своеобразно ищет основания для запрещения сеять разнородные семена на поле в намерении законодателя приучить невежественный народ к тщательному выбору семян для посева, чтобы предупреждать плевелы; этот взгляд уже Винер (R. W. Art.. Sact) находит крайне бедным. Настоящее основние лежит в очевидной противоестественности таких посевов. Между тем закона вовсе не нарушали, если поле засевали разными хлебами, разделив их друг от друга, если на поле пшеницы и ячменя сеяли полосу полбы ( Ис.28:25 ).–Раввины пытались определить в Mischn. Kilaim с. 1–3 отдельные семена, овощи и древесные плоды по их однородности и разнородности, а самый закон считали обязательным только для полей священной земли. Ср. Готтингера, juris Hebr. leges p. 376 sqq. 945 Робинсон (II стр. 504. 597) нашел в Иерихоне жатву пшеницы почти уже оконченною 14-го мая, напротив в Тивериаде только 19-го июня (III стр. 514 q.) 947 Так еще теперь. По Робинсону (II. стр. 660), «во время жатвы и ныне поджариваются в сковороде или на железной плите еще не совсем сухие и твердые зерна пшеницы, и дают собою очень вкусную пищу, которую едят вместе с хлебом или вместо него». Только об уксусе Робинсон ничего не слыхал. 948 Этот способ жатвы во всех отдельных частях сохранился в Палестине до сего дня. Он не только засвидетельствован памятниками древнего Египта, но и многократно описан новейшими путешественниками. Доказательства на это см. у Винера R. W. под статьями: Ernte, Dreschen и Tenne. Даже сохранилось у арабов предание дозволяющееся бедным собирание оставшихся колосьев (ср. Робинсона, III стр. 233) вместе с обычаем допускать животных, употреблявшихся на нивах жатвы, есть спелый хлеб беспрепятственно без намордника (Робинсон III, стр. 233); равно и на египетских памятниках находят молотящих волов изображенными без намордников. Впрочем теперь вопреки закону Моисея запрягают вместе иногда различных животных, волов и ослов; иногда работают даже и лошадьми, и часто подземные ямы и пещеры обращают в житницы, на что нет свидетельств в Ветхом Завете; только у Лк.12:18 есть свидетельство о такого рода житницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Вы желаете уничтожить в себе гордость и стяжать смирение: похвально ваше желание и произволение. Первая всех зол и бедствий виновна, а последнее податель и хранитель всех благ и добрых дел; одно другой противоположно. Надобно молиться Богу, просить помощи в сем деле, ибо Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15, 5 ); и при всяком случае стараться уловлять гордые помыслы и предприятия, уничтожать их памятию своей худости и немощи. Всякое поползновение к греху мысленному и деятельному имеет причиною предварившую гордость, и оное должно нас низводить в бездну смирения. Но стяжать сию добродетель или богатство добродетелей многого труда и времени потребно; и кто оную думает, что стяжал, то далеко еще отстоит от оного; а кто думает о себе, что ничтоже имеет, то успокоивается в своей совести и ощущает мир (I, 376, 659–660). Подобает побеждать внутреннюю похвалу и отчаяние Когда же случится тебе сделать что доброе, то есть помолиться Богу с горячим усердием или другое что-либо, и станет помысл тебя хвалить, – тотчас вспомни заповедь Божию: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должны бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17, 10 ); а когда помысл приведет к отчаянию, в неисполнении в точности всего правила, – тогда напомни себе, что Христос пришел грешников спасти. будь равнодушна и не смущайся (V, 324, 449). Враг завидует миру и согласию Ты, описывая свое смущение и сильное от того томление, спрашиваешь: почему тебе стоило много труда умиротворить себя? Такова-то дружба страстей! а что не скоро умиротворилась, потому что не скоро смирилась, а все помыслы плелись с укоризною на ближнего, от того и помощи скоро не получала, что не смирялась. Все же это тебе на пользу; ты познаешь искусом, как должно бороться со страстями и наклонять сердце свое к смирению и самоукорению. Враг завидует вашему согласию, из коего проистекает душевная польза, и старается потрясать вас вашими же страстьми, влагая друг на друга противные помыслы; но вы бодрствуйте, стойте; и аще и тысящу язв приимете от врага, не отступайте от подвига вашего. Премилосердый наш Подвигоположник смотрит на нас и не допускает до конца пасти, но подает Свою помощь взыскующим ее и смиряющимся. А когда бы получили без труда свободу, то могли бы возгордиться и приписать победу себе (III, 258, 447). Причина рассеянности ума – гордость

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

3) Сила Божия хлеб и вино претворит в Тело и Кровь Христовы ( Лк.1:37 ; Быт.18:14 ; Рим.4:21 ; Чис.11:23 ; Мф.22:29, 19:26 ; Мк.10:27 ) (370 б –372 а ). «От сих всех триех показаний», заключает последний довод «Камень веры», «навыкнем сего православныя церкве сынове, и твердо напишем на скрижалех сердец наших, яко сие трое: глагол Божий неложный, хотение действительное, всемогущество неопределенное, вся стрелы лукавого разженные, на веру нашу православную намеряемыя угашает: всякия мнимых неудобств пленицы, аки меч обоюду остр ра ссецает» (372 аб ). На основании этих доводов православные могут давать твердые ответы на все вопросы кальвинистов относительно существа таинства Евхаристии (372 б –373 б ). 1) Если согласиться с кальвинистами, что Евхаристия есть простой образ Тела и Крови Христа, тогда необходимо не только уничтожить всякое различие между образом и образуемым, но и допустить превосходство первого пред вторым, так как Ветхозаветные прообразы Евхаристии – манна и агнец пасхальный – заключали в себе более таинственного смысла, чем простой хлеб и вино (374 а –375 б ). 5) Евхаристия, как Новый Завет между Богом и человеком, должна быть установлена И. Христом в прямых и ясных словах, не допускающих никаких споров и перетолкований (375 б –376 а ). Как символом Ветхого Завета служила действительная и истинная кровь животных, так и печатию Нового Завета служит истинная Кровь Христа (376 аб ). Евхаристия есть также «дар преизящнейший», который Христос обещал Своим ученикам ( Ин.6:51 ), а с таким достоинством ее не мирится понятие о ней, как только образе Тела Христова (376 б –377 а ). Кроме того, в «тайне евхаристии Святейшия обретается закон, уставление же и наставление учеников в сих словесех: Сие творите в мое воспоминание. Словесам же закона уставления же и наставления, подобает быти ясным и явственным, а непокровенным, ниже образителным, и усумнение некое в себе имущым» (377 а ). 6) Господь И. Христос ревностно заботился о том, чтобы даровать нам в изобилии все потребное для спасения; но в числе душеспасительных средств находится и то, чтобы мы имели истинное и действительное (а не образительное и духовное) соединение с нашею Главою – Христом: это и достигается чрез вкушение Его истинного Тела и Крови в таинстве Евхаристии (377 б –378 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Потому что Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших... ( 112, 125–126 ). Познание себя... приводит к живому и обширному познанию Бога, приводит к верному и правильному управлению и распоряжению собой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 433 ). СОБЛАЗНЫ «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17, 1) Будем же всячески стараться не соблазнить ближнего. Хотя бы жизнь наша была самая праведная, но если она служит соблазном для других, она теряет всю цену. Но как возможно, чтобы и праведная жизнь соблазняла? (Это бывает), когда сообщество с другими людьми навлекает на нее худую славу ( 42, 376 ) Когда мы, надеясь на себя, общаемся с людьми порочными, то если сами и не терпим вреда, соблазняем других. Пусть я не подозреваю ничего худого, а равно и никто другой из совершенных, но простодушный брат терпит вред от твоего совершенства. А надо обращать внимание и на его немощь ( 42, 376 ). Если соблазн зависит от нас, то горе нам; если же не от нас, то ничего. Что же будет, скажешь, если я исполняю должное, а другой произносит хулу? Тебе ничего, а ему горе, потому что хула – произнесена им ( 43, 404 ). Когда может произойти какая-нибудь великая польза, и притом превосходящая соблазн, то не нужно обращать внимания на соблазняющихся. А когда не может быть ничего больше, кроме соблазна немощных, то хотя бы они соблазнились тысячу раз неосновательно, надо щадить их... И Бог осуждает на наказание тех, которые соблазняют другого и способствуют их падению, потому что соблазнять другого без всякой пользы – дело крайне нечестивое... Что говоришь ты? Соблазняющийся немощен? Потому он « достоин пощады, а не поражения. Он имеет раны? Поэтому мы не станем растравлять их, а лечить. Он подозревает злобно и безрассудно? Поэтому мы и будем устранять подозрение, а не усиливать, ибо, делая вопреки этому, ты грешишь против Самого Христа. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 282 ). Нужно избегать и такого дела или слова, которое позволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются к греху или к тому, что теряют усердие к добру ( 6, 340 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

К молитве побуждает нас Сам Бог, наши нужды, а также обстоятельства К молитве следующия причины побуждают всякаго вернаго: Сам Бог «повелевает» молитися и призывати Его: «призови Мя в день скорби твоея» ( Пс. 49, 15 ). «Просите, ищите, толцыте», глаголет Христос ( Мф. 7, 7 ). И на прочиих местах Святаго Писания таковоежде повеление обретается. «Нужда» наша, как телесная, так и духовная, убеждает нас к молитве. Телесная нужда во временных и к житию временному надлежащих; духовная, до спасения душ наших касающаяся. Многии обстоят нас «беды», напасти, утеснения, скорби и искушения, которых сами, без помощи Божией, которая молящимся подается, одолеть не можем (3:101). Бог научает, как молиться (3:305; см. ПОКАЯНИЕ , 720). Нужно молиться о помощи Божией (5:65; см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 376). Просить Бога, чтобы научил молиться Должно нам себе молитве приобучать, и о сем Господа Самаго просить, чтобы Духом Своим Святым научил нас молитися, якоже Апостоли просили Его о сем: «Господи, научи ны молитися» ( Лк. 11, 11 ) (3:104). Понеже «истиною и духом» молитися должно, и того сами от себе чинить не можем мы ради немощи нашей: того ради должно и о том молитися Богу, чтобы научил нас молитися и призывать имя Его духом и истиною. «О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы», глаголет Апостол ( Рим. 8, 26 ). Должно и нам просити Христа: «Господи, научи нас молитися» ( Лк. 11, 1 ) (2:328). Гугнивы и немы мы от природы к призыванию, славословию, хвалению и пению имени Его Святого; и сего ради должно к Нему воздыхать, чтобы отверзл язык и уста наша, и молитися ему: «Господи, научи нас молитися» ( Лк. 11, 2 ) (2:41–42). Истинной молитве следует учиться Люди чего не знают, тому учатся; и чего не имеют, того ищут. Не знают художеств и наук; того ради входят в академии и школы, и тамо обучаются, и научаются, и бывают разумными: тако и нам должно делать во Христианском звании. Не знаем молитися: должно учиться тому. Откуду и Апостоли ко Господу молились: «Господи, научи нас молитися» ( Лк. 11, 1 ). Изрядно научают нас молитися и славословити Бога каноны, о покаянии, о страстях Христовых, о воскресении Христовом сложенные и прочие в праздники чтомые, и прочия церковныя молитвы; научают и подвигают к истинной молитве и славословию, но с разсуждением и разумом чтомыя: а без того ничего не пользуют (4:326).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Прихожанка. Буду же и я, при помощи Божией, мало говорить, и больше всего молчать. 373. Где теперь истинно хранится православие? Вопрос дьячка. Где теперь истинно хранится православие? Ответ священника. В церкви Восточной, которая поэтому и называется православною. К ней принадлежат православные греки, часть единоплеменных нам славянских народов, также некоторые другие народы, наконец, по милости Божией, принадлежим мы, русские, потому она нам и есть церковь родная, отечественная. Называют её восточною потому, что она пошла с востока, откуда, вообще, пошла в мир и самая вера Христова, и потому ещё, что и теперь православные народы живут большею частию на восток от других христианских стран. 374. Можно ли нам испытывать православие восточной церкви? Вопрос дьячка. Можно ли нам испытывать православие восточной церкви? Ответ священника. Истинно православный благочестивый христианин верит в него прямо, без особенных уверений. Сердцем верует он в правду церкви, в которой живет и спасается, верует прежде всего, что мог бы видеть и слышать в оправдании такой веры. Блажени, – по слову Господа, – не видевшие и веровавше ( Ин.20:29 ). Можно, однако ж, и нужно бывает нам исследовать правду нашей веры с тем, чтобы и собственная вера наша в неё была светлее и тверже, чтобы мы могли уверить в ней других, дать ответ о ней неправославным, могущим спросить вас о нашей вере, осуждать и обольщать нас своим неправославным учением. 375. Сколько отпало злых духов? Вопрос прихожанина. Сколько отпало злых духов? Ответ священника. Священное Писание указывает одного главного предводителя злых духов, который вместе с собою отторг их от Бога. Так Иисус Христос одного из них называет отцем лжи и человекоубийцею искони ( Ин.8:44 ), говорит об огне геенском, что он уготован диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ); и упомивает о князе мира, под которым разумеет начальника и вождя злых духов (Иоанн. 12:31). Что же касается до числа отпавших от Бога и подчинившихся князю тьмы духов, то Священное Писание не определяет онаго, даёт, впрочем, разуметь, что оно весьма велико. Ибо общество злых духов называется целым царством ( Лк.11:15 ). Спаситель Иисус Христос изгнал в земле гадаринской из одного человека целый легион бесов ( Лк.8:30 ). 376. Какая участь злых духов?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Этот обычай ведется с древних времен, со времен апостольских. Святые апостолы после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо всегда оставляли за столом во время трапезы пустое место, и перед ним ставили прибор, и клали на него кусок хлеба, с уверенностию, что Господь Бог невидимо присутствует меж ними 372 . А по окончании трапезы они возносили этот хлеб 373 с молитвою Пресвятой Троице и Господу Богу, возглашая: «Велико имя Святыя Троицы, Господи Иисусе Христе, помогай нам. Христос Воскресе!» А затем принимали этот хлеб как бы из рук Самого Господа Иисуса Христа и вкушали его. Этот обычай вкушать этот хлеб сохраняется в Святой Церкви и до наших дней 374 . А в день Пасхи изготовляется особенный хлеб, именуемый «святой артос». Он в первый день Пасхи освящается особою молитвою, окропляется святой водою, а затем в субботу раздается верующим. Что же означает этот хлеб? Из молитвы, которую читают на освящение артоса, явственно видно, что этот хлеб означает Господа Иисуса Христа, Агнца Божия, взявшего грехи мира; как ветхозаветный агнец прообразовал Господа Иисуса Христа, точно также и этот хлеб знаменует Господа Иисуса Христа, Который сошел с неба, чтобы заклатися и датися в снедь верным. Этот образ Воскресения, который изображен на середине этого хлеба 375 , означает, что Господь Иисус Христос не призрачно, а плотию воскрес, о чем неоднократно свидетельствовали Его ученики. Они засвидетельствовали не только то, что видели, но апостол Фома даже касался Его тела, осязал раны (см.: Ин.20:24–29 ), но и это еще не все... Он, являясь им, вкушал с ними хлеба и рыбы (см.: Лк.24:41–43 ), а на пути в Еммаус был узнан ими в преломлении хлеба (см.: Лк.24:34–43;13–31 ). Таким образом, артос означает Господа Иисуса Христа, Воскресшего ради нас грешных и Являвшегося неоднократно ученикам. Теперь понятно, с какими чувствами должны мы, приступая, лобызать и вкушать его. Мы должны представлять, что мы лобызаем Господа Иисуса Христа, вкушая, мы должны представлять, что вкушаем Тело Господа Иисуса Христа... И кто с верою вкушает сей артос, тому Господь подает исцеление души и тела, как об этом свидетельствует и молитва 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В этих наблюдениях мы угадываем всю сложность таких явлений и разницу, существующую между клиническим восприятием медицинской науки, которая судит о вещах по их феноменальности, то есть по внешним материальным признакам, что обуславливает ее критерии, и духовным взглядом, проникающим в суть вещей, превосходящим поверхностную «науку» постижением того, что лежит в ее основе. Итак, признание того факта, что одна и та же болезнь или немощь в одних случаях вызвана исключительно естественными причинами, в других – происходит от одержимости бесами, логически приводит к применению экзорцизма. Изгнание Христом демонов есть одно из знамений спасения, которое Он принес людям: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие ( Мф.12:28 ). Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, – говорит святой Иоанн ( 1Ин.3:8 ). Из-за прегрешения Адама сила диавола и демонов высвободилась и распространилась по миру, чтобы творить в нем дела зла. Деянием Христа, Нового Адама, она связана и снова подчинена власти Духа. Человечество, воссоединенное с Богом через Воплощенное Слово, заново обретает блага изначально свойственного ему состояния и удела. Вот что демонстрирует Спаситель, когда передает сначала двенадцати апостолам, а затем семидесяти двум ученикам господство и власть над демонами, а вместе с тем и силу изгонять их (см.: Лк.9:1 ; Мф.10:1 ; Мк.3:15 ) и попирать ногами любые «противные силы». Одним лишь призыванием имени Христа сатана лишился своего царства, спадши с неба, как молния (ср.: Лк.10:17–18 ), и народы обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ). Через Святое Крещение сила порабощения человека сатаной уменьшается до власти внушения, и каждый христианин получает способность противостоять ему и отгонять его (см.: Иак.4:7 ) 374 . Некоторым даже, подобно апостолам, дана власть изгонять демонов из одержимых ими людей, а также исцелять болезни, которые такая одержимость сопровождает или порождает. Дар изгнания бесов был чрезвычайно широко распространен в первые века христианства, да и в последующие эпохи упоминался как расхожая практика 375 . «От этого Святого Духа, явившегося в виде голубя, остались еще отголоски в нынешних христианах; они изгоняют демонов, исцеляют множество болезней», – пишет Ориген 376 . Также мученик Иустин отмечает: «...в нашем городе, как и в целом мире, есть множество бесноватых, которых ни отречение, ни чары, ни зелья не могли исцелить. Наши христиане, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, исцелили их и до сих пор исцеляют во множестве, усмиряя и изгоняя из людей бесов, которыми те были одержимы» 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

374 Далее следует цитата из проповеди византийского церковного писателя VI века Леонтия, пресвитера Константинопольского, «Слово на Преполовение Пятидесятницы». См.: Leontii presbyteri Constantinopolitani llomiliae/Ed. C. Datema et P. Allen//Corpus Christianorum. Seiies Graeca. Vol. 17. Turnbout; Leuven, 1987. P. 329 331. Эту цитату мы выделяем более мелким шрифтом. 376 Под этим «нынешним Валтасаром» (или «Валтасаром среди нас») подразумевается, скорее всего, персидский царь Хосров II. Персам первоначально удалось одержать победу над «ромеями», и в 614 году ими был взят Иерусалим. «В захваченном городе несколько дней свирепствовали смерть и огонь, погибла построенная Константином Великим церковь Гроба Господня. Впечатление, произведенное этим на Византию, было ошеломляющим, тем более что самая ценная из реликвий, Святой Животворящий Крест, попала в руки захватчиков и была увезена в Ктесифон». Однако затем императору Ираклию в ряде тяжелых кампаний удалось одолеть персов, и Хосров II был в 628 году убит. В 630 году император Ираклий «при ликовании народа 21 марта вновь воздвиг отнятый у персов Честной Крест» (Острогорский Г. История Византийского государства. М., 2011. С. 143–154). 377 Или «наказываемся» ( παιδευμεθα). В одной рукописи IX века из монастыря св. Саввы Освященного имеется на полях заметка: «Под “врагами” он подразумевает исмаилитов и агарян, которые и доныне угнетают христиан в Сирии, Палестине, Финикии, Персии, Египте и на Святой Горе Синай». 378 В одной Парижской рукописи (Coislin. 116) есть указание на Мк. 1и Лк. 4:34 ; здесь говорится: «Поэтому они в страхе и трепете призывают Христа, чтобы Он их до времени не посылал в бездну на мучения, [изрекая]: «знаем Тебя, кто Ты, Святый Божий». 379 Так, нам представляется, можно перевести выражение ις ψφον χωμεν. В той же Парижской рукописи прибавлено еще такое рассуждение: «Однако если внутри нас помысл опять начнет произносить таковые грязные слова, то ответим ему так: “Мука да обратится на главу [твою] и хула да обрушится на макушку твою, о лукавый и нечестивый бес! Я же «поклоняюся Богу Господу моему, и Ему одному служу» (см.: Мф. 1:10 . Лк. 4:8 ), [и поэтому] никогда не буду хулить Его. Ибо как можно мне и хулить Его, и прославлять Господа Бога моего? Как возможно мне глумиться над Тем, Которого я днем и ночью прославляю и Кому я поклоняюсь от всего сердца моего, от всей души моей, от всей силы и мысли моей? Но славословие – мое, а хула, как ты увидишь, есть [только] тень, и ты будешь [крепко] бит за свое злословие, которое изрек на Бога как отступник”. Именно таким образом, а не иным другим человек сможет освободиться от подобного искушения, [то есть тогда, когда] он постигнет умом коварство лукавого, когда будет презирать и ни во что не ставить его, [понимая, что хула исходит] от беса, а не от человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

«Чесо ради скорое течение сие, Долготерпеливе, течеши неленостно; Иисусе вожделеннейший, Безгрешне, Многомилостиве Господи, даждь Ми слово, Рабе Твоей». [ 374 ] Святой Сладкопевец Роман вещает нам далее о переживаниях Богородицы: Как бы вопрос и недоумение рождается в сердце Ее: «Еда (разве) паки другий брак есть в Кане Галиллейской, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя»… [ 376 ] И шествует Агнец к заколению за весь мир, не на новый брак грядет, но на страдание; не к тому, чтобы сказать: «что Мне и Тебе, Жено, не у прииде час Мой?», но чтобы прославить всех в час этот; не от воды вино сотворить, но от пречистого ребра Своего кровь и воду излить, излить кровь Свою Нового Завета, во оставление грехов многих людей. И рыдает Пречистая, следуя за Ним (Лк. 23, 27–28). И «пришедше на место, нарицаемое Голгофа, еже есть глаголемо Краниево место, даша Ему пити оцет с желчию смешав: се вкушь, не хотяше пити» (Мф. 27, 33–34). И от горечи желчи, Пресвятая Богородица, «уязвляшеся сердцем горце». [ 377 ] «Бе же час третий и распяше Его» (Мк. 15, 25). На Голгофском холме стояла Пречистая, и на глазах Ее римские наемники с еврейскими законниками совершали казнь Того, Кто пришел освободить их от клятвы законной. Пригвождали пречистые руки Его и ноги ко Крестному Древу и сие водружали. «Слава долготерпению Твоему, Господи, слава Тебе!..» «Гвоздьми Тя Кресту пригвождена Мати Твоя, Слове, зрящи, гвоздьми печали горькия пронзает и стрелами душу»… [ 378 ] И вспомнилось тогда проречение старца во храме, в сороковой законный день (Лк. 2, 35). «Меч пройде, о Сыне, Мое сердце, и терзает Владыко, якоже древле Симеон Мне предрече, но возстани и спрослави, Безсмертне, Матерь и Рабу Твою, молюся»… [ 380 ] И встают перед очами рождение в Вифлеемской пещере и ясли. И вспоминаются Ею те первые минуты земной жизни Того, Который уже рожден прежде всех веков от Безначального Отца, те первые минуты Ее Материнской радости, когда Она, по выражению церковной песни, «Ему приникше, рабски поклонися» [ 381 ] в пещере Вифлеемской. Рождение преславное и пречудное, Рождение, в коем, как и до и после него Она пребыла Девою, Рождение браконеискусное, безболезненное, чудесное… и вот теперь чудо новое и таинственное Ей является:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010