1124 Под 1250 годом, 2 издание стр. 535 fin. sqq. Из всех рассказов, а преимущественно из рассказа летописи, ясно видно, что поклонение было требовано один раз, именно – пред тем, как князья должны были представляться ханам. 1126 По нашему нарочитому сказанию, настоятельно увещевал Михаила Всеволодовича исполнить волю Батыя внук его Борис Василькович ростовский. По Плано-Карпини, который также говорит о неназываемом им по имени боярине сейчас сказанное нами, Батый посылал в Михаилу с увещанием бывшего в Орде сына Ярославова, т. е. сына великого князя Ярослава Всеволодовича. 1127 В нашем нарочитом сказании: „Убийцы (князя) приехаша, скочиша с конь и яша Михаила и растягоша за руце, почаша бити руками по сердцю; посемь повергоша его ниц на землю и бияхуть и пятами; сему же надолзе бывшю, некто, быв прежде христьян и последи же отвержеся веры христьянская и бысть поган законопреступник, именем Доман, сий отреза главу святому мученику Михаилу и отверже ю прочь... (потом) начаша Феодора мучити, якоже и преже Михаила; послеже честную главу его урезаша” 1128 Что, может быть, должно понимать не так, чтобы хотели предать их возможно большему позору, а так, что только не хотели удостоить их соответствующего погребения. По свидетельству Пржевальского, Монголы в настоящее время закапывают в землю только трупы князей и важных лам, а все прочие трупы выбрасывают на съедение собакам и хищным зверям и птицам. 1129 Год мученической смерти Михаила Всеволодовича показывается двояко: по нарочитому сказанию и по Ипатской летописи он есть 1245, по Лаврентьевской и так называемой Академической летописям – 1246. Принимая второй год, мы основываемся на том предположении, что не ошибается Лаврентьевская летопись, когда относит смерть князя к одному и тому же году со смертью великого князя Ярослава Всеволодовича, а относительно этого последнего нам известно из Плано-Карпини, что он умер в 1246 году, а не ранее. Месяц и число, как мы сказали, – Сентября 20-е. 1130 Снегирёва Памятники Московской древности, стр. 67 col. 1 fin. (любопытное послание царя к чудотворцам, молящее их прибыть в Москву, ibid., пояснительных примечаний стр. 4, л).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1227 г. М. В. согласился на брак своей дочери Марии с Ростовским кн. мч. Василько Константиновичем. Т. о. еще более укрепились династические связи М. В. с правителями Сев.-Вост. Руси. В 1228 г. М. В. принял участие в походе на Владимир-Волынский в коалиции русских князей под командованием Киевского вел. кн. Владимира Рюриковича и половецкого хана Котяна Сутоевича. Вмешавшись в новый конфликт кн. Ярослава Всеволодовича с новгородцами, М. В. принял сторону последнего и весной-осенью 1229 г. вновь сел на престол в Чернигове, оставив в Новгороде своим наместником старшего сына Ростислава. Во время краткого пребывания в Новгороде М. В. предложил избрать нового архиепископа. Вместо ушедшего на покой из-за болезни Антония на Новгородскую кафедру был избран по жребию Спиридон , диак. новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия монастыря . Жребий тянул кн. Ростислав. М. В. подтвердил грамоты кн. Ярослава новгородцам. В отсутствие отца малолетнему кн. Ростиславу не удалось справиться с голодом и эпидемиями в Новгородской земле, с ее острым внутриполитическим конфликтом. 8 дек. 1230 г. кн. Ростислав Михайлович и часть новгородских бояр - сторонников М. В. были вынуждены покинуть Новгородскую землю. Т. о. М. В. лишился новгородского стола, на к-рый вновь вернулся кн. Ярослав Всеволодович. В 1230 г. Владимирскому кн. Георгию Всеволодовичу, Киевскому вел. кн. Владимиру Рюриковичу и митр. Кириллу I (II) ценой больших усилий удалось примирить М. В. и Ярослава Всеволодовича. Однако это перемирие было недолгим. В 1231 г. М. В. из Чернигова приезжал в Киев, где участвовал во встрече южнорус. князей во главе с кн. Владимиром Рюриковичем. Тогда же М. В. присутствовал на хиротонии Кирилла во епископа Ростовского, которую возглавил митр. Кирилл I (II). В 1231-1232 гг. М. В. окончательно разорвал военно-политический союз с Владимирским и Киевским вел. князьями. В ответ в 1232 г. владения М. В. подверглись разорению. Кн. Георгий Всеволодович сам не решился предпринять поход против своего шурина, но не препятствовал тому, чтобы против М. В. выступили его брат кн. Ярослав Всеволодович, Константиновичи и новгородцы, которые, проникнув в бассейн В. Оки, сожгли Серенск и разорили окрестности Мосальска.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Летописная статья 1231 г. содержит восторженную похвалу ростовскому владыке, который «не оста ничим же прежних епископъ» (т. е. ни в чем не уступал прежним епископам), «вследуя нравом ихъ и ученью, н[е] токмо бо словом уча, но и делом кажа», так что «вся приходящая удивлеся… и вся приходящая (приходили. – А. К.) изъ окрестъных град в святую зборную церковь Святыя Богородица: ово послушающе ученья его еже от святыхъ книг, ова же хотяще видети украшенья святыя церькви Пречистыя Владычица нашея Богородици…» 14 августа того же 1231 г., в канун Успения Пресв. Богородицы, епископ Кирилл освятил Успенский собор «великим священьем» вместе с иереями, созванными им в Ростов для участия в церковном соборе. На торжестве присутствовали все трое князей Константиновичей, игумены, священники, диаконы, черноризцы, а также все горожане «и много множество людии». Зимой 1237/38 г., во время нашествия монголо-татар на Северо-Восточную Русь, епископ Кирилл бежал из Ростова на Белоозеро, где и «избыв ратных», по словам летописца. Он вернулся уже после Батыева разгрома. Именно Кириллу суждено было отыскать и перенести в Ростов обезглавленное тело великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, погибшего в битве с татарами на р. Сити 4 марта 1238 г. Совершив положенное отпевание, Кирилл вместе с ростовскими игуменами и священниками погреб тело в ростовском Успенском соборе (позднее в гроб была вложена и голова великого князя). Тогда же принял мученическую кончину ростовский князь Василько Константинович. Кирилл вместе с вдовой Василька княгиней Марией Михайловной (дочерью Михаила Всеволодовича Черниговского) посылает за его телом и, при всеобщем стечении народа, также погребает его в ростовском Успенском соборе. В 1239 г. по повелению нового великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича тело Юрия Всеволодовича было перенесено из Ростова во Владимир. Епископ Кирилл вместе с архимандритом владимирского Рождественского монастыря Дионисием встречали тело князя близ города и далее в сопровождении духовенства и всего народа внесли его во владимирский Успенский собор, где и похоронили в каменной гробнице, рядом с телом его отца великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Rostovs...

Когда, по смерти Всеволода Георгиевича, были первоначально распри между вторым его сыном – Георгием, получившим по воле родителя великокняжеский престол, и старшим сыном Константином, князем Ростовским, Ярослав Всеволодович держал сторону Георгия, ходил с ним два раза к Ростову против Константина, причем только во второй поход было небольшое кровопролитие: братья-князья покуда примирились. Вновь возникшая в 1216 году между ними вражда кончилась кровопролитным Липецким сражением (21-го апреля 1216 года) и лишением Георгия на время (до смерти Константина) великокняжеского престола. Почти все время, как великокняжеский престол занимали, то один, то другой, старшие братья Ярослава Всеволодовича, он владел родным своим Переславлем, – владел им даже тогда, когда стал, по вызову Новгородцев, нередко уезжать на княжение в их город. Он, очевидно, не хотел постоянно княжить в вольнолюбивом Новгороде и являлся туда только для защиты Новгородской области от ее соседей (литвы, немцев, еми, чуди), над которыми и одержал много славных побед. Вместе с тем, одному из соседних с Новгородской областью народов Ярослав Всеволодович оказал великое благодеяние: в 1227 году он послал из Новгорода миссию для крещения северного племени корелов и крестил едва не все это племя. – Новгородом Ярослав Всеволодович управлял и через сыновей своих. Так, в 1228 году, уезжая из Новгорода в Переславль, он оставил в Новгороде сыновей своих: Феодора и Александра; оставил их княжить там и в 1230 году. Живя в Переславле, Ярослав Всеволодович помогал иногда брату своему великому князю Георгию в военных делах. Так, однажды, он посылал полки свои с великокняжескими полками на половцев (1220), а в другой раз сам ходил с великим князем в поход на мордву (1229). Вражда с Черниговским князем Михаилом Всеволодовичем (после мучеником за веру Христову в Орде) составляет покуда некоторую тень в жизни Ярослава Всеволодовича. В 1233 году постигло Ярослава Всеволодовича тяжкое горе: он лишился своего старшего сына Феодора, который скончался в Новгороде, будучи лет 14, в то самое время, когда готовились к его брачному торжеству. Земной жених был взят в небесные чертоги. Церковь причла его к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Новогородцы, выслушав речь пскович, на вече сказали Ярославу, что они без пскович на рижан не идут. И хотя князь их усильно к тому склонял, но они не послушали и паче просили, чтоб он свои полки отпустил, что он принужден учинить и отпустил. А псковичи, которые брали от Ярослава дары и вести пересылали, тех выгнали, сказав им: «Вы нам не братья, пойдите к вашему князю». И о сем в Новеграде учинилось в народе великое беспокойство и на Ярослава нарекание. Ярослав Всеволодович выехал из Новаграда в Переяславль и с княгинею, а в Новегороде оставил два сына, Феодора и Александра, с боярином Феодором Даниловичем и судиею Якимом. Знатные, согласясь, послали паки Ярослава просить, но с безумным предложением, чтоб ему самому не судить и судей от себя не определять, а судить выбранными от концов новгородцами. Ярослав же, обругав требование их, послал в Новград и велел сыном своим и бояром выехать к себе, которые благополучно прибыли к нему в Переялавль. Новгородцы, учиня вече, паки послали звать князя Михаила Черниговского. Лета 6737 (1229). Князь Михаил Всеволодович прибыл в Новград в субботу Фомины седмицы апреля 21 дня. Ярослав Всеволодович по смусчению клеветников злобствуя тайно на брата Юрия, якобы Михаила Всеволодовича в Новеграде посажен, а он изгнан по промыслу Юриеву. И как он сам един ничего учинить противо Юрия не мог, то послав тайно в Ростов Василька и Всеволода, поссорил со стрыем их великим князем Юрием, и, приобсча их к себе, готовились на войну. Юрий, уведав о том тайно, не хотел верить, однакож, хотя испытать истину того, послал к ним и другим братии, чтоб съехались на совет сентября к осьмому числу, объявя им, что имеет с ними о весьма нуждном деле советовать. Ярослав весьма не хотел ехать, но, уведав, что Констянтиновичи ростовские без отрицания поехали, и сам приехал. И как съехались, князь великий представлял им о некоторых между ими враждах во владениях и увещевал к примирению и доброму согласию. Потом спрашивал у них о причине, за что на него восстают без всякой от него причины. Они же, познав коварство клеветников, просили его о просчении, что он охотно им обесчал, и они крест ему все целовали на том, чтоб иметь его отцом. По котором того же 8 сентября, в день Рождества Богородицы, праздновали, и учинил Юрий для них великий мир у епископа Митрофана, потом у Юрия. И веселяся целую седмицу, разъехались с любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все это можно видеть из тех похвал Константину Всеволодовичу, которые летописец высказывает ему, описывая его проводы в Новгород на княжение в 1205 году. 1 марта в этом году, когда Константину Всеволодовичу было около 20 лет, родитель отпустил его на княжение в Новгород. Летописец подробно передает о том, что Константина Всеволодовича провожали далеко за город отец его и братья и так много народа, что был говор этого множества велик, «аки до небеси»; изображает при этом соединение в чувствах народных радости и печали, выражавшейся в плаче об удалении «отца сиротам и кормителя, печальным великаго утешения, звезды светоносной». Назвав Константина Всеволодовича «звездой светоносной», летописец добавляет: «ибо на весь церковный чин Бог отверз ему сердечныя очи». Сказав далее, что Константин Всеволодович был исполнителем изречений св. Писания о милостыне, летописец заключает свои восхваления словами: «в нем жили мужество и ум, правда и истина с ним ходили, он был мудростию второй Соломон». Вскоре по приезде в Новгород Константин Всеволодович получил сильно опечалившее его известие о кончине своей многострадальной матери, которой он был любимым сыном и которая на другой день по отъезде его приняла пострижение в иночество в построенном ею монастыре, а 19 марта скончалась 72 . В августе 1207 г. Константин Всеволодович был вызван из Новгорода своим родителем, намеревавшимся выступить в поход против Черниговских князей. Новгородский князь, набрав большое войско из Новгородцев, Псковитян, Ладожан и Новоторжцев, выступил в Москву, где и дожидался родителя. Поход этот кончился только наказанием Рязанских князей за измену 73 . После этого похода Константин Всеволодович возвратился со своим родителем во Владимир, где через несколько дней, 25 ноября, устроил торжество освящения церкви св. Архангела Михаила, которую воздвиг на дворе своем 74 . Церковное торжество было соединено с богатой трапезой для народа. По этому поводу летописец сравнивает Константина Всеволодовича с Соломоном, устроившим по освящении храма Иерусалимского всенародное пиршество, – говорит, что народ благословил доброго и разумного князя, подобно тому, как израильтяне благословили Соломона, и сам восхваляет Константина Всеволодовича за «разлитье» (любвеобильность) сердца и мудрость, говоря, что мудрость его распространилась «паче смысла всех человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010