Закрыть itemscope itemtype="" > Чудов монастырь, истоки Дмитрий Володихин о кремлевских обителях 10.09.2014 496 Время на чтение 5 минут Летом 2014 года президент России В.В. Путин заявил о намерении реставрировать в Кремле две обители, уничтоженные большевиками. Иные правительственные деятели и мэр Москвы Собянин подтвердили серьезность этого плана. Но что именно будут сооружать на месте погибших обителей? В самый раз припомнить, какой исток у судеб этих двух обителей, что за люди стоят при их основании, какие храмы были варварски уничтожены. К судьбе и древностям Вознесенского Стародевичья монастыря мне уже приходилось обращаться Теперь слово о Чудове. Прославленный Чудов монастырь - детище святого Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Обитель родилась в середине XIV века. Большинство историков относят ее появление к 1365 году. Формально, тогда правил великий князь Дмитрий Иванович. Но из-за его малолетства Московской Русью реально управляло боярское правительство во главе с митрополитом Алексием. Как политик митрополит Алексий пользовался в Москве огромным влиянием. Ему позволительно было заключать договоры о мире и войне и даже начинать крепостное строительство. Святитель последовательно действовал в пользу Москвы. Бывало даже отлучал от Церкви политических противников великого князя. Он всеми силами старался продлить господство на Руси Московского княжества - ведь именно там находилась митрополичья кафедра! Любые войны, мятежи, разорения на Московской Руси могли нарушить спокойное и безмятежное существование Русской Церкви. Но имелись у Алексия и другие резоны: нет ничего доброго в усобицах с точки зрения христианской нравственности. Когда Москва сделалась мощным центром единения, Русь обрела надежду избавиться в будущем от бесконечного междукняжеского «раздрая» и «нелюбия». Поддерживая Москву, святитель Алексий поддерживал мир. Чудов монастырь - большая русская святыня. Его судьба связана с биографиями нескольких великих деятелей нашей Церкви. В 1611 - начале 1612 года, то есть в самый разгар Смуты, узником Чудовского подземелья стал патриарх Гермоген. Офицеры польского гарнизона и пропольская администрация решили, что Гермоген неудобен, ведь он благословил создание Земского ополчения, да еще не признавал королевича Владислава русским царем (тот не принял православие). Гермоген претерпел несколько стадий заключения. Пребывание в подвалах Чудова монастыря было самым тяжелым. Фактически старик-патриарх оказался в каменном мешке: провел там несколько месяцев, после чего скончался. Но полякам и русским изменникам он не уступил, в вере стоял непоколебимо. Гермоген был при Николае IIkahohuзupobah. Незадолго до 1917 года подземелье-узилище сделалось местом паломничества: люди шли и шли к мощам нового святого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Лучшие материалы «Православия.Ru»: семь лет назад. Новости января 2000 г. Интернет-портал «Православие.Ru» представляет вниманию читателей новую постоянную рубрику, в которую войдут наиболее интересные материалы, появившиеся на нашем сайте семь лет назад. В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются новости, ставшие уже исторической хроникой, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации. ВЛАДИМИР ПУТИН ВЗЯЛ У ПАТРИАРХА БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ 31 декабря 1999 года в 11 часов утра в Кремле президент России Борис Ельцин передал свои полномочия премьер-министру Владимиру Путину. На церемонию был приглашен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Передача полномочий новому главе государства происходила в кабинете президента России. Новый руководитель страны Владимир Путин испросил у Патриарха благословение на предстоящий труд по управлению страной. 21 декабря 1999 года в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси II и министр юстиции Российской Федерации Ю.А.Чайка подписали Соглашение о сотрудничестве. Соглашением предусматривается координация совместных усилий по духовному окормлению священнослужителями Русской Православной Церкви лиц, содержащихся в следственных изоляторах (СИЗО), а также осужденных, отбывающих уголовные наказания в воспитательных и исправительных колониях, тюрьмах. Прямо из Кремля Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл на освящение верхнего храма Христа Спасителя во имя Рождества Христова. После молебна Патриарх с амвона объявил о происшедшей передаче государственной власти и пожелал новому руководителю страны помощи Божией. Патриаршее благословение не является залогом победы или талисманом удачи, оно не свидетельствует о безусловном политическом единомыслии. Благословение - это призывание помощи Божией на труды человека, церковное напутствие на благие труды и начинания. Просьба главы государства о благословении свидетельствует о высоком уровне духовных и нравственных воззрений Владимира Путина, о понимании им огромной ответственности за предстоящее служение. Впервые после долгих лет богоборческого пленения глава России, как это всегда было в нашей стране, обращается к Предстоятелю Русской Церкви для молитвенной поддержки в своих трудах.

http://pravoslavie.ru/7453.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1943 г. заседал 8 сентября 1943 г., первый Собор РПЦ после 1918 г. Собору предшествовала встреча Местоблюстителя Патриаршего Престола Московского митр. Сергия (Страгородского) , Ленинградского митр. Алексия (Симанского) и Киевского митр. Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным . В кон. авг. 1943 г. гражданская власть предложила митр. Сергию возвратиться в Москву из Ульяновска, куда митр. Сергий был эвакуирован в окт. 1941 г. 4 сент. митр. Сергию позвонил представитель Совнаркома полковник НКВД Г. Г. Карпов , сообщивший о желании правительства принять высших иерархов РПЦ. Митр. Сергий выразил пожелание, чтобы визит состоялся безотлагательно. Позже Карпов записал содержание своей беседы со Сталиным, предварявшей звонок митр. Сергию, и вопросы, к-рые задавал ему Сталин: «а) Что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в Церкви, его отношение к властям); б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая; в) когда и как был избран в Патриархи Тихон; г) какие связи Русская Православная Церковь имеет за границей; д) кто является Патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими; е) что я знаю о руководстве Православных Церквей Болгарии, Югославии и Румынии; ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай; з) количество приходов православной Церкви в СССР и количество епископата» (МЦВ. 1994. 6 (103)). Получив ответы Карпова, Сталин сказал, что нужно создать специальный орган, к-рый бы осуществлял связь с руководством РПЦ (7 окт. 1943 вышло Постановление СНК, в к-ром было утверждено «Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР»). Заседание Архиерейского Собора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва Заседание Архиерейского Собора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва Вечером 4 сент. в Кремле состоялась беседа 3 митрополитов со Сталиным, В. М. Молотовым и Карповым о взаимоотношениях Церкви и гос-ва.

http://pravenc.ru/text/76500.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ († 21.09.1681, Москва), митр. Рязанский и Муромский. И. был родом из Новгородских земель, возможно, из Новгорода, где во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. на его средства строились храмы. 25 сент. 1676 г. Новгородский митр. Корнилий освятил придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, «что у Василия Кесарийскаго в Новгороде» - «строение Иосифа, митрополита Рязанского». 30 сент. в этом храме митр. Корнилий служил заупокойную литургию по родителям И., «а служивших с ним кормил в доме Премудрости Божией» ( Иероним. 1889. С. 97). В 1678 г. в Новгороде, на Софийской стороне, «в земляном городе», началось строительство на средства И. каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, в сент. 1679 г. храм был освящен митр. Корнилием. В Переяславле Рязанском (ныне Рязань), в рязанском в честь Преображения Господня монастыре в кремле И. освятил 17 июля 1679 г. каменную надвратную ц. во имя прп. Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых Новгородских святых (храм разрушился в 1692 вслед. падения 1-го здания летнего Успенского собора). В 1653-1656 гг. И. в сане архимандрита возглавлял тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , являлся благочинным Тихвинской десятины. В мае 1660 г. стал игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . С 20 окт. 1661 по 1664 г. вновь управлял Тихвинским мон-рем, с 22 дек. 1664 по 1674 г. архимандрит Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . Участвовал в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем патриарха Никона . По повелению царя Алексея Михайловича И. в дек. 1666 г. из Москвы сопровождал часть пути бывш. патриарха, сосланного в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , снабдил его теплой одеждой и едой. Через нек-рое время царь послал И. в Ферапонтов мон-рь для надзора за Никоном. Там, согласно доносам, новоспасский архимандрит попал под влияние Никона, называл его патриархом и поминал на ектениях, недоброжелательно отзывался о новом патриархе Московском и всея Руси Иоасафе II . Однако в нояб. 1668 г. И. послал донос царю на Никона, в к-ром писал, что Никон принимал у себя донских казаков, обещавших ему вернуть Патриаршество. И. по его просьбе был возвращен в Москву.

http://pravenc.ru/text/578477.html

Митра архиепископа Арсения (Могилянского). Россия, 1744. Глазет, шелк, тафта, золото, серебро, бриллианты, рубины, жемчуг, золотные нити; ткачество, шитье, эмаль, чеканка 30 сентября 2013 г. 10:15 Государственные регалии российских царей и императоров: самая масштабная выставка к 400-летию Дома Романовых В российской столице открылась экспозиция «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» Это не последний выставочный проект в нашей стране, посвященный 400-летию восшествия на престол первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича (так, интересные юбилейные события еще планируются в Государственном Эрмитаже) – но, пожалуй, самый масштабный и наиболее запоминающийся в ряду себе подобных. Демонстрирующиеся в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» четыре сотни экспонатов, охватывающие четыре с лишним века отечественной истории, бесценны в прямом смысле слова. Ни один из них никогда не только не появлялся на открытых аукционах (что вполне понятно), но даже не покидал кремлевскую территорию (по крайне мере с эвакуации времен Великой Отечественной войны) – и, следовательно, ни разу не оценивался страховыми экспертами. Исторические легенды и были: Крест Мономаха, Держава Мономаха и обе Шапки Мономаха Главный совет посетителям: сколь бы ни было велико искушение сразу же зайти в находящийся ближе к Троицким воротам Патриарший дворец, обязательно осмотрите сначала экспозицию в Успенской звоннице. Иначе непременно «утонете» в посвященной коронациям XVIII – XIX в.в. «имперской» части выставки, где экспонатов значительно больше. И потом будете кусать локти! Ведь в куда меньшем по площади выставочном зале звонницы впервые в истории вне пределов Оружейном палаты собраны все регалии, которыми венчались на царство восходившие на московский престол самодержцы. Это не только всемирно известные легендарная Шапка Мономаха. Не только ее «дубликат» - изготовленная кремлевскими мастерами так называемая Шапка Мономаха второго наряда, которой 25 июля 1682 года венчался одновременно со старшим сводным братом Иваном Алексеевичем будущий первый российский император Петр.

http://e-vestnik.ru/culture/venchaniya_i...

Москва, 12 января. Короткометражный фильм, посвященный церковной помощи мирным жителям Украины, подготовлен пресс-службой Синодального отдела по благотворительности при поддержке Дирекции документального кино Первого канала и Синодального информационного отдела, сообщает " Диакония.Ру " . Фильм доступен для просмотра на Уоитиве-канале Русской Православной Церкви и Синодального отдела по благотворительности, а также будет показан на телеканалах «Спас» и «Союз». С первых дней трагедии на Украине Церковь не только призывает все стороны к миру, но и оказывает действенную помощь пострадавшим от конфликта: Украинская Православная Церковь Московского Патриархата – на территории Украины, Русская Православная Церковь Московского Патриархата – на территории России.  25 июня Патриарх Кирилл благословил во всех храмах Русской Православной Церкви неустанно совершать молитву о мире на украинской земле, а с 11 июля - начать сбор средств в помощь украинским беженцам. По благословению Святейшего Патриарха Церковь сделала акцент на помощи наиболее уязвимым категориям беженцев: инвалидам, многодетным, пожилым одиноким людям и детям беженцев.  С июля 2014 года в Москве начал работу Общецерковный штаб помощи беженцам, действовал телефон горячей линии церковной помощи. За время работы штаба и горячей линии за помощью Церкви только в Москве обратилось более 26 тысяч человек. В сентябре при храме всех святых в земле Российской просиявших в московском районе Новокосино был открыт комплексный центр помощи беженцам. Здесь вынужденным переселенцам выдавалась одежда и продукты питания,  покупались билеты и медикаменты, оплачивалось лечение и временное жилье. По всей России были открыты десятки церковных гуманитарных пунктов и приютов. Для координации этой работы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была создана Межведомственная комиссия Русской Православной Церкви по организации помощи пострадавшим мирным жителям Украины. В январе 2015 года Патриарх встречался с детьми, приехавшими с Донбасса, на Рождественской елке в Кремле. Всем им были переданы подарки от Патриарха.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Москва. Церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь святителя Алексия митрополита Московского построена в 1748 году на месте старой. Архитектор Д. Ухтомский. В писцовых книгах упоминается как «что на Подкопе». По преданию, построена на месте, где находилась палатка св. Алексия, в которой он останавливался при осмотре построения Спасо-Андроникова монастыря. Имеет приделы: св. Алексия и св. Николая Чудотворца. В советское время была закрыта. В здании находилось СМУ. В начале 1990-х годов передана верующим. Церковь св. Алексия, митрополита Московского, находится на углу Николоямской и Малой Алексеевской улиц, близ Рогожской слободы и прямо напротив местного храма св. Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем. Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов. Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне.

http://sobory.ru/article/?object=03336

Мощи Николая Чудотворца в Москве – как это будет Колокольный звон, питание, доступ для маломобильных граждан 17 мая, 2017 Колокольный звон, питание, доступ для маломобильных граждан Мощи святителя Николая Чудотворца доставят в Россию 21 мая Мощи святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари в Москву 21 мая для поклонения верующих доставят глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и мэр Бари Антонио Декаро. Кроме того, в принесении христианской святыни в Россию будут участвовать представители Римско-Католической Церкви: архиепископ монсеньор Франческо Какуччи, настоятель Базилики падре Чиро Капотосто и секретарь папского совета по христианскому единству монсеньор Андреа Пальмиери. Мощи Николая Чудотворца, которые впервые в истории покинут город Бари, доставят из Италии в Россию спецбортом. Москва встретит мощи колокольным звоном Мощи прибудут в Москву вечером 21 мая. Их разместят в храме Христа Спасителя. Святыню встретит Патриарх и духовенство столицы. В воскресенье вечером все храмы Москвы зазвонят в колокола. «Вся церковная Москва колокольным звоном в 6 часов вечера встретит мощи», – заявил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. Этот звон, по его словам, начнется с главной колокольни России – колокольни Ивана Великого в Кремле. Для верующих в очереди к мощам организуют питание Власти Москвы ожидают большие очереди паломников, желающих поклониться мощам святителя Николая, поэтому для верующих будет организовано платное питание, заявил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» замглавы департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Константин Блаженов. По его словам, питание будет «по умеренным ценам». Около 10 тысяч волонтеров помогут в организации пребывания мощей Глава молодежного отдела Московской епархии Михаил Куксов рассказал, что в организации пребывания мощей примут участие тысячи волонтеров, которые будут помогать посменно.

http://pravmir.ru/moshhi-nikolaya-chudot...

О последних днях земной жизни Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Господи, благослови! Волею Божией мне, келейнику Святейшего Патриарха Пимена, бывшему старшему иподиакону Его Святейшества, а ныне архимандриту Сергию, суждено было присутствовать при блаженной кончине Святейшего Патриарха. За последние дни после похорон мне неоднократно приходилось рассказывать всем почитавшим Святейшего отца о его последних мгновениях. Но дни летят, и уже назначен срок Поместного Собора для выборов нового Патриарха, и поэтому, чтобы запечатлеть в памяти людей облик почившего, я и берусь за перо. Из 19-ти лет патриаршего служения 17 я был в непосредственной близости к Святейшему Патриарху Пимену: иподиаконствовал на его богослужениях, сопровождал в поездках за границу и на отдых в Одессу или правительственный санаторий, бывал на высоких приемах в Кремле. Понятно, что за многие годы общения я хорошо узнал характер, интересы и привычки покойного. Говорю об этом потому, что последние годы жизни Святейшего, когда старческая немощь стала проявляться все отчетливей, знание мельчайших подробностей повседневной жизни сослужило мне добрую службу. Характер у Святейшего был строгий, и если учитывать ту огромную ответственность за жизнь всей Русской Церкви, лежавшую на нем, то можно понять, как не просто было иногда решать вопросы повседневной жизни, которые во множестве часто вставали перед ближайшим окружением Патриарха. Поэтому я довольно скоро понял, что если какой-либо вопрос мне не удалось выяснить «по ходу дела», на службе либо в машине, то специально идти на прием к Святейшему ради его разрешения не имело смысла. Святейший не любил подобных «аудиенций», и это заставляло меня наперед продумывать очень многое. Если же я вовремя, «на ходу», ставил эти вопросы, то, как правило, они разрешались быстро и непринужденно. Здоровье Святейшего стало заметно ослабевать после его поездки в Карловы Бары осенью 1985 года. Проявлялось это в слабости, которую врачи объясняли обострением сахарного диабета.

http://pravoslavie.ru/35068.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Они возглавляли нашу Церковь в самые трудные времена 17.10.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: память святителей Московских Мы совершаем сегодня память Московских святителей. Совсем недавно в церковном календаре было пять имен: Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген. А теперь число их достигло двенадцати. Так и хочется сказать — по числу апостолов. Главный урок, который преподает нам Господь в этот праздник, — напоминание о том, что есть святая, соборная и апостольская Церковь, к которой мы принадлежим. Вспомним хотя бы в немногих чертах труды и подвиги этих святителей. Святитель Петр, это XIII век, отличался исключительным благочестием, имел различные дарования от Бога. Он был талантливым иконописцем. Известно, что некоторые из икон, написанных им, имели чудотворную силу. Его благословение на строительство Успенского собора в Кремле определило судьбу Москвы. Тогда Москва была небольшим удельным княжеством. Если будет построен храм Успения, сказал святитель Петр, то Москва станет великим городом, и вокруг нее соберутся все русские земли. Его пророчество исполнилось, и замечательно, что при другом святителе — патриархе Ермогене — Русскую землю стали называть Домом Пресвятой Богородицы. Гроб с телом святителя Петра лег как бы краеугольным камнем в строительство Успенского собора, а значит и всего града Москвы и всей русской земли. У этого гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители. Далее — святитель Алексий, это уже XIV век. Мы помним, как он от юности был избран Господом на служение, как еще мальчиком, занимаясь ловлей птиц, он задремал, и услышал голос: «Алексей, человеков будешь уловлять». Это был зов, подобный тому, с которым когда-то Спаситель обратился к самим апостолам.

http://moral.ru/moscow/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010