Иоанна Богослова. Третий храм Андреевской богадельни. Построен в 1848 году на средства М. Сеткина. Михаила Архангела, во 2-м кадетском корпусе. Лефортово, в северной части Екатерининского дворца. Освящена 6 декабря 1849 года. Сошествия Св. Духа, в Зачатьевском монастыре. Построена в 1844–1850 годах архитектором М.Д. Быковским на средства В.М. Головиной. Всех Скорбящих Радости, при Исправительной тюрьме. 3а Стромынкою, Матросская Тишина. Устроена в 1850 году. Воскресения Словущего, в Странноприимном (Ахлебаевском) доме. Хамовники, Теплый переулок. Освящена 22 августа 1851 года. Александра Невского, в Императорской Практической Академии коммерческих наук, на Покровском бульваре. Освящена 4 ноября 1851 года. 376. Александры Царицы, в Александровском Военном Училище, на Знаменке. Освящена 6 декабря 1851 года. 377. Алексея Человека Божия, в Алексеевском монастыре. Построена в 1853 году. Приделы: 1) Грузинской Божией Матери, 2) Павла Латрского. Марии Магдалины, в Императорском Коммерческом училищ·е, на Остоженке. Первая церковь устроена в 1816 году, нынешняя освящена 21 марта 1854 года. Стефана Пермского, в 1 -ой мужской гимназии, на Волхонке. Освящена 3 октября 1854 года. 380. Воскресения Словущего, на Семеновском кладбище. Построена в 1855 году купцом М. Н. Мушниковым. Приделы: 1) Всех Скорбящих Радости, 2) Всех Святых и Князя Влади.мира, 3) Николая Чудотворца. Алексея Человека Божия, в колокольне Страстного монастыря. Колокольня построена архитектором М. Д. Быковским. Церковь освящена 24 октября 1855 года. Варвары Мученицы, в Варваринском сиротском доме Лобковых, на Шаболовке. Освящена 1 ноября 1855 года. Всех Скорбящих Радости, на дворе 1-й градской больницы, на Калужской. Построена в 1856 году. 384. Всех Скорбящих Радости. Деревянная церковь на дворе Скорбященского монастыря. Построена как домовая церковь кн. А. В. Голицыной, освящена 30 ноября 1856 года. Живоначальной Троицы, при богадельне им. кн. Черкасской. Петроградское шоссе, 28. Построена в 1858 году. Придел Николая Чудотворца освящен 15 октября 1888 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Istoriko-pravovye problemy: novyi rakurs (Historical and legal problems: a new perspective). 2015. 11. P. 20–40]. Иоанн (Соколов) , еп. 1851 – Иоанн (Соколов) , еп. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851. Вып. 1. [Ioann (Sokolov), bishop. Opyt kursa tserkovnogo zakonovedeniia (The experience of the course of church jurisprudence). Saint Petersburg, 1851. Vypusk 1]. Конь 2008 – Конь Р. М. Русская православная миссия в Японии во время служения архим. Сергия (Страгородского) и ее влияние на становление личности будущего Патриарха. Труды Нижегородской духовной семинарии. 2008. Вып. 6. С. 279–300. [Kon» R. M. Russkaia pravoslavnaia missiia v Iaponii vo vremia sluzheniia arkhimandrita Sergiia (Stragorodskogo) i ee vliianie na stanovlenie lichnosti budushchego Patriarkha (Russian Orthodox mission in Japan during the service of Archimandrite Sergius (Stragorodsky) and its influence on the formation of the personality of the future Patriarch). Trudy Nizhegorodskoi dukhovnoi seminarii (Proceedings of Nizhny Novgorod Theological Seminary). 2008. Vypusk 6. P. 279–300]. Красножен 1903 – Красножен М. Е. Иноверцы на Руси. Положение неправославных христиан в России. Юрьев, 1903. [Krasnozhen M. E. Inovertsy na Rusi. Polozhenie nepravoslavnykh khristian v Rossii (People of other faith in Russia. The situation of non Orthodox Christians in Russia). Iur " ev, 1903]. Красножен 1909 – Красножен М. Е. Новейшее законодательство по делам Русской Православной Церкви. Юрьев, 1909. [Krasnozhen M. E. Noveishee zakonodatel " stvo po delam Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (The newest legislation on the affairs of the Russian Orthodox Church). Iur " ev, 1909]. Красножен 1913 – Красножен М. Е. Церковное право. Юрьев, 1913. [Krasnozhen M. E. Tserkovnoe parvo (Canon law). Iur " ev, 1913]. Мейендорф И. , протопр. 2004 – Мейендорф И. , протопр. Брак в Православии. Клин, 2004. [Meyendorff I., protopresbyter. Brak v Pravoslavii (Marriage in Orthodoxy). Klin, 2004]. Опарина 2010 – Опарина Т. А. Греческий чин присоединения католиков к Православной Церкви в сербских и украинско-белорусских памятниках и их влияние на русскую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/brak...

Благодарю Ваше Сиятельство за посредство в разрешении совершить это дело. Теперь в Вильне крепкое прибежище на земле для всех Православных, а в земле отрадный приют и для меня грешного. И. Ф. Паскевичу, князю Варшавскому, 23 апреля 1851 года. Светлейший Князь! Западный край империи всегда на глазах у Вашей Светлости, и вы не можете быть равнодушны к происшествиям, у нас случающимся. Как одно из них, долгом поставляю принести Вашей Светлости маленькую книжечку, при сем прилагаемую. Примите её, Светлейший, не как сочинение, по как факт и как добрую весть о нашей стране. Если сей случай употребил я и для того, чтобы возобновить у вас память прежней вашей ко мне благосклонности: то не осудите, Светлейший, этого желания в искреннейшем и постоянном ценителе вашего славного имени, ваших славных дел и величайших заслуг ваших пред отечеством. С глубочайшим высокопочитанием и преданностью, имею честь быть. Графу Протасову, 23 апреля 1851 года. Препроводил я уже к Вашему Сиятельству в рукописи слово, произнесённое мною в 14-й день сего апреля при освящении пещерной церкви святых Виленских мучеников. Теперь напечатал оное в некотором количестве экземпляров, собственно, для себя, чтобы дарить тех, кому оно может быть приятно или полезно. В печати прибавлено несколько примечаний, для пояснения некоторых мест. Примите, Ваше Сиятельство, прилагаемый при сем экземпляр, не как сочинение, но как добрую весть о нашей стране и как знак моего к вам уважения и преданности. Препровождаю особо ещё 30 экземпляров сего слова и прошу Ваше Сиятельство передать по одному вашим директорам и синодальным членам, кроме высокопреосвященного Никанора, которому переслал я оное при особом письме. Остальные экземпляры, может быть, Ваше Сиятельство, найдёте приятным раздать другим лицам по вашему усмотрению. Если не будет противно правилам приличия, то прошу Ваше Сиятельство представить экземпляр этого слова Государю Цесаревичу, как личному благодетелю Виленского Свято-Духова монастыря. Государю Цесаревичу, 26 июля 1851 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

263. Слово в день мученицы Татианы (Говорено в храме святыя мученицы Татианы, при Императорском Московском университете, января 12-го; напечатано в Моск. Вед. 1851 г., в Твор. Св. Отц. 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1851 год Прилучится же вам во свидетельство. Положите убо на сердцах ваших, не прежде поучатися отвещавати: Аз бо дам вам уста и премудрость ( Лyk. XXI. 13–15 ). В обители высших знаний, и следовательно, можно сказать, в обители мудрости, празднуем праздник Святыя Мученицы. Есть ли какое отношение между обителию знаний и мученицею, между мудростию и мученичеством? Нынешний день есть тот, в который за несколько веков пред сим, Святая дева, Диаконисса Римской Церкви Татиана, мученическим подвигом стяжала нетленный венец, и, посредством смерти за Христа, родилась в безсмертную блаженную жизнь. Нынешний же день есть тот, в который, почти за век пред сим от мудраго благоизволения благочестивой Царицы, родилась сия обитель знаний. По правосудию Провидения день подвига для мученицы сделался и на земли днем славы, не празднословной и суетной, какова бывает слава мирская, но действительной и благотворной. Тогда как Церковь , воспоминая подвиг, славит Подвигоположника и Венцедателя Христа, – тогда особенно дух увенчанной подвижницы привлекается посетить землю, как поприще совершившагося подвига, и в памяти чудесной благодатной помощи, споспешествовавшей подвигу, почерпает дерзновение предстательствовать о благодатной помощи, для просящих ея с верою; а небесный Венцедатель возобновляет награду подвига, многомилостиво преклоняясь к сему предстательству. Сим, без сомнения, помышляли воспользоваться руководители сего Царскаго учреждения, когда решились день основания его воспоминать не просто, но с призыванием Божия благословения дальнейшему существованию и деятельности онаго; и для того созданный здесь храм вручили покровительству святыя Мученицы Татианы, и братию сего храма – ея молитвенному предстательству. Помышление благочестивое, проистекшее из чистаго источника священнотаинственных преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Спасо-Преображенский собор служил усыпальницей епархиальных архиереев, и в нем были погребены тела 4-х Холмогорских и Важеских архиепископов: Афанасия 12.11.1702, Рафаила в ноябре 1711 г., Варнавы 28.11.1730 и Германа в 1735 г., а также 6-ти Архангелогородских или Архангельских и Холмогорских архиереев: Аарона 1-го в 1738 г., Варсонофия в 1759 г., Иоасафа в 1769 г., Аполлоса в 1801 г., Парфения 2-го в 1819 г. и Неофита в 1825 г.Протоиереи: Петр Афанасьев в 1679 г.; Василий Карнисиев с 1683 до начала 1700-х; Иов Иванов, из ключарей, был в 1726 г.; Алексий Либеровский из учившихся в академии, упом. в 1772 г., умер в 1778 г.; Феодор Стефанов Шешенин, упом. в 1786, слуужил до 1811 г.; Андрей Ильин Романов 1811-1813 гг.; Иоанн Петров Леваковский 1813-1830 гг.; Иоанн Петров Невдачин, кандидат богословия, умер в 1835 г.; Петр Алексеев Павловский с 1839 г.Священники: Алексий Венедиктович Золотарев, был ключарем в 1686 г.; Андрей; Стефан; Афанасий; Прокопий Иванов; Феодор Стафуров; Иаков Иванов; Симон Васильев; Иоанн Логинов; Кирилл Ивановский; Иоаким Замошкин, в 1782 г. переведен в Богоявленский Ухтостровский приход; Гавриил Шешенин; Андрей Тырыданов, в 1807 г. перешел в Емецкий приход; Иоанн Козмин 1810-1829 г.г.; Кирилл Титов 1829-1834 г.г.; Василий Назарьин 1829-1842 г.г.; Александр Николаевич Титов 1839-1843 г.г.; Козма Семенович Морщихин с 1842 г.; Михаил Никифорович Смирнов 1849-1851 г.г.; Иаков Федорович Гурьев 1851-1852 г.г.; Афиноген Николаевич Титов с 1851 г.; Александр Аникитич Колчин 1855-1861 г.г.; Василий Кремлев 1859-1860 г.г.; Екзакустодиан Титов 1861-1865 г.г.; Александр Васильевич Новиков с 1861 г. (в 1865 г. поступил в СПб ДА и был впоследствии архимандритом посольской миссии в Афинах и Риме); Николай Александрович Истомин 1865-1868 г.г.; Иоанн Прокопьевич Иванов 1865-1871 г.г.; Василий Александрович Ивановский в 1872 г.; Козма Семенович Морщихин (вторично) 1872-1879 г.г., после чего вакансия была закрыта. Церковный староста: мещанин Федор Третьяков в 1881-(1890) г.г.

http://sobory.ru/article/?object=07168

...Обнаруженный нами «приговор» от 18 апреля 1851 года гласит следующее: жители деревень Тетерино, Кубеково и Старцево заявили, что строительство церкви в этих деревнях неразумно, так как деревни маленькие и жителей в них немного. Зато в 12 верстах от Тетерино расположена деревня Коркино, которая гораздо больше по своим размерам, имеет волостное правление, почту, часто посещаема земским заседателем и если строить церковь, то только там. Вокруг деревни Коркино, кроме жителей деревни Тетерино, Кубеково и Старцево, объединялись жители деревень Песчанка и Горская. О чем был и составлен «приговор» сельского схода. Жители деревень Шуваево и Замятино решили, что оставят всё как есть, то есть будут прихожанами Соборной Воскресенской церкви в Красноярске, но помощь в строительстве новой церкви обещали оказать. Таким образом рождался новый приход, в который вошли деревни Подгородной волости Красноярского округа: Коркино, Тетерино, Песчанка, Горская и Кубеково. Дело закипело. 9 февраля 1851 года в Епархию было отправлено прошение от имени крестьян деревни Коркино Алексея Обжорина и Ивана Черкасова, в котором они «просят дозволения построить им новую каменную церковь во Имя Вознесения Господня, с одним приделом теплым во Имя Знамения Пресвятыя Богородицы». Место для новой церкви было поручено выбрать иерею Александру Иноземцеву совместно с представителем с гражданской стороны. Оно должно быть далеко от огня и воды, а также на определенном расстоянии от жилых домов. Можно сказать, что 1851 год является датой рождения Коркинской церкви, но никто не мог предположить, что на самом деле это дело далекого будущего. Консистория сразу же определила, что церковь будет строиться силами жителей и добровольных пожертвований, кроме того, необходимо было построить «дома приличные, с хозяйственными постройками, прислугами» для причта, который будет состоять из священника, дьякона, дьячка и пономаря. Селяне должны позаботится о том, чтобы причт получил хорошую землю для хлебопашества. Из сказанного видно, что опасения будущих прихожан Коркинского прихода были небезосновательны - на их плечи ложилась серьезная финансовая нагрузка. Прихожане должны были построить церковь, начиная от заказа проекта и до реального возведения его, кроме того, причт должен был получить не только жилье, но и денежное и хлебное содержание. Читаем: «Священник 1 пуд, дьякону - 30 фунтов, причетникам - 1 пуд ржаного хлеба в год. И деньгами за их труды». Кроме того, понимая, что больших денег у крестьян нет, они будут выполнять любые поручения, как-то: «возят бут для фундамента, лес, кирпич, известь и выполняют любые поручения, чтобы не тратить капитан на наемных со стороны. Снабжая церковь дровами, а также из своей среды выбирают достойных: старосту, трапезника и сторожа».

http://sobory.ru/article/?object=53546

Paulus ordinavit huiusmodi diaconissae». 322 Иоанн Златоуст , свт. Беседа на 1Тим 5. 9 //Творения... СПб., 1897. Т. 3. 4. 2. С. 333: «Он (апостол) не сказал: “вдовица да будет не меньше лет шестидесяти”, но: “вдовица причитается”... Так как многие из людей... изощрили языки свои против предстоятелей Церкви, то он, желая избавить начальника от обвинений, предписывает такие законы и говорит: “ты не принимай, ты не избирай. Если она сама собою и добровольно пожелает избрать это, пусть делает; но ты пока не принимай ее, – чтобы не сказали, что молодую вдову... такой-то принудил (к обету вдовства) и вследствие этого она пала”». 323 Дид. и Пост. ап. III. 1–2 (ed. F. Funk, I. P. 182–184): «Если какая молодая женщина, пожив малое время с мужем, после того, как лишится его, пребудет одинокою, имея дар вдовства, то окажется блаженною... и, получив одобрение, будет почтена. Но вдовицы молодые да не приобщаются к сонму вдовическому». 326 Achelis H. Die Canones Hippolyti//Texte und Untersuchungen. Leipzig, 1891. Bd. VI, 4. S. 72–73. 327 Leipoldt J. Saidische Auszuge aus dem 8. Buche der Apostapostolischen Konstitutionen//Texte und Untersuchungen. Leipzig, 1904. Bd. XXVI, 1. S. 23. 331 Cod. Theod. XVI. 2. 28, ср.: Созомен. Церк. ист. VII. 16 (СПб., 1851. С. 509): «Царь Феодосий, заботясь о добром имени и благочинии Церквей, постановил законом, чтобы женщинам, если они не имеют детей и не достигли шестидесяти лет, не поручалось служение Богу, согласно с ясными повелениями ап. Павла» ( 1Тим 5. 9 ). 335 Созомен понимает это постановление Феодосия в том смысле, что девы здесь совершенно не допускаются в чин диаконисс, и объясняет такое запрещение возможностью падения молодых диаконисс (Созомен. Церк. ист. VII. 16; СПб., 1851. С. 508). 336 Созомен. Церк. ист. VIII. 9 (СПб., 1851. С. 565): «Овдовела еще в молодости, однако ж ревностно любомудрствовала согласно с чиноположением Церкви. Поэтому Нектарий посвятил ее в диакониссы». Св. Олимпиада родилась не ранее 360 и не позднее 370 года, а посвятивший ее в диакониссы патриарх Нектарий умер уже в 397 году, так что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

36 - " невидимое Его (то есть Божие), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы, так что они (то есть язычники, не ведавшие Бога) безответны " - 37 На книгу Бытия беседа 14, часть 1, стр. 228. СПб., 1851. 38 Христианское чтение. 1823. Часть 9, стр. 95 и 96. 39 Христианское чтение. 1823. Часть, 10 стр. 35, 36 и 37. 40 Там же. 1821. Часть 1, стр. 257. 41 На псалмы беседы. Стр. 398 и 399. СПб., 1860. 42 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 6, стр. 223. Москва, 1851. 43 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 11, § 3. 44 Там же. Гл. 12, § 3. 45 Христианское чтение. 1837. Ч. 3, стр. 6 и 7. 46 Прп. Макарий Египетский. Беседа 5, стр. 39. Москва, 1852. 47 Творения св. Ефрема Сирина. Ч. 4, стр. 173. Москва, 1850. 48 Христианское чтение. 1846. Ч. 1, стр. 43. 49 Творення св. Афанасия Александрийского. Ч. 4, стр. 49. Москва, 1853. 50 Там же. Ч. 1, стр. 163 и 165. Москва, 1851. 51 Воскресное чтение. 1840—1841 гг. 41, стр. 365. 52 Христианское чтение. 1835. Ч. 1, стр. 11, 12 и 13. 53 Воскресное чтение. 1837—1838 гг. 37, стр. 311. 54 Решение возражения неверующих против внутреннего значения самого факта, на который историческое доказаательство бытия Божия ссылается. Историческое доказательство бытия Божия, ссылаясь на всеобщность верования в Божество, присваивает этому верованию самородное психическое происхождение, т.е. корень его видит в разумной природе человека. Поэтому и неверие, отрицая первое, т.е. всеобщность идеи о Божестве, последовательно отрицает и последнее, т.е. психическое происхождение идеи, и в оправдание своего взгляда на предмет ссылается: а) На несуществование каких бы то ни было прирожденных идей и б) на возможность объяснить распространенность верования, о котором речь, помимо прирожденности, из иных причин, как то: вымысла, страха, творчества воображения и так называемого анимизма. Ответим по порядку: а) Что до прирожденных идей, то учение о них, некогда бывшее в ходу, в настоящее время действительно потеряло кредит; но — в каком смысле? В смысле определенных готовых понятий, а не в смысле предрасположения к составлению их путем мышления. Подобные предрасположения, предваряющие сознательную деятельность и потом влияющие на ее направление, не могут быть отрицаемы. В этом-то смысле и идея Божества должна быть признана прирожденной человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

217. Иоанно – Богословский – Грозовский , мужской, ныне приходская церковь в местечке Грозове, Минской губ., Слуцкого у., в 21 вер. к сев.-зап. от Слуцка, при рч. Койданке или Ужанке. Основан в конце XVI ст. шляхтичем Мартином Володковичем; во время унии остался верным православию. В 1798 г. здесь учреждена архимандрия с оставлением на своем содержании; в 1842 г. возведен на степень 3-го класса, в 1862 году упразднен и приписан к Троицкому Слуцк. м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, II, CXLII; III, 758; Ратшин, 174; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 202; “Опис. монаст.”, 1817 г., 34; Зелен- ский, “Минск. губ.”, I, 563; “Минск. губ. в.”, 1864 г., 50 (основание); “Спис. иер. и настоят.”, 542, 6; Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 122; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., CXII, XXIX (в реестре м-рей епархии 1723 г. показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписным к Духову Вилен. м-рю); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. IV, 53 XXVIII (постановления 1681 г. о мерах для защиты православия; подписал игум. Грозовский и Новодворский Платон Лукианский). 218. Иоанно – Предтечевский , мужской скит, приписанный к Оптиной-Введснской пустыни, Калужской губ., Козельского у., в 6 вер. от Козельска и 170 саж. от пустыни, в лесу. Основан схимонахом Иоанникием в нач. XIX ст., скончавшимся в 1815 г. Недостаток братии в ските пополняется с 1857 года из пустыни. И. Л., “Ист. опис. скита во имя св. Иоанна Предт., находящ. при Козель. Введен. Оптин. пустыни”, СПб., 1862 г., изд. 2-ое, испр. и дополн.; Кавелин, “Ист. опис. Козелъ. Введен. Оптин. пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи”, Спб., 1847 г., с видом скита и портретом иером. Леонида; изд. 2-ое СПб., 1862 г.; “Ист. опис. Малояросл. Черноостров. мон.”, 100; “Извлеч. из отчета Обер-Прок. св. Син. за 1857 г.”. 219. Иоанно – Предтечевский , женский, общежительный, в гор. Кунгуре, Пермской губ. Под именем женской общины, служившей приютом для вдов и сирот, существовал с 1822 г., которая в 1851 г. принята в ведение и под покровительство духовного и гражданского начальств с тем, чтобы оставалась при тех же способах содержания, коими пользовалась доселе, а в 1868 г. переименована в общежительный монастырь. При м-ре находится училище для девочек. “Сенат. ведом.”, 1851 г., 44; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г., 104, ст. 875; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1851 г., 11 (ист. общины); 1868 г., 149 (переим. в м-рь); 1884 г., 248 (училище); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Система научной и педагогической специализации преподавателей привела к появлению в духовных академиях компетентных специалистов, имеющих научные результаты в области своих исследований. Были конкретизированы задачи, стоящие перед высшими духовными школами, основное внимание было обращено на внутренние задачи учебного процесса и богословской науки, установлена взаимосвязь актуальных задач церковной жизни и богословской науки. Появились специальные научные исследования во всех областях богословской науки, начали формироваться научные традиции и научные школы. Духовно-учебный путь святого праведного Иоанна Кронштадтского Святой праведный Иоанн Кронштадтский — Иван Ильич Сергиев — прошел типичный духовно-учебный путь юноши духовного сословия XIX века: окончил Архангельское духовное училище (1841-1845), Архангельскую духовную семинарию (1845-1851) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1851-1855). Этот путь был непрост, особенно для детей небогатых клириков: хотя образование давалось в долг (а для тех, кто не планировал покидать духовное сословие, и вовсе бесплатно), приходилось думать и о нуждах семьи, искать дополнительный заработок. При бедственном положении семьи — а у Сергиевых было именно так — высшее духовное образование в известном смысле являлось роскошью, поскольку не было необходимым для священнического служения: на пастырское духоводство была ориентирована непосредственно семинария. А это значит, что и сам отец Иоанн, и его семья ценили высшее богословское знание и — осознанно или интуитивно — усматривали в этом знании основание и важнейшее вспоможение для пастырского служения, для христианского подвига, для устремления к святости. И.И. Сергиев был студентом XXI курса СПбДА с августа 1851 по июнь 1855 года. Это последние годы царствования Николая I — вторая половина того периода, который в историо­графии называют «мрачным семилетием» 1 . Усиление контроля за университетами, упразднение в них кафедр философии, вмешательство в научную жизнь и запрещение некоторых тем для исследований — эта ситуация не могла не отразиться на деятельности российской высшей школы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010