В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802–1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище. В 1854 году Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались – их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился «клуб физкультуры», а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были вскрыты и переданы в краеведческий музей. В бывшем монастыре разместили Макарьевскую МТС: ей были переданы Макариевская и Успенская церкви, а в братском корпусе устроено общежитие для трактористов. В 30-е годы с колокольни Благовещенской церкви сбросили колокола, сожгли иконостасы и иконы, стерли с лица земли монастырское кладбище, вырубили фруктовый сад. Погибли богатейшие архив и библиотека. Для постройки городской бани разобрали окружавшую монастырь стену. В 60-е годы началась реставрация монастыря, шедшая крайне медленно. Возрождение монастыря началось в 1993 году. 7 августа 1993 года, в день преподобного Макария, совершалась божественная литургия. 17 января 1994 года состоялась окончательная передача епархии строений монастыря. Однако в 2001 году обитель постигли тяжелые испытания. Осенью обрушилась колокольня Благовещенского храма, за годы советской власти доведенного до крайне аварийного состояния, а декабре 2001 года – случился пожар, в огне которого сильно пострадали два недавно отреставрированных сестринских корпуса. В 2005 году закончен ремонт настоятельского и сестринского корпуса, проведены работы по благоустройству территории монастыря. Выполнены работы по укреплению фундаментов храмов. Над входом в монастырь установлены мозаичные иконы преподобного Макария Унженского и Макарьевская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

Выписка письма и меры Микиты Ивановича Ласкарёва 7136 г. (1628) Соли Галицкой города и посада и городских и посадских церквей и осадных и посадским дворам. С сайта http://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/ Старособорная Успенская церковь каменная, с такой же колокольней, построена в 1778 г. на средства прихожан. Ограда вокруг церкви деревянная. Престолов три: в честь Успения Божией Матери, еванг. Иоанна Богослова и преп. Макария Унженского и Желтоводского. В храме находится древний резной образ препод. Макария Унженского, особо почитаемый. Капитал церкви 400 руб. в билетах. Причт: священник и псаломщик. Средства причта: проценты с капитала в 3662 руб. 89 коп., доход от богослужений и треб священника до 619 руб., псаломщика до 206 руб. Для причта устроен церковный дом. Луговой земли в пользовании причта 1 десятина 57 сажень, плана на церковную землю нет. Прихожан муж. пола 305. жен. пола 329. Прихожане занимаются частью сельским хозяйством, частью торговлей и отхожими промыслами. Приходских селений 8. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г. Несмотря на руинированное состояние, является одним из своеобразных памятников города, в формах которого сплавлены элементы древнерусского зодчества и барокко. Храм, расположенный на левом берегу р. Кострома, внутри крепостных валов, сооружен в 1778-86 гг. «усердием граждан и деревенских прихожан» на месте древней деревянной церкви. Южнее, в разрыве валов, находится кирпичный дом церковного причта (южный), севернее почти на самых валах — деревянный дом причта (северный). Разрушение церкви относится к 1930-м гг.; к настоящему времени сохранилась лишь нижняя часть ее стен. Церковь Успения «старособорная», 1778-1786гг. Судя по фотографиям нач. 20 в., была сооружена в архаичных для своего времени формах, характерных для предшествующего столетия. Ее симметричная относительно продольной оси композиция состояла из двусветного пятиглавого четверика храма с апсидой, двухпридельной трапезной и высокой стройной шатровой колокольни. В фасадном декоре традиционные для 17 в. детали отличались несколько суховатой, графичной трактовкой, а оконные наличники с ушами, сандриками и треугольными навершиями носили черты барочной архитектуры. Фрагмент одного из таких наличников с треугольным фронтончиком сохранился на западной стене трапезной с юга от колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=11027

Макарьевская пустынь, урочище. Макарьевская пустынь. Церковь Макария Унженского и Желтоводского. Макарьевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Макария Желтоводского , Владимирской иконы Божией Матери , Петра и Павла Год постройки:1875. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, берег оз. Юмгозеро Координаты: 62.165765, 42.724691 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1865 году при игумении Феофании началось восстановление находящейся в запустении к этому времени Макарьевской пустыни. Был обновлён каменный храм преподобного Макария Унженского, освящение которого состоялось накануне памяти преподобного 24 июля 1875 году. У храма было два придела: в честь иконы Божией Матери Владимирской и апостолов Петра и Павла. Тогда же был построен близ него деревянный дом с хозяйственными службами для священника. В справочнике «Православныя обители», вышедшем в 1909 году, давалось такое описание обители: " В пустыни находился один храм — каменный, во имя преподобного Макария Унженского; в нём было два придела: правый в честь Владимирской иконы Божией Матери и левый во имя святых апостолов Петра и Павла. В храме хранилась древняя икона преподобного Макария Унженского, принесённая сюда ещё за несколько лет до основания пустыни старцем Германом " . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57292

Авдотьино. Часовня Макария Унженского и Желтоводского и Харалампия. Часовня Макария Унженского и Харлампия Мученика Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Н. А. Макаров пишет, что часовня была освящена во имя Св. Мученика Харлампия. Богослужения проводились 3 раза в год: на Пасхальной неделе, затем 25 июля, в честь преподобного Макария Желтоводского Чудотворца, и 10 февраля в честь Св. Харлампия.(Н.А. Макаров. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. Архангельск, 2007. С. 146-147.) В книге Н.А.Макарова " " Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья " (Архангельск, 2007) часовня в Авдотьино указана почему-то в Плесском (а не Бережнодубровском) приходе. Среди прочих часовен Плесского прихода за 6 - " во имя преподобного Макария Унженского и Св. Мученика Харлампия в дер. Авдотьино (в 10 вёрстах от церкви). Богослужения проводились 10 февраля и 25 июля " . Приходская церковь Плесского прихода находилась на восточной окраине современной д. Вознесенская (у понтонной переправы по дороге на кенозеро), на противоположном от Авдотьино правом берегу Онеги. А бережнодубровские приходские храмы находились всего в 4,5 км ниже Авдотьино по Онеге, на том же берегу. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Паспорт с описанием 1974 года и фотографиями 1972 года можно посмотреть по адресу 4 марта 2015. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10110

Горка (Усть-Моша). Часовня Макария Унженского и Желтоводского. Макарьинская часовня на Горке /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Макария Желтоводского Год постройки:Между 1700 и 1900. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, Федовское МО, деревня Горка Координаты: 62.426474, 39.824719 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня в Горке была приписана к Усть-Мошенскому приходу и посвящена Святому Макарию Унженскому (Желтоводскому). Богослужение в часовне проводилось в день почитания Макария Унженского (Желтоводского) 25 июля по старому По всей видимости, в советские годы часовня была утрачена. книги плесецкого историка-краеведа Н.А. Макарова " Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья " , стр. 196. Часовня в деревне Горка располагалась в двух верстах от церкви, была освящена в честь преподобного Макария Унженского. Богослужения проводились 25 июля. «Часовня бревенчатая, крыта тёсом, обшита и окрашена. Длины 3 сажени, ширины 2 сажени 1 аршин, высоты до карниза 7 аршин, а всей высоты 4 сажени 2 аршина. Окон 3, 4х3 четверти. Внутри высота 14 четвертей. Иконостас длиной 6 аршин, высотой 14 четвертей. Оценена в 100 руб.». Автор: Зинина О.А. «Деревянные часовни Устьмошского прихода. Новые исторические исследования». Журнал «Ученые записки Петрозаводского государственного университета», Рубрика: Историография, источниковедение и методы исторического исследования . 8 (185) выпуск, 2019 г., с. 35.  http://readera.org/read/147226535 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38196

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010