Антуан Нивьер Болгария Варна Церковь Св. Афанасия (19221945, РЗЦ; 19451952, МП) Великотырново Церковь русского общества Белого Креста (19221945, РЗЦ; 19451952, МП) Пловдив Свищов София Св.-Николаевский храм (1922, РЗЦ; 1945, МП) Станимака Монастырь Св. Кирика (19221945, РЗЦ) Шипка Св.-Николаевский храм-памятник (19221952, РЗЦ) Ямболь Св.-Александро-Невский монастырь (19221945, РЗЦ) Италия Бари Св.-Николаевскийхрам (1914; 1930, РЗЦ; 1946, РЭКП; 1970, РЗЦ; 1999, МП) Мерано Св.-Николаевская Церковь при доме общества имени Бородина (1892; 1926, РЭКП) Милан Св.-Николаевская церковь (1927, РЭКП; РЗЦ, 1973; 1977, МП) Рим Св.-Николаевская церковь (1836; 1927, РЗЦ; 1984, РЭКП; 1999, МП) Сан-Ремо Храм Христа Спасителя (1913; 1927, РЗЦ; 1946, РЭКП) Флоренция Рождественский храм (1903; 1926, РЭКП) Польша Данциг (Гданьск) Храм (1921, РЭКП; 19391945, РЗЦ) Чехословакия Братислава Св.-Николаевский храм (1924, РЭКП; 1940, РЗЦ; 1946, МП) Карлсбад (1897) Св.-Петропавловский храм (1924, РЭКП; 1946, МП) Ладомирово Мужской монастырь прп. Иова Почаевской 19241945, РЗЦ) Мариенбад Св.-Владимировский храм (1924, РЭКП; 1946, МП) Прага Св.-Николаевский храм (1921, РЭКП; 1946, МП) Успенская кладбищенская церковь на Ольшанах (1930, РЭКП; 1946, МП) Франценсбдд (1889) Св.-Николаевский храм (1924, РЭКП; 1946, МП) Швеция Стокгольм Преображенский храм (1640, РЭКП) Югославия Бела Цркв Церковь Св. Иоанна Богослова (1927, РЗЦ; 19441954, МП) Белград Троицкий храм (1922, РЗЦ; 1944, МП) Иверская кладбищенская церковь (1931, РЗЦ; 1944, МП) Великая Кикинда Велики Бечкерек Церковь Архистратига Михаила (1923, РЗЦ; 19441954, МП) Земун Церковь Архистратига Михаила (1923, РЗЦ; 19441954, МП) Мужской монастырь Св. Креста (19301945, РЗЦ) Мильково Вознесенский мужской монастырь (19241945, РЗЦ) Нови Бечей Успенская церковь Архистратига Михаила (1924, РЗЦ; 19441954, МП) Нови Сад Панчево Св.-Николаевская церковь (19251945, РЗЦ) Сараево Сремски-Карловцы Хопово (с 1944 по 1949 в Белграде), Леснинская Богородицкая женская обитель (19221949, РЗЦ)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Махачкала. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Александро-Невский храм был заложен в 1871 году на склоне горы Анжи-Арка в городе Петровске (ныне Махачкала). Храм получил именование в память о пребывании в Петровске императора Александра II в сентябре 1871 г. Строительство было обусловлено ветхостью и теснотой городской церкви, построенной как временная. Из-за перебоев с финансированием строительство затянулось на 18 лет. 29 августа 1891 г. храм был освящён. Александро-Невская церковь стала главным православным храмом города. Расположенный на возвышенном берегу Каспийского моря храм вместе с Петровским маяком служил прекрасным ориентиром для проплывающих мимо судов. Первоначально храм представлял собой однопрестольное каменное здание в русско-византийском стиле — крестообразная в плане постройка, завершенная крупным барабаном под луковичным куполом, с небольшой шатровой колокольней. Храм был богато украшен как изнутри, так и снаружи; иконостас изготовили в Петербурге. Вместимость здания составляла порядка тысячи человек. Ограда вокруг храма была сделана из старых ружейных стволов, отпущенных военным ведомством. До революции 1917 года храм находился в ведении Владикавказской епархии. Александро-Невскую церковь, как военную, окормлял протопресвитер военного и морского духовенства. После революции все военные храмы стали гражданскими. После уничтожения в 1926 года махачкалинской Никольской церкви в храме Александра Невского был устроен престол во имя святителя Николая, а также престол в честь Смоленской иконы Божией Матери. Последнее богослужение в храме прошло 10 сентября 1938 года. В 1939 году на очередном заседании культовой комиссии при горсовете было принято постановление: «Здание Александро-Невского собора в городе Махачкала закрыть, передав его для использования под культурные цели». Собор был передан в распоряжение Курсов усовершенствования командного состава, а затем в ведение квартирно-эксплуатационной части махачкалинского гарнизона.

http://sobory.ru/article/?object=21401

Таганрог. Александро-Невский Иерусалимский греческий монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построен на Александровской площади по инициативе, деятельном участии и финансовой помощи И. Леонтидиса (Варваци). На приобретенном участке земли началось строительство каменной церкви, которое завершилось в 1813 году. С разрешения императора Александра I церковь превращается в греческий мужской монастырь с алтарем во имя Святой Троицы и двумя приделами – во имя Александра Невского и Иоанна Злотоуста. На основании привилегии ни один русский монах не мог быть зачислен в монастырь. На постройку храма И.А. Варваци потратил около 600 тыс. рублей и внес сумму на его содержание. Варваци завещал монастырь Иерусалимскому патриархату, который каждые 5 лет назначал служителей храма. Здание построено в стиле классицизм. В рядом расположенном монастырском доме была оборудована церковь во имя святых Космы и Димиана. В Таганроге 19.11.1825 году скончался император Александр I. Тело покойного 11 декабря 1825 года из дворца было перевезено в монастырь, а оттуда 29.12.1825 года погребальная процессия отправилась в Петербург. В 1926 году монастырь закрыли, а в 1933 году на его месте построили многоэтажный дом. Информация взята с сайта: Основателем монастыря был бывший греческий корсар и видный благотворитель Новороссии Иван Андреевич Варваци, поселившийся в Таганроге. В 1809 году Варваци купил место где приступил к сооружению новой церкви для греческой диаспоры Таганрога взамен обветшавшего храма святых царей Константина и Елены. Строил церковь архитектор-грек приглашенный из Афин, создавший редкий для России храм в византийском стиле. Когда церковь была окончена, Варваци изменил свое намерение и решил основать при храме монастырь. Главный храмовый престол был посвящен во имя Святой Троицы, приделы - во имя благоверного князя Александра Невского и святителя Иоанна Златоуста. По замыслу, этот монастырь должен был стать греческим и подчиняться Иерусалимскому Патриархату, подобно Московскому Николаевскому монастырю, находившемуся в подчинении Афонской Иверской обители. Богослужение должно было совершаться по-гречески для греков проживающих и приезжающих в Таганрог.

http://sobory.ru/article/?object=21394

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) ЛУКИАН († 1240 (?) или 1243 (?)), Киево-Печерский, пресвитер, сщмч. (пам. 15 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии ЛЬВОВ Алексей Федорович (1798-1870), рус. композитор, скрипач, хормейстер, дирижер, музыкально-общественный деятель, музыкальный теоретик ЛЬВОВ Николай Александрович (1753-1803), рус. архитектор, поэт, деятель художественной, муз. культуры и лит-ры эпохи классицизма ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. МАВЗОЛЕЙ гробница Мавсола, правителя Карии в М. Азии (377-353 гг. до Р. Х.), одно из 7 античных чудес света; также монументальное погребальное сооружение «MAGNIFICAT» жанр католич. и протестант. церковной музыки, песнопение на текст библейской песни «Величит душа моя Господа» МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_45.html

Памятник святому Макарию Невскому, бывшему до революции митрополитом Московским и Коломенским, торжественно открыт и освящен 1 октября в Алтайском крае. Монумент установлен на территории бывшего Архиерейского подворья в Бийске, сообщили ИТАР-ТАСС в Барнаульской и Алтайской епархии. На церемонию собрались несколько сотен верующих, епископ Барнаульский и Алтайский Максим, епископ Тобольский и Тюменский Димитрий, а также представители Московской патриархии и Украинской Православной церкви Московского патриархата. Бронзовая скульптура высотой в два с половиной метра изображает Макария Невского, который одной рукой благословляет паству, а в другой держит макет православного храма. «Этот храм в руке символизирует то, как много он сделал для Русской Православной церкви и для алтайской духовной миссии. Например, создал Бийское катехизаторское училище», — пояснил корр. ИТАР-ТАСС благочинный бийского округа отец Валерий Замятин. Автор памятника — заслуженный художник России Сергей Исаков. Монумент изготовлен на средства российско-итальянского фонда во имя Святителя Николая Чудотворца и подарен в год 300-летия Бийска, официальное празднование которого состоялось в начале сентября. Открытие памятника Макарию Невскому стало началом празднований, посвященных 15-летию возрождения Барнаульской и Алтайской епархии и 140-летию духовных школ Алтая. В рамках торжеств, которые продлятся до 4 октября, на Алтае пройдут научные конференции, соревнования среди команд духовных семинарий Сибири. А кульминацией праздника станет освящение в воскресенье храма Иоанна Богослова, построенного в Барнауле. Макарий Невский — в миру Михаил Парвицкий/1835-1926/— после окончания Тобольской духовной семинарии исполнял обязанности начальника Алтайской духовной миссии в сане епископа, затем стал епископом Томским. С 1912 по 1917 года являлся митрополитом Московским и Коломенским. С этого поста был смещен Временным правительством в связи с обвинениями в тесных отношениях с Григорием Распутиным, которые сам Макарий отрицал. В последние годы жизни получил почетный пожизненный сан митрополита Алтайского. Останки святого Макария погребены в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.

http://pravmir.ru/na-altae-otkryli-pamya...

Утвержден день празднования Собора святых Новосибирской митрополии 9 ноября 2020 г. 16:20 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, согласно рапорту митрополита Новосибирского и Бердского Никодима , утвержден день празднования Собора святых Новосибирской митрополии — 16 февраля ст.ст./29 февраля н.ст. (в день памяти святителя Макария (Невского), митрополита Московского). В состав Собора святых Новосибирской митрополии входят: 1. Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (1835-1926 гг., канонизирован в 2000 г.) С 1891 по 1912 гг. возглавлял Томскую епархию , в состав которой входила территория нынешней Новосибирской области. По благословению и при личном участии владыки Макария произошли основные вехи становления Ново-Николаевска: 1894-1897 гг. — строительство моста через Обь; 1897-1899 гг. — строительство собора святого князя Александра Невского (епископ Макарий освятил главный престол собора); 1901 г. — по благословению владыки Макария освящен Покровский храм; 1906 г. — архиепископ Макарий освятил храм Михаила Архангела в с. Козиха, также, предположительно, и многие другие храмы. 1) В Новосибирске действует православный центр глухих и слабослышащих во имя святителя Макария Алтайского; 2) Во имя святителя Макария (Невского) строится храм в Дзержинском районе Новосибирска. 2. Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах (1875-1940 гг., канонизирован в 2004 г.) Родился в Калужской губернии. В 1915 году был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре . Рукоположен во иеродиакона в 1920 году, в 1923 году — во иеромонаха. До 1930 года отец Валентин служил в Николаевском храме в городе НароФоминске, а после его закрытия — в храме в городе Кунцево. 26 ноября 1937 года он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 29 ноября 1937 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила его к десяти годам заключения. Скончался 1 июня 1940 года в исправительнотрудовом лагере в Новосибирской области и был погребен в безвестной могиле. Почитается в Соборе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Харбин. Церковь Николая Чудотворца (новая). Николаевская церковь в Старом Харбине /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1926 году усилиями прихожан и настоятеля прихода, протоиерея Валентина Синайского, за три месяца было возведено новое, каменное здание церкви. За образец был взят один из храмов в Красном Селе под Санкт-Петербургом (по видимому, Александро-Невский). Архитектор, выполнивший проект, не известен. Новый храм вмещал до 500 человек и освящён был митрополитом Харбинским и Манчьжурским Мефодием (Герасимовым). Внутри храм был выбит фанерой и построен в стиле псковских храмов. Над западным притвором высилась звонница, характерная по форме для новгородско-псковской архитектуры. Сооружение было выразительно по силуэту, фасады украшали многообразные по форме и прихотливо размещённые оконные и дверные проёмы. В тимпане двускатной островерхой кровли звонницы была выполнена роспись. Несмотря на симметричность сооружения, всё вместе создавало узнаваемый образ «неправильной» северо-русской церкви. По воспоминаниям русского харбинца Георгия Тыкоцкого, «церковь, как снаружи, так и внутри, была оформлена скромно и походила на сельскую, каких много в России». Церковь располагалась среди ветвистых деревьев и цветников. Церковь размещалась на просторной площади Старого Харбина, но не в центре, а на её периферии, будучи обращена к центру своим северным фасадом. Остальные фасады выходили на перекрёстки Обозной, Офицерской, Армейской улиц, перспективы которых (прямые и со смещением) она замыкала. Как отмечает историк архитектуры Светлана Левошко, такой приём отражал укоренившийся в XIX веке принцип соединения двух градостроительных традиций: регулярной европейской Нового времени и ориентированной на древнерусский приём освоения городского пространства. В целом подобное размещение храмов в Харбине на перекрестках улиц было типичным. Священник Николай Падерин в своих воспоминаниях о церковной жизни Харбина относит Николаевский храм в Старом Харбине к церквам, которые имели «обычное приходское назначение как очаги духовной жизни».

http://sobory.ru/article/?object=55964

Архив Пн Святитель Макарий (Невский), митрополит Алтайский 31 августа 2016 г. 15:10 Митрополит Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий) (1835-1926) — митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая». Будущий святитель родился в 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого. В 1843 г. семья переселилась в Сибирь. В Тобольске Михаил поступил в семинарию, где получил фамилию Невский. По окончании Тобольской семинарии он был принят в Алтайскую духовную миссию в 1855 г. в звании учителя и миссионерского сотрудника. Молодому труженику, посвятившему свою жизнь миссионерству, было явление архимандрита Макария (Глухарёва), ныне прославленного в лике святых. Преподобный Макарий (Глухарёв) (1792-1847), основавший в 1830 году Алтайскую миссию, создал на основе кириллицы алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев библейских текстов и катехизаторской литературы, положив, таким образом, начало их письменности. В честь него алтайцы называли впоследствии святителя Макария (Невского) «вторым Макарием». Первые годы в Алтайской миссии Михаил Невский посвятил изучению языка алтайцев. Дело шло весьма трудно. Тогда он стал усиленно молиться Матери Божией и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник все свое время проводил в далеких аилах, проповедуя истинную веру. С 1857 г. Михаил Невский становится рясофорным послушником. В 1861 г. он принял монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого, в том же году состоялась его иерейская хиротония. После этого иеромонах Макарий направляется на миссионерское служение в Чемальский стан. Нередко о. Макарий действовал как врач. Хотя знания его были весьма простые, аптечка скудной, он доставлял облегчение людям усиленной молитвой. Господь нередко через него совершал чудеса. Известен случай, когда отец Макарий высосал смертельный яд из ноги мальчика, укушенного змеей, и остался жив.

http://patriarchia.ru/db/text/4601422.ht...

святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский (1835–1926) Беседы Гимнография Миссионерство Письма Слова и речи святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский Митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), митрополит Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая. При рождении Парвицкий Михаил Андреевич, родился 1 октября 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого. В святом крещении был наречен Михаилом. Рос слабым, болезненным ребенком. С первых лет жизни большую часть времени проводил в храме, помогая отцу. В 1843 г. ввиду крайней бедности семья оставила родные места и отправилась в Сибирь - в Тобольск, где отец надеялся получить диаконское место. Михаил поступил в Тобольскую ДС, там получил фамилию Невский. Его отец, прослужив в Тобольской епархии неделю и не получив желаемого места, переехал с семьей на Алтай, в с. Верх-Ануйское Бийского окр. Томской губ. Там положение семьи причетника улучшилось. Тобольскую ДС М. А. Невский кончил в 1854 г. со степенью студента, 2-м по разрядному списку, что давало ему право на поступление в духовную академию. Однако он желал посвятить жизнь миссионерству среди непросвещенных народов. «Еще на школьной скамье мысль о миссионерстве занимала меня. Известия об апостольских трудах патриарха российских миссионеров, влекли сердце мое к алеутам американским. Но Промысл Божий случайным разговором со мной одного из присных моих, указал мне путь к алеутам алтайским, в алтайскую миссию, где и обретен мною мир душе, томившейся исканием пути, в онь же пойду. Здесь живые предания о том, чему и как учил, как жил и трудился основатель алтайской миссии, блаженной памяти архим. Макарий, – предания, от очевидцев его мною слышанные, были для меня обильным материалом к изучению духа миссионерства, каким водился этим первоапостол Алтая и, по примеру его, водятся преемники его, даже до дне сего» (Из речи при наречении во епископа).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Александро-Невский собор в Варшаве HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Юрий Лабынцев, Лариса Щавинская Александро-Невский собор в Варшаве Православный кафедральный собор в Варшаве стал едва ли не первым в Европе ХХ столети христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти. Даже в СССР взрыв храма Христа Спасителя последовал лишь в конце 1931 г. Во II Речи Посполитой, как официально именовалась межвоенная Польша, разрушение православных святынь началось значительно раньше. Открытка с изображением кафедрального собора св. Александра Невского в Варшаве / Известный польский историк и культуролог Я. Тазбир недавно так высказался на страницах влиятельной польской газеты: “По сей день российская печать, а также издания, выпускающиеся в Польше Православной Церковью, напоминают нам о взорванном соборе на Саской площади...” Смеем заметить: это не так. О величественном православном соборе, некогда стоявшем в центре Варшавы, в России мало кто знает, у нас почти не помнят о нем. Есть примеры и вовсе удивительные. Года два назад пришлось быть свидетелями того, как экскурсовод в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии, рассказывая об эскизе живописного убранства собора, висевшем на стене, сказал, что этот собор был разрушен во врем Второй мировой войны, когда почти вся Варшава превратилась в руины... Мы плохо знаем свою историю, даже самое недавнее прошлое. Впрочем, не знают всей правды о судьбе собора и его разрушении и в самой Польше. Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву. В независимой Польше процесс этот ускорился, и к 1926 г. от собора не осталось и следа. Едва ли все это можно объяснить и оправдать, как считает Я. Тазбир, наличием “в определенные исторические моменты” неких “национальных самоощущений”, тем более что речь идет об уничтожении христианской святыни в христианском государстве, не только не обремененном воинствующим атеизмом, как это имело место в СССР, но и продекларировавшим свою приверженность христианским идеалам в особых статьях своей Конституции, подчеркнувшим ее подписанием правительством новой независимой Польши специального соглашения, конкордата, с Римским престолом в 1925 г. ...

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010