Книга 3. «Множество действий Божиих исчислить невозможно», возражатъ противники. «Если все они несозданы и различаются между собой, то следует, что Бог сложен, и что Палама проповедует многобожие». Но мы, говорит против этого св. отец, не признаем ни сложности в Боге, ни многобожия. Бог есть высочайшая простота и единство. Он весь сущность, весь и действие, и кроме Его нет другого Бога, как учит св. Церковь . Однако это не препятствует различать в Нем сущность от действий и действия между собой. Ибо мы различаем их мыслено (ν πνοια), в наших умопредставлениях, на основании, впрочем, различных проявлений самого Бога тварям. Это различение не переменяет, а возвышает наше понятие о Боге. Мы не отделяем свойств Божиих ни от сущности Божией, ни одно от другого, а, во преки противникам, приписываем Богу эти свойства, определяем то, что в Боге вечно было и будет, а именно: жизнь, славу, красоту, величие, блаженство, царство и все Божественные свойства и совершенства. И после возможных различений сущности и свойств Божиих в наших умопредставлениях, Божество просто и не сложно. Действия Божии не самостоятельны, несут Ипостаси, не отделяются от сущности Божией, как ее признаки, и сами называются и единично действием Божиим, Божеством и прочими Богоприличными именами. Когда говорим о действии Божием, необходимо мыслим и о сущности и на оборот. Бог есть действующий и обладаетъ бесконечными совершенствами. Из слов святых можем узнать, что даже природные свойства человека, его познания и сведения в науках, никогда не делают Его сложным. Никто не может назвать человека сложным за то, что он имеет природу и природное действие, или природу и искусство, ученое ли, или земледельческое, или другое какое-нибудь. Если так бывает в человеке, то что должно сказать о Боге, Который по преимуществу и сверх естественным образом все имеет? Но сложность бывает и называется такой тогда, когда две вещи, порознь имеющие свое существование, сами собой могущие существовать и быть понимаемыми, входят в состав и взаимное единение, в одну Ипостась и одно существо, как например в человеке тело и душа, или в доме камни, дерево и железо 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Наконец, по зависти служителей духа злобы, после долговременных мучений, св. Димитрий пролил свою кровь за Христа, и от Него получил источник мира в теле. За то Господь прославил его на небе и на земле. Не стало безбожия между нами, исчез страх за благочестие, не стало гонителей, все ужасное прошло и настало все доброе, когда Димитрий подвергся опасности за Веру. Он отогнал и уничтожил ненастье безбожия, удручавшего тогда город дуновением мысленного северного ветра и возвратил нам мысленное прибежище благочестия.» Из того, что мучители св. Димитрия посрамлены, св. Палама выводит, что врата адовы не одолеют Церкви Христовой, и что, хотя члены ее подвергаются гонениям, однако ж это обращается к большей их славе вечной – небесной и земной. Примером св. Димитрия Мироточивого и Евангельскими словами: будьте мудри яко змия и целы яко голубие, св. Палама побуждает своих слушателей к незлобию, молитве за врагов и благотворению им. 6. Беседа в день Благовещения Пречистой Девы. – Псалмопевец, рассматривая виды творения, с удивлением воскликнул: яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu ( Пс.103:24 ). Это величайшая тайна, недоступная святым Ангелам и Пророкам, хотя сии и провидели ее через св. Духа. Она не доступна даже Архангелам. Моисей сказал, что Бог сотворил мир и человека, а Архангел Гавриил – что Дух св. и сила Вышнего произведет безсеменное рождение, но каким образом – не сказал ни тот, ни другой Рожденный наитием св. Духа есть Сын Вышнего и наш Избавитель. Мы лишились Божественного в раю востока и блаженной жизни, и подверглись многим бедствиям. Но человеколюбивый Бог, Творец наш, по своему неизреченному милосердию, сошел с Неба, принял от св. Девы нашу природу, обновил ее и нас возвел на Божественную высоту. Воплощение от Пресвят. Девы Сына Божия было безсеменное. Ибо Он зачался в утробе Пресвятой Девы и родился от Нее действием св. Духа, как сказано в приветствии посланного к Ней Архангела. За сим св. Григорий Палама доказывает приснодевство Богоматери следующим образом: 1) если бы родившийся от Девы Марии Господь родился небессеменно, то Он был бы зачат в беззаконии и рожден во грехе, и, следовательно, не был бы новым человеком и начальником жизни вечной, следовательно, не был бы в состоянии носить в себе полноту неизменного Божества, очистить скверну прародителей и быть для всех освящением.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

И так отложим дела темные, взыдем на гору Фавор, да соделаемся сообразными подобию славы Господа, Которого лице просияло, как солнце. Лице Господа просияло, как солнце, потому что предвечный, Божественный свет – Сын Божий, Иисус Христос исполнил Божества принятую им на Себя человеческую плоть, и она от того сделалась Божественным светилом, сияющим блеском Божества. От сего же света сделались светлы и одежды Иисуса Христа, как близкие к Его плоти. Свет, от которого одежды Иисуса Христа соделались белы, ни с чем не сравним и выше всякого обыкновенного света; ибо он переменил одежды, и они остались невредимы и целы, чего нельзя сказать об огне. Свет сей не сотворен, ибо он есть тот свет неприступный, которым облечен Бог, яко ризой, и в котором Он живет. Сей самый свет, по воле преобразившегося на Фаворе Господа, был прежде виден Апостолами, а потом, по причине сильного блеска; показался им облаком, осенившим Господа. Из сего-то облака был слышан глас Бога Отца, свидетельствующего о Своем возлюбленном Сыне и повелевающего: Того Послушайте! «Тот обнаружит крайнее нечестие, говорит св. Палама, кто станет говорить, что величие в славе и слава есть та же сущность Божия. Ибо Бжией славе и владычеству сопричастны не только Ангелы, но и святые люди. Разница лишь в том, что Бог Отец, Сын и св. Дух обладают величием и владычеством по природе; а Ангелы и св. люди причащаются оным по благодати и отсюда получают Божие просвещение. И так, величие, царство, великолепие и слава приличны Богу и Его святым, а сущность и природные свойства Божии – одному Богу. Смешивать Божество с человечеством свойственно Диоскоритам, Евтихианам и Массалианам. Мы же, удаляясь древних и новейших еретиков и веруя, что святые созерцают и наследуют не самую сущность Божию, а Его царство, величие, великолепие, таинственный свет и Божественную благодать, да достигнем в просвещение благодатного света, да познаем и почтим нераздельное Божество Триединого Света, неизреченный луч и сияние, свойственные единому естеству святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Варлаам выставлял св. Паламу, как главного представителя и защитника этих заблуждений. Выслушав обвинителя, собор отложил суждение о различии сущности и действий Божиих до другого времени, а на сей раз счел достаточным решит спор о Иисусовой молитве и о Фаворском свете. Когда, касательно сих двух предметов, позволено было монахам оправдываться в обвинениях, взводимых на них Варлаамом, то св. Григорий Палама , по собственному желанию и просьбе иноков, принял на себя это дело. Смиренно и просто, но так сильно и убедительно и для самого обвинителя, он опроверг все его умствования, что тот, по окончании собора, испросив прощение у обвиняемых им, через несколько дней с новым посрамлением удалился в Италию и не смел более возвращаться в Грецию 36 . Не теряя, впрочем, надежды на успех своего предприятия, Варлаам, удаляясь из Константинополя, вместо себя оставил там своего ученика, Мизийского уроженца, монаха Григория Акиндина. Поскольку на бывшем соборе решены были только два спорные предмета (о молитве Иисусовой и о Фаворском свете), то Акиндин, надеясь, как он думал, обличить св. Григория Паламу в двубожии, просил патриарха Иоанна Калеку составить вторичный собор для прения с Паламой относительно различия сущности и действий Божиих. На этом соборе, бывшем в Августе 1341 года, св. Григорий Палама восторжсстовал и над Акиндином. На основании слова Божия и учения св. отцов он с непререкаемой силой доказал Акиндину несотворенность действий Божиих, их различие от Божией сущности в наших умопредставлениях, и опроверг все его возражения против этого. Собор признал учение Паламы православным, а Варлаама и Акиндина, если не раскаются в своих заблуждениях, положил отлучить от церкви 37 . Но не столько обнаружилась великан ревность св. Григория по православию в опровержении на двух соборах Варлаама и Акиндина, сколько в перенесении им тяжких гонений и страданий за истину. Господу угодно было, чтобы ревность св. Паламы по истинной Вере и церкви очистилась в искушениях, как злато в горниле, и явилась во всем блеске и силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

отцов 111 . Второй собор, бывший в Августе того же года и в том же храме, определил отлучить от церкви Варлаама, Акиндина и всякого, кто будет последовать их учению, и утвердил учение о существовании действий в Боге и о различии их от сущности Божией 112 . Третий собор, бывший 1347 года в месяце Феврале, в царских Палатах, лишил сана Патриарха Калеку за то, что он осудил учение св. Григория о различии сущности и действии Божиих и признал главенство папы, а св. Паламу собор провозгласил глубоким, истинно православным Богословом 113 . На четвертом соборе, бывшем 1351 года в Мае и Июне в царских палатах, Варлаам, Акиндин и последователи их преданы анафеме 114 . Сущность соборных определений состоит в следующем: 1) есть Богоприличное различие существа и действия Божия; 2) действие Божие не создано; 3) несозданное действие не производит сложения в Боге; 4) слово «Бог» употребляется Богословами для означения как существа, так и действия Божия; 5) существо Божие полагается (в наших умопредставлениях) прежде действия Божия, как его причина; 6) наконец, участвующий в действии Бога участвует (по нераздельности существа и действия) и в Его существе. Из определений сего и прежних соборов на Варлаама, Акиндина, Григораса и других последователей их составлены три книги в двух томах. Император Кантакузен решился провозгласить и освятить эти определения особенным образом. А потому спустя два месяца после собора, т. е. 15-го августа 1351 года, в день успения Богоматери, в храме св. Софии, после утрени, эти книги торжественно были читаны в присутствии Императора, Патриарха Каллиста, Епископов, священников, всего клира церковного, сенаторов и великого множества народа. По окончании чтения, Император во всем своем царском облачении внес эти книги в св. олтарь и вручил их Патриарху, совершающему Божественную Литургию 115 . Определения этих соборов доказывают, что св. Палама не разделял и не различал на самом деле сущности и действий Божиих и не проповедовал учения о двубожии и многобожии, как это доказывали его враги.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

1. Семь книг против Акиндина. Этот ученик Варлаама привел в некоторую систему заблуждения своего учителя и не мало написал вопреки учению Восточной Церкви. Не разумея истинного смысла учения св. Паламы и Восточной Церкви о мысленном различии сущности и действий Божиих, Акиндин в своих сочинениях привязывается к одним словам и выражениям, отдельно взятым из сочинений Паламы. Учение св. Паламы о различии сущности Бога от Его действий послужило ему предлогом к уличению св. отца будто бы в двубожии, многобожии и разных ересях. Между тем, смешивая богословские понятия одни с другими и упорствуя в борьбе с Православием, Акиндин сам впал в великие заблуждения. Против этих то выходок и заблуждений его и направлено рассматриваемое нами сочинение святого Григория. Заблуждения Акиндина и опровержения их Паламой в семи книгах (частях) относятся к следующим шести вопросам касательно сущности и действий Божиих: 1. Есть ли различие между сущностью и действиями Божиими? 2. Если есть различие, между ними, то действия Божии созданы, или не созданы? 3. Не созданные действия Божии не производят ли сложности в Боге? 4. Слова «Бог, Божество» употребляются ли только для означения сущности Божией, или и Божественных действий? 5. Существо Божие выше ли действий Божиих. 6. Поскольку мы имеем общение с Богом, то в существе ли Его участвуем, или в Его действиях? Книга 1. Акиндин учил, что Бог весь есть сущность. Свойства и действия Его – также сущность. В действительности в Нем нет действий. Только Сын и св. Дух суть действия Отца. А если нет действий, то нет и различия между сущностью и действиями Божиими. Св. Палама в 1-й книге рассуждает об общих несозданных действиях св. Троицы, доказывает их существование в Боге. Ибо все существа миров имеют свои действия, тем более Творец существ Бог . Но эти действия Божии не суть Ипостаси, Лица Сына и св. Духа. Действия общи всем трем Лицам. И действия Божии не совершенно тоже, что сущность Божия. Сущность Бога есть источник Его Божественных действий. Сущность одна, а действий много. Сущность не постижима никакой мыслью ума, не приступна и не делима, а действие может быть постигаемо, видимо и разнообразиться. Ложно рассуждая о сущности и действиях Божиих Акиндин и его последователи впадают более, чем в 50 ересей, одна из другой вытекающие. На их мнениях могут утверждаться все ереси. Дважды будучи посрамлены совершенно на двух соборах, они снова восстали против Православия и чтоб защитить себя, или лучше, больше обличить себя, они, Акиндин и его друзья, решились повредить определения двух соборов против них, и изъясняли их в свою пользу. За то они и подверглись страшному отлучению, высказанному в этих определениях. Заключение первой книги составляет увещание Варлаамитам обратиться ко Православию, а православным отвращаться от упорствующих в ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

К неизданным беседам св. Паламы, находящимся в рукописях Библиотек Королевской и Коислинианской принадлежат 80 : 13. Беседа о взаимном согласии; 14. Беседа – на мытаря и Фарисея; 15. Беседа о блудном сыне; 16. Беседа о втором пришествии Христовом; 17. Беседа о посте; 18. Беседа о вере; в ней изложено Православное исповедание веры. Произнесена в неделю Православия; 19. Беседа о посте и молитве; 20. Беседа во вторую неделю Четыредесятницы – о исцелении Господом расслабленного в Капернауме; 21. Беседа о честном и животворящем Кресте Господ.; 22. Беседа на Евангелие в четвертую неделю св. Четыредесятницы о внутренних помышлениях; 23. Беседа о милостыни; 24. Беседа о воплощении Христовом; 25. Беседа о таинстве субботы и недели; 26. Беседа в неделю Мироносиц – о том, что Богоматерь первая увидела воскресшего из мертвых Господа; 27. Беседа в неделю о Самарянине – о презрении временного; 28. Беседа на Вознесение Господне; 29. Беседа на тот же праздник о страданиях и добродетелях; 30. Беседа об искушениях: о брани мысленной и чувственной со врагом нашего спасения; 31. Беседа в праздник Пятидесятницы – о покаянии; 32. Беседа в неделю всех Святых; 33. Беседа во время жатвы – о будущей, мысленной для нас жатве; 34. Беседа на Евангелие о исцелении в Капернауме расслабленного – о печали по Боге; 35. Беседа на Евангелие о двух слепцах, исцеленных Иисусом Христом – о том, что вера познается от дел покаяния; 36. Беседа в первый день Августа, во время крестного хода. 37. Беседа об искушениях; 38. Беседа о добродетелях и пороках, и о том, что мир, в котором живет диавол, не составляют создания Божии (неразумная природа), но те (люди), которые через злоупотребление созданий подчиняются ему. Она произнесена так же во время крестного хода; 39. Беседа на притчу: уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси... ( Мф.18:23 ): о снисхождении и сострадании; 40. Беседа на честное Успение Пресвятой Девы Марии; 41. Беседа на первое утреннее воскресное Евангелие – о том, что и Божественное крещение не спасает человека, если он не заботится об исполнении заповедей Божиих;

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Судя по выражениям и отрывкам, которые приводят из этих писем обвинители святого Паламы, можно утверждать, что все они имеют тон обличительный и направлены против ересей Варлаама и Акиндина 75 . Эти послания перечисляют: Монтфавком, Фабриций и другие 76 . Они суть следующие: а) К Акиндину, – посланное в Фессалоники прежде Соборного определения на Варлаама и Акиндина. Оно относится к 1338 году, писано в опровержение клевет, разпространяемых Варлаамом против жизни монахов. По свидетельству Кантакузена, это послание заключает в себе следующие мысли: св. Григорий Палама вместе с другими монахами (пишет) просит Варлаама, «чтобы он не злословил монахов, основываясь на словах простого старца, который, по его просьбе, указал ему одни внешние правила подвижнической жизни, и, чтобы клеветами не отвращал людей от совершеннейшего образа жизни. А если хочет узнать истинное учение о святой жизни и о духовных видениях угодников Божиих, должен сам вести подвижническую жизнь и просить вразумления от Господа, или обратиться к мужу, которого Бог удостоил Своей благодати. Многие из святых телесными очами видели осиявший их небесный свет. Так многие из древних Христиан, во время своих страданий за Христа, были объяты небесным светом. Апостолы видели на Фаворе небесный свет, и, не выдержав сияния лица Спасителева, пали лиц на землю. Если они, будучи людьми и притом еще не совершенными, могли видеть Божественный и не сотворенный свет: то непогрешим, если скажем, что святые, просвещенные от Бога, и ныне видят Божественный свет. А потому монахи просят Варлаама не говорить и не писать о таких предметах, о которых он мало знает, и, написанное против них уничтожить, чтобы не причинить вреда другим» 77 . б) К императрице Анне Палеологовой – Это послание святой Палама написал около 1345 года из заключения, которому подверг его Патриарх Калека за Православие. Восхвалив в начале послания Императора Андроника младшего за ревностную защиту Православного учения, св. Палама выражает желание, чтобы и она, подобно своему супругу, восстановила мир в Церкви, защитила православное учение, против коего восстают новые еретики.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Во все время тринадцати летнего святительства своего он был правилом Веры и образцом св. жизни. Особенное благоразумие во всех делах, твердость, терпение и великодушие, глубокое смирение и незлобие были, по замечанию современников, украшением души сего святителя. За эти то качества и подвиги свои св. Палама еще при жизни своей причислен некоторыми писателями Греческими к отцам Вселенской Церкви, и, как защитник несотворенного Фаворского света и вообще благодати Пресвятой Троицы, назван ими «Сыном Божественного света 45 ». 14-го Ноября 1360-го года св. Григорий Палама переселился в блаженную вечность на 63-м году 46 своей многотрудной и многополезной для св. Церкви жизни. Тогдашний Константинопольский Патриарх Филофей почтил его кончину прекрасным, надгробным словом 47 . Господь сам скоро прославил своего угодника. Нетленные мощи св. Григория, вскоре после его блаженной кончины, соделались обильным источником чудес и исцелений. (Они и теперь находятся в Солуни.) Собор, бывший в Константинополе 1368-го года против монаха Прохора Кидония (он хотел распространить в Афонской Лавре учение Варлаама и Акиндина) торжественно причислил св. Григория Паламу к лику святых и определил ежегодно совершать его память во вторую неделю великого поста. Самым временем воспоминания этого св. мужа Собор показал, что св. Палама был великий подвижник, Защитник Веры и благочестия, непоколебимый столп православной Церкви и соревнователь св. Апостолов и св. отцов вселенских 48 . Вот как святейший Патриарх Филофей со всем собором выразил любовь и уважение свое и всей Греческой церкви к св. Григорию и его заслугам Православию. «Григорию, святейшему Митрополиту Фессалонитскому, который на соборе, в большой церкви (Софии) посрамил Варлаама и Акиндина, – виновников и изобретателей ересей, который письменными памятниками, речами и прениями весьма мудро и мужественно подвизался за общую Христову церковь и, согласно с писаниями и богословами, их толкователями, проповедал одно Блжество и одного Бога в Троице пребывающего, одаренного способностью действия и воли, всемогущего, во всех отношениях несозданного, – (сему святителю) вечная память» 49 . Б. Творения Св. Паламы

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Мы увеличим производимые ими те блага, о которых они ходатайствуют для нас пред Богом, не иначе, как устремляясь к ним (святым) и их подвигам, как бы к каким-нибудь Богоглаголивым светильникам, более и более сознавая и принимая исходящую от них благодетельную силу. Обращаясь потом к празднуемым Апостолам св. Григорий Палама называет их Архипастырями, Архистроителями общей Веры и благочестия, светильниками осиявающими Церковь , в равной мере соделавшимися причастниками Христу, вечному Свету, осияющему души верных. Примером падения и восстания Апостола Петра, св. Григорий Палама учит верующих: – а) скоро исправлять свои погрешности самосознанием и чистосердечным раскаянием и б) смиряться и не противиться Господу, призывающему нас ко спасению через своих святых. Апостола Павла св. Григорий представляет в примере терпения, любви ко Христу и верующим, ревности по Боге, смирения, словом, говорит Палама, Апостол Павел ничуть не меньше Петра по добродетели и заслугам. Наконец св. Палама примером св. Апостолов Петра и Павла побуждает своих слушателей к смирению и раскаянию, показывает, что покаяние, проистекающее из чистосердечного сознания и самообличения, соделовает печаль по Бозе и, следовательно, спасение через исправление жизни. 10. Слово, произнесенное во время жатвы; в нем говорится о духовной жатве. – Человек и мир, в котором он живет и действует, суть произведения одного художника, Бога; они имеют взаимное сходство и превосходят друг друга первый умом, а другой огромностью; человек превосходит все вещи в мире: а) умом, который есть образ Божий и знает Бога и один только из находящихся в мире предметов бывает, если пожелает, богом, возвышая благодатию Божией и в свое смиренное тело; б) всеобъемлющим познанием и в) тем, что Господь Сам благоволил облечься в человеческую природу нашего ради спасения, и вознес ее превыше всякого начальства и власти, в всякого имени, именуемого в сем и в будущем веке; посему мудро и человеколюбиво Он почтил ее многими, даже многоразличными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010