Новый монах Модест утешался тем, между прочим, что он принял монашество в церкви св. Антония и Феодосия Печерских . Восприемным его отцом был архиерейского дома иеромонах Мелетий. 30 января 1849 года, в день трёх святителей, монах Модест преосвященным Елпидифором, епископом подольским, посвящён в иеродиакона, а 2 февраля того же года, на Сретение Господне – в иеромонаха. Подготовившись к поступлению в академию, иеромонах Модест отправился в Киев в августе того же 1849 года. Но представляя себе, какому строгому испытанию должны подвергаться желающие учиться в академии, тревожился, не лучше ли не поступать в этот рассадник духовной науки, а вместо этого просить о принятии в лавру. Для разрешения сего недоумения иеромонах Модест счёл нужным явиться к киевскому митрополиту Филарету и просить у него совета и благословения. В ночь пред этим он увидел такой сон: представилось ему, что он умирает и возносится на воздух, благословляя; но в то же время страх его объял, и он слышит голос: «чего ж ты боишься? ты умираешь в лавре». На другой день после этого сна иеромонах Модест явился к митрополиту, жившему тогда в Голосееве, высказал ему своё недоумение и просил совета и благословения. Блаженной памяти митрополит Филарет сказал: «Лавра не уйдёт, поступай-ка в академию». Получив благословение, иеромонах Модест явился к ректору академии архимандриту Димитрию, сказал ему о благословении митрополита и подал прошение о допущении к экзамену. Экзамен он сдал хорошо, удовлетворительно написал сочинение на тему: «Если Христос истребил смерть, то почему люди умирают», и был принят в академию, кажется, 25-м студентом. Во время обучения в академии иеромонах Модест, кроме совершения по праздникам Богослужения, любил часто посещать лавру и пещеры преподобных отец. В праздники, по временам, он участвовал в Богослужении с знаменитым по святой жизни иеромонахом Парфением. Последний в зимнее время жил на ближних пещерах и совершал в 6 часов утра литургию в церкви преподобного Антония; иеромонах Модест, кроме того, познакомился с своими земляками: иеромонахом Тихоном и с послушником Игнатием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

архим. Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева Скачать epub pdf Епископ Нижегородский и Арзамасский Модест (впоследствии архиепископ Волынский и Житомирский) родился 17 декабря 1823 года в селе Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии, в семье священника Константина Стрельбицкого. При крещении наречен Даниилом. С 1841 по 1848 год обучался в Каменец-Подольской духовной семинарии. 17 декабря 1848 года принял постриг под именем Модест в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. В 1849 году был учителем певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедником в тюремном замке. В том же 1849 году, 30 января, рукоположен в иеродиакона, а 2 февраля в иеромонаха. С 1849 по 1853 год обучался в Киевской духовной академии, окончил полный курс наук с причислением к 1-му разряду воспитанников академии. 24 мая 1854 года определением Святейшего Синода назначен смотрителем Слуцкого духовного училища и 24 июля зачислен в число братии Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, был проповедником. В апреле 1855 года определен учителем Слуцкого духовного училища. 25 декабря того же года награжден набедренником. В 1856 году удостоен благословения Святейшего Синода за пожертвование книг в библиотеку Киевской духовной академии. 25 декабря 1856 года Модест (Стрельбицкий) возведен в сан игумена. Назначен членом Слуцкого Свято-Троицкого монастыря и надзирателем за церковью и монашествующими. 31 марта 1859 года определением Святейшего Синода присвоена ему степень магистра. Заслужил признательность епархиального начальства – «за благочестивую и скромную жизнь, примерное усердие к Богослужению, неусыпный надзор за поведением монашествующих и за похвальное проповедание Слова Божия». 15 ноября 1858 года переведен ректором и учителем в Киево-Подольское духовное училище. 14 декабря 1860 года назначен инспектором и профессором в Минскую духовную семинарию, где также был членом комитета по постройке зданий семинарии. 3 апреля 1862 года Модест (Стрельбицкий) возведен в сан архимандрита. В 1863 году, по ходатайству Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского, Святейшим Синодом определен на должность инспектора и профессора Литовской духовной семинарии. Дважды (1863, 1864) назначался членом Ревизионного комитета по освидетельствованию работ Свято-Духовского монастыря. С 1863 по 1865 год был в должности библиотекаря Литовской семинарии. 6 октября 1865 года архимандриту Модесту объявлено благословение митрополита Литовского Иосифа и признательность епархиального начальства за пожертвование 415 экземпляров его собственного сочинения «О церковном Октоихе» в церкви и монастыри Литовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

В 1865–1866 гг. Модест состоял членом Свято-Духовского братства. 12 октября 1866 года перемещен инспектором и профессором в Черниговскую духовную семинарию. 11 сентября 1868 года архимандрит Модест назначен ректором Иркутской духовной семинарии и цензором проповедей, произносимых в Кафедральном соборе. В 1869 году был членом Духовной консистории. 7 августа того же года получил благодарность от Енисейского архиепископа Никодима и Енисейского духовной консистории за отеческую заботу об учениках семинарии. В 1870 году преподано ему благословение Святейшего Синода, также получена признательность от Киевской духовной академии за пожертвование книг по случаю 50-летнего юбилея академии. 16 июля 1870 года архимандрит Модест назначен цензором «Иркутских епархиальных ведомостей», а с 1 января 1871 года – редактором этого издания. За пожертвование в библиотеки духовно-учебных заведений 300 экземпляров книги, им написанной – «О проповедничестве св. Иннокентия, епископа Иркутского, с поучениями» – преподано ему благословение Святейшего Синода. (Надо заметить, что, помимо вышеперечисленных двух книг, Модест был автором сочинений « Григорий Палама . Митрополит Солунский», «Краткие сказания о жизни и подвигах преподобных отец дальних пещер Киево-Печерской Лавры», «О православии и русской народности в Привислинском крае», а также слов и речей, отдельно изданных). В 1871 году архимандрит Модест сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени с Императорской короной, а в 1874 году – к ордену св. Владимира 4-й степени. 25 декабря 1875 года избран действительным членом Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. 10 апреля 1877 года архимандрит Модест хиротонисан в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре в епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. В 1877 году он получил диплом на звание Почетного члена Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. В августе того же года поручено ему Епархиальное попечительство за образованием девиц при Екатеринбургском Новотихвинском женском училище. В 1878 году он сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Фотография. Ок. 1900 г. Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Фотография. Ок. 1900 г. (Стрельбицкий Даниил Константинович; 17.12.1823, с. Зиновинцы Литинского у. Подольской губ.- 13.04.1902, Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье (бывш. греко-униатского?) священника Свято-Троицкой ц. Константина Феодоровича (в монашестве иером. Карп, насельник Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря ) и Марии Николаевны Стрельбицких. В речи при наречении во епископа (6 апр. 1877) М. вспоминал, как в 6-летнем возрасте в холодном храме его парализовало, он не мог говорить, двигать правой рукой и ногой: «...никакие врачебные пособия не могли исцелить меня. Безгласного и недвижимого меня уже обрекали смерти». Отец отнес его в храм и положил перед чудотворной иконой Пресв. Богородицы, а после литургии «произнес пред св. иконою обет... «Матерь Божия исцели сына моего. Если он выздоровеет, я отдаю его Тебе на служение»». Вечером того же дня сын исцелился (Слова. Т. 1. С. 503-504). Во время обучения Стрельбицкого в КДА иконописец Киево-Печерской лавры иеродиак. Дезидерий изготовил копию с чудотворной Зиновинской иконы, которую М. повсюду возил с собой. Где бы М. ни служил, он приезжал на родину. На кладбище в Зиновинцах М. построил и в 1879 г. освятил деревянную церковь (1877-1879) для вечного поминовения родителей, 16 июля 1889 г. вместе с братом - священником с. Дашковцы Литинского у. о. Хрисанфом Стрельбицким - освятил закладку каменной зиновинской Свято-Троицкой ц. В 12 лет Даниил был отдан в Каменец-Подольское ДУ, дважды (1839, 1840) получал похвальные листы за отличные успехи и «благонравие». С 1841 г. обучался в Каменец-Подольской ДС. По окончании ее в 1847 г. отправился в Киев, был послушником в Киево-Печерской лавре при Крестовой домовой митрополичьей церкви, где совершал ежедневные богослужения иеросхим. Парфений (Краснопевцев) , духовник митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) . В апр. 1848 г. вернулся в с. Зиновинцы испросить благословение родителей на постриг, затем поступил в число послушников каменец-подольского во имя Святой Троицы монастыря , на территории к-рого находилась Подольская семинария, ректор архим. Иоасаф (Покровский) был настоятелем обители. 17 дек. 1848 г., в свой день рождения, в теплой монастырской ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Даниил был пострижен в монашество с именем в честь свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского, 30 янв. 1849 г. еп. Подольским Елпидифором (Бенедиктовым) рукоположен во диакона, 2 февр.- во иерея. Служил учителем певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедником в Тюремном замке.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Николая Шайдевича, матери Марии и других родных), после панихиды совершил закладку деревянной церкви. Из Зиновинец преосвященный Модест отправился в с. Копестырин для совершения молитв на гробе родителя, иеромонаха Карпа. В с. Копестырине священствовал пред тем, в 60-х годах, брат преосвященного, священник Хрисанф Константинович Стрельбицкий. Родитель их состоял иеромонахом в шаргородском монастыре, отстоящем от Копестырина в 10 верстах. Сильно заболев в монастыре, иеромонах Карп, для лечения, спокойствия и для лучшего присмотра за ним, отправился к сыну, о. Хрисанфу, и там, после некоторого времени, с молитвою на устах, скончался и был погребён за алтарём тамошней церкви. Преосвященный Модест прибыл с братом в Копестырин, помолился в церкви на гробе родителя, и здесь, по общему совету, решено было перенести гроб последнего из Копестырина в Зиновинцы, ввиду того, что за дальностью расстояния неудобно было отправляться в Копестырин для молитв над гробом из нового места служения о. Хрисанфа Стрельбицкого, села Махновки Винницкого уезда. Перенесение гроба, впрочем, совершилось только тогда, когда преосвященный Модест, по ходатайству Леонтия, архиепископа варшавского, в конце 1878 г. (9 декабря) перемещён был на кафедру епископа люблинского, викария холмско-варшавской епархии. В городе Люблине сделан был цинковый гроб, и брат преосвященного свящ. Хрисанф Стрельбицкий, с разрешения министра, перенёс гроб в Зиновинцы. К новому погребению прибыл из Холма и преосвященный Модест. В это время уже выстроен был на кладбище деревянный храм во имя Покрова Богоматери и освящён ещё пред тем епископом Модестом, с согласия епархиального преосвященного. Поэтому пред алтарём храма сделан был малый склеп из кирпича, и после литургии и панихиды тело иеромонаха Карпа в двойном гробе было поставлено в склеп, и над гробом на стене повешены иконы Спасителя и Богоматери. Тогда оба брата решили устроить каменный храм, вместо тесного деревянного, на гробах родителей в таком размере, чтобы он вмещал все гробы родителей и родных и чтобы был приходским храмом вместо старого, деревянного, тесного и неудобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Модеста епископом Екатеринбургским, потерялась. Предсказания о. Парфения сбылись в Слуцке. О. Модест, после написания сочинения о Паламе, сильно и смертельно заболел в Слуцке. И только молитвами Архистратига Михаила, свят. Митрофана Воронежского и препод. отец печерских и молитвами уже скончавшегося о. Парфения избавлен был от болезни и смерти и после четырёхлетнего служения в Слуцке, уже в сане игумена, переведён в 1858 г. смотрителем в киево-подольское училище. В сан игумена он был посвящён минским архиепископом Михаилом 25 декабря 1856 г. В Киеве игумен Модест совершенно выздоровел от болезни. В благодарность преподобным печерским отцам за исцеление он написал: Краткое сказание о преподобных отцах дальних пещер. В 1860 г. назначен был инспектором минской духовной семинарии, а в 1862 г., по определению Св. Синода от 3 апреля, в день Пятидесятницы тем же архиепископом Михаилом возведён в сан архимандрита. По желанию виленского митрополита Иосифа Семашко , архимандрит Модест был переведён в 1863 г. в виленскую духовную семинарию на должность инспектора. В это время было повстание поляков. Служение на должности инспектора было трудно, но оно облегчалось помощью великих чудотворцев св. виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. По случившемуся нездоровью, архимандрит Модест просил митрополита Исидора ходатайствовать о перемещении в другое место, и в 1866 году он был перемещён на инспекторскую должность в черниговскую семинарию. Добродетельный и благочестивый архиепископ черниговский Варлаам был весьма благожелателен к о. Модесту. Архимандрит Модест, кроме ректуры, занимал должность редактора Иркутских Епарх. Ведомостей после отказа от неё кафедрального протоиерея Прокопия Громова и написал жизнь святителя Иннокентия. А затем, чувствуя себя нездоровым, он обратился с молитвою к святителю Иннокентию, чтобы он исходатайствовал ему у Господа Бога возвращение на юг, ближе к родине. Св. Иннокентий в сновидениях предуказывал ему будущую перемену службы. В 1876 году архимандрит Модест, в июле, во время питья кумыса, по неопытности, искупался в реке и простудился.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

9 декабря 1878 года Преосвященному Модесту Высочайше повелено быть викарием Холмско-Варшавской епархии. 30 октября 1879 года он назначен председателем Совета Хомского Свято-Богородицкого братства и получил золотой 1-й степени знак этого братства. С 27 июля по 27 августа 1800 года Синодальным указом вверено ему управление Варшавской епархией, в отсутствие архиепископа Леонтия. В том же 1880 году Модест сопричислен к ордену св. Анны 1-й степени. В 1882 году поручено ему рассмотрение журналов правлений Холмских духовных семинарий и училищ. 7 июня 1885 года Модест (Стрельбицкий) Высочайше утвержден епископом Нижегородским и Арзамасским. В 1886 году он избран Почетным членом Православного Палестинского общества. 28 января 1887 года избран пожизненным членом нижегородского Православного епархиального братства св. блг. князя Георгия Всеволодовича и в тот же день удостоен ордена св. Владимира 2-й степени. 4 февраля 1889 года в Нижнем Новгороде с необычайной торжественностью прошло празднование в честь 700-летия великого князя Георгия Всеволодовича, основателя этого древнего и славного города России. На праздник прибыл Высокопреосвященный Феогност, архиепископ Владимирский и Суздальский. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе была отслужена Божественная литургия, затем прошел торжественный крестный ход. 4 октября 1889 года Владыку Модеста избрали Почетным членом Нижегородского общества вспоможения бедным. 25 ноября 1889 года последовал указ Священного Синода, где ему повелевалось быть епископом Волынским и Житомирским и исполнять должность настоятеля Почаевской Успенской Лавры. По получении 2 декабря указа из Святейшего Синода о назначении его на Волынскую кафедру Преосвященный стал готовиться в путь, завершая все дела в бывшей вверенной ему епархии. 4 декабря, в день праздника Нижегородской духовной семинарии (во имя преподобного Иоанна Дамаскина ), Преосвященный Модест отслужил Божественную литургию в семинарской церкви. По окончании молебна ректор Нижегородской семинарии протоиерей В. Годнев преподнес отъезжающему архипастырю от Духовной семинарии икону Богоматери и благодарил Преосвященного за его труды. В тот же день в сопровождении епископа Балахнинского Агафодора Владыка посетил основанную им церковно-учительскую школу. 6 декабря Преосвященный отслужил, совместно с епископом Агафодором, Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, а затем в семинарском зале благословил открытие учрежденного в Нижнем Новгороде Общества хоругвеносцев. 7 декабря 1889 года Владыка Модест в 12 часов дня отслужил напутственное молебствие в Кафедральном соборе. В 6 часов вечера колокольный звон всех нижегородских церквей возвестил об отъезде святителя. На железнодорожном вокзале Владыку провожал губернатор Н. М. Баранов, представители нижегородского дворянства, купечества и духовенства. Его Преосвященство отбыл из Нижнего Новгорода в Москву, а затем в город Ровно, на новую, вверенную ему епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Вторым, безусловно самым серьезным, автором нашей книги является епископ Модест Стрельбицкий . Годы жизни: 1823–1902. В Иркутске его деятельность проходила в сане архимандрита. Здесь он преобразовал духовную семинарию и девять лет – с 1868 по 1877 год – был в ней ректором. При этой же семинарии архимандрит Модест собрал обширную библиотеку, исследовал в ней древние книги и рукописи, в частности о Патриархе Никоне с подлинными заметками на полях известного церковного деятеля Феофана Прокоповича . Именно архимандрит Модест доказал по всем законам историко-библио-графической критики подлинность поучений свт. Иннокентия. Первый раз они были опубликованы им же в Иркутске в 1873 году. Мы помещаем их целиком в нашей книге. При отъезде из Иркутска в 1877 году на прощальном обеде архимандрит Модест торжественно обещал священству во главе с Преосвященным Вениамином и знатным гостям города на новом месте служения написать новый труд по рукописям Сената о святителе Иннокентии. Что исполнил доподлинно. Начиная с 1883 года в «Прибавлениях к Иркутским епархиальным ведомостям» появились первые главы жития святого Иннокентия. Мы знакомим с ними читателя в нашей книге. В том же году архимандрит Модест отбыл в Петербург для хиротонии во епископа Екатеринбургского. Почил он в Бозе епископом Люблинским и Варшавским. В нашей книге представлены труды членов братства Святителя Иннокентия. Создано оно в 1901 году 30 ноября и работало очень активно, вплоть до 1918 года. В основе братства (а оно состояло из священства, интеллигенции и знатных, достойных людей города) лежала просветительская деятельность. Устраивали большие просветительские вечера собрания, лектории, религиозно-нравственные беседы и чтения. Братство собрало и содержало две библиотеки – при Преображенском и Троицком храмах. В 1913 году на средства братства был заложен, а 1915 году полностью отстроен храм имени Святителя Иннокентия в Глазковском предместье. Авторы книги священник Иоанн Дроздов и протоиерей Д. Гагарин являлись активными членами братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оба они из особого расположения к о. Модесту подарили ему крест с частицею животворящего древа, который тот всегда носил на себе. Но раз, 7 января, отправившись из академии в лавру на поклонение св. мощам, о. Модест потерял этот крест, потому что носил его на тонкой ленточке, которая перервалась. Много беспокойства причинила эта потеря иеромонаху Модесту. Он усердно по ночам молился и просил ангела хранителя о возвращении креста, и вот что последовало по его молитве. Иеромонах Модест объявил о потере креста нищим, сидевшим у ворот лавры. Солдат, нашедший крест, прямо обратился к тому нищему, который слыхал это, с вопросом: не потерял ли кто из монахов креста? Тогда нищий сказал: «иди в Братский монастырь, там найдёшь иеромонаха, который потерял крест». Солдат, пришедши в Братский монастырь, встретил того самого послушника Игнатия, который с о. Тихоном подарил крест и который, живя в Братском монастыре, знал об этой потере. Тогда означенный послушник привёл солдата к иеромонаху Модесту, и он с ним отправился в казармы крепости, на другой стороне лавры, и увидел крест висящим у икон, пред коими горела лампада. Солдат говорил, что он под каким-то страхом не решался продавать креста, а захотел отыскать потерявшего и отдать его ему. Этот крест сопровождал о. Модеста во всех местах службы и только в Нижнем, по несчастному случаю, сгорел. В 1854 году иеромонах Модест назначен был смотрителем слуцкого училища. Это назначение было для него полезно в том отношении, что дало ему возможность написать сочинение о св. Григории Паламе . Пред отправлением на смотрительскую должность в Слуцк Минской губернии иеромонах Модест пришёл за получением благословения к знаменитому и святому подвижнику, иеросхимонаху о. Парфению. Последний, сделав ему наставление жить по-монашески, предсказал имеющие случиться с ним искушения и, по его просьбе, дал ему в благословение свою мантию. Эту мантию с копиею чудотворной иконы Зиновинской о. Модест имел у себя как святыню во всех местах службы. К сожалению, мантия, в бытность о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

7 июня 1885 г. М. был назначен на самостоятельную Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Деятельность М., особенно напряженная и энергичная в первые годы, была направлена на преодоление раскола и уменьшение числа «небытчиков», т. е. не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию. Комиссия, созданная в февр. 1886 г. и работавшая под руководством М., после рассмотрения рапортов из приходов выработала меры по улучшению религиозно-нравственной жизни в епархии, к-рая была признана неудовлетворительной. В дальнейшем раз в полугодие в каждом благочинии предлагалось проводить съезды духовенства и определять меры для ослабления старообрядчества. В поездках по епархии М. посещал и приходы, «зараженные расколом», отчеты архиерея регулярно помещались на страницах «Нижегородских епархиальных ведомостей», которые с 1886 г. стали выходить 2 отделениями: официальным и неофициальным. Совершал поездки не только летом, но и зимой. Так, в течение 1886 г. он посетил 61 село, 4 уездных города, 6 мон-рей, в т. ч. Островоезерский Свято-Троицкий на Ворсменском оз., Абабковский, Оранский Богородицкий. В янв. 1887 г. путешествовал по Заволжью, где посетил 25 приходов, в марте - 14 приходов Семёновского у., в мае в нескольких уездах - 71 приход. Результатом поездок по епархии и знакомства с паствой стало «Пастырское воззвание Модеста, епископа Нижегородского и Арзамасского возлюбленной о Христе пастве земли Низовския» [Н. Новгород, 1887] (Слова. Т. 1. С. 368-385). Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Изучал историю епархии, собирал церковно-исторические и археологические материалы для сборника в память 900-летия Крещения Руси. 29 янв. 1886 г. при Нижегородской ДС было основано церковное древлехранилище. По распоряжению М. в его канцелярию причтами присылались историко-статистические описания церквей (церковноприходские летописи).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010