Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля, домовый храм рус. вел. князей и царей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) (в XVI в.- «что у великого государя в верху» или «на сенях», в XVII в.- «что у государя во дворце»). История собора Строительство в XIV - нач. XV в. Время возникновения первого престола в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Московском Кремле неизвестно. Принятая в старой лит-ре дата, 1291 г., основана на легендарных сведениях соч. «Книга о древностях Российского государства» Т. Каменевича-Рвовского (диак. Афанасьевского мон-ря на Мологе) кон. XVII в., подвергнутого еще Н. М. Карамзиным резкой критике. В. И. Фёдоровым и Н. С. Шеляпиной была сделана попытка отождествить с этой легендарной церковью фрагменты открытой ими в 60-х гг. XX в. бутовой фундаментной кладки. По их мнению, храм был деревянным на каменном основании. Однако Б. Л. Альтшуллером были высказаны справедливые сомнения в такой идентификации найденных кладок. Остается недоказанной и др. датировка основания первого деревянного храма - 1383 г. С большей определенностью датируют возведение первой каменной ц. Благовещения Богородицы на дворе вел. князя. Полагают, что она возведена до 1394 г. Однако эта временная граница условна. Ее основанием явилось предположение, что домовый каменный храм вел. князя не мог быть построен после возведения каменной церкви на дворе вел. княгини, т. е. ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященной 1 февр. 1394 г. Др. распространенная датировка, 1397 г., связана с известием нек-рых летописей о принесении вел. кн. Василию Димитриевичу из Царьграда иконы «Спас в белорисцех». Но поскольку в тексте летописи не говорится о поставлении иконы в храме, то это сообщение не может рассматриваться как безусловное свидетельство существования самого собора в 1397 г. В наст. время строительство первого белокаменного храма датируют (М. Х. Алешковский, Альтшуллер) периодом между сер. 60-х гг. XIV в. (возведение стен московского Кремля при вел. кн. Димитрии Донском) и 1393 г. (начало строительства ц. Рождества Богородицы на Сенях).

http://pravenc.ru/text/149295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Спас на Бору), находился в Московском Кремле . XIV-XV вв. Источники сведений по ранней истории обители отсутствуют. Косвенные свидетельства и предания позволяют говорить о некой исторической канве событий, связанных с ранним этапом существования мон-ря. Топоним «на Бору» в названии М. П. м. дополняет сведения летописей о Боровицком холме как о начальной территории княжеской крепости на месте Москвы. М. П. м. был основан в 1-й трети XIV в.; верхней границей предполагаемой даты следует признать 1330 г. Исследователи допускали возможность возникновения церкви на месте мон-ря и до 1330 г., основываясь на летописном известии о привозе в Москву в 1318 г. останков св. блгв. Тверского кн. Михаила Ярославича , к-рые были временно помещены в Спасскую ц. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 412). Л. А. Беляев указал на то, что в более поздних сводах появляются слова «в церкви святаго Спаса в монастыре», и отнес их возникновение ко времени после организации монастыря ( Беляев. 1994. С. 178). В. Д. Назаров считал, что «рождение Спасского монастыря с уверенностью можно относить к 1310-м годам» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 224). Согласно пространной летописной статье, 10 мая 1330 г. кн. Иоанн I Данилович Калита перевел братию из разных мон-рей на свой княжеский двор к заложенной каменной Преображенской ц. В эту 1-ю на территории Московского Кремля обитель из Данилова мон-ря была переведена и архимандрития во главе с настоятелем Иоанном (впосл. епископ Ростовский) (см. ст. Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь ) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45-46). Как сообщается в Никоновской летописи, перевод архимандритии состоялся при поддержке свт. Феогноста , митр. Киевского и всея Руси (1328-1353) (Там же. Т. 10. С. 203). Согласно «Книге степенной» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.), в ведение архимандрита кремлевской обители были отданы «все наследие» Данилова мон-ря «и иные села… да вкупе оба монастыря под единем началом и под единою паствою нескудно устраяются» (Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. М., 2007. Т. 1. С. 539). Одной из причин перемещения в Кремль мон-ря, основанного родоначальником Даниловичей, могло быть желание кн. Иоанна Калиты иметь вблизи княжеского дворца собственный духовный центр.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (В миру Петр) († 9.09. 1675), митр. Сарский и Подонский (1664-1675), местоблюститель Патриаршего престола (1665-1667, 1673-1674). Происхождение П. неизвестно. В 1654-1656 гг. он был протоиереем в ц. Сретения Господня «на сенях» в Московском Кремле. После смерти жены принял постриг в Новоспасском московском в честь Преображения Господня ставропигиальном мужском монастыре , где стал «подражатель и… наследник» добродетелям архим. Никона ( Белокуров. 1886. С. 608). В 1659 г. стал архимандритом московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря . 22 авг. 1664 г. совершилась хиротония П. во митрополита Сарского и Подонского. На поставлении присутствовал царь Алексей Михайлович (Выходы государей царей. С. 424). В качестве митрополита П. осуществлял полномочия местоблюстителя Патриаршего престола, также временно управлял Казанской, Рязанской и Вятской епархиями. П. постоянно присутствовал на придворных мероприятиях, в т. ч. царских столах, участвовал в походах (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 593, 607, 761 и др.; ДАИ. Т. 5. С. 115-117,120,122-124, 130, 131, 133-137, 139, 145, 149, 152 и др.; обзор см.: Соловьев. 1894. С. 86-88). П. провожал тела умерших представителей царской семьи - сестры царицы, вдовы боярина Б. И. Морозова Анны Ильиничны, царевны Евдокии Алексеевны, отца царицы боярина И. Д. Милославского (ДАИ. Т. 5. С. 115, 126-127, 139). События, связанные с «делом» патриарха Никона (Минова), способствовали укреплению позиций П. в Церкви и при дворе. В ночь на 18 дек. 1664 г. Никон появился в Успенском соборе Московского Кремля. Местоблюститель Патриаршего престола митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич) принял его благословение. Царь направил к Никону П. с боярами. Переговоры затянулись - царю были переданы письма Никона, а затем П. вместе с митрополитами Газским Паисием и Сербским Феодосием передали Никону ответ государя о немедленном отъезде в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова ставропигиальный мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2578473.html

Амвросий, архиепископ Московский и Калужский (Зертис-Каменский Андрей Степанович) Родился 17 октября 1708 года в Нежине. С 1720 по 1728 годы находился в школе Киевского Богоявленского монастыря и Киевской духовной академии. С 1728 по 1733 год продолжал образование в Львовской духовной академии. С 1733 года – слушатель богословия в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1739 году пострижен в монашество и определен учителем в Александро-Невскую духовную семинарию. С 1742 года – префект семинарии. С 5 апреля 1748 года (по РБС с 1743 года) – архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря и член Святейшего Синода. 17 ноября 1753 года хиротонисан во епископа Переславльского и Дмитровского. С 1761 года – епископ Сарский и Подонский. В 1764 году возведен в сан архиепископа Крутицкого. 18 января 1768 года назначен архиепископом Московским. Убит 16 сентября 1771 года в Московском Донском монастыре. Амвросий был опытный строитель и знаток церковной архитектуры. Назначение его архимандритом Воскресенского монастыря, называемого «Новый Иерусалим», имело своей целью восстановление запущенных зданий этого исторического памятника. В 1768 году под его руководством были восстановлены некоторые храмы в Московском Кремле: Успенский, Благовещенский и Архангельский. При устройстве и отделке зданий Чудова монастыря Амвросий употребил много своих личных средств. Преосвященный Амвросий был образованным человеком своего времени. Он знал несколько иностранных языков: латинский, греческий, еврейский – и занимался главным образом переводами. Амвросий был участником суда, на котором был лишен сана митрополит Арсений (Мацеевич) . Преосвященный Амвросий был убит при следующих обстоятельствах. В Москве свирепствовала эпидемия чумы. Многие больные приходили на поклонение к чудотворному образу Божией Матери на Варварских воротах и жертвовали много денег. Как человек благоразумный, желая избежать дальнейшего распространения эпидемии, владыка Амвросий дал указание запечатать кассу, чтобы затем деньги употребить для благотворительных целей, а икону временно велел тайно скрыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арсений (Жадановский), еп.б.Серпуховский, вик.Московской епархии Родился около 1874 года в Харьковской епархии. 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. «Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас – учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка – архиеп·, проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания». После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 г. и был определен на должность надзирателя- репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь. Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия и в 1899 г. поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь. Здесь он приложился к раке святителя Алексия. Когда он подходил, то почувствовал необыкновенную отраду и утешение и показалось ему, что раку св.мощей окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение. О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим. В 1902 рукоположен во иеромонаха. В 1903 он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году – наместником этой обители с возведением в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архангельский собор С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевич а. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Астрахань. Церковь Илии Пророка на Ильинском бугре. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка , Симеона и Анны , Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1834. Год утраты:1960 Адрес: г.Астрахань, Красная Набережная Координаты: 46.34219, 48.052665 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Начальная история этого храма была связана с существованием в южной части Астрахани загородного архиерейского сада. Ещё с давних времён (вероятно, с середины XVII века) у астраханского митрополичьего дома был “за деревянным городом, за Калиточными воротами (Калиточные врата, возле которых располагался архиерейский сад, в некоторых грамотах того времени именуются также Святыми), идучи из тех ворот за город, на правой стороне огород”. Астраханский митрополит Савватий, задумав перестроить Успенский собор и Троицкий монастырь в кремле, в 1693 году исхлопотал у царей Иоанна и Петра Алексеевичей для митрополичьего дома находящееся около того огорода пустое место под сарай для изготовления кирпича. Но с 1700 года на этом месте стали строиться домами московские стрельцы Симбирского полка и в скором времени образовали слободу, до самого архиерейского огорода. Это привело к тому, что на границе слободы и огорода была построена деревянная церковь в честь Пророка Ильи. В официальных документах Ильинская церковь упоминается с 1702 года. Находилась она, скорее всего, на попечении Архиерейского дома и в то же время выполняла роль приходского храма для живших рядом стрельцов. Но после подавления астраханского “свадебного” бунта 1705-1706 годов, в котором самую активную роль играли конные московские стрельцы, их за неблагонадёжность вывели из Астрахани в новоосвоенный С.-Петербург, чтобы они кровью на полях Северной войны смыли позор измены. Симбирская слобода запустела. Уже в ноябре 1707 года астраханский воевода П.М. Апраксин писал императору Петру I, что необходимо заселить бывшие стрелецкие дворы, в которых ныне никого нет, а иначе “те дворы сгниют”.

http://sobory.ru/article/?object=41950

Владыка Арсений – редактор журнала «Голос Церкви» 1912–1917 гг Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода 22 Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту. По указу Его Императорского Величества , Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства от 7 сего декабря за 513, в коем ходатайствует об утверждении «программы» имеющего выходить в Москве, при Чудовом монастыре, нового журнала под названием «Голос Церкви», издателем какового журнала имеет быть Московский Чудов монастырь, и об утверждении редакторами сего журнала наместника того же Чудова монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова . Приказали: Рассмотрев настоящее представление Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: благословить издание при Московском Чудовом монастыре журнала под названием: «Голос Церкви» по представленной «программе» и редакторами сего журнала утвердить наместника названного монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова ; о чем и послать Вашему Преосвященству указ, присовокупив в оном, что о лице, которому имеет быть поручена цензура сего журнала, надлежит донести Святейшему Синоду. Декабря 7 дня 1911 г. Обер-Секретарь г. Левицкий. От редакции 23 Волею Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Московский в Кремле Чудов монастырь приступил к изданию нового ежемесячного церковно-общественного журнала «Голос Церкви». Таким образом, православная духовная журналистика обогатилась еще одним собратом и соработником на ниве Христовой. Потребность в таких соработниках велика и ныне более, чем когда-либо. И редакция «Голоса Церкви», движимая желанием и множества своих, уже сплотившихся вокруг журнала, сотрудников и читателей, – да надеемся, что в этом случае к редакции примкнет и вся благомыслящая Православная Россия, – считает священным долгом принести Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Московскому, чувства горячей сыновней признательности за то, что он благовременно выслал нового делателя на ниву Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Геннадий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Гонзов) († 1504, память 4/17 декабря и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился около 1410 года в городе Москве. Происходил, по-видимому, из боярского рода. Начало иноческой жизни положил в Валаамском монастыре под руководством преподобного Савватия Соловецкого († 1435, 8/21 августа и 27 сентября/10 октября). В 1472–1473 году (по другим сведениям – в феврале 1477 года) возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чудова монастыря. 12 декабря 1484 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. 26 июня 1504 года подал митрополиту Симону «отреченную грамоту», оставил кафедру и поселился в Чудовом монастыре. Скончался 4 декабря 1504 года в Чудовом монастыре. Погребен на том месте, где прежде лежало тело святителя Алексия до обретения его мощей. Преосвященный Геннадий оставил о себе память как об архипастыре исключительно активном, деятельном, отличавшемся большим и ясным умом, твердым и прямым характером, неспособным идти на уступки ради угождения сильным. Так, когда Иван III, задумав очистить в Кремле место для своего сада, приказал переместить оттуда несколько старых монастырей и церквей и уничтожить старые кладбища, архиепископ Геннадий откликнулся на это приказание возмущенным посланием к митрополиту Московскому и всея Руси Зосиме. Велика заслуга архиепископа Геннадия в деле развития просвещения. В его время духовенство страдало большим невежеством. Оно, в силу своей неграмотности, допускало неточности в совершении богослужения, чем производило соблазн в народе. В 1499 году преосвященный Геннадий отправил послание митрополиту Московскому Симону, в котором через митрополита умолял великого князя завести духовные училища. Он со скорбью говорил, что желающие принять духовный сан не умеют ни читать, ни писать; устные церковные проповеди совершенно прекращены, и иностранцы отмечают, что из десяти россиян разве один знает «Отче наш». Усилия владыки Геннадия были направлены на просвещение и нравственное воспитание пастырей, а через них и всей паствы. В позднейших летописях говорится, что он хиротонисал во священников и диаконов таких, которые долго учились у него. Поставленные им пресвитеры и диаконы так были просвещены, что оказывались светильниками миру, истинными пастырями и учителями порученной им паствы. И все люди получали от них великую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дух и ум против плоти Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского Иеромонах Ириней (Пиковский) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день мы совершаем память преподобного Саввы Сторожевского, прославившегося среди людей как усердный монах и рассудительный духовник. Где был рожден святой Савва и кто были его родители – неизвестно. Все дошедшие до нас сведения повествуют только о его монашеском житии. Известно, что б о льшую часть жизни святой Савва прожил под водительством Сергия Радонежского в Свято-Троицком монастыре. Со временем он был избран духовником братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия († 1392) некоторое время возглавлял его обитель, пока избранный в игумены Никон пребывал в затворе. Будучи монахом, святой Савва любил уединение и избегал праздных бесед. Он много трудился. И хотя для окружающих казался человеком простоватым, на деле разумом духовным превосходил многих, считающих себя мудрецами. Как повествует житие, «всякое о Христе благое изволение от святого этого старца исходило. Прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя правило пения, и такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы» . Святой Савва был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве Евфросинии, основательницы московского Сретенского монастыря) и их третьего сына – Юрия Дмитриевича. Юрий и уговорил Савву перейти на жительство в Дмитровские земли и поселиться на месте, называемом Сторожи, что близ Звенигорода. По летописям, около 1395 года преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Из камня были возведены храмы: Успения на Городке в Звенигородском Кремле, затем Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия и наконец храм Рождества Богородицы в монастыре Саввино-Сторожевском. В росписях этих древнейших каменных храмов Московского региона участвовал преподобный Андрей Рублёв. По благословению святого Саввы он написал иконы для иконостаса, которые известны сейчас как «Звенигородский чин», поражающий своей строгостью и светлостью образов. Иконы Рублева «Святая Троица», «Спас в силах», «Апостол Павел» отрывают внимание человека от земного и возводят «гор е » – к небесному.

http://pravoslavie.ru/58171.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010