательно не взбесился и не наделал больших бед! Эх, головушка моя бедная, доля моя несчастная! Хоть бы сжалился Бог и немножко бы дал бодрости!» (Дневники... с. 192). 18 Марк Иванович Сайкайси, выпускник СПб. Духовной академии, кандидат богословия. О нем см. раздел: «Имена и реалии...» 21 Свт. Макарий (Невский) (1835–1926), митрополит Московский, начальник Алтайской православной миссии с 1884 по 1912 гг. Рукоположен в епископа 12.02.1884г. Будучи викарием, именовался сначала Томским и Бийским, позже, с 18.02.1891г. – Томским и Барнаульским, с 6.05.1906 г. – архиепископ Томский и Семипалатинский. С 17.10.1908г. носил титул архиепископа Томского и Алтайского. С 25.11.1912г. – митрополит Московский и Коломенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

1858 г. – родился. 1882 г. – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1906 г. – иеромонах, настоятель Московского Высокопетровского монастыря; архимандрит. 1907 г. – настоятель Новоспасского монастыря. 1914 г. – хиротонисан во епископа Балахнинского. 1917 г., 25 января – епископ Орловский. 1917 г., 26 мая – уволен на покой, проживал в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре. 1918 г. – убит в Смоленске. МАКАРИЙ (Парвицкий «Невский» Михаил Андреевич), митрополит Алтайский. 1835 г., 1 октября – родился в селе Шапкине, Ковровского уезда, Владимирской губ., в семье пономаря. 1854 г. – окончил Тобольскую духовную семинарию. 1855 г. – начал свою деятельность в составе алтайской духовной миссии. 1861 г. – принял монашество, рукоположен в иеромонаха. 1861–1864 гг. – трудился над устроением Чулышманского монастыря. 1868–1869 гг. – работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал ряд богослужебных и святоотеческих книг на алтайском языке. 1883 г. – начальник Алтайской духовной миссии; архимандрит. 1884 г. – епископ Бийский, викарий Томской епархии. 1891 г., 26 мая – епископ Томский и Семипалатинский. 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский. 1906 г. – архиепископ. 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. 1912–1917 гг. – митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода. 1913 г. – почётный член Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1917 г., 20 марта (1 апреля) – уволен на покой с поселением в Николо-Угрешский монастырь. 1920 г., август – Св. Патриархом Тихоном митрополиту Макарию дарован почётный пожизненный титул митрополита Алтайского. 1926 г., 2 марта – скончался в п. Котельничи Московской области Люберецкого р-на. 1956 г. – останки перенесены в Загорск и захоронены под Успенским Собором. Выдающийся святитель-миссионер, просветитель алтайского народа. За его деятельность и благочестивую жизнь народ назвал его «Апостол Алтая» и «Сибирский столп православия». Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1859. Впоследствии, вновь заявляя о своем»отложении»от общения с церковной властью, иеросхимонах Антоний (Булатович) так говорил о решении Московской Синодальной конторы от 7 мая 1914 года:«Суд пришел к заключению, что в нас нет того состава преступления, за которое Святейший Синод предал нас церковному суду и из этого заключил, что мы неповинны в приписанном нам было обожествлении самого тварного имени, взятого в отвлечении от Самого Бога, и, следовательно, что нет для нас оснований отлагаться от церковного общения с иерархией и иерархии нет оснований лишать нас ради нашего боголепного почитания Имени Божия причастия Святых Тайн и священнослужения». Цит. по: Св. Патриарху и Св. Синоду Российской Церкви Заявление иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковной властью ради исповедания Имени Господня. 8 ноября 1918. — Начала 1–4, 1998. С. 176. 1860. См.: Гарязин А. Торжество правды. — Дым отечества, 22.05.1914 21). См. также: Письма в редакцию. — Колокол, 24.05.1914 2417). 1861. Царю Небесному и земному верный Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий — «Невский») (1835–1926). Составитель Т. Гроян. М., 1996. С. LXXIII. 1862. Кн. В. П. Мещерский об афонском деле. — Дым отечества, 5.06.1914 23). 1863. Имяславцы сочли это число явно завышенным.«Никогда такого количества русских иноков не было», — говорили они, комментируя данное заявление. См.: Московский листок, 26.06.1914 146). 1864. Выступление афонских монахов. — День, 24.06.1914 169); Новое выступление афонцев. — Газета–Копейка, 24.06.1914 2977). Полный текст заявления см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 232–237 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 30. Л. 1–2). 1865. Дым отечества, 5.06.1914 23). 1866. Московский листок, 26.06.1914 146). 1867. К делу об имябожниках. — Колокол, 26.06.1914 2444). 1868. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 189. 1869. Принятие имяславцев в церковное общение Святейшим Синодом продолжалось в течение всего 1914 года, а также в 1915 году, о чем свидетельствует Определение Синода 2670 от 10 марта 1916 года. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 285–288 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 112–123об.).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

19 июня 1933 г. умер архиепископ Аполлинарий. К этому времени количество приходов РПЦЗ в Северной Америке достигло 62. Также на особом, полуавтономном по отношению к РПЦЗ положении, существовало еще около 40 карпаторусских приходов епископа Адама (Филипповского). 31 июля 1933 г. во главе Североамериканской епархии РПЦЗ встал епископ Тихон (Троицкий). В апреле 1934 г. был рукоположен во епископа архимандрит Виталий (Максименко) , которому впоследствии суждено было сыграть большую роль в деле объединения Американской митрополии с Русской Зарубежной Церковью». 360 «Высокопреосвященный архиепископ Виталий в Северной Америке, – писала «Церковная жизнь» в 1935 г., – развивает кипучую деятельность. Многочисленные письма оттуда свидетельствуют, что никогда американские храмы не бывали так переполнены, как теперь, в дни, когда архиепископ Виталий совершает божественную Литургию... Наконец Американская Церковь увидела архипастыря, в котором так гармонично объединены настроения аскета, духовного подвижника и богатые дарования администратора». 361 В 1935 г. в состав Североамериканской епархии РПЦЗ входило 49 приходов. В книге протоиерея Аркадия Маковецкого «Белая Церковь : Вдали от атеистического террора» можно найти подробный рассказ о многих из них. 362 Например, 12 февраля 1928 г. в Нью-Йорке в покоях архиепископа Аполлинария была освящена церковь , которую сокращенно стали называть Свято-Отеческой. Это была первая церковь юрисдикции Русской Православной Зарубежной Церкви после раскола. Настоятелем ее многие годы состоял протоиерей Александр Красноумов. Приход в Нью-Йорке в честь Воздвижения Креста Господня был создан в 1931 г. архиепископом Аполлинарием. В 1926-м был организован еще один нью-йоркский приход – Свято-Троицкий в Астории. Поначалу церковь нового прихода ютилась в наемных помещениях, но позже для нее был куплен небольшой дом. Александро-Невский приход в Лейквуде (штат Нью-Джерси) обязан своим существованием архиепископу Виталию. «Владыка Виталий передал русской колонии подаренный ему Юлией Мартиновной Плавской участок земли в 5 акров и благословил организовать приход и выстроить часовню-церковь». 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 Фунт – старая русская мера веса, равная 409,5 г. Литра – старинная мера веса, пришедшая на Русь из Византии. 25 Из последования Изобразительных на литургии Преждеосвященных Даров. Эти и все другие упоминаемые здесь молитвы читаются и поются во время богослужений Великого поста. 31 Тект о н (греч.) – букв.: плотник. Архитектон – мастер, художник, строитель; высший Создатель, Творец. 32 Томская Духовная семинария была открыта 21 сентября 1858 года стараниями епископа Парфения (Попова). Первоначально семинария не имела своего помещения и располагалась в архиерейском доме, но заботами святителя Макария (Невского) в 1899 году она перешла в новое, специально построенное для нее здание. 34 Последование праздника святого апостола Иоанна Богослова, стихира на Славу на Господи, воззвах. 35 Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставления безмолвствующим, в сотне глав//Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 419. 36 Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита. Об умной благодатной молитве//Добротолюбие. Т. 5. М. 1900. С. 475. 45 В 1896 году при Воскресенском храме города Томска открылась церковноприходская школа для мальчиков и девочек, здание для которой построили братья Кухтерины: Алексей Евграфович, Александр Евграфович и Иннокентий Евграфович, преуспевающие купцы и промышленники, тратившие большие суммы на благотворительность. 48 Макушин Петр Иванович (1844–1926) – видный деятель народного просвещения в Сибири, основатель первой в Томске публичной библиотеки, первого в Сибири книжного магазина, один из инициаторов создания первого в Сибири университета. Был сыном причетника, окончил Пермскую семинарию, затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В середине 1860 года Макушин был командирован на Алтай, где занимался организацией миссионерского училища для туземных мальчиков из новокрещеных и их обучением. В 1867 году он организовал такую же школу для девочек и устраивал беседы и чтения со взрослыми. В 1868 году Макушин переехал в Томск смотрителем Духовного училища, но скоро оставил службу. В 1873 году он открыл первый в Сибири книжный магазин под фирмой «Михайлов и Макушин». В конце XIX века это была самая крупная книготорговая компания во всей Сибири, имевшая отделения в Иркутске и некоторых других городах. В типографии Макушина отпечатано множество трудов томских ученых, а также книг, относящихся к экономическому и культурному развитию Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

– 291 Казанский монастырь в Казани – вероятно, Спассо-Преображенский монастырь в казанском Кремле; основан в 1556 г. – 299 Миссионерский монастырь – см. Покровский Миссионерский мужской монастырь. Невский монастырь – см. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Никитский женский монастырь в Москве – основан в 1582 г. боярином Никитою Романовым; современный адрес: улица Герцена, 7; закрыт в 1929 г. – 279, 287 Новгород-Северский монастырь Черниговской губернии – Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Новгород-Северский; основан князем Мстиславом в 1033 г. – 175 Новгородский Покровский Зверин монастырь – Зверин Покров женский монастырь в Новгородской губернии; основан в XII веке – 202 Новодевичий женский монастырь в Москве – основан в 1524 г.; современный адрес: Новодевичий проезд, 1; закрыт в 1922 г. – 243, 266 Новодевичий монастырь – см. Воскресенский первоклассный женский монастырь. Новоезерский монастырь Новгородской губернии – Кириллов-Новоезерский монастырь вблизи Белозерска; основан Святым Кириллом в 1517 г. – 85 Новоспасский мужской монастырь в Москве – основан в начале XIV в., по преданию, Юрием Долгоруким, название получил в 1490 г.; современный адрес: Крестьянская площадь, 10; закрыт в 1918 г. – 258, 287 Перервин монастырь в Москве – Николо-Перервенский мужской монастырь; основан в 1623 г.; современный адрес: Шоссейная улица, 82; закрыт в конце 1920-х гг. – 289 Покровский Миссионерский мужской монастырь в Москве – основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем; современный адрес: Таганская улица, 58; закрыт в 1926 г. – 246, 249, 279, 287 Преображенский монастырь в Москве – Новоспасский 1-го класса необщежительный мужской монастырь; основан в Кремле в 1300 г. Иоанном Калитою; закрыт в 1918 г. – 281 Рождественский женский монастырь (обитель) в Москве – основан около 1386 г., по преданию, матерью князя Владимира Храброго, княгиней Марией; современный адрес: угол Рождественки и Трубной площади; закрыт в 1923 г. – 280, 290, 291 Рославленский монастырь – Спассо-Преображенский мужской монастырь в городе Рославле Смоленской губернии; основан в XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

2 Тексты посланий патриарха Тихона находятся у архиепископа Никона «Жизнеописание митрополита Антония». Том 6, стр. 49–56 3 Текст обоих посланий напечатан в «Жизнеописании митрополита Антония». Том 6, стр. 17–33. Издание Северо–Американской и Канадской епархии. 1960. 4 Так, например, секретари собора, выбранные большинством, иногда просто не записывали речей своих противников, создавая впечатление единства там, где оно отсутствовало. 6 Совершенно исключительны по своей литургичности были службы епископа Гавриила Челябинского (Чепур), одного из учеников митрополита Антония. 12 Н.А. Клепинин(1899–1939) был одарённым, многообещающим человеком, автором книги «Святой Александр Невский» Париж 1927. Его жизнь оборвалась трагично, после второй женитьбы, он примкнул к левому крылу евразийцев и вернулся в Россию. Там он вскоре погиб в одном из лагерей. Его брат о. Дмитрий Клепинин (1904–1943) тоже погиб, но в немецком лагере, помогая евреям. 17 Я старалась лучше понять его, ловила случайные рассказы о нём. Мне говорили, что когда Н.С. поступил в Николаевское Кавалерийское Училище и в первый раз появился верхом в манеже, все присутствующие, даже самые строгие начальники, стали аплодировать, таким он был замечательным наездником. В полку его многие любили. Сам он никогда ничего не говорил о себе. 19 См. Н.К. (Клепин) «Памяти игуменьи Екатерины» Париж. 1926. В. Маевский. «Лесна». Сан Пауло. 1962. 22 В настоящее время Вранячка Баня является благоустроенным курортом, но в 1921 году она была ещё в первобытном состоянии. Отдельных ванн почти не было и большинство больных погружалось в общий бассейн, наполненный горячей щелочной водой. Все купались в своём нижнем белье, причём некоторые, особенно женщины, старались постирать его. В результате вода иногда окрашивалась в яркие цвета и люди, входившие в белом белье, вылезали в цветном. Кроме того в Баню приезжали не только больные пищеварительными органами, для которых предназначался курорт, но и туберкулёзные, получавшие только вред от этого лечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

305        По воспоминаниям владыки Нестора, записанным его духовными детьми, кронштадтский пастырь «передал о. Нестору неполную бутылочку хереса, сказав при этом, что о. Иоанн велел ему передать, что он сам выпил половину этого, а ему надлежит испить вторую половину. Впоследствии на Камчатке в тяжёлые минуты болезни одна капля этого хереса являлась для о. Нестора лучшим лекарством» (Митрополит Нестор, Камчатский миссионер//Надежда. Христианское чтение. Вып. 7. Франкфурт-на-Майне, 1982. С. 5 3 –5 4 ). – С.Ф. 306        Епископ Благовещенский и Приамурский Владимир (Благоразумов, 3.4.1845–1914) – сын диакона Пензенской епархии. После окончания Пензенской Духовной Семинарии рукоположен во иерея и назначен священником в уездный город Городище (1866). После смерти супруги поступил в Казанскую Духовную Академию (1878). Принял монашество (1888), назначен преподавателем в Волынскую Духовную Семинарию. Редактировал «Почаевский листок». Преподавал Священное Писание в Кишинёвской Духовной Семинарии (1891). Возведён в сан архимандрита (1897). Старший цензор Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. Хиротонисан во епископа Сарапульского, первого викария Вятской епархии (4.2.1901). Епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии (5.4.1902); Благовещенский и Приамурский (3.11.1906). На покое (25.5.1909). Магистр богословия, автор научных трудов. 307        По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона – 237266 кв. вёрст (или 472300 кв. км). 308        Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов, 26.8.1797–31.3.1879), митрополит Московский и Коломенский. Прославлен Русской Православной Церковью 23.9.1977. (подробнее см. комм. 356 – ред.) 310        Апапель – это открытое, по их понятию и верованиям, капище, холм, где пребывает злой дух, держащий в тисках своего влияния язычников. На этом холме могут лежать жертвы в виде оленьих рогов, мяса, табака, убитых ездовых собак, умилостивляя злого духа. 313        Святитель Макарий (Парвицкий-Невский, 1.10.1835–16.2/2.3.1926), митрополит Московский и Коломенский – старец-митрополит, выдающийся миссионер, просветитель алтайского народа (его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

332. Харлампович К.В. Вместо предисловия//Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии. Казань, 1905. С. 70–72. 333. Хитров А. О переводе на русский язык книги Пророка Иеремии//Сын Отечества. 1860. 22, 45. С. 1383–1384. 334. Храпова Н.Ю. Православное миссионерство на Алтае//Русская Идея. Барнаул, 1992. С. 122–140. 335. Царю Небесному и земному верный. Митрополит Московский Макарий , Апостол Алтайский (Парвицкий – «Невский»), 1835–1926. М., 1996. 336. Цветков И., священник. Что такое миссионерский институт?//Странник. 1863. Т. 1, 3, отд. V. С. 14–16. 337. Невалков Михаил, священник. Памятное завещание: Автобиография миссионера Алтайской духовной миссии. М., 1894. (То же. Православный Благовестник. 1894. 10; То же. Сибирские Огни. 1990. 4. С. 151–176; 5. С. 152–171). 338. Чельцов М. Культурное значение миссионерской деятельности о. архимандрита Макария (Глухарева), в связи с отношением оной к современному состоянию Алтайской и Киргизской миссий и их деятельности на пользу Святой Православной Церкви и нашего Отечества//Томские Епархиальные Ведомости. 1907. Часть неофициальная. 4. С. 1–15; 7. С. 1–10. 339. Чельцов М. Религиозные верования алтайских инородцев Кузнецкого уезда, Томской епархии//Томские Епархиальные Ведомости. 1907. Часть неофициальная. 9. С. 1–6; 10. С. 1–19. 340. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. СПб., 1899. 341. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 г.: Материалы. М., 2001. 342. Яницкий С.М. Архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской миссии и переводчик Священных книг Ветхого Завета с еврейского на русский язык: (Краткий биографический очерк)//Сборник исторических материалов... Орел, 1897. (То же. Орловские Епархиальные Ведомости. 1892. С. 1541–1591; То же. Памяти основателя Алтайской миссии и переводчика Священных Книг Ветхого Завета на русский язык, архимандрита Макария. Орел, 1892.) 343. Ястребова. Вопрос об устройстве и организации образовательных заведений для приготовления православных благовестников (миссионеров): (По поводу книги покойного о. архимандрита Макария Глухарева «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры...». (М., 1894).) М., 1895. (То же. Православный Благовестник. 1894. 22, 23. 1895; 1, 3–10, 12–14, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

40 Печатается по: Московские церковные ведомости. М. 1914. 26. 28 июня. С. 478. Митрополит Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 †16.2.1926), Московский и Коломенский – старец-митрополит, выдающийся святитель, миссионер, просветитель алтайского народа; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губ. в семье пономаря. После окончания Тобольской Духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание «Невский», поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861–1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868–1869). Начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский (с 1906 – архиепископ), с 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода (1912), почетный член С.-Петербургской Духовной академии (1913). Незаконно уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (авг. 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губ. В 1956 г. останки Святителя (по свидетельству очевидцев – нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. 42 Печатается по: На Архиерейской даче в Черкизове//Душеполезное чтение. 1915. 1. Январь-февраль. С. 81–82. Историю Митрополичьей дачи в Черкизове см. в прим. 211 к 1-му т. наст. изд. В 1980е гг. здание дачи занимала строительная организация; в 1989–1992 гг. принадлежала Издательскому отделу Московской Патриархии. После пожара на втором этаже (в марте 1992 г.) полуразрушенное здание передали (1994) Отделу по церковной благотворительности и социальному служению, возглавляемому викарием Московской епархии, архепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым). При содействии президента Якутии М. Е. Николаева Отдел собирается отремонтировать Митрополичью дачу и создать здесь братство святителя Иннокентия (Чижов А. Б. Деревянные храмы Москвы и Подмосковья//Московский журнал. М. 1998. 1. С. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010