Келкозеро. Часовня Макария Унженского и Желтоводского. Макарьевская часовня /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Макария Желтоводского Год постройки:приблизительно 1801 - 1900. Адрес: Россия, Республика Карелия, Пудожский район, ур. Келкозеро Координаты: 62.4667, 36.688 Проезд:Из Куганаволока лодкой, возможно, есть проезд через западный кордон парка. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревня Келкозеро расположена несколько в стороне от Водлозера и связана с ним порожистой речкой Келкой и ныне заброшенной дорогой. В настоящее время в Келкозере доживают свой век несколько домов и Макарьевская часовня XIX в. Постройка представляет собой прямоугольный сруб с двухскатной крышей. Часовня перестраивалась, но из-за большого количества утрат не всегда можно определить, что при этом было изменено или добавлено. Следы от куриц свидетельствуют о том, что первоначально на ней была традиционная безгвоздевая кровля. При реконструкции был поднят потолок, что видно по гнездам от балки и более грубой оттеске двух верхних бревен. Часовня завершалась главкой, ныне утраченной, появившейся на втором строительном этапе, судя по тому, что ее стойка опирается на позднейшую балку. Стены сруба имели позднейшую обшивку, сделанную, скорее всего, одновременно с пристройкой тамбура, от которого остались только следы на западной стене. Часовня сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Итак, водлозерские часовни представляют собой значительную по количеству группу памятников, которые ценны именно в своей совокупности, поскольку только так они могут дать представление о своих характерных особенностях и местных традициях XVIII – XIX вв. Часовни Водлозерского края, будучи, внешне неприметными, при углубленном изучении оказываются чрезвычайно интересными и открывают давно забытые страницы истории русского деревянного зодчества. Большинство водлозерских часовен ждут своей реставрации, и с сожалением можно прогнозировать, что не все они ее могут дождаться в силу отсутствия средств и возможностей.

http://sobory.ru/article/?object=51025

Унженская обитель пользовалась милостью царей дома Романовых. Она была знакома царю Михаилу Феодоровичу еще до вступления его на Российский престол: в 1612 году или начале 1613 года он с матерью своей, инокиней Марфой Иоанновной, приезжал в обитель и молился преподобному Макарию о возвращении отца своего, митрополита Ростовского Филарета, томившегося в плену у поляков. В 1619 году Михаил Феодорович совершил в торжественно–царской обстановке путешествие в монастырь преподобного Макария по своему обету «за некоторые угодника Божия чудеса и помощь, оказанную великому государю и родителем его во время их печали». Со времени царского посещения Унженская обитель, по воле Михаила Феодоровича, была учинена «наравне с Соловецким монастырем», а игумены ее получили право ежегодного приезда в Москву к царю и патриарху с образом преподобного Макария и со святой водой после дней празднования преподобному Макарию, приходившихся на 19 января и 25 июля. Таким путем Унженские игумены получили личный доступ к царю и патриарху, что имело важное значение для обители, особенно в случае каких–либо дел. Не меньшую любовь и веру к преподобному Макарию Унженскому имел и внук царя Михаила, Феодор Алексеевич (царствовал с 1676 г. по 1682 г. Эти годы падают на время управления св. Митрофана Унженской обителью), у которого было сильное желание видеть обитель и поклониться гробу преподобного. Высокое покровительство царствующего дома благоприятно отразилось на внешнем положении обители, которая из малозаметной и немногочисленной становится знаменитой, многолюдной и богатой, обладающей многочисленными вотчинами, обширным и разнообразным хозяйством. Назначение святого Митрофана игуменом такой обители показывает, как патриарх Иоаким почитал его за благочестие и мудрую распорядительность, и следует признать это тем более, что обстоятельства внутренней жизни обители требовали особенной внимательности при выборе настоятеля ей. Последние годы правления предшественника святого Митрофана, игумена Никиты, были для Унженской обители очень тяжелы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Трагедия в Макарьевском монастыре. Нужна помощь 25.02.2002 Макарьевский монастырь после пожара Страшная трагедия обрушилась в ночь на 7 декабря прошлого года на Макариево-Унженский женский монастырь. В нашей обители случился пожар, ужасающий по своей разрушительной силе и тому урону, который он ей причинил. За многие десятки километров был виден гигантский столб дыма над городом, зарево огня освещало ночные окрестности. Двое суток полыхало пламя, с которым не могли справиться даже съехавшиеся со всего района пожарные бригады. А когда угас огонь, то перед нашими взорами предстало жуткое зрелище. Два корпуса обители - сестринский и трапезный, недавно отреставрированные и светившиеся чистотой и белизной, обезобразила жестокая и слепая стихия. Провалившаяся кровля, пустые глазницы оконных проемов, почерневшие, закопченные стены. Сгорела большая часть имущества обители, которое по крупицам, непосильными трудами собирали сестры монастыря. Сгорели инвентарь, запасы продуктов, одежда, книги. В лютую зимнюю стужу сестры остались на улице - без тепла, без света, без возможности приготовить пищу. Икона преподобного Макария Унженского Правда, есть и то, что утешает. Удалось отстоять отстоять от огня наши монастырские храмы. У нас есть возможность по-прежнему молиться перед святыми мощами нашего небесного покровителя - преподобного Макария Унженского. Макарьевский монастырь в начале XX века Макариево-Унженский монастырь - одна из древнейших обителей Костромского края. В 1439 году основал преподобный на реке Унже свою обитель. За века своего существования обитель прославилась в русском народе. Сюда стекались многочисленные паломники. Шли люди, у которых близкие попали во вражеский плен, ибо преподобный Макарий, сам бывший в плену у магометан, получил от Господа особую благодать помогать таким страдальцам. Почитало эту святую обитель и царское семейство. Отец Михаила Федоровича Романова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Филарет, был, по молитвам преподобного, избавлен от польского плена. В XVII веке настоятелем монастыря был святитель Митрофан, епископ Воронежский. Ризница и книгохранилище обители были истинными сокровищницами древностей, по сей день экспонаты из них украшают собой многие музеи.

http://zavet.ru/news/0202/n25.htm

Арсеньева Слобода, урочище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Арсеньева Слобода, урочище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1809 прихожанами. Основной объём храма - двухсветный четверик с пятиглавым завершением. С востока к храму примыкает широкая трапезная, построенная вместо прежней в 1908-1909. Приделы: один Николая Чудотворца, Макария Унженского и Григория Армянского, второй - Илии Пророка, Флора и Лавра и равноап. Феклы. Трёхъярусная колокольня в русско-византийском стиле возведена в 1873-1877 над северными воротами ограды. http://svyatayarus.su/church/detail/46846/ Церковь построена в популярном в те времена архитектурном стиле эклектика, позволяющем сочетать различные стили, методы и формы. В данном случае речь идет о соединении в единое целое русского и византийского направлений в архитектуре. Пятиглавый храм представляет собой четырехугольное сооружение с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытиями. Два придела в честь семи святых. Храм, кроме главного Успенского, имеет еще два придела: первый в честь Николая Чудотворца, Макария Унженского и Григория Армянского, а второй посвящен пророку Илии, равноапостольной Фекле, а также Флору и Лавру. В годы советской власти храм был закрыт, после чего пришел в полное запустение. Здание постепенно разрушается, остатки росписи еще видны, но с каждым годом их становится меньше. Богослужения не проводятся, никакие реставрационные работы не ведутся и не предвидятся. http://vk.com/wall-217297141_17 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=44696

Зашугомье. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкая церковь в Зашугомье, летняя, двухэтажная, каменная, с такою же колокольнею и оградой. Построена в 1800 г. усердием помещика Ивана Ивановича Льво­ва при помощи прихожан. Кладбище при церкви, внутри ограды. Престолов 5: в летнем а) во имя Живоносной Троицы, б) Покрова Пресвятой Богородицы; в зимнем в) в честь Богоявления Господня, г) св. прор. Илии, д) преп. Макария Унженского. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 Троицкая церковь в с. Зашугомье двухэтажная, каменная, с такою же колокольней и оградой, построена в 1800 году усердием помещика Ивана Ивановича Львова при помощи прихожан. Кладбище при церкви, внутри ограды. Престолов пять: в летнем: во имя Живоначальной Троицы; Покрова Пресвятой Богородицы; в зимнем: в честь Богоявления Господня; св. пр. Илии; преп. Макария Унженского. Капитал церкви 2166 руб. Причт: 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Средства содержания казенное жалование священнику 144 руб., диакону 54 руб., 1-му псаломщику 36 руб., 2-му псаломщику 24 руб.; проценты с капитала в 871 руб., доход от богослужений и треб священника около 450 руб., диакона около 300 руб., псаломщика не более 200 руб. Члены причта живут в своих домах, квартирных не получают. Земли: пахотной 30 десятин 2318 сажень, сенокосной 3 десятины 1360 сажень, дровяного леса 2 десятины, неудобной под дорогами и ручьем 1290 сажень. Ни плана, ни межевой книги на землю нет. Прихожан муж. пола 1848, жен. пола 2127. Большая часть муж. населения занимается отхожим промыслом, а женщины – сельским хозяйством. Приходских селений 23, самое дальнее в 9 верстах. Школ в приходе 4: Зашугомская двухклассная министерская, Верещагинская начальная народная, Симановская начальная народная, Троице-Зашугомская церковно-приходская. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г .

http://sobory.ru/article/?object=03097

Корцово. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Корцовского прихода Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевская каменная, построенная в 1836-65 гг., престолы: главный во имя св. Николая, в приделах - в честь Иоанна Предтечи и во имя Макария Унженского. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г. Пример провинциального храма в стиле позднего классицизма, отличающегося монументальными формами и пропорционально соразмерным выразительным силуэтом. При этом строившееся почти тридцать лет здание не свободно от влияния эклектики, проявившемся в отделке фасадов трапезной и отчасти паперти, сооружение которых завершалось во 2-й пол. 19 в. Здание имеет симметричную осевую композицию, в которой доминирует четырехстолпный пятиглавый четверик храма. С востока к нему примыкает более низкая и узкая полукруглая в плане апсида, с запада — двухпридельная (престолы Макария Унженского и Иоанна Предтечи) трапезная, лишь незначительно уступающая четверику по ширине, и небольшая паперть. Западный фасад паперти искажен притвором нач. 20 в., мало гармонирующим с первоначальной архитектурой памятника. Главенствующую роль храмового объема в композиции здания подчеркивает его завершение купольной световой ротондой, несущей четырехгранный барабан, увенчанный крестом на золоченом яблоке, и меньшими по объему четырехгранными башнеобразными барабанами с такими же крестами. Боковые фасады четверика украшены поднятыми на подиумах сильно вынесенными шестиколонными тосканскими портиками, завершенными низкими ступенчатыми фронтонами. Вертикальные оси фасадов отмечены дверными проемами и большими полукруглыми окнами второго света. Полуколонны тосканского ордера применены в оформлении фасадов апсиды и паперти, а также венчающей ротонды и угловых барабанов. Единый принцип декора проведен во всех частях объема храма, однако, композиционную целостность его облика нарушает эклектичная отделка трапезной. Центральные части ее боковых фасадов в пять окон обработаны большими прямоугольными нишами, объединяющими три центральных окна с маловыразительными пилястрами в простенках. В соответствии с требованиями ампирной стилистики, высокие арочные проемы на ротонде и угловых барабанах храма, а также на апсиде не имеют наличников. Арочные окна трапезной и паперти обрамлены широко распространенными в период эклектики кирпичными наличниками с профилированными архивольтами, опирающимися на пилястры. Убранство здания дополняют проходящие по верху стен широкие фризы нескольких типов: на четверике храма и апсиде — с триглифно-метопными фризами, на трапезной и паперти — с карнизами, дополненными поясами кронштейнов.

http://sobory.ru/article/?object=15763

Сёготь. Церковь Макария Унженского и Желтоводского. Церковь Николая Чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Расположена на сельской площади над крутым спуском берега р. Сеготь. Деревянная, рубленная из бревен с дощатой обшивкой теплая церковь построена в начале 20 века вместо одноименного старого деревянного храма. Стоявший рядом каменный холодный храм Рождества Христова (1795) не сохранился. При храмовом комплексе существовали деревянные торговые лавки. К настоящему времени утрачен второй ярус основной части храма и верхние ярусы колокольни; западный вход закрыт поздней обшивкой. Один из любопытных примеров деревянного храма в стиле неоклассицизма. Объемная композиция здания имеет традиционное расположение храма, трапезной и колокольни по оси запад-восток. Собственно храмовая выделена выступающим по поперечной оси объемом четверика с сильно вынесенными четырехколонными портиками боковых папертей. Безордерные столбы-колонны с более широким центральным интерколумнием поддерживают массивный неполный фронтон с подковообразной арочной нишей тимпана, в котором прорезано прямоугольное окно. Такая же ниша помещена на фронтонах прямоугольного алтаря и нижнего яруса колокольни, расширенного боковыми палатками. Декор фасадов, включающий выступы цоколя, профилировку карниза, а также своеобразные подзоры в разрывах нижнего карниза фронтонов, отличается наивностью исполнения. Оконные переплеты с трехчастной расстекловкой фрамуг, обрамленные узкими наличниками с граненными накладками по углам и на средних осях, напоминают о влиянии модерна. На восточном фасаде алтаря помещено трехчастное итальянское окно. Беляев, 1863, с. 222-223. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3.» М., Наука, 2000, стр. 131-132 С конца 1932 по конец 1934 г. шла борьба за Никольскую церковь в с. Сеготь Дьяконовского сельского Совета Пучежского района Ивановской промышленной области. Началось все в октябре 1932 г., когда сельсовет изъял церковную сторожку для организации столовой и общежития учеников. Верующие обратились с жалобой на действия сельсовета в Пучежский райисполком, но тот отказал им в ходатайстве, сказав, что община может содержать сторожа в другом помещении, сторожка находится не в черте ограды (это не соответствовало действительности: по словам верующих, «сторожка в черте ограды, только есть выход из второй комнаты по-за ограде»), а у сельсовета крайняя потребность в зданиях; правда, предложил сельсовету оказать содействие в подыскании помещения для сторожа близ церкви c. 90]. Видимо, этот успех вдохновил сельсовет на дальнейшие действия против верующих.

http://sobory.ru/article/?object=06385

В Кострому будут доставлены мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского Кострома, 15 мая 2007 г. 18 мая 2007 года в город Кострому из Макариево-Унженского женского монастыря города Макарьева будут доставлены святые мощи одного из небесных покровителей Костромского края — преподобного Макария Унженского и Желтоводского, информационная служба епархии . Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В юношеские годы в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре он принял иноческий постриг, а впоследствии основал две монашеские обители — Богоявленский монастырь на реке Лух и знаменитый Троицкий монастырь близ озера Желтые Воды. В 1439 году Желтоводский монастырь подвергся опустошительному набегу войска ордынского хана Улу Мухамеда, внука Тохтамыша и основателя Казанского ханства. Многие из монахов обители были убиты, а оставшиеся в живых, в том числе и преподобный Макарий, — уведены в плен. Однако вскоре преподобного Макария, «яко тиха, мудра и незлобива», с условием, что он не будет возвращаться на прежнее место, отпустили на свободу, а с ним братию и «вся пленныя христианы». 90-летним старцем преподобный Макарий прибыл в костромские пределы, на берега реки Унжи, и основал здесь новый, третий по счету, монастырь во Имя Святой Троицы. По молитве преподобного у подножия горы, на которой возник монастырь, забил святой источник. В 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери — поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской. 25 июля (7 августа по новому стилю) 1444 года преподобный Макарий мирно преставился ко Господу и был погребен в основанной им Унженской обители. После смерти подвижника многие стали приходить к его святому гробу и получать исцеления. К небесному заступничеству преподобного неоднократно прибегали при разорительных татарских набегах и почитали его покровителем находящихся в плену. Заступничество преподобного Макария Унженского сыграло особую роль в судьбе Царского дома Романовых. Поздней осенью 1612 года, сразу после освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского, молодой боярин Михаил Федорович Романов вместе со своей матерью инокиней Марфой направился в далекий Макариево-Унженский монастырь, чтобы у раки преподобного Макария помолиться об освобождении из польского плена своего отца Ростовского митрополита Филарета, будущего Патриарха Московского и всея Руси.

http://pravoslavie.ru/22055.html

Или Макариевский Унженский мужской 3 класса монастырь находится в Костромской Губернии и Епархии при уездном городе Макариеве, который от сего монастыря название своё получил, на правом берегу реки Унжи от города в 1½ вёрстах. О начале сего монастыря повествуется следующее: Преподобный Макарий, Основатель Желтоводского монастыря (см. Макариев Троицкий Желтоводский монастырь), в 1439 году по разорению оного Татарами, быв от них отпущен с честью, отошёл в сии места, вселился в пустыню за 15 вёрст от бывшего города Унжи на реке того же имени и там, построив этот монастырь, пребыл в оном до своей кончины, последовавшей в городе Унже в 7012/1504 году, Июля 25, при Великом Князе Василии Иоанновиче, и погребён в сем монастыре. По преставлению Преподобного, в скором времени над мощами его поставлена церковь . И обитель по имени Основателя наименована Макариев, а по реке Унже – Унженский монастырь. После сего до 1596 года никаких сведений о нём не имеется, а в 1596 году Государь Царь Фёдор Иоаннович послал в этот монастырь Строителем монаха, Боярского сына Давида Хвостова (тогда в монастыре сем монашествующих было 20 человек). Этот Строитель по благословению Святейшего Патриарха Иова построил в монастыре сем соборную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Флора и Лавра. В 1607 году по донесению Строителя сего Хвостова, что монастырь строить и содержать нечем, Государь Царь Василий Иоаннович пожаловал на устроение и содержание оного несколько деревень; и с того времени монастырь этот начал приходить в лучшее состояние касательно строения, и монашествующие умножились. Поскольку же здания все были деревянные, то в различные времена от пожаров часто опустошались. Но с 1664 года начались строения каменные, и первой сооружена соборная Троицкая церковь на месте деревянной. В этой обители ныне находится 7 каменных церквей великолепного сооружения, из которых в одной почивают мощи Основателя, Преподобного Макария, в богатой гробнице. До Штатов 1764 года крестьян было за монастырём сим 3.031 душ. Настоятельство Игуменское и Строительское, а по Штатам положен в 3 класс степенью 96 с настоятельством Игуменским, которое и доныне продолжается. Из Настоятелей монастыря сего упоминаются Игумены:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1664-1670 годах здесь был возведен каменный Троицкий собор. В 1670-1674 годах над местом погребения преподобного Макария построили каменную Макарьевскую церковь, при этом состоялось обретение святых мощей унженского старца. Позднее в обители были воздвигнуты еще три каменных храма — Благовещенский (в 1680 году), Никольский над Святыми вратами (в 1685 году) и Успенский (в 1735 году). В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан, в 1682 году ставший первым епископом Воронежским и прославленный Церковью в лике святых. Чтимыми святынями обители являлись мощи преподобного Макария и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с образа Царицы Небесной, явившегося подвижнику в 1442 году. Эта икона чудесно сохранилась невредимой в огне пожаров 1626 и 1690 годов и прославилась многими благодатными знамениями. В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Гонения ХХ столетия разрушили иноческую жизнь древней макарьевской святыни. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались — их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился «клуб физкультуры», а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машиннотракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Макар...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010