Соборяне Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 4 – 11 октября. - Повестка дня. – Доклад Патриарха. – Восстановление единства. – Встреча в Кремле. – Просьбы о помощи. – Вопрос о «дедовщине». – Церковный суд. – Кому нужен Поместный Собор? – Грозный, Распутин, ИНН. – Итоги Собора. – Преподобный Сергий Радонежский. Главным событием прошлой недели, привлекшим огромное внимание светских и церковных СМИ, стал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Другие темы, если и появлялись в отдельных изданиях, оказывались фактически незамеченными, затененными одним крупным информационным поводом - Собором. Поэтому сегодняшний обзор целиком и полностью будет посвящен этому центральному событию недели. «Третьего октября произошло одно из крупных событий в жизни Русской Православной Церкви за последние годы: в храме Христа Спасителя открылся Архиерейский Собор. На данный момент он является высшим органом управления Русской Православной Церкви. Нынешний Собор проходит под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в нем принимают участие 144 архиерея из более чем 150 епархий», - так пишет о начавшемся в Москве мероприятии автор «НГ-Религий» Александр Петров в статье «Эпохальное событие поместного значения» .  Этот материал представляет собой интервью с членом секретариата Архиерейского Собора, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископом Егорьевским Марком (Головковым). В интервью идет речь о том, что значит Собор в жизни Русской Православной Церкви, о наиболее значительных проблемах, обсуждаемых нынешним Архиерейским Собором, о задачах Собора, одна из которых, в частности, «ответить на вызовы современности». Другое интервью опубликовано порталом «Страна.Ru» в этот же: о том, какие вопросы будет обсуждать Собор, обозревателю Марии Свешниковой рассказывает епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков). О начале работы Собора рассказывает сайт «Мир религий» . В частности, в сообщении кратко изложены те темы, которые намерен рассмотреть Собор: «Собор рассмотрит вопросы внутрицерковной жизни, ее отношения с государством и обществом. В повестке дня - вопросы религиозного образования и миссионерского служения, церковной благотворительности и монастырской жизни. Одними из центральных тем станут участие Церкви в профилактике и борьбе со СПИДом и демографическая проблема в России, объединение усилий по сохранению нации и ее духовно-нравственного здоровья. Участникам форума предстоит также дать оценку диалогу с Зарубежной церковью, перспективам объединения двух частей некогда единой церкви - пребывающей в Отечестве и находящейся заграницей. На Соборе будут канонизированы новые святые, жившие в XIX и ХХ веках. Предполагается обсудить проблему организации церковного суда».

http://pravoslavie.ru/4907.html

Филипп I, святитель, митрополит Московский и всея Руси † 1473; память 5/18 апреля, 27мая/9 июня, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых В 1452 году хиротонисан во епископа Суздальского. В феврале 1459 года был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы († 1470; память 5/18 ноября). В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева; † 1475, память в Соборе Московских святых). В числе русских архиереев, участвовавших в посвящении архиепископа Феодосия, епископ Филипп упоминается одним из первых. В 1464 году митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси. 11 ноября 1464 года Филипп был возведён на митрополичью кафедру. Как первое лицо на Руси после великого князя и первое лицо в русской духовной иерархии, митрополит Филипп принимал участие не только в церковных делах, но и в делах внутренней политики великого князя Московского. В 1471 году Филипп выступил на борьбу с усилившимся в Новгороде польско-литовским влиянием. Он увещевал новгородцев не отдаваться под покровительство Польского короля Казимира и не признавать над Новгородскою архиепископией власти западно-русского митрополита Киевского Григория (Болгарина; † 1473). В конце концов, Новгород остался верен Московской митрополии. Когда состоялся первый поход князя Uoahha III на Новгород после заключения новгородцами договора с Польским королём, митрополит Филипп, перед битвою при реке Шелони, ходатайствовал перед князем о помиловании новгородцев, если они принесут повинную. С апреля 1472 года заботы митрополита сосредоточились главным образом на сооружении главного храма страны Успенского собора, который митрополит хотел построить таким же величественным, как собор Успения во Владимире. Однако святитель не успел осуществить своё желание. 4 апреля 1473 года в Кремле начался пожар, который истребил и митрополичий дом. Во время пожара митрополит Филипп удалился в монастырь Николы Старого. На другой день, когда огонь стал утихать, он пришёл во временно построенную церковь Успения и пел молебны у гроба святителя Петра. Прибывший туда же великий князь, желая утешить владыку Филиппа, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогая телом и почувствовав, что у него ослабела одна рука и нога, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь». Но великий князь не согласился, а приказал перевезти святителя на время болезни в Богоявленское подворье Троице-Сергиева монастыря. Прибыв туда, митрополит Филипп позвал к себе духовника, приобщился Святых Тайн, попросил соборовать себя. Великого князя просил только об одном – достроить соборную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЦВ 13-14 (458) июль 2011 /  18 июля 2011 г. 14:29 Служение Патриарха Кирилла с 23 июня по 13 июля 23 июня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил второе заседание Высшего церковного совета Русской Православной Церкви. По предложению Предстоятеля зал, в котором собрались члены совета, будет отныне именоваться залом Высшего церковного совета. 23 июня в Красном зале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание попечительского совета программы «Формирование туристско-рекреационной зоны " Духовный центр Урала " ». Вечером 23 июня Святейший Патриарх Кирилл посетил праздник выпускников средних школ и других учебных заведений Москвы и Подмосковья в Государственном Кремлевском дворце. Предстоятель обратился к молодежи со словом напутствия и благословил выпускников. «Быть академиком, известным политиком, богатым бизнесменом, преуспевающим врачом — любую специальность возьмите — еще не значит быть счастливым человеком. Множество людей богатых, занимающих высокие должности, не могут назвать себя счастливыми. Человек счастлив тогда, когда у него на душе покой, радость, мир, благополучие. И не может быть счастливым человек, если он не добрый. Вот эту аксиому запомните, пожалуйста!» — сказал Святейший Патриарх. 28 июня, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По благословению Святейшего Патриарха для участия в праздничном богослужении в Успенском соборе в этот день прибыла делегация Тульской и Белевской епархии. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан архимандрита игумена Савву (Михеева), наместника Новоспасского ставропигиального монастыря, избранного епископом Воскресенским, викарием Московской епархии. 28 июня Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном приеме в Кремле в честь выпускников военных академий и университетов.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

ЦВ 17 (438) сентябрь 2010 /  9 сентября 2010 г. Служение Патриарха Кирилла 27 августа - 6 сентября 2010 27 августа Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По традиции во время утрени, на полиелее, из алтаря через Царские врата была вынесена плащаница Божией Матери и положена посреди храма для поклонения верующих. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх  Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля. На малом входе, в связи с избранием во епископа Кафского, викария Корсунской епархии, настоятель кафедрального храма Трех святителей в Париже игумен Нестор (Сиротенко) был возведен в сан архимандрита. По совершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора, а затем обратился к собравшимся с проповедью. Во внимание к усердным пастырским трудам на благо Святой Матери Церкви и в связи с 25-летием служения в синодальных структурах Святейший Патриарх наградил протоиерея Всеволода Чаплина орденом святого благоверного князя Даниила Московского (II cmenehu). 28 августа Святейший Патриарх Кирилл освятил отреставрированную надвратную икону Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Затем в Кремле состоялась рабочая встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви и главы Российского государства. Президент России поздравил Святейшего Патриарха с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы и поблагодарил за освящение образа Спасителя на главной башне Кремля. Д.А. Медведев с глубокой признательностью отметил активное участие Русской Православной Церкви в ликвидации последствий лесных пожаров, охвативших летом этого года центральные области России. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу государства за высокую оценку усилий Русской Православной Церкви. «Дай Бог, чтобы трудности, которые выпадают на долю нашего Отечества, делали нас сильнее, и чтобы Россия наша обновлялась», — сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/01_sluzh0910_pa...

Церковь Спаса Всемилостивого при московском работном доме Спас Всемилостивый Одна из старомосковских церквей во имя Спаса Всемилостивого была освящена в XIX веке при городском работном доме, находившегося в Большом Харитоньевском переулке. История же этого владения, овеянного легендами и тайнами, началась во времена Ивана Грозного.   Блеск и нищета дома Юсуповых Легенда гласит, что однажды Иван Грозный ехал на зимнюю охоту в свой излюбленный лес, что тянулся от нынешних Красных ворот к Сокольникам. Нечаянно царь задел собольей своей шапкой за ветку могучей сосны, и монарший головной убор упал в снег. Придя в ярость, Грозный повелел вырубить эти непокорные сосны и на том месте построить охотничий дворец (Большой Харитоньевский, 21). По преданию, его возвели те же знаменитые мастера Барма и Постник, что подарили Москве храм Покрова на Рву. Государь возлюбил свое новое владение и приказал провести из охотничьего дворца подземный ход в Кремль, где он соединялся с другими потайными лабиринтами. И будто бы царь, переодевшись в крестьянское платье, часто пробирался с фонарем по этому ходу в город и, никем не узнанный, слушал, что говорит о нем народ, или неожиданно появлялся в Кремле и заставал своих бояр врасплох. Потом в этих местах появилась дворцовая Огородная слобода, поставлявшая «всякий овощ» на государев стол. Царь Алексей Михайлович выстроил своим огородникам приходскую церковь во имя святого Харитония Исповедника, освященную по дню своего венчания на престол. Она и оставила имена Большого и Малого Харитоньевских переулков. Все изменилось во времена Петра I. При нем район Мясницкой улицы, ставшей главной государевой дорогой в Немецкую слободу, считался самым элитным, и здесь получали владения приближенные государя. Не миновала эта участь и бывший охотничий дворец Ивана Грозного, который был обращен в жилые палаты. Есть легенда, будто Петр подарил его князю А. Д. Меншикову, но на самом деле первым достоверно известным владельцем этих роскошных палат был дипломат и вице-канцлер П. П. Шафиров, которого Петр пожаловал этим владением за заслуги и преданность и навещал его здесь в январе 1723 года. В том же году по переменчивой царской воле Шафиров оказался в опале по обвинению в казнокрадстве, и терема перешли к П. А. Толстому, главе Тайной канцелярии, что вел следствие по делу царевича Алексея.

http://pravoslavie.ru/563.html

01/02/2000 АРХИВ НОВОСТЕЙ ВСЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ СРОЧНО В НОМЕР! НОВОСТЬ НЕДЕЛИ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ГЕНСЕКОМ ООН 30 января, в последний день своего официального визита в Москву генеральный секретарь ООН Кофи Аннан был принят Святейшим Патриархом Алексием. На этой встрече без телекамер обсуждалась возможность сотрудничества ООН и Русской Православной Церкви в миротворческой деятельности. Также подробно рассматривалась ситуация в Чечне. Патриарх подчеркнул, что Церковь не только выполняет духовные функции, но занимается всеми проблемами, с которыми сталкиваются люди в России и СНГ. И миротворчество является важнейшей частью ее деятельности. Основной темой переговоров Кофи Аннана в Москве с ведущими политическими деятелями стала ситуация в Чечне, а также положение на Балканах, в Ираке и вопросы урегулирования конфликтов на территории СНГ. Генеральный секретарь ООН не раз призывал к политическому урегулированию конфликта на Северном Кавказе. Однако, по его словам, никаких активных действий в этом направлении ООН предпринимать не станет. В конце концов, Россия - постоянный член Совета Безопасности и всегда может заблокировать любое неугодное ей решение своим вето. 29 января Кофи Аннан беседовал по этому вопросу с и.о. президента РФ Владимиром Путиным. Глава государства подробно проинформировал Кофи Аннана о положении дел на Северном Кавказе. По словам представителя администрации президента, в ходе встречи Кофи Аннан заявил, что ему понятны усилия России по урегулированию ситуации на Северном Кавказе, но вызывают глубокую обеспокоенность вопросы, связанные с гуманитарной ситуацией в регионе. Российская сторона также выразила озабоченность положением дел в Косово и подчеркнула роль ООН в урегулировании ситуации в этом регионе. Напоследок генсек ООН познакомился с достопримечательностями московского Кремля и 30 января вылетел в Женеву. УТРО/Православие 2000 ПАТРИАРХ И СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ВЫСКАЗАЛСЯ ПРОТИВ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В ШКОЛАХ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в рамках Восьмых Рождественских образовательных чтений встретился с руководитлями епархиальных отделов образования и православных школ. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что " открытие Чтений в Кремле позволило привлечь более широкий круг участников Рождественских Чтений " .

http://pravoslavie.ru/news/index06.htm

188–192. Моя поездка на старый Афон и плоды «великого искушения» Я обещал моим читателям поделиться своими впечатлениями при путешествии на Святую Гору, но замедлил это сделать, занятый срочными работами и отчетом о поездке моей туда. Между тем, как видно, между прочим, и из летучих заметок в отделе “Блестки и изгарь”, жидовская печать и все, кому ненавистны Церковь православная и ее иерархия, пронесли яко зло имя мое, извратив все, что творилось за эти три месяца на Святой Горе, представили меня каким-то инквизитором, а еретичествующих, отпадших от Церкви монахов и послушников – какими-то мучениками. Простой читатель, привыкнув верить всякой печатной строке, верит и этим сказкам и блазнится, и, может быть, осуждает или попрекает меня же за то, что я до сих пор молчал, не выходил на газетную улицу, чтоб опровергать все, что враги Церкви писали обо мне. Но судите сами: прилично ли, не говоря уже о прочем, исполнив поручение высшей власти, докладывать о подробностях порученного мне дела прохожим на улице прежде, чем дело доложено самой власти?.. Теперь тот долг исполнен: доклад Святейшему Синоду сделан. С разрешения Святейшего Синода я и печатаю почти сполна этот отчет в “Церковных Ведомостях”, а для моих читателей и еще пополняю его своими впечатлениями, к афонскому делу не относящимися, но, полагаю, для моих читателей не безынтересными, и в своих дневниках уже помещаю его как путевые мои впечатления. Из Петербурга я выехал 23 мая; 24-го посетил Троицкую Сергиеву Лавру, чтобы испросить себе и моим спутникам благословения и молитвенной помощи у преподобного Сергия, отца северного иночества. 26-го я поклонился святым первопрестольникам всероссийским в Московском Кремле, а 27-го посетил киевские пещеры, чтобы и там поклониться великим подвижникам – носителям заветов древнеафонского и первоначальникам русского иночества. Высокопреосвященнейший митрополит Флавиан принял меня с обычною ему любовью и напутствовал молитвенным пожеланием доброго успеха. В Киеве присоединился ко мне командированный от Министерства Иностранных Дел драгоман Эрзерумского консульства В. С. Щербина, как знакомый с положением дел на Афоне по прежней своей службе в Солунском консульстве, не раз бывший на Афоне. А в Одессе настиг меня и посланный Святейшим Синодом преподаватель духовного училища С. В. Троицкий , задержанный в Киеве магистерским диспутом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

339. Беседа в день священного коронования и помазания на царство Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Говорена в Успен. соборе августа 26; напечатана в Твор. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.) 1857 год Светел паче многих нынешний день: потому что на нем отражается свет бывшего за год пред сим дня, который озарил Россию светом царского венца, и простер над нею благоухание царского священного помазания. Возвратись, незабвенный день. Приближься к нашему зрению. Тогда мы смотрели на тебя наиболее оком радующегося сердца. Теперь нам досужнее посмотреть на тебя и оком размышляющего ума. Вспомним, что это был достопамятный Бородинский день, в который Россия одна противостояла всей Европе, в который дух завоеваний и преобладания, не знавший дотоле преград, приразился челом к стене, встретясь с духом любви к Царю и Отечеству. Сему дню по достоинству досталась честь быть днем Царского венца, и торжественным свидетелем любви народной к Царю. Вспомним тогдашнее ясное и тихое утро. Оно как бы нарочно приготовлено было, чтобы явиться зеркалом и образом души Царевой. Вспомним тогдашнюю в Кремле и окрест Кремля прекрасную тесноту, которая выражала сердечное стремление к Царю всего народонаселения московского и, по возможности, чрез представителей, всего народа русского, или точнее, всех народов царства Всероссийского. Найдется ли довольно сильное слово, которое изобразило бы тогдашний всеобщий восторг? – И пусть не найдется. Это ненайденное слово вам и слышимо, и понятно: поелику от тогдашних сердечных воскликновений есть и ныне верный отголосок в верных сердцах. Особенно желал бы я, чтобы каждый сын России в таком же свете узрел ныне мысленным оком, как мы тогда мысленным и чувственным оком зрели Благочестивейшего Царя нашего и Благочестивейшую Супругу Его, и совершавшееся с Ними в сем святилище в священнейшия минуты священного дня. Как смиренным являлось Их величие пред лицем Царя царствующих, и вместе как величественным Их смирение! Какое благоговение пред святынею! Какое одушевление молитвы! Какое небесное безмолвие в церкви, когда венчанный Царь один преклонил колена, и горящая молитва о благословении свыше на Него и на царство Его просиявала из Его сердца, и очей, и уст, и тихо воспламеняла все сердца; сливала их в одно кадило, в один благоуханный фимиам; и его, без сомнения, невидимо принимал Ангел Хранитель России, «и в зыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Anok. VIII. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богомольная грамота патриарха Гермогена о прекращении гражданской войны и даровании войскам царя Василия Шуйского победы над приступающей к Москве повстанческой армией Болотникова. Конец ноября 1606 г. Грамота издана: ААЭ. СПб., 1836. Т. 2. 58. Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 248-256 Сохранилось две богомольных грамоты патриарха Гермогена, написанных в критический момент народного восстания под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. Армия повстанцев, включавшая крестьян, холопов, «черных посадских людей», стрельцов и казаков, отряды рязанского дворянства Григория Сумбулова и Прокофия Ляпунова, тульской, каширской, веневской и иных уездов «служилой мелкоты» во главе с Истомой Пашковым, двигаясь разными путями, без боя занимая города и громя верные Шуйскому войска, в октябре 1606 г. подступила к самой Москве. Неспокойно было и в столице: еще до подхода Болотникова «рознь великая» между властями и простонародьем заставляла боярского царя вместе с приближенными запираться в Кремле, угрожая «черни» пушками. Гермоген решительно выступил в защиту Василия Шуйского, оставшегося почти без войск и лишенного подкреплений. Когда «на всех бысть людех страх велик и трепет», в Успенском соборе «вслух во весь народ» раздался призыв к покаянию. Говорилось, что в случае продолжения гражданских распрей «раздраженный» Христос предаст всех «кровоядцем и немилостивым С 14 по 16 октября патриарх установил «во царьстве» всеобщий пост, во время которого «молебны пели по всем храмом и Бога молили за царя и за все православное крестьянство, чтобы Господь Бог отвратил от нас праведный свой гнев и укротил бы межусобную брань». Спокойствие в государстве Церковь связывала с властью законного царя Шуйского, «воистину свята и праведна истиннаго крестьянскаго царя».

http://sedmitza.ru/lib/text/443559/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими» 70 лет назад произошла встреча И.В.Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви Протоиерей Николай Булгаков   10:52 04.09.2013 3369 Время на чтение 19 минут Эта историческая, как ее сразу стали называть - и, конечно, справедливо, - встреча в московском Кремле произошла в день Грузинской иконы Божией Матери, в продолжении празднования Успения Пресвятой Богородицы. «Должно было свершиться чудо, чтобы прервавшаяся традиция возродилась, - вспоминал Марк Харитонович Трофимчук (1919-2005), в течение многих лет бывший преподавателем церковного пения и руководителем хора в Московской Духовной семинарии. - И таким неожиданным, вне привычных представлений, событием стала кремлевская встреча, когда 4 сентября 1943 г. Сталин вызвал к себе высших иерархов Русской Православной Церкви - местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Ленинг радского и Новгородского Алексия (Симанского) и митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича).

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/04/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010