В произведениях XIX в. архитектурный ансамбль обоих мон-рей передан нередко довольно условно. Это касается и Макариева Решемского мон-ря, изображение к-рого встречается на иконах М. в XIX в. Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице с Желтоводским мон-рем. Икона. 1661 г. Иконописец Симон Ушаков (ц. арх. Михаила Макариева Унженского мон-ря) Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице с Желтоводским мон-рем. Икона. 1661 г. Иконописец Симон Ушаков (ц. арх. Михаила Макариева Унженского мон-ря) Наиболее ранние сохранившиеся житийные иконы святого датируются кон. XVI - 1-й третью XVII в. Древнейшая из них происходит из Свияжска, основанного в период борьбы с Казанским ханством. Там, видимо, достаточно рано оформился культ М. Строителем Свияжска был участник взятия Казани царский дьяк И. Г. Выродков, многократно упоминаемый в разрядных книгах и др. источниках, свидетель одного из чудес, вошедших в древнейшую редакцию Жития святого, благотворитель Унженского монастыря. Икона М. с 20 клеймами датируется в ГМИИРТ XVI в. Судя по стилистическим особенностям, ее трудно отнести к XVI в., скорее она была создана в нач. XVII в. Состав клейм соответствует древнейшей редакции Жития и включает основные события жизни святого: 1) утешение плача младенца М. в церкви; 2) научение грамоте; 3) посещение Печерского мон-ря; 4) обмен ризами; 5) приход в Печерский мон-рь; 6) принятие пострига; 7) отец Иван ищет сына; 8) Иван у стен мон-ря; 9) игум. Дионисий сообщает М., что его ищет отец; 10) отец целует руку М.; 11) основание Лухской обители; 12) основание мон-ря на Жёлтых Водах; 13) основание ц. во имя Св. Троицы; 14) нападение татар на обитель; 15) приведение М. к воеводе татарскому; 16-17) чудо о лосе (олене); 18) приход М. на Унжу; 19) основание Унженской обители; 20) преставление М. Сюжеты традиционны для житийной иконографии святого. Прп. Макарий Желтоводский. Фрагмент иконы из деисусного ряда. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке, Москва)

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Макарьево. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Церковь Макария Унженского и Желтоводского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм во имя преподобного Макария Желтоводского выстроен к северу от Троицкого собора, на том месте, где прежде находился придел соборного храма, освящённый во имя прп. Макария. Храм возводился в 1808-09-х годах - на излёте длительного процветания монастыря. Тогда ещё мало кто мог подумать о том, что пройдёт меньше десяти лет и с переносом ярмарки из Макарьева в Нижний Новгород обитель начнёт приходить в упадок. Макарьевский храм строился в расчёте на прочное и благоустроенное будущее. Решённый в " столичном " , классицистическом ключе, он не лишён даже некоторой " щеголеватости " . Особенного внимания заслуживает в этом отношении колоннада тосканского ордера, соединяющая Макарьевскую церковь с Троицким собором. Фасады церкви с западной и северной сторон украшены четырёхколонными портиками, основной объём завершён широким барабаном, перекрытым мощным куполом. Храм был закрыт представителями новой власти в конце 20-х годов, сразу после закрытия самого монастыря в 1927 году. С августа 1943 года по 23 ноября 1988 года помещение церкви арендовал Лысковский зооветеринарный техникум. Лишь в 1992 году церковное здание, как и все остальные храмы обители, были переданы Русской Православной Церкви. Реставрацией и воссозданием росписей в 2005-2006 годах занимался владимирский художник, иконописец Владимир Иванович Некрасов. В начале августа 2008 года Макарьев Желтоводский женский монастырь посещал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. В ходе визита Дмитрий Медведев совершил экскурсию по монастырю, побывал в Макрьевском храме и Троицком соборе, приложился к мощам прп. Макария Желтоводского и Унженского. Их журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09005

2000. С. 43-45). Этот вариант Краткой редакции с 16 чудесами был положен в основу Пространной редакции Жития (перечень списков: Он же. 2001. С. 62). По мнению исследователя, она создавалась в Унженском мон-ре по инициативе игумена. В предисловии редактор признаётся: «...воли повелевшего не преслушавшу ми, убоях бо ся преслушанию смертнаго прещения, раб бо есмь и рабское теку житие». Об этом же сообщается и в последнем чуде Пространной редакции: «…и рещи, хощу аще Бог благоволит ми и поспешит не дерзновением же хотельным ми, но завещанием повелительным». Ерофеев уточнил и время создания Пространной редакции - 1625 г., обратив внимание на ее сообщение о принесении в Москву ризы Господней (хотя Пространная редакция связывает это событие с 1615 г.; Там же. С. 63-64). Текст Жития в Макариевском сборнике, по мнению Ерофеева, относится к 4-й редакции памятника (начало такое же, как и у Пространной: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»; Тарасенко называет ее Унженской редакцией кон. XVII - нач. XVIII в.). К фактическим добавлениям этой редакции относятся сообщение о поставлении М. игуменом Желтоводского мон-ря, известие о пострижении преподобным Григория Пельшемского, включена новая гл. «О Богодарованном источнице воды, егоже преподобный отец Макарий от земли произведе», более подробно изложен рассказ о преставлении и погребении преподобного. К известным по тексту Пространной редакции 16 чудесам добавлены 23 чуда и приведены краткие описания 66 исцелений, происшедших в Унженском мон-ре (Там же. С. 65). По мнению Ерофеева, составление этой редакции относится к 1688-1740 гг. (Там же); Т. В. Марелло датирует ее написание временем после 1730 г., возможным автором называет настоятеля Унженской обители Леонтия (1714-1727) ( Марелло. 2004. С. 461). Однако этой датировке и атрибуции противоречит известность Унженской редакции Жития свт. Димитрию Ростовскому, на основе к-рой им была создана своя редакция Жития для Четьих-Миней (К., 1705.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Прп. Макарий Желтоводский в плену у хана Улу-Махмета. 1911 г. Худож. Г. Мальцев Биография святого реконструируется на основании Жития, составленного почти через 100 лет после его преставления. Дата рождения М. высчитывается исходя из свидетельства Унженской редакции Жития о том, что М. преставился в 1444 г. в возрасте 95 лет. Однако Ермолинская летопись сообщает, что М. присутствовал на Соборе, созванном кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой в сент. 1446 г. (ПСРЛ. Т. 23. С. 153). Возможно, святой преставился через неск. лет после Собора. Родителей М. звали Иоанн и Мария. В Пространной редакции Жития говорится, что его отец был купцом. Согласно тексту Унженской редакции, родители долго не имели детей, поэтому «моляхуся Богу и к церквам святым притекаху, просяще таковаго дара» (РНБ. ОЛДП. F.21. Л. 50). Еще в младенчестве ребенок удивлял родителей: когда звонили к утрене, он начинал плакать, хотя в др. время оставался спокойным. Однажды, когда родители собирались на службу, мальчик, услышав церковный звон, по обыкновению заплакал. Иоанн и Мария стали сокрушаться, говоря, что если бы ребенок был спокойным, то брали бы его с собой в церковь. Младенец сразу затих, а когда его принесли в церковь, то «нача радоватися зло и веселитися». С того времени ребенка постоянно носили в церковь «ко всякому обычному правилу» (Там же. Л. 51). Когда он подрос, его отдали учиться книжной грамоте, своими успехами отрок превосходил не только сверстников, но и старших детей. Детским играм он предпочитал чтение книг и каждодневное посещение храма. В возрасте 12 лет, тайно покинув родительский дом, он направился в нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , расположенный на берегу Волги, в 2 верстах от города. По пути ему встретился нищий, с к-рым он обменялся одеждами. В обители отрок обратился к настоятелю - прп. Дионисию (с 1374 архиепископ Суздальский, Нижегородский и Городецкий). Скрыв свое происхождение, он сказал, что сирота, нищенствует и желает служить Богу в мон-ре. Настоятелю понравились речи отрока, и, предугадав его великое предназначение, он постриг его в иноки и поселил в своей келье: «...и бысть ему старецъ и наставникъ» (Там же. Л. 57 об.). В Пространной редакции Жития сказано, что М. был наречен в честь «тезоименнаго Макариа»; в Унженской редакции уточняется, что имя было дано в честь Макария Великого.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним; потом он на большом белом коне врезался в их войско, и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими. Тогда же преподобный избавил от татар монастырь, в котором был похоронен. Случилось это так: когда татары напали на Унженск, отряд из трехсот воинов устремился к монастырю в надежде на богатую и легкую добычу. Но стоило им приблизиться к обители, как все они ослепли. Ничего не видя, они в ужасе разбежались в разные стороны, многие угодили в реку и утонули. В 1535 году молитвами Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь преподобного. Во время нашествия поляков жители Юрьевца, Суздаля и Нижнего Новгорода прибегали к заступлению святого Макария и получили помощь. Сам царь Михаил дал обет идти пешком в Унженск, если его отец Филарет освободится из польского плена, и, получив просимое, исполнил свое обещание. Известно множество случаев чудесной помощи преподобного Макария. Когда казанские татары осадили Унженск, одна молодая женщина по имени Мария попала в плен. Ее связали веревкой и увели с другими пленными. Шли они трое суток. Мария, боясь быть обесчещенной, всю дорогу не могла ни пить, ни есть, только молилась и плакала. Так, день и ночь обливаясь слезами, молилась она Господу и Пресвятой Богородице. Призывала в помощь и святого предстателя, преподобного Макария Желтоводского. Когда сделали очередной привал, Мария рухнула на землю и, связанная, заснула крепким сном. Было это в степи. Стояла глухая ночь. Ближе к утру спящей явился преподобный Макарий. Он стал у изголовья и, коснувшись ее рукой против сердца, сказал: «Не скорби, а подымись и иди домой». Но Мария не могла очнуться от сна. Тогда святой взял ее за руку, помог встать и сказал: «Встань и ступай за мной». Мария проснулась и, видя преподобного уже не во сне, а наяву, узнала его по виденной ею иконе и пошла следом.

http://pravicon.com/info-2825

М, А. Сперанского : «Древние гробницы Георгиевской церкви в губ. г. Владимире», посвященная нарочитым речам о том, что во Владимирской Георгиевской церкви напрасно две гробницы принимаемы были за гробницы князя ВФеодора Ярославича и матери его вел. кн. – и Феодосии. 32 . Макарий Желтоводский и Унженский 231 , основатель двух монастырей: Макариева Троицкого Желтоводского, который находится в городе Макарьеве Нижегородской губернии, и Макариева Троицкого Унженского, который находится в городе Макарьеве Костромской губернии, скончавшийся 25-го Июля 1444-го года. Есть известие, что в соборной (прежней) церкви города Солигалича (Костромской губернии), который в 1532-м году заступлением преп. Макария избавился от нападения Татар, в том же 1532-м году построен был в честь его придел 232 . Если известие справедливо, то к первой половине XVI века должно быть относимо и начало празднования Макарию. В 1607-м году царь Василий Иванович Шуйский в своих грамотах в Унженский монастырь называет Макария чудотворцем 233 . В 1609-м году жители Галичской области называют Макария, вместе с Аврамием Городецким, своим великим чудотворцем 234 . В 1618–19-м году при гробе Макария начали совершаться многочисленные чудеса и патр. Филарет (с 24-го Июня 1619-го года) посылал в Унженский монастырь «для сыску» о них особую комиссию; когда комиссия, произведшая тщательное дознание, привезла удостоверение в действительности чудес, патриарх в Августе месяце 1619-го года соборно подтвердил празднование преподобному 235 . 33 . Выше мы говорили, что не оконченная запись в святцах одной Волоколамской рукописи, говорящая под 20-м Июля об установлении в 1553-м году празднования неизвестно кому, по всей вероятности, разумеет преп. Аврамия Чухломского 4-й этого отдела). Если это так, то в 1622-м году вторично или подтвердительно было установлено празднование Аврамию. В 1621-м году, с Покрова Богородицы, составляющего главный праздник Аврамиева Чухломского монастыря, в котором находятся мощи преподобного, начались от мощей чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Нижний Новгород. Часовня Макария Унженского и Желтоводского на Нижегородской ярмарке. Флажная часовня. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Макария Желтоводского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1865 и 1866. Год утраты:1924 Адрес: Нижний Новгород, ул. Советская, перед главным ярмарочным домом. Координаты: 56.327571, 43.962975 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из истории Макарьевской часовни на Нижегородской ярмарке С 1866 г. и по революционное время открытие Нижегородской Ярмарки по обычаю ознаменовывалось молебном у иконы Преподобного Макария Желтоводского и Унженского и поднятием флагов у Макарьевской часовни, которую называли также " флажной " . Это событие происходило 15 июля каждый год. К 1867 г. знаменитый Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский мужской монастырь на Волге, у стен которого до 1817 г. проходила Макарьевская ярмарка, пришел в упадок. Его архитектурный ансамбль разрушался, число насельников сокращалось. Верующие миряне - жители г. Макарьева, купечество нижегородское, московское и казанское - горячо почитали Преподобного Макария. Когда граждане г. Макарьева убедились, что со стороны гражданского начальства поддержки монастырю не будет, они обратились за помощью к купцам. Купечество задумало устроить часовню на Нижегородской Ярмарке. Обратившись прямо к государю, они получили 17 июля 1865 г. высочайшее повеление построить Макарьевскую часовню на Ярмарке. 19 августа 1866г. часовня была торжественно освящена епископом Балахнинским Макарием, в присутствии члена Императорской семьи, наследника Владимира Александровича. В часовню торжественно привезли чудотворную икону прп. Макария. Открытие Макарьевской часовни ознаменовалось чудом - прекратилась свирепствовавшая до того на Нижегородской Ярмарке холера. " Все торговцы положили необходимым, … чтобы ежегодно к 15 числу июля из Желтоводской обители привозили по Волге-реке в Нижний Новгород на Ярмарку … святую икону Преподобного Макария " .

http://sobory.ru/article/?object=35665

Источники «Сказаний...» архим. Платона неясны. В Житии прп. Макария сюжет об обретении иконы отсутствует. В подробнейшем описании архива мон-ря, сделанном И. К. Херсонским, также не обнаружены древние рукописи, на к-рые ссылается архим. Платон. Древнейшие описи мон-ря (1613 и 1624) не содержат сообщений о чудотворной иконе «Одигитрия», хотя имеются упоминания об иконах этой иконографии. Так, по описи 1624 г., богато украшенный новый образ мерой в 4 пяди (ок. 71 см) находился в Макариевском холодном храме в местном ряду иконостаса. При отсутствии древних документов архим. Платон мог опираться только на «Соборную память» и монастырские описи, к-рые он предоставил специальной комиссии и послал в духовную консисторию, когда там запрашивали материалы о чудотворной иконе ( Херсонский. 1892. С. 293). Скорее всего недостающее звено в истории этой иконы - чудесное обретение иконы прп. Макарием во время молитвы - игумен взял из Жития прп. Авраамия Галичского, к-рое хранилось в монастырской б-ке (также в 1845-1850 архим. Платон возглавлял Авраамиев Городецкий Покровский мон-рь). О происхождении и об истории М. и. в 1-й трети XVIII в. была составлена «Повесть о иконе Пресвятые Богородицы во обители преподобнаго Макария Унженского чудотворца», которая сохранилась в единственном списке в сборнике из собрания РГБ (ОР. Ф. 310. 105). В РГБ этот сборник датирован нач. XVIII в., но анализ текстов позволяет отнести его к 30-м гг. XVIII в. Уникальный по составу сборник был написан, возможно, специально для придела праведных Иоакима и Анны, пристроенного в 1728-1730 гг. к ц. прп. Макария Унженского, где и находилась М. и. Вероятно, архим. Платон не был знаком с этой рукописью. В соответствии с «Повестью...» некий воин-галичанин, будучи в плену, купил икону Божией Матери греч. письма. Освободившись, он вернулся в родное село, расположенное у Галича, и поместил образ в сельской церкви. Вскоре храм сгорел, и лишь икона была обретена после пожара неповрежденной. Во сне воину было дано указание отнести икону в Макариев мон-рь, что тот и сделал накануне дня памяти прп. Макария Унженского. М. и. стала чтимым монастырским образом. Согласно тексту «Повести...», икону видел и «лобызал» во время посещения мон-ря в 1619 г. царь Михаил Феодорович, позднее приславший из Москвы драгоценные венцы и цаты к образу. В кон. XVII в. игум. свт. Митрофан (1675-1682; буд. Воронежский епископ) просил известного изографа Артемия Катунца поновить икону, но тот «от благоговеинства отречеся». В 1715 г. установили празднование М. и. перед днем памяти прп. Макария, тем самым в мон-ре, возможно, восстанавливалась традиция почитания иконы.

http://pravenc.ru/text/2561274.html

(Волж. новь, 1997, 31 мая). По материлам сайта " ЦБС Верхнеуслонского района " Свияжская подгородная Макарьевская пустынь основана монахом Унженского монастыря Исайей в середине 17 в. и названа в честь русского святого – преподобного Макария Унженского и Желтоводского, основателя Унженского монастыря. В 1764 она была приписана к Свияжскому Богородицкому монастырю и фактически закрыта. Лишь в 1798 Павел I, будучи здесь в поездке по Волге и восхищенный красотой местности, удовлетворил ходатайство о восстановлении монастыря. До 1956 монастырь располагался на правом берегу р.Свияги, в 3 км от ее впадения в Волгу и в 1,5 км от уездного г.Свияжска. После открытия Куйбышевского водохранилища монастырь оказался на правобережье Волги. Монастырь размещен на террасе берега, укрепленной подпорной стеной из известняка с кирпичными контрфорсами. Его территория имеет прямоугольное очертание, нарушаемое в северо-восточном углу многогранным выступом. Ограда пустыни возведена в 1898 из кирпича: северная часть ее состоит из кованых решеток и кирпичных столбов. В северо-восточном и северо-западном углах комплекса размещены въездные ворота, соединенные дорогой. Живописная композиция, обусловленная размещением построек по периметру участка, рассчитана на фронтальное восприятие со стороны реки. В состав комплекса входят: Вознесенская церковь, Богородице-Скорбященская церковь, часовня, настоятельский корпус, два братских корпуса, ледник, пекарня и хозяйственные постройки. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. 13 марта 2013 г. в Макарьевском мужском монастыре состоялось долгожданное событие - совершено освящение памятника основателю обители прп. Макарию Желтоводскому. Торжественный чин освящения и молебное пение преподобному возглавил глава Татарстанской митрополии митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий. Совершив богослужение, Владыка поздравил братию обители с этим знаменательным событием и пожелал всем несущим монашеское служение стать подражателями подвижнической жизни преподобного Макария. Идея увековечения памяти основателя обители возникла еще семь лет назад – говорит настоятель монастыря игумен Глеб (Владимиров). Сам памятник был сконструирован по проекту известного скульптора Андрея Балашова, но по причине нехватки средств работы по его установке сильно затянулись.

http://sobory.ru/article/?object=02903

М., 2006. С. 19). Колорит иконы строится на сочетании оливково-зеленых и землисто-коричневых тонов, отсутствуют яркие цвета. Широкая светло-коричневая полоса-«рама» вокруг средника с темно-коричневым орнаментом обозначает принадлежность мастеров к художественным центрам Поволжья. Икона имеет золотой фон не только в среднике, но и на клеймах. По преданию, на том месте Горной стороны близ Свияжска, где святой останавливался, возвращаясь из казанского плена, была основана (видимо, ок. 1650) пустынь в его честь с храмом Вознесения Господня (Спутник по Казани. 1895. С. 250; Малов. 1897; Вадим (Чинилкин). 2007; строители известны с 1668 - Строев. Списки иерархов. Стб. 305). Первые представители новой династии инициировали его общерусское почитание (1619), и тогда получили распространение его иконы ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 336-338; Тарасенко Л. П. Житие Макария Желтоводского и Унженского: Нек-рые аспекты истории текста//Филевские чт.: Тезисы 6-й науч. конф. М., 1999. С. 77-79). Вероятно, именно эту, «древней живописи икону свят. чудотворца Макария, находящуюся в соборном храме его имени» упоминают авторы XIX в. как главную достопримечательность пустыни ( Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами//Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167 (отд. паг.); Спутник по Казани. 1895. С. 251); по традиции считается, что какая-то икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Макариевского Унженского монастыря и в 80-х гг. XIX в. обложена серебряным окладом ( Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8). Размерами свияжская икона очень близка к известной по лит-ре XIX в. чтимой иконе прп. Макария из Унженского мон-ря и к сделанной с нее копии для возобновленного в 1620 г. Желтоводского мон-ря ( Балакин П. П. Икона «Макарий Желтоводский» Симона Ушакова// Он же. Древнерус. искусство Нижнего Новгорода. Н. Новг., 1999. С. 62). Интерес к местам пребывания этого святого в К. и Т. е. был связан с событиями в столице.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010