Храм великомученицы Варвары (Смоленск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм великомученицы Варвары в городе Смоленск построен в середине XVIII века на средства купца А. Ф. Сисоева. Внизу находились приделы во имя Ахтырской иконы Божией Матери и великомученицы Екатерины, по своему стилю являет собой красноречивый пример перехода от барокко к классицизму. Содержание История и описание [ править править код ] Храм в честь святой великомученицы Варвары расположен рядом с храмом святых апостолов Петра и Павла, с запада от него. Оба храма стоят на одной оси. В первой половине XVII века около Петропавловского храма находилась резиденция католического (униатского) архиепископа. В 1753-1757 годах к храму святых апостолов Петра и Павла был пристроен двухэтажный храм в честь святой вмц. Варвары, с примыкающей к западному торцу трехъярусной шатровой колокольней с двумя крыльцами. Храм строился на средства купца Андрея Федоровича Сисоева. Внизу находились приделы во имя Ахтырской иконы Божией Матери и великомученицы Екатерины. В 1782 году с северной стороны пристроен придел в честь преподобного Нила Столбенского, разобранный в 1880 году из-за намокания стены. После ремонта Варваринский храм был освящен 7 сентября 1914 года, закрыт в советское время в 1930-е годы. Верхняя часть стен с третьим ярусом окон и крупный восьмигранный барабан с главой были разобраны в 1962-1963 годах при восстановлении первоначальных форм храма Петра и Павла. Тогда же разделили объемы двух храмов. Современное состояние [ править править код ] Храм был передан епархии в 1994 году. В 1994-1996 годах в нем временно размещалась Смоленская Духовная семинария. С осени 1997 года здесь находилось регентское отделение семинарии. В 1997-1998 годах была проведена реставрация верхних ярусов колокольни. Приход храма был зарегистрирован 17 декабря 1999 года. На первом этаже оборудовали престол в честь великомученицы Варвары. Первое богослужение в храме прошло 7 февраля 2000 года. 17 декабря 2001 года церковь в честь святой великомученицы Варвары была освящена митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_великомуч...

Развивается традиция православного церковного пения, возникают новые хоровые коллективы, создаются новые музыкальные произведения для церковных хоров. Для современных русских композиторов, пишущих церковную музыку, характерен интерес к древним певческим традициям, в частности к традиции знаменного распева. Православная духовность оказывает глубокое влияние не только на церковную, но и на светскую музыку тех современных композиторов, которые принадлежат к Православной Церкви. Среди них первое место занимает Арво Пярт, эстонец по происхождению, проживающий в Германии и Англии, духовный сын архимандрита Софрония (Сахарова) . Арво Пярту принадлежит целый ряд сочинений на православные тексты, главным образом для хора а капелла, в том числе «Канон покаянен» на слова преподобного Андрея Критского , «Я есмь Лоза истинная» и «Триодион» на слова из Триоди постной. Инструментальные произведения Пярта, такие как «Песнь Силуана» для струнного оркестра, тоже отмечены глубоким влиянием православия. На пороге XXI века Православие остается живой духовной традицией, не подающей никаких признаков ослабления, старения или вымирания. Православная Церковь живет полнокровной духовной жизнью, помогая миллионам людей по всему земному шару обрести смысл бытия, открывая им врата жизни вечной и путь в Царствие Небесное. Цитированная литература 1 . Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М, 1994. 2 . Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. Jordanville, N. Y.: Holy Trinity Monastery. 1963. Репр.: Сергиев Посад, 1994. 3 . Андроник (Трубачев) , игум., Бовкало А. А., Федоров В. А. Монастыри и монашество 1700–1998 гг. – Православная энциклопедия. М., 1997. 4 . Архивы Кремля: в 2 кн. Кн. 1: Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг. М.; Новосибирск, 1997. 5 . Афанасий Александрийский . – Творения иже во святых отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского: в 4 т. Сергиев Посад, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 10-х гг. XXI в. в М. были произведены реставрационные работы, в ходе которых столп прп. Антония был практически возведен заново (высота ок. 15 м), поставлен крест, устроены малая церковь и 2 кельи для отшельников; появилось много строений бытового назначения; на прилегающей к М. территории отремонтированы и обновлены зальные церкви разных периодов, а также построены новые, включенные в архитектурный ансамбль. В М. с древности отмечали 2 праздника: 19 янв., день памяти прп. Антония, и 16 авг. (на 2-й день после Успения Пресв. Богородицы), престольный праздник, день Гвтаеба (Бога), который продолжался 3 дня и в котором принимало участие значительное число людей, что, по словам неизвестного паломника, «походило на великое переселение народов» (Кавказ. Тифлис, 1856. 67). Настоятели М. Иером. Мартирий (Цулукидзе) (18 июля 1873 - 28 сент. 1879), иером. Герасим (Габуния) (1887 - июнь 1894), иером. (позже архим.) Герман (Иашвили) (8 мая 1900 - 18 дек. 1912, 1918-1946/47), иером. Климентий (Пухашвили) (18 дек. 1912 - 31 мая 1915), архим. Евагрий (Диасамидзе) (1947-1951), игум. Иов (Акиашвили; ныне митрополит Руисско-Урбнисский) (22 июня 1988 - окт. 1989, нояб. 1990 - май 1992), иером. Георгий (Баришвили) (окт. 1989 - нояб. 1990), игум. Иосиф (Киквадзе; ныне митрополит Шемокмедский) (май 1992 - март 1993), мон. Михаил (Габричидзе) (окт. 1993 - 30 мая 1994), иером. Исаия (Чантурия; ныне митрополит Никозский и Цхинвальский) (11 июля 1994 - 5 апр. 1995), иером. Вениамин (Белкания) (23 апр. 1995 - 23 мая 1997), игум. Савва (Кучава) (23 мая - 3 сент. 1997), архим. Вениамин (Белкания) (с 3 сент. 1997). Г. Мачуришвили, М. Сахлтхуцишвили Архитектурный ансамбль М. Архитектурный ансамбль М. состоит из 11 церквей, столпа прп. Антония, колокольни, ограды, келий и подсобных помещений. Монастырский комплекс был окружен оградой длиной до 1400 м с проемами (высота сохранившихся фрагментов до 8 м, ширина - почти 2 м). Уцелела паперть, включенная в ограду; Иоселиани пишет, что она имела фронтон (значительно видоизменена) ( Матиашвили. 1963. С. 6; Иоселиани. 2009. С. 106). Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя

http://pravenc.ru/text/2562482.html

15 февраля 1952 г. Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) Константин Нечаев рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 г. — во священника (целибат). Проходил пастырское служение в крестовом патриаршем храме. 13 апреля 1959 г. пострижен в монашество с именем Питирим. 8 октября того же года Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московских духовных школ. 23 мая 1963 г. (в праздник Вознесения Господня) архимандрит Питирим хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Алексий, архиепископы: Ярославский и Ростовский Никодим, Можайский Леонид, Калужский и Боровский Леонид, Новгородский и Старорусский Сергий и епископы: Киприан Дмитровский и Донат (Щеголев). 9 сентября 1971 г. возведен в сан архиепископа, а 30 декабря 1986 г. — в сан митрополита с сохранением занимаемых им должностей и обязанностей; с титулом митрополита Волоколамского и Юрьевского. С 1972 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена местом постоянного служения архиепископа Питирима в Москве был определен храм Воскресения словущего на Успенском вражке. С 1962 по 1994 год руководил Издательским Отделом Московского Патриархата. В годы жесточайших запретов и ограничений на издание литературы по церковной тематике Издательский Отдел обеспечивал Церковь богослужебной литературой. Под руководством митрополита Питирима подготовлен к изданию ряд уникальных древнерусских рукописей. В те же годы он был главным редактором журнала Московской Патриархии и Председателем Редакционной коллегии сборника «Богословские Труды», где публиковались выдающиеся работы православных богословов, как дореволюционные, так и созданные после 1917 года и либо изданные за рубежом, либо имевшиеся в рукописях на Родине. В декабре 1994 г. решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви митрополит Питирим был отстранен от должности председателя Издательского Отдела. Как общественный деятель митрополит Питирим принимал активное участие в движении сторонников мира, в работе межконфессиональных организаций по линии христианской коммуникации, демонстрировал за рубежом фото–кино–и аудиоматериалы о жизни Русской Православной Церкви. В 1989 г. был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, а в 1990 году — депутатом Московского областного совета народных депутатов. Представлял Русскую Православную Церковь в таких отечественных общественных организациях, как Фонд Славянской письменности и культуры, Славянский фонд России, Международный фонд за выживание и развитие человечества. В общественной деятельности митрополит Питирим выдвигал задачи духовного и патриотического познания отечественной истории, осознания роли Русской Православной Церкви во всех сферах жизни, включая экологию и межличностные отношения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

196 Письмо августианцам в Виттенберг; ноябрь 1521 г. Цит. по: Философия эпохи ранних буржуазных революций, с. 136. 197 Американский православный священник Григорий Роджерс так описывает время своего обращения: " Православная духовность открыла мне путь непрестанного стояния перед Богом, которое позволяло мне молиться независимо от настроения, вдохновения, желания. Особое внимание Православия к стройному молитвенному правилу освободило мою молитву от рабства себе и своим духовным возможностям " . — свящ. Григорий Роджерс . Как евангелист стал православным.//Альфа и Омега. 1997, с. 340. 198 Булгаков С. Н . Свет Невечерний. — М., 1994, с. 55. 199 К. В. С . Крещения в московской общине евангельских христиан-баптистов.//Братский вестник. — М., 1963, сс. 68–69. 200 Тиссен Г. К . Указ. соч., с. 351. 201 Евангельские христиане-баптисты.//Религиозные общины Екатеринбурга. — Екатеринбург, 1994, с. 22. 202 Рогозин П. И . Указ. соч., с. 62. 203 " Вечеря Господня дана Христом для воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа " . — Евангельские христиане-баптисты, с. 22. 204 О православном понимании Крещения см. книгу прот. Александра Шмемана " Водою и Духом " ; несколько слов о смысле Крещения — в моей книге " Раннее христианство и переселение душ " (М., 1996, сс. 137–146). 205 Вот занятный пример протестантского подстраивания под интеллектуальный климат современности. Ссылаясь на " Церковную историю " первого христианского историка Евсевия (начало IV века), современный протестантский автор говорит, что после казни мученика Поликарпа " наиболее реакционно настроенные люди " требовали у проконсула, чтобы тело мученика было сожжено. Однако у Евсевия нет такого выражения; согласно повествованию Евсевия, это требование исходило от иудеев (Церк. история 4,15). Характерно также, что в рассказе о мученичестве Поликарпа протестантский автор опускает все, что связано с почитанием мощей. Он передает только аргумент иудеев — " Чтобы христиане, оставивши Христа, не стали поклоняться Поликарпу " и реплику Евсевия, что христиане никогда подобного не сделали бы. Но при этом умалчивается о том, что не поклонение, но почитание мощей явили христиане-современники Поликарпа, и что это почитание одобряет сам Евсевий (см. Харламов В . Поликарп Смирнский и его послание к Филиппийцам.//Богомыслие. — Одесса, 1992, с. 108). Это умолчание особенно печально тем, что исходит от автора, одаренного редкой в протестантской среде доброжелательностью по отношению к святоотеческой письменности и традиции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Да будут все едино//ЖМП. 1994. 4. С. 136). Выработанные документы были представлены на рассмотрение и утверждение священноначалия Поместных Православных Церквей и Древних Восточных Церквей, но в результате согласие с документами высказали только К-польский и Румынский Патриархаты. В РПЦ изучение предложений Смешанной комиссии осуществлялось синодальной Богословской комиссией (1994-1997). По ее рекомендации Архиерейский Собор в 1997 г. постановил, что «заявление не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между правосл. Церковью и Древними Восточными Церквами, т. к. содержит неясности в отдельных христологических формулировках. В связи с этим выразить надежду на то, что христологические формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточноправославной традиции». Поскольку результаты богословских собеседований с Древними Восточными Церквами не удовлетворили большинство правосл. и Восточных Церквей, было решено возобновить работу Смешанной комиссии по диалогу. 1-е заседание обновленной комиссии состоялось в марте 2005 г. в Шамбези и было посвящено предварительному обсуждению тем и перспектив диалога. С Римско-католической Церковью В 1961 г. I Всеправославное совещание поставило вопрос и о взаимоотношениях с Римско-католической Церковью. В частности, было признано полезным изучение положительных и отрицательных моментов в отношениях между Церквами по вопросам о вере, об управлении, о церковной деятельности (особенно о пропаганде, о прозелитизме, об унии), а также установление отношений в духе христ. любви. В 1963 г. Предстоятели автокефальных правосл. Церквей получили письма от кард. Беа, руководителя Секретариата по христианскому единству Римско-католической Церкви, с предложением направить правосл. наблюдателей на 2-ю сессию II Ватиканского Собора. Это послужило поводом для созыва II Всеправославного совещания, к-рое должно было обсудить это предложение и в целом определить отношение правосл.

http://pravenc.ru/text/171923.html

Варваринский храм помнит многих знаменитых людей: в 1880-х гг. в церковном хоре пел Федор Иванович Шаляпин. 2 февраля 1864 г. здесь венчались Николай Евгеньевич Боратынский, сын великого поэта, и дочь известного востоковеда Александра Касимовича Казембека Ольга Александровна Казем-Бек. 25 апреля 1903 г. уже в период перестройки старой церкви, в Варваринской церкви был крещен будущий поэт Николай Заболоцкий. После переворота 1917 года в Варваринской церкви часто служил временно управляющий казанской епархией епископ Анатолий Грисюк , который жил во флигеле Духовной академии неподалеку. Последним настоятелем Варваринской церкви вплоть до закрытия храма в 1930 году был профессор Казанской духовной академии и Казанского университета (1914—1918), ректор недолго существовавшего Богословского института (1921—1923) протоиерей Николай Васильевич Петров. В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», с призывом к скорейшему закрытию храма, расположенному рядом с Пединститутом и Сельхозакадемией. После студенческих собраний в трех институтах с требованием закрыть храм, 16 января 1930 года решением Президиума ЦИК ТССР по представлению НКВД Варваринская церковь была закрыта, протоиерей Николай арестован и сослан за «антисоветскую деятельность». Старинную храмовую икону св. Варвары, и образ Жен Мироносиц из одноименного придела верующим удалось сохранить. В советское время в храме размещались клуб рабочих трамвайного парка, кинематограф, протезная мастерская. В 1963 году сюда переехала кафедра компрессоров и пневмоагрегатов Казанского химико-технологического института, главный корпус которого расположен неподалеку. В 1994 году храм вернули Церкви. Тяжёлое оборудование лаборатории было вмонтировано так, что после его выноса пришлось полностью перестраивать полы и часть фундамента и проводить другие восстановительные работы. 17 декабря 1994 года, в престольный праздник (день святой великомученицы Варвары), в храме было совершенно накануне Всенощное бдение и самый день праздника, впервые после закрытия храма 1930 году, совершена Божественная Литургия, которую возглавил Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко Анастасий архиепископ Казанский и Татарстанский. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_в...

Иоанн, архиепископ Брестский и Кобринский (Хома Лев Данилович) Дата рождения: 25 марта 1963 г. Дата хиротонии: 31 марта 2002 г. Дата пострига: 15 декабря 1992 г. День ангела: 17 декабря Страна: Белоруссия Биография: Родился 25 марта 1963 г. в с. Колбаевичи Самборского р-на Львовской обл. Украины в семье служащих. В 1982-84 гг. служил в рядах Советской армии. С февраля по август 1985 г. работал в Минском епархиальном управлении. В 1985-89 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании поступил в Московскую духовную академию . В 1990 г. назначен на должность секретаря-референта митрополита Минского и Гродненского. С августа 1992 г. преподавал в Минской духовной семинарии сектоведение, с 1993 г. — литургику. 15 декабря 1992 г. пострижен в монашество. 3 января 1993 г. рукоположен во иеродиакона, 20 июня — во иеромонаха и зачислен в клир домовой церкви в честь Собора Белорусских святых при Минском епархиальном управлении. В 1993 г. окончил экстерном МДА, 9 июня 1995 г. присуждена ученая степень кандидата богословия. В июле 1994 г. назначен секретарем Минского епархиального управления и настоятелем домовой церкви при епархиальном управлении. Ко дню Святой Пасхи 1995 г. возведен в сан игумена, 4 декабря — в сан архимандрита. 31 марта 2002 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска хиротонисан во епископа Борисовского, викария Минской епархии . 7 октября 2002 г. назначен на Брестскую кафедру . 20 ноября 2016 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом  возведен  в сан архиепископа. С 12 мая по 2 июня 2022 г. временно управлял   Пинской епархией . Образование: 1989 г. — Московская духовная семинария. 1993 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Епархия: Брестская епархия (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: E-mail: orthodox-brest@yandex.by Web-caйm: http://pravbrest.by Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/76198.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010