Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Тимофеев), архиеп. Саратовский и Вольский (Тимофеев Николай Анатольевич; 8. 08.1941, Тейково Ивановской обл.–7. 01. 2003, Саратов), архиеп. Саратовский и Вольский. Из семьи рабочего. В 1959-1963 гг. учился в МДС. В 1963-1966 гг. служил в Советской Армии. В 1967 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1971 г. со степенью канд. богословия. 19 авг. 1971 г. принял монашество, 12 сент. 1971 г. рукоположен во иеродиакона, 14 нояб. 1971 г.- во иеромонаха. С сент. 1971 г. преподаватель МДС; с 22 нояб. 1972 г. инспектор МДАиС, игумен; с янв. 1973 г. преподаватель МДА; с апр. 1973 г. архимандрит; с окт. 1973 г. доцент МДА; с марта 1981 г. профессор; с 16 июля 1982 до 1992 г. ректор МДАиС. 14 окт. 1982 г. хиротонисан в Покровском храме МДА во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; с 9 сент. 1986 г. архиепископ. В 1986-1992 гг. председатель Учебного комитета при Свящ. Синоде. На Поместном Соборе 1988 г. А. выступил с широкомасштабной программой возрождения духовного образования в России, в частности, высказался за открытие новых духовных семинарий, повышение уровня преподавания и за необходимость «серьезного качественного сдвига в богословской науке». В 1990 г. входил в Комиссию при Свящ. Синоде по подготовке Поместного Собора. С 18 февр. по 12 авг. 1992 г. председатель комиссии по подготовке к проведению в 1992 г. празднования 600-летия со дня преставления прп. Сергия Радонежского . С 26 февр. 1994 г. архиепископ Майкопский и Армавирский. С 18 июля 1995 г. архиепископ Саратовский и Вольский. Награжден орденами св. Владимира 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 1-й и 2-й степеней. Соч.: Сравнительный анализ текстов староболгарского памятника XI в. «Енински Апостол» и богослужебной книги «Апостол» Синодального издания: Дис. канд. богословия. Загорск, 1971; Святейший Патриарх Пимен - преемник Московских Первосвятителей//ЖМП. 1985. 11. С. 11-16; Святейший Патриарх Пимен о задачах духовной школы//БТ: Юбил. сб. к 300-летию МДА. М., 1986. С. 9-23. Лит.: Наречение и хиротония архимандрита Александра (Тимофеева) во епископа Дмитровского//ЖМП. 1982. 12. С. 39-43; Митрофанов М., свящ. Архиепископ Саратовский и Вольский Александр//ЖМП. 2003. 3. С. 40-42. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64286.html

Павел, епископ Молодечненский и Столбцовский (Тимофеенков Олег Павлович) Дата рождения: 31 марта 1963 г. Дата хиротонии: 2 декабря 2014 г. Дата пострига: 4 июля 1997 г. День ангела: 12 июля Страна: Белоруссия Биография: Родился 31 марта 1963 г. в г. Могилеве Белорусской ССР в семье рабочих. В 1970-1978 гг. обучался в средней школе 9 г. Могилева, в 1978-1981 гг. — в Могилевском ГПТУ-58 строителей. В 1982-1984 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии. В 1988-1991 гг. обучался в Могилевском училище культуры имени Н.К. Крупской. В 1994-1998 гг. обучался в Минской духовной семинарии, в 1998-2001 гг. — в Минской духовной академии (кандидат богословия). 4 июля 1997 г. наместником Успенского Жировичского монастыря епископом Новогрудским и Лидским Гурием пострижен в монашество с именем Павел в честь святого апостола Павла, 12 июля — рукоположен в сан иеродиакона. В период обучения в Минских духовных школах нес послушания: с ноября 1996 г. — преподаватель и помощник инспектор; с августа 1998 г. — старший помощник инспектора; с 1999 г. — заведующий Регентской школой и старший помощник инспектор (освобожден от должности в 2000 г.). 20 июня 1999 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом рукоположен в сан иеромонаха. В 2005 г. назначен на должность заведующего отделением заочного обучения Минских духовных школ. 7 июня 2006 г. возведен в сан игумена. 4 февраля 2008 г. назначен на должность инспектора Минских духовных школ. 27 сентября 2012 г. возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 93 ) избран епископом Молодечненским и Столбцовским. Наречен  во епископа 11 ноября 2014 г. в храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Синода БПЦ от 3 июня 2015 г. введен в состав Синода Белорусского экзархата с правом голоса ( журнал 2 ) и назначен председателем Издательского совета Белорусской Православной Церкви (журнал 18). Образование: 1998 г. — Минская духовная семинария. 2001 г. — Минская духовная академия (кандидат богословия). Епархия: Молодечненская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Павла (Тимофеенкова) при наречении во епископа Молодечненского и Столбцовского. Награды: Церковные: Светские: Web-caйm: www.molod-eparchy.by Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3811310.ht...

как теолога сыграли О. Вебер, Э. Вольф, Х. Й. Иванд, Э. Блох, Ф. Розенцвейг. Во время учебы М. познакомился и со своей буд. женой, Элизабет Вендель, к-рая принадлежала к Исповедующей церкви и уделяла внимание защите прав женщин. С 1953 по 1958 г. М. служил пастором Евангелической (Лютеранской) церкви Бремена (в пригороде Бремена Вассерхорсте). Под рук. Вебера в 1952 г. М. защитил докт. диссертацию. В 1958 г. он стал преподавать теологию в семинарии Исповедующей церкви в Вуппертале, а в 1963 г. был зачислен в штат теологического фак-та Боннского ун-та. В 1967-1994 гг. М. профессор систематической теологии в Тюбингенском ун-те. В 1963-1983 гг. был членом комитета «Вера и порядок» при Всемирном Совете Церквей, в 1983-1993 гг. профессор систематической теологии в ун-те Эмори (Атланта, шт. Джорджия, США). Читал циклы лекций в учебных заведениях Европы, напр. лекции в память Дж. Норденхога (Международная баптистская теологическая семинария, 1980), гиффордские лекции (Эдинбургский ун-т, 1984-1985) и др. В 2000 г. Луисвиллский ун-т удостоил М. т. н. премии Громайер в области религии за кн. «Грядущий Бог: Христианская эсхатология» (Das Kommen Gottes: christliche Eschatologie. Gütersloh, 1995). По результатам международного конкурса, к-рый провел в 2006 г. на своем интернет-сайте фин. теолог П. Хагман, М. был признан лучшим теологом (в конкурсе участвовали 32 христ. мыслителя, в т. ч. и папа Бенедикт XVI). Ю. Мольтман. Фотография. Кон. XX в. Ю. Мольтман. Фотография. Кон. XX в. Одной из основных тем теологии М. стала взаимосвязь надежды и сострадания, солидарности с угнетенными. По его мнению, теология призвана указать человечеству выход из той ситуации, в к-рую оно себя загнало. М. считал, что человек, переживший Освенцим, не может не говорить о Боге. Если средневек. теологию можно охарактеризовать как «теологию любви», теологию Реформации - как «теологию веры», то доминирующей теологией в совр. мире должна стать «теология надежды», помогающая человечеству осознать, на что оно может надеяться во времена постоянной нестабильности в мире.

http://pravenc.ru/text/2564086.html

Воспоминаниями о нем с нами делится вдова о. Алексия, матушка Елена: «О. Алексий родился 16 августа 1922 года в селе Беш-байраки Роменского района Кировоградской области. После случившегося пожара, семья осталась без крова и вынуждена была переехать в Крым, в колхоз возле Бахчисарая. Мама была верующая, в церковном хоре пела, отец работал кузнецом. Перед войной Алексий поступил в морское училище, оттуда его и в армию забрали, когда началась война. Прошел всю войну в частях морской пехоты, имел боевые награды. В 1947 году переехали опять в родное село, тут мы и познакомились. Оказалось, что мы дальние родственники. Там жила еще одна верующая семья. Их сын в Одесской семинарии учился. Алексий хотел поступить в морское училище, и поехал с ним в Одессу но когда зашел в семинарию, то сказал: «Я отсюда не выйду» и решил поступать в семинарию. Родители его были верующие и обрадовались такому решению. Мы в то время уже встречались, но он сразу мне не признавался, куда решил поступать. Стал серьезным, начал читать духовные книги. Однажды спрашивает: «Лена, как бы ты посмотрела, чтоб я стал священником?». Я этому очень обрадовалась и поддержала это решение. Алексий сказал «Если ты откажешь, то у нас с тобой ничего не получится, потому что я твердо решил стать священником». Поступил он сразу на второй курс, окончил в 51 году, мы поженились, и он получил назначение сюда, в Сталино. Рукоположил его владыка Никон, и первые 2 года службы о. Алексия были в Свято-Николаевской церкви (ныне разрушенной) в районе железнодорожного вокзала. Когда родилась у нас вторая дочь в 53 г., он получил указ в Чистяково, а через полгода в Свято-Николаевский храм в Сталино, но теперь уже на Калиновке. Настоятелем в этот период был о. Леонтий. Диаконом служил о. Алексий Першиков. А когда нависла беда над храмом, безбожная власть решила закрыть и разрушить храм, батюшка вместе с прихожанами терпеливо сносил все скорби, и до конца не отступал от своего служения. Преставился батюшка в 1994 г.» В 1963 году решением Донецкого облсовета Свято-Николаевская церковь была закрыта, а затем снесена. Страшную картину разрушения храма в 1963 г. доносят до нас воспоминания немногих доживших до наших дней очевидцев.

http://pravmir.ru/istoriya-svyato-nikola...

В последние годы труды Владыки Антония широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской. Совокупный тираж изданий его трудов давно перешел за семьсот тысяч экземпляров и приближается к миллиону. В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си, а не только благодаря его редким приездам; магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей и бесед расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь евангельской любви и духовной свободы имела громадное значение в советские годы. Кроме того, что митрополит Антоний был почетным доктором богословия Абердинского университета, он также являлся почетным доктором богословия Московской Духовной академии (за совокупность научно-богословских и проповеднических трудов, 1983 год), а также Кембриджа (1996 год) и Киевской Духовной академии (2000 год). Владыка был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958 год), членом делегации Русской Православной Церкви на празднованиях 1000-летия православного монашества на Афоне (1963 год), членом Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968–1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участником Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), членом Поместных Соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990). Он был награжден многими знаками отличия, среди которых бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (1961) и I степени (1989), святого Андрея (Константинопольский Патриархат, 1963), премия Броунинга (США, 1974 – «за распространение христианского благовестия»), Ламбетский крест (Англиканская Церковь , 1975), ордена Преподобного Сергия Радонежского II степени (1979) и I степени (1997), святого благоверного князя Даниила Московского I степени (1994), святителя Московского Иннокентия II степени (1999), святителя Московского Макария II степени (2002), Никейский крест (Англиканская Церковь , 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

23 мая 1963 года, в праздник Вознесения Господня, за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе архимандрит Питирим был рукоположен во епископа Волоколамского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Алексий I. Таким образом, восприняв ранее от руки Предстоятеля Русской Церкви благодать священства и иночества, инок Питирим воспринял от той же руки и благодать архиерейства. Став в сане епископа Председателем Издательского отдела Московского Патриархата, Владыка возглавлял его с 1963 по 1994 год, будучи также главным редактором «Журнала Московской Патриархии», а с 1986 года – и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». В 1964–1965 годах епископ Питирим временно управлял Смоленской епархией. 9 сентября 1971 года Владыка был возведен в сан архиепископа, а 30 декабря 1986 года – в сан митрополита с титулом «Волоколамский и Юрьевский». Период жизни нашей страны, когда началось служение Владыки Питирима в высшем церковном сане, был сложным и противоречивым. Вместе с разоблачением «культа личности» Сталина нарастал культ нового генсека – Хрущева, осуществлявшего возврат к «ленинским нормам» жизни не только массовым возвращением из тюрем и лагерей незаконно репрессированных людей, но и ожесточенными гонениями на Церковь . По всей стране закрывались храмы, наиболее активные священники и даже архиереи отстранялись от служения, а порой и арестовывались. По требованию властей был отстранен от всех должностей и отправлен на покой митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, занимавший жесткую позицию по отношению к гонителям Православия. Было запрещено проводить крестные ходы, духовенство не имело права говорить проповеди без предварительного просмотра текста уполномоченными Совета по делам религий. На Архиерейском Соборе 1961 года была проведена реформа приходской жизни, в результате которой священник оказался на положении наемного совершителя богослужений, не имеющего реальной власти. Запугивая людей, власти ввели контроль над совершением треб, требуя от священников заносить данные о крещениях, венчаниях и отпеваниях в специальные книги с указанием фамилий, паспортных данных и адресов, чтобы на верующих можно было оказывать давление по месту их работы. Хрущев открыто обещал людям показать по телевидению в качестве музейного экспоната «последнего советского попа». И хотя с падением зарвавшегося «волюнтариста» в 1964 году период оголтелых притеснений закончился, но и при новом «руководстве» положение Церкви оставалось непростым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Сменив митрополита Николая (Ярушевича) на посту главного посредника между Церковью и государством, владыка Никодим продолжил курс на поддержку внешней политики советского государства, однако участие Церкви в такого рода деятельности искусно использовал для ее защиты от новых гонений. Так, он сумел доказать властям, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви ей нужны духовные школы (ранее планировалось их закрытие), а также молодые, грамотные епископы (прежде было указание не рукополагать новых епископов). Высокопреосвященный Никодим был человеком больших знаний во всех сферах религиозной мысли. Любовь митрополита к богослужению проявлялась в церковном гимнотворчестве, которым он постоянно занимался, несмотря на всю свою занятость (им были составлены служба святому Иоанну Русскому, святой Тавифе, святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, Собору Ярославских святых и др.). Митрополит Питирим (Нечаев) (1963-1994) 14 мая 1963 года было удовлетворено прошение митрополита Никодима об освобождении от должности председателя Издательского отдела ввиду большого объема работы в ОВЦС. Отдел возглавил инспектор Московских духовных академии и семинарии, занимавший со 2 января 1962 года также должность ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», архимандрит Питирим (Нечаев ; впоследствии митрополит Волоколамский и Юрьевский). Основным делом жизни митрополита Питирима (1926-2003) стало более чем тридцатилетнее руководство Издательским отделом Московского Патриархата, который при владыке Питириме поднялся на небывалый уровень. Но помимо издательского дела, к которому призвало архиерея Священноначалие, владыка запомнился всем и как Пастырь с большой буквы, поскольку окормлял и сотрудников синодального учреждения, воспитав из них ряд священнослужителей, в том числе и архиереев, и прихожан храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, его кафедрального храма, и иноков Иосифо-Волоцкого монастыря, также находившегося под его управлением, и многих представителей творческой интеллигенции, и студентов как церковного (Московская духовная академия), так и светского (Московский государственный университет путей сообщения) учебных заведений. Наконец, владыка Питирим был среди тех деятелей, которые стояли у истоков возрождения церковного окормления Вооруженных сил и духовно-патриотической работы с молодежью.

http://patriarchia.ru/db/text/5858834.ht...

По некоторым публикациям, Михайло-Архангельсмкий храм был закрыт в 1961 г. Но это не совсем верно, так как в муниципальном центре технической информации (МЦТИ) есть документ. В письме зав. горфинотделом И. Морозова начальнику бюро технической инвентаризации Горкомхоза Глушко от 23 февраля 1961г. сообщается, что в городе действуют такие храмы как: Вознесенский собор, Константиновская, Георгиевская, Димитриевская и Михайловская церкви. Другой документ МЦТИ подтверждает, что в 1963 г. была проведена инвентаризация Михайло-Архангельского храма на предмет налогообложения. В 1963 году по сообщениям некоторых членов Епархиального Совета на имя уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Ростовской области Политико В.П. было принято решение об отстранении от должности настоятеля Михайло-Архангельского храма иеромонаха Прохора (Пенкова). Через три года Исполком Облсовета своим решением N 884 от 14 сентября 1966 г. принял решение о закрытии Михайло-Архангельского храма. 8 октября этого же года комиссия Новочеркасского горсовета под руководством зам. председателя Жовтис реализовала решение облсовета и храм был закрыт почти на 25 лет. В известные нам 70 и 80-е годы здание Михайло-Архангельской церкви использовалось, как и другие храмы города, под склады. В данном случае здесь хранил свои товары городской Продовольственный торг. Новый этап возрождения Михайло-Архангельской церкви начался в 90-е годы. Весной 1990 года инициативой священника о. Олега (Добринского) горисполком рассмотрел вопрос о возвращении здания Михайло-Архангельской церкви и 19 июня 1990 г. принял решение о передаче здания храма прихожанам. Настоятель Михайло-Архангельской церкви о. Олег Добринский (назначенный на эту должность 19 ноября 1990 г.) сумел решить многие финансовые, организационные и материальные вопросы, связанные с ремонтом и реставрацией храма. 21 ноября 1990 г. в престольный праздник Свято-Михайловского храма был совершен первый крестный ход с участием Митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана). Постоянные календарные богослужения в храме начались производиться с 14 января 1991 года, когда был освящен главный престол Архангела Михаила и всех Небесных сил Владыкой Владимиром (Сабоданом). Престол Владимирской иконы Божией Матери освящен 3 июня 1992 года, а Иоанна Предтечи (Крестителя) освящен 7 апреля 1994 г. Росписи стен совершены в 1992-1996 годах художниками Даглдлян К и Романенко А. Все иконы для иконостаса в верхнем храме написаны Чеботаревой О.Н., а сам иконостас выполнен из гипса и позолочен мастером по фамилии Шиц К. В 1995-1998 годах был восстановлен нижний храм, в том числе 16 декабря 1995 г. захоронение храмостроителя С.Н.Кошкина и восстановлен памятник над его останками. В нижнем храме был устроен и освящен 31 мая 1998 года престол во имя святого великомученика Пантелеимона. Иконы для иконостаса нижнего храма выполнили братья Макаровы.

http://sobory.ru/article/?object=13159

Феофилакт, архимандрит (Безукладников Григорий Александрович) Дата рождения: 1 декабря 1963 г. Дата хиротонии: 30 мая 1988 г. Дата пострига: 3 июля 1987 г. День ангела: 21 марта Страна: Россия Биография: Родился 1 декабря 1963 г. в г. Оса Пермского края в семье священника. В 1971-81 гг. учился в Чермозской средней школе имени Героя Советского Союза В.Е. Ершова (Пермский край). В 1981 г. поступил в Одесскую духовную семинарию. В 1982-84 гг. проходил действительную срочную службу в рядах Советской армии в военно-строительных войсках в звании рядового. В 1984-87 гг. обучался в Московской духовной семинарии , параллельно проходил обучение в регентском классе при Московских духовных школах. В 1987 г. поступил в Московскую духовную академию. В марте 1987 г. принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры , где исполнял общие монастырские послушания. 3 июля 1987 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в мантию с наречением имени Феофилакт в честь преподобного Феофилакта, исповедника, епископа Никомедийского. 16 июля 1987 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона. 30 мая 1988 г. в Успенском соборе лавры архиепископом Зарайским Иовом  рукоположен в сан иеромонаха. После открытия в 1988 г. Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь  по благословению Святейшего Патриарха Пимена был переведен в Оптину пустынь, где нес послушания казначея, экклесиарха, помощника благочинного, регента хора, уставщика, библиотекаря. В 1988 г. переведен на обучение в СЗО Московской духовной академии, которую окончил в 2005 г. В 1991-2009 гг. — настоятель храма Живоначальной Троицы в Останкине г. Москвы — подворья Оптиной пустыни в  (с 1999 г. — Патриаршее подворье). Решением Священного Синода в 1994 г. назначен членом Издательского Совета Русской Православной Церкви. В 2001-07 гг. — член Епархиального совета г. Москвы. В 2001-08 гг. — председатель Богослужебной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5260973.ht...

Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков. В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас. Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором. Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами. Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика. Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию. Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми. Современное состояние [ править править код ] В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010