10. Монах Венедикт (Первенцев), 1850–1854. Послушник Василий Первенцев. В 1821 году первоначально определен был Жиздринского уезда в село Фоминичи в пономаря. В 1822 году был посвящен в стихарь. 31 марта 1850 года определен в число послушников Георгиевского монастыря. 22 ноября 1850 года в возрасте 41 года определен в Сретенский монастырь. Пел на клиросе. С 1851 года – инок Вениамин. 4 декабря 1853 года пострижен в монашество. Исправлял послушание в должности свечника. 16 июня 1854 года по прошению определен в число братства московского Покровского монастыря . 11. Инок Иероним, 1851–1855. По исключении из низшего отделения Рязанской семинарии без свидетельства, 27 августа 1813 года определен был в село Новопокровское на дьяческое место. А 1 сентября 1814 года посвящен в стихарь, вдов. В Сретенский монастырь определен 26 марта 1851 года в возрасте 55 лет. Исправлял послушание в должности часовенного, потом был помощником свечника. 17 января 1855 года по прошению его уволен из монастыря и духовного звания для избрания другого рода жизни . 12. Послушник Агапий Петров, 1850–1855†. Из воспитанников Императорского воспитательного дома. В Сретенский монастырь определен 6 мая 1850 года в возрасте 19 лет. Исправлял клиросное послушание. 12 октября 1851 года посвящен во стихарь. Умер 17 августа 1855 года. 13. Послушник Алексей Смирнов, 1852–1854. Находящийся на послушническом положении Алексей Смирнов. Из духовного чина. По исключении из высшего отделения Звенигородского уездного училища в возрасте 17 лет определен в Сретенский монастырь 21 июля 1852 года на год на испытание. Исправлял чтение и церковное пение. 7 августа 1853 года принят в братство Сретенского монастыря и 29 ноября того же года посвящен в стихарь в домовой церкви преподобного Саввы, что на Саввинском подворье . Исправлял должность пономаря. В 1854 году был уволен «в село во дьячки». 14. Послушник Семен Никифоров, 1853–1854†. Из вольноотпущенных графа Шереметьева. В Сретенский монастырь в число послушников определен в возрасте 21 года, с надеждою пострижения в монашество 12 июня 1853 года. Исправлял клиросное пение. Умер в 1854 году .

http://pravoslavie.ru/67954.html

68 Речь здесь, конечно, о временах (1819–1822) президентства князя А. П. Голицына. И так как дело имело все же более светский, нежели духовный характер по самым отношениям к заключенным, то не странным представлялось и то, что здесь, подобно как и в Библейском Обществе, при светском президенте, вице-президентами могли быть не только светские, но и духовные лица. Срав. о сем Письма м. Филар. к архим. Антонию, ч. IV, стр. 142. Москва, 1884. 69 Надобно заметить, что первоначальные правила эти, т. е. правила 1819 года, прежде Высочайшего утверждения, несколько раз исправлял своею рукою сам Государь Император Александр Павлович,, и этими правилами собственно не полагаем, был размер членского взноса (см. прав. IV); этот размер определен был уже позднейшим уставом (1851 года). 70 Здесь разумеется бывший с 1844 по 1855 год президентом граф (впоследствии князь) А. Ф. Орлов, при котором в 1851 году и вышел здесь же упоминаемый новый Высочайше утвержденный 7 ноября сего (1851) года устав Общества попечительного о тюрьмах (см. 2-е Полн. Собр. Законов т. XXVI, 25,725). А так как граф Орлов, называемый здесь „покойным“, умер в 1862 году, то мы и относим настоящее мнение м. Филарета к 1862 году. 71 Срав. ту же мысль у м. Филарета в Собр. мн. и отзыв. IV, 285. Москва, 1886 и в Письмах его κ архим. Антонию IV, 60. 72 Московский Комитет в 1865 году упросил митрополита Филарета быть его непременным председателем, и святитель, не смотря на глубокую старость свою, образцово вел дело, как о том засвидетельствовал в 1867 году сам же Комитет (см. Правосл. Обозр. 1867, XXIII, 168 „Изв. и Замет.“); но в том же году, за болезненностию своей, отказался от непременного председательствования в Комитете поблагодарив членов за их содействие ему и пожелав молитвенно, „да продолжит (Бог) в обществе одушевление христианским человеколюбием, к облегчению бедствующих и к извлечению погруженных во мраке порока в свет истины и добродетели“ См. Душеп. Чтен. 1881, II, 470. 73 Это состоялось в 1843 году. См. 2-е Полн. Собр. Закон. XVIII т. 17068 См. § 1 Устава 1851 гола в т. XXVI, 25725.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Хавский Николай,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иван Михайлов († до 1873 г.), псаломщик; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 13, 43). Хавский Сергей,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Николай Федоров, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Царево, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 229). Харлампий, родился около 1846 г.; из болгар; Московская духовная семинария (1867–1872 гг.), иеродиакон Болгарского Рыльского монастыря (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 50). Херсонский Димитрий, родился 16 октября 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец: Василий Борисов Херсонский, уволенный из духовного звания дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Щитниково, Димитриевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 309 об., 310). Хитров Александр,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Иван Егоров Хитров, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Качалово, Параскевиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 3). Хитров Алексей,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Николай Стефанов, бывой священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Холм, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 16). Хитров Димитрий,родился 15 сентября 1855 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Николай Хитров († до 1876 г.), священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Знаменское (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 298 об., 299). Хитров Михаил,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Иван Егоров, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Качалово, Параскевиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 1). Хитров Сергей, родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Николай Хитров († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Знаменское. (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 250).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

И так тебе за труды 200 да 3-жды по 50 поклонов. XLVI Втерпевайся, голубочка! Ведь, скоро нам предлежит мудренинькая путинка-то! Хотя и говорят, что о. Варфоломей Адриана с о. Сергием у архиерея мирил, и о. Сергий меня будто о. Варфоломею отдал: да все еще неизвестно, на чем это оснуется. А здесь, как ни посмотрю: и монастырские и близ онаго многие и язычками и глазками живехонько как будто прощаются! XLVII 1851 года, 15 января. Письма, для приготовления мне в Пустерге места, я намереваюсь писать и к монахиням Горицким. Если написанныя мною я вам и вручу, и вы, пусть там, их покажете: но по прочтении ими вперед (вдаль, выше к верху) не пускали бы: и если угодно им будет мое – ручное: списали бы для себя. Вы, то взявши, у себя поберегите. Причина этому та: без крайныя нужды, из настоящаго монастыря я перемещаться не должен; а в случае нужды необходимой, на Югу хочется; посему теперь оное писать и спешу. XLVIII 1851 года, 17 января. На меня, Христа ради, не надейтесь: может быть меня доведут и до сумасшествия; впрочем вы, прошу покорно, не смущайтесь. Не верьте ни людям, ни себе (в случае неудобопонятности); просите тогда у Господа Бога силы перышку, ему только можете вполне доверять. Если к кому и не буду отвечать; а к тебе, разве умру, думаю продолжать. Потрудитесь о всякой мелочи ко мне писать: я не затрудняюсь, думаю, если приведет Бог , с тобою одною (страдалицею) только разговаривать, потому что паренек не понятен. XLIX 1851 года 29 января. Благодарите Премилосерднаго Творца: Югский отец Варфоломей у нашего отца Сергия (съехавшись в Ярославле) выпросил меня у него. О, несказанная милость! А.Н. сию Псалтирьку прочитай, листочки выпрями, бумагою (вместо корочек) обложи и ко мне возврати. L 1851 г. 30 янв. С сего дня прошу у Господа Бога милости (благословения) и от вас (твоего) терпения и навсегда памятования (т.е. помнить) вот что: кроме расписок на письма или на посылки, – никакого словечка моея руки никому не давайте, – о чем я неоднократно говаривал и прежде; а теперь, ведь, Юга-то строга. А сказывайте: пусть внимательно выслушивают, – тем и заканчивать!... Даже и писаннаго и в руки никому не давать.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Летом 1850 г. при содействии кн. А. С. Меншикова Н. совершил путешествие по Ладожскому оз. на военном колесном пароходе «Усердный», посетил Коневский и Валаамский мон-ри. По его благословению был устроен скит во имя прп. Александра Свирского (Святоостровский) на о-ве Святом (бывш. Ст. Валаам) и освящена церковь (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 84-85; А. К. 1902. С. 28). Сохранился гранитный обелиск в память о посещении острова Н. Иноческие обители были предметом его особых попечений, незадолго до смерти он начал писать наставление настоятелям и настоятельницам мон-рей, оставшееся незаконченным. При Н. были установлены офиц. отношения между Греческой и Русской правосл. Церквами, за что 20 апр. 1851 г. кор. Греции Оттон I наградил его орденом Спасителя 1-й степени, 30 июня 1851 г. последовало Высочайшее разрешение принять орден. Знаки ордена - Большой крест с голубой лентой и звезда - были доставлены Н. 28 авг. 1851 г. (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 90-93, 111-121 об.). Помимо особых архипастырских трудов на первосвятительской кафедре - участия в церемониях бракосочетания, крещения, погребения членов имп. фамилии - Н. проявил много усердия на посту главного попечителя Имп. человеколюбивого об-ва и председателя совета об-ва, ежедневно принимал бедных. Особо заботился о доме призрения малолетних убогих, при к-ром была устроена ц. во имя ап. Никанора. Также при Н. были сделаны улучшения по дому воспитания бедных детей, по девичьим школам. Принимал участие в торжествах по случаю 50-летия Медико-хирургической академии (1850), 100-летия Морского кадетского корпуса (1852), в ежегодных празднованиях Имп. С.-Петербургского ун-та (РНБ ОР. Ф. 15. А-143). 15 авг. 1851 г. освятил станцию Московской железной дороги, по к-рой 16 авг. прошли первые поезда. Во время Крымской войны весной 1854 г. духовенство С.-Петербургской епархии пожертвовало на военные потребности 100 тыс. р., за что 6 апр. 1854 г. Н. была объявлена благодарность имп. Николая I. 11 мая 1855 г. архиерею также изъявлено монаршее благоволение имп. Александра II Николаевича за собранные средства (47 250 р.), переданные от братии Александро-Невской лавры и др. монастырей С.-Петербургской епархии и от состоящего в непосредственном распоряжении Н. Новгородского архиерейского дома (Там же. Л. 171-171 об., 177, 201). Письмом от 15 дек. 1855 г. вел. кн. Константин Николаевич благодарил Н. за пожертвованные им лично 3 тыс. р. в пользу семей морских воинов, потерявших дома и имущество в Севастополе (Там же. Л. 186-186 об.). В 1855-1856 гг. на средства Н. вышло 1-е изд. «Богослужебных канонов на греческом, славянском и русском языках в 3 книгах» профессора греч. языка Е. И. Ловягина (СПбДА).

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Только уже в 1851 г. была основана женская община, преобразованная потом в Болховской Богородично-Всехсвятский женский монастырь, находящийся ныне в полуверсте от г. Болхова. Основательницею была дочь генерала, воспитанница Смольного Института и жена Тульского помещика, отставного поручика артиллерии Трубицына, София Иосифовна Трубицына (урождённая Кадеус), которая по смерти (в 1849 году) своего единственного сына сначала устроила нечто в роде монашеского общежития в своей деревне под Тулой (в 25 вёрстах от города), a 21 декабря 1851 г. – вместе с 14 духовными сёстрами – переселилась в г. Болхов и здесь учредила женскую общину, на что пожертвовала 6.000 руб. и всячески хлопотала о её устройстве, напр., испрашиванием у города пустопорожнего места, ходатайством (в 1859 г.) об отводе лесного участка (см. в Архиве Св. Синода дела 1857 г. 1.694; 1859 г. 1.983) и т. п. Сначала (с 21 декабря 1851 г. по 7-е ноября 1853 г.) община поселилась при приходской Введенской церкви – напротив её – в наёмном доме; но – по тесноте и неудобству местности и другим неблагоприятным условиям – не могла тут обосноваться окончательно, почему – с согласия городского управления – в 1853 г., в субботу 7-го ноября, переведена Трубицыной за город на Всехсвятское кладбище, около которого городом было отмежёвано 6 десятин земли. Ко времени этого перевода общины – на средства Трубицыной и пожертвования жителей – был построен дом (деревянный), а затем постепенно воздвигнуто две церкви и келлии для сестёр, числом до 200. Первое поселение Болховской общины и второе утверждение её на новом месте произошли только с благословения Смарагда – без синодального разрешения, которое было исходатайствовано этим архиепископом и Высочайше утверждено уже 8 декабря 1856 г., после чего C. И. Трубицына 1 февраля 1857 г. была возведена епархиальным начальником в звание начальницы общины. Торжественное открытие и освящение её совершены были 2 июня 1857 г. самим Смарагдом, сказавшим при этом помещаемое ниже слово. В начальную пятилетнюю (1851–1856 гг.) историю учреждения Болховской общины Смарагд принимал в этом деле живейшее участие, вёл частую переписку с C.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Странничек мои сапоги носит: а мне-то какие (кто даст)? Ходьба моя за врата, – не гулянье, а для св. Обители послушанье – (это без сомнения), хотя у некоторых сие и в пересудах. LXII 1851 года 4 июля – день св. Андрея Критскаго . Батюшке отцу Адриану 51-й год наступил. LXIII 1851 года, 13 ноября. Безумцевой опять ладьи Завратну плаванью свобода; Лишь только со двора судьи: Бродне по-прежнему здесь мода. LXIV 1851 года, 25 декабря. За пятеричны Батюшковы ласки, Свободно бегают мои саласки. Сюдажь (ко мне) и ездить и ходить, Кто хочет, – могут ся трудить. LXV 1851 года 22 декабря. Сострадательный тетушки А. и М; с сего времени (думаю) за вратами я ни с кем разговаривать не могу (т.е. не по запрещению, а по причинам моего малодушия). А вы, когда пожелаете мою образину повидеть, прошу о сем прежде меня известить; а я бы об удобном времени уведомил вас. Записочки всегда (для перенесения ко мне) запечатывайте. LXVI 1852 года 25 сентября. О, не смею не сказать вам, обе девочки, голубочки: пришло время Лукерьюшкиным словцам: «как только из лесу-ту на Югу-то взглянешь: так сердце-то и обомрет!» Но нет, не эдак, голубочки: Мы теперь от радости (духовныя) вот что должны сказать: се время благоприятно, се ныне день спасения! LXVII 1852 года 18 октября Вы, думаю, голубочки, начинаете трудиться (за мое упрямство) и поругивать меня; но, о, если бы вы видели: сколько ко мне милосердие Божие (за молитвы праведных) благоволит! Или желают мне замолчать, или исход отсель начать (из Обители)! Это впрочем по слуху. LXVIII 1852 года 24 ноября. Батюшка не придумал ли А.Н. приехать? Ей время креститься: ныне день спасения. Вы, батюшка, подкрепляйте себя милостию Божиею в таком случае. Пресвятая Владычице, Богородице, спаси нас! LXIX 1853 года 1 января. А.Н. Господь поправляет мое телосложение: после утрени надеюсь повидаться. LXX 1853 года 19 февраля. Не безпокойтесь: я спокоен. От св. Обители не притеснен; а что долго болен: буди воля Господня! Для свидания со мною, надеюсь выйти (обеим вам и Т.М. когда угодно) в раннюю Литургию. Не пужайтесь: (благораствореннаго) без грома чистейшаго воздуха не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

265. Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенск. соборе июня 25; напечатано в Моск. Вед. 1851 г., в Твор. Св. От. 1851 г., в Москвитянине 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1851 год Яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии: всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите ( 1Nemp. II. 16–17 ). Что важнейшия из сих заповедей, преподанных Апостолом, знакомы нам, и не остаются у нас без действия, – о том свидетельствовать может нынешний день. Заповедь – «Царя чтите» – является в действии, когда благословенный день рождения благословенно царствующего Царя вы воспоминаете радостно и торжественно. Заповедь – «Бога бойтеся» – является в действии, когда вы вашу радость о Царе, ваши о нем желания и надежды приносите пред Бога, чтобы Он благословил вашу радость, призрел на ваши желания, совершил ваши надежды. И да будет неразрывен союз сих двух заповедей, прекрасный и благотворный! Народ – благоугождающий Богу – достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ – чтущий Царя – благоугождает чрез сие Богу: потому что Царь есть устроение Божие. Как небо, бесспорно, лучше земли, и небесное лучше земного: то так же бесспорно лучшим на земли должно быть то, что устроено по образу небесному, чему и учил Бог Боговидца Моисея: «виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе» ( Ucx. XXV. 40 ), то есть, на высоте Боговидения. Согласно с сим, Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земли Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века – Царя наследственного. О, если бы все Цари земные довольно внимали своему небесному достоинству, и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли, требуемые от них, богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовию к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Все, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Все царства земные были бы достойным преддверием царства небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Хавский Николай,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иван Михайлов († до 1873 г.), псаломщик; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 13, 43). Хавский Сергей,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Николай Федоров, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Царево, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 229). Харлампий, родился около 1846 г.; из болгар; Московская духовная семинария (1867–1872 гг.), иеродиакон Болгарского Рыльского монастыря (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 50). Херсонский Димитрий, родился 16 октября 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец: Василий Борисов Херсонский, уволенный из духовного звания дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Щитниково, Димитриевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 309 об., 310). Хитров Александр,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Иван Егоров Хитров, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Качалово, Параскевиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 3). Хитров Алексей,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Николай Стефанов, бывой священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Холм, Богородицерождественская церковь 16 (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 16). Хитров Димитрий,родился 15 сентября 1855 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Николай Хитров († до 1876 г.), священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Знаменское (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 298 об., 299). Хитров Михаил ,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Иван Егоров, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Качалово, Параскевиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 1). Хитров Сергей, родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Николай Хитров († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Знаменское. (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 250).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В заключение Гоголь просит молитв, «в особенности отца игумена», и передает деньги на молебен (десять рублей серебром) о благополучном путешествии к святым местам и о благополучном окончании сочинения своего – «Мертвых душ» – «на истинную пользу другим и на спасенье собственной души». Николай Трушковский приехал в Оптину в очень неподходящий момент; Петр Григоров только что был пострижен в мантию с именем Порфирий и неисходно находился пять дней в храме. Но он поручил другому человеку показать юноше монастырь и дал ему рекомендательные письма к влиятельным лицам в Казани. Переписка Гоголя с отцом Порфирием продолжалась зимой 1850–1851 годов. Очевидно, еще летом у них шел разговор о книгах затворника Задонского Георгия. Его письма Гоголь читал и раньше: выдержки из них есть в составленном им сборнике выписок из творений святых отцов и учителей Церкви. Тогда Гоголь пользовался изданием 1839 года. Теперь отец Порфирий посылает ему последнее издание – 1850 года, в трех томах, дополненное новыми письмами и «Кратким известием о жизни затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия». Отвечая на не дошедшее до нас письмо Гоголя из Одессы (от декабря 1850 года), отец Порфирий писал ему из Оптиной Пустыни 26 января следующего, 1851 года (последнего года в своей жизни): «Препровождаю к вам обещанные мною книги затворника Задонского Георгия... Вы увидите, что и он был поэт и душа его стремилась к небу... Я надеюсь, что и жизнь его прочтете с удовольствием» . Гоголь отвечал отцу Порфирию из Одессы 6 марта 1851 года: «Много благодарю вас и за письмо и за книгу Затворника. Как она пришлась мне кстати в наступивший Великий пост!.. Как мне не ценить братских молитв обо мне, когда без них я бы давно, может быть, погиб. Путь мой очень скользок, и только тогда я могу им пройти, когда будут со всех сторон поддерживать меня молитвами». В приписке Гоголь передавал душевный поклон настоятелю, отцу Филарету и всей братии. Этого письма отец Порфирий, по всей видимости, получить не успел: он мирно почил о Господе 15 марта 1851 года сорока семи лет от роду, приобщившись за несколько минут до кончины Святых Таин. Свою смерть отец Порфирий предсказал за неделю. Внешне она произошла как следствие сильной простуды. Во время своей предсмертной болезни инок имел извещение о близкой кончине, и ему трижды являлся во сне преставившийся за шесть лет перед тем послушник Николай (которому при жизни отец Порфирий оказывал особое благорасположение) и говорил ему, чтобы он готовился к исходу из сей жизни. А накануне его кончины девяностолетний старец отец Иларион Троекуровский, живший в Лебедянском уезде за триста верст от Оптиной и не знавший ничего о болезни отца Порфирия, прислал ему рубашку (в которой он и преставился), пузырек масла и кусок ржаного хлеба, выразив, однако, сомнение, что посланное застанет инока в живых.

http://bogoslov.ru/article/6192605

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010