Покровский Александр,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иосиф Васильев, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Иоанно-Богословская церковь . Брат: Иван Осипович Покровский, учитель; Рязанская духовная семинария (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 40, 41). Покровский Александр,родился около 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Никонор Афанасьев, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, Троицкое, Лобаново тож, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 292 об., 293; д. 1785, л. 19). Покровский Николай ,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Гавриил Симеонов, священник; Московская губерния, Верейский уезд, Петра митрополита, что в Княжищеве, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 42). Покровский Николай ,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иосиф Васильев, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Иоанно-Богословская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 61). Покровский Сергей,родился 24 сентября 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Иаков Алексеев Покровский († до 1876 г.), священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Новлянское, Иоанно-Златоустовская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 293 об., 294; д. 1785, л. 20). Покровский Сергей,родился около 1856 г.; Московская духовная семинария (1869–1875 гг.). Отец: Иоанн Покровский, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Перово, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 284 об., 285). Померанцев Александр,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Илья Матвеев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 10, 45). Померанцев Василий,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Феодор Симеонов, дьячок; Московская губерния, Коломенский уезд, село Озеры, Введенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 57).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить новую Крестовоздвиженскую церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова. Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти. К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: «В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским». 1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня - Николая Чудотворца. Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой апсидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится предел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева - придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном — во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны. Крестовоздвиженский собор в XIX веке [ править править код ] Крестовоздвиженский собор Шли годы. Город рос, окраина перестала быть окраиной, и приход храма становился все более многочисленным.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

В 1880 г. Австро-Венгрия заключила с Константинопольской Церковью «конкордат», которым были учреждены как самостоятельные (автономные) митрополии в Боснии и Герцеговине. Католическая австрийская власть, желая ослабить Сербскую Церковь , не допускала ее объединения. Иначе сложилась церковная жизнь небольшого (ок. 40 тыс. человек), но храброго племени Черногории. Стесненное со всех сторон в 1483 г. турками племя во главе с героем сопротивления Иваном Черноевичем укрылось в скалах Черной горы и там образовало братство, центром которого стал построенный Черноевичем монастырь в Цетинье (в будущей столице страны). Сын Ивана Георгий Черноевич, наследовавший власть отца, не выдержал суровых условий жизни черногорцев и в 1516 г. ушел в Италию, а верховное правление передал Митрополиту. 335 лет (до 1851 г.) в этой маленькой стране государственная власть была теократической: Митрополиты были также и государями. Но и после отделения гражданской власти от церковной Митрополиты пользовались огромным авторитетом в стране. Из черногорских Митрополитов особенно известны святители XVIII–XIX в.в. Даниил (1697–1735), Петр I (1781–1830) и Петр II (1830–1851). В 1712 г. митрополит Даниил во главе небольшого отряда разбил турецкую армию. Святитель Петр I известен своими заботами по водворению внутреннего порядка в стране. Его труду принадлежит обнародование Судебника для Черногории – первого письменного кодекса законов. Под его руководством черногорцы одержали победы над турками в 1796 г., а в 1805 г. обратили в бегство французские войска. Черногорская Церковь причислила святителя к лику святых. Митрополит Петр II был последним Митрополитом, совмещавшим в одном лице духовную и светскую власть. Его племянник и преемник Даниил, не желая принимать монашество, смог добиться согласия народного вече на то, чтобы в будущем государственная власть была отделена от церковной власти, и в 1851 г. был провозглашен наследственным князем Черногории. До самого освобождения Балкан от турецкого порабощения черногорцы вели борьбу с турками и сумели сохранить независимость. Даже в 1857 г., когда великие западноевропейские державы предложили Черногории небольшое территориальное приращение и выход к морю в случае признания власти Турции над собой и князь Даниил уже готов был согласиться, народ решительно отверг какое бы то ни было подчинение Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41) Атласный белый – во храм св. великомученицы Екатерины. 42) Атласный белый – во храм Успения Пресвятыя Богородицы. 43) Атласный белый – во храм св. Николая, Мирликийского чудотворца. 44) Атласный белый – во храм Первоверховных Апостол Петра и Павла. 45) Атласный белый – во храм Всех Святых в ските Спасо-Преображенскаго Валаамского монастыря. 46) Атласный белый; храм не означен. 47) Атласный белый; храм не означен. 48) Атласный белый – во храм Софии премудрости Божией. 49) Атласный белый; храм не означен. 50) Атласный белый; храм не означен. 51) Атласный белый – во храм Покрова Пресвятыя Богородицы в женском духовном учебном заведении. Подпись у всех сих антиминсов внизу рисунка: «Смиренный Никанор, Митрополит Новгородский и С. Петербургский. Священнодействованные преосвященным Никанором, Митрополитом Новгородским, С. Петербургским, Эстляндским и Финляндским, 1849 года марта 13-го дня. – 52) Атласный белый – во храм соборный св. Апостола Андрея Первозванного в городе Кронштадте. 53) Атласный белый – во храм Великомученицы Екатерины г. Царского села. Подпись у обоих таже и там же. 54) Атласный белый – во храм св. Иоанна Предтечи, что в приделе при церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, 1850 г. февраля во 2-й день. Подпись таже и там же. 55) Атласный белый – во храм Покрова Пресвятыя Богородицы. 1850 года октября в 1-й день. Подпись таже и там же. 56) Атласный белый – во храм св. Марии Магдалины, 1850 г. октября в 1-й день. Подпись таже и там же. 57) Атласный белый – во храм св. мученик Сергия и Вакха на кладбище. Священнодействован преосвященным Макарием, Епископом Винницким, 1851 года июня в 17-й день. Подпись таже и там же. 58) Атласный белый; храм не означен. Священнодействованные же Преосвященным, 1851г. июня в 17-й день. Подпись таже и там же. 59) Атласный белый; храм не означен. Священнодействован тем же Преосвященным, 1851 года июня в 17-й день. Подпись таже и там же. Священнодействованные преосвященным Никанором, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским, Эстлядским и Финляндским, 1851 года декабря во 2-й день. –

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

отправлял должность священника семин. церкви, за что вскоре сопричислен к соборным иеромонахам. В 1853 г. состоял помощником инспектора и в конце этого года перемещен инспектором в новгородскую семинарию. За тем был ректором семинарий – кавказской и самарской, а с 1863 г. наместником алекс. невской лавры, потом в 1866 г. сделан настоятелем новг. Юрьева монастыря. В 1867 г. еп. сумский, а с 1872 г. кавказский и екатеринодарский. 27) Платон Ив. Карашевич (волын. сем.), магистр спб. ак. 1851 г. В сентябре того же года назначен на гражд. историю и греч. яз. С 1853 г. библиотекарь; в июне того же года переведен на класс физики и математики. В конце 1855 г. определен на свящ. место в Исаакиевском соборе и в янв. 1856 г. вышел из семинарии. Ныне протоиерей в Исаакиевском соборе. 28) Михаил Ферап. Архангельский (орлов. сем.), магистр спб. ак. 1851 г., назначен на словесность и Св. пис. по 1-му классу. С янв. 1853 г. – секретарь, но в следующем году, уволившись от секретарства, поступил преподавателем русск. словесности в дом воспитания бедных детей, при Человеколюбивом обществе. В конце 1855 г. рукоположен во свящ. Петропавловского собора и вышел из семинарии. Ныне, в сане протоиерея, – настоятель Пантелеймоновской церкви и члеи дух. консистории. 29) Алексей Яковл. Красносельский (пск. сем.), агроном Горыгорецкого земледельческого института (1851 г.), из помощников преподавателя сельского хозяйства и математики в псковской сем. – в июне 1852 г. перемещен в спб. на класс сельского хозяйства, затем преподавал и естественную историю, а с 1856 г. и математику, потом так же физику; в 1865–67 г. преподавал и латин. язык. С дек. 1861 г. секретарь. В 1862 г. поступил преподавателем естественных наук и таксации в землемерно-таксаторских классах при 5-й гимназии. Со введением нового семин. устава оставлен преподавателем физики, математики н космографии. (См. пер. III.) 30) Михаил Влад. Шавров (твер. сем.), магистр моск. ак. 1852 т., назначен на 2-й кл. словесности и св. Писания. С мая 1854 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеросхим. Иероним (Соломенцов) и схиархим. Макарий (Сушкин). Фотография. 1-я пол. 80-х гг. XIX в. 30 июля 1850 г. Сушкин выехал из Тулы в паломническую поездку по святым местам правосл. Востока. Посетив Киев, курскую Коренную в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь , 23 янв. 1851 г. отплыл из Одессы в К-поль. Отправился на Св. землю и Синай, где больше месяца прожил в мон-ре вмц. Екатерины, неопустительно присутствовал на богослужениях. Посетив Александрию, через Смирну и Фессалоники отправился на Афон и 3 нояб. 1851 г. остановился в Русском Пантелеимоновом мон-ре (Русике). Аскетический строй монашеской жизни, а также личность старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцова) , руководившего рус. братией Пантелеимоновой обители, произвели на Сушкина большое впечатление, вызвали в нем желание остаться в монастыре и в дальнейшем принять постриг. Совершая паломничество к святыням Афона, Сушкин заболел. Он находился в крайне тяжелом состоянии и в ночь на 27 нояб. 1851 г. в Пантелеимоновом монастыре был пострижен в великую схиму с именем Макарий. После пострига его состояние стало улучшаться. Выздоровев, М. трудился на общих послушаниях, а также был занят в б-ке и выполнял послушание канонарха. Стал духовным чадом и ближайшим учеником иеросхим. Иеронима; их отношения до кончины старца (1885) отличались «редким единомыслием» (История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря. 2015. С. 371). Рукоположен в сан диакона 22 февр. 1853 г., в сан иерея - 3 июня 1856 г. «архиепископом Никодимом» (РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 207. Л. 25). 7 авг. 1857 г. назначен 2-м духовником русской братии и стал главным помощником старца Иеронима в деле «восстановления на Афоне русского иночества» ( Леонтьев. 2009. С. 49), в возрождении Пантелеимонова монастыря и организации его внутренней жизни. Под руководством старца Иеронима М. сформировался как строгий подвижник, обладавший большими организаторскими и административными способностями и рассудительностью. Он отличался любовью к богослужению, скромностью и непритязательностью, добротой и милосердием к ближним; от старца Иеронима воспринял опыт духовничества и старчества.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

Однако это лишь общие тенденции; были и исключения. Развитие религиозной терпимости шло настолько быстрыми темпами, что не могло не вызвать общественной реакции, тяги к возвращению прошлого положения. Одним из примеров подобной реакции может служить агитация против “папской агрессии”, как называли конфликт между Англией и папским престолом в середине XIX в. Середина XIX в. явилась переходной эпохой и для Рима. Политические события середины XIX в., итальянская революция 1848 г. постепенно сводили на нет светскую власть папы, и главную свою задачу Пий IX (понтификат 1846–1878 гг.) видел в укреплении духовной власти папства. Среди католиков Европы активно распространялись ультрамонтанские идеи[ 6 ]. Во время пребывания Пия IX на папском престоле католическая церковь вела активную работу по выработке новых догматов, поддерживала многие культы, издавна существовавшие в народе, но до этого времени не одобряемые церковью официально: культ святого сердца Иисуса, многих местночтимых святых. С именем Nuя IX в истории католической церкви связаны такие изменения, которые позволяют современным исследователям говорить о том, что впервые со средневековья церковь ожила, достигла большей унификации[ 7 ]. Одним из первых государств, где папа Пий IX решил усилить власть католической церкви, стала Англия. Католическое население этой страны росло довольно быстрыми темпами за счет эмиграции из Ирландии. Так, доля католиков в населении Англии и Уэльса за десять лет (1841–1851 гг.) выросла с 1,8 до 2,9%[ 8 ]. Увеличение католического населения в этих частях Соединенного Королевства в несколько раз превышало рост их населения в целом: 77% и 14% за 1841–1851 гг. соответственно[ 9 ]. Помимо чисто количественного увеличения католического населения Англии, в первой половине XIX в. произошли значительные сдвиги в отношении англичан к католицизму, внутри англиканской церкви появилось довольно много его сторонников. В целом можно говорить о трех основных течениях в англиканстве: Высокой, Широкой и Низкой церквах. Представители Низкой церкви наиболее радикально порывали с традициями католичества. В своем крайнем выражении догматика и обряды Низкой церкви очень походили на верования и обряды диссентеров. Высокая церковь в англиканстве в наименьшей степени порывает связи с католичеством, сохраняя значительную часть его догматики и культовой обрядности, в рядах ее сторонников то и дело возникает идея о реформировании церковного богослужения в целях его большего соответствия католическому образцу. Естественным продолжением идей Высокой церкви является католицизм. Приверженцы же Широкой церкви избегают обеих крайностей, их число наиболее велико.

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

Церковь пещерная кончена уже в наступающем 1851 году и посвящена мною в самый день св. мучеников, то есть 14 апреля, с подобающим торжеством, по распорядку от 8 апреля; – приложение При посвящении я сказал известное печатное слово, которое сделано по возможности гласным и доставило Православным сердечное удовольствие. Обо всём объявил через консисторию по епархии следующими словами: Давно уже Литовская страна привыкла прибегать в своих молитвах к святым Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию и считать их своими заступниками и покровителями. Их святые мощи сохранил Бог в Виленском Св. Духовом монастыре; а ныне пещеру, где они покоились, по благословению Святейшего Правительствующего Синода, сподобились мы обратить в церковь во имя сих мучеников. Предлагаю консистории о сем утешительном событии для епархии Литовской объявить всему духовенству посредством благочинных и начальников монастырей и вместе с тем препроводить для них по одному экземпляру слова, произнесённого при освящении той церкви. Под 14 апреля 1851 года, за есть письмо моё к графу Протасову об освящении церкви, в тетради под В тоже время, как устраивалась пещерная церковь , заботился я о сделании приличной раки для святых мучеников, вместо прежней бедной, деревянной, в которой до того почивали их мощи. Участие в сем деле приняли: товарищ министра внутренних дел Сенявин, с пожертвованием от себя тысячи рублей серебром, а по его смерти – родной брат его, товарищ министра иностранных дел. Первый из них пожертвовал также прекрасный образ св. мучеников, красующийся ныне над входом в пещерную церковь . Письмо моё от 26 октября, в тетради под Переписка о сделании раки состоит главнейше в письмах моих: к Сенявину старшему от 26 ноября 1850 и 28 февраля 1851, в тетради под а также от 24 марта к нему же, и от 29 июня того же года к Сенявину младшему. Приложение под и Рака поспела уже в 1852 году. Она бронзовая, позолоченная, прекрасной чеканки по рисунку, сделанному по моим указаниям. Стоила свыше трёх тысяч рублей серебром. В 14 день апреля, ровно через год после освящения пещерной церкви, последовало торжественное переложение святых мощей в новую раку. Я и при сем случае сказал слово, обратившее на себя внимание, напечатал его и дал всему гласность. Письма мои к графу Протасову от 15 и 26 апреля 1852 года, в тетради под а также статья о всем из Северной Пчелы от 2 мая. Стоит посмотреть в той же тетради и письма мои к митрополитам и другим преосвященным от 26 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В истории храма было немало торжественных моментов. Один из них связан с пребыванием в Казани Государя Императора Николая Павловича, который 20 августа 1836 г. посетил и университетскую домовую церковь. Ему чрезвычайно понравилось устройство церкви, «освещаемой сверху через стекло палевого цвета». По Высочайше утвержденному штату от 5 ноября 1804 г. в церкви положено было иметь одного священника, с 1825 по 1844 гг. – двоих, а с 13 октября 1844 г. – троих священнослужителей. О священниках университетской церкви. Первый профессор богословия в университете с 14 декабря 1819 г. архимандрит Феофан. Ввиду того, что он одновременно был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и ректором Казанской Духовной семинарии и не мог исполнять священнических обязанностей в университете, то в духовники был назначен протоиерей Нечаев, которому было поручено вместе с тем читать студентам библейско-церковную историю. В 1820-1851 гг. – протоиерей Александр Иванович Нечаев (1779 – 3 января 1851), сын священника с. Ямаши, Бугульминского уезда, Самарской губернии (ныне Альметьевского района), выпускник Казанской Духовной академии (1802). Служил диаконом в Богоявленской, Варваринской церквах, Владимирском соборе. 4 декабря 1817 возведен в сан протоиерея. Пользовался большим уважением за честность и трудолюбие, занимался иконописью. Был отстранен, так как его образование, полученное в «старой» Казанской академии, не считалось высшим. Все университетские священники после протоиерея Нечаева были одновременно и профессорами по кафедре богословия. В 1851-1871 г. – протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821 – 29 апреля 1906). Сын священника Нижегородской губернии, после окончания Нижегородской Духовной семинарии поступил на первый курс только что открывшейся Казанской Духовной академии (1842) и закончил ее в 1846; доктор богословия. 1871-1895 – ректор КДА, его правление – это эпоха в жизни академии. 10 октября 1896 г. общественность Казани тепло отметила 50-летие его церковной службы. Именно протоиерей Владимирский вместе с дьяконом Флегонтом Александровичем Рословым и дьячком Павлом Отряповым 2 февраля 1864 г.

http://sobory.ru/article/?object=30209

Думаю: сестрица не так со мной поступает, – гневаюсь? Друг за дружку помолитесь, да и помиритесь. Завидую мирским, что они молятся усерднее? Господь даёт молитву молящемуся. Простите, что советов ваших не исполняю: не молюся? Как тело без хлеба живо не бывает: так и душа без молитвы умирает. Книг читаю мало и ленюсь, а иногда времени нет? Как птица без крыл на высоту взлететь не может: так и человек без почитания Божественных книг и душу спасти не может. Дома живу без пользы: беспрестанные соблазны? Поминай себе почаще смерть, страшный суд и муку вечную. Как бы пожить, – чтобы никого не обижать? Слушайся Георгия Затворника Задонского. И быть смиренной? Слушайся Ефрема Сирина . Правила не исполняю: как бы поскорее спать? Слушайся Прологов. За сластолюбие и за дерзкие поступки против маменьки, как себя наказывать? Спрашивай Четь – Миней: соизволять ли тебе это? Не оставьте во св. молитвах: чтобы отпустили собраться на Югу? Усерднее просите Божью Матерь. Которые не бывали на Юге, желают: можно ли им советовать и привести их? Это душеспасительно: в Югской Пустыне уставоположение отличное. 280. Е. Н. 1851 года 2 Января. Батюшка! Для души какое правило исполнить? Хорошо: в книге Служебнике на сие устав. Очень скучаю? Слушайся Прологов. Голова и бок болит? Проскомидия, Псалтырь, молебен водоосвященный Богородице; пост, поклоны, покорность Богу (чрез Библию ). 281 1851 года 8 Августа. Батюшка! домой дошли благополучно; только тем мучилась, что с вами мало поговорила? Пёрышку вашему приказывайте со мной разговаривать. Братец очень хмелем занимается? Проскомидия, Псалтырь, Прологи. Прихожу в отчаяние: где и чем жить? Благочестие на всё полезно. А сама очень дурно живу? Слушайся Георгия Затворника. Одну Псалтырь читаю? Это жизнь Христианская. И то без усердия? В аде раскаемся: да поздно, поздно будет! Боюсь: Господь не простит мои грехи? Он всех кающихся прощает. И вы отвергните меня грешницу? Я на это не согласен. 282 1851 года 1 Декабря. Батюшка! Где благословите жить у барышни или у невестки? Где позволят быть в особенном покое, по Господней воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010