«Книга, называемая «Трактат Гераклида Дамасского», которая была составлена Мар Несторием» (Liber Heraclidis; сир.                   CPG, N 5751) - сир. перевод главного сохранившегося произведения Н., к составлению которого он приступил после 435 г.; греч. оригинал утерян. Содержит систематическое изложение христологического учения Н. в контексте его полемики со свт. Кириллом Александрийским. Наиболее вероятно, что Н., стремясь спасти свое сочинение от уничтожения, надписал его именем некоего Гераклида Дамасского, к-рый не являлся исторической личностью. В 1889 г. манускрипт сир. версии, датируемый временем ок. 1100 г., был передан амер. протестант. миссионерам восточносир. священником по имени Ошана. Уникальная рукопись была утрачена во время первой мировой войны, однако «Трактат...» успел стать достоянием научной общественности. Его сир. текст издал Беджан (Le Livre d " Héraclide de Damas/Éd. P. Bedjan. 1910; далее ссылки даются только на это издание), практически одновременно был подготовлен франц. перевод (Idem/Trad. F. Nau. 1910). Предпринятый Л. Абрамовски текстологический анализ «Трактата...» показал, что Н. было написано не все произведение. Н. является автором основной его части (2-я Апология), в конце к-рой, однако, Абрамовски обнаружила 5 интерполяций ( Nest. Liber Heracl. P. 495-520), относящихся, по всей видимости, к промежутку между 451 и 470 гг. Они были внесены в текст к-польскими сторонниками Н. ( Abramowski. 1963. S. 118-134). Что же касается вводного «Диалога с Софронием», то его автора Абрамовски называет Псевдо-Несторием. При объединении «Диалога...» с текстом 2-й Апологии часть оригинального введения, написанного Несторием, была исключена из «Трактата». Разделительная линия проходит между 125 и 126 страницами издания Беджана. «Диалог...» был написан в К-поле между 451 и 525 гг. (Ibid. S. 108-117, 135-201). С выводами Абрамовски согласились А. Грилльмайер, Ж. Б. Грибомон и А. де Аллё (см.: Eadem. 1994). В то же время ряд исследователей придерживаются иной т. зр., согласно к-рой автор всего текста - Н. ( Scipioni. 1956; Chesnut. 1978).

http://pravenc.ru/text/Несторий.html

Взаимоотношения с Епископальной Церковью США возобновились в 1963 году, когда в США прибыла официальная делегация Русской Православной Церкви. В 1972 году проходил визит в СССР Председательствующего Епископа Епископальной Церкви д-ра Джона Хайнса, в 1977 году — Председательствующего Епископа Джона Аллина. Во время последнего визита состоялись богословские собеседования, на которых православные говорили о своем разочаровании по поводу решений Генеральной конвенции Епископальной Церкви 1976 года о сохранении Filioque в Символе веры и допущении женщин к рукоположению. В 1979 году состоялся визит в США делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым) и богословские собеседования на тему «Миссия Церкви в современном мире». В 1986 году, во время посещения Русской Православной Церкви делегацией Епископальной Церкви во главе с епископом Теодором Истманом, состоялось собеседование по вопросам двустороннего сотрудничества. В 1989 году богословские собеседования продолжились, когда в СССР находилась делегация Епископальной Церкви во главе с Председательствующим Епископом Эдмонтом Ли Браунингом. Представители Русской Православной Церкви с удовлетворением отмечали решение Генеральной конвенции 1988 года о восстановлении Никео-Цареградского Символа веры (без Filioque). В ходе дискуссии было решено создать Координационный комитет по сотрудничеству обеих Церквей. В 1990-2000 годах состоялось 16 заседаний Координационного комитета в России и США. В рамках Комитета осуществляется обширная программа по продолжению богословского диалога, налаживанию контактов между отдельными приходами Епископальной Церкви и Русской Православной Церкви, предоставлению стипендий в учебных заведениях Епископальной Церкви студентам духовных школ Русской Православной Церкви, созданию медицинских центров. Координационный комитет подготовил и организовал три богословских собеседования между представителями Русской Православной и Епископальной Церквей: в 1992 г. в Москве — на тему «Служение епископа в Церкви»; в 1994 г. в США — на тему «Миссия Церкви и проблемы прозелитизма»; в 1997 г. в Москве — на тему «Природа, границы и миссия Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/2552828.ht...

Высказываются предположения, что этот титул, коррелирующий с эллинистическим σωτρ (спаситель), мог возникнуть в связи с подавлением Раббилем II восстания против него в начальный период его царствования ( Graf. 1988. P. 180 sq.) или же вслед. того, что этому царю удалось восстановить контроль Н. в Негеве и возродить ряд разрушенных здесь ранее центров ( Negev. 1969. P. 14). Последние годы существования Набатейского царства известны по т. н. архиву Бабаты (The Documents from the Bar Kokhba Period. 1989; Ibid. 2002), обнаруженному в Пещере писем, в Нахаль-Хевере в Иудейской пустыне, близ зап. берега Мёртвого м. (ок. 40 км к югу от Кумрана). Деловые семейные документы архива на греческом, арамейском и набатейско-арамейском языках принадлежали иудейке Бабате, проживавшей в набатейском городке Махоза (расположенном чуть восточнее юж. оконечности Мёртвого м.); датируются они 93/94-132 гг. по Р. Х. В частности, в документах перечислены члены царской семьи, в т. ч. наследный принц Ободат (98 г. по Р. Х.); что стало с ним после присоединения Набатеи к Римской империи, неизвестно. В 106 г. по Р. Х. рим. император Траян аннексирует Набатею и создает рим. провинцию Аравия. Согласно сообщениям Диона Кассия ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXVIII 14. 5), Аммиана Марцеллина ( Amm. Marc. Res gest. XIV 18. 3), а также сафатенским надписям ( Eissfeldt. 1954. S. 94), римлянам было оказано военное сопротивление (см. также: Шифман. 2007. C. 36; Bowersock. 1994. P. 79-82; Graf. 1989. P. 378sq.). Столицей провинции римляне провозгласили Босру, но Петра сохранила статус «метрополии» и служила в качестве адм. центра юж. региона. События в Набатее начинают датироваться годами «епархии» (  ), т. е. римской «провинции» ( Negev. 1963. P. 118-124). Христ. общины и их постройки начинают появляться на территории бывш. Набатейского царства, в т. ч. в таких крупных центрах, как Петра, Босра, Филадельфия (совр. Амман), Аэла (совр. Акаба), Нессана (совр. Ницана), вероятно, не ранее визант. периода (см., напр.: Graf.

http://pravenc.ru/text/2564566.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла PACEM IN TERRIS Последняя энциклика папы Римского Иоанна XXIII (1958-1963), подписанная 11 апр. 1963 г., за неск. недель до смерти понтифика; часто рассматривается как его духовное завещание (AAS. 1963. Vol. 55. P. 257-304). Работа над энцикликой велась в условиях обострения международной обстановки (Берлинский (авг. 1961) и Карибский (окт. 1962) кризисы и др.). Текст энциклики подготовил апостольский протонотарий Пьетро Паван (1903-1994), советник в неск. дикастериях Римской курии, эксперт Ватиканского II Собора (в 1985 возведен в кардинальское достоинство). Папа Римский подписал документ в Ватикане в Великий четверг; впервые церемония подписания энциклики транслировалась по телевидению. В отличие от традиц. формы обращения к иерархам Римско-католической Церкви «P. in t.» адресована также клиру, верующим всего мира и всем людям доброй воли (clero et christifidelibus totius orbis itemque universis bonae voluntatis hominibus). Энциклика имеет подзаголовок «О мире среди всех народов, основанном на истине, справедливости, любви и свободе» (De pace omnium gentium in veritate, iustitia, caritate, libertate constituenda); состоит из введения и 5 частей, не имеющих заглавий в оригинальном лат. тексте, но озаглавленных в офиц. переводах на национальные языки (в т. ч. на русский). Во введении определялось, что «мир на земле... может быть восстановлен и упрочен только при полном соблюдении порядка, созданного Богом» (AAS. 1963. Vol. 55. P. 257). Однако этому желанию противостоят, во-первых, беспорядок, «царящий в отношениях между людьми и народами», а во-вторых, достаточно распространенное заблуждение, что «сосуществование людей и, следовательно, государств можно наладить, руководствуясь законами, присущими силам Вселенной, лишенным разума» (Ibid. P. 258). В 1-й ч. энциклики (Порядок среди людей) утверждалось, что каждый человек обладает всеобщими, неприкосновенными и неотчуждаемыми правами и обязанностями, которые прямо и непосредственно проистекают из самой его природы: на жизнь, на личную неприкосновенность, на средства, необходимые и достаточные для достойного образа жизни, на уважение личности, на доброе имя, на свободу в поиске истины, на объективную информацию, на возможность «поклоняться Богу индивидуально или в общине», на создание семьи, на свободную экономическую деятельность, на свободное передвижение (включая возможность эмигрировать в др.

http://pravenc.ru/text/2579876.html

Псалтирь 1565 г. была также заказана Георгием II (бумага, нусхури) и переписана в 2 столбца Иоване Чумбуридзе. После текста Псалтири имелась вставка на др. бумаге, на к-рой, выполненный отличающимся от предыдущего почерком, размещался синодик царей и католикосов Грузии с припиской: «Христос, возвеличь душою и телом в обеих жизнях Богом венчанного царя царей Георгия». Третья часть рукописи представляет собой гимны, посвященные Пресв. Богородице, и другие песнопения, выполненные хорошим почерком в XV-XVI вв. В приписках упомянут еп. Ацкурский Мануил (Чхетидзе; 2-я пол. XVI в.), занимавший до этого Никорцминдскую кафедру. В приписке более позднего времени, выполненной письмом мхедрули, упомянуты некий Иоване Патарадзе и его супруга Танана ( Такаишвили. 1939; он же. 1963. С. 98-102). Четвероевангелие 1581 г. (Кут. 2095; 20,5×15,5×5,7 см; бумага, нусхури в 2 столбца) в кожаном на деревянной основе переплете Кондаков ошибочно датировал XIII в. Рукопись украшена заставками в виде киноварных плетений. Книга хранилась в серебряном окладе, остались следы позолоты (Кут. 60; 21×16×7 см). Рисунок выполнен чеканом и резцом по деревянной основе, в виде горельефа, отличается тонкостью линий и высоким уровнем исполнения. На лицевой стороне изображено Распятие с предстоящими Пресв. Богородицей, подпершей левой рукой голову, и ап. Иоанном с Евангелием в руках. Сверху помещены фигуры 2 ангелов, под крестом - череп Адама. Над Распятым помещена надпись: «Ие [исус] Хе [Христос], царь иудеев». Из камней, украшавших оклад, уцелели 2 аметиста и яхонт. На боковой створке представлены фигуры 4 евангелистов. На обороте помещена сцена «Сошествие во ад», изображения фигур отличаются удлиненностью пропорций, имеется пояснительная надпись «Воскресение». Верхняя боковая створка украшена изображением ангела, обращающегося к мироносицам и сидящего внутри свода Гроба Господня на сфере; над гробом надпись - «Гроб Христов». По полям пущен орнамент. Внутри оклада были сделаны 3 надписи, поясняющие, что заказчиками оклада и Четвероевангелия, пожертвовавшими их в Н., были Давид Цулукидзе и его жена Парсангиджавар Лашхишвили ( Уварова. 1894. С. 139-140; Такаишвили. 1963. С. 96-97; Бочоридзе. 1994. С. 120-121). В Кутаисском музее хранятся еще несколько церковных книг из Н. XVI-XIX вв. ( Такаишвили. 1963. С. 97-98, 103; Бочоридзе. 1994. С. 121-122).

http://pravenc.ru/text/2577593.html

После отъезда архиепископа Иоанна к новому месту служения в США члены общины пришли к выводу, что им необходимо искать пути воссоединения с Русской православной церковью. Архимандрит Иосиф (Ламин) писал тогда архиепископу Василию (Кривошеину), объясняя причины этих поисков: «нахождение в лоне Русской православной церкви за рубежом поставило их вне общения со всей полнотой Православной церкви». Весной 1963 г. глава бельгийской миссии начал переговоры с архиепископом Василием (Кривошеиным) о возможности перехода общины в юрисдикцию Московского патриархата. В ходе переговоров стороны договорились об официальном названии переходящей в новую юрисдикцию общины - «Бельгийская православная миссия», а также о ряде других вопросов, легших в основу Устава миссии, - например, оговаривалось совершение богослужения по византийскому обряду и григорианскому календарю (по новому стилю), использование за богослужением местных языков. Особое место в богослужебном календаре миссии отводилось почитанию местных святых неразделенной Церкви первого тысячелетия. 18 мая 1963 г. архиепископ Василий официально принял новую общину, насчитывавшую в то время всего несколько человек, в лоно Русской православной церкви, через чтение разрешительных молитв. На следующий день в Покровской часовне иерарх совершил Божественную литургию, при этом архиепископ Василий вручил настоятелю храма о. Иосифу (Ламину) новый антиминс в знак канонической принадлежности нового прихода к Брюссельско-Бельгийской епархии Московского патриархата. В конце мая - начале июня 1963 г. были совершены две хиротонии: в сан священников были рукоположены члены миссии бельгийцы Иулиан Вандер Эльст и Иоанн Франсуа. Поначалу приход размещался в арендованном помещении на шоссе д’Анверс, недалеко от Северного вокзала Брюсселя. В 1977 г. община переехала на улицу де лья Рейн, но в 1994 г. вернулась на шоссе д’Анверс - теперь уже в другое здание. В одном из своих писем митрополиту Никодиму (Ротову) архиепископ Василий (Кривошеин) так описывал положение новой общины: «Материально бельгийский приход очень нуждается.

http://sobory.ru/article/?object=39602

Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский (Покровский Леонид Николаевич) Дата рождения: 5 августа 1963 г. Дата хиротонии: 29 ноября 2009 г. Дата пострига: 1989 г. День ангела: 24 мая Страна: Россия Биография: Родился 5 августа 1963 г. в г. Миассе Челябинской обл. Отец, дед и прадед по линии отца были священниками (дед был репрессирован и находился в лагерях 5 лет). В 1963 г. крещен в храме Святой Троицы г. Миасса. В 1970 г. поступил в среднюю школу г. Миасса. В 1981 г. окончил школу рабочей молодежи в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской обл. В 1981-1983 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил. В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию , которую окончил в 1988 г. В том же году был направлен Священноначалием на обучение в Софийскую духовную академию (Болгария). В 1989 г. по благословению архиепископа Александра (Тимофеева) пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре архимандритом Венедиктом (Князевым) с именем Кирилл в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. В этом же году архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен во иеродиакона, а позднее — во иеромонаха. В 1990 г. перевелся на заочный сектор Московской духовной академии и перешел в клир Нижегородской епархии . В 1993 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) и решением Священного Синода назначен настоятелем Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода и ректором Нижегородского духовного училища. В 1994 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан игумена. В 1995 г. решением Священного Синода назначен ректором Нижегородской духовной семинарии. С 1996 г. — председатель отдела образования Нижегородской епархии и благочинный монастырей епархии. В 2000 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан архимандрита. В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию в Московской духовной академии и получил степень кандидата богословия. В 2004 г.  архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием освобожден от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря, ректора Нижегородской духовной семинарии, председателя отдела образования и благочинного монастырей Нижегородской епархии и назначен благочинным 1-го Нижегородского, Выксунского, Варнавинского и Уренского округов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245829...

В 1942-1943 гг. наместником Ж. м. был подвижник архим. Серафим (Кудрявцев). Его могила за алтарем Явленской ц. почитается как местными жителями, так и паломниками из Польши. В сент. 1944 г., после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, Ж. м. перешел под упр. архиеп. Минского Василия (Ратмирова) . В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Ж. м. были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г., при архиеп. Минском Питириме (Свиридове) , преобразованные в Минскую ДС. До закрытия духовной школы (1964) ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Ж. м. (архимандриты Митрофан (Гутовский) и Леонтий (Бондарь) ). В 1956-1963 гг., при наместнике и ректоре архим. Антонии (Мельникове) , были отреставрированы Никольская, Явленская и Крестовоздвиженская церкви и начата настенная роспись Успенского собора. Архим. Антоний подготовил магист. дис. «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий» (1964). В 1959 г. в Ж. м. поступил афонский постриженик иером. Иероним (Коваль; 1964), впосл. духовник и насельников, и мирян. Его могила за алтарем Георгиевской ц. почиталась паломниками. 19 сент. 2006 г. останки старца перезахоронили на территории Ж. м. за алтарем Крестовоздвиженской ц., рядом с могилой его ученика, старца схиархим. Митрофана (Ильина). В 1960 г. в Жировичи прибыли ок. 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого жен. мон-рей. Сестры привезли в Жировичи святыни - мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери , иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др. В 1963 г. располагавшаяся в Ж. м. семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу. Наместник мон-ря в 1963-1969 гг. архим. Михей (Хархаров ; впосл. архиепископ Ярославский) отстаивал право Ж. м. на существование. В 1965-1978 гг. в Ж. м. проживал на покое архиеп. Ермоген (Голубев). С монастырем, уч-щем и семинарией были связаны такие иерархи РПЦ, как митрополиты Иоанн (Снычёв) и Леонтий (Бондарь), архиепископы Даниил (Юзвьюк) , Димитрий (Маган) , Феодосий (Ковернинский), Боголеп (Анцух) , Пимен (Хмелевский) , Максим (Кроха) , Афанасий (Кудюк) , Софроний (Будько) , Антоний (Черемисов) , Константин (Горянов) , епископы Мисаил (Крылов), Иннокентий (Сокаль) , Софроний (Ющук) , Иоанн (Хома) , Серафим (Белоножко), Леонид (Филь) и др. В 1970-1987 гг. наместником Ж. м. был архим. Константин (Хомич ; впоследствии архиепископ Брестский и Кобринский). При нем в обители подвизался эконом игум. Евфимий (Байдаков; впосл. схиархим. Порфирий ( 1994)).

http://pravenc.ru/text/182311.html

Питирим, митрополит (Нечаев Константин Владимирович) Дата рождения: 8 января 1926 г. Дата смерти: 4 ноября 2003 г. Дата хиротонии: 23 мая 1963 г. Дата пострига: 13 апреля 1959 г. Страна: Россия Биография: Константин Владимирович Нечаев родился 8 января 1926 г. в г. Мичуринске Тамбовской области в семье священника. После окончания средней школы в 1943 г. поступил в Московский институт инженеров транспорта. С 1945 г. исполнял послушание иподиакона Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I . В 1947 г. поступил в Московский православный институт, позже преобразованный в Московскую духовную академию и семинарию . В 1951 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и разбора западных вероисповеданий. С 1951 г. преподавал историю и разбор западных вероисповеданий в МДА. 15 февраля 1952 г. рукоположен в сан диакона. В 1953 г. получил звание доцента. 4 декабря 1954 г. рукоположен в сан иерея. 13 апреля 1959 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество. 8 октября 1959 г. возведен в сан архимандрита, назначен инспектором Московских духовных школ. 2 января 1962 г. назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» . 23 мая 1963 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, назначен председателем Издательского отдела Московской Патриархии. В 1964-1965 гг. временно управлял Смоленской епархией . В 1971 г. возведен в сан архиепископа, 30 декабря 1986 г. — в сан митрополита с титулом «Волоколамский и Юрьевский». В 1987 г. назначен председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». 17 марта 1989 г. избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. Был членом комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики. 13 сентября 1989 г. назначен членом комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати. 3 декабря 1994 г. в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский Совет освобожден от должности его председателя. 27 декабря 1994 г. освобожден от должности главного редактора «Журнала Московской Патриархии» и председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды». Скончался 4 ноября 2003 г. Похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников. Был награжден орденами св. равноап. кн. Владимира I и II ст., прп. Сергия Радонежского I ст., св. блгв. кн. Даниила Московского II ст., государственными орденами Дружбы народов, Почета. Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/77234.html

Свои многочисленные труды о. Амвросий публиковал главным образом в ежегоднике «Православный Путь» и других изданиях русского Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле, США. Перечислить их все здесь нет возможности, 1 скажем лишь о некоторых крупнейших. В 1963 г. вышла в свет первая прославившая его книга «Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния» (Джорданвиль, Нью-Йорк. 1963); переиздана в Москве в 1994 г. В 1968, 1975 и 1984 гг. в Монреале были напечатаны в трех томах «Беседы (Омилии) Святителя Григория Паламы », над переводом которых о. Амвросий трудился около двадцати лет; переизданы в Москве Издательским отделом Валаамского монастыря в 1994 г. («Святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Беседы в трех томах. Перевел с греческого языка архимандрит Амвросий (Погодин) »). В 1998 г. в Санкт-Петербурге была издана его книга « Михаил Пселл . Богословские сочинения. Перевод с греческого, предисловие, примечания архимандрита Амвросия (Погодина) , доктора богословия». Он очень радовался появлению этой книги в России и тепло благодарил меня за ее редактуру. Теперь вниманию читателя предлагается еще один большой его труд, где собраны переводы гомилий одного из крупнейших богословов поздней Византии, Георгия Схолария, ставшего с именем Геннадия первым патриархом покоренного турками Константинополя, уже Истанбула. То, что произошло с Византией и ее народом, находит яркое отражение в проповедях этого глубокого богослова и блестящего проповедника. К книге прилагается собственный богословский трактат архим. Амвросия «Об Искуплении». Человек необыкновенной эрудиции, великолепно знающий не только древнее восточное, православно-греческое, учение о догмате Искупления, но также западно-христианское, латинское, он и знакомит читателя с тем и с другим в их развитии, и предлагает свои собственные замечательные рассуждения на эту тему, делая это в высшей степени скромно: «Наше толкование, хотя оно построено на изучении Св. Писания и Свв. Отцев, лишь частично, – говорит он, – отвечает на вопрос».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010