Обыкновение оканчивать чин великопостного Богослужения в Великую среду есть древнее. Об нем упоминает в IV веке Амвросий Медиоланский 373 . Великий четверток В день опресноков 374 , когда по закону ветхозаветному, должно было закалать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу ( Ин.13:1 ), Иисус Христос, пришедый исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, имел Он заменить Пасхою новою, – самым телом и кровию Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в велию постлану горницу одного Иерусалимлянина ( Мк.14:12–17 ) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, восстав от вечери, умыл ноги Своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам; весте ли, что сотворих вам; аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам и вы творите. «Господь касался ног Апостольских, говорит преподобный Нил, подвижник и писатель V века, дабы укрепить земныя и слабыя ноги, имевшия пройти всю подсолнечную; великий Врач брался за пяту, на которую в начале изречен был суд, дабы не дать воздействовать яду духовнаго змия. Посему пята, укрепленная прикосновением рук Господних, попрала сатану, некогда соблазнившаго прародителей; почему Господь Христос и говорил: се даю вам власть наступати на змию, на скорпию и на всю силу вражию ( Лк.10:19 ). А Исаия сказал: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (52:7). Апостолы Христовы, прошед весь мир, действительно всюду попирали силу вражию» 375 . Умовение ног есть первое из событий, воспоминаемых в Великий четверг и в синаксаре этого дня положены первые стихи на умовение ног: Умывает учеников в вечер Бог ноги: Его же нога попирая бе во едеме прещение древле. Церковь не только словесно воспоминает умовение ног Апостольских, но по примеру Господа и Учителя совершает при Богослужении в четверток особенный обряд священнаго умовения ног пресвитеров святителем, по литургии, при чтении Евангелия о умовении ног. Это Евангельское действие, величественно проповедающее высоту христианского смирения, сохраняется в Православной Церкви с древних времен. Поскольку Сам Господь заповедал Апостолам творить умовение ног, якоже Он сотворил: то нет сомнения, что оно началось при Апостолах, первых и ревностнейших исполнителей заповедей Господних. На обряд умовения, ног в IV веке указует бл. Августин 376 . В день умовения ног древле омывались также оглашенные 377 , всенародно засвидетельствовав в этот день пред епископом или пресвитером веру свою прочтением Символа веры наизусть 378 , и готовясь принять таинственное омовение крещением в ночь св. Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Почему Григорий Богослов и не сказал здесь: «совершенно не следует», – но умерил резкость мысли выражением « ς τ πολλ». Человеческая же воля Спасителя – хотя была и природная, но не просто человеческая: как обожествленная в силу ипостасного единства, она была совершенно безгрешна 371 . Григорий Нисский (в слове на Пасху) в объяснение Мф. VIIÏ 2–3 говорит, что в исцелении прокаженного Христос обнаружил человеческую волю («душа хочет») и человеческое действование («тело касается») 372 . Тот же отец Церкви в объяснение Mф. XV: 32 и следующих говорит, что в желании Христа насытить множество сопровождавшего Его в пустыне народа и в преломлении Им хлеба сказалась двоякая природа Христа: Божественная – «через стремление присущей душе воли», и человеческая – «через действие плоти» (преломление хлеба руками) 373 . Тот же отец во второй книге против Аполлинария свидетельствует, что выражением «не Моя, но Твоя» (Лк. XXIÏ 42) Христос явил Себя обладающим двумя различными природными волями: Божественной и человеческой 374 . Иоанн Златоуст в слове против оставивших собрание говорит, что слова: «Отче, если возможно…, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» – указывают не только на проявление естественного страха смерти, по природе присущего человечеству Христа, но и на двойство природных воль во Христе. Нельзя эти слова целиком относить к Божественной воле Христа, потому что в таком случае выйдет противоречие. Кирилл Александрийский в 24 главе «Сокровища» говорит, что словами: «Если возможно, да минует…» и т. д. – Христос засвидетельствовал действительность Своей человеческой воли, которой по природе свойственно страшиться смерти 375 . Наконец, Севериан, епископ Гавальский ( Γαβαλν) засвидетельствовал двойство воль во Христе при объяснении Mф. XXVI, 39 и 41 стихов. Для двойства действований Максим указывает 376 выражения отцов Церкви столь же решительные. Амвросий Медиоланский во второй книге к Грациану так рассуждает: как Бог, Христос равен Богу, а как человек – Он меньший. Одна и та же природа в одно и то же время не может быть и меньшей, и равной; следовательно, во Христе – две различные сущности или природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

«Возлюбленный брат! – призывает епископ Игнатий каждого инока. – Будем убегать тщеславия и славолюбия как отречения от Креста Христова. Отречение от Креста Христова есть вместе и отречение от Христа: Иже не носит креста своего и вслед Мене грядет, не может Мой быти ученик ( Лк. 14, 27 ), – сказал Господь... Будем убегать всех поводов к тщеславию, к славе человеческой, как убегали их святые отцы, чтобы не утратить сочувствия к учению Христову, не соделаться гробами повапленными ( Мф.23:27 ) христианами по наружности, отступниками в сущности». 373 Если же судьбы Божии поставят инока на высоту, связанную с несением земных санов и почестей, то Владыка советует ему, чтобы он умолял прилежно и со слезами Господа, чтоб земное величие не имело влияния на его образ мыслей, не доставило ему «высокого ока на ближних» и не вселило в него гордости. 374 6. Отношение инока к снам и страхованиям Епископ Игнатий был глубоко убежден, что сновидения каждого человека находятся в прямой зависимости от его душевного состояния. У людей, достигших святости и обновивших свое греховное естество, сны могут иметь духовное значение, потому что правитель обновленного человека – Дух Святой. Это мнение Преосвященный основывал на словах преподобного Макария Великого , сказавшего: «На них же осия Божественного Духа благодать и во глубине ума их водворилася. Сим Господь яко душа есть». 375 Подвижники, сподобившиеся осенения Божественной благодати, и в бодрственном состоянии, и во сне пребывают в Боге и чужды греха. Помышления их во время сна действуют в них под водительством Духа, и они сподобляются во сне многих откровений. В пример получения откровения во сне епископ Игнатий приводит праведного Иосифа, который во сне был научен таинству вочеловечения Бога Слова, и во сне повелено ему было бежать в Египет и возвратиться из него ( Мф.1:20, 2:19–20 ). Сновидения, посланные от Бога, имеют в самих себе неотразимое убеждение, понятное только для людей святых и непостижимое для людей, погруженных еще в грехи и пороки. 376 Но кто из иноков или вообще из боголюбивых мирян может подумать о себе, что его греховное естество обновилось Духом Святым и что он достиг святости, и поэтому сны его имеют духовное значение? Конечно, никто; или разве только тот, кто находится в крайнем самообольщении!

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Церковные песнопения Великого Поста о Богоматери переносят нас непосредственно к моменту страданий Спасителя и предшествовавших сему событий. Настроение и переживания Пречистой Богородительницы вырисовываются ярко на протяжении всех этих событий. Когда «поведоша Его на пропятие и задеша Симона Киринейска понести Крест Его», то за ними всеми шла и группа жен, и среди них «усердно последоваша» Пресвятая Дева. События ночи и утра, суда у первосвященников и Пилата, оставление Господа всеми учениками, все это было в Ее сознании и памяти. Она вспоминает огненного Кифу и возглашает про себя: «Страха ради иудейска, Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, оставльше Христа». 373 От усталости и страданий этой ночи подкашивались ноги, казалось – не было более сил идти, следовать за Господом. А Он все шел вперед, подводя страждущую вселенную к ожидаемому и близкому последнему моменту на всем тяжком пути искупления, к крестным страданиям. Агнец, взявший на себя грехи всего мира, торопится на заколение, на язвы за грехи наша, на муки за беззакония наша. И Агница вопрошает Его: «Чесо ради скорое течение сие, Долготерпеливе, течеши неленостно; Иисусе вожделеннейший, Безгрешне, Многомилостиве Господи, даждь Ми слово, Рабе Твоей». 374 Святой Сладкопевец Роман вещает нам далее о переживаниях Богородицы: «Како идеши, Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши?» 375 Как бы вопрос и недоумение рождается в сердце Ее: " Еда (разве) паки другий брак есть в Кане Галиллейской, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя…» 376 И шествует Агнец к заколению за весь мир, не на новый брак грядет, но на страдание; не к тому, чтобы сказать: «что Мне и Тебе, Жено, не у прииде час Мой?», но чтобы прославить всех в час этот; не от воды вино сотворить, но от пречистого ребра Своего кровь и воду излить, излить кровь Свою Нового Завета, во оставление грехов многих людей. И рыдает Пречистая, следуя за Ним ( Лк. 23:27–28 ). И «пришедше на место, нарицаемое Голгофа, еже есть глаголемо Краниево место, даша Ему пити оцет с желчию смешав: се вкушь, не хотяше пити» ( Мф. 27:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

371 Даруется им предначинание блаженства прежде Последнего Суда, согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти отнесен был на лоно Авраамово (Лк.16,22). 372. Это предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. Особенно так бывает со святыми, как это дает понять Апостол Павел: желание имый (имею) разрешитися и со Христом быти (Флп.1,23). 373. О душах, умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, следует заметить то, что им для достижения блаженного Воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых, и добрые дела, с верой совершаемые в их память. 374. Это учение основано на постоянном (неизменном, непрерывном) предании Кафолической Церкви, начала которого видны еще в Ветхозаветной Церкви. Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов (2 Мак. 12,43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной литургии, начиная от литургии Апостола Иакова. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: " Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и Страшная Жертва " (Тайноводственное поучение, 5, гл.9). Святитель Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы " о иже во аде держимых " с надеждой для них " мира, ослабления (прощения) и свободы " . О двенадцатом члене Символа веры 375. Жизнь Будущего Века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова. 376. Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем. Не у явися (еще не открылось), что будем (1Ин.3,2). " Вем (знаю) человека о Христе, - говорит Апостол Павел, - ...восхищен бысть в рай и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (которые человеку нельзя пересказать) " (2Кор.12,2,4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Единение так глубоко и полно, что оно не просто вводит творение в изначальное состояние райских «обителей», но творит новую обитель и новый рай, несравненно высший первого, Церковь . Мир уже не столько дом человеческий, но дом Бога Живого 373 . Бог, Который прежде воплощения был в отношении твари «бездомным» (αοικος), теперь находит в ней место, где Ему пребывать 374 . Отныне не жертвенник только, но и Сам Бог обретается в творении, и род человеческий становится семьей (домашними, οικογενεια) Богу. Преображение идет глубже. Церковь – это не только дом и семья, но и самое Тело Бога. 2. Теоцентричный гуманизм В этой новой реальности человек живет жизнью любви 375 , в свободе, радости и ощущении присутствия Божия 376 , созерцая и приемля Его славу и сияние 377 . Святые, эти сыны Отца, члены и друзья Сына, распорядители и наследники Дома, приемлют луч «Господня Духа» и действенно отражают его. «Хочешь ли, я покажу тебе это яснее?» – спрашивает Златоуст в цитируемом Кавасилой отрывке. «Помысли о Павле, коего и одежда имеет действие (см.: Деян.19:12 ), и о Петре, коего тень имеет силу (см.: Деян.5:12 ). Они носили [в себе] Царский образ и неприступно было их сияние» 378 . Новый тип человеческого бытия, новый, христианский образ жизни богоподобен и христоподобен, а точнее, богоцентричен и христоцентричен. Ничто, кроме Бога, не является источником святости. «Святые отделываются блаженными и святыми ради соприсутствующего им Блаженного. Ибо в них самих и в человеческой природе и ревности не было ничего, за что бы могли они истинно называться таковыми, но и святыми именуются ради Святого, и праведными, и мудрыми, по причине сопребывающего им Праведного и Премудрого» 379 . Вообще, любая человеческая добро детель имеет достоинство лишь постольку, поскольку это добродетель Христова, ведь только когда она принята [букв.: вотелеснена, ενσωματωμενο. – Пер.] Христом и, следовательно, духовна («рождена от Духа»), может она превзойти биологические границы тления и смерти, может жить и иметь действительную цену, быть «полезным вкладом» 380 в вечности. «”Будьте милосерды” не милосердием человеческим, но “как и Отец ваш милосерд” ( Лк.6:36 ), и “да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (ср.: Ин.13:34 )» 381 . Верные призываются возлюбить «таковою любовью, [какою] возлюбил Павел – “любовью Иисуса Христа” ( Флп.1:8 )», и стяжать тот мир (η εηρηνη), который дарует один Христос как «Свой» (см.: Ин.14:17 ), и ту самую любовь, которой «Отец возлюбил» Сына (ср.: Ин.17:26 ) 382 . Поскольку, как рождение «божественно и превыше естественно, так и жизнь, и образ жизни, и любомудрие, и все сие ново и духовно» 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Культура православия Татьяна Миронова: Необычайное путешествие в древнюю Русь — Грамматика... — разочарованно протянет мой бу­дущий читатель и наморщит нос. Постой! Не спеши закрывать книжку! Эта грамматика не простая. В ней много чудес. Пособие для 4 класса по предмету «Основы православной культуры»: Православие — культурообразующая религия России. В книге рассказывается об истории принятия Русью христианства, о формировании русской православной культуры, о сохранении православных традиций до наших дней и проявлении их в современном искусстве, литературе, в фольклоре, в повседневной жизни. Православная культура России Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002. 150 с. Хрестоматия: с. 151–358. Словарь: с. 359–366.— Библиогр.: с. 367—376: цв. ил. 2-е изд., испр. и сокр. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2010. 171 с.: цв. ил. Издание представляет собой учебное пособие по новому... Духовное развитие Душевное развитие Физическое развитие Насущное Сейчас в разделе 269  чел. Всего просмотров 33 млн. Всего записей 1758 Подписка на рассылку Copyright ©2024 Азбука воспитания Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/deti/1/kultura-pravosla...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Можно ли вдове выйти замуж за крестного отца, одного из её детей? 376 31.12.2023 Личное Может ли вдова, имеющая двух детей, выйти замуж за крестного отца, одного из её детей? 3 Ответа Нет, не может. Кум - это крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери. Кум не может жениться на овдовевшей матери своих духовных детей. Это требование 53 правила VI Bceлehckoro Собора . Такой брак недопустим: Родство по духу больше союза по телу, а мы узнали о случаях, когда некоторые становятся восприемниками детей от святого и спасительного крещения и после этого вступают в брачное сожительство с их матерями, когда те овдовеют. Поэтому мы определяем: с настоящего времени ничего подобного не делать. Если же кто-либо после настоящего правила будет уличен в том, что так поступает, такой прежде всего да оставит это беззаконное супружество, а потом да будет подвергнут и епитимиям блудников. Правило 53 Нет, это является каноническим препятствием для брака. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 61  чел. Всего просмотров 5.6 млн. Всего вопросов 4033 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-vdove-...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные Популярное Сейчас в разделе 7  чел. Всего просмотров 590 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Сардикийский Собор (347г.) - Брачное право - Жизнь монашествующих - Искажения благочестия - Канон священных книг - Наложение епитимий - Некоторые ереси - Нравственные преступления - Образ жизни и положение клириков - Общение с еретиками и иноверцами - Принятие и лишение сана - Принятие иноверцев и отпавших - Христианское благочестие - Церковная дисциплина - Церковное законодательство - Церковное имущество - Церковное судопроизводство - Церковное управление - Частные исторические ситуации На границе между восточной и западной половиной греко-римской империи, в Сердике (ныне Софии) в 343 году был собран многочисленный собор с целью установить согласие между восточными и западными епископами, разделившимися между собою вследствие арианских интриг. Всех присутствовавших на этом соборе было 376 членов. Председательствовал свт. Осия, епископ Кордубский .  Собор издал 21 правило о церковной дисциплине. Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/sardikijskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» учебное пособие И. Ю. Исаева: Досуговая педагогика — учебное пособие Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, педагогов-организаторов, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, вожатых и воспитателей детских оздоровительных лагерей. Детский музыкальный катехизис Задача, которую мы ставили пред собой — сделать уроки по основам православия как можно более ин­тересными, нескучными, а вместе с тем приобщить к этим урокам опыт воцерковленных детей, испытав­ших радость молитвы и обретших истинный смысл жизни. Мы пришли в церковь. Пособие для дома и школы Здесь нашлось место и для поучительных рассказов и для фрагментов из истории Церкви и для мини-игр и заданий, способствующих лучшему запоминанию прочитанного материала. Издание имеет структуру учебника и может быть использовано в учебных целях. Православная культура России Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002. 150 с. Хрестоматия: с. 151–358. Словарь: с. 359–366.— Библиогр.: с. 367—376: цв. ил. 2-е изд., испр. и сокр. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2010. 171 с.: цв. ил. Издание представляет собой учебное пособие по новому... Духовное развитие Душевное развитие Физическое развитие Насущное Сейчас в разделе 269  чел. Всего просмотров 33 млн. Всего записей 1758 Подписка на рассылку Copyright ©2024 Азбука воспитания Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/deti/tag/uchebnoe-posob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010