«Святитель Николай жил в начале четвертого века, в конце гонений на веру христианскую от языческих императоров и в начале торжества ее при равноапостольном царе Константине, в самый разгар пагубной ереси еретика Ария, отвергавшего Божество Христово. Он присутствовал как защитник веры правой на I Вселенском Соборе, и проявил особенную ревность в защищении Божественного достоинства Сына Божия. Как тогда настояла нужда, так и теперь нужно всем нам для спасения души исповедовать твердо пред всеми следующую благочестия тайну: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим. 3:16 ). Или: верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников ( 1Тим. 1:15 ). Вот какую великую и спасительную тайну веры Христовой твердо и ревностно во всю жизнь свою исповедовал пред всеми святитель Николай и – за которую пострадал бескровно в последнее гонение. Вот это-то великое таинство благочестия явление Бога во плоти на земле и основание Им Святой Церкви Православной, в которой Он всегда пребывает и будет пребывать до скончания века – се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ) – и мы в наше время должны твердо содержать и исповедовать пред всеми, – так как ныне и у нас в России появилось и дерзко проповедуется богохульное учение, отвергающее Божество Господа нашего Иисуса Христа – виновником и проповедником которого явился новый Юлиан и новый Арий граф Лев Толстой, дерзко поднявший свою седую голову против Христа и Церкви и увлекший за собою многих своих почитателей» 376] «Еще Господь говорил ученикам Своим: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет ( Ин. 14:16–17 ). Святой Дух будет с вами в век, сказал Спаситель, но как апостолы не остались вечно на земле, а скончались смертию праведников и мучеников, то это обетование относится, конечно, к преемникам апостолов – епископам и освященным от них пресвитерам и диаконам. На то и существует священное рукоположение, передающее как бы видимо дары Святого Духа от апостолов – священству до скончания века (Ср.: Мф. 28:20 ). – Итак, не весте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть ( 1Кор. 6:19 )? Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 ). Но как Дух Божий всегда Живой и Животворящий, деющий, то Он и говорит в вас, и действует, и оживляет сердца ваши, и просвещает умы ваши» 70].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Содержательно в вифанских помазаниях важны несколько моментов. Казалось бы, ропот апостолов оправдан и это миро можно было бы потратить более разумно – отдать нищим, покормить голодных и другие добрые дела осуществить. Но Господь, остановив апостолов, сказал: «что смущаете женщину?» ( Мф. 26: 10 ) – она как может, так и выражает свою веру. «Не надобно с самого начала требовать высоких дел от немощных людей. Поэтому Он и рассматривает дело не просто, каково оно само в себе, но по отношению к лицу жены» 376 . Можно сказать, что поступок обеих жен – это безмолвное исповедание Христа Сыном Божиим. «И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, – часть тела, которая драгоценнее всего тела» 377 . Богу нужно отдавать все. В этом смысле поступок Марии и другой женщины сопоставим с последними лептами вдовицы, отдавшей последние свои средства на храм Божий. И, наконец, оба вифанских помазания имеют символическое значение: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» ( Мф. 26: 12 ; см. также: Ин. 12: 7–8 ), такое значение этим помазаниям сообщил Сам Господь. 4.5. Заговор иудеев и предательство Иуды После беседы о кончине мира и Страшном Суде Христос вновь обращает внимание Своих учеников на ближайшие события: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие» ( Мф. 26: 2 ). В Иерусалиме в это время члены Синедриона собрались, чтобы найти способ избавиться от Христа. С приближением Пасхи в Иерусалиме собралось много людей, все слышали о Воскресении Лазаря и торжественном Входе в Иерусалим, поэтому иудеи представляли себе затруднения, которые могли возникнуть при взятии Христа под стражу, и намеревались отложить это до завершения праздничных дней: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника по имени Каиафы и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26: 3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Слова эти взяты из обетования Давиду о его потомстве ( 2Сам. 7:14 ) и ближе всего несомненно, как из контекста, так и из снесения параллельных мест (особенно 1 Парал. 22:7 и дал.) имеют в виду сына Давидова – Соломона, о котором, в знак особенного благоволения к Давиду, решившемуся исполнить и исполнявшему волю Иеговы ( 2Сам. 7:27 ; Пс. 39:7–8 срав. также Псал. 17:22–24 и др.), Иегова сказал: «от построит дом имени Моему, Я утвержду престол царства его на веки; Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном: и если он согрешит, я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него, как я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим» ( 2Сам. 7:13–15 ). «Он будет человек мирный; я дам ему покой от всех врагов ею кругом: посему имя его будет Соломон (– Schelomoh от Schalom –мир) 1Пар. 22:9  срав. 10 с 2Сам. 7:14  и Евр. 1:5  в). На этих богодарованных преимуществах Соломона и основывается преобразовательное его значение в отношении ко Христу. И Мелхиседек, – прообраз Христа, – был «царь мира» (Ев. 7:2 в объяснении Melekh Schalem Быт. 14:18 ), но более идеальный, чем действительный, каким был Соломон в своем царствовании над Израилем после покрытого военной славой отца своего. И поэтому-то «не Давид, муж войны, а только Соломон, муж мира прообраз Князя мира (Исаии 9, ст. 5, по русс. и сл. Биб. ст. 6), должен был построить храм» 376 И Мелхиседек, неисповедимостью рода своего по Писанию, был уподоблен как толкует св. ап. Павел, Сыну Божию ( Евр. 7:3 ); но это толкование у Св. Апостола было отрицательным выводом из Писания (без отца, без матери, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни), а теперь он как бы так говорит: «вы, по прежним своим воззрениям, могли бы, пожалуй, считать Христа воплотившегося ниже Ангелов – духов более или менее совершенных и бесплотных; но к ним ли сказано Богом»: «Я буду ему во Отца» и пр.? Нет, не к ним, а к человеку – Соломону. И это не отрицательный какой-либо вывод», как это можно сказать о Мелхиседеке на основании сведений о нем в Писании, а положительное свидетельство Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Посему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». По словам Господа Иисуса, это сказал Адам не от себя, но его устами говорил Бог ( Мф.19,4–6 ). Ими было установлено нерасторжимое таинство брака, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В Новом Завете этот союз преображается в священнодействии Венчания. Заметим, что если брак был установлен Самим Создателем еще в раю до падения, то пусть умолкнут все, кто считает его чем-то скверным или нечистым. По священным правилам Гангрского Собора (ок. 340–376 г.г.) они должны быть преданы анафеме! Однако должно помнить, что это Господне повеление, вложенное в нашу природу, действует и при незаконном плотском общении, когда блудники также становятся друг с другом в одну плоть. Апостол Павел учит нас: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею? Ибо сказано: “два будут одна плоть”. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех , какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор.6,15–18 ). Поэтому, всякий, совершающий этот страшный грех, выпадает из Церкви Божией и попадает в антицерковь блуда, от чего да избавит нас Бог! «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Как и сейчас не стыдятся маленькие дети, в которых грех еще не раскрылся; как не стыдятся не ведающие греха звери и ангелы. В них нет разрыва между душевной и телесной жизнью, порождающей стыд. Облачен был Адам в нетленную славу Создателя Своего и посему не видел наготы своей, которую узрел после падения. До греха человек вовсе не смотрел на себя как на нечто немаловажное, и поэтому и не стыдился. Как пишет святой Макарий, «враг, обольстив Адама чрез жену, как чрез нечто подобное, отнял у него славу, какою был он облечен. И таким образом, человек явился обнаженным, и узнал свое безобразие, которого не видел прежде, потому что мысль его услаждалась небесными красотами; ибо, по преступлении, помышления его сделались земными и пресмыкающимися долу, простое и доброе в нем мудрование смешалось с мудрованием плотским и порочным» (23. стр.385).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Подобного состава никто не должен был делать для повседневного употребления, под страхом смерти ( Исх. 30:23–33 ) 226 Посвящение состояло в том, что он омыл их, облек в священные одежды, возлил на голову Аарона елей помазания, помазал жертвенною кровью Аарону и сыновьям его правое ухо, большой палец правой руки и правой ноги, потом, как Аарона, так и сыновей его, окропил елеем помазания, смешанным с кровью. «Особенностью жертвы посвящения было возложение ее крови на край правого уха и на большие пальцы правой руки и правой ноги посвящаемых. Чрез ухо, руку и ногу помазуются члены, которыми священники совершают свое служение. Ухо помазуется для того, чтобы оно лучше слышало законы и свидетельство Божие; рука – для того, чтобы она точно исполняла заповеди Божии и священнические обязанности; нога – для того, чтобы она беспорочно входила в Святилище. “Помазуются, – говорит св. Кирилл Александрийский , – все члены правой стороны и как бы в последней своей части, т.е. на краях: край, сказано, уха, равно же и ноги и руки, потому что всякое доброе деяние благородно и право, не имеет ничего как бы левого или порочного и до краев доходит, т.е. до конца или до целого, ибо посвященным Богу надлежит быть правыми в освящении и до конца в терпении, и весьма неразумно возвращаться назад, как бы не решаясь довести до конца добро”» (Толковая Библия. – СПб., 1904–1907. – Т. 1. С. 375–376) – редакция) 227 Иудейское предание говорит, что Надав и Авиуд в нетрезвом виде предстали пред Господа и потому пренебрегли повелением Божиим. В подтверждение этого предания указывают на то, что тотчас после погибели Надава и Авиуда Господь сказал Аарону: «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои, когда входите в скинию и приступаете к жертвеннику, чтобы не умереть» ( Лев 10:8, 9 ) 228 Расположение израильского стана было следующее: посреди стана находилась скиния, вокруг нее становилось колено Левия; перед входом в скинию, на восток от нее, располагались шатры Моисея, Аарона и их родственников; сзади скинии, на западе от нее, становились потомки Гирсона; на правой стороне, на юг, потомки Каафа; на левой стороне, на север, потомки Мерари.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Относительно первого вот выводы, к которым пришел В.В. Латышев, тонко проанализировавший многие тексты 8 и разбивший их на редакции. По нему, древнейшими рукописями, содержащими пространные жития святых, подвизавшихся в Херсоне, нужно признать греческую минею XI века Московской синодальной библиотеки 376 (по каталогу архим. Владимира) и того же века Супральскую славянскую минею 9 . Но славянский перевод жития в Супральской минее, равно как перевод, сохранившийся в Успенском списке Макарьевской минеи 10 , сделаны не с греческого текста 376, а с другого, неизвестного и, видимо, более древнего. Г. Латышев это свое положение доказывает наличностью в переводах некоторых топографических особенностей, опущенных в тексте минеи 376 (напр. Упоминание и Святых и Мертвых воротах) сравнительной простотой и безыскусностью языка в них и некоторыми другими соображениями. Этот первоначальный текст сказания, представлявший по форме учительное слово и послуживший оригиналом и для редакции, представленной манускриптом Московской синодальной библиотеки, по г. Латышеву появился в VII веке, последние же редакции – в IX-м. Вот его заключение по вопросу об отношении между предполагаемым им текстом жития и древнейшими его редакциями: «текст А (т. е. Моск. синод. библ. 376) представляет собой литературную обработку жития, составленную около середины 9 в., быть может по тому, еще не найденному греческому тексту, славянские переводы которого сохранились в Супральской, Макарьевской и др. наших минеях» (18). К Х-му веку, не позднее, относится текст проложного жития св. Капитона, одного из херсонских епископов, текст, составленный на основании искаженных устных легенд и содержащийся в рукописях Сирмондианской и Парижской национальной библиотеки 1617 (последняя написана в 1071 г.), по которым он напечатан у Ипполита Делаге в «Propylacum ad acta Sanctorum Novembrus. Стр. 333–338, 517–518 (см. у г. Латышева, 20–22, 79–81). Житие св. Капитона, находящееся под 22 дек. в синаксаре имп. Василия II, составленном в конце X или начале XI в., представляет неумело сделанное сокращение предыдущего текста (18–20, 80–81). В том же синаксаре под 7 марта находятся краткие жития всех семи херсонских епископов, представляющие некоторые отличия от обширных житий, – отличия, заставляющие предполагать, что и их автор руководился устными преданиями. Эта же редакция сохранилась и в Сирмондианской рукописи, откуда напечатана Ипп. Делагеем (517–518, – см. у Латышева: 18–20, 79). Все это – жития краткой редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

В семье дети должны воспитываться в вере и благочестии, поскольку, по словам святителя Филарета Московского , «Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностью Божией» (376,7). В заключении приведем слова святителя, свидетельствующие о важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для жизни государства и общества. Семейство древнее государства, пишет он. Отец, сын, мать, дочь и свойственные им «должности и добродетели» существовали прежде государства. Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом «корень дерева». Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, необходимо, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Чтобы жизнь государственная «сильно и правильно» развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия, необходимо, чтобы семейная жизнь была крепка «благословенной супружеской любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и послушанием». Чтобы вследствие этого из «чистых стихий» семейной жизни естественно возникали «столь же чистые начала жизни государственной». Чтобы с почтением к родителям родилось и росло благоговение к властям, чтобы любовь ребенка к матери была подготовкой любви к отечеству, чтобы «простодушное домашнее послушание подготовляло и руководствовало к самоотвержению и самозабвению в повиновении законам и власти» (376, 38). Хотя государственная власть может исправлять частные недостатки и пороки семейной жизни, но тем лучше для государства, чем меньше нужны эти исправления, чем более «здравых членов» семейство представляет в распоряжение государства, чем вернее приготовлена и сбережена «домашняя честность» и доброта для подвигов на поприще общественной жизни» (376, 39). Поэтому если отцы семейств свой дом «добре [хорошо] правят», если в своем комнатном «владычестве» они «правильно и рассудительно» распоряжаются употребляемой властью, опытным словом, добрым примером, если содержат своих домашних в порядке и послушании, «вселяют в них страх Божий, любовь к ближним, верность к отечеству», если «бдительным смотрением» охраняют их нравы, то, кроме того, что они через это исполняют долг, возлагаемый природой и Богом (а следовательно, готовят сами себе плод семейных утешений), кроме всего этого, таким «действованием они совершают служение и в пользу государства, благие последствия которого могут простираться даже до потомства (376, 39).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Одновременно с этим он извещает Дорофея в ответ на письмо его о действиях павлиниан, что обо всем писал Терентию (215 п. 375 г.) и замечает, что не прочь возобновить прерванные сношения с Западом через отправление к западным епископам послов, но сомневается, чтобы его брат Григорий Нисский принял участие в посольстве, выставляя и здесь уже приведенные нами соображения (215 п. 375 г.), характеризующие Григория и папу Дамаса (215 п.). Бедствия от ариан (т. е. низложение Григория Нисского – см. 239 п. 376 г. и занятие кафедры Никопольской арианином Фронтоном – см. 238 п. 376 г.) вновь привели св. Василия Великого к мысли Дорофея о возобновлении сношений с западными епископами. Недоумевал только св. Василий, о чем писать на Запад и что вручить Дорофею, который собирался отправиться на Запад с Санктиссимом (239 н. 376 г.). За советом св. Василий обращается к Евсевию, епископу Самосатскому, и, между прочим, высказывает свой взгляд на возобновление сношений с Западом. Помня неудачу и причину бесплодности прежних сношений с Западом, св. Василий пишет епископу Евсевию: «Мне приходят на мысль слова Диомида: не проси выгод (помощи), потому что говорят, муж гордый» (намек на папу Дамаса). Далее св. Василий в том же письме высказывается еще точнее, когда говорит, что «люди надменного нрава, когда им угождают, делаются ещё большими презрителями…», и, наконец, прямо сомневается, чтобы с Запада подали им помощь: «Какая будет нам помощь от западной гордости?» (239 п.). Несмотря на это, св. Василий в письме к Евсевию все же высказывает желание снова попытаться войти в общение с западными епископами, и притом не только от лица общего собрания, но и лично от себя частным образом он не прочь написать к «их верховному» о том, что они не знают истинного положения дел на Востоке и что им «не должно нападать на людей, угнетенных искушениями» и «признавать достоинством гордость – этот грех , который и один может сделать нас врагами Богу» (см. 239 в. в 376 г. к Евс., еп. Самосатск.). По всей вероятности, друзья мира на Востоке порешили отправить на Запад посольство и поручили Василию Великому снова написать на Запад письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

Убеждённость в существовании земных очевидных ценностей вовсе не должна непременно исключать веру в сокровища небесные. Верующий человек может надеяться на общественный (или научный) прогресс, но это никогда не заменит ему веры в Бога. Впрочем, это всё общие рассуждения— а что конкретно говорил Чехов об этой своей «вере»? Вот что он писал Суворину 27 марта 1894 года: «Я с детства уверовал в прогресс и не мог не уверовать, так как разница между временем, когда меня драли, и временем, когда перестали драть, была страшная» (П-5,283). Воспринимать эти слова всерьёз— странно. Делать из них вывод, будто веру в Бога Чехов заменяет верою в прогресс— странно в ещё большей мере. Чехов вовсе не пренебрегал прогрессом материальным, но прекрасно сознавал все сопутствующие следствия самодовлеющего прогресса. Есть у писателя небольшая сценка «Грач» (1886), где в фантастическом разговоре с грачом человек упрекает его: «Стыдись! Мне и стыдно и обидно за тебя, глупая птица! Прожил ты на свете 376 лет, а так же глуп, как и 300 лет тому назад! Прогресса ни на грош! Ведь ты пойми, дура: один рубль, положенный в банк по 5 сложных процентов, обращается через 283 года в 1 миллион! Высчитай-ка! Стало быть, если бы ты 283 года тому назад положил в банк один рубль, то у тебя теперь был бы миллион! Ах, ты, дурак, дурак! И тебе не обидно, не стыдно, что ты так глуп?» (С-5,74-75). В ответ на упрёк в отсутствии такого прогресса, грач отвечает: «Мы глупы, но зато можем утешаться, что за 400 лет своей жизни мы делаем глупостей гораздо меньше, чем человек в свои 40... Да-с, г.человек! Я живу 376 лет, но ни разу не видел, чтобы грачи воевали между собой и убивали друг друга, а вы не помните года, в который не было бы войны... Мы не обираем друг друга, не открываем ссудных касс и пансионов без древних языков, не клевещем, не шантажируем, не пишем плохих романов и стихов, не издаём ругательных газет... Я прожил 376 лет и не видел, чтобы наши самки обманывали и обижали своих мужей,— а у вас, г.человек? Между нами нет лакеев, подхалимов, подлипал, христопродавцев...» (С-5,75).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010