Приход состоял из села Маркова и деревень: Богдарни (3 вер. от церкви), Борка (3 вер.) и Чащи (3 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 889 душ муж. пола и 1041 женского. Жители с. Марково и окрестностей считали свой деревянный храм временным и не оставляли мысли о построении каменного, но дело упиралось в недостаток средств. В 1899 г. о. Иоанн Невский подал прошение архиепископу Владимирскому и Суздальскому Сергию (Спасскому) о построении в Марково каменного храма. Владыка ответил письмом, в котором выразил согласие и одновременно сомнение: «По силам ли будет строителям то дело, которое они взяли на себя, не имея совершенно никаких средств для его исполнения?». 16 августа 1900 г. при участии благочинного, настоятеля храма в Багаеве о. Константина Разумовского, был заложен каменный однопрестольный храм Казанской иконы Божией Матери. Средства прихода быстро кончились, нужно было искать жертвователей. Первым откликнулся крестьянин дер. Костино Евсевий Борисов, имевший родственников в Марково, он пожертвовал 600 рублей. Вскоре дело взял в свои руки внук ходатая по устройству деревянного храма Василия Сидорова, Иван Иовлевич Сидоров, он довел строительство до успешного окончания и был избран церковным старостой. Храм освящен в 1902 г. Высокопреосвященным Сергием, архиепископом Владимирским и Суздальским, и Преосвященным Иннокентием (Беляевым), епископом Тамбовским. Богослужение сопровождалось пением архиерейского хора под управлением регента А.Е. Ставровского. С началом революции начались испытания для Марковского храма, его прихожан и причта. С 1926 по 1928 гг. в Марковском храме служил священник Николай Зеленов, будущий священномученик. Николай родился в 1887 г. в с. Бочевино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Поликарпа Зеленова. С 1897 г. был певчим церковного хора. Окончив в 1907 г. Владимирскую духовную семинарию, Николай Поликарпович стал учителем церковно-приходской школы с. Яковцево Муромского уезда. В 1911 г. он служил диаконом в с. Загарино того же уезда, а в 1912 г. был рукоположен во священника к приходу в с. Голенищево Муромского уезда, где прослужил до июня 1917 г., когда был назначен священником в с. Загарино. В 1926 г. о. Николай был переведен в с. Марково Покровской волости, а с 1928 г. до первого ареста о. Николай служил в с. Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа.

http://sobory.ru/article/?object=04416

18 марта 1910 г. В. по болезни был уволен на покой и назначен настоятелем московского Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . По поручению Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) В. председательствовал на 5-м Всероссийском съезде русских людей (С.-Петербург, 1912). В 1913 г. Московский митр. св. Макарий (Невский) назначил В. в помощь своему 1-му викарию Дмитровскому еп. Трифону (Туркестанову) в делах епархиального управления и совершении торжественных богослужений. В. возглавлял комитет по возведению собора в честь св. Александра Невского на Миусской пл. в Москве (заложен в 1913, строительство не было завершено). В 1918 г. В. полтора месяца находился под арестом. После закрытия осенью 1919 г. Андроникова мон-ря жил в бараке возле собора Александра Невского. В 1921 г. Патриархом св. Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, к месту служения уехал после ареста Патриарха в 1922 г. В 1924 г. был выслан из Екатеринослава в Москву без права выезда. 29 апр. следующего года В. вновь был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен «в распространении непроверенных слухов о притеснении со стороны Советской власти Тихоновской церкви». Виновным себя не признал. Находясь в тюрьме, дважды просил допустить к нему для исповеди сщмч. Василия Надеждина , оба раза ему было отказано. По постановлению Коллегии ОГПУ от 3 июля 1925 г. освобожден под подписку о невыезде из Москвы, 10 сент. дело в отношении В. было прекращено. В янв. 1926 г. В. примкнул к григорианскому расколу , был назначен на Днепропетровскую кафедру. В июне того же года принес покаяние Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) . Пребывая на покое, служил во Всехсвятской ц. в с. Всехсвятском (ныне Москва, близ станции метро «Сокол»). В этот период П. Д. Корин писал портрет В. для картины «Русь уходящая» (этюды и эскиз картины с портретом В. хранятся в Доме-музее Корина в Москве). В. погребен у алтаря Всехсвятской ц., могила не сохранилась. Чин отпевания совершил митр. Сергий в сослужении викариев Московской епархии Подольского еп. Иннокентия (Летяева) , Волоколамского еп. Иоанна (Широкова) и Дмитровского еп. Питирима (Крылова) .

http://pravenc.ru/text/159076.html

  Введение Синодальный период истории Русской Православной Церкви (далее − РПЦ), ведущий свой временной отсчет от петровских, «противных православной традиции» 4 , преобразований, начатых в 1718 г. учреждением Духовной Коллегии и открытием в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода, ознаменовался активизацией миссионерской деятельности, «возделыванием новых нив» на территории от Урала до берегов Тихого океана. Именно это направление деятельности на протяжении двух столетий способствовало «постепенному восстановлению канонической дееспособности и определению новых путей в повседневной жизни» 5 . В течение XVIII в. православные миссионеры, проповедуя веру христианскую, просвещая и крестя язычников, укрепляя в вере новокрещенных, открывая для них школы, переводя тексты богослужебных книг на языки народов Сибири, «вводя практику православного богослужения на инородческих языках» 6 , основывая монастыри и строя храмы, прошли почти всю сибирскую землю, возобновили миссионерскую деятельность на Камчатке, снарядили первую Православную миссию в Пекин. Особое внимание было уделено воспитанию в Сибири образованного духовенства из представителей коренных народов. Среди имен тех, кто просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Камчатки и Китая в XVIII в., были «проповедниками веры во языцех монгольских», митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский) (1650−1727), епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) (1680−1731), епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Нерунович) (1690-е − 1741), епископ Иркутский и Нерчинский Софроний (Кристалевский) (1703−1771). Святителю Софронию принадлежат замечательные слова напутствия отбывающим на новые земли к некрещеным народам, ставшие основой проповеднической деятельности РПЦ на огромных просторах Сибири, Дальнего Востока, а позднее – и на Аляске. Он призывал «делами проповеди и светильником любви согревать мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит» 7 . Просветительская деятельность РПЦ в XIX в. связана с именами таких ее крупнейших подвижников, как архимандрит Макарий (Глухарев) (1792−1847) – переводчик Священных и богослужебных книг на языки алтайских народов и создатель Алтайской миссии; митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) (1835–1926) – создатель алтайской письменности; архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил (Бурундуков) (1770−1830) – основатель Забайкальской миссии; архиепископ Иркутский и Нерчинский Нил (Исакович) (1799−1853) – переводчик текстов Священного Писания на бурятский язык; архиепископ Иркутский и Нерчинский Парфений (Попов) (1811−1873) – создатель Иркутского Комитета Миссионерского общества и основоположник церковно-издательской деятельности в Забайкалье.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

В 1924 г. в одном из журналов, посвященном литературе, искусству и культуре, была напечатана статья, в которой опять вспомнили о соборе: «Эта церковь отсюда, с Вышгорода, господствует над всем Таллином, но со свойственным чувством некультурности, присущим России, не гармонирует этот монумент с общим видом старого города, попал он сюда как бы из другой оперы. Как символ надменности и насилия своим по-восточному чуждым, пестрым и кричащим видом, он был не только для немецких баронов, но и сейчас является для нашей самостоятельности как бы живой памятью о прошлых рабских временах». Далее излагался план перестройки Вышгорода и помещен проект «Церкви свободы. Пантеон самостоятельности» архитектора Карла Бурмана. Завершал публикацию фотомонтаж города Таллина с подписью: «Пантеон самостоятельности на Тоомпеа вместо нынешней русской церкви». Это сооружение должно было символизировать независимость Эстонии. Но из-за отсутствия у правительства средств на снос собора или на его перестройку, а также в результате протестов со стороны православных эстонцев и русских, националистический поход против Александро-Невского собора был временно прекращен. К сожалению, две православные часовни, одну напротив Балтийского вокзала, другую — на Русском рынке, и памятник Петру Великому все же смогли уничтожить. Новая волна яростных нападок на Александро-Невский собор началась в 1928 г. Четыре члена эстонского парламента из коалиционных партий правительства подали на обсуждение проект закона о сносе Александро-Невского собора как памятника русского насилия. По их мнению, русское правительство, давая разрешение на постройку этого собора, преследовало прежде всего государственно-политические цели. Все буржуазные газеты вновь начали яростную и решительную агитацию за снос собора. Многие фанатики-лютеране заявили, что собор оскорбляет религиозные и национальные чувства большинства населения, и приводили в пример Польшу, где националисты-поляки снесли в Варшаве русский собор, несмотря на протесты мировой общественности.

http://sedmitza.ru/lib/text/430334/

«Верный Богу и Царю земному», почтеннейший Московский Первоиерарх (иже во святых) митрополит Макарий (Парвицкий-Невский, 1835–6.02.1926), в 1913 г. был членом Святейшего Синода, но, «как это ни странно, содержание Синодального послания от 18 мая 1913 г. об Афонских имяславцах стало известно ему, члену Синода митрополиту Макарию, только благодаря церковной периодике» 1091 . Значит, «Послание» состряпано и опубликовано в обход этого заслуженного Святителя, о котором «Отец Иоанн Кронштадтский говорил: «У вас свой есть лучший молитвенник» 1092 , под председательством которого Суд Московской Синодальной Конторы вынес оправдательное решение об имяславцах. Святитель Макарий «разрешил главарей Имяславия от запрещения» 1093 . Имеющим духовные саны разрешил священнослужение. Расселил многих по разным монастырям. Под нажимом советской власти и старанием анархически настроенных владык, как ревностный защитник Монархии упразднён от управления епархией; с восстановлением патриаршества был отправлен «на покой», но пребывал тут же в Москве. Владыка Макарий остался доволен о Христе Иисусе, что у него в Духовной Академии были два учёных мужа: Новосёлов и Муретов, профессора Московской Духовной Академии, которые, на своё иждивение, приняли 50 человек иноков-имяславцев, изгнанников со Св. горы Афонской за Имя Господне. «Должно сказать, что митроп. Макарий в отношении имяславцев действовал по завету старца игумена Германа, настоятеля Смоленско-Зосимовой пустыни, который в ответ на запрос Св. Синода об Афонском споре ответил, что «молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому поднятый вопрос следовало бы покрыть любовью» 1094 . «Митрополит Вениамин (Федченков) . В 1938 г., находясь в Балтиморе и занимая пост главы Патриаршей Церкви в Америке, написал Доклад об имяславии, по просьбе Митроп. Сергия (Страгородского) , который тем самым хотел выяснить позицию по этому вопросу Митроп. Вениамина 1095 . В этом докладе есть такие слова: «В 1907 г. «На горах Кавказа» появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра её и, следовательно, одобрения старцами Зосимовой пустыни (о. Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Иисусовой, бывший в общении с епископом Феофаном Затворником ) .... Епископ Феофан ( Быстров , тогда ещё архимандрит) прочитал её, разумеется, основательно. И тоже не нашёл ничего соблазнительного. Старец Герман был заочно знаком с о. Иларионом, так как тот писал ему в 1911 г. письмо с просьбой о помощи и защите Кавказских пустынножителей» 1096 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Издатели постарались дополнить текст необходимым количеством примечаний, облегчающих его понимание. Для лучшего усвоения прочитанного большая часть цитат из Священного Писания приводится по русскому переводу Библии издания Московской Патриархии 2010 года. Исключение сделано лишь в немногих случаях, когда церковно-славянский текст Священного Писания своими стилистическими или смысловыми особенностями полнее раскрывает мысль автора. Нравственно-богословские воззрения святителя в первую очередь отражают его духовный облик – облик смиренного подвижника, простого, не любящего ничего вычурного, искусственного. Проповедуя учение о Боге и высокие истины христианской нравственности, святитель говорит об этом очень просто, чтобы слушатели его усвоили дух Христова учения, а не прельстились формой, в которую облечено это учение. Безыскусственность и доступность его речи делают проповеди удобным пособием для церковных проповедников и доходчивым христианским чтением как в храме, так и в кругу семьи. Многообразие затрагиваемых святителем Макарием тем, охватывающих события и явления церковной, государственной, общественной и личной жизни за большой отрезок времени, предлагает богатый материал историкам, а глубочайший духовный опыт и христианская оценка событий позволят современному читателю почерпнуть много полезного для своей духовной жизни. Желаем вам получить от чтения истинное христианское утешение, вразумление и укрепление для прохождения благочестивого жития, исполненного преданности Промыслу Божию. В Послании к Ефесянам ( Еф.3:8–21 ) святого апостола Павла есть слова, которые вполне отражают суть служения святителя Макария и содержание его равноапостольского подвига: Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом... Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Житие святителя Макария (Невского; 1835–1926), митрополита Московского и Алтайского

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

История хранит также память о времени гонений на веру и о вынужденном прекращении в Коломне обучения будущих пастырей. В 1990 году наша духовная школа возродилась. Можно сказать, что к тому моменту, когда Николай Александрович Цветков принял решение в 2007 году начать благотворительный проект финансовой корпорации " Уралсиб " и своей семьи по возведению нового комплекса зданий Коломенской семинарии, у нас уже здесь сложилось и полноценно функционировало учреждение высшего церковного образования. Теперь Коломенская семинария по своему материально-техническому обеспечению является одной из лучших в Русской Православной Церкви. Это, конечно, ко многому обязывает. Возрождение церковной жизни в современной России ставит перед молодыми людьми, получающими духовное образование и готовящимися принять священный сан, комплекс разнообразных и сложных задач. Как я уже неоднократно говорил, самым главным для будущего пастыря является его внутреннее духовное устроение. Святитель Макарий (Невский, +1926) так сформулировал идеал пастырского служения: " Жить не для себя, а для других; отречься от себя и, повинуясь призванию Божию, идти за Пастыреначальником Христом, взяв на себя крест нищеты и трудов, скорбей и уничижения " . Находясь в стенах духовной школы, не стоит упускать возможности для воспитания в себе любви к молитве, смирения, послушания и трудолюбия. Все это способствует становлению личности будущего служителя Церкви. Поступая так, " вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа " (2 Пет. 1:8). Одной из исключительно важных задач семинария имеет перед собой образовательную цель: дать студентам комплекс знаний и навыков, необходимых для исполнения ими своей будущей миссии. Достойной внимания особенностью нашей духовной школы является то, что большинство преподавателей клирики Московской епархии. Я пользуюсь случаем, потому что здесь присутствуют благочинные нашей епархии, которые через приходы собирают средства для содержания духовной школы, чтобы выразить благодарность всем приходам нашей епархии за то, что они помогают достойному существованию и осуществлению деятельности нашей духовной семинарии. А преподаватели в духовном сане могут передать не только теоретические знания, но и свой практический опыт, потому что об этом вы нигде в учебниках не прочтете, как в современном мире нужно строить приход, возрождать храмы, как осуществлять просветительскую и социальную работу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2797433...

Местные люди именуют каменный остров кто Макарьевским, а кто Патмосом. Макарьевским - потому что он имеет прямое отношение сразу к двум алтайским священнослужителям, причисленным в 2000 году к лику местночтимых святых - Макарию Глухареву (Михаил Яковлевич Глухарев) – 18(30).05.1847] и Макарию Невскому – 16.02.1926]. Они служили здесь в разное время. Первый был причастен к открытию Чемальского стана Алтайской духовной миссии, второй прожил здесь 15 лет. Первый Чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола - евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, избрали его местом уединенной молитвы. В 1855 г. томский архиепископ Парфений, обозревая епархию, прибыл в Чемал, где, отслужив молебен в миссионерском храме, переправился на остров Патмос. Патмос был освящён епископом Парфением 9 августа 1855 года. Об этом свидетельствовала собственноручная надпись архиерея на камне: «1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфея, освящён остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна " . Вскоре усилиями прихожан Чемальского храма надпись, сделанная епископом Парфением, была увековечена в чугуне. В 1867 году в стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский Михаил Андреевич), в последствии ставшим Митрополитом Московским и Коломенским. В Чемале святитель Макарий мог отдохнуть и душой и телом, уединяясь на своем островке, который так и называли Владыкин Патмос. С течением времени Иоанно-Богословская церковь стала мала. В 1875 г. был построен новый просторный храм, освященный во имя святителя Николая. В 1895 г. храм был заново освящен как молитвенный дом в честь иконы Всех Скорбящих Радость. Благодаря стараниям священников-миссионеров на месте, где когда-то стоял первый миссионерский стан и храм Иоанна Богослова, был образован детский приют. Вокруг приюта начала складываться женская община.

http://sobory.ru/article/?object=11476

Н. участвовал в обновленческом т. н. «Втором Поместном Соборе» в Москве в апр.-мае 1923 г. 21 июня того же года назначен временно управляющим обновленческой Уральской епархией, в связи с чем его титул был изменен на «епископ Троицкий». По одним сведениям, переехал в г. Уральск, где его кафедральным храмом стал Александро-Невский собор; по другим, остался в Пугачёве. В дек. 1923 г. принес в Москве покаяние патриарху Московскому и всея России свт. Тихону , был принят в общение в прежнем сане, как хиротонисанный архиереями канонического поставления. Был назначен епископом Николаевским (по прежнему названию Пугачёва), викарием Уральской епархии РПЦ. На следующий день по приезде в Пугачёв был вызван в ГПУ, где ему угрожали высылкой из города. К Рождеству Христову 1924 г. Н. получил от местных властей разрешение проводить богослужения в Пугачёве, однако тогда же он обратился в Патриархию с просьбой о переводе на др. кафедру в связи с частыми вызовами в пугачёвский отдел ГПУ. 21 янв. того же года Н. был назначен епископом Кустанайским, викарием Челябинской епархии. С разрешения патриарха проживал в г. Троицке. С 28 февр. 1924 г. являлся временно управляющим Челябинской епархией (в связи с арестом и высылкой Челябинского еп. Дионисия (Прозоровского) ). 12 апр. того же года Н. отправил патриарху телеграмму о том, что снова перешел в обновленчество. В авг. того же года вновь принес покаяние, вернулся в каноническую Церковь и, видимо, в связи с этим был арестован. Суд приговорил его к принудительным работам, Н. очищал выгребные ямы. Был освобожден через 1,5 месяца, очевидно, на условиях компромисса с властями. В дальнейшем занимал в отношении обновленцев двойственную позицию, выступал за примирение с ними, поддерживал идею участия представителей Патриаршей Церкви в обновленческом т. н. «Третьем Поместном Соборе». Вернувшийся из ссылки в июне 1925 г. Челябинский еп. Дионисий по поручению патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) прибыл в Троицк и указал местным клиру и пастве на недопустимость участия в раскольничьих собраниях. В июле того же года Н. был отстранен от управления вик-ством, о чем с сожалением отзывались в обновленческом издании (Что было сделано для церковного мира//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви. М., 1926. 7(3). С. 10). Тем не менее Н., видимо, все же отказался вновь присоединиться к обновленцам и в результате был выслан в Северо-Кавказский край.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

На протяжении всего своего существования, до становления советской власти, обитель процветала и развивалась. Количество людей, проживающих в монастыре, постоянно росло. Так, к 1917 году их число достигало 911 человек, а монастырь входил в тройку крупнейших в России. Поначалу своё существование монахини обеспечивали рукоделием и уходом за больными. Через какое-то время в монастыре появился свечной завод, который стал монополистом и обеспечивал свечной продукцией все церкви Екатеринбургской епархии. Появилась здесь живописная и иконописная мастерские, финифтевая, мастерская резьбы по дереву, переплётная, башмачная, золотошвейная мастерская и некоторые другие локальные производства. Часть монахинь были заняты земледелием на ферме в селе Елизавет (в настоящее время это микрорайон Елизавет). При монастыре были богадельня для престарелых и приют для сирот, больница, школа для обучения детей грамоте и рукоделию. К середине XIX века здесь было открыто училище, в основном для детей духовенства. С 1914 по 1917 годы в монастыре разместился госпиталь для раненых и женское учебное заведение на 400 человек. После Октябрьского переворота обитель постоянно подвергалась нападкам со стороны властей: проводились обыски под предлогом того, что в монастыре хранилось имущество буржуазии. В декабре 1919 года Горно-Уральский Ново-Тихвинский женский монастырь был закрыт, монахинь отправили работать на завод в Касли, настоятельницу Хаитию расстреляли. В 1920 году было официально заявлено о ликвидации монастыря. После освобождения помещений от монахинь здесь стали размещаться общежития для вновь созданного уральского университета. Однако впоследствии здания монастыря были переданы военному ведомству. Постепенно закрывали оставшиеся церкви — Феодосиевскую, Всехсвятскую, Введенскую. Прихожанами Собора Александра Невского и Успенской церкви была образована Тихвинская религиозная община. В 1926 году военным командованием было принято решение о закрытии Успенской церкви и Собора Александра Невского. Но благодаря усилиям архиепископа Григория Яцковского собор действовал до 1930 года, когда был окончательно закрыт. Через какое-то время было уничтожено монастырское кладбище вместе с надгробными памятниками, некоторые из них считались произведениями камнерезного и литейного искусства. Спустя некоторое время военные, занимавшие помещения уже бывшего монастыря, были перевезены в казармы, а вместо них расположился окружной военный госпиталь. В 1961 году здание Собора Александра Невского было передано краеведческому музею.

http://sobory.ru/article/?object=13445

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010