Мощи преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца прибыли в Печерский Вознесенский монастырь Нижегородской епархии 5 апреля 2006 г. 14:44 4 апреля мощи (большая часть честной главы) преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца перенесли из Спасского кафедрального собора в Печерский Вознесенский монастырь. Молящиеся прошли крестным ходом по Печерскому съезду к монастырю. Раку с мощами преподобного установили в Вознесенском соборе обители. Честные останки преподобного Макария пробудут здесь до праздника Пасхи Христовой, а затем будут перенесены в Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь. Эконом Печерской обители иеромонах Олег (Осипов) подчеркнул, что «прибытие мощей в Печерский Вознесенский монастырь очень важно для нас, поскольку преподобный Макарий был насельником и постриженником этой обители. Он пришел сюда в двенадцатилетнем возрасте и был пострижен рукой самого основателя монастыря преподобного Дионисия. И для нас возвращение мощей в монастырь, возвращение нашего светильника преподобного Макария Желтоводского практически равно перенесению мощей преподобного Серафима из Саровской пустыни в Дивеево». Во время пребывания мощей в Печерском монастыре ежедневно между богослужениями будут проходить молебны с акафистом преподобному Макарию, а после дневного богослужения будет совершаться крестный ход с мощами преподобного. Все желающие могут поклониться святым мощам ежедневно с 8 утра до 8 вечера. До революции мощи преподобного Макария покоились в Макариево-Унженском Троицком монастыре в Костромской области. В ХХ веке монастырь был разграблен, а мощи преподобного Макария подвергнуты поруганию. Часть его святых мощей долгое время находилась в музее. В начале 90-х годов они были возвращены Костромской епархии и ныне почивают в Унженской святой обители. Год назад честная глава преподобного Макария была обретена у одного из священнослужителей. Чудным образом она сохранилась и передавалась из поколения в поколение. Когда стало известно, что возрождается Макарьевский монастырь, священник решил передать ее Нижегородской епархии. Подлинность честных останков подтверждена сотрудниками Российского центра судебно-медицинской экспертизы (г. Москва). Встреча мощей преподобного Макария состоялась 22 марта в Спасском кафедральном соборе. Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/102537.htm...

Его детство и юность протекли в царствование Михаила Феодоровича; но первая половина его зрелой, сознательной жизни и деятельности падает на царствование Алексея Михаиловича. Родиной его была Владимирская епархия, где он выступил сначала на общественное служение в качестве приходского священника; овдовевши, лет сорока он поступает в общежительную Золотниковскую пустынь, а затем, после трехлетнего пребывания в ней, назначается настоятелем Козьмина-Яхремского монастыря, по желанно братии и крестьян последнего. Отсюда, спустя 10 лет, он переводится на место настоятеля в Макарьев Унженский монастырь, уже по изволению патриарха Иоакима. Вот сухой формуляр Святителя, который можно несколько оживить только вспомнивши «смуту» тогдашней эпохи, ознаменовавшейся возникновением раскола, московскими соборами, народными политическими волнениями. Священник, монах, а потом игумен в центральной русской епархии не мог безучастно относиться к этой смуте: если он не принимал в ней заметного деятельного участия, то она постепенно вырабатывала из него того деятеля, каким он явился впоследствии. Но то обстоятельство, что в Унженский монастырь он переведен по изволению патр. Иоакима, дает основание, если не утверждать, то предполагать, что Яхремский игумен уже выделился из ряда других своею жизнью и административною деятельностью. Макариев Унженский монастырь во вторую половину XVII века был одним из выдающихся. Имея земли и крестьян в 81 поселении, он, кроме того, привлекал богомольцев своею святынею, останками своего основателя, тогда еще не канонизованная, преп. Макария Унженского и Желтоводского Чудотворца. Эта святыня привлекла к нему внимание новой царствующей династии, благотворившей обители н интересовавшейся ее жизнью. Последнее обстоятельство, в связи с зависимостью монастыря непосредственно от патриарха, а не от местного епархиального архиерея, – выдвигало Унженского игумена, делая его известным лично и царю, и патриарху. Настоятельство игумена Митрофана все протекло в царствование Феодора Алексеевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Братии в сем монастыре по 1-му классу положено: Настоятель (Архимандрит) - 1; Наместник - 1; Казначей - 1; Иеромонахов - 8; Иеродиаконов - 4; Пономарей - 2; Сторожей - 2; Монахов - 5. Ныне налицо состоит: Братии - 8; Послушников - 16, в том числе священников 3 и диаконов 3. Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868, с. 102-105 Основанный в 1439 году, поначалу деревянный, Макариево-Унженский монастырь располагается на вершине плато, клином выступающего параллельно реке Унже и с северной стороны ограниченного глубоким оврагом. Со второй половины XVII века, окружённый деревянными стенами, он получает каменные строения – главный, Троицкий собор, церковь Благовещения с трапезной и колокольней, церковь преподобного Макария, надвратную Николь скую церковь и протяжённый двухэтажный корпус Настоятельских и Братских келий, занявших северную часть монастырского двора. Последней в их ряду была Успенская церковь с примкнувшей с запада двухэтажной Больничной палатой. Она была построена в начале XVIII века. Во второй половине XVIII века монастырь был обнесён высотою в 4,5 м кирпичными стенами с четырьмя гранёными, увенчанными шатрами башня ми, две из которых размещались по углам парадной, восточной стороны, остальные размещались вдоль линии, обращённой в сторону Унжи. В восточной стене устраиваются арочные ворота с луковичной главкой наверху. Стены и башни имели бутовые фундаменты. С упразднением монастыря вначале были разобраны стены, кирпич был частично использован для строительства бани – небольшого одноэтажного здания, поставленного вдоль восточной стены, с отступом вовнутрь монастырской территории. Гражданские здания Макарьевского монастыря заселяются большими семьями макарьевской бедноты, закрытые и осквернённые храмы обращаются в склады. Исключением остался надвратный Никольский храм – в нём был устроен небольшой краеведческий музей. Созданный как цельный высокохудожественный архитектурный ансамбль, в течение своей многовековой истории Макариево-Унженский монастырь неизбежно подвергался переделкам, хотя в общих чертах и смог сохранить свой первоначальный облик.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Солигалич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Старособорная Успенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старособорная Успенская церковь г. Солигалича - каменная, с такой же колокольней. Построена в 1778 г. на средства прихожан. Ограда вокруг церкви деревянная. Престоловъ 3: в честь Успения Божией Матери, б) евангелиста Иоанна Богослова, в) преп. Макария Унженскаго и Желтоводскаго. В храме находится древний резной образ препод. Макария Унженскаго, особенно почитаемый. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 За мостом, на левом берегу реки Костромы находится городище - земляные валы, все, что осталось от крепости Солигалича, которая выдержала трехдневную осаду казанских татар. Там же остатки Старособорной Успенской церкви. В храме находилось рукописное житие Макария Унженского, в котором значится, " что в лето четыредесятное по седьми тысящах (1532 г.) при державе царя и великого князя Василия Иоанновича в 18 день генваря месяца город избавлен от нашествия 14 тысяч казанских татар и черемис предстательством преподобного Макария, которого осажденные видели едущим на белом коне и одеждою своею закрывающего граждан от врагов " . У Соли-Галицкие на реке на Костроме на берегу город ставлен на осыпи а в нём церков соборная вверх шатром Причистой богородицы Успения да в приделе Макария Желтоводского чудотворца, а у церкви и с приделом и образы и книги и ризы и свечи и всё церковное строение Федора Мичурина з братьями. Да другая церков тёплая во имя Рождества Иоанна Предтечи а в церкви образа и сосуды и колокола строение мирское. Город мерою от Спасских ворот до Наугольные башни что подле реки Костромы вверх 17 сажен от Науогольные башни до башни что в тайнике 24 сажени. Башня Тайницкая 4 сажени с четью, башня не покрыта. От Тайницкой башни до Наугольные башни что на реке Костроме вверх 31 сажен. Башня Наугольная 3 сажени с четью, башня покрыта. Другая стена тое башни 3 сажени с четью. От тое Наугольной башни по стене до Дмитровских ворот 24 сажени с полсаженью. Ворота Дмитровские 3 сажени с четью. Башня над воротами покрыта . От ворот до Наугольные до Лавенские башни 23 сажени. По стене по осыпи башня 3 сажени, другая стена З-х же сажен, башня покрыта. От тое башни до Середние башни, что против слободки по стене 25 сажен. Башня 3 сажени, бажня покрыта. От тое башни по стене до Наугольные башни, что от Троицкие мельницы от Костромы реки против Воскресенского монастыря 27 сажен без чети. Башня стена 3 сажени другая стена тож 3 сажени, башня покрыта. От тое башни до ворот Спасских по стене 32 сажени. Ворота Спасские 4 сажени, ворота не покрыты. А в воротах под башенью тюрьма опальная а башную и от башни осыпь до Наугольные башни и башню Наугольную, что на Костроме писана сперва мерою подмыла вода от Троицкой мельницы.

http://sobory.ru/article/?object=11027

Макарьевское. Церковь Макария Унженского и Желтоводского. /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь села Макарьевкое, заложенная в 1770 г. и освященная в 1773 году, во имя преп. Макария Желтоводскаго просуществовала до 1823 года, когда вследствие ветхости был разобрана. На ее месте был заложен в том же году новый каменный двухпрестольный храм. Главный престол во имя преп. Макария в летнем храме был освящен в 1844 г., зимний придел в честь Казанской иконы Божией Матери был освящен вскоре после закладки. В 1854 г. храм обнесен каменною, с железными решетками оградой. В настоящее время ограды уже нет, крыша местами провалилась, полустершиеся фрески, колокольня лишилась крыши и площадки звонаря. Источник: сайт pano4d.ru Ранее село называлось Новоторжское. Новоторжское село (1 благочиние) от епархиальнаго города в 175 в., от уезднаго в 45 в. на северо-запад, расположено по обоим берегам речки Крутихи, впадающей в р. Исеть. Название свое село Новоторжское получило от фамилии первых поселенцев на этом месте – Новоторженовых, сохранившейся в приходе и по настоящее время. Основатели села, судя по особенному благоговению населения к памяти Свв. угодников Макария Желтоводскаго и Прокопия Устюжскаго, были выходцы из внутренних губерний России, преимущественно же нынешних губерний Вологодской и Нижегородской. Определенных сведений относительно времени основания села Новоторжскаго не сохранилось, известно лишь, из дел бывшаго Долматовскаго духовнаго правления, что в 1765 году здесь была деревянная часовня во имя Св. Макария Желтоводскаго, а сама деревня Новоторжская входила в состав прихода Крутихинскаго села. Выделение этой деревни в самостоятельный приход последовало в 1770 г.; к приходу Новоторжскому одновременно с его открытием была причислена деревня Юровская, а в 1787 г. присоединена деревня Брюхова, находящияся в 7 в. от с. на восток; обе эти деревни принадлежали прежде, как и само село Новоторжское, к Крутихинскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=22506

Попово. Часовня Макария Унженского и Желтоводского. Макарьевская часовня Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Макария Желтоводского Год постройки:1803. Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, д. Попово (куст деревень Ковжа вверх по реке от Ноколы) Координаты: 61.146974, 38.985233 Проезд:от Ноколы летом по реке Ковжа, зимой - по лесовозной дороге, далее по буранному следу до д. Попово ( единственная деревня на левом берегу Ковжи). Также зимой возможен путь из Хотеново, наличие буранного следа не гарантировано. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Списке Памятников истории и культуры Архангельской области и в книге К.Г. Головкина " Деревянные часовни Русского Севера " часовня датирована серединой XIX века. Однако нижеприведенный документ позволяет датировать ее началом XIX в. В 1803 г., при существовании законодательного запрета на строительство часовен, было сделано исключение для прихожан Ковежского прихода Каргопольского уезда, которые обратились к епархиальному преосвященному с просьбой о построении часовни «по случаю згорения в том приходе церкви». Аргументом, как и всегда в подобных случаях, послужила необходимость совершения «хотя малых мирских треб, как то: крещение младенцев, отпевание усопших». Источник: Пулькин М.В. Православный приход и власть в середине XVIII в. - начале ХХ в. (по материалам Олонецкой епархии): Монография, НА РК, ф. 25, оп. 16, д. 12/67, л. 1. В срок с 12 июля по 26 июля 2014 г. в ходе экспедиции «Воже-Лаченское», были проведены обследования и работы в Часовне Макария Желтоводского д. Попово, Каргопольский р-н, Архангельская обл. Часовня Макария Желтоводского расположена в деревне Попово, куст деревень на реке Ковжа, Каргопольского района, Архангельской области. Часовня представляет собой постройку, одна половина которой срублена “в обло”, другая половина сложена из бруса. На сегодняшний день строение сильно просело, нижние венцы стоят на земле. Весь сруб накренен в сторону южного фасада. Габаритные размеры часовни 7,6 х 3,2 м. По плану её можно разделить на две части: основное помещение (2,845 х 2,980 м + 2,280 х 2,980 м) и притвор (2,125 х 2,980 м). Приведены внутренние размеры помещений (длина х ширина).

http://sobory.ru/article/?object=24076

Остров - Левый Берег. Часовня Афанасия Великого и Макария Унженского и Желтоводского. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Макария Желтоводского , Афанасия Великого Год постройки:1756. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, территория Кривецкого сельского поселения, деревня Остров-Левый Берег Координаты: 61.812988, 36.871275 Проезд:Заезд по левому берегу Водлы через Колово Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня Святого Макария расположена в центре деревни Остров-Левый берег на западном берегу ручья, впадающего в реку Водлу, и является композиционно - планировочной доминантой в застройке поселения. Постройка принадлежит к числу двухчастных равношироких и равновысоких часовен. Она представляет собой сруб-пятистенок на низком подклете, включающий молитвенное помещение и притвор. Перекрыта часовня двухскатной крышей, которая над молитвенным помещением была увенчана крестом. Западная стена притвора ныне утрачена, вследствие чего судить о возможном существовании крыльца и его конструкции довольно затруднительно. По сведениям старожилов-информаторов над притвором ранее была звонница. Стены часовни рублены " в обло " , изнутри первоначально были отесаны не полностью со скруглением углов, а во второй строительный период - отесаны полностью без округления углов. Потолок в главном помещении - из тесин, уложенных перпендикулярно входу по одной прямоугольной балке, а в притворе - из тесин, уложенных параллельно входу по двум прямоугольным балкам. Полы в часовне - одинарные из тесин " в стык " , уложенных: в главном помещении - перпендикулярно входу, а в притворе - параллельно входу. Крыша на часовне - самцово-слеговая со слегами, врубленными через два венца, с гвоздевой кровлей из двух слоев дороженного теса. Окна, судя по следам, претерпели два строительных периода: первоначально - трехкосящатые с сопряжением косяков между собой " в ус с заплечиками " , позднее были растесаны по высоте и заменены на трехкосящатые с сопряжением косяков между собой " в четверть " , а со вставным подоконником - " прямо " . Дверь в главное помещение - трехкосящатая с сопряжением косяков между собой " в ус с заплечиками " , а с бревном порога - " прямо " .

http://sobory.ru/article/?object=28506

Усть-Река. Часовня Макария Унженского и Желтоводского. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Макария Желтоводского Год постройки:приблизительно 1825 - 1900. Адрес: Респ. Карелия, Пудожский р-н, д. Усть-Река Координаты: 61.794378, 37.725117 Проезд:придорожная часовня-футляр стоит у северной оконечности д. Усть-Река, на развилке старого Пудожского тракта и дороги в Корбозерский куст Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Макарьевская часовня и крест В самом конце Усть-реки стояла небольшая часовня и обетный крест, обозначающие границы деревни. В каждой деревне Колодозера стояла небольшая часовня, освященная в честь определенного святого. День памяти этого святого становился престольным праздником, на который съезжались жители окрестных деревень. Так, в Усть-реке часовня и крест были освящены в честь Макария Многомилостивого Желтоводского. Поклонение этому святому распространено на Русском Севере. День его памяти 7 августа. Часовня находилась на кладбище. По воспоминаниям местных жителей, часовня была очень стара и стремительно рушилась, поэтому вскоре на ее месте возвели новую часовню, которая впоследствии сгорела от свечи. Крест также обветшал, поэтому около 15 лет назад один из жителей деревни - Александр Николаевич Герасимов - своими руками соорудил и установил новый крест. Новый крест является обетным, поэтому верующие жители деревни до сих пор подносят, вешают на него полотенца, кладут иконки. По причине отсутствия часовни некоторые жители особенно часто приходят к кресту, молятся о здравии. Большинство же местных жителей на данный момент практически ничего не помнят о кресте, и он не играет для них никакой роли. Цит. по: www.1553.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По данным Информационно-справочной системы " Архитектура Российского Севера " в Усть-Реке числилась часовня " во имя Олексия Человека Божьего " , а также часовня " во имя Ильинской Пятницы и Егория " на кладбище в святой роще вблизи деревни Усть-Река у развилки дорог, ведущих в деревни Пирзаково (Пирзаковско-Кукасовская ГСНМ) и Стешевскую (Корбозерская ГСНМ). Кроме того, на 1992 год пребывала в сохранном состоянии часовня-футляр " Зосимы и Савватия " в деревне Щаниковской, на 2007 год она уже на своем месте отсутствовала, не она ли поставлена на новом месте на развилке дорог в Усть-Реке?

http://sobory.ru/article/?object=27954

Кировский район. Церковь Макария Унженского и Желтоводского в Адмиралтейской слободе. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Макария Желтоводского , Спиридона Тримифунтского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1893 и 1912. Архитектор:С.В. Бечко-Друзин (перестройка в 1890-х), Ф.Н. Малиновский , Н.М. Андреев (надзор в 1900-х) Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая, д. 98. Координаты: 55.796163, 49.052964 Проезд:из центра Казани по Кировской дамбе. После моста через Казанку на перекрестке налево, под путепровод с железнодорожными путями. Через 100 м (после часовни слева) повернуть налево, на улицу Серп И Молот, еще через 250 м - направо (вместе с поворотом дороги) на улицу Большая. Примерно через 1 км церковь будет справа, за высоким забором с колючей проволокой. Изменить описание Основной объём близко воспроизводил облик церкви Успения Пресвятой Богородицы (1895-1897, арх. В.А. Косяков) при бывшем подворье Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Находится церковь в Адмиралтейской  слободе, вблизи от места бывшего Адмиралтейства. Является образцом культовой архитектуры эпохи барокко. Первоначально построена как двухапсидная,  позже, в 1890-е годы, по проекту  архитектора Бечко-Друзина, пристраивается третья апсида. Фасады богато декорированы барочными деталями: полуколонки, нишки, арочки. Арочные оконные проемы обрамлены характерными полуколонками. Декоративные закомары и узорчатые наличники придают фасадам нарядный вид. Купольные завершения утрачены. Кровля скатная. С сайта Министерства Культуры Республики Татарстан Трехпрестольный каменный храм построен в 1712 г.(по другим сведениям в 1721 г). Церковь называется по правому приделу во имя Преподобного Макария Желтоводского. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, левый - во имя Преподобного Спиридона Тримифунтского. Церковь перестраивалась несколько раз, в 1889 г был расширен центральный объем. Левый придел построен в 1893-1895 гг. на средства, выделенные казанским купцом Спиридоном Алексеевичем Васильевым. Крупная реконструкция проводилась в 1907-1916 гг. Были разобраны главный алтарь со средней частью, от нее и далее к востоку была возведена новая храмовая часть без колокольни. Колокольня построена в 1913-1916 гг. на средства казанского купца Михаила Михайловича Пушкарева.

http://sobory.ru/article/?object=21215

Галич. Часовня Макария Унженского и Желтоводского(?). Макарьевская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Макария Желтоводского Год постройки:приблизительно не ранее 1810. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Костромская область, г. Галич, у перекрестка ул. Семашко/ул. Поречье. Координаты: 58.380595, 42.344592 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Часовня находилась севернее здания по ул.Ленина, 1 (универмаг " Балчуг " , бывш. здание электротеатра бр.Архангельских). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собору принадлежит каменный одноэтажный дом в церковной ограде после упраздненного духовного правления, и каменная часовня, по близости гостиного двора, устроенная гражданином Иваном Шилковым в память великого наводнения, бывшего в 25 день июля 1810 г. Иоанн Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», Санкт-Петербург, типография Почтового Департамента, 1863 г. Комплекс классицистической застройки Торговой площади получил законченный характер с возведением ансамбля гостиного двора, состоящего из Верхних и Нижних торговых рядов. Первые были построены в 1820-1823 гг. по проекту Н.И. Метлина, вторые — в 1828-1830 гг., возможно, по проекту П.И. Фурсова. В тот же период или несколько позднее были сооружены деревянные лавки и амбары внутри двора Верхних рядов, позади Нижних рядов, а также на южной стороне площади. Все они имели по периметру навес, который опирался на круглые столбы, что в упрощенной форме повторяло мотив галереи каменных корпусов и указывало на единство композиционных приемов в застройке всего торгового комплекса. На южном краю площади, у моста через Кешму, в 1-й пол. XIX в. была поставлена каменная часовня, которая принадлежала Николаевскому Староторжскому монастырю (не сохр.). Одноглавое центрическое (скорее всего восьмигранное) сооружение в стиле позднего классицизма было опоясано пристенной колоннадой тосканского ордера, что подчеркивало цельность всего ансамбля площади. Другая часовня (по-видимому, деревянная) стояла позади южного корпуса Нижних торговых рядов. http://galich.enckostr.ru/object/1844392622?lc=ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=53062

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010