25-е † Св. Олилпиады диакониссы, Кандиды и Геласии Дивная Олимпиада 314 происходила из аристократической Константинопольской фамилии и была очень богата. Отец её был сенатор Анисий Секунд, а мать – дочь благочестивого Евлавия, префекта претории при благоверном Константине. Она ещё в детском возрасте лишилась родителей. Потому опека над её имениями поручена была дяде её Прокопию, а воспитанием её занималась Феодосия, тётка св. Амфилохия и св. Григория Назианзского, умная и добродетельная, которой поручена она была ещё отцом. Так как она была богата и учёна, то руки её искали многие и ещё юной обручена она была с Небридием, префектом столицы. Прекрасные стихи присланы были (в 384 г.) дивным святителем Григорием в подарок Олимпиаде, вступающей в брак 315 . Но спустя 20 месяцев после обручения Небридий умер; Олимпиада осталась вдовой и вместе девою 316 . Многие после того искали руки Олимпиады. Сам император Феодосий Великий предлагал ей выйти за Елпидия, молодого аристократа Испанца, родственника царского. Но она отклонила предложение, а «Если бы Господь хотел, чтобы была я супругой, то не взял бы у меня Небридия», отвечала она. Феодосий повторил своё предложение, но также услышал отказ. Император оскорбился и, отправляясь на войну с Максимом (388 г.), приказал префекту столицы взять в опеку имение её до 30-летнего возраста её. Префект, услуживая Елпидию, поступал оскорбительно с Олимпиадой: ей запретили посещать епископов, не пускали её и в храм Божий, лишь бы вынудить её к браку. Олимпиада переносила всё благодушно. Она желала даже более стеснить себя. Она писала к императору: «Государь! ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа; опекой над имениями освобождена я от многих забот. Для большего счастья моего, благоволи повелеть, чтобы роздано было всё церквам и нищим. Издавна боюсь я наклонностей суетности, которые при раздаче имений так легко возникают. Временные блага, пожалуй, могли бы отдалить сердце моё от истинных благ, духовных и вечных». Феодосий жил тогда на западе и, когда после трёхгодичного отсутствия возвратился в столицу, возвратил (в 391 г.) в полное распоряжение её все имения. «Такая добродетельная и умная девушка лучше нас умеет, как употреблять блага времени», сказал государь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Т. 4: Июнь-авг. Л. 409 об.- 415 об.). Нижней границей создания Унженской редакции можно признать 1689 г., поскольку этим временем Тарасенко датирует старшие списки «Сказания по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнйшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Унженскаго чюдотворца, и о разорении ея от безбожныхъ агарянскихъ внуковъ, и запустнии, и по многих лтехъ паки на томъ же мсте устроении ея», которое в сокращенном виде включено в унженские сборники. Создание памятника было связано с возобновлением мон. Авраамием (Алексием; † 1640) в 1620 г. Желтоводского мон-ря, разоренного татарами в 1439 г. (одним из первых на текст Сказания обратил внимание П. И. Пискарев; см.: Пискарев. 1846. С. 3-11). В «Сказании о зачатии…» повествованию о возобновлении мон-ря предшествует пересказ части Жития М. об основанных преподобным обителях. Источником сведений, как указано в тексте, было Житие святого. Рассказ об устроении М. монашеской жизни на Жёлтых Водах в этом тексте расширен сведениями из Минейной редакции Жития Григория Пельшемского («Мы же сия увдхом от Жития преподобнаго отца Григория Пельшемскаго» (РНБ. ОЛДП. Q.728. Л. 254 об.)) о постриге М. Григория в иноки в Желтоводском мон-ре. В связи с этим появилось и сообщение об игуменстве М. в этой обители: «Сей подвижникъ, преподобнейший Макарий, и во игуменств бысть многа лта, и сего убо в Житии его не писано». И далее автор еще раз подчеркивает статус М. в обители: «Зд же написахомъ о семъ сего ради, понеже мнози невдуще сего, любо прятся, указующе на Житие его, и глаголютъ, яко не бысть святый Макарий ни во единой своей обители игуменом, но точию строителем монастыремъ» (Там же. Л. 254 об.- 255). Унженская редакция «Сказания о зачатии...» известна под названием «Сказание, како прежняя Желтоводская преподобнаго отца нашего Макариа обитель обновися явлениемъ его» (нач.: «О Желтоводстй убо обители, яже в предлх Нижняго Новаграда, близъ великия рки Волги…»). В этой редакции опущена 1-я часть текста о созданных М. обителях; лит. обработке подверглась 2-я часть, в к-рой появилось повествование о 3-кратном явлении М. иноку-строителю Авраамию с призывом возобновить Желтоводский мон-рь, но при этом редактор опустил описание жизни Авраамия до принятия пострига и прихода на Жёлтые Воды. Вероятно, работа с текстом «Сказания, како... обитель обновися…» проходила одновременно с созданием Унженской редакции Жития М., т. к. в Минеях Димитрия Ростовского приведен текст не только Жития, но и Унженской редакции этого сказания.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Радуйтеся, Никоне Радонежский, преподобнаго Сергия преемниче, и Михее смиренный, и Савво Звенигородский, и Стефане Махрищский, и прочии ученицы Сергиевы, мно-гих обителей иноческих устроителие. Радуйтеся, Макарие Калязинский и Макарие Унженский, Желтоводский, Богу угодившии. Радуйтеся, Ниле Столбенский, в молитвех и трудех неусыпно подвизавшийся, и  Ниле Сорский , скудость скитскую возлюбивый. Радуйся, Иосифе, отче Волоцкий, монастырскаго чина ревнителю. Радуйтеся, Пафнутие Боровский, падших исправителю, с Тихоном Калужским чудотворцем внутри дуба обитавшим. Радуйтеся, вси святии, в земли Российстей просиявшии. Кондак 9 Всяк подвиг и всяку добродетель исправисте, святии, образ христианскаго благочестия людем в себе показавше, яко да видяще ваша добрая дела, прославят Отца нашего, иже на Небесех, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 9 Витий художество превзошедше, святии, благодатную силу веры Христовой житием и подвиги своими всему миру явиша, благодатию Божиею неустанно невидимаго врага попирающе. Сего ради зовем: Радуйся, Стефане святителю, Пермския страны апостоле славный. Радуйтеся, того преемницы: Герасиме и Питириме священномученицы и Ионо, Усть-Вымския чудотворцы. Радуйся, Трифоне преподобне, страну Вятскую от зловерия идольскаго ко Христу приведший. Радуйся, Трифоне, Печенгский чудотворче, обители твоея похвало, во тьму языческую стран полунощных свет веры Христовой принесший. Радуйтеся, Гурие, Варсонофие и Германе, града Казани и всех окрестных стран светила пресветлая. Радуйтеся, Сибири апостоле, Ин-нокентие Иркутский, первый епископе, с Софронием премудрым и  Иоанном Тобольским , добротами вашими вся Сибирския страны озарившии. Радуйтеся, вси святии, в земли Российстей просиявшии. Кондак 10 Спасти хотя люди земли нашея, даровал еси нам, Господи, вся святыя в ней просиявшия, яко образы жития спасительнаго и яко ходатаи за нас и помощники, да благодаряще Тебе вопием: Аллилуиа. Икос 10 Стена есть и заступление всем, с верою к вам прибегающим, святии. Вам бо дадеся благодать всем, требующим полезная даровати: недужным исцеление, скорбящим утешение, в напастех сущим избавление, да воспоим вам таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vse...

Что касается числа сектаторов, то оно, как и естественно по самому существу дела, не было, да и не могло быть точно определено членами следственно-судной Комиссии. Их в одной Ярославской губернии приблизительно насчитывали до 500 человек, а пристанодержателей – 463; —412— во всех же других губерниях, где давались пристанища странникам, пристанодержателей насчитали 676 1981 . Во времена, последующая за действиями следственно-судной Комиссии странники преимущественно, стремятся к Астрахани, в эту обетованную землю бродяг и беспаспортных, где особенно широко распространился раскол беспоповщинский 1982 . Роль посредника в данном отношении играют Нижегородцы. По своему географическому положению, Нижний-Новгород и вся приволжская часть его уездов представляют собою самое лучшее и самое удобное место для стечения всякого сброда людей, в том числе и странников с целию отправиться в астраханские камыши вместе с ежегодными весенними сплавами отсюда рыболовных принадлежностей, а также Унженского и Ветлужского леса. Одни из странников приходят сюда ко времени ярмарки, другие собираются зимою, а весною из Чернорецкой волости и Гнилиц (Балахнинского уезда), из Избыльца (Горбатовского уезда), из Безводного (Нижегородского уезда) и из самого Нижнего-Новгорода указанным путем стремятся к Астрахани, где водворяются на берегах волжского низовья, на ватагах Каспийского моря, уходят даже, как говорят, на низовья Уманя, Эмбы, в Закавказский край и даже будто бы бродят по восточным берегам моря и пробираются к Сальянским промыслам в Персии. Остающиеся же в губернии нижегородские странники летом уходят в леса Макариевского уезда – Гнилицкий и Салавирский. При этом в Нижегородской губернии преобладающим элементом являются „странноприимцы“, действительных странников предполагается небольшое число 1983 . Кроме того, также помимо данных следственной комиссии, есть сведения, что со второй четверти минувшего XIX столетия секта Странников появилась в Нагавской станице —413— Донской епархии и, в частности, в числе до 25 семейств утвердились в хуторах: Минаевом, Черепашьем и Киреевском 1984 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При окончательной корректировке плана вертикальной планировки монастырского двора необходимо соотнести отметки водовыпусков под оградой с отметками приямков вокруг зданий. Как дополни тельное средство осушения зданий и двора (особенно в восточной его половине) целесообразно использование существующего водоотводного колодца, оставшегося от бывшей бани, обращаемой сейчас в монастырскую гостиницу. Одновременно следует обследовать основания зданий с явными признаками деформации, в первую очередь, Благовещенской церкви и здания Келий в их восточной половине. Разработать и осуществить мероприятия по их инженерному укреплению, включая восстановление срезанных внутренних железных связей, дополнительных связей, инъектированию трещин. Проект дренажной системы монастыря в то же время был разработан Л. С. Васильевым. К сожалению, невыполнение его предписаний привело в 2003 г. к полному обрушению главной доминанты монастыря – шатровой колокольни XVII в. при церкви Благовещения. Словно предвидя это, Л. С. Васильев в 1999 г. разработал проект временной звонницы для монастыря. До настоящего времени колокольня Благовещенской церкви пребывает в руинах, а звон колоколов раздаётся из временной звонницы, поставленной у западного выхода из монастыря. Для получения полного представления о гидрогеологической структуре монастырского холма целесообразно провести соответствующие исследования (ТИЗИС). Среди первоочередных мероприятий должно быть восстановление восточной стороны монастырской ограды между Никольским храмом и северовосточной, угловой башней, также требующей реставрации. В восстанавливаемой стене предусмотрены главные монастырские ворота, в принципе повторяющие прежние, стоявшие перед фасадом гостиницы (бывшей бани), но трансформированные согласно техническим требованиям современного транспорта. В северо-восточном углу территории, вне монастырских стен, устраивается небольшой по площади хозяйственный двор монастыря, существовавший здесь и прежде. Он ограждается невысокой, высотой 3,2 м, кирпичной стеной и имеет отдельный въезд с востока.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Макарий Желтоводский, Унженский, прп. - житие Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (память 25 июля по старому стилю) Угодник Божий Макарий родился в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей. Отца его звали Иваном, мать — Марией. Еще в младенчестве Макарий удивлял их: когда звонили к утрене, он начинал беспокойно ворочаться в люльке и плакать. И на всякий церковный звон Макарий так отзывался, а в прочее время молчал. Долго родители не могли понять, в чем дело, и начали было беспокоиться, но однажды все разрешилось. Как-то в праздник зазвонили в церкви, родители стали собираться к утрене, а маленький Макарий, как всегда, начал кричать и плакать. «Если бы он перестал плакать, — сказал отец, — взяли бы его с собой на службу». Макарий сразу же успокоился, а когда его принесли в церковь, он услышал пение певчих, засмеялся и потом всю службу весело улыбался матери. Тогда родители поняли, почему плакал Макарий, и с того дня стали его носить в храм; он каждый раз очень радовался, а если его оставляли дома, снова начинал кричать и плакать. Тут родители уразумели, что на их ребенке почивает Божия благодать. Когда Макарий подрос, отдали его учиться книжной грамоте, и в этом деле он вскорости преуспел так, что превосходил не только сверстников, но и старших. Он и похож был больше на взрослого, чем на отрока: несмотря на природную сметливость и живой ум, по характеру он был степенный и рассудительный. Играть с детьми Макарий не любил, он терпеливо сидел за книгами, да каждый день ходил в храм. Все его любили, родители радовались о нем и благодарили Бога. Отрок Макарий услышал о монашестве и тайно решил покинуть родительский дом и уйти в монастырь. Он выбрал Печерскую обитель, находившуюся на берегу Волги, в трех верстах от города, и отправился туда. По дороге ему повстречался нищий, одетый в обноски, Макарий обменялся с ним одеждой и под видом нищего подошел к монастырю. Отрок пожелал видеть архимандрита (им был тогда Дионисий, впоследствии епископ Суздальский) и попросился в монахи. Настоятель, видя юный возраст Макария, стал расспрашивать, откуда он и кто его родители. Макарий свое происхождение скрыл. Назвался жителем другого города, сказал, что он круглый сирота, нищенствует и никого из близких у него нет. Сам он, закончил Макарий, желает служить Богу в монастыре.

http://pravicon.com/info-2825

Макарьево-Унженский монастырь основан преподобным Макарием, известным на Руси как Макарий Желтоводский, Макарий Унженский. В конце лета 1439 года, в возрасте 90 лет, прибыл он на берега реки Унжи и организовал здесь тихую обитель… Макарьевский монастырь представляет собой величественный комплекс из пяти храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский. И в одном из них — Макарьевском — почивают ныне мощи преподобного Макария. Можно отметить, что из семи святых Костромской земли, мощи которых почивают под спудом, они единственные, открытые для всеобщего поклонения. Со всей России паломники приходят сюда за исцелением. Макарьево-Унженский монастырь. Фото Владимира Ештокина Существует предположение, что именно этот монастырь спас жизнь Михаилу Фёдоровичу Романову, когда тот за несколько месяцев до венчания на царство приехал сюда к преподобному Макарию, чтобы вместе с матерью своей инокиней Марфой помолиться у раки преподобного. И как раз в момент той молитвы единственного претендента на Российский престол разыскивали и хотели убить поляки и литовцы, которых, как нам известно, крестьянин Иван Сусанин увёл от этого места ценой своей жизни… Рака с мощами преподобного Макария Унженского. Макарьево-Унженский монастырь. Фото Владимира Ештокина Осенью 1619 года Михаил Федорович вместе с матерью инокиней Марфой совершил паломничество по Костромской епархии. То было паломничество по «особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена». Макарьево-Унженский монастырь. В Троицком соборе ведутся восстановительные работы. Фото Владимира Ештокина В 1919 году монастырь был упразднен, братия изгнана. В 1926 году закрыли надвратную Никольскую церковь — первый из монастырских храмов, а в декабре 1929 года были закрыты остальные храмы монастыря. Мощи преподобного Макария были вскрыты и переданы в местный краеведческий музей, а в самой обители разместились машинно-тракторная станция и зернохранилище. В 30-х годах была разобрана монастырская ограда. В 1970 году в монастыре были начаты реставрационные работы, впрочем, не очень успешные.

http://foma.ru/kostroma-fotoputeshestvie...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Успенского подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы в с. Домнино Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев, 2. Утвердить настоятельницей женского монастыря во имя святых Царственных Страстотерпцев г. Домнино Сусанинского района Костромской области игумению Феофанию (Ложкину), освободив ее от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря г, Костромы. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Людмилы (Охотниковой) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Людмилу (Охотникову) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Веры (Моревой) настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Успенской Тетеринской женской пустыни Костромской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Веру (Мореву) настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Успенской Тетеринской женской пустыни Костромской епархии. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об освобождении архимандрита Кирилла (Покровского) от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Кирилла (Покровского) от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о преобразовании прихода собора в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь.

http://pravoslavie.ru/9367.html

Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Часовня Макария Унженского и Желтоводского из д.Фёдоровская Плесецкого района. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Макария Желтоводского Год постройки:приблизительно 1790 - 1800. Адрес: Россия, Архангельская обл., Приморский р-н, с. Малые Карелы Координаты: 64.453271, 40.943556 Проезд:от Архангельска авт. 104, 108 или 111 до остановки Малые Корелы Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Полное название часовни - часовня Макария Унженского и Желтоводского чудотворца. Перевезена в Музей деревянного зодчества " Малые Корелы " в 1973 г. из д. Федоровская, Плесецкого района, Архангельской области. Но при этом надо помнить, что в XVIII веке, когда часовня была построена, по административно-территориальному делению, существовавшему на тот момент в Российской Империи, деревня относилась к Каргопольскому уезду Новгородской губернии. Часовня относится к типу клетских, т. е в её основании лежит «клеть» - сруб  в четыре стены, с трех сторон окружённый крытой галереей.  Кровля сруба – двускатная. В неё врублена стоящая на барабане – так называемой «шейке» - главка, крытая лемехом и увенчанная восьмиконечным крестом. У часовни есть небольшая звонница, шатровую крышу которой поддерживают восемь столбов с врубленными в них перилами невысокого ограждения. Часовня прп. Макария Унженского и Желтоводского построена на рубеже XVIII-XIX вв. на правом берегу реки Кена между деревнями Фёдоровская (ныне - заречная часть д. Рудниковская) и Пелюгино (ныне - урочище) Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Сейчас эта территория находится в Плесецком районе Архангельской области, в 98 км к юго-западу от райцентра и в 280 км на юго-запад от музея " Малые Корелы " . Одноглавая часовня с галереей и шатровой звонницей принадлежит к распространённому типу клетских часовен Русского Севера. Основание часовни представляет собой сруб в три венца, на который поставлен невысокий сруб, рубленный " в обло " и окружённый с трёх сторон галереей, покрытый клинчатой кровлей. Перевезена в музей " Малые Корелы " в 1974 году и установлена на территории Каргопольско-Онежского сектора. Освящена епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном в 2002 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2011 году в России была выпущен почтовый блок , посвященный музею " Малые Корелы " . На одной из марок почтового блока изображена часовня Святого Макария (XVIII в.) Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08846

Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем — в приходскую церковь г. Макарьева. 16 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженский монастырь возобновлен как женский. В январе 1994 года монастырские здания были полностью возвращены епархии, и уже 7 августа 1994 года — в день памяти преподобного Макария — архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение первого возрожденного храма обители, Макарьевской церкви. В 1995 году в монастырь вернулась и его главная святыня, мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского, вновь пребывающие сейчас в Макарьевском храме. В 1999 году Костромская епархия торжественно отметила 555-летие преставления ко Господу преподобного Макария; центром юбилейного празднования стал Макариево-Унженский монастырь. В послании по случаю знаменательного юбилея архиепископ Костромской и Галичский Александр указывал: «История свидетельствует, что этому месту по молитвам преподобного сопутствовало особое Божие благословение. СвятоТ роицкий Макариево-Унженский монастырь стал со временем великой обителью, одной из первых по значению в России после Троице-Сергиевой Лавры… Времена воинствующего безбожия исказили облик обители. Многое здесь было предано разрушению. Но милость Божия не оставила сего святого места». 25 марта 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря назначена игумения Вера (Морева). Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Церковь Макария Унженского и Желтоводского - 7 августа Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Макар...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010