От простуды получил аневризм сердца, сильный катар желудка и бессонницу. Казалось, приближалась смерть. Больной употреблял великие усилия преодолеть болезнь, но доктор семинарский объявил, что для выздоровления необходима перемена и воздуха. Архимандрит Модест усилил молитву к Богу, к Богоматери пред её зиновинскою иконою и пред. св. мощами угодника Божия Иннокентия. В первых числах января 1877 года, в то время как, казалось, не было надежды на перемену места службы, Архимандрит Модест получил от иеромонаха Иерофея (ныне архимандрита киево-печерской лавры) из Петербурга телеграмму о назначении его епископом екатеринбургским. Тогда, совершив благодарственные молитвы Господу Богу и его угодникам, выехал с благословением Божиим из Иркутска в феврале; он прибыл в Петербург в конце марта, в Лазареву субботу, и после Пасхи, 10 апреля, в неделю Мироносиц, был обычно посвящён в епископа митрополитом Исидором, в соучастии киевского митрополита Филофея, московского Иннокентия, литовского архиепископа Макария, воронежского архиепископа Серафима и трёх петербургских викариев: Гермогена, Варсонофия и Варлаама. Случилось, что после хиротонии в один воскресный день епископ Модест отдыхал: во сне представлялось ему, что он находится пред ракой мощей святителя Иннокентия и прикладывается к его мощам, а святитель с открытым и весёлым лицом улыбается. В то время епископа Модеста разбудили и сказали ему, что принесена архиерейская грамота, подписанная членами синода. Получив благодать епископства, преосвященный Модест по благословению митрополита Исидора поспешил в Киев излить благодарственные молитвы Богу пред тамошними святынями и затем посетить родное село Зиновинцы, чтобы поклониться чудотворной иконе Богоматери. Восемь с половиною лет прошло со времени посещения Киева преосвященным Модестом. Велика была радость его, когда он увидел киевские святыни. Несколько раз он совершал в лавре Богослужение в большой церкви и в дальних пещерах. Из Киева он отправился в Зиновинцы и там, после литургии в Богословской церкви, на гробах дела и матери (свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- в Киево-Печерском патерике , в «Повести временных лет» (см. в ст. Летописание ) и в Житии прп. Феодосия Печерского. Возможно, Л. жил во 2-й пол. XIII-XV в. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. В XIX в. на доске над его захоронением имелась надпись, текст которой, очевидно, был составлен в синодальный период: «Преподобный Логгин, вратарь Печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицеваго от Всевидца Бога сподобился дара, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенныя. Добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном богоугодном житии отиде ко Господу и есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 36-37; ср.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477. Примеч. 2). Аналогичная информация содержалась в рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 35). Впервые Л. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах. Однако Л. не указан в составленном по благословению Киевского митр.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ Прп. Дионисий Затворник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер Василь Белицкий. 1756 г. (РГБ) Прп. Дионисий Затворник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер Василь Белицкий. 1756 г. (РГБ) Щепа († после 1463), прп. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иером., затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий. Д. упоминается в Киево-Печерском патерике в сказании о чуде, бывшем в пещерах во время Пасхи 1463 г. В нек-рых списках патерика этот текст приписан к тексту Кассиановской редакции 1462 г. (Кассиановской 2-й редакции). Д. по прозвищу Щепа, блюститель Антониевых пещер, вошел в день Пасхи в пещеру, называемую «Трапеза», покадить во время пасхальной утрени перед мощами усопших прп. отцов Печерских. На возглас «Христос воскресе!» ему ответил громовой голос от всех св. мощей: «Воистину воскресе Христос!» Согласно преданию, Д. остальное время жизни провел затворником в пещерах. Мощи Д. почивают в затворе в Дальних пещерах. Имеются тропарь и кондак преподобному ( Модест (Стрельбицкий). С. 75-76), в тропаре подчеркивается «непорочное» священническое служение святого. Его имя упоминается в 3-м тропаре 8-й песни канона прп. отцов Печерских, написанного ок. 1643 г. Мелетием Сиригом по заказу митр. св. Петра (Могилы) , где Д. назван «блаженным» (Дива. С. 148); святой также упомянут в 3-м тропаре 4-й песни канона прп. отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание Д. введено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Память Д. 3 окт. установлена, видимо, в связи с отмечаемой в тот же день памятью Дионисия Ареопагита . Ист.: Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают. К., 1763. Л. 108; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Кр. сказания о жизни и подвигах св. отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. VII, 28-29; Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911.

http://pravenc.ru/text/178325.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ Прп. Арсений Трудолюбивый. Икона " Собор Киево-Печерских святых " . 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Фрагмент Прп. Арсений Трудолюбивый. Икона " Собор Киево-Печерских святых " . 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Фрагмент (Кон. XIII-XV в.?), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Мощи святых подвижников Дальних пещер Киево-Печерской лавры почивают в нишах, к-рые раньше закрывались досками. На нижней части доски помещалось изображение преподобного, в среднике было вырезано небольшое окно, чтобы можно было приложиться к святым мощам, а наверху читалась надпись, в к-рой сообщалось имя преподобного и его краткое житие. В XVII в. эти надписи были переписаны лаврскими иноками в отдельную рукопись, в 1850 г. ее нашел в б-ке лавры настоятель Дальних пещер иером. Иннокентий, еп. Модест (Стрельбицкий) опубликовал рукопись в 1885 г. 6 надгробных досок уцелело к кон. XIX в., доска А. Т. хранилась в лавре до 1941 г. В надписи на доске сообщалось: «Преподобный Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся, или послушание делаше монастырское, хлеба не вкушаше разве по захождении солнца. Ныне же в свете немерцающем видения лица Божия наслаждается» ( Модест (Стрельбицкий). С. 50). «Преподобный Арсений» упомянут в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) (1638) среди преподобных отцов Дальних пещер. Местная канонизация А. Т. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; настоятель Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцев Печерских, ихже нетленныя мощи в Дальней пещере почивают», где А. Т. посвящен 4-й тропарь 4-й песни канона, в к-ром святой прославляется как «трудолюбцем образ» и стяжавший «дар чудотворения» (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 133); во 2-й пол. XVII в. А. Т. был составлен особый кондак (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 327). Имя А. Т. в числе «святых града Киева» упоминается в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). Указы Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., согласно к-рым дозволялось вносить имена Киевских святых в общие месяцесловы, фактически осуществили общецерковную канонизацию А. Т. В 1843 г. установлено празднование памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских - во 2-ю неделю Великого поста. Память А. Т. 8 мая совершается ради тезоименитства с прп. Арсением Великим .

http://pravenc.ru/text/76320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАМВА Прп. Памва Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Памва Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. В «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) П. назван в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). Тем не менее он не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), сообщалось, что затворник П., будучи на монастырском послушании, пострадал «от поган» (язычников), не отрекся от Христа, как того требовали мучители. П. проклял языческих богов и заявил, что Бог освободит его молитвами печерских святых. П. был чудесно спасен с помощью ангелов, принесших его обратно в мон-рь в его келью здоровым (подробности в сохранившемся тексте не приводятся) ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 58-59). В агиографической лит-ре XIX-XX вв. распространено указание на 1241 г. как на год кончины П., однако никакими источниками оно не подтверждается. Так, архиеп. Филарет (Гумилевский) предположил, что в 1240 г. «иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею; как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам»; по освобождении П. скончался в следующем году ( Филарет (Гумилевский). РСв. С. 474).

http://pravenc.ru/text/2578756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ Прп. Меркурий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Меркурий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие. Они не упоминаются в комплексе ранних источников (до 30-х гг. XIII в.), повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках - Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О них, как и о большинстве святых, почивающих в Дальних пещерах, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIV в. как время жизни М. и П. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер. 1997. С. 67, и др.) следует признать необоснованным. Прп. Паисий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Паисий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) «Благословенный отец Паисий» и «святый старец Меркурий» впервые упоминаются как имеющие соседние погребения в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (цит. по: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). При этом М. и П. не указаны в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. каноне преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1885), сообщалось, что М. и П. жили «в великой любви» в одной келье и просили Бога, чтобы Он их никогда не разлучал; после кончины их тела были погребены в Дальних пещерах рядом ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44). М. почитается Церковью как постник (сведение об этом появилось в лит-ре XIX в., его источник неизвестен). По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1901), «ныне преп. Паисий почивает в отдельной раке от преп. Меркурия, и почивают друг против друга по обеим сторонам пещерного коридора; неизвестно, когда их мощи положены в отдельные раки» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 222).

http://pravenc.ru/text/2563016.html

В 1868 г. был упразднен Макариев Желтоводский мон-рь, его имущество передано епархиальному попечительству о бедных духовного звания. Еп. Иоанникий (Руднев ; 1873-1877; с 14 февр. (27 марта?) 1877 архиепископ, впосл. митрополит) заботился о развитии в Н. и А. е. духовного образования, просвещения и благотворительности. На эти цели он жертвовал крупные суммы из личных средств. В 1875 г. было учреждено миссионерское и просветительское братство Св. Креста. Нижегородский еп. Макарий (Миролюбов; 1879-1885), как и архиеп. Иоанникий, много внимания уделял совершенствованию работы духовных учебных заведений и благотворительных учреждений епархии, был щедрым благотворителем. В 1883 г. Макариев Желтоводский мон-рь возобновлен как жен. община, которая в следующем году была преобразована в мон-рь. Еп. Модест (Стрельбицкий ; 1885-1889; впосл. архиепископ) активно способствовал возвращению в Церковь старообрядцев, стремился добиться уменьшения числа не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию жителей губернии. Архиерей возглавил созданную в февр. 1886 г. комиссию, к-рая после рассмотрения рапортов из приходов констатировала неудовлетворительное состояние религиозно-нравственной жизни в епархии и выработала меры по ее улучшению. Во время архипастырских поездок еп. Модест посетил мн. приходы, в т. ч. в местах расселения старообрядцев. Епископ организовал сбор исторических и археологических материалов для сборника в память 900-летия Крещения Руси. В организованное в 1886 г. по его распоряжению церковное древлехранилище при Нижегородской ДС причты присылали историко-статистические описания храмов. Юбилейный сборник был составлен диак. А. Н. Снежницким и передан Балахнинскому еп. Димитрию (Самбикину) . Работу над проектом продолжила открытая 27 апр. 1887 г. в Печерском мон-ре епархиальная археологическая комиссия, к-рую возглавлял настоятель обители еп. Димитрий. После перевода последнего 28 окт. 1887 г. викарием в Подольскую епархию работой комиссии руководил Нижегородский еп. Модест. В 1888 г. был издан «Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси». 16 мая 1889 г. утвержден устав Нижегородской епархиальной церковно-археологической комиссии. 15 июля 1888 г. в Н. Новгороде состоялись торжества в память 900-летия Крещения Руси. В 1888 г. в 761 населенном пункте епархии было 1067 церквей: 114 городских и 953 сельские. В Н. Новгороде имелась 51 церковь.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ Прп. Павел Послушливый. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Павел Послушливый. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, Послушливый. Он же, вероятно, является одним лицом с Павлом , прп. Киево-печерским, Послушливым, который указан в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). О П., как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Он не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- в Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни П. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24, 28-29 и др.) следует признать необоснованным. Имя П. не указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 286-289; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 79-81), а также в составленном по благословению митрополита Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх патриарха К-польского Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, послуживший источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), сообщалось, что П. принял постриг в Киево-Печерском мон-ре, безропотно выполнял все послушания, какие требовал от него настоятель, и никогда не пребывал в праздности: в свободное от послушаний время молился Богу или молол муку в жерновах «розмашисто, изнуряя тело свое всегда, и проводя живот свой, побожно скончася» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 55).

http://pravenc.ru/text/2581807.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОИСЕЙ Прп. Моисей Киево-Печерский. Икона. 30–40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Моисей Киево-Печерский. Икона. 30–40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни М. (см., напр.: Дива. 1997. С. 67) следует признать необоснованным. Прп. Моисей Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Моисей Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) М. (или одноименный ему киево-печерский инок) упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, где указывается, что «два брата во Святом Духе» - преподобные Мартирий Затворник и М.- лежат в одном гробе (ср.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). Чудотворцем М. при этом не назван. На планах Дальних пещер XVIII - 1-й пол. XIX в. мощи М. Чудотворца показаны лежащими отдельно (см.: Дива. 1997. С. 137-138). М. не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкел и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о св. отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что М. «чудотворец, хотячи ся сподобити Богу, и ему душу и тело чисто представити, различно тело свое старался умерщвляти постом, молитвами и воздержанием, подвигами и поясом железным, который на голом теле носил, и крест великий железный, который своими руками был зробин, за которые подвиги и труды сподобился от Господа прияти чудотворения даров, и по смерти в небе неизреченныя радости наслаждается» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 47). Святому имеются тропарь и кондак (Там же. С. 47-48).

http://pravenc.ru/text/2563960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иером. Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII в. как на время жизни П., к-рое встречается в агиографических справочниках XIX-XX вв., следует признать необоснованным. П. упоминается как чудотворец в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что П., ведший строгую постническую жизнь, прославился чудотворениями, исцеляя болящих «молитвою, и постом, и помазанием елея» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 63). Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690 гг., когда было установлено празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как чудотворец в 6-м тропаре 6-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.

http://pravenc.ru/text/2578813.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010