Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛДАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, названо по г. Валдай Новгородской губ., создано во исполнение постановления Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов РПЦ. В 1921 г. во епископа Валдайского был хиротонисан Иосиф (Невский) , архим. валдайского в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-ря , оставшийся его настоятелем и после хиротонии. Еп. Иосиф признал созданное в мае 1922 г. обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), но вскоре вышел из подчинения обновленцам, 24 дек. того же года собрание клириков и мирян Валдайского у. отвергло ВЦУ и заявило о полной поддержке еп. Иосифа. Деятельность еп. Иосифа способствовала тому, что его вик-ство было в очень небольшой степени затронуто обновленчеством. В докладе на имя Патриарха Тихона от 8 мая 1924 г. о положении дел в Новгородской епархии говорилось: «Преосвященный Иосиф, епископ Валдайский,- дела обстоят на редкость хорошо. Там в уезде вообще не было обновленцев». Однако еп. Иосиф, видимо, вскоре был выслан из Валдая: известно, что 1928 г. он находился в Рыбинске. Впосл. он жил в Валдае до смерти в дек. 1930 г., но данных о существовании В. в. после 1927 г. не имеется. С 26 июня 1926 г. по 1927 г. существовало обновленческое В. в., на к-рое 29 июня был назначен Александр Сахаров, временно управлявший также обновленческой Новгородской епархией (до 15 марта 1927). Арх.: ГАНО. Ф. 1010. Оп. 3. Ед. хр. 287. Л. 1; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 310-311. Ист.: Иосиф (Николаевский), еп. Воззвание к верующим//Звезда. Новгород. 1922. 67 (26 марта). С. 1; Движения и перемены по службе//Вестн. Свящ. Синода. 1926. 11 (7). С. 3; Краткие сведения о епископах правосл. Церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода//Там же. 1926. 12/13 (8/9). С. 11; Схиигум. Онисифор (Михайлов): [Некролог]//ЖМП. 1982. 2. С. 25; [Гурьянов И. В. ] День вчерашний//Где Святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 231. Лит.: Савинова И. Д. Лихолетье: Новгородская епархия и советская власть, 1917-1991. Новгород, 1998. С. 58; Галкин А. К. , Бовкало А. А. Епископ Валдайский Иосиф//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 13-15 нояб. Вел. Новгород, 2000. Ч. 2. С. 57-63. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153905.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Московских святителей (5 октября) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИГНАТИЙ Симоновский, Московский (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), иконник, прп. (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОВ (Иван; † 1607), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии)

http://pravenc.ru/rubrics/128871.html

священник Александр Ельчанинов (13.03.1881–24.08.1934) Воспоминания Заметки История религий Письма Труды на сербском языке Аудиокниги священник Александр Ельчанинов Пастырь, проповедник, церковный историк, литератор. Биография Был вторым сыном в семье штабс-капитана 58-го пехотного полка, Виктора Яковлевича Ельчанинова (1853—1893). После смерти отца семья переселилась в Тифлис. Как и братья, Николай и Борис, Александр учился во 2-й тифлисской гимназии, где его одноклассниками вместе они посещали историко-философский кружок, организованный учителем истории Георгием Николаевичем Гехтманом. Флоренский, Эрн и Ельчанинов окончили гимназию в 1900 году, все с золотой медалью. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета с обязательством вернуться преподавателем в Кавказский учебный округ. Затем поступил в Московскую духовную академию, но досрочно покинул её. В 1905 году участвовал в деятельности нелегального Христианского братства борьбы (ХББ), основанного В. П. Свенцицким и В. Ф. Эрном. Входил в редколлегию «Религиозно-общественной библиотеки» и был редактором-издателем газет ХББ. 18 ноября 1905 года избран членом совета Московского религиозно-философского общества памяти Соловьева. С 1910 года активно занимался педагогической деятельностью. На Высших женских курсах в Тифлисе читал лекции по истории религии и о новой русской религиозно-философской мысли. С 1912 года преподавал в гимназии Владимира Левандовского в Тифлисе, в 1914 году стал её директором. В 1916 г. обвенчался с дочерью В. А. Левандовского Тамарой Владимировной (21.11.1897, Минск — 24.11.1981, Париж). В браке с ней имел детей Наталью, Кирилла и Марию. В 1921 году эмигрировал из России. Из Батума через Константинополь вместе с семьей добрался до Франции, где поселился в Ницце, рукоположен в священника в 1926 году, преподавал русский язык. Был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД). Протоиерей Сергий Булгаков писал о нём как о священнике: он представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания. В 1934 году был назначен в Александро-Невский собор на ул. Дарю в Париже, где прослужил всего неделю и тяжело заболел. Скончался в Париже и похоронен на кладбище в г. Мёдоне под Парижем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Новониколаевск (с 1926 - Новосибирск), где располагалась резиденция обновленческого «митрополита всея Сибири» Петра Блинова. Для противодействия обновленцам патриарх Московский и всея России свт. Тихон принял решение о назначении прот. Н. Асташевского в Новониколаевск в качестве правящего архиерея (ранее там существовала викарная Новониколаевская кафедра). После принятия им монашеского пострига с именем в честь свт. Никифора, патриарха К-польского, был возведен в сан архимандрита и затем наречен епископом Новониколаевским. Хиротонию 25 сент. 1924 г. в Москве в храме мч. Никиты на Ст. Басманной ул. возглавил патриарх Тихон. Прибытие Н. в Новониколаевск способствовало массовому возвращению захваченных обновленцами приходов в каноническую Церковь. В 1926 г. в связи с переименованием епархиального центра Н. стал носить титул епископа Новосибирского. В 1927 г. был возведен в сан архиепископа. Поскольку кафедральный Александро-Невский собор Новониколаевска принадлежал обновленческому «митрополиту» Блинову, кафедральным храмом Н. стала Вознесенская Турухановская ц., вскоре к ней был пристроен придел во имя свт. Николая. Также по благословению Н. в Новосибирске были построены Успенская ц. на Новом кладбище и Свято-Никольский храм в пригородном с. Новолуговом. В нач. 1928 г. в Новосибирской епархии насчитывалось 205 приходов, объединенных в 17 благочиннических округов, богослужения совершали 197 священников и 5 диаконов. В 1931 г. Н. был награжден правом ношения креста на клобуке, 18 апр. 1932 г. возведен в сан митрополита. В нач. 30-х гг. в Западно-Сибирском крае власти приступили к репрессиям против духовенства и массовому закрытию храмов. Всего, по данным советских органов, в 1931-1937 гг. здесь было закрыто 185 церквей. С мая 1935 г. по причине глубокой старости Н. пребывал на покое, но, оставаясь в Новосибирске, продолжал проводить богослужения и оказывал посильную помощь своему преемнику на Новосибирской кафедре архиеп. Сергию (Василькову). Н. скончался 3 мая, в Великую Пятницу 1937 г., его отпел архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565488.html

Часть послушников были мобилизованы в армию. Забрали часть лошадей на нужды фронта. Несмотря на то, что шла война, продолжается благоустройство монастыря. В 1916 году построен новый трапезный корпус, укрупнена пасека. С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни. Уже в феврале 1918 года крестьянами Сундырской волости были конфискованы земли на Пихтулинском участке. Вместе с тем были отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено, солома. В марте 1919 года монастырь лишился мельницы. В мае 1922 года игумен Антоний возведен в сан архимандрита. Несмотря на болезнь, архимандрит Антоний продолжает свою службу. До середины 1920-х годов жизнь в монастыре еще теплилась. 12 августа 1926 года коллегия НКВД Чувашской республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил его в октябре 1926 года. Причиной послужило «несоблюдение советских законов членами общины, декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Также коллегия НКВД своим решением передала монастырские помещения в распоряжение местной школы крестьянской молодежи. Архимандрит Антоний умер 24 декабря 1928 года и был похоронен на кладбище села Большой Сундырь Ядринского района. В долгие годы забвения на территории монастыря в разное время существовали школа крестьянской молодежи, больница для больных менингитом и туберкулезом. За это время уцелевшие здания нещадно разрушались и перестраивались. Источник: http://cheb-eparhia.ru/ В 1996 году Распоряжением Председателя Совета министров Чувашской Республики Аблякимова Э.А. в собственность Чебоксарской епархии были переданы два строения, расположенные на территории бывшего монастыря: церковь и игуменский дом. С 2001 года вновь на этом святом месте совершается иноческий молитвенный подвиг за Русь Святую. Монастырь частично возвращён её исконному хозяину - Православной Церкви, освящена церковь святого преподобного Серафима Саровского, но основная часть трудов по возрождению монастыря ещё в будущем.

http://sobory.ru/article/?object=19781

Православные русские и эстонцы делали все, чтобы защитить собор. В канцелярию парламента были посланы тысячи протестов и писем. На сторону оскорбленных верующих единогласно встала и конференция Международного союза мира и дружбы, которая в это время проходила в Тарту. В своей резолюции от 31 октября 1928 г. она постановила: «Мы испытываем глубокую боль, что эстонское большинство хочет принести в жертву религиозные чувства меньшинства, вследствие своих эстетических и националистических чувств. Конференция серьезно обеспокоена, что этим шагом будет нанесен ущерб мирному сосуществованию различных наций и вероисповеданий в Эстонии и создан прецедент, который в будущем может опасно отразиться в мире, поэтому конференция высказывает свое твердое пожелание, чтобы таковой проект был снят с повестки дня» . На сторону противников националистического безумия встали и некоторые политические деятели Эстонии, представители левых оппозиционных партий в парламенте. В поддержку сохранения собора высказались многие пасторы Эстонской евангелическо-лютеранской Церкви и лютеранская общественность. Защитники собора отмечали, что Александро-Невский собор, построенный в древнерусском стиле, и лютеранский готический собор, расположенный неподалеку, составляют единый архитектурный ансамбль. Борьба за собор стала достоянием зарубежной прессы, и эстонским националистам пришлось отступить, добившись лишь снятия позолоты с его куполов (1936). При постройке собора на купола было нанесено 7 слоев золота, стоимостью 18000 руб. Священноначалие ЭАПЦ подтвердило статус Александро-Невского собора как кафедрального. В 1936 г. из Симеоновской церкви в собор был переведен православный приход, где служба велась по-эстонски, его настоятелем назначили протоиерея Николая Пятса, брата президента Эстонской Республики. Русский приход был перемещен в Симеоновскую церковь Таллина. Так завершился многолетний конфликт, возникший на почве национальной нетерпимости, противной самому духу христианства. Весьма характерным для внутреннего состояния Православной Церкви в Эстонии во время ее пребывания в юрисдикции Константинопольского Патриархата был и другой конфликт, возникший в конце 20-х гг. в связи с имущественным положением Псково-Печерского монастыря. Издревле ценнейшее движимое и недвижимое имущество монастыря являлось его собственностью. Опираясь на закон Эстонской Республики об упразднении сословных имуществ, принятый 12 ноября 1925 г., Синод Православной Церкви в Эстонии в феврале 1928 г. потребовал от настоятеля монастыря епископа Печерского Иоанна (Булина) зарегистрировать имущество на имя Синода, дабы оно, как заявлялось, не подверглось отчуждению в пользу государства. Епископ Иоанн, братия обители и православное население Печерского края и Эстонии восприняли это как посягательство на монастырскую собственность и выступили против закона.

http://sedmitza.ru/lib/text/430334/

Применял в работе педагогические принципы, выработанные им в России. Его сын К. А. Ельчанинов впосл. был долголетним председателем РСХД, основателем и 1-м руководителем фонда «Помощь верующим в России». Е. также стал членом воссозданного в 1923 г. Софии Святой братства , к-рое объединило мн. философов и богословов в эмиграции. Во Франции Е. почувствовал призвание к священству. «На старых путях,- писал он,- мне было уже нечем жить, на новом пути я оживаю, возрождаюсь снова… Меня всегда, особенно последний год, пугало быстрое течение времени; это потому, что я стоял на месте. Теперь (с решением принять священство) я пошел вразрез со временем или, вернее, нырнул в глубину, где время безразлично». На его решение оказали влияние прот. С. Булгаков и митр. Евлогий (Георгиевский) , который и рукоположил Е. во иерея в 1926 г. Служил в рус. церкви в Ницце. Руководил 3 религиозно-философскими кружками в своем приходе. Занятия начинались с обширной хоровой программы. Вскоре он стал одним из наиболее почитаемых пастырей в эмиграции, особенно среди молодежи. Как вспоминал митр. Евлогий, «это... был пастырь незаурядный: чуткий, высокодуховный, учитель молодежи, литературно образованный и весьма начитанный в аскетической литературе». В 1934 г. по настоянию митрополита Е. был переведен в Александро-Невский кафедральный собор на ул. Дарю в Париже. На новом месте Е. прослужил всего неделю и тяжело заболел в Страстной понедельник. Похоронен на кладбище в Мёдоне под Парижем. Значительное влияние на Е. оказало наследие прав. Иоанна Кронштадтского. В 1928 г. Е. переработал его кн. «Моя жизнь во Христе» и составил сборник духовных наставлений старца, расположив избранные цитаты из этой книги по темам. После смерти Е. его вдовой была составлена кн. «Записи» (1935) из найденных в бумагах Е. дневников, воспоминаний, отрывков из писем, имеющих общий интерес, планов проповедей. Ельчанинова писала, что это «подлинный документ человеческой жизни, то, в чем отразилась его душа и что осталось на земле от него». Книга стала популярным образцом совр. правосл. духовно-аскетической лит-ры и выдержала большое количество переизданий, была переведена на нем., англ., франц. языки. Отдельные главы посвящены ответам на типичные вопросы молодежи (Е. собирался составить из них книгу), советам молодым священникам, описанию различий между католицизмом и Православием, воспоминаниям Е. о том, как в юности он говел в груз. мон-ре Зедазени , и др. В книгу вошел очерк о гордости «Демонская твердыня». Особое место в «Записях» занимает тема исповеди, к-рой Е. придавал исключительное значение. По его словам, «всякая исповедь - урок и духовное приобретение» не только для кающегося, но и для священника. Священство он называл «единственной профессией, где люди поворачиваются к тебе своей самой серьезной стороной и где и ты все время живешь «всерьез»».

http://pravenc.ru/text/189923.html

(Фотография поздняя, иерарх в сане митрополита) 6 мая 1913 и 7 мая 1914 г. Скорбященский монастырь посещал митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский). Св. митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский) 1835 – 1926 Великий миссионер и подвижник, просветитель малых народов, прозванный “апостолом Алтая”. На Московской кафедре в 1912 – 1917 гг. Незаконно удален с кафедры Временным правительством. Портрет работы неизвестного художника начала ХХ в. Из Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Память 16 февраля/1 марта На 1915 г в обители и на монастырском хуторе было 265 монахинь и послушниц. Монастырский хутор (57 десятин) находился при с. Нетесове в 8 верстах от станции Крюково СПб-ской железной дороги. 1914 г. Указ Св. Синода об открытие на основе училища Высшего Богословского женского института. 8 ноября 1916 г. Открытие в монастыре Высших Женских Богословско-Педагогических Курсов (Женский богословский институт) Заведующий епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов) Фасад здания Женского училища, в котором в 1916 — 1918 гг. располагались Высшие женские богословско-педагогические курсы (Женский богословский институт). Здание сохранилось в перестроенном виде, занято милицейской частью. Священномученик архиепископ ДИМИТРИЙ (Добросердов) 1864 – 1937 Епископ Можайский, викарий Московской епархии в 1914 – 1918 гг., затем в 1919 – 1920 гг. и (в сане архиепископа) в 1934 – 1937 гг. Видный просветитель и педагог. В 1916 – 1918 гг. – заведующий Высшими женскими богословско-педагогическими курсами в Скорбященском монастыре. В 1920-е гг. борец с обновленческим расколом. Неоднократно пребывал в заключении. Расстрелян 23 октября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. Память 8/21 октября 8 ноября 1916 г. В совершении Богослужения и в торжестве открытия Высших женских богословско-педагогических курсов приняли участие Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский), Епископ Волоколамский ФЕОДОР (Поздеевский), заведующий Курсами Епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов), епископ Верейский МОДЕСТ (Никитин), епископ Аксайский ГЕРМОГЕН (Максимов), а также Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА, обер-прокурор Святейшего Синода Н.П.Раев, профессоры Московской Духовной Академии и Московского Императорского Университета.

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

Алма-Атинская (григ.) Анатолий Алма-Атинская (обн.) 29 .10(11.11).1927–10(23).10.1928: Капитон Лавров 11 .1928–09.1931: Мелхиседек Николев 12 .1931–12.1934: Михаил Трубин 1934–11(24).11.1936: Михаил Орлов 11(24).11.1936–26.09(09.10).1937: Вениамин Молчанов 1937–1943: 1943–1944: Анатолий Синицын Алма-Атинская (укр.) Георгий Кроткевич Алтайская 19 .08(01.09).1920–16(29).02.1926: Макарий Невский 16(29).08.1924–: Василий Дохтуров, в. у. Алтайская (обн.) –1923: Гавриил Воеводин 31 .05(13.06).1923–09(22).09.1923: Николай Чижов 08(21).07.1923–26.01(08.02) .1924: Макарий Торопов 19 .08(01.09).1923–1927: Александр Введенский 2 1926–: Александр Авдентов 25 .06(08.07).1928–1931: Анатолий Синицын 1931–1934: 03 .1934–25.06(08.07).1935: Григорий Климчук 1935–1936: Сергий Баженов Аляскинская 06(19).08.1916–06(19).10.1920: Филипп Ставицкий 1920–1927: 1927–1930: Алексий Пантелеев 29 .09(12.10).1930–1934: Антоний Покровский, заруб. 1934–06(19).04.1939: Антоний Покровский, заруб., паки –1946: Алексий Пантелеев Аляскинская (заруб.) Иоанн Шаховской Аляскинская (обн.) 1923–1923: Иоанн Кедровский 1923–1925: 1925–: Владимир Александров –1933: 1933–1934: Амвросий Райнис Американская 30 .07(12.08).1914–1918: Евдоким Мещерский 1917–1921: Александр Немоловский, в. y., в третий раз 04(17).04.1922–03(16).01.1924: Платон Рождественский, в. у. Стефан Дзюбай, в. у. 03(16).01.1924–07(20).04.1934: Платон Рождественский, паки 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Вениамин Федченков Американская (заруб., автоном.) 1924–1934: Платон Рождественский 1934–1950: Феофил Пашковский Американская (обн.) 1923–1934: Иоанн Кедровский 1934–05.1944: Николай Кедровский Амурская см. Благовещенская Амурская (обн.) 1930–19.03(01.04).1931: Константин Знаменский 1932–12(25).10.1933: Владимир Сычёв. в. у. Ананьевская 16(29)05.1921–27.11(10.12).1925: Парфений Брянских Андреевская (обн.) 13(26).05.1925–05.1926: Мелхиседек Аверченко Аргентинская и Южно-Американская 1943–07 1952: Феодор Текучев Ардатовская 08 .1922–1922: Иувеналий Мошковский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Удивимся, что в антисоветском мятеже участвовали красноармейцы. Нас-то в школе учили, что «красные» - это «красные», а «белые» - это «белые». В том, что жизнь - порой «процесс нелинейный», мы сможем еще не раз убедиться, читая этот дневник. Вот, например, запись 1920 года: « 30 мая . Троица. Сегодня на новый собор подняли новый колокол в 855 пудов, отлитый в 1914 году на московском заводе братьев Смагиных. Поднятие обошлось благополучно». Новый собор - это Александро-Невский кафедральный собор в Саратове. Удивительно, конечно, читать такое - ведь идет борьба с религией и духовенством. 11 октября 1919 года автор, например, заносит в дневник: «Опять красный террор. Расстреляны священники Шанский, Махровский и другие. Ужасно!». А тут - на колокольню кафедрального собора поднимают новый колокол. Впрочем, власть не надолго отложила устранение этой «недоработки»: Александро-Невский собор был разрушен (на его месте сегодня стадион «Динамо»). «Религии, и в частности, христианству, объявлена война «насмерть». Таковы времена Ударились в антирелигиозную пропаганду, такую глупую, ребяческую. Она успеха не имеет»,- пишет автор в дневнике. «1923 год. 6 января . Рождественский сочельник. Несмотря на яростную газетную травлю религии, сегодня все церкви полны молящимися». Судя по дневниковым записям, «полны народом» саратовские церкви были не только в начале, но и в конце двадцатых годов. Запись 1926 года: « 21 ноября . Сегодня день Архангела Михаила. Вчера на всенощной была масса народу. Служили оба архиерея - Досифей и Андрей. Хор был усилен». Но безбожная власть курс на искоренение религии держала неуклонно. «1930 год. 6 февраля . Горсовет опубликовал постановление о запрещении колокольного звона. Факт большой исторической важности. При царях колокольный звон был запрещен у старообрядцев. Итак, отзвенели русские колокола. Они не сделали мягче сердце человека». Осенью того же года автор запишет: «Снимают главки с церкви - со старого Михаила Архангела (эта церковь стояла на месте нынешнего сквера Первой учительницы - Авт.)», еще через год - «Продолжается снятие колоколов с церквей».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010