Палама. Собранные Векком отеческие выражения образно указывают на единосущие св. Духа с Отцом и Сыном. Образы не могут иметь совершенного во всех отношениях сходства. Если иногда св. Дух называется живой водой, то называется так в отношении благодати и действия, тогда и Отец и Сын называются также источником ее. Ибо благодать обща всем лицам Пресв. Троицы. 9. Так как все, что имеет Отец, кроме отчества и рождения, естественным образом перешло на Сына: то Дух св. исходит из нераждающего существа Сына, точно так же, как исходит от Отца. Палама. Напрасно Векк думает, будто, по мнению отцов, перешло на Сына и то, что свойственно только Отцу, а не то только, что свойственно Божественной природе вообще. По его мнению, Дух, как Бог, имеет все личные качества Отца и Сына. Если согласиться с таким мнением, то должно допустить, что Дух – и рождает и рожден – есть Отец и Сын. Очевидно, нелепее этого нельзя сказать ничего. 10. На том основании, что св. отцы называли св. Духа собственным (proprius) Сына, Векк заключает: если Сын называется собственным Отца и этим выражением означается Его происхождение от Отца, то и Дух св., называясь собственным Отца и Сына, происходит от Отца и Сына. Ради единосущия Сына со Отцом Дух св. называется происходящим из сущности Сына. Палама. Сын называется собственным Отца, потому что от Него рожден, св. Дух – потому что происходит от Него. Но Дух св. называется собственным Сына, потому только что соединен с Ним природой; ибо не может быть, чтобы тождественное по существу не было взаимно соединено. Второе Лицо Пресв. Троицы не называется Сыном Духа св., чтобы Дух святой не показался Отцем, и Сын называется Сыном только Отца. Векк сам себя опровергает, утверждая, что ради единосущия Сына со Отцом Дух происходит из сущности Сына. Сущность и Ипостась не одно и то же. Если бы ради единосущия Дух св. происходил из Ипостаси Сына, то ради того же единосущия и Сын происходил бы от Ипостаси Духа свят. Но Дух святой происходит не из Ипостаси Сына, а из Ипостаси Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Духу». Далее Палама кратко излагает Православное учение о поклонении св. иконам, мощам и другим свящ. изображениям и предметам. «Мы покланяемся, говорит он», в известном отношении иконе, изображающей Сына Божия, яко нас ради воплотившегося, вознося мысленно поклонение от образа к первообразу; почитаем также честное древо креста и все символы страданий Его, как Божественные знамения победы над общим врагом рода нашего. Кроме того, поклоняемся спасительному изображению честного креста, божественным храмам и святым местам, священным сосудам и Богопреданному Писанию, так как в них обитает сам Бог покланяемся и образам всех святых, по любви своей к ним и к Богу, Коего они истинно любили и Коему служили, вознося при сем поклонении своем мысли к самым лицам изоброжаемым, поклоняемся и самым гробам святых, поскольку благодать, освящающая их, не отошла и от священных костей их, так как и Божество было нераздельно с телом Господа во время тридневной Его смерти». О Церковном предании св. Палама учит: «содержим все церковные предания, писанные и неписанные, а прежде всего таинственное священнодействие, святейшее Причащение и Общение, в коем, по божественной заповеди Господа и по образу Его собственного священнодействия, божественне священнодействуется и богодействустся хлеб и чаша, в воспоминание не истощимо истощившего Себя, плоть приявшего и пострадавшего за нас, – после чего предложенное становится живоносным Телом и Кровью, неисповедимо подаваемыми в приобщение достойно приступающим.» Далее он учит о Вселенских Соборах с показанием числа св. отцов, присутствовавших на каждом из них, и о Соборах поместных. К последним св. Палама причисляет соборы, бывшие в Константинополе на Варлаама и Акиндина. Заключение исповедания составляют два последние члена Никео-Цареградского Символа, почти буквально оттуда взятые. II а. Первое слово заключает в себе доказательства Православного учения, что Дух святой происходит от одного Отца, а не от Отца и Сына. Показав в вступлении к слову, что главной причиной нововведения и прибавления в Символе Латинянами: и от Сына – был исконный враг всякой истины и добра, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

На основании свидетельства полимпсеста Римского, перевод Параклитика, несомненно, можно относить к XI-мy или, не позже, чем к XII веку. Может быть, Параклитик или великий Октоих переведен в России при Ярославе первом; ибо тогда переведено было много Богослужебных книг с Греческого на Славянский язык 126 . Но каким образом полимпсест с отрывками из Славянского Параклитика явился в Римской Барберинской библиотеке, это трудно решить. 2). По сравнению нашего Октоиха с Греческим находим, что в Славянском Октоихе произошли следующие прибавления: а).Параклитик Богоматери или каноны, читаемые у нас на повечерии. Они расположены по дням и гласам в Октоихе, в первый раз напечатанном в Москве в 1594 году, были также помещены в первых изданиях Октоихов Дерманского (1604) и Львовского (1630) 127 . б). Ко всем воскресным стихирам на «Господи, воззвах» прибавлены стихиры Павла Амморейского; они прибавлены не раньше 18-го века; ибо в Октоихе, первый раз изданном в Киеве 1699 года и во всех других изданиях прежних лет этих стихир нет. в). В конце Октоиха помещены Троичны св. Григория Синаита , которые в Греции печатаются в Часослове, а не в Октоихе; к ним прибавлена молитва , читаемая обыкновенно после недельной полунощницы. Эта молитва написана св. Кириллом, Епископом Туровским, жившим в половине XII века 128 и, может быть, им же прибавлена к Октоиху. г). Песни Льва премудрого и сына Константина переведены на славянский язык и помещены в конце Октоиха не раньше XVII века. В предисловии к Октоиху, изданному в Кутейне 1646 года говорится, что в состав его вошли светильны воскресные, стихиры Евангельские и троичны дневные в четыредесятницу 129 . д). В 1682 году, – как говорится в последовании Октоиха, напечатанного в Чернигове в сем же году, помещены в конце его утренние воскресные Евангелия и Литургийные Апостолы и Евангелия 130 . Таким образом, в первом Киевском издании Октоиха 1699 года в конце его были помещены: 1) припевы по Троичном каноне; 2) тропари по непорочных; 3) светильны воскресные и дневные; 4) троичные дневные и устав «В сем уставе – правила»: а) как поются службы Октоиха с Минеею в неделю, понедельник и в суботу, б) о седмичных светильнах, в) о храме воскресения Господня, г) о том, что должно читать, когда в субботу поется «Аллилуйя» и наконец, д) как петь парастас (поминовение) по усопшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Вот духовная лествица добродетелей, содержащихся в степенных антифонах. А 1.Христианин, еще младенец во Христе, начинает жизнь благочестивую от скорби покаяния. Посредством этой спасительной скорби он познает свою греховность и суету мира. Глас 1-й, антиф., 1 степ. а) «Внегда скорбети ми, услыши моя болезни, Господи Тебе зову». 2. Движимый чувством скорби о грехах, он удаляется от мира или духом, или самим внешним образом (в монашестве). Степен. б. «Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме». (Желание того, что вне суетного мира). 3. В сем состоянии он благодарит Господа, Своею благодатию изведшего его от духовного Вавилона. Степ. в). «Святому Духу честь и слава, якоже Отцу подобает, купно же и Сыну. Сего ради да поем Троице единодержавие». 4. Что же служит ему руководством на избранном пути покаяния и добродетели? Прежде всего, закон Христов, просвещающий путь жизни всякого христианина. Он сознает необходимость сего руководства в жизни. – Антифон. 2 степ. а) «На горы Твоих вознесл еси мя законов, добродетельми просвети, Боже, да пою Тя». 5. Он страшится пасть в прежние сети греха; но десница Господня хранит его от падения. – Степ. б) «Десною Твоею рукою приим Ты, Слове, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит греховный». 6. Он далее ощущает в себе недостаток нравственных сил к духовному усовершенствованию в добродетели. Дух св. дарует ему силы. – Степ. в) «Святым Духом всякая тварь обновляется, паки текущи на первое, равномощен бо есть Отцу и Слову». 7. В кающемся рождается желание посещать храм Божий. Он радуется о рекших ему: внидем во двори Господня». – Антиф.3 степ. а) О рекших мне, внидем во дворы Господне, возвеселися мой дух, срадуется сердце». 8. Там он научается страху Божию, воспоминает страшный Божий суд, на который приведутся все племена, земные и языцы». – Степен. б) «В дому Давидове страх велик, там бо престолом поставленным судятся вся племена земная и языцы». 9. В нем мало-помалу начинает действовать благодать св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Четвертый ирмос внушен песнею пророка Аввакума, с благоговейным трепетом созерцавшего славу пришествия Божия (из горы приосененной): «Господи! Услышах слух Твой и убояхся» и проч. 173 . Сим ирмосом прославляется спасительное таинство воплощения Сына Божия. Пятый ирмос заимствован из песни пророка Исайи, содержавшей в себе пророчество о Христе, и его прославление: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» 174 . Под ночью разумеются ветхозаветные времена, темные делами греховными. Утренневать к Богу значит возводить мысли и сердце свое к хотящему придти и осветить весь мир – истинному Солнцу правды. Шестой ирмос заимствован из песни пророка Ионы: «Возопих в скорби моей ко Господу моему» 175 . В этой песне изображается Воскресение Господне, как сам Иона носит его образ, по слову Спасителя 176 . Эта песнь и сама история Ионы указывают также на состояние наше в греховном мире – в мысленном море, в котором злобный кит – диавол господствует и поглощает многих. Непрестанная пламенная молитва и вера к Богу, как у пророка Ионы, может освободить нас от его власти. После шестой воскресной песни канона положены кондак и икос 177 . Они показывают, что прообразование Ионы исполнилось на самом деле, когда воскрес Иисус Христос . Седьмой и восьмой ирмосы основываются на песне трех отроков и состоят в прославлении Господа за чудесное освобождение из пещи огненной, в которую они ввержены были по повелению Навуходоносора 178 . В сем мире владычествует мысленный Навуходоносор – исконный враг нашего спасения – и привлекает новозаветных Израильтян-Христиан к поклонению истукану своему, деланию разных пророков, их коих составляется образ диавола. Поборников благочестия диавол ввергает в печь великих искушений и скорбей, но молитва , терпение и преданность Богу изводят праведников неврежденными из печи искушений в сладкую свободу духа. Девятый ирмос составляется из двух песен: из песни Богоматери «Величит душа моя Господа» 179 , и из песни Захария пророка, отца Иоанна Предтечи 180 . Этот ирмос служит венцом и объяснением всех прежних песен.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОДЕСТ (СТРЕЛЬБИЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Модест (Стрельбицкий) Редакция текста от: 09.04.2021 06:59:45 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/20221.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Зиновинская " Описания иконы Икона Зиновинская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Находится чудотворный образ в селе Шевченко (бывшее село Зиновицы) Литинского района Винницкой епархии. Когда-то в селе был один из самых крупных храмов Украины. В 1820 году сюда приехал священник Константин Стрельбицкий. Его сын Даниил (впоследствии архиепископ Волынский и Житомирский Модест) тяжело болел – не мог ходить, двигать руками, говорить. В храме отец Константин горячо молился о выздоровлении сына перед иконой, на которой Богородица была изображена с закрытыми глазами. По молитвам отца мальчик выздоровел. По этому поводу вокруг иконы сделана соответствующая надпись. В дальнейшем архиепископ Модест в память о своём исцелении заказал список иконы, который после его смерти поставили в храме рядом с оригиналом. При советской власти величественный собор разрушили, храмовые святыни были разграблены. Икона Пресвятой Богородицы (список, сделанный в XIX веке) долгое время хранилась в семье благочестивой женщины Евдокии Дрийчук, спасшей образ от поругания. Несколько лет назад доч[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-116

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010