Благочестие русских, как прежде, так и теперь, побуждало их строить храмы и часовни. Количество их с годами возрастало. Но в смутное время многие были разграблены, попорчены или даже разорены поляками, шведами, казаками и др. Наиболее пострадали московские храмы. «Церквей везде было множество (в Москве) и каменных и деревянных, говорит один свидетель бывшего в Москве разорения, – и все это мы в три дня (19 – 21 марта 1611 г.) обратили в пепел; пожар истребил всю красоту Москвы; уцелели только Кремль и Китай – город, где мы сами укрывались от огня» 468 ; впрочем и здесь соборные церкви не избегли опустошения. С окончанием смутного времени прежние постройки восстановлялись, количество новых возрастало. В начале царствования Алексея Мих. в московском кремле находилось до 50 каменных храмов, а во всей Москве церквей, монастырей и часовен до 2000, так что, по словам одного иностранца, «почти чрез каждые пять домов стояла часовня» 469 . У больших бояр были свои домовые церкви 470 . Количество приходских можно приблизительно определить в 350. 471 Со времени Алексея Мих. деревянные постройки в Москве, во избежание пожаров, успешно заменялись каменными 472 . К концу VII в., когда в русском обществе стала развиваться холодность к вере, кажется, церковные постройки не сооружались в таком, как прежде, количестве. – Архитектура церквей и часовен была разнообразна и иногда очень прихотлива. Наиболее замечательны следующие памятники: в Москве: – колокольня при церкви св. Иоанна Лествичника , называемая Ивановской или «Иван Великий»; она сооружена в 1600 г. Борисом Годуновым, с целью дать работу и корм бедному люду, умиравшему тогда от безработицы и голода; она имеет 38 1/2 сажен высоты; при Алексее Мих. к ней приделано особое здание для больших колоколов; Казанский собор, построенный в 1630 г., в память освобождения Москвы и России от поляков заступничеством Казанской иконы Бож. Матери; Верхоспасский, построенный в 1635 – 1036 г. Михаилом Феодоровичем на сенях царских палат за золотою решеткою; церковь Грузинской иконы Божией Матери, построенная в 1626 г. и увеличенная в 1653 г., одна из красивейших церквей Москвы 473 . Под Москвой – в с. Покровском, что на Филях, церковь Покрова пр. Богородицы, сооруженная Л. К. Нарышкиным в конце XVII в., очень красивая по внешнему виду 474 . В Звенигородском уезде, Московской губ. – соборный храм Воскресения Христова в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим), начатый патр. Никоном и законченный по его смерти в 1685 г.; он устроен по образцу иерусалимского храма Воскресения 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В 1770-е - 1780-е гг. в России проводятся работа по составлению регулярных планов подмосковных городов на основе принципов классицизма. Одной из главных задач выступало стремление преодолеть деление города на слободы и создать единое городское пространство. Наибольшим препятствием к этому являлась средневековая планировка, слом которой шёл самыми решительными методами. Эта работа была начата после путешествия Екатерины II по российским городам. 14-15 октября 1775 г. императрица посетила Коломну. Этот визит состоялся сразу после крупного пожара. Результатом явился вывод об изменении облика российских городов в сторону европеизации. Одним из факторов, ускоривших перепланировку Коломны, был пожар с 9 по 10 мая 1782 г., начавшийся на постоялом дворе купца А. Бочарникова на Житной площади, который сдавался в наём экономическому крестьянину Е. Степанову. На это рассуждение наталкивает и свидетельство Н.П. Гилярова-Платонова в книге «Из пережитого»: «В случайном разговоре услышал я замечание о кривизне улиц московских и задал себе мысленный вопрос: «А какие улицы у нас?» Представляя улицы ясно, тем не менее я затруднился решить вопрос заочно: какие они в самом деле, прямые или кривые? Только уже приехав снова на родину, убедился, что город распланирован правильно. А между тем об этой планировке я слышал ещё ранее, и притом неоднократно, с рассказом об обстоятельстве, которым она была вызвана и которым потом сопровождалась. Был пожар; за исключением нашего околотка весь город был истреблён. Это случилось в восьмидесятых годах, ибо отец был ещё мальчиком; вместе со старшим своим братом, на крыше дома, он метлой отмахивал падавшие головни…» Пожар был действительно опустошительным: на посаде сгорели шестьдесят два обывательских двора с шестнадцатью прилавками, полицейская изба, лавки, амбары, пострадал Спасский монастырь; в кремле огонь уничтожил шестьдесят пять обывательских дворов, церковь и кельи в Брусенском монастыре, пострадал архиерейский дом. В пожар с 9 по 10 мая 1782 г. сгоревшей числится церковь Симеона Столпника. Последствием пожара явилось и окончательное упразднение Покровской церкви в архиерейском доме, стоявшей достаточно продолжительное время без священнослужения. Произошло это по причине того, что в числе погоревших строений оказалась и консистория, которую перевели в здание Покровской церкви. Иконостас, престол, жертвенник и одежды упразднённой церкви были переданы в церковь Симеона Столпника».

http://sobory.ru/article/?object=35099

В лето 7175-е месяца Ноября в 28-й день бысть изволение Благочестивейшего Тишайшего Богом венчанного и Богом хранимого Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой Росии Самодержца, согласие же Святейших Патриарх и всего освященного Собора, еже послати в монастырь Воскресенский к бывшему Патриарху Никону да на суд в царствующий град Москву пред Святейшие Патриархи и пред весь собор освященный призовется, и абие послан бысть Преосвященный Арсений архиепископ Псковский и Изборский, с ним же всемилостивого Спаса Ярославского монастыря архимандрит Сергий, иже пришедши в монастырь Воскресенский, вину пришествия своего абие бывшему Патриарху Никону известиша. Ои же даде ответ досадительный рек, яко аще Святейшие Патриархи Александрийский и Антиохийский по согласию с Константинопольским и Иерусалимским патриархом приидоста в царствующий град Москву, известия ради всяческих вещей духовных, „и аз“ рече: „готов есмь в царствующий град Москву путь восприяти“. Сей ответ когда Благочестивейшему Самодержцу и Святейшим Патриархом и всему освященному Собору принесеся, благоволиша второе призывание сотворити чрез пречестного мужа из Володимира Рождественного монастыря архимандрита Филарета. Иже в день 30 Ноября прием повеление, шед, срете бывшего Патриарха Никона , путь творяща в царствующий град Москву, и дав ему целование, вручи хартию, на ней же написано бе сице: Благочестивейший Христолюбивый Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великой и Малой Росии Самодержец, и всесвятейший кир Паисий, папа и патриарх великого града Александрии, и вселении Судия, и всесвятейший кир Макарий Божия града Антиохии и всего Востока Патриарх, советом всего освященного собора посылали к тебе нынешнего 175 Ноября в 29-й день преосвященного Арсения, архиепископа Псковского и Изборского с архимандритами и указали тебе сказать, чтоб ты ехал к Москве вскоре и ты Великого государю указа и Святейших Патриархов повеления не послушал, к Москве не поехал, отказал не честно, и тем непослушанием Великому Государю учинился непослушен и Святейших Патриархов и весь Собор обесчестил, и Великий Государь за премногое своё беззлобие и долготерпение, и Святейшие Патриархи и Преосвященный Собор, презрев твои досады и непослушание, прислали к тебе второе Архимандрита Филарета, да Чудова монастыря соборного старца священника Лаврентия, чтоб тебе приехать к Москве нынешнего 175 года Декабря во 2-й день в другом или в третьем часу ночи, а чтоб не ранее другого и не позже третьего часа, а взъехав, стоять на Архангельском подворье в Кремле городе у Никольских ворот, а ехать тебе смирным образом в десяти человеках или меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

В Подмосковье открылся единственный в мире музей икон Пресвятой Богородицы (+ФОТО) 4 июня, 2014. Наталья Глебова Со стен храма таинственно взирает Сама Пресвятая Богородица с сотен Своих древнейших и чудотворнейших Образов. 4 июня. ПРАВМИР. 1 июня 2014 года, в канун празднования дня памяти обретения мощей святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси Чудотворца, на Патриаршем подворье храмового комплекса святителя Алексия в Исакове, что в Солнечногорском районе Московской области, состоялось уникальное событие – открытие первого в мире храма-музея икон Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет». Торжество, включившее в себя множество праздничных мероприятий и собравшее огромное количество участников, началось Божественной литургией, которую возглавил Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва. Напомним, что перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363 — 1389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма мощи святителя Алексия были обретены нетленными и в 1485 году перенесены в храм, посвященный его имени. Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая или 2 июня по новому стилю. Однако, вернемся в день нынешний. Казалось, храм ни за что не вместит всех паломников, приехавших в это по-настоящему теплое и солнечное утро в глубокое Подмосковье, чтобы стать свидетелем настоящего чуда. Но организаторы все заботливо продумали, и трансляция богослужения была слышна на многие сотни метров, соделывая каждого стоящего на улице, присутствующим за соборной молитвой.

http://pravmir.ru/v-podmoskove-otkryilsy...

Василий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Калика Григорий) († 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился в семье священника Космодамиановской церкви г. Новгорода. До возведения в архиерейский сан он совершил путешествие на Восток по святым местам и описал его в своей книге «О Рае, уцелевшем на земле». 29 августа 1331 года (по другим источникам – в 1329 году) хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа митрополитом Московским Феогностом. Время его архипастырского служения совпало с тяжелыми для Новгорода обстоятельствами. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей, начал страдать от Москвы. Иван Данилович Калита сильно теснил новгородцев, и владыке Василию пришлось быть ходатаем перед ним за свободу своего родного города. Одновременно возникли волнения во Пскове, стремившемся освободиться от власти Новгорода и иметь у себя своего епископа. В самом Новгороде не прекращались несогласия и вражда между отдельными партиями. Владыка Василий стремился умирить всех. Святитель много заботился о благоустройстве своей епархии. Богатая казна Софийского собора по распоряжению епископа Василия щедро отпускала средства на дела благотворительности и на украшение города. В 1336 году он воздвиг Входоиерусалимскую церковь в новгородском Кремле, а в 1342 году – Благовещенскую в двух верстах от Новгорода, возобновил и украсил еще несколько храмов. На свои средства построил новый мост через р. Волхов вместо снесенного наводнением; вместе с несколькими именитыми новгородцами заложил новую каменную стену около города. В 1340 году большой ущерб нанес Новгороду пожар. Святитель Василий взялся за восстановление пострадавших от пожара зданий и церквей. Он возобновил стены Софийского собора, покрыл его свинцовой крышей, устроил новый иконостас, из своей казны помогал возобновить погоревшие церкви и опять устроил Волховский мост. Сам преосвященный Василий занимался живописью и своим мастерством украшал храмы. Сохранилась написанная им икона благоверных князей Российских Бориса и Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Возвратиться к рассматриваемой композиции побуждало еще одно обстоятельство. В последнее время существенно возрос интерес к истории христианских реликвий. Это новое явление в науке о византийском и древнерусском искусстве уже решительно заявило о себе рядом выставок и международных конференций (Две выставки были организованы в Москве: " Спас Нерукотворный в русской иконе " в музее древнерусского искусства им.Андрея Рублева (2000) и " Христианские реликвии в Московском Кремле " (Музеи Московского Кремля, 2000). Каталог с тем же названием издан: М.,2000. Международные конференции и симпозиумы на тему реликвий прошли в Dumbarton Centre (Вашингтон) и в Москве ( " Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира " , 2000)) . Впервые реликвия стала рассматриваться не только как проявление религиозной жизни и христианского благочестия, но как особая категория художественной культуры, важнейшая часть символической системы средневекового миросозерцания. Теперь уже стало очевидным, что художественная образность и духовная выразительность византийского искусства во многом определялись обликом и характером почитания реликвий. Они были важнейшим структурным элементом, формировавшим священное художественно-символическое пространство храма, монастыря, города и иконы. Ярким свидетельством этого и оказалась рассматриваемая иконография. Очевидно, что она состоит из двух самостоятельных композиций: образа Спаса Нерукотворного, ставшего и первой иконой Христа и первой христианской реликвией одновременно. Нижняя сцена представляет собой образ Христа во гробе, получивший греческое название Akra Tapeinosis, а славянское - Уныние или Смирение Нашего Господа. Понять смысл этого образа и показать, что в основе его происхождения лежит исторический прототип - реальная реликвия Христа - и составляет цель этой работы (Краткие тезисы этой работы изложены: Шалина И.А. Икона " Христос во гробе " и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума. М., 2000. С. 34-37) .

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/hris...

Вокруг передачи Рязанского кремля в ведение Рязанской и Касимовской епархии Русской Православной Церкви уже давно кипят далеко не детские страсти. Достаточно полистать центральную или областную прессу, заглянуть во «всемирную сеть», включить телевизор или радиоприемник. Вполне объяснимые, но явно выходящие из берегов эмоции, охватывают  как сторонников, так и противников идеи церковного использования архитектурного ансамбля Рязанского кремля. Впрочем, именно таким было использование кремлевских построек в течение более чем 400 лет. В XVI столетии Рязань присоединили к Московскому государству, и бывшая княжеская резиденция (кремль) перешла во владение к рязанским архиереям. Именно со времени передачи кремля православным владыкам в нем идет интенсивное сооружение тех самых памятников архитектуры, благодаря наличию которых Указом Президента РФ (1995) Рязанский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Те сооружения, что были возведены в Кремле в домосковский период – Христорождественский и Архангельский соборы – ясное дело! – принадлежали Православной Церкви и соответственно ей использовались. По большому счету, весь архитектурный ансамбль Рязанского кремля, дошедший до нашего времени, включая культовые, гражданские, хозяйственные, и отчасти фортификационные постройки – имеет сугубо церковный характер. От кремля – центра Великого княжества Рязанского – сохранился лишь оборонительный ров и почти 300-метровый фрагмент вала в юго-западной части. Интерес представляет и тот факт, что нынешний Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник – активный участник конфликта – ведет свое начало от Епархиального древлехранилища (1914). То есть у истоков музейного дела в Рязани стоит все та же Рязанская епархия Русской Православной Церкви, которая всегда трепетно относилась и отечественной истории и ее достопамятностям. После пресловутого «Великого Октября» рязанских архиереев изгнали из Кремля, храмы и монастыри закрыли, кладбище уничтожили. На базе экспроприированного советским – светским! - государством Епархиального древлехранилища создается губернский историко-художественный (1923), затем областные краеведческий и художественный  музеи (1937). В 1968 году образуется  историко-архитектурный музей-заповедник. В условиях советской действительности, а также коллизий перестроечного и постперестроечного времени музей сыграл поистине выдающуюся роль в сохранении и научном исследовании памятников Рязанского кремля.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Впечатлил меня в первую очередь Спасо-Преображенский собор нашей обители и его фрески. Заканчивалась их реставрация при моем предшественнике, ныне архиепископе Костромском и Галичском Алексии . Здесь находится усыпальница бояр Романовых, захоронения от первых бояр Захарьиных до Сергея Александровича Романова, бывшего губернатора Москвы. Утешительным для меня стало и то, что здесь исторически находились два престола: в честь Димитрия Ростовского (а я прибыл сюда из Спасо-Яковлевского Димитрова монастыря Ростова), а также престол в честь преподобного Саввы Освященного, имя которого я удостоен носить. — Самые яркие моменты, имена для Вас? — Новоспасский монастырь — это первый монастырь Москвы. Он кочевал из разных точек Москвы — сначала находился на Даниловском валу (где сейчас Даниловский монастырь), потом перешел в Кремль, а потом сюда, на Крутицкий холм. Жизнь монастыря была всегда нераздельно связана с родом Романовых, здесь была их родовая усыпальница. В советские годы здесь находились концентрационные лагеря НКВД, на территории расстреливали людей. У нас есть итальянский дворик, где при реставрации находили пули в стенах… По описаниям говорится о том, что стоны здесь настолько слышны, что они распространялись за стены, и власть поставила здесь колонки, которые в течение всех суток играли какую-то музыку, чтобы заглушить стон пленных людей. Греет мое сердце имя инокини Досифеи, которая здесь похоронена в часовне — урожденная княжна Тараканова. Наш собор — один из больших храмов, после Успенского Патриаршего собора в Кремле. И колокольня наша является почти самой высокой после Ивана Великого. Ей не хватает одного яруса, потому что нельзя было строить выше колокольни Ивана Великого. — Вы, наверное, сегодня самый молодой из всех наместников московских монастырей, и даже Московской епархии… — Да, я являюсь самым молодым архиереем Русской Церкви, 222-м по счету. — Это ведь редко, когда архиерею так мало лет… — Конечно, в связи с моим возрастом есть определенное недоумение, но я нахожусь 10 лет в священном сане. Сейчас назначается более молодая администрация. Связано это с потребностью времени: требуется быстрота решений, быстрота исполнений решений. И наша основная задача — быть скорыми помощниками Патриарха. Я стараюсь компенсировать отсутствие архипастырского опыта тем, что советуюсь с более старшими по возрасту и по сану моими собратьями-архиереями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1599727...

Глубоково (погост Иванова Гора). Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Табличка на воротах гласит, что это ныне Патриаршее подворье. В настоящее время кровля колокольни, на которой располагался шпиль и крест, видимые на фотографиях 50-х годов - разобрана, из верхнего яруса торчит арматура, по-видимому, идет подготовка к установке вновь изготовленного шпиля и креста. Будем надеяться, что они не повторят печально известное завершение колокольни величественной Спасской церкви в соседнем Райсеменовском, прекрасно видимой от Ивановой Горы на высоком противоположном берегу Нары. С сайта www.kultmetro.ru: " По церковному преданию, Сергий Радонежский во время одного из посещений оказался на месте погоста Иванова Гора, где своими руками посадил дуб. Это дерево просуществовало до конца 19 столетия, когда от него остался громадный пень. Диомид Митрофанович Хутарев, основатель текстильной фабрики, задумал поставить на месте произрастания этого дуба звонницу со специально заказанным колоколом весом в 550 пудов 16 фунтов. Поднятие колокола состоялось 29 марта 1984 г. Д.М. Хуторева прихожане почтили поднесением иконы Нерукотворенного Спаса. Колокольня церкви Иоанна Предтечи входила в состав церковного комплекса на Ивановой горе. К этому же комплексу принадлежали: церковь во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, трапезная, хозяйственные церковные постройки. Но время и людское безразличие не пощадили памятники архитектуры. Только высокая стройная колокольня и комплекс хозяйственных церковных построек напоминают о былом величии. В настоящее время идет процесс восстановления колокольни церкви Иоанна Предтечи. Уже готовы проекты шпиля высотой в 6 м и креста – 4 м, а также колоколов " . Хоть колокольня этой церкви на Ивановой горе пока ещё  в строительных лесах, впечатление производит колоссальное. И не только потому, что она – одно из самых высоких сооружений в Подмосковье (высота колокольни – 76 метров). Высокое кирпично-каменное сооружение выглядит на редкость изящно и даже как то воздушно. И арки, и проёмы, и даже колонны выглядят тонкими лучами, уходящими вверх. Но реставрация зданию явно не помешает – всё таки оно отметило 115 ю годовщину. Грандиозная надвратная колокольня построена по проекту 1895 года на средства фабриканта Д. М. Хутарёва в неовизантийском стиле. Она только на два аршина ниже, чем колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.

http://sobory.ru/article/?object=08653

Данилово. Церковь Михаила Архангела (строящаяся). Церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Архитектор:И.П. Канаев Ссылки:   Адрес: Московская область, Пушкинский район, д. Данилово Координаты: 56.176139, 37.93403 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Общиной храма Спаса Нерукотворного усадьбы «Мураново» им. Ф.И. Тютчева в настоящее время в деревне Данилово Ашукинского муниципального образования строится храм святого Архангела Божия Михаила, одного из покровителей русского воинства. Исторически достоверно, что подобный храм находился в деревне Данилово с XVI века и определенное время являлся подворьем Чудова Кафедрального Кремлевского монастыря г. Москвы. Планируется построить храм, воспроизводящий формы разрушенного в 1929 году собора Чудова монастыря в Московском Кремле. К настоящему времени выстроена только звонница. 7.11.2016 http://muranovo.ru/ Строящаяся церковь Архангела Михаила расположена у дороги, проходящей через деревню Данилово. Село Даниловское (нынешняя деревня Данилово) известно с XIV века как центр волости Бели, входившей в Радонежское княжество. Оно впервые упомянуто в духовной грамоте Иоанна Калиты в 1335 году. В начале XV века село стало вотчиной кремлёвского Чудова монастыря (монастырь был основан в 1365 году Московским митрополитом Алексием), и здесь было устроено монастырское подворье с церковью во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех (празднование 19 сентября). В 1720 году по прошению архимандрита Чудова монастыря на месте прежней сильно обветшавшей церкви была возведена новая деревянная церковь Архистратига Михаила. Приход её вначале ограничивался только самим селом. Но к середине XVIII века, после того как сгорели церкви в соседнем селе Рахманове, часть деревень Рахмановского прихода была приписана к Даниловскому. В их числе были деревня Подвязново, а также сельцо Мураново и деревня Гришино, принадлежавшие Михаилу Ивановичу Оболенскому. По описи 1778 года, в церкви было много древних сосудов и икон. Среди последних выделялись: запрестольный образ Богоматери, образ Спасителя и храмовая икона Архангела Михаила. В 1764 году вышел государственный манифест " О секуляризации монастырских земель " . Согласно манифесту, подворье Чудова монастыря было упразднено, а Михайловская церковь стала приходским храмом и просуществовала почти 20 лет. По архивным документам можно проследить, как в течение длительного временни небольшой приход и его прихожане всячески хотели подновить и отремонтировать свой храм. Но... На протяжении многих лет в консисторию поступали прошения от прихожан дозволить " под фундамент подвести венец, также крышу перекрыть и стену обшить тёсом " . На что последовал ответ: " Починку в той церкви не дозволять, а священника, если пожелает, определить в монастырь " .

http://sobory.ru/article/?object=41901

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010