Обновленчество не получило распространения в бывш. Переяславском у. К кон. 1925 г. был сформирован обновленческий Переяславский благочиннический совет в подчинении Киевского епархиального управления. В ведении совета находились храмы: Вознесенский в с. М. Каратуль, Михайловский в с. Козлов, Михайловский в с. Лецки, Троицкий в с. Денисы, Александро-Невский в с. Сомкова Долина, Покровский в с. Помокли, Иоанно-Богословский в с. Строкова (временная постройка). В 1927 г. обновленцы зарегистрировали общину в с. Вел. Каратуль, что позволило к авг. 1928 г. добиться паритетного с самосвятами владения храмом. 25 авг. 1924 г. в Бориспольском р-не была зарегистрирована немногочисленная обновленческая община, к-рая вскоре присоединилась к канонической Церкви. В Березанском р-не нек-рое время числился обновленческий приход при Стефановской ц. в с. Семёновка. Общины всех церковных направлений испытывали значительные финансовые затруднения, вслед. чего храмы приходили в упадок, часто власти принимали решения об их закрытии. В 1926 г. были получены разрешения на строительство временных церковных помещений для «старославянских» общин: в с. Стовпяги для Рождество-Богородичной общины, чья церковь сгорела в 1924 г., в с. Козлов для Никольской общины. Начало массового закрытия приходов в Переяславском р-не пришлось на рубеж 20-х и 30-х гг. Одним из первых в февр. 1930 г. якобы по требованию трудящихся был закрыт принадлежавший самосвятам Успенский собор в Переяславле, впосл. в его здании была устроена тюрьма. Большинство храмов в районе было упразднено в 1932-1935 гг., постройки переоборудованы под зернохранилища и клубы (Вознесенский в с. М. Каратуль (1930), Покровский в с. Гланышев (1932), Успенский в с. Пологи-Чеботки (1934), Иоанно-Богословский в с. Гайшин (1935), Ильинский в с. Цибли (1935), Михайловский в с. Лецки (1935), Борисоглебский на Заальтицком форштадте (1935), Георгиевский в с. Андруши (1936), Воздвиженский в с. Демьянцы (1936)). Нек-рые церкви были разобраны: Николаевская в с. Выползки (1930), Рождество-Богородицкая в с. Вел. Каратуль (1932), Васильевская в с. Пологи-Вергуны (1934), Михайловская в с. Ерковцы (1935), Михайловская в с. Пристромы (май 1937). Часть храмов сгорела в результате поджогов (Варваринский в с. Харьковцы (1934), Борисоглебский, Воскресенский, кладбищенский Николаевский в Переяславе (1935), Петропавловский в с. Пидварки (1936)). Общинам в нескольких селах удалось сохранить храмы до кон. 30-х гг. (Крестовоздвиженская ц. в с. Девички действовала до 1937, Троицкая ц. в с. Положаи - до 1940). На небольшой промежуток времени закрывалась Троицкая ц. в Переяславе.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

Постановлением от 20 марта 1917 г. Св. Синод почислил митрополита Московского Макария на покой за преклонностью лет. Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Св. Синода В.Н. Львова. Митрополиту не разрешили жить в Троице-Сергиевой лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, а затем местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где владыка прожил восемь лет. В 1920 г. владыку постигла болезнь, из-за которой он оставался частично парализован до конца жизни. В августе 1920 г. по предложению Святейшего Патриарха Тихона свт. Макарию пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского. В феврале 1926 года митрополит Алтайский Макарий заболел воспалением легких. Вскоре, 1 марта, на 91-м году жизни, владыка отошел ко Господу. Святитель был похоронен около алтаря церкви с. Котельники близ Люберец, где он жил с 1925 г. после закрытия Николо-Угрешского монастыря. В 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу владыки. Гроб почти весь разрушился, а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Троице-Сергиеву лавру и погребено в нижней части Успенского собора. В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых. Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/4601422.ht...

Сразу после процесса воодушевленные осуждением правосл. священнослужителей обновленцы попытались захватить кафедральный собор, получив 2 дек. соответствующий документ в НКВД Крымской АССР. Однако на следующий день обновленцы застали в Александро-Невском храме Д., к-рый раньше обычного времени начал утреннее богослужение. Собравшиеся прихожане воспрепятствовали обновленцам проводить службу. В связи с этим обновленцы потребовали от властей взять Д. под стражу и привлечь к судебной ответственности. Александро-Невский храм вскоре был закрыт гос. органами. Вечером 9 марта 1923 г. Д. был вновь арестован в только что открытой церкви упраздненной Таврической ДС. Проходил по делу вместе в др. священниками Александро-Невского собора, а также с церковным старостой и его заместителем. Обвинялся в «антисоветской агитации» и выступлениях против обновленчества, в поминовении за богослужением осужденного архиеп. Никодима. 15 мая постановлением НКВД Крымской АССР выслан в Екатеринославскую губ. С 1 июня проживал в Мелитополе. Правосл. общественность Крыма обращалась с просьбами о возвращении Д. в его приход, что вызывало недовольство властей. На обращение в ГПУ с просьбой о возвращении Д. в Крым Мелитопольского еп. Сергия (Зверева) последовал ответ, что подобные ходатайства будут рассматриваться как «содействие контрреволюции со всеми вытекающими последствиями». 30 сент. Д. был арестован в Мелитополе и в кон. 1923 г. административно выслан на 2 года в Ср. Азию. По отбытии ссылки Д. вернулся в Симферополь, служил настоятелем кладбищенской Преображенской ц. 1 мая 1926 г., в Страстную субботу, на проповеди призвал прихожан к христ. милосердию и просил «ради Воскресшего Христа обратить внимание на братьев, томящихся в темнице». После этого в храме был проведен сбор пожертвований, а в последующие дни прихожане добились права устроить для заключенных городской тюрьмы праздничное угощение в честь Светлого Христова Воскресения. 11 мая Д. был арестован. Его обвиняли в нелояльном отношении к церковной политике властей, принадлежности к официально не зарегистрированной тогда Патриаршей Церкви, намерениях «нелегально управлять тихоновщиной во всекрымском масштабе». Был осужден на 3 года ссылки и выслан в Марийскую автономную обл.

http://pravenc.ru/text/178033.html

Храм был построен и содержался при активном пожертвовании местных дворян-землевладельцев Апраксиных, Мякининых, Филипповых, Михелей, Сиверсов и др. На Никандровском кладбище сохранились надгробия могил: у алтаря – помещиц Мякининой Любови Михайловны (1889 г.) и Филипповой Анастасии Ивановны (1882 г.), в центре кладбища – графини А.С. Апраксиной. Возле храма по завещанию похоронен губернатор Якутской области и Енисейской губернии Крафт Иван Иванович. «Похоронен 23 ноября 1914 года на кладбище села Никандрова Боровичского уезда Новгородской губернии, где у него был участок земли». Его усадьба находилась на юге Никандровской волости у озера Сороки. Архивные документы сообщают нам, что в сентябре 1876 г. Никандровский Троицкий храм входил в 3-й благочиннический округ Боровичского уезда Новгородской епархии, являясь одним из 644 храмов епархии. 08 октября 1889 г. после окончания Новгородской Духовной семинарии священником в Никандровскую церковь был определен Николай Соловьев, он служил здесь более 47 лет. В 1913 году у Никандровского храма был один приписной – Каменский Александро-Невский, и 12 часовен. В Первую Мировую войну, в 1915 году в Никандровском Троицком приходе был 481 дом, все население прихода составляло 3172 человека. Жизнь храма и села Никандрово резко изменилась после революции 1917 года. В 1926 году церковь была закрыта, и богослужения совершались в находящейся рядом часовне святых мучеников Флора и Лавра. В мае 1936 года архиепископ Боровичский Никита (Стягов) рукополагает в сан иеромонаха освободившегося из заключения (осужденного по делу Александро-Невского братства) и приехавшего в Боровичи иеродиакона Афанасия (в миру – Карасевич Георгий Михайлович) и назначает его священником Троицкого храма села Никандрово Любытинского района. Однако после смерти архиепископа Никиты (+19.08.1936) иеромонах Афанасий 22.09.1937 года был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к высшей мере наказания. Вместе с ним 17 декабря 1937 года под Боровичами были расстреляны члены Александро-Невского братства Екатерина (Арская) и Кира (Оболенская). Через 75 лет этот день станет особым памятным днем Никандрова монастыря: 16 декабря 2012 года епископ Боровичский и Пестовский Ефрем совершил монашеский постриг сестер в честь убиенных Екатерины (Арской) и Киры (Оболенской). Последний священник Троицкого храма – Иванов Алексей Никифорович был расстрелян в 1937-1938 гг. под Боровичами – в с.

http://sobory.ru/article/?object=09516

20 сентября 1867 года собор освятил епископ Брестский Игнатий, а уже в 1868 году произошло окончательное завершение строительства храма и благоустройство территории. Собор Александра Невского - это архитектурный памятник эклектичного ретроспективно-русского стиля с чертами классицизма. Кобринский собор проектировал гродненский архитектор Иван Каленкович, который несколько раз приезжал из Гродно для осмотра возводимого сооружения. Основной объём - крестово-центричный. Он завершается мощным световым восьмеричным шатровым барабаном в окружении таких, только меньших по размеру световых барабанов с невысокими шатрами. Плоскостные фасады завершены треугольными фронтонами. Арочные оконные проёмы окаймлены архивольтами. Главный вход оформлен перспективным арочным порталом с лучковым фронтоном. Он указывает на главный вход в собор, зайдя в который посетитель попадает в т.н. притвор, а уж потом в зал для молящихся. Благодаря благотворителям, собор был укомплектован добротной богослужебной утварью и иконами, расписан масляными красками. Последний ремонт в храме был в 1926 году. Александро-Невский собор пережил и Первую мировую войну и Великую Отечественную и революционные события после 1917 года. Но пришла " Хрущёвская оттепель " и над кобринским собором стали сгущаться чёрные тучи. С храмом связана загадочная история, у которой существуют две версии. Первая версия официальная - в купол храма, во время летней грозы 21 июля 1960 года, ударила молния, вспыхнул пожар, в котором сильно пострадало здание храма. Сослались тогда на бедного церковного старосту, до этого удалившего со стены алтаря проволоку, служившую громоотводом. Его восстановили, но не стали восстанавливать шатровый главный купол. 28 декабря 1960 года Александро-Невский собор был снят с учёта. Другая версия - народная. Говорят, что власти решили сорвать кресты с куполов, чтобы лишить Кобрин символов христианской веры. Долго искали добровольца, который бы помог накинуть верёвочные тросы на кресты, чтобы сорвать их с куполов, но найти таких смельчаков не могли.

http://sobory.ru/article/?object=11085

ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских

http://pravenc.ru/rubrics/123216_2.html

1926 год – Скончался святитель Макарий (Парвицкий-Невский). 1960 год – На конференции советской общественности «За разоружение» в Московском Кремле выступил Святейший Патриарх Алексий I. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси С высокой трибуны предстоятель Русской Православной Церкви произнес слова о гонениях. Их услышал мир. Это была беспрецедентная мера. Свое выступление в Кремле патриарх «использовал для вынесения на суд общественности трагического положения Церкви». Патриарх так начал свою речь: «Моими устами говорит с вами Русская Православная Церковь, объединяющая миллионы православных христиан — граждан нашего государства». Далее патриарх говорил о роли и значении Церкви в истории Российского государства, ее вкладе в культуру страны, о выдающейся патриотической деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны и работе во благо мира на земле в последующие годы. Закончил патриарх свою речь словами: «…Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его». Несколько позже, в июле 1960 г ., митрополит Николай (Ярушевич) так передал атмосферу зала после выступления патриарха: «А вы знаете, что произошло потом? Когда патриарх закончил читать речь, в зале раздались два-три жидких хлопка, а вслед за тем один за другим поднялись представители “общественности” и начали громить патриарха: “Вы хотите нас уверить, что вся русская культура создана Церковью, что мы ей всем обязаны, но это неправда...” Произошел целый скандал». Русская Православная Церковь встретила новые гонения, имея большой опыт существования в советском государстве. Беспрецедентное публичное заявление патриарха поставило точку в карьере Г. Г. Карпова. 21 февраля он был отправлен на пенсию, председателем Совета по делам Русской Православной Церкви стал В. А. Куроедов, партийный функционер, не имевший и сотой доли способностей своего предшественника.

http://pravoslavie.ru/5359.html

Каменные келейные корпуса выстроены в XVII-XVIII вв., с 1884 управлялся лично архиереем. Закрыт в 1926, значительная часть построек разрушена. Был занят школой-интернатом, в 1980-х заброшен. Вновь открыт в 1996. Адрес: республика Татарстан, Высокогорский р-н, с. Семиозерка, ул. Заречная, д. 15. Телефон: (843)266-84-00 Подробнее... Троицкий Лаишевский женский монастырь [ править править код ] 7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин. После революции 1917 г. монастырь был закрыт, после 1991г. обитель возродилась. Адрес : Республика Татарстан, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д. 24 Подробнее... Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь [ править править код ] Мужской монастырь, основанный в 1555, одновременно с созданием Казанской епархии, как миссионерский, архим. Германом (Садыревым-Полевым). Каменное строительство начато уже в 3-й четв. XVI в., наибольшего расцвета достиг в 1-й пол. XVIII в., когда являлся одним из богатейших в Среднем Поволжье. Помимо храмов уцелели келейные корпуса XVII-XVIII вв. и часть ограды XVIII в. В XVIII в. в монастыре действовали инородческая школа, до 1850-х в монастыре помещалось духовное училище. В 1923-1924 закрыт, постройки заняты под детскую колонию, затем тюрьму, с 1950-х - психбольницу. Вновь открыт в 1997. Адрес: 422500, Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, Успенская площадь, ул. Успенская д.1. Тел.: +7 (84371) 3-89-50 (приемная настоятеля) E-mail: uspenski-monastyr@yandex.ru Сайт: http://www.sviyazhsk-monastery.ru Подробнее... Александро-Невский Бугульминский мужской монастырь (Сосновка) [ править править код ] Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь основан в 1865 году на земле, пожертвованной крестьянами собственниками села Спасское. В 1867 году Императорским указом монастырь утвержден в рамки общежительного мужского монастыря третьего класса:

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

Архитектурная ценность Казанской церкви в Котельниках была столь велика и общепризнана, что в 1902 году Духовная консистория сама выступила инициатором подготовки страхового акта на храм с приделами и всеми принадлежащими ему строениями. В 1910 году соглашение было заключено, причём в числе подписавших его со стороны храма был и псаломщик Дмитрий Смирнов (1868-1937), прослуживший тут 22 года и в будущем возведённый в ранг священномучеников Церкви. С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года в округе начали закрывать храмы, оставшиеся же подвергали разного рода " экспроприациям " , а чаще откровенному разграблению. Неоднократно это происходило и с церковью в Котельниках, например изъятие части церковной утвари в 1922 году, в том числе ризы с Казанской иконы Божией матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами. А три года спустя в жизни церкви и всего села наконец-то произошло и знаменаттельное событие: после закрытия Николо-Угрешского монастыря оттуда в Котельники верной паствой был перевезён парализованный митрополит Макарий (Невский). Однако здоровье пастыря было уже подорвано, и в плохо отапливаемом доме Макарий вдобавок заболел пневмонией. Здесь же он и скончался 1 марта 1926 года, после чего был погребён в ограде Казанской церкви, а на могилу владыки ещё долго шли паломники со всей округи. Действующий храм всё больше раздражал власти, тем не менее в 1930-е годы специальная комиссия составила паспорт Казанской церкви для Центральных государственных реставрационных мастерских Наркомпроса и дала оценку его архитектурным достоинствам. Несмотря на явно предвзятое отношение к " логову церковников " , храм был признан значимым памятником дворцового усадебного зодчества середины XVII века со своими интересными особенностями, такими как хоры в трапезной и оригинальный декор. Также была признана целесообразность ремонта и восстановления галереи с раскрытием её заблокированных боковых ходов. Реакция властей на призывы реставраторов вполне предсказуемо оказалась прямо противоположной: в 1938-м церковь была закрыта, а в начале 1940-х её колокольня лишилась верхних ярусов, главы и шатра. Впоследствии на нижнем ярусе развернули водонапорное хозяйство: в 1957 году там установили большой резервуар для воды. Был частично разобран и верхний этаж храма.

http://sobory.ru/article/?object=01048

Ист.: ПСРЛ. Л., 1926-19282. Т. 1; НПЛ; Псковские летописи/Изд. Л. Н. Насонов. М.; Л., 1941-1955. Вып. 1-2; Livländische Reimchronik/Hrsg. L. Meyer. Paderborn, 1876; Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 158-180, 185-194 [изд. жития А. Я. Н.]; Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949; Акты исторические, относящиеся к России/Извлеч. из иностр. архивов и б-к А. И. Тургеневым. СПб., 1811. Т. 1. 78 [булла Иннокентия IV А. Я. Н.]; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. 372-378 [печати А. Я. Н.]. Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1. С. 29-40; Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. М.; Л., 1966; Колотилова С. И. Русские источники XIII в. об Александре Невском//Уч. зап. ЛГПИ. 1971. Вып. 502. С. 99-107; Fennell J. L. I. Andrej Jaroslavi and the Struggle for Power in 1252: An Investigation of the Sources//Russia Mediaevalis. 1973. T. 1. P. 49-63; idem. Heiligkeit und Herrschaft in der Vita Aleksandr Nevskijs//Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1973. Bd. 18. S. 55-72; Leitsch W. Einige Beobachtungen zum politischen Weltbild Aleksandr Nevskijs//Ibid. 1978. Bd. 25. S. 202-216; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978. С. 147-226; Кучкин В. А. К биографии Александра Невского//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1985. М., 1986. С. 71-80; Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского//СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 351-363 [библиогр.]; Феннел Д. Кризис средневековой Руси: 1200-1304. М., 1989. С. 136-207; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; Лурье Я. С. Ордынское иго и Александр Невский: Источники и историография XX в.// Он же. Россия древняя и Россия новая: (Избр.). СПб., 1997. С. 100-130; он же. К изучению летописной традиции об Александре Невском//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 387-399. Джаксон Т. Н. , Кучкин В. А. Год 1251, 1252 или 1257? (К датировке русско-норвежских переговоров)//Восточная Европа в древности и средневековье: X Чтения к 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1998. С. 21-28.

http://pravenc.ru/text/64418.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010