5) газета Journal de Saint Pétersbourg с 1851 по 1856 год включительно, в 6 больших томах; 6) газета Северная Пчела с 1851 по 1856 год включительно, в 6 больших томах; 7) Вестник Императорского Русского Географического Общества с 1851 по 1855 год включительно, в 15 томах. Все сии книги в новом переплёте, за исключением Морского Сборника. Имеет правление семинарии означенные книги принять и передать в семинарскую библиотеку со внесением в опись. Виленскому Святодухову монастырю, от 5 ноября за 3168, с передачею некоторых книг его высокопреосвященства в собственность оного монастыря За излишеством в моей библиотеки, передаются при сём в собственность Виленского Святодухова монастыря следующие мои книги: 1) Христианское Чтение с 1848 по 1856 год включительно, в 33 томах; 2) Творения Св. Отцев с 1843 по 1856 год включительно, в 48 томах; 3) Воскресное Чтение с 1848 по 1855 год включительно, в 4-х книгах; 4) Православный Собеседник за 1855 и 1856 годы, в 5 томах; 5) Жития Святых в 12 томах; 6) Патерик Киево-Печерский; 7) Краткие поучения; 8) Службы Преподобным Отцем Печерским; 9) Преподобных Варсануфия и Иоанна Руководство к духовной жизни; 10) Преподобного Дорофея Душеполезные Поучения; 11) Каноны Богородицы с Повечерием; 12) Служба и житье Святителя Николая; 13) Служба Успению Пресвятыя Богородицы; 14) Служба Святителю Митрофану; 15) Акафист Покрову Пресв. Богородицы; 16) Акафист Св. Великомученица Варваре; 17) Акафист Страстям Христовым; 18) Полный Христианский месяцеслов; 19) О причинах разделения раскольнических сект; 20) Исследование Библейской Хронологии; 21) преосв. Тихона Наставление о должностях христианина; 22) Указатель Святыни и достопамятностей Киева; 23) Указатель Московской патриаршей ризницы и библиотеки; 24) О способах содержания Христианского Духовенства; 25) Знамения Антихристова Пришествия; 26) Слова Св. Амвросия Медиоланского ; 27) Филологические наблюдения Микуцкого; 28) Беседы о страданиях Господа Иисуса Христа, Филарета Харьковского; 29) Обозрение предметов, относящихся к Богослужению нашей Православной Церкви и Римско-католической, Самойлы; 30) Православие и Русская народность в Литве, Боричевского; 31) Воспоминание священного коронования; 32) Слово Кафолического Православия Римскому Католичеству; 33) Описание Владимирских достопамятностей, иеромонаха Иоасафа; и 34) Описание признаков бешенства собак и других домашних животных, Пашкевича. Все сии книги в новом переплёте, за исключением последних семи номеров, которые в бумажной обёртке.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Русской церковной истории «Прибавления» уделяли наибольшее внимание. В этом отделе мы встречаем уже знакомых нам авторов – прот. А.В. Горского и П.С. Казанского . Такой широкий тематический —26— диапазон (от II-ro в. христианства до истории духовных училищ в Москве в XVIII веке) свидетельствует об отсутствии необходимой исследовательской специализации. Наиболее активным сотрудником отдела русской церковной истории был прот. А.В. Горский. Ему принадлежат около двадцати публикаций. В ряде статей описывается жизнь и деятельность русских митрополитов до учреждения патриаршества: Кирилла II, св. Петра, св. Алексия, св. Киприана, св. Фотия, св. Ионы, Феодосия, Филиппа I. Несколько публикаций посвящено духовной письменности: «Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава» (1844, ч. 2), «Послание к Василию, архимандриту Печерскому, XII столетия» (1851, ч. 10), «О славянском переводе Пятокнижия Моисеева, исправленном в XV веке по еврейскому тексту» (1860, ч. 19). Для полноты упомянем еще некоторые работы Горского по этому отделу: «Отношение иноков Кириллова Белозерского и Иосифова Волоколамского монастыря в XVI веке» (1851, ч. 10), « Максим Грек святогорец» (1859, ч. 18), «О сношениях русской церкви с святогорскими обителями до XVIII столетия» (1848, ч. 6). П.С. Казанский по русской церковной истории напечатал в «Прибавлениях» три статьи: «Начало монашества в России» (1850, ч. 9; 1851, ч. 11), «Преподобный Иосиф Волоцкий и его писания» (1847, ч. 5), «Труды святителя Тихона I, епископа Воронежского по управлению воронежскою паствою» (1862, ч. 21). Ничтожно мало в обозреваемом журнале публикаций известных русских церковных историков, опиравшихся в своих трудах на анализ источников (митр. Макария Булгакова , Е.Е. Голубинского ). Первому принадлежат две статьи: «Первое двадцатилетие церковной унии в западнорусском крае» (1880, ч. 26), « Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов» (1882, ч. 29). Голубинский поместил в «Прибавлениях» источниковедческую статью «О так называемой Иоакимовской летописи Татищева» (1881, ч. 28). Отсутствие регулярных публикаций Голубинского в академическом журнале можно отчасти объяснить трудностями с печатанием его трудов в силу увлеченности нашего историка критическим методом. По словам прот. Г.В. Флоровского, Голубинскому была присуща «мнительная недоверчивость, почти подозрительность в отношении к источникам. Он всюду ожидает встретить подделки, подлоги, искажения, недостоверные сказания, суеверные слухи, поверия, легенды. Он всегда предполагает возможность намеренного обмана». 25

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вознесенский Владимир, родился около 1851 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Иван Афанасьев († до 1873 г.), дьячок; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Рогачево, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 1). Вознесенский Максимилиан, родился около 1851 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Михаил Иванов, запрещенный священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Картино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 20). Воинов Платон, родился около 1855 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Иван Сергеев Воинов († до 1874 г.), дьячок; Московская губерния, Можайский уезд, село Пески, Сретенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 4; д. 2067, л. 13 об.). Воронцев Василий, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Иоанн Александров, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Огниково, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 2). Воронцов Николай, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Иван Александров, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Огниково, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 17). Воскресенский Димитрий, родился около 1853 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Николай Васильев Воскресенский († до 1874 г.), пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Летвиново, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 36; д. 2067, л. 15 об.). Воскресенский Димитрий, родился около 1851 г.; Заиконоспасское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Дмитрий Петров, диакон; Москва, Сретенский сорок, Знаменская церковь в Ямской Переяславской слободе (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 33; д. 2067, л. 17 об.). Воскресенский Иван, родился около 1853 г.; Заиконоспасское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Димитрий Петров Воскресенский, диакон; Москва, Сретенский сорок, Знаменская церковь в Ямской Переяславской слободе (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 12; д. 2067, л. 17 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В декабре 1851 иеромонах Феофан сообщал, подразумевая под «нашими» представителей Иерусалимского Патриархата: «Между нашими и армянами разлад. Подрались гефсиманские канделайты (возжигатели свечей –  прим. авт.). И еще: в Вифлееме склали где-то стену наши. Армяне с католиками восстали и довели до того, что ее разорили» . За весь период отсутствия архимандрита Порфирия в Иерусалиме протестантское и католическое присутствие в Палестине заметно усилилось . Замещение главы миссии также возлагало на будущего святителя обязанности по внутреннему устроению и развитию миссии. В ноябре 1851 года иеромонах Феофан с радостью сообщал архимандриту Порфирию, что в монастыре Святой Екатерины были оборудованы палаты для оказания врачебной помощи паломникам. По тем временам это была настоящая «больница со всеми удобствами, на манер публичных. Чисто – и кровати с приборами, и пища, и лекарства» . За больными ухаживали несколько медсестер под руководством смотрительницы. Но из-за конфликтов с медиком вскоре это начинание расстроилось, и 18 декабря 1851 года иеромонах Феофан с горечью писал: «Больница, открытая было в Екатерининском, закрыта» . Одной из причин своего возвращения в Иерусалим архимандрит Порфирий считал необходимость возобновления больницы путем «сметливого уравновешения обязанностей местного врача и русских посиделок у одра болящих» . Другой важной причиной он считал продолжение устройства православного училища для арабских девушек в Иерусалиме. Эта школа была устроена по благословению Иерусалимского Патриарха, который определил наставницу для девушек, и при содействии Русской духовной миссии на пожертвования русского генерал-адъютанта Е.В. Путятина . По сообщениям иеромонаха Феофана, сначала школа не могла начать работу из-за отсутствия подготовленного помещения и болезни прибывшей в Иерусалим учительницы .  Когда же в январе 1852 года занятия начались с первыми девушками (их первоначально было примерно двенадцать человек), наставница проявила неуважение к традициям местных арабов, потребовав от учениц, «чтобы они ходили без покрывал своих обычных и в дороге, по улице» . Это нововведение отталкивало от учебы даже тех немногих, кто был настроен посещать русскую школу, и будущий святитель был вынужден прибегнуть к помощи русских дипломатов для разрешения возникшего конфликта, грозившего уничтожить благое начинание, тем более полезное «при возрастающих усилиях миссионеров католических и протестантских распространить и на девиц иерусалимских проселитическое свое воспитание» .

http://bogoslov.ru/article/5558532

Филарет (Скрибан). Здесь до 1862 г. Н. читал курсы всеобщей и отечественной истории, философии (по воспоминаниям его студентов, этот курс он читал в эклектической манере), риторики, преподавал древнегреч. язык. В тот период Н. на основе синхронического метода франц. историка Д. Э. Леви-Альвареса (1851) разработал учебник истории, в к-рый включил главу по истории румын. земель; на основе работы франц. филолога Ж. Л. Бюрнуфа (1861-1862) написал учебно-методическое пособие по изучению древнегреч. языка, а также трактат по риторике (ркп.; в 1888 К. Эрбичану работал с ней в архиве Молдавской митрополии, сейчас ее местонахождение неизв.). В 1851 г. перевел и издал труд А. С. Стурдзы «Le double parallèle ou l " Église en présence de la papauté et de la réforme du XVI siècle» (Двойная параллель, или Церковь в период папства и реформ XVI в.), к-рый Стурдза выпустил в Афинах в 1849 г. Просьбу о переводе этого сочинения на румынский язык автор адресовал Н. через архим. Филарета (Скрибана) (Scrisorile lui A. S. Sturdza//Tinerimea român. Bucur., 1900. N 5. Р. 166-174). В переписке Стурдзы с архим. Филаретом (Скрибаном) содержалось также и обсуждение возможности перевода Н. на румын. язык энциклики папы Римского Пия IX «In suprema Petri sede» (На высшем престоле Петра) от 6 янв. 1848 г. и ответа 4 патриархов Вост. Церквей (Окружное послание Восточной апостольской Церкви. СПб., 1849). Однако этот проект так и не был реализован. В 1852 г. Н. был возведен в сан архимандрита. С 1856 г. параллельно с преподавательской деятельностью Н. активно участвовал в политической жизни и поддерживал движение за объединение Дунайских княжеств. До 1857 г. на виноградниках Сокольской семинарии проходили тайные собрания членов унионистской партии Молдавского княжества. Интенсификация политической деятельности Н., поддержанная митр. Молдавским Софронием (Миклеску ; 1851-1860), происходила в период созыва в Яссах и Бухаресте на основании ст. 24 Парижского мирного договора (30 марта 1856) чрезвычайных собраний диванов ad hoc, где обсуждались вопросы объединения румын.

http://pravenc.ru/text/2564996.html

16 янв. 1843 г. назначен и 31 янв. хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии; по поручению Синода занимался ревизиями: сначала Кишинёвской ДС, а с 25 окт. 1844 г. Пензенской духовной консистории. 30 июня 1845 г. перемещен на самостоятельную кафедру в Архангельск, куда прибыл 25 авг. Стараниями В. в 1848 г. было открыто уездное ДУ в Шенкурске, начато дело об основании уч-ща для девиц духовного звания, открытого уже после отъезда В., устроен физический кабинет в ДС. В целях усиления миссионерской работы среди старообрядцев и язычников ходатайствовал об учреждении вик-ства, просьба не была удовлетворена. По поручению Синода в 1851 г. организовал комитет по историко-статистическому описанию приходов Архангельской епархии, отдельные материалы, собранные комитетом, печатались в «Архангельских ГВ». В 1851 г. по ходатайству В. был возобновлен упраздненный в 1764 г. Кожеезерский в честь Богоявления Господня муж. мон-рь, благоустроен архиерейский дом. Архиерей проявил самоотверженность во время холерной эпидемии 1848 г. и пожаров в Архангельске в 1847 и 1851 гг., истребивших почти весь город. После 9 лет пребывания на кафедре В. вынужден был с ней расстаться из-за столкновения с архангельским военным губернатором вице-адмиралом Р. П. Бойлем, англичанином по происхождению, в действиях которого епископ усмотрел покровительство англ. флоту, вошедшему в Белое м. и грабившему мон-ри и храмы на островах. В донесении военному министру Бойль обвинил В. в том, что своими проповедями и действиями он внушает населению недоверие к властям. Присланный для расследования Олонецкий архиеп. Аркадий (Фёдоров) занял сторону Бойля. В сент. 1854 г. В. был вызван в С.-Петербург, где доложил имп. Николаю I о своем деле и был им оправдан. В том же году 4 дек. был переведен в Пензу, 22 апр. 1860 г. возведен в сан архиепископа. В качестве чрезвычайной меры по борьбе с расколом предлагал созвать Поместный Собор, план к-рого был им изложен в отчете Синоду за 1861 г. При В. был построен новый корпус для консистории, приведен в порядок ее архив, в 1,5 раза увеличен капитал на попечительство о бедном духовенстве, произведен капитальный ремонт здания ДС, отремонтирован кафедральный собор. С пребыванием В. в Пензе связан факт биографии В. О. Ключевского . Будучи одним из лучших учеников Пензенской ДС и кандидатом в академию, буд. историк неожиданно для всех в дек. 1860 г. подал заявление об увольнении. Поскольку Ключевский был на казенном содержании, начальство ДС воспротивилось, но В. решил дело в пользу просителя.

http://pravenc.ru/text/154211.html

7 Говоря, таким образом, мы решительно не имеем в виду касаться достоинства лекции уважаемых предшественников о. Филарета. Не вина была преподавателей, если их через год, чрез два перемещали на другие более главные предметы. Но при таком порядке вещей, вытекавшем из тогдашней системы образования, трудно, если не невозможно, требовать от них обстоятельного и специального знакомства со своим предметом. 8 Михаил Прокопьевич начал чтение лекций, будучи еще в светском звании; почти через два месяца после поступления на должность он принял монашество, будучи пострижен (18 ноября 1851 г.) в Киевопечерской Лавре в Варлаамовской церкви ближних пещер о. ректором Антонием и получив имя Филарета от имени тогдашнего митрополита киевского (См. дело о пострижении наставника академии Мих. Филаретова в монашество – при делах Внутр. Правл. Академии 1851 г., за 49). 9 Подробности этой главы состояли в следующем: а) этимологическое понятие науки (т. е. библиологии), б) место ее в общем составе наук богословских, в) задача науки и составная ее части, г) определение науки, д) важность науки, е) план науки. 10 Частнее: понятие о Св. Писании, различные наименования его, различные деления книг Св. Писания, отличительные свойства; общие правила, как поступать при чтении, слушании и изъяснении Св. Писания. 11 О текстах – еврейском и греческом новозаветном, о переводах – на разные иностранные языки, а также – на славянский и русский. С особенною подробностью (насколько можно судить из конспекта) о. Филарет сообщал на лекциях о переводах на славянский и русский языки, а именно: первоначальный перевод славянский, памятники сего перевода, неисправности последующих списков его и опыты исправления: а) по повелению Константина Острожского, б) Алексея Михайловича, в) Петра В., Екатерины I и Анны Иоанновны, г) окончательное исправление славянской Библии при Елизавете Петровне; перевод (нов. завета) на русский язык,– побуждение к составлению его и отношение его к тексту славянскому (См. это 1-е «обозрение» уроков, под коим находится подпись Академии учитель, иеромонах Филарет, в Деле Внутр. Правления Академии 1851 г., за 5)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

После службы Г. посетил старцев, познакомился с преподобными Моисеем и Макарием Оптинскими, успел сблизиться с рясофорным послушником П. Г. Григоровым, с к-рым впосл. вступил в переписку. На следующий день по оставлении мон-ря Г. писал его насельнику иером. Филарету, что ему нужно «на всяком месте своего странствия быть в Оптиной пустыни» (письмо от 19 июня), а спустя 3 недели заверял гр. Толстого, что «благодать видимо там присутствует» (письмо от 10 июля). По дороге на родину, в Севске, в ночь с 24 на 25 июня 1850 г. писатель слушал причитания плакальщиц по умершей и поражался «поэтичностью этого явления». Во 2-й раз он побывал в Оптиной пуст. в июне, а затем в сент. 1851 г. Во время этих посещений Г. беседовал со старцами, «отслушивал» и «отстаивал» монастырские богослужения. По оптинскому преданию, писатель изъявлял желание «поступить в монахи», но прп. Макарий «не взял» его «к себе в скит» (см.: Воропаев. С. 99). Г. «оставил в нашей обители примерный образец благочестия»,- записал в дневнике оптинский иером. Евфимий (Трунов). В окт. 1851 г. Г. отправляется в Троице-Сергиеву лавру, где его «восторженно» встречают студенты МДА, хорошо знакомые с творчеством писателя по лекциям архим. Феодора (Бухарева), читавшего их «даже в классе Священного Писания» и «причислявшего Гоголя чуть ли не к пророкам-обличителям, вроде Иеремии, плакавшем о пороках людских» (Там же. С. 100-101). 9 июля 1850 г. И. Аксаков сообщил родным, ссылаясь на Смирнову-Россет, что Г., «вероятно, поселится на Афонской горе и там будет кончать «Мертвые души»». При этом автор письма не преминул заметить: «Как ни подымайте высоко значение искусства, а все-таки это нелепость, по-моему: среди строгих подвигов аскетов изображать ощущения Селифана в хороводе и грезы о белых и полных руках и проч.» ( Аксаков И. С. Письма к родным, 1849-1856. М., 1994. С. 158). Об этих неосуществившихся планах Г. писали Смирнова-Россет осенью того же года и иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, к-рому Г. обещал «к осени 1851 года прибыть на Афон» (Собр.

http://pravenc.ru/text/165221.html

Бог благословит облещи Георгия Флорова в рясофор. Племянниц покойного о. Макария видел я, и совет ваш исполнил. Они ничего мне не говорили, кроме того, что желают оставаться в монастыре. А княжна Цицианова говорит, что они хотят перейти в Алексеевский монастырь. Не зная тамошнего их положения, не знаю, хорошо ли это. Хотя ничего теперь неизвестно о Высочайших и Высоких гостях: однако на случай имейте в мыслях, не изволит ли кто посетить Лавру. Августа 6-го 1851. 818 Божие благословение и мир отцу наместнику и братии. Празднуйте мирно и радостно во славу Пречистой Матери Господа и Спаса нашего. Приветствуйте от меня братию скита, в тамошний праздник. А что мне самому нельзя будет участвовать в сем празднике, сие теперь, кажется, уже неоспоримо. Прежде ожидали Высочайшего прибытия 21 дня; а теперь ожидают уже 19 дня. Здоровье мое неудовлетворительно. Помолитесь милосердому покровителю нашему Преподобному Сергию, да пробавит долготерпение к моему недостоинству, и ничей мир да не будет нарушен моею немощию. Кто-то прислал воздухи для скитской церкви. Они пошлются к вам. Спасися о Господе. Августа 12-го 1851. Не умеем найти полковника, который просил иконы. Я ему говорил в Лавре, чтобы он оставил адрес, с указанием жительства его в Москве. Нет ли у вас сего адреса? 819 Отцу наместнику и сущим в Лавре и ските радоватися. Да будет нынешнее празднование ваше благодатно и душеполезно. Мне по многим отношениям не суждено ныне праздновать с вами. От здешнего праздника осталась простуда, на вчерашний и нынешний день. Хорошо, что нашлась возможность перенести деревянный корпус, и успокоить старцев. Исполните сие. Прилагаемую тетрадь отдайте о. ректору. Августа 17-го 1851. 820 Отцу наместнику и братии о Господе радоватися. Мы обрадованы благополучным прибытием Государя Императора с семейством. И сретили Его, слава Богу, благополучно. Изволил сказать мне, что в день коронования будет слушать молебен в Успенском соборе. Приехать в Москву для того, чтобы в день коронования, в благодарность за двадцатипятилетие, помолиться в храме коронования, – вот христианское царское торжество!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Маяк”, 1815 г., март); “Обновление Святогорской Успенской общежит. пустыни, 14 авг. 1844 г., Харьков. губ., Изюм. у., при р. Сев. Донце”, СПб. 1850 г.; “Святогор. общежит. Успен. пустынь”, Харьков, 1851 г.; “Святые Горы и Оптина пустынь”, А. Муравьева, СПб., 1852 г.; “Святогорская общежит. Успен. пустынь”, Москва, изд. 3, 1853 г.; “Истор.-стат. опис. Харьков. епар.”, I, 107 (тоже самое); “Ист. Росс. Иерар.”, IV, 290; VI, 66; Ратшин, 530; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 192; “Описание монастырей”, 1817 г., 97; “Воен. статистик. обозр. Харьков. губ.”, 176; “Харьков. календ. на 1887 г.”, 235; “Харьков. губ. вед.”, 1844 г., 24 (известие о монаст.); 1851 г., 34–36 (Дубицкий, “Поездка из Славянска в Святогорье”), 38 (освящ. храмов Покрова на св. вратах и св. Николая); 1856 г., 38 – 47 (Святогор. обитель); 1857 г., 4 (исправление ошибок в предыдущей статье), 43 (Кратк. опис.); 1861 г., 41 (тоже); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1844 г., 10 (возобн. м-ря); 1845 г., 94 (пожертв. Потемкиным 230 десят. зем.); 1851 г., 11 (увелич. штата иноков); 1860 г., 13 (пожертв. земля); 1877 г., 143 (устр. лазарета для ранен.); 1884 г., 238 (школа); Вейнберг, “Матер. по истор. Воронеж. и соседн. губ.”, вып. XI, 1070 (грам. 1679 г. ц. Феод. Алексеев. Валуй. воеводе Мих. Андр. Опухтину об оказании архим. Иоилю вспомоществ. деньгами, хлебом и воском из Валуй. доходов, на основании жалов. грам. ц. Михаила Феод. 1624 г.), 1073 (грам. 1683 г. ц. Иоанна и Петра Алекс. Валуй. воеводе Гр. Дм. Кобякову о том же); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 971, 4; “Дополн. к Акт, истор.”, VII, 40 (Акты 1677–80 г. о войне с Турциею; ст. XX, строит. Иоиль); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1859 г., II, Отд. 2, 80 (Цар. грам. 1648 г. на Корочу; приход татар к Святогор. м-рю; упомин. черный поп Игнатий), 231 (Челобитн. 1645 г. Ив. Милославского о татар. полоняниках); 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 1.874 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 112 (архим. Иларион Григорович с 1733 г.; здесь вместо Святогорского назван Старорусским); 1865 г., II, смесь, 116–141 (Киванова “Святогор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010