Диалог во время войны ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ДИАЛОГ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 4-11 ноября. - Праздник избавления России. - Земельный вопрос. - Нетерпимость в Татарстане. - Ислам и Запад. - Конфликты нового типа. - Информационная война против Церкви. - Заразная болезнь " левизны " . - Лакомый православный электорат. - Итоги Хеллоуина. - Зонтиком в небо. Начало прошлой недели для православных ознаменовалось празднованием Казанской иконе Божией Матери. Об этом празднике подробно рассказывает " Православная газета " . Праздник установлен в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. 390 лет назад икона прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода: " Русские войска встретились с большими трудностями, и, чтобы их преодолеть, наши благочестивые предки решили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой пойти на штурм Московского Кремля. В это время в Кремле, в плену у поляков, находился греческий архиепископ Арсений. Среди ночи ему явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что предстательством Божией Матери завтра штурм будет удачным и Россия будет спасена. Поляки действительно были разгромлены. В 1633 году князь Пожарский построил в Москве Казанский собор и перенес икону туда. Россия на протяжении всего своего существования всегда видела непрестанное попечение Божией Матери " . " Чудотворные иконы Матери Божией… постоянно подают исцеления с верой приходящим к ним. Имея такую великую и усердную Заступницу, мы должны всегда смиренно и прилежно притекать к Ней с молитвой… И тогда Она не отступит от нас, а будет сохранять и спасать от всякого зла " , - говорится в статье. О праздновании Казанской иконе Божией Матери сообщают и светские СМИ. В частности, " РИА-Новости " в своей информации также кратко излагает историю праздника , а также добавляет: " Православное предание гласит, что после завоевания Казани войсками Ивана Грозного пожар уничтожил почти всю христианскую часть города. Божия Матерь явилась во сне 9-летней девочке Матроне и указала место на пепелище, где находится чудом сохранившийся Ее образ. Свидетелем обретения образа и совершавшихся от него чудес был казанский священник, будущий Патриарх Московский и всея Руси священномученик Ермоген " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor19.htm

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Андрей Рублев Основные произведения св. преп. Андрея Рублева: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.); росписи и иконостас Успенского собора во Вла¬димире (1408 г.); икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. XIV — нач. XV вв.); Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (начало XV в.); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-е гг. XV в.); икона Святой Троицы из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20-х гг. XV в.). Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках. Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком, когда имя его впервые упоминается в летописи, дата эта может быть отодвинута к 70—80-м гг. XIV в.; в летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте, и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству. В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в Византии и Болгарии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Дмитров. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор в Кремле сооружен на средства дмитровского князя Юрия Ивановича между 1509 и 1533 г., по-видимому, на месте собора XIV в. (Современные научные источники отвергают вероятность существования на этом месте собора XIV века - Прим. модератора). Подвергался частичным переделкам в XVII-XIX вв. Основу сложной объемной композиции памятника составляет кирпичный пятиглавый четырехстолпный храм крестовокупольного типа на высоком подклете, с белокаменными подвалами. Храм перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, два нижних яруса - системой пересекающихся коробовых сводов. Алтари, в том числе Георгиевского придела в южной апсиде, отделены каменной преградой. Перспективные порталы снабжены килем, " дыньками " -перехватами и сноповидными капителями. От двухъярусных сводчатых галерей на столбах, изначально окружавших здание стрех сторон, сохранил­ся в основном западный участок. Фрагменты северной галереи с основанием звонницы в ее восточном торце вошли в объем позднейшего придела. Собор принадлежит к кругу итальянизирующих московских построек первой трети XVI в Воздействие форм Архангельского собора сказалось в приемах обработки стен филенками, наличии трехчастного антаблемента в основании закомар, заполненных группами окон-люкарн, в подчеркнутой тектоничности крестчатых столбов, из которых западные имеют пьедесталы с развитым цоколем и карнизом. Однако по общей трактовке Успенский собор строже и монументальнее своего прототипа. К интересным особенностям памятника относится граненая снаружи форма апсид. В систему наружного декора введены три монументальные изразцовые композиции. Справа от южного портала находится круглый барельеф диаметром около 3 м с изображением Георгия Победоносца. Два " Распятия " вставлены в тимпаны средних закомар боковых фасадов. Изразцы выполнены в прозрачной глазури, преимущественно в легких желтых охряных тонах. Обычно эти уникальные произведения древнерусской пластики датируются первой половиной XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=00398

Екатерининские храмы в Москве Святая великомученица Екатерина В старой Москве имелось множество церквей, освященных во имя святой великомученицы Екатерины - ныне действующие, закрытые, разрушенные, домовые (в том числе в домах старообрядцев), больничные, монастырские и обыкновенные приходские. Такое их обилие объясняется прежде всего тем, что святая Екатерина издревле почиталась покровительницей родов и новорожденных детей, поэтому храмы ей усердно возводили сами московские государи, молясь и о продолжении рода, и о даровании потомства подданным. Почитание св. Екатерины как скорой помощницы в родах связано с преданием о ее жизни. Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии в Египте в начале IV века нашей эры. Она объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в уме, красоте, богатстве и знатности. Тогда ее мать, тайная христианка, отвела дочь к своему духовному отцу, священнику, который сказал девушке, что знает такого Жениха. Екатерина, горя желанием увидеть Его, приняла святое крещение, и было ей чудо: она увидела Божию Матерь с младенцем Иисусом. Господь улыбался ей и вручил перстень. Когда видение кончилось, Екатерина увидела на своей руке кольцо. В 305 году, когда в Александрию прибыл римский император Максимиан, в его честь устроили празднества, на которых христиан приносили в жертву языческим идолам. Тогда дочь правителя вышла к императору и открыто исповедала веру во Христа. Тот приказал ее казнить. И святая Екатерина также была небесной покровительницей императрицы Екатерины Великой. В честь тезоименитства государыни в Москве устраивали и обновляли Екатерининские храмы и освящали во имя святой новые домовые церкви при казенных учреждениях. Первая Екатерининская церковь, судя по всему, появилась в Кремле - как домовый храм цариц, царевен и великих княжон, в XVII веке устроенная там при Теремном дворце. В 1658 году придел в честь св. великомученицы Екатерины был основан в Зачатьевской церкви, " что в Углу " , на Москворецкой набережной, по повелению царя Алексея Михайловича - в честь рождения у него дочери, нареченной Екатериной.

http://pravoslavie.ru/43332.html

Елабуга. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор , Елабуга, Елабужский район, Республика Татарстан " > Собор в ландшафте города. Фото нач. XX в. С сайта Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Спасский собор (1808–1816 гг.) построен на центральном святом месте города – где все время с XVI века стояли церкви, его предшественницы: сначала деревянная, потом (с 1684 г.) каменная. Все они назывались в честь главной елабужской святыни – явленной иконы Спаса Нерукотворного (сер. XVII в.). Удивительно совпадение, что именно Спас Нерукотворный хранил и Казанский кремль, точно так же хранил он от всех бедствий и город Елабугу. Именно этому образу приписывается спасение Елабуги от башкирских отрядов во время восстания под предводительством Акая Кусюмова (1739 г.). В память этого чудесного избавления ежегодно до самой революции совершались крестные ходы со св. иконой в Мензелинск и обратно. Собор – настоящее чудо архитектуры начала XIX века. Слава Богу, что снаружи он сохранился практически в неизменном виде. Его 70-метровая пятиярусная колокольня – снежно-белая, как и сам храм, – видна даже за городом. 70 метров – стоит только вдуматься! Это на несколько метров выше самой высокой казанской колокольни – Богоявленской на ул. Баумана. А ведь и последняя кажется нам просто необычайной по размерам. Здешняя соборная звонница выше раифской, выше несохранившейся седмиозерной… Она – пожалуй, самая крупная в Волго-Вятском регионе, а во всей России лишь 11 м уступает знаменитому «Ивану Великому» в Московском Кремле. До революции большой колокол на ней весил 300 пудов – 4,8 тонны. Отливали его на заводе Василия Афанасьевича Шишкина – деда великого живописца. Ярусы колокольни, лишь незначительно уменьшаясь, как «лествица», уводят взгляд наблюдателя в необъятное небо. Там горит на солнце ее навершие, вытянутое в форме свечного пламени над зеленой кровлей. Колокольню соединила с основным объемом храма необычно длинная трапезная (по 11 окон на каждой стороне). За ней возносится в небо уже сама громада собора – в полтора раза ниже колокольни, но все равно высокая. Пять полусферических куполов на восьмигранных барабанах увенчаны еще и изящными луковками. В оформлении как самого храма, так и колокольни изобилуют ионические полуколонны на разных уровнях высоты. Чем больше вглядываешься в них, тем выше кажется сам собор. Выше и воздушнее, как белое видение.

http://sobory.ru/article/?object=07900

Если достоверно, что Спасский монастырь на Бору составлял общину чернецов и черниц: то Вознесенский девичий был в Кремле первым особым монастырем для женского пола. Девичьим он назван потому, что все женские монастыри, где пребывали и вдовы и девы, именовались девичьими, как видно из истории Российской Иерархии и также потому, что целомудренное вдовство, посвященное на дела благочестия,равняется с девством. Хотя основательницею сей обители почитается Великая Княгиня Евдокия, супруга Донского, в 1393 году; но о Вознесенском монастыре в Москве летописцы упоминают в 1387 году; 765 посему он существовал еще при жизни Вел. Кн. Димитрия Иоанновича. Как в Степенной книге сказано, что В. К. Евдокия «монастырь честен возгради»: то вероятно, не она первая его основала; но возградила, вновь устроила, обнесла оградою, после Тохтамышева нашествия 1389 г., превратившего Москву в пожарище, а пред смертию своей, поставила каменную церковь , о коей скажем в последствии. Обитель сия предназначена была для усыпальницы Великих Княгинь, Цариц и Царевен, между тем как до основания Вознесенского монастыря, Великие Княгини и Княжны погребались у Спаса на Бору и в других церквах. Как Архангельский собор служил усыпальницей Русских Государей, так Вознесенский монастырь усыпальницей Государынь. Когда основан был Новодевичий монастырь, тогда Вознесенский стал именоваться старым девичьим. Здесь назначила себе место для погребения Великая Княгиня Евдокия, во инокинях Евфросиния. После рановременной кончины Великого Князя Димитрия Донского, оставшись еще в зрелых летах, она изнуряла тело свое постом и веригами, но являлась миру в богатой одежде, украшенной драгоценными бисерами. Злословие представило сомнительным ее целомудрие и коснулось слуха сыновей ее. 766 Оскорбленные бесславием своей матери, они не могли этого скрыть от нее. Вместо всех доказательств, Евдокие сняла перед ними часть одежды своей – и дети ужаснулись, увидев худобу ее тела и кожу, совершенно иссохшую, и тяжкие вериги. Не желая освобождать себя от бремени злоречия, ради имени Божия, она запретила им разглашать это другим; но от истории не утаился сей подвиг самоотвержения Великой Княгини.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Есть в Москве и любимый собор, Успенский. Сдержанная красота его раз и навсегда в детстве вошла в душу. Спят там святители московские, строгие надгробия их вдоль стен, какой-то сказочный иконостас, Ангел Златые власы, Дионисий, высокая солея, царское и патриаршее место, тень грозного Ивана, фрески... а справа от врат храма знаменитая сверчковская решётка, там за ней Гермоген, - так говорит папа. Гермоген, какое странное имя... Но всякий раз бывая в Кремле, обязательно захожу в собор и всякий раз встреча, прежде всего, с Гермогеном; а бывать там, особенно в школьные годы, приходилось даже очень часто - мы любили гулять по Боровицкому холму... Или вот идём с бабушкой - жили мы тогда на Никитском бульваре, аккурат за домом А. П. Толстого, где Гоголь скончался - и что это за улица такая странная, и врезалась ведь в память, мне было года четыре, - длинный ряд скамеек по правую руку, немало народу, по гравиевой дорожке бродят голуби, клюют хлеб, который им бросают «посидельцы», газон, чугунная фигурная решётка по пояс отделяет проезжую часть, слева пруд и лебеди плавают, солнечно и как-то необыкновенно... И только спустя годы, в неутомимых прогулках по Москве, мы с подругой туда забрели - Патриаршие пруды. В бытность свою патриархом Московским (1606-1612) избрал Гермоген эти пределы для своего двора, местность обустроили, при нём же построена была здесь церковь св. Ермолая, в честь святого, имя которого ему было дано при крещении. Воистину печать имени лежит на человеке. Удивительным образом сходны судьбы двух священномучеников - св. Ермолая и святителя Гермогена. Св. Ермолай жил в эпоху нечестивого императора Максимиана (285-305), прославившегося гонениями на христиан и служением богомерзким идолам. Ермолай же, исповедуя Бога Единого, направлял на правый путь язычников. Он дожил до глубокой старости, но и его не миновала чаша гнева Максимиана. Когда же явилась необходимость засвидетельствовать веру во Христа, то не убоявшись от злыя, готовый к мучениям и смерти предстал перед властителем и смело сказал, что он христианин. Максимиан пытался уговорить Ермолая оставить веру, но тщетно. Святой лишь молился. И вдруг произошло землетрясение, от которого языческие идолы пали сокрушённые. Разгневанный император приписал сие несчастие колдовским чарам христиан, приказал пытать их и казнить. Так и принял мученический венец протопресвитер Ермолай. И в этой истории читается линия жизни Гермогена. Поразительное совпадение!

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась» 09.04.2020 943 Время на чтение 3 минуты Источник: союзправославныхженщин.рф В октябре 2017 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по инициативе Женского православно-патриотического общества и Союза православных женщин состоялась духовно-просветительская конференция «Святитель Филарет и его роль в создании женских духовных общин», приуроченная к 150-летию со дня блаженной кончины святителя. Тогда невозможно было представить, что сегодня мы будем вспоминать еще об одной важнейшей роли, а скорее подвиге святителя Филарета. В 1830 году, 190 лет назад, когда на Москву обрушилась холерная эпидемия, митрополит Филарет не покинул свой город, в ответ на приглашение переехать в Петербург сказал, что готов умирать вместе со всеми. В Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами. Все правительственные учреждения, фабрики, театры, учебные заведения и магазины были закрыты. Улицы города опустели. Храмы, тем не менее, остались открытыми. Митрополит повелел ежедневно совершать крестные ходы с молебным пением и колокольным звоном, и сам молился в Кремле с братией Чудова монастыря на коленях под открытым небом. Священники обходили свои приходы, а потом шли в карантины окормлять больных. Также он учредил Московский архиерейский Временный комитет помощи нуждающимся. В числе жертвователей этого Комитета был государь Николай I, дворяне Голицыны, Шереметевы, Самарины, купцы Аксеновы, Лепешкины, Рыбниковы. 17 сентября святитель Филарет писал в письме своему викарию Игнатию: «Напрасно более бояться болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась». Святитель Филарет не раз повторял, что врачевания медицинские должны сочетаться с врачеванием духовным. 25 сентября в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Успенском соборе митрополит Филарет совершил соборное «Молебствие с коленопреклонением о прекращении заразы в Отечестве».

http://ruskline.ru/opp/2020/04/09/gde_us...

Закрыть itemscope itemtype="" > Единство ли? История России - сплошные Смуты, гасителем которых являются народные массы 29.10.2022 730 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора В этом году День народного единства отмечается в месяц изгнания интервентов из России, когда ополчение под руководством Минина и Пожарского, а также казаков князя Дмитрия Трубецкого, окончательно изгнало польско-литовские войска из Москвы. Официально годом окончания смуты считается 1613 год, когда на престол был избран юный Михаил Романов, но изгнание иноземцев было завершено уже в 1612 году. Четвёртого ноября Русская Православная Церковь отмечает праздник обретения одной из самых почитаемых на Руси иконы – Пресвятой Богородицы Казанской. Праздник был установлен в 1649 году в память избавления Москвы от нашествия поляков в 1612 году. Список с иконы был прислан из Казани князю Д.М. Пожарскому, который возглавил народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде старостой Кузьмой Мининым. Исходом польско-литовских войск из земель московских надо считать их поражение в битве на Девичьем поле первого сентября 1612 г., когда объединённые силы второго ополчения Минина и Пожарского вкупе с остатками первого ополчения под руководством князя Дмитрия Трубецкого наголову разбили спешащего на помощь осаждённым в Московском Кремле полякам и литовцам, войска великого гетмана литовского Ходкевича, который потерпев поражение начал отступать из пределов государства Московского. Но это, как говорится, военная сторона вопроса. А вот русский взгляд на историю России вообще не сформирован до сих пор. Все концепции и оценки, которые до сих пор получили широкое распространение в системе образования и в умах читающих людей, имеют мало общего с реальной историей и игнорируют множество фактов, которые изменили бы оценки на противоположные. Но все эти факты «не вписываются» в то, что принято считать общепризнанным. Так и в изгнании поляков из России в 1612 году был не главным в вопросе прекращения Смуты, а скорее умное прекращение распрей внутри страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/29/ed...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь-подвиг 03.06.2005 374 Время на чтение 8 минут Исполнилось 35 лет со дня кончины святейшего Патриарха Алексия I, четверть века возглавлявшего Русскую Православную Церковь в советском государстве, так тогда называли Россию. Скончавшийся на 93-м году жизни, он прожил удивительно долгую жизнь, достойную глубокого уважения Это была личность государственного масштаба. Блестяще образованный светски (он окончил юридический факультет Московского Императорского университета, написал и сегодня актуальную кандидатскую работу об армии и мирном населении во время войны), будущий Патриарх происходил из дворянского сословия. Его отец Владимир Андреевич служил камергером в придворном ведомстве. Родившийся в Москве 27 октября 1877 г. сын был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, Лавру которого часто посещали родители с маленьким О многом говорит и создание женского монастыря на землях псковских имений Симанских - двух братьев, подлинная глубокая, жертвенная вера которых предопределила духовный путь сына и племянника. Гимназия, Николаевский лицей, Московский университет в те годы имели прекрасных церковных наставников. И домовые храмы оказывали влияние на воспитанников. Военную службу С. В. Симанский (как в миру звали Святейшего Патриарха Алексия) проходил в Самогитском московском полку. Открывалась блестящая светская карьера. Внешне очень красивый человек с прекрасным воспитанием и образованием, С. В. Симанский, видимо, не вдруг выбирает иноческий путь, что поразило тогда многих. После университета, в 1900 г., он становится студентом Московской Духовной академии, принимает постриг с именем Алексий в честь митрополита Московского. Свершилось это в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры под духовным руководством тогда ректора МДА епископа (затем митрополита) Арсения (Стадницкого), бывшего потом одним из в жребии на выборах Патриарха Московского и всея России поместным Собором 1918 г. Академию о. Алексий окончил в 1904 г. со степенью кандидата-богослова. Тема была " Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета " , весьма чтимого в семье Симанских. Первая иерейская служба о. Алексием была совершена в Чудовом монастыре в Кремле, у раки мощей святителя Алексия. По приглашению архиепископа Ярославского Сергия он посетил г. Рыбинск, где в селе рядом литургисал о. Иоанн Кронштадтский, встретивший о. Алексия возгласом: " А, отец инспектор! " Смутившийся о. Алексий стал объяснять, что это не так, но батюшка Иоанн упорно повторял И что же? После этой поездки его вызвал в Псков владыка Арсений, получивший после ректорства в МДА Псковскую епархию, и предложил место инспектора Псковской семинарии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010