Вскоре после начала первой мировой войны территории, на к-рых располагалась В. е., были оккупированы герм. и австро-венг. войсками. Варшавский архиеп. Николай ( Зиоров ; возглавлял епархию с 5 апр. 1908), епархиальная канцелярия, мон-ри, большинство правосл. клириков в 1915 г. были эвакуированы вместе с российской администрацией во внутренние губернии Российской империи, в военное время на территории В. е. совершали служение ок. 10 правосл. священников. После вступления немцев в Варшаву 5 авг. 1915 г. правосл. собор св. Александра Невского был обращен в гарнизонный костел св. Генриха, в к-ром совершали богослужения римо-католики и лютеране; в 1916 г. был переоборудован под костел и кафедральный Троицкий собор в Варшаве. После кончины архиеп. Николая (Зиорова), последовавшей 20 дек. 1915 г., Святейший Синод не поставлял архиереев на Варшавскую кафедру, в апр. 1917 г. временно управляющим В. е. был назначен Дмитровский еп. Иоасаф (Каллистов) , к-рый не смог приступить к исполнению своих обязанностей из-за сложностей военного времени; в 1918 г. окормление правосл. паствы в Польше поручили Белостокскому еп. Владимиру (Тихоницкому) . Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника в варшавском р-не Воля. 1905 г. Фотография. 2003 г. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника в варшавском р-не Воля. 1905 г. Фотография. 2003 г. В 1919 г. было образовано Польское гос-во, в состав к-рого в 1921 г. (по советско-польск. Рижскому договору) вошли обширные области Зап. Украины и Зап. Белоруссии с многомиллионным правосл. населением. Власти Польского гос-ва начали проводить крайне враждебную по отношению к правосл. Церкви политику. В нач. 1919 г. варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе почти всех правосл. церквей (в 1913 в Варшаве действовало 3 правосл. собора, 3 приходские церкви, ок. 40 домовых и военных храмов и неск. часовен). Избежали закрытия лишь 2 храма, существующие и поныне: кладбищенский во имя прп. Иоанна Лествичника в р-не Воля и Мариинский в р-не Прага (ныне кафедральный собор). Др. правосл. храмы были переделаны под костелы или разрушены (среди них - Александро-Невский собор в Варшаве, уничтоженный в 1920-1926). Успенская и Троицкая греч. церкви в Варшаве были отданы униатам.

http://pravenc.ru/text/150457.html

1936–1937: 08(21).01.1937–09(22).02.1937: Ираклий Попов, в третий раз Бугурусланская (обн.) 21 .05(03.06). 1923–1924: Алексий Орлов 09 .1924–1925: Николай Князев 1925–1927: 22 .01(04.02).1927–1927: Анатолий Левицкий 29 .10(11.11).1927–12(25).08.1929: Георгий Лапшин 10 .1929–: Василий Виноградов 1932–1934: Константин Симонов 1934–: Владимир Сычев Бузулукская 05(18).07.1921–02(15).09.1923: Павел Гальковский 13(26).12.1923–06(19).01.1924: Сергий Сердобов 01(14).02.1924–03(16).09.1927: Павел Введенский, в. у. 1926(?) –1927: Митрофан Поликарпов Сергий Никольский Митрофан Поликарпов, паки 1930–22.11(05.12).1934: Сергий Куминский Бузулукская (обн.) 25 .04(08.05).1925–: Сергий Сердобов 13(26).05.1925–21.05(03.06).1925: Георгий Лапшин 02(15).10.1925–08.1926: Феодор Преображенский 1926–25.08(07.09).1926: Гервасий Малинин 1926–19.12(01.01). 1926: Сергий Шубин 12 .1926–10.1927: Сергий Волков 08 .1928–1929: Николай Русанов –09(22).12.1931: Феофан Брюханов 1934–1935: Константин Симонов Буинская (григ.) 1927–: Гермоген Кузьмин Буинская (обн.) 18 .09(01.10).1933–1936: Василий Катагошин Буковинская см. Черновицкая и Буковинская Бурят-Монгольская (обн.) 09(22).04.1923–1924: Гавриил Асташевский, в. у. 1924–22.09(05.10).1928: Гавриил Асташевский, в. y., паки Бутурлиновская 09(22).12.1925–1925; Митрофан Русинов 1925–1927: 1927–1929: Митрофан Поликарпов –1931: 1931–1931; Василий Беляев 27 .04(10.05).1931–23.02(08.03)1933: Мефодий Абрамкин Валдайская 1921 –1927: Иосиф Невский Валдайская (обн.) 13(26).06.1926–1927: Александр Сахаров Валковская (обн.) 1924–10.1924: Михаил Митрофанов 1924–1925: Иов Сахновский Валуйская 01(14).11.1920–29.11 (12.12).1923: Филипп Перов Валуйская (григ.) 1925–: Митрофан Русинов Валуйская (обн.) 23 .07(05.08).1923–18.02(03.03).1925: Гермоген Лебедев 18 .02(03.03).1925–1926: Иоанникий Чекановский 1926–1926: Павел Масленников 09(22).03.1927–1927: Павел Масленников, паки Иоанникий Чекановский, паки Варшавская 20 .03(03.04).1917–1918: Иоасаф Каллистов, в. у. 1918–1918: Владимир Тихоницкий, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Нравственно-богословские воззрения святителя в первую очередь отражают его духовный облик – облик смиренного подвижника, не любящего ничего вычурного, искусственного. Проповедуя учение о Боге и высокие истины христианской нравственности, святитель говорит об этом очень просто, чтобы слушатели его усвоили дух Христова учения, а не прельстились формой, в которую облечено это учение. Доступность его речи делают проповеди удобным пособием для церковных проповедников и доходчивым христианским чтением как в храме, так и в кругу семьи. Источники: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Царю Небесному и царю земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий–Невский). М., 1996. «Вы — соль земли»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 36. «Опомнимся! Покаемся!»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 216. «Поучение, сказанное в церкви Енисейского полка в городе Ново-Николаевске»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 201. «Что такое свобода?»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 240–241. «Архипастырская беседа по поводу стремления современной женщины к высшему образованию и уравнению в правах с мужчиной в общественной и государственной службе»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 306. «Семейное воспитание как наилучший способ приготовления народа к благотворному пользованию дарованной ему свободой»//Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения. В 4-х т. М., 2011–2012. Т. 4. С. 123.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Лит.: Путинцев М. П. Алтай: его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Восп. о почивших миссионерах. М., 18912. С. 8, 14-16; Михайловский М. По поводу 40-летней годовщины служения Церкви Преосв. Макария, еп. Томскаго и Семипалатинскаго//Томские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 7-15; 5. С. 4-12; Пятьдесят лет священнослужения Высокопреосв. архиеп. Макария (19 мар. 1861 - 19 мар. 1911 г.)//Там же. 1911. 7. С. 373-389; 8/9. С. 448-458; 10. С. 502-513; 11. С. 553-573; 12. С. 623-647; 13. С. 673-691; 14. С. 725-738; 15. С. 761-765; Его Высокопреосвященство митр. Московский и Коломенский Макарий у себя на родине//Моск. ЦВед. 1913. 40. С. 814-820; Поездка Высокопреосв. митр. Макария на Алтай//Там же. 1914. 46. С. 929-937; Макарова-Мирская А. И. На служении Алтаю: (Повесть о жизни и деятельности Высокопреосв. Макария, митр. Московского и Коломенского, в связи с деятельностью др. миссионеров Алтая). Х., 1914; она же. Апостолы Алтая. М., 1997р. С. 10-88; Знаменский П. В. Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н. И. Ильминского. Каз., 1901. С.16-27, 68; Ливанский И., прот. Высокопреосв. Макарий, митр. Московский, и архим. Макарий (Глухарев) - основатели Алтайской миссии. Орел, 1913; Авроров П., свящ. Пребывание высокопреосв. митр. Макария Московского на своей родине. СПб., 1914; Томская епархия//Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. VII-VIII; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 186-246; Сечина Н. В. Митр. Московский и Коломенский Макарий (Невский), 1835-1926// Макарий (Невский), митр. Избранные слова, речи, беседы, поучения (1884-1913). М., 1996. С. 3-28; Царю Небесному и земному верный: Митр. Макарий Московский, апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926/Авт.-сост.: Т. Гроян. М., 1996; Биогр. словарь миссионеров РПЦ/Авт.-сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 83-86; Дмитрук А., прот. Патерик сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 337-340; Житие св. Макария (Невского; 1835-1926), митр. Моск. и Алтайского// Макарий (Невский), свт. Единое на потребу. М., 2011. Т. 1. С. 5-33; Шипилов В. Митр. Макарий (Невский): Апостол Алтая. Барнаул, 2015.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

1933–1935: Михаил Князевский 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Евстафий Сафран, в. у. 27 .12(09.01).1935–23.06 (06.07).1938: Тихон Попов 1938–1941: Виталий Введенский, паки 23 .09(06.10).1941 –21.11(04.12). 1941: Александр Введенский 1 1941–25.04(08.05).1942: Анатолий Филимонов, в. у. 28 .09(11.10). 1942–22.04(05.05).1943: Сергий Ларин, в. у. 23 .03(05.04).1943–08(21).12.1943: Андрей Расторгуев 1943–26.07(08.08).1946: Александр Введенский 1, паки 1946–1946: Филарет Яценко Московская (сцв) 1923–01(14).01.1927: Антонин Грановский Московская и Коломенская (с 1918 г. Московская Патриаршая Область) 25 .11(08.12).1912–20.03(02.04). 1917: Макарий Невский 11 .1912–23.12(05.01).1912: Василий Преображенский 1, в. у. 01(14).06.1914–01(14).09.1914: Трифон Туркестанов , в. у., паки 20 .03(02.04).1917–21.06(04.07).1917: Иоасаф Каллистов, в. у. 23 .06(06.07).1917–21.11(04.12).1917: Тихон Белавин 1918–1920: Иоасаф Каллистов, в. у. 1920–18(31).01.1922: Евсевий Никольский, в. у. 01 .1922–1923: Никандр Феноменов, в. у. 1923–1924: Илларион Троицкий. в. у. 1923–1925: Пётр Полянский , в. у. 1925–1925: Гавриил Красновский, в. у. 27 .11(10.12).1925–18.02(03.03).1926: Пётр Зверев, в. у. 02 .1926–04.1927: в. у. (Совет викариев: Алексий Готовцев. Гавриил Красновский, Иоанн Василевский) 05 .1927–1931: Филипп Гумилевский, в. у. 29 .04(12.05).1932–01.1936: Питирим Крылов, в. у. 14(27).04.1934–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский 1941–1942: Сергий Гришин. в. у. 02 .1942–09.1943: Николай Ярушевич , в. у. 02(15).05.1944–19.09(02.10).1960: Николай Ярушевич , в. y., паки Московский и всея России Патриархат 21 .11(04.12).1917–25.03(07.04). 1925: Тихон Белавин " 30 .04(13–05).1922–12(25).06.1923: Агафангел Преображенский, в. у. 30 .03(12.04).1925–29.08(11.09)1936: Пётр Полянский , в. у. 01(14).12.1925–25.11(08.12).1926: Сергий Страгородский , в. у. 25 .11(08.12).1926–16(29).12.1926: Иосиф Петровых , в. у. 16(29).12.1926–30.03(12.04). 1927: Серафим Самойлович, в. у. 30 .03(12.04).1927–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский , в. y., паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1808. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 152–154об. 1809. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 167. 1810. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (не издан; запись от 26 февраля 1914 г.). 1811. Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский (в миру Михаил Андреевич Парвицкий), родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии в простой благочестивой семье. В 1855 г. окончил духовную семинарию и определен в Алтайскую духовную миссию рядовым сотрудником. 16 марта 1861 г. пострижен в монашество, 17 марта рукоположен в сан иеродиакона, 19 марта — в сан иеромонаха. Положил начало переводам священной и богослужебной литературы на алтайский язык; в 1869 г. совместно с Н. И. Ильминским подготовил к изданию грамматику алтайского языка. 29 июля 1871 года возведен в сан игумена. В 1875 г. стал помощником начальника Алтайской духовной миссии, а в 1883 г. назначен начальником миссии с возведением в сан епископа Бийского. В 1891 г. назначен епископом Томским и Барнаульским. 6 мая 1906 года возведен в сан архиепископа. 25 ноября 1912 г. назначен митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. Вскоре после отречения Николая II от престола под угрозой заточения в Петропавловской крепости подал прошение об уходе на покой, после чего был лишен проживания в Троице–Сергиевой Лавре и выслан в Николо–Угрешский монастырь, где и скончался 19 февраля 1926 года на 91–м году жизни. См.: Сечина Н. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), 1835–1926. В кн.: Макарий (Невский), митрополит Московский. Избранные слова, речи, беседы, поучения. М, 1996. С. 3–28. По многочисленным свидетельствам современников, митрополит Макарий отличался простотой нрава и святостью жизни. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года причислен к лику святых для общероссийского почитания. 1812. Суд над афонскими монахами. — Санкт–Петербургские ведомости, 11.04.1914 57). 1813. Львов А. Что это значит? — Дым отечества, 27.02.1914 9). 1814. См.: К суду над афонцами. — Дым отечества, 6.03.1914 10).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Филарет (Дроздов) 1821–1867 гг. Русский перевод Библии. Св. Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879 гг., апостол Америки. Макарий (Булгаков) 1879–1882 гг. Великий догматист и историк. Иоанникий (Руднев) 1882–1891 гг., Леонтий (Лебединский) 1891–1893 гг., Сергий (Ляпидевский) 1893–1898 гг., свщмч. Владимир (Богоявленский) 1898–1912 гг. Принял мучения за Христа от большевиков в Киеве. Св. Макарий (Невский) 1912–1917 гг. Апостол Алтая. св. патр. Тихон (Белавин) 21.11.1917–04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 – лето 1922 г. местоблюститель. св. патр. Тихона 14.06.1923–07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925–10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925–10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. Митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925–8.12.1926 гг., митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926–29.12.1926 гг., архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926–12.04.1927 гг., митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927–27.12.1936 гг. Митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом. Патриарх Сергий (Страгородский) 30.08.1943–2(15).05.1944г. Патриарх Алексий I (Симанский) 31.1.1945–1970 гг. Патриарх Пимен (Извеков) 1970–1990 гг. Патриарх Алексий II (Ридигер) 11.6.1990 г., 179-м архиереем от апостола Андрея является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Такие списки преемственности есть у всех Поместных Церквей.  Конец первой встречи.  Встреча вторая.  Книга Правил. Догмат трехсот шестидесяти седьми святых отец Седьмого Собора, Никейского. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Стоялов Максим Викторович 13 июня 2018, 00:20 Спасибо. Прот. Олег Стеняев 14 сентября 2017, 17:46 Павел! Все значительно хуже... Это настоящий миф о том сектанты хорошо знают Писание. Рекомендую в Яндекс набрать: " Диспут с харизматиками " (видео) и Вы сможете два часа наблюдать за полной беспомощностью сразу трех официальных представителей ХВЕ.

http://pravoslavie.ru/106353.html

8 . Полное собрание проповеднических трудов преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского. – Томск, 1910. 9. Чевалков М., прот. Памятное завещание//«Свет Христов просвещает всех!»: Сб. трудов выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви « Сост., вступ. ст. и примеч. прот. Б. Пивоварова. – Новосибирск: Изд-во Правосл. гимназии во имя прп. Сергия Радонежского, 2000. – С. 350–444. 10 . «Царю Небесному и земному верный»: Митрополит Макарий Московский , Апостол Алтайский (Парвицкий- " Невский»), 1835–1926. – М: Паломник, 1996. 11 .  Макарий (Невский) , свт. «Не отчаиваюсь в Божией помощи»: Сб. писем/Сост. Г. Г. Гуличкина. – М.: Изд-во Сретенского монастыряря, 2006. Дополнительная литература 12. Авроров П., свящ. Пребывание Высокопреосвященнейшего митрополита Макария на своей родине. – СПб., 1914. 13. Арсений (Жадановский) , еп. Духовный дневник (1912–1917). – М.: Правило веры, 1999. 14 . Архипастырь-миссионер. – СПб., 1895. – Т. 1: [В связи с сорокалетием миссионерского служения]. 15. Афанасьев А. Л. Митр. Макарий (Невский) как покровитель и участник трезвеннического движения 1901–1916 гг.//Культура Отечества: Прошлое, настоящее, будущее. – Томск, 1994. – Вып. 2. 16. Вербицкий В. И., прот. Алтайские инородцы: Сб. этногр. статей и ис-след. – М., 1893. 17. Вербицкий В. И., прот. Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю ее юбилея (1830–1880 гг.)//Памятная книжка Томской губернии 1885 года. – Томск, 1885. – С. 142–221. 18. Волков С. А. Возле монастырских стен: Мемуары, дневники, письма. – М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 2000. 19 . Всероссийское Православное миссионерское общество в 1914 г.: [Отчет]. – М., 1916. 20. ГеноА. Алтайские подвижники. – СПб., 1903. 21. Голубцов С. , протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922 гг. – М., 1999. 22. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. митр. Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. – М., 1994. 23. Егорова Е. Н., Антонова И. В. Обитель на Угреше. – Дзержинский, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй половине XIX века в Миссии подвизался святитель Макарий (Невский) . Он родился в 1835 году и 19-летним юношей, по окончании Тобольской семинарии, приехал на Алтай. Свои апостольские труды он начал с изучения алтайского наречия. В 1861 году Михаил Андреевич Невский был пострижен и в память об основателе Миссии принял имя Макария. В сане иеромонаха он основал монастырь в глухой долине. Отец Макарий без устали разъезжал по аилам алтайцев, проповедуя им слово Божие. Молодой миссионер с ревностью совершал свое апостольское служение. Свидетель его подвигов вспоминал о нем: «Дым от разведенного костра, точно фимиам, подымался к небу, и слова проникновенные, полные любви, на алтайском языке лились убедительно, властно, чарующе и правдиво... Какие это были слова? Молодая душа, горевшая любовью, влагалась в них, они звучали не выразительным убеждением, они трепетали бесконечной верой и звали за собой к Тому, о Ком вещали... Старик-алтаец бросил трубку, которая давно потухла, его молодые сыновья и подросток-дочь слушали, не спуская глаз, а другие, сидевшие поодаль, тихо придвинулись ближе, а по лицу толмача Чевалкова катились слезы, которых он не замечал». После многих лет миссионерского послушания на низших должностях отец Макарий (Невский) был назначен начальником Миссии, а через год, в 1884 году, в связи с переводом епископа Владимира (Петрова) на Томскую кафедру, был хиротонисан в епископа Бийского. Впоследствии он занимал Томскую, а с 1912 по 1917 годы уже на склоне лет, Московскую митрополичью кафедру. Скончался великий старец-иерарх в 1926 году в Подмосковье, в 90-летнем возрасте, удостоенный незадолго до смерти титула митрополита Алтайского. В 50-х годах его гробница была перенесена в храм во имя Всех святых в земле Российской просиявших, под Успенским Собором Троице-Сергиевой Лавры. Святитель Макарий включен в Собор Сибирских святых. Еще будучи рядовым миссионером, он составил первый алтайский букварь и проделал большую работу по переводу на алтайский язык Четвероевангелия. С его участием переводились и другие Священные и Богослужебные книги. В Бийске святитель Макарий устроил типографию, в которой печатались книги на алтайском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Львов 1-й Николай Николаевич (1867–1940) – общественный и политический деятель, помещик. Депутат I, III и IV Гос. Дум от Саратовской губ., к.-д., мирн. об., прогр. Старший товарищ председателя Думы, председатель Думы. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1900 г. предводитель дворянства Балашовского уезда Саратовской губ. Видный земский деятель. В 1906 г. основал Партию народного обновления. В 1912 г. учредил партию прогрессистов. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. по избранию от Гос. Думы. Участник Белого движения. В 1920 г. эмигрировал. – 134, 179,191,211,212,216,217,343 Любимов Д. Н. – помощник варшавского генерал-губернатора – 225 Люц Людвиг Готлибович (1880–18.11.1941) – помещик, товарищ прокурора при Симферопольском окружном суде. Депутат II, III и IV Гос. Дум. от Херсонской губ., окт. В IV Думе был товарищем председателя комиссии по запросам и председателем комиссии о собраниях. Окончил юридический факультет Новороссийского университета. Почетный мировой судья. После революции в эмиграции. –334 М. Р. – авт. соч. – 42 Макарий, митрополит Московский см. Макарий (Парвицкий-Невский Михаил Андреевич), митрополит Макарий (Парвицкий-Невский Михаил Андреевич) (01.10.1835–01.03.1926) – свт., «Апостол Алтая», митрополит Московский и Коломенский. Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губ. в семье пономаря. В 1854 г. окончил Тобольскую духовную семинарию, в которой получил фамилию Невский. Поступил в состав Алтайской духовной миссии. В 1861 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. В 1861–1864 гг. трудился над устроением Чулышмановского монастыря, работал над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг. С 1883 г. – начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит. 12.02.1884 хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 26.05.1891 – епископ Томский и Семипалатинский; с 18.02.1895 именовался «Томский и Барнаульский». С 06.05.1906 – архиепископ; с 17.10.1908 именовался «Томский и Алтайский». С 25.11.1912 – митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода. Почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. 20.03.1917 – антиканонично уволен обер-прокурором Львовым на покой с местом пребывания в Николо-Угрешском монастыре Московской епархии. 01.09.1920 во внимание к великим 50-летним миссионерским трудам на Алтае отмечен св. Патриархом Тихоном пожизненным почетным титулом «митрополита Алтайского». Канонизирован Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16.08.2000. – 238, 303, 306

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010