Младший современник Флоренского А. Ф. Лосев, столь же остро сознавая актуальность античного наследия, и прежде всего платонизма, обратился к древнегреч. философии уже в первой работе - «Эрос у Платона» и затем на протяжении долгой научной жизни исследовал античный мир в многообразии его духовных проявлений. Книги Лосева 20-х гг. («Философия имени», «Античный космос и современная наука», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа»), ставшие одновременно классическими философскими работами и историческими исследованиями, продолжали защищать идеализм как высшее достижение философского духа перед лицом агрессивного материализма и в то же время были направлены против спиритуалистического понимания платонизма. На первый план в них выдвигалась космолого-астрономическая трактовка платоновских текстов с пониманием философского учения Платона как космологической диалектики и диалектики мифа. В теории платоновских идей Лосев вскрыл черты материального, телесного и даже скульптурного восприятия Платоном провозглашенного им царства вечных идей. Фундаментальным трудом, обобщающим всю античную культуру, стала 8-томная «История античной эстетики» (1963-1994), в к-рой Лосев сформулировал концепцию о тесной связи идей Платона и всех представлений античной культуры с античной цивилизацией в ее социальных и материальных аспектах. Редактор ж. «Вопросы философии и психологии» Н. Я. Грот, переживший увлечение позитивизмом и затем перешедший к идеализму, создал исследование о Платоне, в к-ром писал: «Мы вовсе не считаем миросозерцание Платона вполне отжитым и навсегда устраненным, а - наоборот - глубоко верим в жизненность и современную цену некоторых его воззрений» ( Грот Н. Я. Очерк философии Платона. М., 1896. С. 11). Грот, занимаясь проблемой монизма и дуализма, создал свою систему «монодуализма», в к-рой вселенная понималась как единое, вечное и личное начало, объединяющее 2 стороны существующего своей бесконечной мыслью и волей. Он сближал это вечное начало с учением Платона о высшем благе, мире идей и мировой душе.

http://pravenc.ru/text/115830.html

Игуэй, подчиненные архиепископу Санто-Доминго. В 1954 г. Д. Р. заключила с Ватиканом конкордат. Однако в 1960 г. отношения с католич. Церковью ухудшились, после того как ряд католич. священников выступили с протестом против политических репрессий. Диктаторский стиль правления Трухильо Молины окончательно испортил международную репутацию режима, США вынуждены были отвернуться от Трухильо. Опасаясь, что в стране может произойти революция кубинского типа, ЦРУ в мае 1961 г. организовало убийство диктатора. В нояб., когда семья Трухильо Молины была изгнана из страны, власть перешла к сподвижнику диктатора Хоакину Балагеру. В дек. 1962 г. президентом был избран лидер оппозиционной Доминиканской революционной партии (ДРП) Хуан Бош. В сент. 1963 г. Бош был свергнут в результате олигархическо-военного заговора. В апр. 1965 г. в Санто-Доминго произошло восстание «конституционалистов» (сторонников демократии), в стране началась гражданская война. Чтобы не допустить возвращения Боша к власти, США направили в республику войска. В 1966, 1970 и 1974 гг. на выборах, проходивших в атмосфере борьбы с оппозицией, президентом был избран Балагер. На выборах 1978 г. победу одержал кандидат ДРП Антонио Гусман. Попытка Балагера силой остаться у власти не нашла поддержки администрации Президента США Дж. Картера. Важным событием в религ. жизни страны стало посещение республики новым папой Римским Иоанном Павлом II , к-рый 1-й пастырский визит совершил в янв. 1979 г. в Д. Р. Впосл. он посетил страну в окт. 1984 и окт. 1992 г. В янв. 1978 г. было создано 2 новых католич. еп-ства: Мао-Монте-Кристи и Сан-Франсиско-де-Макорис. После самоубийства Гусмана в 1982 г. президентом был избран кандидат ДРП Сальвадор Хорхе Бланко. Бланко пришлось проводить навязанную МВФ экономическую политику, что подорвало его популярность. В 1986, 1990 и 1994 гг. президентом вновь избирали Балагера, несмотря на подозрения в фальсификации итогов выборов. Под давлением США дискредитированный Балагер сложил свои полномочия в 1996 г.

http://pravenc.ru/text/178847.html

Артисту было 86 лет Умер сатирик Михаил Жванецкий, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя артиста. Жванецкому было 86 лет. Причина смерти пока не называется. В октябре артист объявил о прекращении публичных выступлений из-за преклонного возраста. Жванецкий был одним из наиболее популярных отечественных писателей-сатириков. Он выступал с сольными спектаклями и концертными программами по собственным произведениям. Писатель-сатирик Михаил Михайлович Жванецкий родился 6 марта 1934 года в Одессе в семье врачей. В 1956 году окончил Одесский институт инженеров морского флота. В студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры и монологи, которые часто исполнял самостоятельно. Работал в Одесском морском торговом порту сменным механиком, затем инженером по подъемно-транспортным механизмам на одесском заводе «Продмаш», позже перешел в Центральное проектно-конструкторское бюро. В 1964-1969 годах работал в Ленинградском театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина, с которым познакомился в 1963 году во время гастролей театра в Одессе. Произведения начинающего литератора были включены в репертуар театра, а в 1964 году Жванецкий занял должность заведующего литературной частью театра миниатюр. Сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более 300 миниатюр и монологов. В 1970 году они создали в Одессе Театр миниатюр при филармонии, а в 1972 году Жванецкого пригласили в Московский театр миниатюр на должность помощника главного режиссера. В 1988 году Михаил Жванецкий создал Московский театр миниатюр и стал его бессменным художественным руководителем. В театре по произведениям сатирика были созданы спектакли «Птичий полет» (1988), «Избранное» (1988), «Политическое кабаре» (1989), «Моя Одесса» (1994), «Престарелый сорванец» (1999) и другие. Михаил Жванецкий также был автором книг: «Встречи на улицах» (1982), «Год за два» (1987), «Когда нужны герои» (1992), «Моя Одесса» (1993) и других. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/umer-satirik-mihail-zh...

Выдающаяся советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, режиссер, педагог, профессор. Выпускница Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. В 1963 году дебютировала на сцене Большого театра еще будучи студенткой, исполнив роль Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов». В 1964-м в составе труппы Большого театра выступила на сцене Ла Скала и была отмечена прессой. В 1975 году успех на гастролях в США утвердил Елену Образцову как звезду мировой оперы. Она блистала на лучших оперных сценах Европы и Америки, исполняя сложнейшие партии в «Хованщине» Мусоргского, «Царской невесте» Римского-Корсакова, «Пиковой даме» Чайковского, «Аиде» Верди. Ее партнерами были Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Владимир Атлантов. Образцова исполнила 85 оперных партий, записала 10 оперных альбомов с величайшими дирижерами и исполнителями.   Бархатистый тембр, огромный диапазон голоса, умение давать психологическую трактовку своим образам и яркая внешность сделали Образцову невероятно популярной. Ее называли лучшей Кармен XX века на мировой оперной сцене. Римма Васильевна Маркова (3 марта 1925 – 15 января 2015) Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. Родилась в Самарской области, в семье актера Василия Маркова. Окончила студию при Вологодском драматическом театре. Работала в театре им. Ленинского комсомола. Актриса Театра-студии киноактера. Первой ее серьезной ролью стала Фрося в спектакле «Вторая любовь». И хотя спектакль, выдвинутый на Сталинскую премию, ее удостоен не был, сама Римма Маркова получила известность. На одном из приемов прима-балерина Майя Плисецкая наградила молодую актрису Маркову поцелуем со словами: «За Фросю». Сыграла в 80 фильмах, трех телеспектаклях. В фильме «Скворец и Лира» играла вместе с Любовью Орловой. Ее запомнили по ролям в фильмах «Покровские ворота», «Гардемарины, вперед», «Ночной дозор», «Дневной дозор», сериал «Воронины». В декабре 1994 года за большие заслуги в области киноискусства ей было присвоено звание Народной артистки РФ. Юлия Владимировна Берёзовая (22 января 1973 – 16 января 2015)

http://pravmir.ru/2015-poteri-goda/

1843) было осуществлено посмертно стараниями Г. Гимиобена. Особенности метода и богословских воззрений Несмотря на то что некоторые совр. исследователи называют К. богословом «не первого плана» ( Deneken. 1994. P. 197), а часть его научного наследия по объективным причинам устарела, его труды не только оставили след в истории зап. богословия, но и повлияли на его развитие в определенных областях вплоть до эпохи Ватиканского II Собора . Современники сравнивали К. с Мёлером. В патристике его особой заслугой считается то, что он «вновь подарил католической Германии связь с миром отцов» ( Heuser. 1963. S. 98). Идейная и методологическая связь К. с богословами тюбингенской католич. школы проявилась в выборе веры как исходной точки для христ. понимания Бога, мира и человека (гносеологический принцип «fides quaerens intellectum» св. Ансельма Кентерберийского), в стремлении к исторически обоснованному богословскому знанию как в смысле выявления контекстуальных связей с ветхозаветной и древнецерковной традицией (опора на Свящ. Писание, вост. и зап. отцов Церкви), так и в смысле отнесения историчности к важнейшим принципам христ. откровения, религии и богословия. Систематические сочинения К. отмечены также экспериментальным поиском нового богословского языка, отражающего веяния романтической эпохи, и попытками создания целостной системы. В них К. стремился к творческому изложению догматического учения в контексте современной ему исторической ситуации, с учетом научных вызовов и философско-религ. полемики Нового времени, внося тем самым вклад в формирование основного богословия (Fundamentaltheologie) как дисциплины. Так, в своем главном труде «Католическая догматика» К. предпосылает томам по специальным вопросам (spezielle Dogmatik) отдельный том по общей тематике (Generaldogmatik) ( Klee. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 1; ср.: Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 1-130), где касается фундаментальных мировоззренческих установок и гносеологических предпосылок (эгоизм, скептицизм, идеализм, реализм), разъясняет понятия религии, откровения, чуда, рассматривает место христианства по отношению к язычеству, иудаизму и философии, соотношение католицизма и протестантизма, иерархическую структуру (включая папский примат) и Предание Церкви, состоящее из канона боговдохновенного Писания и устно передаваемых учений в качестве источников и необходимого условия истинного догматического знания.

http://pravenc.ru/text/1841279.html

Наши духовные академии в последние полтора десятилетия послевузовскими образовательными учреждениями в полном смысле слова не являлись. До революции всё было ясно: семинарии – средние школы (аналогичные светским семинариям и реальным училищам), академии – высшие школы (своего рода, духовные университеты или богословские факультеты находившихся в тех же городах университетов). Дореволюционная модель была использована при возрождении духовного образования в послевоенном СССР. Но с тех пор, как в 1994 г. семинарии были заявлены как вузы, статус академий стал не вполне ясным: то ли семинарии в большинстве случаев были «недовузами», то ли академии стали теперь уровнем как бы выше, чем вузы (но тогда чем?). Ситуация стала меняться с осознанием необходимости перехода на Болонскую систему и, кажется, еще более изменилась с созданием на первом заседании Священного Синода, прошедшем под председательством Патриарха Кирилла, Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. При достаточном разнообразии функций, которые призвана выполнять в Церкви новая образовательная институция, нужно отметить, что она является наследницей аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС, созданной по инициативе митрополита Никодима (Ротова) в 1963 г. Филиал аспирантуры МДА был структурой дополнительного, а не послевузовского образования, с точки зрения государственного законодательства, впрочем, никак не оформленной. Родство аспирантуры ОВЦС и Общецерковной аспирантуры – не просто в формальностях и в формулировках синодального постановления Передавать специфичные (а не общие) знания по той или иной отрасли богословия и других церковных наук – это было некогда задачей филиала аспирантуры МДА при ОВЦС. Такую же задачу преследует и Общецерковная аспирантуры на уровне послевузовского и дополнительного церковного образования. Важнейший вопрос, встающий в связи с организацией Общецерковной аспирантуры и докторантуры и трансформацией духовных академий в магистратуры-аспирантуры – это вопрос о признании государством богословских ученых степеней. Необходимость признания присуждаемых в духовных школах степеней на законодательном и нормативном уровнях, кажется, уже ни у кого не вызывает сомнения. Но предстоит еще обсудить, в какой форме произойдет это признание.

http://bogoslov.ru/article/1164390

– Раньше по авторским фотографиям владыка Питирим открывал для себя внутренний мир человека; а теперь мы, просматривая фотографии владыки и фильмы о нем, как бы открываем для себя его душу, – сказал я Александру Васильеву. – Удивительно: священники из других стран, лично не знавшие митрополита при жизни и думавшие о нем не слишком хорошо, когда увидели фильм «Архиерей», посвященный владыке, изменили свои мнение на прямо противоположное. Как такое возможно? – А это дух владыки. Дух! Он открывает нам глаза. Ведь владыка был прозорливый. Иногда подходишь к нему и думаешь: как он отнесется к тому, что ты натворил: выругает, накажет? А он смотрит на тебя и говорит с жалостью: «Ну, зачем ты так сделал?..» И сам рассказывает о твоей провинности. Ты начинаешь ему объяснять причины и удивляешься: откуда он все знает? Ведь он же ни от кого не мог этого узнать! – Вы – живой свидетель его прозорливости? – Да, я свидетель. Еще меня поражало, что он никогда не готовился к своим проповедям. По благословению владыки многие сотрудники Издательского отдела получали богословское образование. Я тоже окончил семинарию и академию. Первую свою проповедь в академическом храме я прочитал по листу, потом заучивал их заранее, наконец стал подражать владыке: помолившись Богу, говорил экспромтом. Наверное, я бы еще многому у него научился. Но наш отдел закрыли в 1995 году. И так получилось, что сейчас я работаю… в банке. Более успешно сложилась творческая жизнь кинорежиссера Олега Михайловича Воинова. Он впервые встретился с митрополитом Питиримом в 1969 году, когда тот возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата (владыка руководил отделом с 1963 по 1994 год). Кинорежиссер снимал его очень много и сделал потом из этого материала два фильма: «Архиерей» и «И душа с душою говорит». Я полагал, что автор фильмов о митрополите – человек церковный, который глубоко познал Православие. Вот почему на вечере спросил его о самом главном, что меня волновало: – Говорят, владыка Питирим до сих пор помогает людям – тем, кто молитвенно обращается к нему за помощью?

http://pravoslavie.ru/29407.html

Вторая часть, хронологически продолжающая первую, начинается мастерским очерком о переменах в византийской культуре, вызванных крестоносным движением. Массовый приток западных элементов, проникновение феодальных идей и порядков, наконец, взятие Константинополя франками — все это резко изменило судьбу Византии, но, как подчеркивает Диль, не затронуло глубины души греко-восточных христиан. Галерею портретов открывают Анна Комнина, амбициозная дочь императора Алексея и высокообразованная писательница, а также ее мать, императрица Ирина Дукена. Далее следуют романтические похождения Андроника Комнина, ставшего последним императором из славной династии. Образ придворного поэта автор рисует на примере Феодора Продрома, чье многообразное творчество, к сожалению, практически неизвестно за отсутствием удачных переводов. Шестая-восьмая главы, продолжая тему Введения, в общих чертах описывают византийско-франкский культурный синтез и жизнь западных принцесс при византийском дворе: Берты Зульцбахской, юной Агнессы Французской, Констанции Гогенштауфен, Иоланты Монферратской и Анны Савойской. Трагические годы заката империи описаны в очерке о браках последних Палеологов. Завершают книгу очерки о византийском эпосе «Дигенис Акрит» и рыцарских романах, навеянных западной модой, но проникнутых греческим народным духом. В свое время немецкий рецензент книги Диля К. Крумбахер приветствовал его удачную «попытку охвата византийской культурной жизни через призму вечной женственности» и выражал надежду на то, что живо написанные и при этом глубоко историчные очерки «привлекут новых друзей в нашу область науки». К сожалению, русская широкая публика получила возможность читать книгу Диля на родном языке накануне лихолетья: второе, московское издание появилось в роковом для России 1914 году. Но эта талантливая книга актуальна и спустя многие годы, о чем свидетельствуют появление американского перевода очерка о Феодоре (New York, 1963), полного греческого перевода (Афины, 1969), а также успех русского переиздания (1994, тираж — девять тысяч экземпляров). Конечно, отдельные идеи Диля нуждаются в пересмотре, а беллетристичность избранного жанра позволяет автору вести повествование подчас весьма вольно, почти в романическом ключе. Но это искупается добросовестностью основной концепции исследователя, его почти дословной верностью источникам и конечно же, незаурядным литературным мастерством, делающим книгу поистине приятной для чтения.

http://pravoslavie.ru/48160.html

Здесь следует сделать ремарку, отметив, что «концепция алкоголизма как болезни» была создана в США и активно пролоббирована одним конкретным лицом, филантропом Р. Бринкли Смитерсом, как пишут некоторые американские издания, «из числа потенциальных алкоголиков», лишь в середине прошлого века. Ее автором стал физиолог Элвин Мортон Джеллинек (1890-1963), употребивший впервые это понятие в 1960 году в одном из своих исследований Его теория о том, что алкоголизм является болезнью, еще с того времени вызывает много споров среди исследователей, часть работ которых мы приводив в данной работе. Спорность данного утверждения подтверждается и на практике, которая будет описана далее. Следует отметить, что в 50-е годы прошлого века Э.М. Джелинек работал в качестве консультанта в подкомитете по вопросам алкоголизма Комитета по охране психического здоровья Всемирной организации здравоохранения в Женеве и именно через свои каналы, используя ресурсы Р.Б. Смитерса, он добился там признания своей концепции. Достаточно отметить, что Смитерсом было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн. долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн. долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является его председателем Национального совета по алкоголизму. Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с целью обеспечения выплат клиентам лечебных центров (в нашем понимании - наркологических клиник) по карточкам медицинского страхования, поскольку после включения алкоголизма в перечень заболеваний он стал страховым случаем, подлежащим оплате больничных листов и всех связанных с этим медицинских и социальных услуг Интерес частных медицинских компаний в принятии такого решения очевиден. При этом степень полноценности научного обоснования данного решения постоянно подвергается сомнению экспертами во всех развитых странах мира. До России в силу слабого профессионального уровня наркологических кадров и высокого уровня лоббизма данной концепции их голоса практически не доносятся. Результаты ряда исследований мы приведем ниже.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/05/...

47 На богословском уровне см. международную дискуссию ученых в: The Old Testament and Christian Faith: A Theological Discussion, ed. B.W.Anderson (New York: Harper&Row, 1963), и недавнюю: Paul J.Achtemeier and Elizabeth Achtemeier, The Old Testament Roots of the Faith (Peabody: Hendrickson, 1994). Ha экзегетическом уровне см. среди прочего: E.Earle Eliis, Prophesy and Hermeneutic in Early Christianity (Grand Rapids: Baker Books, 1993). 48 О святоотеческом понимании Писания см. главу 4. Всеобъемлющий σκοπς Писания – Христос, согласно как отцам церкви, так и позднейшим реформаторам Лютеру и Кальвину. См. Brevard S.Childs, Biblical Theology of the Old and New Testaments (Minneapolis: Fortress, 1993), pp.44 и 49. 50 Само собой разумеется, что религиозная община, хранящая Писание как свое священное сокровище, является высшим авторитетом в истолковании Библии как слова Божьего, обращенного к Его народу. Вне контекста религиозной общины Библия превращается в историческое сочинение, книгу, содержащую описания различных переживаний, верований и обычаев древности; именно так относится к Библии большинство современных исследователей, что мы увидим в следующих главах. 51 Г.Флоровский , «Откровение и истолкование», в первом томе собрания работ: Bіble, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View, pp.17–36. Эта статья впервые напечатана в Biblical Authority for Today, eds. A.Richardson and W.Schweitzer, pp.163–180. 52 См. R.C.Hill, «St.John Chrysostom and the Incarnation of the Word in Scripture», CTR 14 (1, 1980), pp.34–38. 53 Блестящим примером динамичного взгляда на боговдохновенность является рассуждение Григория Нисского о библейском языке творения как о функциональном, приспособленном к человеческим возможностям и обстоятельствам. Для него «нелепо и богохульно» думать, что Бог, творя мир, в самом деле произносил какие-то слова (спрашивается, кому и на каком языке). Григорий утверждает, что Бог не говорил ни по-еврейски, ни на каком-либо другом языке, общаясь с такими людьми, как Моисей и пророки. Напротив, Бог сообщал Свою волю «чистому разуму этих святых, согласно мере благодати, которой они были причастниками». Они, в свою очередь, сообщали волю Бога на своем собственном языке и в формах, соответствующих даже «ребячеству тех, кому было даровано познание Бога». См. его работу «Вторая книга ответов Евномию», в пер. M.Day, в сборнике Nisene and Post-Nicene Fathers. Vol.5, Gregory of Nissa: Dogmatic Treatises, etc. (Grand Rapids: Eerdmans, n.d.), pp. 276. Этой ссылкой я обязан Питеру Чемберасу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010