В нач. 1237 г. (возможно, в 1238, после захвата Дорогичина) Д. Р. и Василько убедили литов. кн. Миндовга и новогрудского кн. Изяслава напасть на Мазовию. В то же время Романовичи уехали в Венгрию по вызову Белы IV, чтобы помочь австр. герц. Фридриху II Бабенбергу, сражавшемуся против имп. Фридриха II Гогенштауфена. Заняв в 1238 г. киевский стол, Михаил Всеволодович отобрал у Д. Р. Перемышль, а в Галич посадил своего сына Ростислава. В ответ Д. Р., воспользовавшись походом кн. Ростислава на Литву, зимой 1238/39 г. захватил Галич, призванный на княжение «мужами градскими» - галицкими горожанами. В кафедральном Успенском соборе повторно совершилось настолование князя. Передаче власти Д. Р. воспротивились лишь местный еп. Артемий и «дворский» Григорий. Кн. Ростислав бежал в Венгрию, где вскоре женился на Анне, дочери кор. Белы IV. В 1239 г., пользуясь замешательством, царившим в Юго-Вост. Руси в связи с нашествием ордынцев, Д. Р. захватил Киев и поставил там наместником своего боярина Дмитра. 6 дек. (или 19 нояб.) 1240 г. Киев был занят войсками хана Батыя. Зимой 1240/41 г. захватчики опустошили галицко-волынские земли: были взяты Галич, Владимир-Волынский, Звенигород, Перемышль, Теребовль, Колодяжин и др. города, часть городов была полностью уничтожена. В качестве уцелевших Галицко-Волынская летопись называет Холм и отдельные крепости (Кременец, Данилов) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 786). Д. Р. узнал о набеге на пути из Венгрии, где вел окончившиеся неудачей переговоры о браке своего старшего сына Льва Даниловича с одной из дочерей Белы IV. Д. Р. вернулся в Венгрию, затем отправился в Польшу, где соединился с бежавшей туда семьей. Во время походов Батыя на Польшу Д. Р. скрывался в Мазовии; кн. Болеслав I, сын Конрада I, дал Д. Р. в кормление Вышегрод. После ухода монголов Д. Р. и Василько вернулись на Волынь, заняв по пути Дорогичин, временно осажденный мазовецким гарнизоном. В последующие 4 года Д. Р. активно занимался восстановлением разоренного захватчиками гос-ва и укреплением своей власти.

http://pravenc.ru/text/171312.html

Симптоматично, что у Краснова, как и у Рериха, царь приходит с Востока, из мистического Тибета. Но почему именно Тибета? Возможно, Краснов слышал о планах барона Унгерна уйти с остатками своей армии (после её разгрома в Монголии) в Тибет и поступить на службу к Далай-ламе – но рассказать ему о них мог только Н. Рерих, чей брат Владимир заведовал у Унгерна армейским обозом. Рерих мог также поведать Краснову и о мистической связи Петербурга с Лхасой, поскольку принимал участие в строительстве буддийского храма и даже удостоился получить от 13-го Далай-ламы приветственный шёлковый плат («хадак»). В романе Краснова и в рериховском Великом плане можно также усмотреть сближающую их идею возрождения России с помощью Владык Шамбалы – именно последние спасли царскую семью и послали её в «новую Россию» дабы восстановить там монархический строй. Итак, из Тибета в Россию с посольством Рериха должен был прибыть её новый правитель, «царь-мистик». Только кто он –старший Рерих (Николай III) или Рерих младший, Юрий, который, по отзывам современников, имел поразительное внешнее сходство с Николаем II? Не забудем, что Рерихи считали себя потомками Рюриковичей, великих князей и русских царей. В романе же Краснова на российский престол взошёл юный Всеволод Михайлович – воспитанник тибетских монахов, которого затем сменил Михаил II Всеволодович. Но и Рерихи, как мы помним, также собирались учиться в Тибете – у махатм! О юноше-царе (Михаиле II) Краснов говорит высоким стилем, в духе Рериха: «Он был олицетворением сказки, он был «грёзой мечты золотой», звавшей в царство радости и счастья. Он был Царь – Помазанник Божий». Есть в романе Краснова и другой сюжетный ход, имеющий явную параллель в Великом плане: герой романа русский художник-эмигрант Пётр Константинович (!) Коренев организует экспедицию из Германии в Россию, чтобы доказать эмигрантам, что Россия не погибла («И я верю, верю, что та, прекрасная, Русь не могла погибнуть без остатка»). В её состав входят несколько иностранцев (немцы и одна американка).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

506. Василий Федорович, князь фоминско-березуйский, племени князей смоленских, старший из трех сыновей Федора меньшего Константиновича, князя фоминско-березуйского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он, приняв, в XIV в., название своей родовой волости козловской, первый начал писаться князем козловским и оставил одного сына, Ивана, князя Козловского 810). 507. Василько (Василий) Борисович 507, Василько (Василий) Борисович, князь друцкий, племеникиязей полоцких, по Татищеву – старший из двух сыновей Бориса Давидовича, князя друцкого 400), от первого брака с неизвестною. – Именуемый только в повествованиях .Татищева, отвергать которые вообще нельзя, князь этот, по предположению г. Соловьева, весьма правдоподобному, княжил в Герсике, городе ливонском, который он и потерял в 1209 г., (Ист. Рос. с древн, врем. т. II, с. 367–368 и прим. 436. Изд. 1869); после же того, по Татищеву, находился в земле двинской, где упоминается под 1217 г. (Ист. Росс. etc. ч. III, с. 103 и д.). Никаких других сведений о нем нет. Примечание. Карамзину князь этот кажется сомнительным. 508. Василько (Василий) Брячиславичь 508. Василько (Василий) Брячиславичь, князь витебский, из племени князей полоцких, единственный сын Братислава Васильковича (Васильевича), князя витебского 414), от брака с неизвестной. – О времени его рождения – вероятнее, в Витебске – сведения нет; вместе с другими князьями кривскими (полоцкими) и своим отцом, ходнлк к Друцку на помощь Святославу Всеволодовичу, князю киевскому ), ополчившемуся против Ростиславичей смоленских, в 1180 г.; был одной из причин войны Одьговичей черниговских с Ростиславичами смоленскими, кончившейся неудачно для последних, в 1196 г. Время его смерти и место погребения тела – не указываются. От брака, с дочерью Давида Ростиславича, князя смоленского 642), неизвестной по имени, имел дочь Любовь 116), за Всеволодом III Юрьевичем (Георгиевичем) Большое-Гнездо, великим князем владимиро-суздальским 58). 509. Василько Володаревич (Василий Владимирович)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В течение 1237–1242 года армия, посланная монгольским императором, завоевала Севере-Восточную Россию, Киевщину, Польшу, Венгрию и Моравию и вторглась в пределы Австрии и Балкан. Получив известие о смерти императора Угедея, монгольское войско, не потерпев ни одного поражения, двинулось через Молдавию и Валахию обратно на восток. Один из главных военачальников, внук Чингиз-хана, князь Бату или Батый, остановился в Поволжье и присоединил страну «орусов» вместе с Кипчаком и Северным Кавказом к территории своего удела, входившего в состав великой монгольской империи. Русские северо-восточные князья были оставлены в своих отчинах, утверждены в качестве местных правителей. Им пришлось поехать в ставку Батыя, где великого князя Ярослава Всеволодовича, а вслед за ним и других князей Ростово-Суздальской земли пожаловали княжениями и отпустили, «расу див им когождо в свою отчину». На Руси признали, что Русская земля «стала землей Батыя и каана». Первые годы владычества татар совпали с временем междуцарствия в монгольской империи, когда делами правила вдова императора Угедея – Туракина. При дворе регентши стал пользоваться полным доверием магометанин Абдул-Рахман, прибывший первоначально в Монголию в качестве купца. В самом конце царствования Угедея ему, вопреки настояниям главного министра Елюй-Чуцая был отдан на откуп сбор налогов в Северном Китае. При Туракине его поставили во главе управления финансами империи, и откупная система получила вслед за тем, широкое применение. В правление Гуюка (1246–1248) большое количество купцов доставали разрешения на сбор налогов с провинций в виде платы за поставки на императора. Подобного рода способ сбора податей практиковался при Туракине и Гуюк-каане, по-видимому, и в пределах завоеванной России. Не видели мы со стороны Орды, в первые десятилетия владычества, попыток изменить и основное направление «внешней» политики Владимирского стола. Интересы Батыя и его ближайших преемников (Сартака, Улагчи) побуждали Орду итти навстречу общеруским притязаниям владимирского князя, поддерживая последнего в его соперничестве с черниговским князем. Интересы эти обусловливались опасностью, грозившей владычеству монголов с Запада, и той позицией, которую занял по отношению к Орде черниговский князь Михаил. В условиях ига получила неожиданное завершение старая борьба за Киев и за преобладание на русской равнине между княжеством Черниговским и великим княжеством Владимирским, продолжавшаяся со второй половины XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Родной край: страницы истории Загорья», в музее истории школы «Моя малая Родина». Филатова Тамара Спиридоновна, учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ. Социально-психологическая помощь семье и ребенку. «По щучьему велению, по моему хотению» . Проводят Ляпкова Зоя Семеновна, заместитель директора по соцзащите, Чекалкина Жанна Геннадьевна, психолог. Наверх 1.12 и. Секция «Традиционная семейно-родовая культура и преемственность служения Отечеству в современном образовании» Председатель: Шуринов Александр Сергеевич, член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, Действительный член Историко-Родословного Общества в Москве и Общества потомков дворянских родов (РДС), ведущий специалист по системным объектам, руководитель Центра «Родовая семья». Время проведения: 2 февраля, 10.00. Место проведения: музей-панорама «Бородинская битва», административный корпус, Кутузовский проспект, д. 38. Проезд: м. «Парк Победы» или «Кутузовская», 200 м пешком по Кутузовскому проспекту (или 1 остановка на троллейбусе), Административный корпус, 2-ой этаж, конференц-зал. 1. Курбатов Андрей Всеволодович, в. н. с. Института управления образованием РАО, научный руководитель ЦО 1804, к. т. н. «Роль традиционной семейно-родовой культуры в купировании деструктивных процессов в обществе». 2. Пряхин Михаил Николаевич, доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН, к. филос. н. «Закон сохранения рода. К постановке проблемы». 3. Шуринов Александр Сергеевич, член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, руководитель Центра семейного воспитания «Родовая семья». «Родовая семья как механизм преемственности поколений и передачи духовного опыта служения Отечеству». 4. Александрова Наталья Анатольевна, руководитель программ «Родословие», «Земляки» Федеральной программы РФ «Отечество», заведующая сектором истории и специальных исторических дисциплин МГДД(Ю)Т. «Из опыта реализации программы “Родословие”». 5. Смирнова Ирина Всеволодовна, заместитель директора ГОУ ЦО по воспитательной работе. «Технология внедрения тематики изучения семейно-родового уклада в ГОУ ЦО

http://pravoslavie.ru/423.html

Но через два года судьба призывала Мстислава к иному подвигу. В то время как русские князья и дружины их тратили силы в междоусобиях, в неведомых восточных странах совершались великие перевороты. На северной границе китайской империи хан Темучин, властитель монголов, народа, прежде подвластного татарам-ниучам, сделался сам повелителем многочисленных татарских племен, разорил часть китайской империи и взял Пекин, потом обратился на запад, завоевал и разорил могущественную и цветущую империю турков харазских 13 и положил основание обширнейшей империи, когда-либо существовавшей в Азии. Он владел неизмеримыми пространствами от Амура до Волги, повелевал множеством народов, составлявших его военную силу, и был прозван Чингис-Ханом, т. е. великим ханом. Его завоевательные движения достигли до половцев. Татары столкнулись с половцами на восточном берегу Каспийского моря, где половцы были заодно с аланами (жителями Дагестана). Чтобы отвлечь половцев от этого союза, предводители полчища, посланного Чингис-Ханом, сначала коварно сдружились с ними, уверивши их, что татары, будучи одного с ними племени, не хотят действовать против них враждебно. Половцы доверились им и отстали от аланов; но потом монголы, разделавшись с аланами, покорили и половцев. Половецкие князья, уже крещеные, Юрий Кончакович и Данило Кобякович были убиты. Татары гнались за их товарищами до вала Половецкого, отделявшего землю половецкую от русской. Половецкий хан Котян, тесть Мстислава Удалого, прибежал в Галич к зятю со страшным известием, что идет с востока несметная сила неведомых завоевателей. «Сегодня отняли нашу землю, завтра ваша взята будет», – говорил он. Мстислав разослал вестников к разным русским князьям и созывал их для совета об общем деле в Киеве. Много князей съехалось туда. Там были Мстислав Романович киевский, Мстислав Удалой галицкий, Мстислав черниговский, Даниил Романович волынский, Михаил Всеволодович, сыны Всеволода Чермного и многие другие. Только суздальский Юрий не приехал на совет. Хан Котян щедро одарил русских князей: конями, верблюдами, буйволами и невольницами, а другой князь половецкий, Бастый, принял Св. крещение. Мстислав Удалой умолял русских князей спешить на помощь половцам. «Если мы им не поможем, – говорил он, – то половцы пристанут к врагам, и сила их станет больше». После долгих совещаний князья решили соединенными силами идти в поход. «Лучше встретить врага на чужой земле, чем на своей», – говорили русские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Бежав, в 1080 г., из своих владимиро-волынских волостей в Тмутаракань, Ростиславичи, вместе с таким же как они, изгоем, Давидом, сыном Игоря Ярославича и племянником Всеволода, выгнали из Тмутаракани посадника Всеволодова, Ратибора, но через год сами были выгнаны оттуда Олегом, возвратившимся с Родоса (1081), нашли приют у Ярополка Изяславича Владимирского, успели приобрести себе приверженцев в самом Владимире, подобрали с помощью их дружину, что делалось в ту пору без особенного труда, и овладели Владимиром, вследствие чего Ярополк явился с жалобой к Всеволоду, а тот велел Мономаху привести всё в прежний порядок. С этой-то целью Мономах вторично явился к Ярополку в Броды, и летом 1084 г. Ярополк уже был снова водворён во Владимире, а союз Ростиславичей с Игоревичем распался, причём Игоревич, грабивший между тем, греческих купцов усмирился не ранее как получив от Всеволода Дорогобуж Волынский, город на р. Горыне, близ нынешнего Ровно. Но такое благоволение Всеволода к Игоревичу не нашло сочувствия в Ярополке Владимирском, который, считая Дорогобуж частью своего удела, начал злобиться на Всеволода и бежал к ляхам, покинув в Луцке мать и жену. Всеволод снова возложил устроение Владимиро-волынских дел на Мономаха, который, после новых побед над половцами у Красна и Варина одержанных, – последние при участии 16-летнего брата Мономахова, Ростислава – летом и осенью 1084 г., явился в 1085 г., к Луцку, забрал здесь семейство Ярополково, дружину его, много имения, и посадил на Владимирском столе Давида Игоревича. Однако, в следующем 1086 г. Ярополк возвратился в Россию и, примирившись, чрез друга своего Мономаха с Всеволодом, получил, по-прежнему, Владимир, чем конечно не могли быть довольны ни Ростиславичи, ни Игоревиче, последние в особенности. Но Ярополк недолго пользовался возвращённым уделом; через несколько дней по прибытии своём во Владимир, он выступил под Звенигород-Галицкий, принадлежавший тогда Ростиславичам, и там был изменнически убит каким-то Нерадцем, который немедленно бежал в Перемышль-Галицкий, к Рюрику Ростиславичу, как бы указав этим на виновников совершённого им убийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Таково же было положение Мономаха, когда 16 апреля 1113 г. умер в Киеве вел. кн. Святополк II, – государь, не пользовавшийся любовью народной, публично предпочитавший жене наложницу, постоянно занимавшийся коммерческими оборотами, напр., продажею соли, покровительственно относившийся к тяжкому для народа лихоимству киевских евреев, наконец, давно уже игравший роль второстепенную, тогда как главная принадлежала Мономаху. На другой же день по смерти великого князя, киевляне послали сказать Мономаху, находившемуся в Переяславле: «Пойди, княже, на стол отен и дяден». Но Мономах медлил, потому что, с одной стороны, не желал тотчас же выставляться нарушителем прав родового старейшинства Олега Черниговского, а с другой – знал очень хорошо, что киевляне не захотят подчиниться Олегу, союзничавшему с половцами и даже не участвовавшему в последнем походе князей к Дону. Осторожность Мономахова оправдалась: Киевляне, не видя желаемого князя, взбунтовались, разграбили дом преданного Святославичам тысячского Путяты, а также домы ненавистных народу жидов, и послали вторично звать Мономаха, с предупреждением, что если не примет он достоинства великокняжеского, то чернь киевская пойдёт на княгиню Святополкову, бояр, монастыри, – за что он же даст ответ Богу. Тогда Мономах решился исполнить желание киевлян, бывшее отголоском желания всего русского люда, и 20 апреля явился в Киев, где встретили его с великой честью. Обязанный избранием своим единственно народу, Мономах уже 60-летний старец, прежде всего позаботился о народе, и созвав в загородный Берестовский дворец тысячских окрестных городов, стал думать с ними об ограничении развитого евреями ростовщичества 44 . В этом собрании мужей присутствовал и боярин Олега Черниговского, Иван Чудинович, князь которого, несмотря на своё родовое старейшинство, не смел спорить с Мономахом о престоле великокняжеском, что лучше всего доказывает как искренно и единодушно был предпочтён потомок третьего сына Ярославова потомству второго. Олегова покорность Мономаху выразилась ещё очевиднее тем, что князь Черниговский принял личное участие в походе на половцев, которых, уже шёл отражать новый великий князь, едва успевший внести в дедову Русскую Правду узаконение о третных ростах 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

18 Воздвижения Креста на Торговищи и св. Михаила близь своего дворца или, по крайней мере, одну первую. 22 Между Всеволодовичами, как мы сказали, Юрий Долгорукий выдаётся тем, что стремился украсить каменными церквами все важнейшие пригороды своего Суздальского удела. Это наводит до некоторой степени на мысль, что уже он, потерпевший столько неудач в овладении престолом Киевским, впереди своего сына Андрея, напал на гениальную мысль возвысить свою внерусскую Русь на степень первенствующего удела и великого княжения. 23 Речи об архитектуре могут быть вполне понятными только при помощи планов и фасадов и вообще рисунков. Мы бы имели самое усердное желание снабдить свою книгу тетрадью рисунков, но в настоящее время, к сожалению, мы не в состоянии этого сделать. Если когда-нибудь будем в состоянии, то не преминем тотчас же исполнить своё желание. А пока будем отсылать читателя к другим книгам. 24 В Платоновом разговоре Евтифрон, в самом начале читаем (слова, обращённые Евтифроном к Сократу): Т νετερον, Σ κρατες, γγονεν, τι κα συ τς ν Λυκε καταλιπ ν διατριβς, νθδε νν διατρβεις περ το βασιλως στον: ο γρ κα σοι δκη τις ο σα τυγχνει πρς τν βασιλα, σπερ μο; 25 Наши тортовые ряды, в своей настоящей русской форме, которую они сохраняют ещё инде, быв подражанием рядам византийским, вышли из этих классических базилик: если в галереях базилик пристроить к стенам глухих комнат, которые бы составляли купеческие лавки, то это и будут наши ряды. [В позднейшее время всякие торговые ряды, помещались или не помещались в них судьи, назывались базиликами, см. Unger’a Quellen d. Byzanmin. Kunstgeschichte, I, 84 (Basilika der Pelzhändler-бaзuлuka меховщиков).] 26 В виде исключения у Римлян до позднейшего времени были базилики и с непокрытыми серединами или совершенно греческие; такова например, была basilica Ulpiana, построенная императором Траяном,– Hubsch’a Monuments de l’architecture chrétienne в переводе аббата Guerber’a, Paris, 1866, PL I, 27 Латинское absida из греческого ψ ς (и ψ ς),– δος. ψ ς, от πτω – соединяю, связываю, слаживаю (привожу одно в соприкосновение с другим), собственно значит соединение, связывание (связка чего-нибудь), затем – петля или ячейка в сети, обод колеса и самое колесо, всякая округлость, арка (от того триумфальные ворота у Римлян с арками – абсиды), ниш с аркой, дуга свода, самый свод (архитектурный и небесный). Небольшие полукруглые пристройки к базиликам получили название абсид или от своей формы круглой (т. е. полукруглой) или вместе и от своего покрова, который с древнего времени мог делаться сводом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– Какое благо выше всех на земле? – спросил однажды, уже в преклонных летах, Чингиз-хан своих вельмож. Один указывал на одно, другой – на другое. Покачал головой старый хан и ответил следующее: – Все не то... Нет, счастливее всех тот, кто гонит пред собой разбитых врагов, грабит их имущество, скачет на конях их, любуется слезами людей, им близких, и целует их жен и дочерей... В этом ответе – целая характеристика татар. Такие-то варвары ворвались сквозь мордовские леса в начале 1237 года в рязанскую землю. Опустошение рязанской земли производилось с особой свирепостью и беспощадностью. «Варвары, по словам историка, явились в нее, исполненные дикой, ничем не обузданной энергии, еще не пресыщенные русской кровью, неутомленные разрушением» 77 . Ужасны были неистовства татар при взятии Рязани. С адским хохотом они смотрели на отчаяние, слезы и муки людей и тешились убийством: распинали пленных; связав руки, стреляли в них как в цель для забавы; оскверняли святыню храмов насилием юных монахинь, знаменитых жен и девиц в присутствии умирающих матерей, отцов и мужей; жгли священников и обагряли алтари их кровью, – и эти ужасы продолжались несколько дней! Наконец, стихли вопли отчаяния и крики торжества и злобы. Рязанская земля стала страшной пустыней, неизмеримым кладбищем. Ни младенца, ни старца в живых не осталося... Плакать некому было и не по ком... Подо льдом и под снегом померзлые, На траве-ковыле обнаженны, терзаемы И зверями, и птицами хищными, Без креста и могилы лежали убитые Воеводы рязанские, витязи, И семейные князя, и сродники, И все множество люда рязанского: Все одну чашу смертную выпили. В однообразно-убийственном порядке двигались татары из одной области в другую, охватывая их широкими облавами. После Рязани очередь дошла до суздальской земли. Взяв Москву, татары направились к Владимиру. Великий князь Георгий Всеволодович отправился собирать войска для более сильного отпора и поручил на время своего отсутствия защищать столицу двум сыновьям своим, Всеволоду и Мстиславу, рассчитывая, может быть, встретиться с татарами раньше, чем они подойдут к столице. Но он жестоко ошибся. Татары не шли, а летели как птицы. В то время, как он на реке Сити поджидал братьев с полками, татары 3 февраля во вторник, за неделю до мясопуста, тьмами тем обступили Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010