Ниже приводятся авторские комментарии к службе преподобному и богоносному отцу нашему Феодору Санаксарскому , сам текст которой, набранный церковно–славянском шрифтом Slavonic Narrow, усовершенствованным бывшим сотрудником издательства Свято–Троице Сергиевой лавры, студентом Московской Духовной Семинарии, диаконом Романом Глыбовским, помещен нами в Приложении. Служба включает в себя Малую, Великую вечерни и Утреню. Первая стихира на Малой вечерне, написанная на подобен «Небесных чинов», основывается на евангельской притче о работодателе. При этом святой Христов избранник Феодор, который покинул мир в молодые годы, по прошествии приблизительно четвертой части всей своей жизни – или в условный «третий час» из двенадцати часов (сравн. Мф. 20, 1–4 373 ), фигурирующих в притче, призывается испросить нам у Всевышнего милость сопричислиться к «работникам одиннадцатого часа», потрудившимся меньше всех, но вознагражденным в равной степени с прочими работниками Божественного виноградника, (сравн. Мф. 20, 6–9 374 ). В следующей стихире заимствуется другой евангельский текст, касающийся пророчества Христа Спасителя о предстоящих гонениях Его истинных учеников и обетования их спасения. Здесь ублажается долготерпение многострадального отца Феодора, ненавидимого при его жизни лжебратиями и лжечадами, и мучимого по их наветам (сравн. Мф. 10, 21–22 375 ; Мк. 13, 12–13 376 ). Вместе с тем эта стихира несет в себе положительный призыв к молящимся дерзновенно присоединиться ко всем подобным страдальцам: « ... дерзайте, Отцом ... Небесным возлюбленные, и как претерпевшие до конца спасены будете». В третьей стихире святой авва Феодор уподобляется Санаксарской ветви истинной Лозы, во Христе многоплодной, Отцом Небесным возделанной и очищенной, Духом Святым орошаемой и обогащающей свою честную обитель многими духовными плодами (сравн. Ин. 15, 1–2, 5, 9–10 377 ). Продолжая евангельскую тематику и в следующей стихире, мы призываем преподобного отца и старца Феодора, рачительно возделывавшего в своей Санаксарской обители Христову ниву, молиться вместе со святыми апостолами ко Господу, чтобы Он послал новых делателей на Свою жатву (сравн. Мф. 9, 36–38 378 ; Лк. 10, 2 379 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Там же, PG 45, 512А (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 313). 373 Т. е., если бы Первая Ипостась именовалась по отношению к Духу, то не была бы называема Отцом, но Изводителем, но, поскольку прежде Духа уразумевается Сын, по отношению к Которому Причина Его бытия именуется Отцом, то через посредство Сына, доставляющего нам познание Отца как отца, и Дух Святой называется исходящим от Отца. 374 Т. е., употребляя в качестве промежуточного понятие света, как входящее в само наименование «светящего». 375 Палама здесь возвращается к сделанному чуть выше уподоблению свечения рождению. 376 Григорий Нисский, Житие Григория Чудотворца, PG 46, 912D р. п.: Творения. М. 1872. Ч. 8. С. 147). 377 Его же, Великое огласительное слово, 2, PG 45, 17В (р. п.: Мистическое богословие Восточной Церкви. С. 312). 378 Парафраза Григория Богослова, Слово 42, 15, PG 36, 476AB (р. п.: Т. 1. С. 594). 379 См. Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 380 Василий Великий, К Амфилохию, епископу Иконийскому о Святом Духе, 8, PG 32, 105С (р. п.: Творения. Ч. III. С. 263–264). 381 Источник цитаты не установлен. 382 Мф. 12:28, ср. также Лк. 11:20. 383 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 616 D. 384 Там же, 497 А. 385 Там же, 505 А. 386 Там же, 568 С. 387 Там же, 617 С. 388 Там же, 600 С. 389 Там же, 597 А. 390 Этот пассаж на самом деле из Кириллова «Слова о вочеловечении Единородного», PG 75, 1241А. См. также Деяния Третьего Вселенского Собора, Concilia Oecumenica, АСО: Concilium universale Ephesenum anno 431, Berlin, 1965, С. 67, 4–9 (TLG). 391 Источник цитаты не удалось установить. 392 Ин. 7:38. 393 Деян. 1:5. 394 Деян. 2:33. 395 Ин. 15:26. 396 Иер. 2:13. 397 См. Пс. 35:10. 398 Иоанн Златоуст (псевдоэпиграф), Слово на псалом 96:1 и на таинство крещения, 3 PG 55, 607 (р. п.: Т. 5 (2). С. 689). 399 Ин. 4:14. 400 Иоанн Златоуст, Беседа 32 на Евангелие от Иоанна, PG 59, 183А (р. п.: Т. 8(1). С. 205). 401 Кирилл Александрийский, Диалог 3 о Святой Троице, PG 75, 726 С. 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ис. 5, 2–7 314 Иез. 15, 5. 315 Иез. 15, 4. 316 Т. е. к сынам Израилевым. 317 Ср. Мф. 21, 33–46; Мк. 12, 1–12; Лк. 20, 9.19. 318 (B) виноградников. 319 Ср. Мф. 25, 42. 320 Ср. Мф. 27, 48; Мк. 15, 36; Ин. 19, 28–30. 321 Ср. Мф. 27, 34. 322 Ср. Мф. 27, 29; Мк. 15, 17; Ин. 19, 2. 323 Ср. Ин. 15, 16. 324 Ср. Ин. 5, 35. 325 Ср. Ин. 15, 1. 326 Ср. Дан. 7, 27. 327 Втор. 32, 21. Пешитта=Синод.: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их. Выражение «народом, который не был народом» встречается в Рим. 10, 19 (Пешитта), тогда как в Синод.: Я возбужу в вас ревность не народом. 328 Ср. Ос. 8, 10. 329 Ср. Дан. 7, 27. 330 Ср. Дан. 7, 13–14. 331 (A) add. вечное; Быт. 49, 10 (Пешитта). Синод.: доколе не приидет Примиритель. 332 Ср. Дан. 7, 14. 333 Быт. 27, 40. 334 Ср. Быт. 49, 10. 335 (А) собравшегося войска. 336 Ср. Лк. 2, 1. 337 (А) моим единоверным. 338 Лк. 14, 11. 339 Лк 16:31 340 Мф 22:37–40; Мк 12:29–31; Лк 10:27 (Втор 6:5) 341 1 Тим 9:9 342 Быт 14:22 343 Быт 15:1 344 Быт 18:19 345 Быт 39:9 346 Евр 11:24 347 Рим 2:14 348 Гал 3:1 349 Гал 3:8 350 Гал 3:24 351 Гал 3:8; Быт 18:18, 22:18, 26:14 352 Гал 3:17; Исх 12:40 353 Быт 16:16 354 Быт 15:13 355 Быт 15:4 356 Быт 15:6; Рим 4;13 357 Гал 3:17 358 Гал 3:23–25 359 Мф 11:13 360 Мф 5:7 361 Ин 1:17 362 Евр 9:17–18 363 Еф 2:14–15 364 Ис 5:27; Деян 8:32 365 Евр 9:11–12 366 Пс 119:27 367 Быт 49:10 368 Ос 3:4 369 Евр 8:13 370 Мф 9:17–18 371 Пс 49:13–14 372 Пс 50:19 373 Иер 6:20 374 Пс 50:17 375 Ис 1:11 376 Ис 1:14; Ам 5:21 377 Мф 5:18 378 Втор 6:5; Мф 22:37 379 Еф 2:13 380 Исх 20:2–4 381 1 Тим 9:9 382 Мф 5:18 383 Исх 12:40 384 Деян 7:23–29 385 Исх 2:11–15 386 Быт 15:16 387 Быт 6:3 388 Быт 7:6 389 Ис 7:8; 17:3 390 2 Цар 18:9–10; 15:20; 1 Пар 5:6–26 391 Иез 12:27 392 Иез 12:28 393 Ис 33:1 394 Иер 18:7–8 395 Иер 18:9–10 396 Ин 15:12 397 Ин 13:34 398 Мф 5:44; Лк 6:27–28. 399 Мф 5:46; Лк 6:32. 400 Лк 6:35. 401 Лк 6:37–38. 402 Мф 6:15. 403 Лк 17:3. 404 Мф 18:21–22. 405 Пс 136:7; Иез 25:12–14. 406 Пс 89:4. 407 Мф 24:20. 408 Евр 4:9–11. 409

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3. Ср.: 132, 376. 7a. Cp.: 82d; Сенека. Письма к Луцилию. 31.11 (ссылки даны по изд.: L . Annaei Senecae opera quae supersunt ed. Hense O . Lipsiae, 1914. 8. Безгрешным в собственном смысле слова является только Бог, поэтому данное высказывание нужно понимать как параллель к Мф 5:48. Тема уподобления Богу, как уже отмечалось, является доминирующей в «Изречениях». 9. Ср.: Лк 16:10. 10. оЩ gr mikrXn n втХ par mikrXn. 11. Ср.: 96, 102. 13. Ср.: Мф 5:29—30; 18:8—9; 19:12; Мк 9: 43—47. Это изречение вместе с 273 цитирует Ориген в Толковании на Евангелие от Матфея (Comm. in Matth. XV.3., предостерегая от буквального понимания данных высказываний и соответствующих евангельских мест, что вызывает особый интерес в связи с рассказом Евсевия о самооскоплении Оригена (Церковная история. VI.8. Евсевий называет этот поступок свидетельствующим «о душе юной, незрелой и в то же время глубоко верующей и стремящейся к самообузданию». Мы стоим перед выбором: либо усомниться в подлинности рассказа Евсевия в свете оригеновских толкований, либо признать, что Ориген позднее раскаялся в совершенном в молодости поступке. Думается, нельзя исключить ни одного варианта. 14. Вечны — по греч.: то есть, собственно, бессмертны. Ср.: Ориген . Против Цельса. VIII. 49. 15. Ср.: 91b. 16. Ср.: 38, 130 18. Ср.: 49, 50. 19—20. Ср.: Мф 22:21. Сходные мысли имеются у Климента Александрийского (Eclogae propheticae. 24; Ссылки на произведения Климента Александрийского даны по изд.: Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. Clemens Alexandrinus hrsg. von Smдhlin O . Berlin. 1960—1972. Bd. 1—3. и Оригена (Comm. in Matth. XVII.27. 22. Это изречение цитируется Оригеном в предисловии к Толкованию на 1 Псалом, сохраненном у святителя Епифания Кипрского в «Панарии» (см. вступ. статью. 23. Ср.: 102. 24. Ср.: 97. 26. Р QeXj kaqX noaj ™stin aЩmok:nhmoj, kat " аЩтХ тоато ka_ Шf_smhken. 27. Сходная мысль у Филострата в «Жизни Аполлония Тианского» (II.5., где говорится о том, что, взобравшись на высокую гору, никто не становится ближе к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

Но, подобно тому как в высказывании Каиафы евангелист Иоанн увидел пророчество об искупительном значении смерти Иисуса ( Ин.19:15 ), он видит скрытый смысл и в репликах Пилата. На глубинном богословском уровне Иисус всегда был и остается Царем – даже в Своем предельном унижении и истощании. Это царское достоинство Иисуса подтверждается словами Пилата, обращенными к иудеям. Оно будет подтверждено надписью, которую Пилат прикажет прибить к кресту над головой Распятого ( Мф.27:37 ; Мк.15:26 ; Лк.23:38 ; Ин.19:19 ). Для евангелиста важно отметить место, день и час вынесения приговора: Лифостротон, пятница перед Пасхой, час шестой (по современному счету – около полудня). Чем объясняется такая точность? Очевидно, тем, что именно момент окончательного вынесения приговора Пилатом стал тем поворотным пунктом, после которого историю суда над Иисусом уже невозможно было развернуть вспять. 345 Обзор источников см. в: Chapman D.W, Schnabel E.J. The Trial and Crucifixion of Jesus. P.167–198. 346 Филон Александрийский. Посольство к Гаю. 38. Пер. цит. по: Де­ревенский Б. Иисус Христос в документах истории. С.29. 348 Филон Александрийский. Посольство к Гаю. 38. Пер. цит. по: Деревенский Б. Иисус Христос в документах истории. С.29. 349 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 3, 1. С.762–763. Тот же эпизод рассказан в: Иосиф Флавий. Иудейская война. 2, 9, 3. С.964. 351 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 3, 2. С.763. Тот же эпизод рассказан в: Иосиф Флавий. Иудейская война. 2, 9, 4. С.964. 362 Некоторые ученые считают, что речь в Деяниях может идти о некоем другом Февде. См.: Hemer C.J., Gempf C.H. The Book of Acts in the Setting of Hellenistic History. P.162–163. 368 Ссылаясь на Сократа, Сенека утверждает в этом же письме, что «Добродетель и истина – одно» (Луций Анней Сенека. Нрав­ственные письма. Письмо 71. С.131). 369 Луций Анней Сенека. Нравственные письма. Письмо 71. С.133. 86, 2 (PG 58, 766). Рус. пер.: С.855. 376 Там же. Письмо 33,7. С. 61 («Взрослому... и сделавшему успе­хи стыдно срывать цветочки изречений, опираясь, как на по­сох, на немногие расхожие мысли, и жить заученным на память. Пусть стоит на своих ногах и говорит сам, а не запоминает чу­жое... А ты-то? До каких пор будешь под началом у других? Командуй сам, скажи слово, достойное памяти. Изреки что-нибудь от себя»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот в каких трогательных и ужасных чертах изобразил святой пророк бедственную участь, постигнувшую Иерусалим. После семидесятилетнего плена Вавилонского, иудеи опять возвратились в отечество, и снова построили Иерусалим и в нем храм Божий. Город лежит в двенадцати часах пути от Средиземного моря и в восьми часах от Иордана. Он находится на широкой плоской возвышенности, состоящей из нескольких вершин и возвышающейся более чем на 762 метра над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на восток и долиной Гион на юг и запад служат его границею. Гора Мориа занята мечетью Омара (по мусульманскому поверью здесь вознесся на небо Магомет), которая стоит на прежнем месте храма Соломона. Ни одному из христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти. Гора Сион находилась на юго-восток от горы Мориа. После 25-векового существования города на горе она была подведена под общий уровень с близ лежащею местностью, и сегодня мы наблюдаем лишь небольшое возвышение к Сиону. 2 февраля 4 г. по Р.Х. Лк. 2, 22–38 : Сретение 372 Господне. Пророчества Симеона 373 (28–35) и Анны 374 (36–38). Вифлеем 375 : Мф. 2, 1–12 : Поклонение волхвов 376 . Наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым. Пророчества о поклонении язычников: Пс. 71, 10, 15 : “Цари Фарсиса 377 и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы 378 принесут дары”. “И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его”. 4 г. по Р.Х. Мф. 2, 13–15 : Бегство 379 святого семейства в Египет. Мф. 2, 16–18 : Избиение младенцев в Вифлееме и его окрестностях царем Иродом 380 . Пророчество об избиении младенцев: Иер. 31, 15 : “Так говорит Господь: голос слышен в Раме 381 , вопль и горькое рыдание; Рахиль 382 плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет”. Краткая историческая справка – предание о смерти Захарии: По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елизавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям ( Мф. 23, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Их душевное состояние характеризовалось отнюдь не какими-то возвышенными чаяниями, но, скорее, сочетанием скорби и самого обыкновенного страха ( Мф.26:56 ; Ин.19:38, 20:19 ). Мессианские же надежды иудеев той эпохи допускали воскресение мессии лишь в контексте всеобщего воскресения в день Последнего суда 374 . Как мы уже отмечали выше, ученики – сначала все вообще, а затем Фома в частности – относились с понятным скепсисом к рассказам других людей о пустой гробнице и о встречах с Иисусом. Когда же Иисус действительно им являлся, они не всегда Его узнавали ( Ин.21:4–7 ). В общем, маловероятно, чтобы эти люди могли испытать какую-либо галлюцинацию, а уж тем более с участием их воскресшего учителя. Во-вторых, версию о галлюцинации, чтобы объяснить известные факты, придется применить более чем к дюжине людей одновременно ( Лк.24:36–43 ) 375 . По вполне очевидным причинам, вероятность коллективной галлюцинации обратно пропорциональна числу деталей–элементов данной галлюцинации 376 . Учитывая степень обстоятельности в описании конкретных деталей многообразного взаимодействия, например в случаях, подобных Лк 24 , вероятность случайного совпадения следует признать исчезающее малой. Третий фактор лишь усугубляет данную проблему: галлюцинации должны не просто быть параллельными и сходными по содержанию, но и составлять единое непротиворечивое целое. Согласно Евангелиям, воскресший Иисус общался с учениками различными способами, скажем, ел рыбу, которую они ему дали ( Лк.24:41–43 ), и сам готовил для них рыбу ( Ин.21:1–14 ). В подобных ситуациях ученики взаимодействовали, физически и словесно, не только с Иисусом, но и друг с другом. Предположение, что их параллельные многообразные галлюцинации оказались, в конечном счете, идеально «подогнаны» одна к другой, следует попросту отбросить – с точки зрения естественных законов такое событие настолько неправдоподобно, что само требует едва ли не сверхъестественного объяснения. Наконец, эти сложные, детализированные, параллельные, идеально между собой согласованные галлюцинации должны были повторяться в продолжение более чем месяца, ведь все это время ученики пребывали в убеждении, что они снова и снова – здесь, на Земле – общаются со своим Господом и учителем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

Во время «куроглашения» Апостол Петр вспомнил слова Христа Спасителя, сказанные ему в Гефсиманском саду. О «пении петуха во время отречения Ап. Петра от Господа свидетельствуют все Евангелисты ( Мф.26:34, 75 ; Мк.14:30, 68, 72 ; Лк.22:34 ; Ин.13:38 ). (Мк.13:35)» 375 . Говоря о евангельских птицах и зверях, один поэт пишет, как собравшиеся у райских дверей звери и птицы свидетельствовали о своих заслугах пред Апостолом Петром, у которого ключи от дверей рая. При этом громко «крикнул петел: «Мне ль двери заперты? Не я ль, о Петр, отметил, Как отрекался ты?» 376 . Описание евангельского события у первосвященника нашло отражение в православной иконографии. «Страсти Христовы» включают сюжет «Отречение Апостола Петра». В нём слева изображён раскаивающийся Апостол Петр, в центре у костра сидят несколько греющихся человек, а справа на колонне – поющий петух, отвернувшийся от Апостола 377 . В другом случае он повернулся к Апостолу и машет крыльями 378 . Осмыслением покаяния Апостола Петра является текст псалма: «Слез моих не премолчи» ( Пс.36:13 ) 379 . В Киевской Псалтыри конца XIV века этот стих сопровождается соответствующей миниатюрой. «Сюжет заимствован из Евангелия от Луки ( Лк.22:33–34, 54–62 ). Петр в отчаянии и слезах сидит на пригорке, подперев голову. Перед ним невысокое дерево, на дереве – кричащий петух» 380 . Можно добавить, что птица машет крыльями. Проиллюстрирован этот текст и в греческой Псалтыри IX века: на миниатюре мы видим сокрушающегося Апостола, левый профиль в три четверти, а перед ним поющий петух 381 . В «Физиологе», памятнике раннехристианской литературы, наряду с животными встречается назидательное осмысление свойств и птиц, но о петухе в нём не говорится 382 . Между тем, имя этой домашней птицы дало именование особому Чинопоследованию в православном Богослужении. Имеется ввиду Чин куроглашения, появление которого связано с Афоном. Данный Чин содержится в древнерусских Часословах XIII–XIV веков 383 и совершался он на Руси в монастырях, т.к. они жили по Студийскому уставу. В последующее время в связи с распространением Иерусалимского устава он вышел из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

717–719). О воплощении Единородного Сына Божия от Девы: ς π τν πομνημονευμτων μθομεν, προεδλωσα (105. ed. Otto. 376, Migne col. 721 А). Слова Христа Лк. 23:46 ς κα κ τν πομνημονευμτων κα τοτο μαθον (ib. Otto, p. 378. M. 721. B). Мф. 5:25: τατα ερηκναι ν τος πομνημονεμασι γγραπται· ν μ... ib. Otto. p. 378. M 721. С). О предсказаниях Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении Лк. 18:31–33 ; Мф. 16:21: Dial. 106. Otto p. 378. M. col. 724, A: ς κα ν τος πομνημονεμασι τν ποστλων δηλοται γεγενημνον. Ibid. В–С; Otto p. 380. О переименовании Христом ап. Петра и о данном Им братьям Зеведеевым названии сыны грома Мк. 3:17 : κα τ επεν μετωνομακναι ατν Πτρον να τν ποστλων, κα γεγρφθαι ν τος πομνημονεμασιν ατο (т. е. Петра в евангелии) γεγενημνον κα τοτο κτλ. ibid. C. Otto. p. 382: поклонении волхвов и звезде. ibid. 107. col. 724. С. Otto, p. 382. Мф 12:39: γγραπται ν τος πομνημονεμασιν. Cp. Dial, Otto. p. 38. M. 486, C: μν δ κα τ ν τ λεγομν Εαγγελ παραγγλματα θαυμαστ οτως κα μεγλα πσταμαι εναι, и др. мн. Под воспоминаниями Петра разуметь надо евангелие Марка, составленное по воспоминаниям проповеди ап. Петра (см. прим. выше): и это особенно потому, что о данном Христом сыновьям Зеведеевым названии «сыны грома» повествует один только Марк (3:17). Таким образом из цитат, проведенных Иустином с выразительным указанием на воспоминания или евангелия апостолов и учеников апостольских, мы узнаем, что апологет сообщает нам евангельский текст, в том виде и объеме, как имеется он в наших синоптиках, т. е. цитирует евангелие по Матфею (1:21; 2:1 сл. 12:39), Марку (3:17) и Луке (1:31 сл. 22:17–19; 23:46), – и в объеме всей евангельской истории, как она излагается у синоптиков, начиная сверхъестественными событиями рождения Господа (благовестие ангела, безмужное рождение от Логоса – силы Вышнего, звезда волхвов, крещение и искушение Господа, распятие, смерть, воскресение и вознесение Господа на небо).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Примечания 354. Мк.12:30; Мф.22:37-38; Лк.10:27. 355. Св Иоанн Лествиничник. " Scala Paradisi " , Gradus XXVI, Migne, P.G., t.88, col.1028B. 356. 1Ин.4:8,16. 357. Св. Симеон Новый Богослов. " Divinorum amorum liber " . Cap. XXXVII, P.G., t.120, col.502B. В своем Oratio XXV (ib. col.423C) святитель говорит: " Charitas Deus est, et non creatura " . 358. П.А. Флоренский. " Столп и утверждение Истины " , с.71. 359. 2Пет.1:4. 360. Еф.3:5; 1Кор.2:11. 361. Мф.22:39,38. 362. Мф.22:40. 363. " Братья Карамазовы " , с.701. 364. Кол.3:14. 365. Bemardi Carevaiensis. " Opera, ed Maballon " , 17,19. De dil. Dei. 1,1. 366. П.А. Флоренский, op. cit. c.84. 367. 1Ин.4:7-8. 368. Св. Авва Дорофей. Doctrina VI; Migne, P.G., t.88, col.1698B-D. 369. " Братья Карамазовы " , с.295. 370. Там же, с.62-63. 371. Кол.3:14. 372. 1Кор.13:1-2. 373. Ср.: там же, с.12. 374. Ср.: там же, с.8. 375. Ср.: там же, с.10. 376. " Letters of Dostojevsky " , р.222. 377. " Братья Карамазовы " , с.67. 378. Ср.: Кол.2:19. 379. Св. Симеон Новый Богослов. " Divinorum amorum " , liber I, cap. XXXVII; Migne, P.G., t.120, col.592B. " Sine essentia est nihil est " . 380. " Die Atomistik des Willens " , Bd. II, S.164(1891). 381. П.А. Флоренский, op. cit. c.92. 382. 1Ин.3:14. 383. " Братья Карамазовы " , с.383-384. 384. " Дневник писателя " . Сон смешного человека. T.XI, с.141. Ср.: Рим.13:8-10: " Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя " . (Лев.19:18) 385. Курсив Достоевского. 386. Там же, с.140-141. 387. Там же. 388. " Дневник писателя " , m.XI, с.470. 389. См.: Ин.13:34-35. 390. " Дневник писателя " , m.XI, с.470. 391. " Бесы " , m.VII, с.638. 392. " Дневник писателя " , m.XI, с.390. 393. Св. Макарий Великий. Homil XXXVII, 3; Migne, P.G., t.34, col.752C. 394. Ср.: Ин.3:16. 395. " Братья Карамазовы " , с.429.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010