Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в 1439 году. Монастырь был закрыт советской властью в 1919 году, возвращен Церкви в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Унженским и Желтоводским в 1439 году на правом берегу реки Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноименного города (ныне — село Унжа Макарьевского района Костромской области). Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском мужском монастыре, он впоследствии основал Богоявленскую обитель на северной границе Нижегородского княжества, при реке Лух, и Троицкий Желтоводский монастырь на Волге (именовавшийся так по расположенному вблизи обители озеру Желтые Воды). В 1439 году Улу Мухамед, властитель Казанского ханства (одного из «осколков» Золотой Орды), выступил в поход на Москву, захватив Нижний Новгород и разорив Троицкую обитель. Преподобный Макарий вынужден был покинуть желтоводские пределы и, уйдя на север, основал на горе в унженских лесах монастырь во Имя Святой Троицы. По молитве преподобного у подножия горы возник святой источник; в 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери — поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской. 25 июля (по старому стилю) 1444 года в возрасте 95 лет преподобный Макарий мирно преставился ко Господу. Его прославление в лике всероссийски чтимых святых состоялось в 1619 году. Монастырь, основанный преподобным Макарием, с течением лет расширялся и благоустраивался. Особое покровительство, которое оказывали обители первый государь из дома Романовых царь Михаил Феодорович (вместе со своей матерью великой инокиней Марфой Иоанновной дважды — в 1612 и 1619 годах — совершавший сюда паломнические поездки) и его преемники, привело к тому, что в XVII веке небольшой монастырь на Унже стал одной из известнейших российских обителей и даже именовался иногда «лаврой преподобного Макария».

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Макар...

В Нижнем Новгороде состоялось заседание оргкомитета по проведению дней памяти преподобного Серафима Саровского и Макария Желтоводского и Унженского 15 июня 2019 г. 10:58 14 июня 2019 года в Нижнем Новогороде в здании Правительства Нижегородской области в кремле состоялось заседание организационного комитета по проведению дней памяти преподобных Серафима Саровского (1 августа) и Макария Желтоводского и Унженского (7 августа). В мероприятии участвовал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и представители областного правительства. На заседании обсудили вопросы размещения паломников, работы палаточного городка в Дивееве, обеспечения безопасности. В начале июля стартует подготовка площадки для палаточного городка, который примет 4 тысячи паломников. Будут оборудованы палатки для проживания, полевые кухни, столовые и медпункты, установлены общественные туалеты, душевые кабины, умывальники и контейнеры для мусора, розетки для зарядки сотовых телефонов. В лагере предусмотрено дежурство аварийно-спасательной службы, пожарной охраны, подвижного пункта управления МЧС. Для помощи в обеспечении жизнедеятельности лагеря будут привлечены добровольцы из регионального отделения организации «Молодая гвардия Единой России» и волонтеры Нижегородской епархии . Ранее Правительство России поддержало предложения региона по развитию паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Соответствующее распоряжение Правительства РФ подписал премьер-министр Дмитрий Медведев . Как отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, всего в перечне более 50 мероприятий. В основном это строительство дорог, развитие коммунальной инфраструктуры, благоустройство. Задача регионального правительства — создать условия для качественных перемен в муниципалитетах — участниках кластера. Эти перемены должны почувствовать как туристы, так и жители. Масштабное празднование состоится в Нижегородской области в конце июля — начале августа. Дни Серафима Саровского пройдут 31 июля и 1 августа в городе Сарове и селе Дивеево. Кроме того, в Дивееве на площадке рядом с палаточным городком традиционно будет работать форум православной молодежи «Радость моя». Дни памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского состоятся 6-7 августа в Макарьевском монастыре. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5455050.ht...

Макарий. Церковь Макария Унженского и Желтоводского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Документы от 1628 года свидетельствуют о наличии в Притыкине церкви во имя Макария чудотворца. Однако этот объект не сохранился. Дошедший до наших дней храм был построен в 1842 году рядом с деревянной церковью. В его архитектуре использовались формы раннего классицизма: между пилястрами дорического ордера располагались круглые окна второго яруса. Храм венчался сводом большого купола, который завершался главкой. На церкви было два больших и четыре малых колокола. Перед храмом – липовая аллея, а вокруг него располагались парк и кладбище, на котором хоронили служителей церкви и именитых жителей села. Территория церкви была обнесена добротной, искусно выполненной металлической оградой, поставленной на кирпичную кладку шириной и высотой в метр. В этом парке, на высоком откосе под сенью вековых лип, в 1919 году были похоронены продотрядники, погибшие во время Уренского восстания. В 30-е годы XX столетия началась страшная эпоха разрушения церквей, гонений на церковнослужителей. Не миновала эта участь и Макарьевский храм. По свидетельству очевидцев, уже разграбленную церковь стали ломать в начале 30-х. Сначала спилили крест, а затем сбросили колокола. Летом разобрали кирпичную и металлическую ограду. Кирпичную кладку церкви разобрать не могли, тогда ее дважды пытались взорвать, но она только крошилась. В наши дни от храма – памятника градостроительства и архитектуры регионального значения – уцелели лишь стены и обезглавленный купол, а от церковного парка – несколько вековых лип и каменных надгробий. Местные жители по-прежнему считают полуразрушенный храм украшением и одной из главных достопримечательностей села. Однако состояние церкви на месте, связанном с памятью о знаменитом Макарии, оставляет желать лучшего. Этот объект требует внимания и реставрации. Макарьевская с. Макарий-Притыки имеет два храма: а) деревянный, постр. в 1767 г. и б) каменный, постр. в 1842 г. на средства прихожан. Колокольня построена в 1853 г. Ограда каменная. Кладбище в расстоянии 200 саж. от церкви, обнесено дерев. оградой. В дерев. храме 3 престола: а) в честь св. прор. Илии, б) преп. Макария Унженского чудотв. и в) св. мчч. Флора и Лавра. В каменном храме также 3 престола: а) в честь Рождества Божией Матери, б) святит. Николая чудотв. и в) преп. Макария Унженского чудотв. Достопримечательности церкви: а) царские врата, вынесенные из сгоревшей несколько столетий тому назад церкви, с греческими наименованиями святых, и б) липовое паникадило в один ярус.

http://sobory.ru/article/?object=30644

Макарьев. Макариев-Унженский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Собор Троицы Живоначальной Церковь Макария Унженского и Желтоводского Церковь Николая Чудотворца Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Братский корпус и трапезная. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Унженский Макарьев Троицкий монастырь, 1 класса, в городе Макарьеве, на правом берегу реки Унжи. Основан в 1439 году Макарием Унженским (см. 25 июля). В монастыре пять каменных церквей: Троицкая, посреди монастыря, построенная в 1664-1670 году игуменом святым Митрофаном Воронежским, Макарьевская, на юго-западе от Троицкой, построенная в 1670-1674 годах, Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680 году, Никольская, над святыми воротами, на восточной стороне, и Успенская — на западной. Монастырь окружен каменной оградою, построенной в период 1754-1764 годы. В Троицком соборе, в богатой раке, почивают святые мощи пр. Макария. Здесь же хранится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 году пр. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой святой иконе напоминает икону Смоленскую — Одигитрию. В 1626 и 1690 годах, несмотря на бывшие в обители сильные пожары, святая икона чудесно оставалась невредимою; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершается в монастыре 17 сентября. В монастыре также находится древняя чтимая икона пр. Макария, которую в 1890 году разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в город Унжу, где она остается с 15 июня по 1 июля. Недалеко от монастыря находится колодец, выкопанный пр. Макарием. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Унженским и Желтоводским в 1439 году на правом берегу реки Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноименного города (ныне - село Унжа Макарьевского района Костромской области).

http://sobory.ru/article/?object=00163

Макарьев-Унженский монастырь более 20 лет был женским (12 насельниц), а с 2016 года приобрёл статус мужского (с братиею в 7 монахов). Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Первоклассный Макарьев Унженский монастырь. Время основания монастыря. Основание Макарьевского монастыря относится к первой половине XV века (1439 г.). Основателем его был преподобный отец Макарий, который в царствование великого князя Василия Иоанновича пришел на берег реки Унжи из Желтоводского монастыря на берегу Волги. Вскоре по водворении преподобного Макария на сем месте, именно 17-го сентября 1442 года, последовало чудесное явление ему иконы Божией Матери (названной, по имени его, Макарьевскою), что и утвердило его в намерении основать здесь обитель иноков. Макариево-Унженский монастырь находится в уездном городе Макарьеве, получившем свое название от имени обители преподобного Макария; от Костромы он в 180 верстах. Церкви и часовни. В сем монастыре 5 отдельных каменных церквей: 1) соборная холодная с одним престолом во имя Живоначальной Троицы, сооруженная в 1663 г.; 2) соборная теплая во имя преподобного Макария. Она устроена в 1670 году и освящена в 1671 г. при игумене Никите, предместнике святителя и чудотворца Митрофана, первого Епископа Воронежского, который был настоятелем сей обители в 1675-1682 годах. В 1824 году к этой церкви пристроены, на место трапезы, два придела: а) во имя Богоотец Иоакима и Анны, и б) Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Построение Макарьевского собора сопровождалось обретением нетленных мощей Преподобного Отца Макария, чрез 227 лет после кончины его; 3) теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, двухэтажная. Эта церковь начата строением в 1677 г., окончена и освящена в 1680 г. игуменом Митрофаном, впоследствии Святителем Воронежским. В трапезе этой церкви устроены и в 1833 году освящены три престола: а) во имя Святителя и Чудотворца Митрофана, б) в честь Преображения Господня и в) Преподобного Михаила Малеина. Последний придел устроен в воспоминание Царя Михаила Феодоровича, который особенно чтил память Преподобного Макария Унженского, покровительствовал сей обители и двукратно посещал оную. 4) Однопрестольная над св. воротами во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она построена в 1685 г. при игумене Ионе, коего предместником был Святитель Митрофан. 5) Холодная в честь Успения Пресвятой Богородицы, однопрестольная. Начата строением в 1732 г. и освящена в 1735 году.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Ескинская (Забивкина). Часовня Макария Унженского и Желтоводского и иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Макарьевская часовня в Забивкине Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: " Живоносный источник " иконы Божией Матери , Макария Желтоводского Год постройки:не ранее 1810. В 2013-2022 г. восстановлена в виде, близком к первоначальному. Архитектор:А. Матюхин (автор проекта реставрации) Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, близ деревни Ескинская Координаты: 61.874457, 39.101015 Проезд:С шоссе Каргополь-Плесецк свернуть по указателю " Ескинская " , далее, не доезжая деревни, повернуть направо, затем около 300 м вдоль края поля до новой часовни, http://sobory.ru/article/?object=42346 которую видно с шоссе. Часовня расположена ниже её по склону оврага, у источника. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Архангело завершилась десятилетняя реставрация часовни Макария Унженского на роднике Гаревик близ деревни Забивкина. По легенде, маленькая часовенка приплыла по реке Онеге во время весеннего паводка откуда-то с верховьев. Звучит это удивительно, особенно для современного горожанина, однако, раньше жители онежских деревень нередко наблюдали проплывающие по весне бани, амбары и другие небольшие хозяйственные постройки. Сегодня можно услышать рассказы пожилых людей, которые знали очевидцев появления часовни в Забивкине. Местные мужики выловили её сруб из воды и установили на берегу в своей деревне, перекрыв простой односкатной кровлей (с которой она и простояла до недавнего времени). Однако, усердия, видимо, не проявили – оставили находку слишком низко, на затопляемом ежегодно месте, перебирать же и поднимать в гору не посчитали необходимым. И каждую весну своевольная часовенка пыталась продолжить своё путешествие, так что, как рассказывают, её, в конце концов, стали привязывать тросом к дереву! По утверждению местных жителей, часовня посвящена Макарию Унженскому – в Забивкине она стояла недалеко от источника, носящего имя этого святого, основателя Макарьево-Унженского монастыря. Житие этого монаха-отшельника рассказывает, что он побывал на Русском Севере, в Каргопольской земле. Однако в формулярных ведомостях Архангельского прихода XIX в. утверждается, что часовня была построена в 1810 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в более поздних источниках упоминается посвящение в честь преподобного Макария.

http://sobory.ru/article/?object=58996

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем-Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385; память 26 июня). Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями. Только через три года родители преподобного Макария узнали, куда он скрылся. Отец пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Преподобный Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. " Протяни мне, по крайней мере, свою руку " , - просил отец. Сын исполнил эту малую просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой. Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого. Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобного Макария взяли в плен. Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Желтом озере. Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил келлию. Здесь он основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.

http://patriarchia.ru/db/text/910444.htm...

Описание иконы Макарьевская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Эта св. икона явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425—1462 гг.) преподобному Макарию, Унженскому чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжа Костромской губернии. Явление ее последовало в то время, когда Галичская область, к которой принадлежала нынешняя Костромская губерния, находилась в самом бедственном положении: она страдала от внутренних междоусобных войн и была теснима татарами, гнездом которых было Казанское царство. Татарские полчища толпами бродили и производили страшное опустошение. При таких обстоятельствах и явилась чудотворная икона Богоматери св. угоднику Макарию на месте нынешнего Макарьево-Унженского монастыря. В 1442 году, 17 сентября, около трех часов утра, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, вдруг хижину его озарил необычайный свет. Преподобный смутился духом, не понимая, что означало это необыкновенное явление, и стал еще усерднее молиться. За стенами своей кельи он услышал п[...] Макариевская икона Божией Матери (описание с pravenc) Источник: «Православная Энциклопедия» Макариевская (Макарьевская) икона Божией Матери, (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря. Находилась в разных храмах обители; исчезла в 20-х гг. XX в., когда мон-рь был закрыт и разорен. Принадлежит к типу «Одигитрия». Согласно «Сказанию...» о явлениях и чудесах М. и., составленному архим. Макариева Унженского мон-ря Платоном (1850-1867), икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена прп. Макарию Унженскому во время молитвы 17 сент. 1422 г. несомой «по воздуху неведомою силою» в окружении «светозарных лучей». Прп. Макарий взял икону к себе в келью, после чего она стала называться «келейной». Рассказ о явленной иконе архим. Платон дополнил «Сказанием...» об обретении и о чудесах еще одной иконы Божией Матери - списка, сделанного учениками преподобного с «келейного» образа прп. Макария. Список был раскрыт от позднейшей записи 30 апр. 1858 г., и этот день считается днем обретения иконы. «Сказания...» сопровождаются историями многочис[...]

http://pravicon.com/icon-187

30 . Князь Феодор Ярославич, брат Александра Невского, скончавшийся в Новгороде 5-го Июля 1233-го года. В 1614-м году мощи его перенесены были из Юрьева монастыря, в котором он был погребен, в Софийский собор, и так как при этом совершились от мощей чудеса 1419 , то вероятно полагать, что тогда и установлено было ему местное празднование, которое стало потом общим празднованием. 31 . Макарий Желтоводский и Унженский, основатель двух монастырей: Макариева Желтоводского Троицкого, который находится в городе Макарьеве Нижегородской губернии, и Макариева Унженского, который находится в городе Ма- —209— карьеве Костромской губернии, скончавшийся 25-го Июля 1444-го года. Есть известие, что в соборной церкви города Солигалича (Костромской губернии), который в 1532-м году молитвами преп. Макария спасся от нападения Татар, в том же 1532-м построен был в честь его придел. 1420 Если известие справедливо, то к первой половине XVI века должно быть относимо и начало празднования Макарию. В 1607-м году царь Василий Иванович Шуйский в своих грамотах в Унженский монастырь называет Макария чудотворцем. 1421 В 1618–19-м году при гробе Макария начали совершаться многочисленные чудеса и патр. Филарет (с 24-го Июня 1619-го года) посылал в Унженский монастырь «для сыску» о них особую комиссию; когда комиссия, произведшая тщательное дознание, привезла удостоверение в действительности чудес, патриарх в Августе месяце 1619-го года соборно подтвердил празднование преподобному. 1422 32 . Выше мы говорили 4), что неоконченная запись в святцах одной Волоколамской рукописи, говорящая под 20-м Июля об установлении в 1553-м году празднования неизвестно кому, по всей вероятности, разумеет преп. Аврамия Чухломского. Если это так, то в 1622-м году вторично или подтвердительно было установлено празднование Аврамию. В 1621-м году, с Покрова Богородицы, составляющего главный праздник Аврамиева Чухломского монастыря, в котором находятся мощи преподобного, начались от мощей чудотворения. Игумен монастыря донес о чудотворениях царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету, и патриарх прислал в монастырь «для свидетельствования чудес» архимандрита и игумена с товарищами. Когда следователи донесли патриарху, что «тех людей, которые от оного преподобного от болезней своих здравие получили, по взятии оных, в том монастыре (они) по приличности расспрашивали и по обыску явились настоящие исцеления, а не притворные»; то патриарх и установил вторично или подтвердительно праздно-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макариев Унженский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Макариев Унженский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. 7 дек. 1607 г. царь Василий Иоаннович Шуйский пожаловал М. У. м. «ис своих ис черных волостей» в Унженском у. «деревнею Ярцевым Большим, деревнею Ярцевым Меньшим, деревнею Макаровым, починком Гаевым, деревнею Волковым, деревнею Ковровым, деревнею, что был починок Уколов, в монастырь к Живоначальной Троице и к чюдотворцу Макарью со всеми угодьи» ( Гневушев. 1914. С. 23). Все эти поселения находились вблизи от мон-ря: Ярцево - в неск. верстах на север; Коврово, Гаево, Уколово - ныне в черте г. Макарьева; Волково - в южной части Макарьевского р-на. В 1613 г. в этих деревнях проживало 15 крестьян и 8 бобылей (т. е. безземельных). В 1625 г. в дер. Коврово из мон-ря был перенесен старый деревянный храм во имя святых Флора и Лавра, и Коврово стало называться селом. 24 февр. 1616 г. царь пожаловал мон-рю в вотчину починки Тимошин, Карьков и Окатиха «со всеми угодьями». В 1620 г. в починке Тимошин (за Унжей, в 40 верстах от обители) был возведен храм в честь Вознесения Господня, Тимошино стало считаться селом. 28 февр. 1620 г. царь Михаил Феодорович пожаловал обители Спасскую пуст. на Красной горе «со всеми угодьями, оной принадлежавшими»: с 6 починками (Великуша, Марковица, Стрелица и др.), 3 займищами (Рудаково, Галахтионка Говырина, Алексеево), 3 пожнями (Букино, Заречная, Отхожая) и пустошью Хмелевской. 29 окт. 1621 г. царь передал мон-рю 15 пустошей при починках Тимошин, Карьков и Окатиха «по пяти верст на все четыре стороны». 29 авг. 1623 г. царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет пожаловали мон-рю в вотчину «из Коряковского оброчного бортного лесу» под пашню и сенные покосы 200 четвертей, «что за ними же на оброке». В писцовой книге 1628 г. отмечено, что «к тому монастырю вотчина - сельцо, что была деревня Коврово на реке Унже, а в ней храм во имя Флора и Лавра и к церкви двор попа Якова Тихонова, да в селе ж двор монастырский, четыре двора служебниковых двор Мишки Иевлева, двор Ульянки Иванова, двор Якунки Савина, двор Боженки Шишкина, да слободка под монастырем, а в ней крестьян двор Федька Дементьев, двор бобыля Фролка Тимофеев, да за монастырем деревня Ярцево, починок Гаево, деревня Волково, починок Горлищев (Белошеина тож), того ж монастыря вотчина отхожее село Тимошино, починок Акатиха, да к селу на все четыре стороны бортные ухожья»; упомянута и приписная Спасская пуст. с Преображенской ц. и 3 кельями ( Белоруков. 2000. С. 178).

http://pravenc.ru/text/2561272.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010