Онлайн экскурсия по Петровке с Рустамом Рахматуллиным Оказывается, на свете существуют люди, обладающие даром ходить сквозь время. Выглядит это так: Рустам Рахматуллин влезает на какой-нибудь подвернувшийся уступ в стене и, обращаясь к окружающим, широко разводит руками: «А теперь мысленно уберите вот это, добавьте вот это и представьте, какой здесь был вид в XVII веке». И ты ясно видишь берега Неглинки, стены Белого города и очертания Сухаревой башни на горизонте. А потом словно выныриваешь обратно в современность и с ужасом думаешь: «Боже, как же обо всём этом делать репортаж с фотографиями?» Камень нашего Рима В этом году День города в Москве совпал с осенней памятью святого митрополита Петра. Того самого, который в начале XIV века по приглашению Ивана Калиты перенёс в Москву из Владимира митрополичью кафедру, обеспечив городу статус церковного центра Руси. Такое совпадение символично. Уроженец Волыни, по титулу продолжавший именоваться «митрополитом Киевским», святитель Пётр был поставлен главой Церкви для всех славянских земель (позже в Московской Руси и Великом княжестве Литовском, в состав которого входили Киевщина и Галицкая Русь, возникли самостоятельные предстоятельские кафедры, назначение на которые по-прежнему утверждалось Константинополем). И он же – ныне первым упоминается в молитвенном перечне небесных покровителей Москвы – «святых Петра, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена…» Митрополит Пётр был основателем первого Успенского собора в Московском Кремле (позже здание перестраивалось), и своими руками выложил себе могилу в его полу. Сохранилось духовное завещание святителя, которое можно считать «обетованием Москвы». Там сказано, что до тех пор, пока его останки сохраняются в городе, Москва сохранит и свой столичный статус. Святой Пётр, митрополит Московский. Икона XV века (Храм Христа Спасителя) Первый московский митрополит был канонизирован вскоре после своей смерти и весьма почитался на Руси. Уже в повестях Куликовского цикла (произведениях, созданных в XV столетии о событиях 1380 года) упоминается, что воины на Куликовом поле молились этому святому.

http://pravmir.ru/den-svyatitelya-petra-...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 Духовный образ святителя Макария Московского В последнее время был канонизован огромный лик русских святых и среди них — три Предстоятеля Русской Церкви: Святейшие Патриархи Тихон (†1925; пам. 25 марта) и Иов (†1607; пам. 19 июня), а также Всероссийский Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.), Предстоятель Русской Церкви XVI века. Он известен как аскет-молитвенник, благочестивый подвижник и собеседник святых современников. Это выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды предпринял попытку — всё с большим успехом — и осуществил собрание воедино всей духовной литературы Руси того времени. С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Многочисленны источники, освещающие труды святителя Макария, — это летописи, повести, жития, службы, иконы, акты, записки иностранцев и т. д. Его вхождению в Церковь, как и у всех верующих, послужила святая купель. В Таинстве Крещения крещаемый получает, по учению Православной Церкви, Ангела-хранителя 1 , а также имя святого подвижника, который становится для крещаемого Небесным покровителем в течение всей его жизни, подвигам которого он должен подражать. “…в Церкви Божией имя есть печать союза, или завета с Богом, Работающим же Мне, говорит Господь, наречется имя новое (Ис 65:15)” 2 . При Крещении будущий Святитель, как удалось установить, был назван во имя Архистратига Небесных Сил — Архангела Михаила (пам. 8 ноября) 3 . Мирское имя святителя Макария очень многозначительно. «Имя Архистратига Небесных Сил, первое из тварных имён духовного мира, Михаил, самой этимологией своей указывает на высшую меру духовности, на особливую близость к Вечному: оно значит “Кто как Бог”, или “Тот, Кто как Бог”. Оно означает, следовательно, наивысшую ступень богоподобия» 4 . Будучи москвичом, отрок Михаил мог бывать на богослужениях в Кремле в великокняжеском Архангельском соборе 5 .

http://pravmir.ru/duhovnyiy-obraz-svyati...

Остальные материалы Преображенских церквей в старой Москве было великое множество и почти все они овеяны легендами. Первую из них - деревянный собор Спаса-Преображения-на-Бору - поставил в Кремле еще во второй половине XIII века великий князь св. Даниил Московский. Это был второй московский храм, основанный в нашем городе, - после церкви Рождества Иоанна Предтечи. далее... В старой Москве существовало множество церквей с приделами, освященными во имя чтимого на Руси св. мученика Иоанна Воина, почитавшегося покровителем в битвах за Отечество. И только один- единственный московский храм, что на Большой Якиманке, был построен в честь этого святого. далее... Единственная в Москве церковь, освященная во имя св. Ермолая, стояла до революции на Большой Садовой улице рядом со станцией метро " Маяковская " на том месте, где сейчас разбит небольшой сквер между двумя огромными " сталинскими " жилыми домами. Память именно об этой церкви осталась в старомосковском имени тихого тверского переулочка - Ермолаевского, который, пересекаясь с Малой Бронной, упирается в Патриаршие пруды. далее... Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после " Большого Вознесения " у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции. далее... Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади - в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом. далее... Замечательная московская церковь во имя свв. Кира и Иоанна стояла до революции на Солянке. Единственная в Москве освященная во имя этого праздника, она была поставлена в честь восшествия на русский престол императрицы Екатерины II, которое состоялось в день памяти святых Кира и Иоанна 28 июня (11 июля) 1762 года. Этим и объясняется столь редкое для Москвы посвящение храма.

http://pravoslavie.ru/47.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие Святителя Алексия, Митрополита Московского И Всея Руси Житие Святителя Алексия, Митрополита Московского И Всея Руси Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Святителя Алексия. Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Святитель Алексий, Митрополит Московский И Всея Руси Краткое Житие  Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген – в 1913 году. Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество. Перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363–1389), глубоко почитавший великого святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия. Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая. В 1485 году мощи святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в патриаршем Богоявленском соборе в Москве. Полное Житие Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным – в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. «Бог прежде избра от юности пастыря овцам и учителя велика» и рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этих пор отрок стал задумчив, молчалив, оставил детские игры и охотнее начал читать Божественные книги. Наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и скоро самым пламенным желанием его стало вступить в монастырь, чтобы совершенно посвятить себя Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Патриарший, ныне синодальный дом 1. Церковь двунадесяти апостолов Здание, находящееся вблизи Успенского собора, на северной стороне его, с церковью двунадесяти апостолов, Мироварною Палатою и комнатами конторы Святейшего Синода было некогда жилищем Всероссийских Патриархов. Оно построено было в 1656 году Патриархом Никоном . Предшественники Никона, прежние Патриархи, жили в соседственных с нынешним дворцом палатах, из которых и теперь еще одна известна под именем Патриаршей. В коридоре, подле Патриаршей палаты, написаны на стенах Патриархи. Эти палаты для Никона казались недостаточными. Поэтому он, с дозволения Царя Алексея Михайловича, устроил для себя дом, который ныне называется Синодальным. В этом здании занимает самое видное место церковь 12-ти Апостолов. Сюда выходили Патриархи на служение в будничные дни и праздники, кроме больших, торжественных, в которые они отправляли Божественную службу в Успенском соборе. В церкви 12-ти Апостолов находятся замечательные иконы: а) Образ спаса Нерукотворенного, который был написан на стене над бывшими Патриаршими воротами. Во время перестройки кирпичи, на коих написан этот образ, упали с высоты, но лик Спасителя, написанный на них, чудесным образом сохранился и доселе существует. б) Другой образ Черниговской Божией Матери, список с подлинной чудотворной иконы, написанной в XVIIcmoлehmuu при Патриархе Никоне . в) Храмовая икона св. 12-ти Апостолов, современная построению самого храма. Она написана была с иконы, находящейся в Патриаршей церкви в Константинополе. г) Икона апп. Петра и Павла, весьма замечательная, как по живописи, так и по древности. Она написана была, как видно, в XII или XIII в., по всей вероятности, в Греции. Эта икона представляет собою двухстворчатый складень, на одной половине коего написан ап. Пётр, а на другой – Павел, с частицею мощей его. Эта икона прислана была, по преданию, из Рима от папы в дар императору Петру I-мy, который пожертвовал её в Патриаршую церковь . На северо-западной стороне церкви 12-ти Апостолов находится дом Всероссийских Патриархов; вверху сохранились их келии. Они представляют собой самое скромное помещение: три малые комнаты – передняя, зал и кабинет – составляли жилище Московских Первосвятителей. В зале сохранился портрет Патриарха Адриана, современный ему, и другой – Патриарха Никона , писанный впоследствии. В кабинете, или молельной комнате Патриархов, было некогда окно, которое выходило на церковь апостола Филиппа, оно теперь заложено. Пред ним Патриарх в обыкновенные дни слушал Божественную службу. Эти келии в настоящее время служат помещением для синодального ризничего. Прочие же келии, находящиеся в нижнем этаже Патриаршего здании, заняты служащею при Синодальной 12-ти Апостолов церкви братией и чиновниками Московской Святейшего Синода Конторы. 9 2. Патриаршая Ризница

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Прежде поставления на Сарскую и Подонскую митрополичью кафедру И. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря . И. присутствовал на Московском Соборе об учреждении Патриаршества в России (1589), в 1598 г. был свидетелем поставления на царство Бориса Феодоровича Годунова, подписал утвержденную грамоту (ААЭ. Т. 2. 7. Стб. 42). Переяславль-Залесский одним из первых крупных замосковских городов присягнул Лжедмитрию II . Новая власть ввела систему приставств, что повлекло массовые грабежи и непосильные налоги. С просьбой остановить разорение монастырских вотчин к Лжедмитрию II обратились настоятели всех обителей Переяславля: «Били нам челом... архимонрит Алимпей съ братьею, да Донилова монастыря архимонрит Иона с братьею, да Никитцкого монастыря игумен Леонтей с братьею» (цит. по: Тюменцев. 2008. С. 392). В ответ на прошение Лжедмитрий II грамотой Я. П. Сапеге от 29 нояб. 1608 г. запретил собирать налоги с мон-рей Переяславля и грабить их вотчины. Из тушинской ставки в город в качестве воеводы прибыл «пан Прокофий Карпович Стадницкий» (традиционно воевода мог быть только православным). После отъезда воеводы в Тушино группа мирян и настоятели всех мон-рей, включая И., весной 1609 г. обратились к Сапеге с просьбой о возвращении Стадницкого, при котором, говорилось в послании, духовенство и светские «были бережены и от всяких обид от ратных людей были целы» (АИ. Т. 2. Стб. 419, 352). При приближении авангарда войск М. В. Скопина-Шуйского и Я. Делагарди - отрядов под командованием воевод кн. С. И. Гагарина и шведа Е. Анамунды 8 сент. 1609 г. в Переяславле началось восстание против Лжедмитрия II. А. Лисовский пытался отбить город и вернуть его самозванцу, но неудачно. В авг. 1610 г., во время 2-го похода Лжедмитрия II на Москву, в числе прочих замосковских городов жители Переяславля вновь подтвердили присягу самозванцу. Сапега совершил в Переяславль поездку за фуражом для польск. гарнизона, засевшего в Московском Кремле, при к-рой Троицкий Данилов мон-рь был разграблен и почти полностью сожжен, что зафиксировали переписные книги 1610 г. Зимой 1610/11 г. Переяславль был уже на стороне ополчений. Позднее, став местоблюстителем Патриаршего престола, И. оказывал помощь Троицкому Данилову мон-рю: в 1615 г. царем Михаилом Феодоровичем «по совету преосвященного митрополита Ионы» была подтверждена сгоревшая во время набега Сапеги жалованная грамота на с. Усолье, подтвержденная в 1623 г. патриархом Филаретом .

http://pravenc.ru/text/578296.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 1-38 заседания Священного Синода от 15 апреля 2008 года Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 15 апреля 2008 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир митрополит Вятский и Слободской Хрисанф митрополит Ижевский и Удмуртский Николай архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий епископ Брестский и Кобринский Иоанн управляющий делами Московский Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент Журнал 1 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о встрече Его Святейшества с Президентом России В.В.Путиным. Справка: 14 апреля в Кремле состоялась встреча Президента России В.В.Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Предстоятель Русской Православной Церкви и Глава государства обсудили различные аспекты церковно-государственных отношений. В частности, обсуждались вопросы, связанные с государственным финансированием работ по реставрации памятников культуры федерального и местного значения. Также обсуждались перспективы государственной аккредитации Духовных школ и введения в государственных учебных заведениях стандарта «Теология». Кроме того, Предстоятель Русской Церкви поднял вопрос о проблеме призыва на срочную военную службу священнослужителей.

http://mospat.ru/archive/86314-zhurnaly-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 8 ( 21 ) Священномученик Димитрий (Добросердов), преподобномученики Амвросий (Астахов), Пахомий (Туркевич) и Варлаам (Ефимов), священномученик Иоанн Хренов, преподобномученица Татиана (Бесфамильная), мученик Николай Рейн, мученицы Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения. Женился. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы. Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 году со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Императорском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение Педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарем. 6 мая 1908 года за заслуги по духовному ведомству он был награжден наперсным крестом. В это время митрополит Московский Владимир пригласил отца Иоанна к себе и сказал: «Отец Иоанн, у нас в основном два пути: семейный путь и монашеский. Семейный путь для вас закрыт. Я вам советую принять монашество». Отец Иоанн согласился и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.

http://fond.ru/foto/993/Aleksiy/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мудрая жена. Святая Евфросиния Московская, основательница Кремлевского Вознесенского монастыря 5 мин., 29.08.2014 Великие правительственные мужи собираются восстановить в Кремле Чудов и Вознесенский Стародевичий монастыри. Добрые вести! В самый раз припомнить, какой исток у судеб этих двух обителей, что за люди стоят при их основании. Про Чудову обитель и ее основателя, святого Алексия, митрополита Московского, речь пойдет в другой статье. Даст Бог, она появится в самом скором времени. Жизнь и духовные подвиги мудрой жены, чьими трудами воздвигся Вознесенский монастырь, известны не столь широко. С них и стоит начать. Будущая супруга Дмитрия Донского родилась в семье одного из крупнейших политиков Руси того времени — суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Большая, но непрочная, можно сказать, эфемерная держава, которой он правил, оказывалась то врагом, то союзником Московского княжества. И брак его дочери Евдокии с 16-летним московским князем Дмитрием Ивановичем имел все признаки политического альянса. Предположительно, сам преподобный Сергий Радонежский, желая мира на Руси, помог договориться о его заключении. К тому времени княжне исполнилось 13 лет — она появилась на свет около 1353 года. У ее супруга все главные деяния были еще впереди: и строительство белокаменного Кремля, и победа на Куликовом поле. Пока что он немногим проявил себя в большой державной работе. Несмотря на политическую подоплеку, брак двух молодых людей удался. Евдокия Дмитриевна осчастливила мужа двенадцатью детьми. Двое из них, Василий и Юрий, впоследствии займут Московский великокняжеский престол. Супружество не омрачалось ничем, помимо тяжелой вооруженной борьбы, которую приходилось вести Дмитрию Ивановичу с литвой и Ордой. Изнемогая в этом противостоянии, князь находил отдохновение и поддержку в своей жене. До наших дней дошло завещание Дмитрия Донского от 1389 года. По его тексту видно и большую любовь князя к жене, и огромное доверие к ней.

http://foma.ru/mudraya-zhena-svyataya-ev...

Сергей Фомин Часть III. Расстрел Московского Кремля 27 октября – 3 ноября 1917 года От автора       Первое издание было выпущено в Москве 1917 года в количестве 10 000 экземпляров, но из них 8 000 уничтожено большевиками, а также конфискованы и клише фотографий расстрела Кремля. Бумага, печать и снимки первого издания имели весьма неприглядный вид, так как лучшего материала в советской России невозможно было достать. В настоящем, втором издании, исправленном и дополненном, не без затруднений удалось переснять фотографии уцелевшей книжки первого издания и в лучшем виде невозможно воспроизвести, а подрисовывать фотографии нежелательно, дабы каждый читатель мог убедиться в подлинных фотографиях, удостоверяющих жестокое варварство большевиков и все их злодеяния в Московском священном Кремле и повсюду, где появляются эти варвары двадцатого века. Текст сохранён в авторской редакции. И когда приблизился [Иисус] к городу, то, смотря на него, заплакал о нём. ( Лк. 19:41 ) Грозное пророчество Исайи во всей полноте сбывается ныне над нашей многострадальной Родиной, над некогда Великой и Святой Русью: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис. 1:2 ). Чаша Гнева Господнего исполнилась. «Отнял у нас Бог всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, прозорливца и старца, советника и мудрого, художника и оратора и дал нам отроков в начальники, и дети господствуют над нами. И один угнетается другим, и каждый ближним своим. Юноша нагло превозносится над старцем и простолюдин над вельможей. И мы хватаемся за первого встречного человека и говорим: “У тебя хоть есть одежда, будь нашим вождём и царствуй над нашими развалинами”, – но он отвечает с клятвой: “Я не могу исцелить ран общества, и в доме моём нет ни одежды, ни хлеба, не делайте меня вождём народа”» ( Ис. 3:1–7 ). «И наши некогда честные, некогда прекрасные лица, покрытые шлемом защиты Родины, ныне опозорены печатью всяческой слабости, всяческого страха, и позорный ужас владеет нашими душами, когда от угрозы одного, тысяча нас бросается в бегство, а от угрозы пяти бежим все мы» ( Ис. 30:16–17 ) 374 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010