Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года 10 июня в Патриарших Палатах Московского Кремля состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Перед началом заседания от лица членов Священного Синода с поздравительным словом в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 15-летием Первосвятительского служения Его Святейшества выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В своем слове владыка Ювеналий отметил, что время, в которое совершает свое служение Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий, явилось для Церкви временем ее возрождения. В ходе заседания Священного Синода были рассмотрены отдельные вопросы внутрицерковной жизни. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Справка: В соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г. относительно празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Журнал 79) в период с марта по май 2005 года был проведен ряд мероприятий юбилейного характера. 24 марта 2005 года в конференц-зале гостиничного комплекса " Даниловский " была проведена церковно-общественная конференция под названием " За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война " . (См. Определение священного Синода от 20 апреля 2005 года. Журнал 6). 21 апреля 2005 года в Кремле состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с президентом Российской Федерации В.В.Путиным, на которой были обсуждены наиболее важные вопросы, связанные с празднованием Юбилея Великой Победы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429874/

В верхней части витрины - запрестольный крест и иконы из иконостаса Вознесенского собора 22 декабря 2014 г. 10:40 Вознесенский монастырь: святыни из-под спуда памяти В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ВЗОРВАННОЙ 85 ЛЕТ НАЗАД ОБИТЕЛИ У небольшой южной пристройки к Архангельскому собору Московского Кремля богатейшая история. С XV по XVII век ее занимала одна из палат Государева казенного двора. Потом тут заседала Судная палата вотчин Архангельского собора, в свою очередь уступившая место дому причта. Сейчас под высокими сводами можно увидеть обширный фрагмент первозданной стены Архангельского собора 1475 года — единственный дошедший до нас древнейший элемент этого храма. И все же отныне эти камни — всего лишь «декорация», не более чем исторический фон к уникальной экспозиции, на постоянной основе размещенной здесь Музеями Московского Кремля . В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря. Уникальные премьеры По словам заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, реставрация святынь, предметов храмового убранства и других экспонатов заняла пять лет. Подавляющее большинство памятников из коллекции выставляется на публике впервые, и среди них есть несколько несомненных сенсаций. Тематически вся экспозиция поделена на три части. Первая посвящена сакральному пространству трех храмов Вознесенского монастыря: главного собора, церквей св. Михаила Малеина (XVII в.) и св. вмц. Екатерины (нач. XIX в.). Здесь глаз невозможно оторвать от величественного запрестольного креста с 14 древними круглыми образками-мощевиками из соборного алтаря, изготовленного в 1816 году Осипом Ивановым Смирновым. «Много раз его использовали в крестных ходах, - рассказывает куратор экспозиции научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова. - Вообще же эта святыня появилась в благодарность Господу за изгнание французов из Москвы и за победу в Отечественной войне. Монастырь тогда, как и весь Кремль, был разорен и осквернен, но затем активно и быстро воссоздавался, для чего привлекались лучшие мастера того времени. Запрестольный крест восстановлен в наши дни буквально перед открытием экспозиции: собирать его пришлось по кусочкам».

http://e-vestnik.ru/reports/voznesenskiy...

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года Москва, 13 июня 2005 г. 10 июня 2005 года в Патриарших Палатах Московского Кремля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года ЖУРНАЛ 38 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Справка: В соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г. относительно празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Журнал 79) в период с марта по май 2005 года был проведен ряд мероприятий юбилейного характера. 24 марта 2005 года в конференц-зале гостиничного комплекса " Даниловский " была проведена церковно-общественная конференция под названием " За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война " . (См. Определение священного Синода от 20 апреля 2005 года. Журнал 6). 21 апреля 2005 года в Кремле состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия с президентом Российской Федерации В.В.Путиным , на которой были обсуждены наиболее важные вопросы, связанные с празднованием Юбилея Великой Победы. 5 мая 2005 года в Синодальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре Патриарх Алексий вручил ордена св. Димитрия Донского видным военачальникам Российской Армии, а также ветеранам Великой Отечественной войны . В церемонии награждения принял участие министр обороны РФ С.Б.Иванов. В тот же день Патриарх Алексий вручил министру внутренних дел Р.Г. Нургалиеву орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени . Вручение состоялось в официальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре, кроме того церковных наград были удостоены сотрудники Министерства внутренних дел РФ.

http://pravoslavie.ru/13745.html

Чин архиерейской литургии в русской церкви в середине XVI века. Свидетельство великих Миней-Четьих свт. Макария, Митрополита Московского Источник Вводные замечания Источники, описывающие древнерусский чин архиерейской литургии, столь малочисленны, что каждый из них заслуживает самого тщательного рассмотрения 2 . Тем более удивителен тот факт, что один из этих источников, долгое время находившийся практически на самом виду у исследователей, до сих пор не был введён в научный оборот. Речь идёт о самобытном русском диатаксисе 3 архиерейской литургии XVI в. – «Чине службы святительския, егда восхощет литургисати», – который содержится в приложениях к Великим Минеям-Четьим (далее: ВМЧ) митрополита Московского и всея Руси св. Макария. ВМЧ представляют собой знаменитый памятник русской книжности 2-й четверти – середины XVI в., обширнейшее собрание агиографических, аскетических, богословских произведений, как переводных, так и оригинальных 4 3. К настоящему времени текст ВМЧ, сохранившийся в трёх главных списках: Успенском, Царском и Софийском, – издан лишь частично. Интересующая нас статья находится в самом конце сборника – в книге за август, не изданной. Состав приложения к этой книге, содержащего в том числе литургические статьи, был обнародован ещё в 1848 г. В.М. Ундольским, опубликовавшим постатейную опись Успенского списка ВМЧ, подготовленную в конце XVII в. справщиком Московского Печатного двора Евфимием, монахом Чудова монастыря в Кремле 5 . А в 1892 г. архим. Иосиф (Левицкий) представил свою, значительно более подробную роспись того же списка 6 ; в ней приведены в том числе и полное название и начальные слова интересующей нас статьи 7 . Они привлекли внимание Е.Е. Голубинского , великого историка Русской Церкви, который сделал соответствующую выписку, а затем включил её в перечень имеющихся свидетельств о чине литургии на Руси в XVI в. 8 Но непосредственно текста устава архиерейской литургии из ВМЧ (как, вероятно, и самих списков ВМЧ) Голубинский не видел, и все его сведения ограничивались росписью архим. Иосифа. В монографии А.А. Дмитриевского , одного из ведущих дореволюционных русских литургистов, полностью посвящённой богослужению Русской Церкви в XVI в. 9 , включая в том числе и чин архиерейской литургии 10 , устав из ВМЧ не упоминается. В работах другого выдающегося русского литургиста того времени, А.П. Голубцова , исследовавшего особенности архиерейского и, шире, кафедрального богослужения в Византии и на Руси 11 , этот источник также не используется. В работах последующих исследователей устав архиерейской литургии из ВМЧ также не упоминался. Таким образом, его полный текст публикуется нами впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 апреля 2008 г. Журнал 1 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о встрече Его Святейшества с Президентом России В.В. Путиным. Справка: 14 апреля в Кремле состоялась встреча Президента России В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Предстоятель Русской Православной Церкви и глава государства обсудили различные аспекты церковно-государственных отношений. В частности, обсуждались вопросы, связанные с государственным финансированием работ по реставрации памятников культуры федерального и местного значения. Также обсуждались перспективы государственной аккредитации Духовных школ и введения в государственных учебных заведениях стандарта «Теология». Кроме того, Предстоятель Русской Церкви поднял вопрос о проблеме призыва на срочную военную службу священнослужителей. Среди прочих тем также обсуждалось празднование 1020-летия Крещения Руси. Святейший Патриарх отметил, что предстоящий юбилей — это повод подвести некоторые итоги за годы, прошедшие с празднования 1000-летия Крещения Руси. «За эти 20 лет много изменилось в церковной жизни и вообще в стране — страна другая», — сказал Предстоятель. Святейший Патриарх сообщил Президенту, что он получил приглашение возглавить торжества на Украине, где он не был с 1997-го года. Предстоятель отметил объединяющее значение праздника. Владимир Путин подчеркнул, что эти торжества являются «поводом вспомнить о наших общих духовных корнях». По словам Его Святейшества, народам России и Украины надо вместе отмечать этот праздник в память о том, что христианское просвещение наших народов пошло из общей киевской купели. Святейший Патриарх Алексий пригласил Владимира Путина посетить Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя. Президент с благодарностью принял это приглашение.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

H.A. Кривошеева. «В годину тяжкую Богом избранный...» Образ святителя Патриарха Тихона все ярче сияет на небосклоне истории Русской Церкви XX века. Время проясняет масштаб его многотрудного подвига в годы невероятного разгула зла, обрушившегося на Россию. «В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная», «Сколько мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание во вся дни» – так сказал о времени своего служения вновь избранный Патриарх Московский и всея России. Вступая на Патриарший престол, от всего сердца умоляет он Господа: «...Даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения. Согрей мое сердце любовью к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви». На патриаршество митрополит Московский Тихон был избран проходившим в то время Священным Собором Православной Российской Церкви, единственным в то время в стране законным органом, избранным всем православным населением Российской державы. Более двухсот лет пустовал Патриарший престол в России. Спустя несколько дней после интронизации Патриарха Тихона в Московском Кремле, 8 декабря 1917 г. Собором было принято «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», среди которых говорилось, что Патриарх «имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви», должен «обращаться ко всей Русской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями», «имеет долг печалования пред государственной властью». С первых же дней своего патриаршего служения святитель Тихон обращается с посланиями и воззваниями, которые отличались необыкновенной глубиной постижения происходящих в стране событий, особым свойством, присущим пророческому боговдохновенному слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Астраханскую епархию 29.10.2002 26-28 октября 2002 года состоялся визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Астраханскую епархию Торжества по случаю 400-летнего юбилея образования Астраханской и Енотаевской епархии, к которому был приурочен визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были омрачены известием о совершенном в Москве террористическом акте. Отвечая в аэропорту Астрахани на вопросы журналистов, Святейший Патриарх заявил: " Надо поражаться мужеству тех людей, которые перенесли эти двое суток под дулами автоматов и под угрозой взрыва, а также мужеству сотрудников спецслужб, освободивших заложников " . Первосвятитель напомнил, что 25 октября за Патриаршим богослужением в Крестовоздвиженском женском монастыре верующие молились о том, чтобы заложники целыми и невредимыми вернулись к своим семьям. " Господь услышал нашу молитву " , - сказал Святейший Патриарх. Его Святейшество рассказал представителям СМИ, что уже на второй день после начала трагических событий в Театральном центре на Дубровке в Реабилитационном центре для родственников заложников была устроена молитвенная комната, где православные священники постоянно оказывали моральную и духовную поддержку освобожденным заложникам и их близким. Святейший Патриарх Алексий выразил убеждение, что трагические события в Москве не окажут негативного влияния на межнациональные и межрелигиозные отношения в России. " Терроризм не имеет ни национальности, ни религиозных корней, а террористы не имеют права прикрываться религиозными лозунгами " , - заявил Святейший Патриарх, подчеркнув, что с осуждением действий экстремистов выступили все традиционные религии России. Множество жителей города встречало Предстоятеля Русской Православной Церкви в Астраханском кремле, с посещения которого началась программа Патриаршего визита. В Успенском кафедральном соборе кремля Его Святейшество совершил молебен, по завершении которого обратился с Первосвятительским словом к православным астраханцам. " Наше пребывание на Астраханской земле мы начали со слов благодарности ко Господу за разрешение трагического кризиса в Москве " , - сказал Его Святейшество, отметив, что только после известия об освобождении заложников, было принято окончательное решение о том, что запланированный визит состоится.

http://zavet.ru/news/0210/n29-1.htm

Закрыть Наказ Президенту России 13.04.2024 3 Время на чтение 9 минут Источник: Русь Державная 29 февраля 2024 года в редакции газеты «Русь Державная» состоялось заседание Державного клуба, посвященное наказу Президенту России В. В. Путину о восстановлении утраченных святынь Московского Кремля — Чудова мужского и Вознесенского женского монастырей. В обсуждении наказа приняли участие: председатель правления Женского патриотического общества и Фонда Патриарха Гермогена, канд. ист. наук Г. В. Ананьина; председатель Московского краеведческого общества, канд. ист. наук В. Ф. Козлов; председатель Центрального Совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» В. В. Остапчук; сопредседатель правления Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей литературной премии В. Н. Крупин; главный редактор информационного агентства «Русская Народная Линия» А. Д. Степанов; председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» О. Ю. Кассин; главный редактор журнала «Православная беседа», член Межсоборного присутствия РПЦ В. В. Лебедев; зам. генерального директора общественного Международного фонда славянской письменности и культуры Л. Ю. Редкий; член Совета московского краеведческого общества И. А. Новиков; помощник депутата Государственной Думы ФС РФ С. В. Лебедев. Открыл заседание главный редактор газеты «Русь Державная» А. Н. Печерский. Андрей Печерский. Дорогие друзья, рад вас приветствовать в редакции нашей газеты «Русь Державная» и буду очень благодарен вам, если мы с вашей помощью возродим то, что когда-то начиналось еще с покойным отцом Александром Шумским, Виктором Саулкиным, — создание Державного клуба. Я думаю, что сегодняшний наш разговор как раз вполне будет вписываться в рамки этого замечательного начинания. Галина Ананьина. Тема, которая нас сегодня объединяет — восстановление двух главных монастырей страны: Чудова и Вознесенского, которые находились в Московском Кремле. В этом году будет ровно десять лет инициативы Президента России В. В. Путина об их восстановлении. Необходимо сделать наказ Президенту о восстановлении монастырей. Когда на Соборной площади Владимир Владимирович впервые озвучил идею восстановления этих святынь, она была глубоко воспринята православной общественностью. Архитектор Алексей Капустин подготовил целую экспозицию, доказал, что монастыри восстановить возможно. Но тогда же пошли дискуссии, зачем это делать: ЮНЕСКО против, часть музейных работников Кремля против, и, таким образом, инициатива Президента была заглушена.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/13/nakaz_...

Зятьково. Церковь Сергия Радонежского. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты В Кашинском переписном списке за 1628 г. «Воскресенского девичья монастыря, что на Москва в Кремле-городе село Зятьково на реке Дубне, а в нем церковь Архистратига Михаила древяна «клецки»». В клировой ведомости 1796 г. указана церковь Архистратига Михаила с приделом Преподобного Сергия, построенная в 1770 году. В приходе 175 дворов, 1209 душ. Церковная земля принадлежит еще Воскресенскому девичью монастырю. Однако в 1855 году землей владеет Ведомство государственных имуществ. В это время в селе две церкви, одна — деревянная — уже не работает, другая — каменная с приходом 1929 душ. Но данным работы каменная церковь построена в 1852 году, главный придел освящен во имя иконы Казанской Божьей Матери, два других во имя преподобного Сергия Радонежского и архистратига Михаила. В конце XIX века в селе сильно развит башмачный промысел. Храм был один из немногих действующих храмов в округе. По данным НКВД в 1944 году на Пасху в этом храме молилось около 1500 человек, и храм села Зятьково был в числе пяти самых посещаемых по Московской области на эту пасхальную службу. Церковь с. Зятьково действовала до конца 50-х годов XX века. После закрытия в ней был устроен колхозный склад, трапезная покрыта шифером. Был сломан крест на центральной главке. Крест другой главы упал в 1978 году. Реставрационные работы до 1999 года не проводились. Церковь упомянута в каталоге «Памятники архитектуры Московской области». С 1991 года в с. Зятьково зарегистрирована православная община. При открытии храма община была зарегистрирована как приход храма преподобною Сергия Радонежского. Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым Церковь приходская, выстроена на средства прихожан - экономических крестьян в 1852 году в стиле классицизма. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая. Бесстолпный двусветный четверик церкви перекрыт сомкнутым сводом, на котором поставлены пять круглых декоративных барабанов с луковичными главками. С запада к нему примыкают двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня. Верхний ярус колокольни - цилиндрический резонатор звона, завершенный куполом с главкой. В убранстве фасадов храма использованы пилястровые портики. Главный престол Казанский (ныне Сергиевский), в трапезной были два придела. Иконостас временный, достаточно хорошо уцелели росписи, последний раз поновленные в 1921 году. Возвращена верующим в 1991 году, ремонтируется.

http://sobory.ru/article/?object=03835

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Викторов. Гравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Алексей Егорович (2.02.1827, с. Студениково Мценского у. Орловской губ.- 22.07.1883, Пятигорск), археограф, историк книги, библиограф. Из семьи диакона. Учился в Орловской ДС (1841-1846), затем в МДА (1846-1850), был учеником протоиереев А. В. Горского и Ф. А. Голубинского . В 1852-1861 гг. работал в Московском главном архиве Мин-ва иностранных дел. В 1856-1861 гг. читал лекции по рус. языку и словесности в Мариинско-Ермоловском жен. уч-ще. С 1861 г. библиотекарь Московского ун-та. С 20 дек. 1862 г. до конца жизни работал в Московском публичном и Румянцевском музеях (ныне Российская государственная б-ка), где организовал Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг, являлся его хранителем. Одновременно состоял заведующим архивом и канцелярией московской Оружейной палаты (с 12 дек. 1868 по 1883). С 16 окт. 1853 г. действительный член Об-ва любителей российской словесности при Московском ун-те, с 1864 г. член Московского археологического об-ва, с 22 мая 1864 г. член-основатель Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном и Румянцевском музеях, с 7 дек. 1879 г. член-корреспондент имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности. В. является автором более 80 книг и статей. Его первая книга посвящена истории Церкви - «Великая кнг. Евдокия, во иночестве прп. Ефросинья, основательница Вознесенского девичьего мон-ря в Московском Кремле» (М., 1857, 1885, 1899). В 1858 г. В. составил алфавитный указатель к «Указателю для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) б-ки» архим. Саввы (Тихомирова) , к-рый был его близким другом. В 1859-1860 гг. ученый опубликовал ряд работ по истории Московской Синодальной типографии и ее богатой б-ки. В 1862-1865 гг. подготовил к печати 3 выпуска альбома миниатюр греч. рукописей, хранящихся в Синодальной б-ке. В 1859-1866 гг. В. издал неск. исследований, посвященных жизни и деятельности слав. просветителей равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и происхождению слав. письма. По мнению В., создателем кириллицы был св. Кирилл. В 1865 г. В. опубликовал исследование «Кирилл и Мефодий: Новые источники и ученые труды по истории славянских апостолов», в к-ром проанализировал сочинения отечественных и зарубежных ученых на эту тему.

http://pravenc.ru/text/158602.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010