Апостол утверждал: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» ( Рим. 7:21-25 ). Самоубийство есть следствие такого состояния, когда и умом своим человек начинает служить греху. И тогда внутренний человек устремляется не к Богу, но в ином направлении. И это всегда отражается в творчестве, если человек — художник. Заповедей не блюла, не ходила к причастью; Видно, пока надо мной не пропоют литию, Буду грешить — как грешу — как грешила: со страстью! Господом данными мне чувствами — всеми пятью! — в этих строках — и малое подведение некоторого жизненного итога (малое, потому что поэту всего двадцать два), и своего рода программа на оставшуюся жизнь, до смертного часа. Бывает, конечно, что в молодости человек нечто загадывает, а потом со временем изменяется всё: то ли отрекается он, то ли само отходит — и загаданное остаётся неясным следом давних заблуждений. У Цветаевой — не то. Подобное могла написать она и невдалеке от той самой литии . Так всё ясно выразилось здесь, что и гадать не нужно о причинах дальнейшего. Утверждение себя во грехе, покорность страсти — дают бесу власть над человеком. А у беса одна цель: погубить. Творчество Цветаевой легче осмыслить после знакомства с её программной статьёй «Искусство при свете совести» (1932). Искусство Цветаева сознаёт в его естественном родстве с природою. — «Искусство есть та же природа» (2,375). — Можно ли предъявлять к искусству нравственные требования? — «Свята ли природа? Нет. Грешна ли? Нет. Но если произведение искусства то же произведение природы, почему же мы с поэмы спрашиваем, а с дерева — нет, в крайнем случае пожалеем — растёт криво» (2,376).

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Василий Великий ( Basil. Magn. Hom. 11. 3//PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) ( Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение ( Cypr. Carth. De zelo et livore//PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З. Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21). Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт.

http://pravenc.ru/text/182433.html

Всякий день ярости притеснителя, Как будто он стоит на истребление? Но где ныне ярость притеснителя?.. (14) Скоро скованный разрешится, И не умрёт в подземелье, И не будет нуждаться в хлебе для себя 370 . (15) Ибо Я – Иегова, Бог твой, Приводящий в движение море 371 , Так что ревут волны его, Иегова воинств – имя Мое 372 . (16) И Я положу слово Мое в уста твои, И в тени руки Моей скрою тебя, Чтобы насадить небеса, И утвердить землю 373 , И сказать Сиону: народ Мой – ты. (17) Пробудись, пробудись, Поднимись, Иерусалим, Ты который выпил из руки Иеговы чашу гнева Его, Глубокую 374 чашу опьянения Выпил, вылизал!.. (18) Не было никого, чтобы провести его, Из всех сынов, которых он родил; – Да, не было никого, чтобы взять под руку его, Из всех сынов возращённых им. (19) Разом постигли тебя (Кто достойно оплачет тебя!) Опустошение и истребление, И голод и меч. Кто утешит тебя 375 ? (20) Сыны твои пали в изнеможении, Лежат на углу всякой улицы, Как серна в сетях, Пресыщенные яростью Иеговы, Мщением Бога твоего. (21) Итак выслушай же сие, уничиженный И опьяневший без вина. (22) Так говорит Господь твой, Иегова, И Бог твой, защитник народа своего: «Вот Я возьму из руки твоей чашу опьянения, Глубокую чашу гнева Моего; Ты не будешь пить ее больше. (23) Но Я вложу ее в руки уничижавших тебя, Которые говорили тебе: «Наклонись, чтобы нам ступить 376 . И ты полагал, как землю, хребет свой И как мостовую для проходящих. 356 Пустынная скала и изрытый ров прекрасно изображают мрачное состояние человеческого рода до избрания Авраама; соответственно этому, и сами патриархи называются камнями, высеченными из скалы. В таком смысле и Иисус Христос называется камнем нерукосечным. 359 δον удовольствие, утехи. Этим именем названа описанная в Быт. 2, 8 страна, где был рай первых человеков. Так в древности называли многие, замечательные по своей красоте, долины вдоль берегов Тигра н Евфрата, думая видеть в них первый рай. 360 Сад Иеговы. в халд. отсюда греч. παρδεισον, рай. У персов это слово значить – царский парк. Корень его осенять. – Так как здесь не разумеется определенное место, то слово указывает превосходную степень.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

7 . Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко. С Евр.: «Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца». Бл. Феодорит так объясняет: «устремили весь ум, придумали против меня всякие средства, не оставили ни одного вида козней, и явно нападая, и скрытно подстерегая, употребляя соглядатаев, обходя пустыни, осматривая места утесистыя. Приступит человек, и сердце глубоко. Ст. 9: и вознесется Бог». Яснее, говорит бл. Феол., перевел это Феодотион: «И разум мужа и сердце глубокое пронзит Бог стрелою». Хотя и тьмократно укроют свои начинания, явны они назирающему все Богу, Который открывает высоту Свою, подвергая таковых наказанию» (Бл. Феод.). Акила перевел: «Испытывающий испытает внутреннее мужа и глубое сердце». Симмах: «Прилежно и тщательно испытает внутренность мужа и сердце глубокое». По сим переводам мысль приведенного места та, что как ни хитро действовали враги Давида, как ни старались прикрыть свои злые намерения, но испытывающий сердца и утробы Господь Бог видит их сокровенные замыслы и злобу, накажет, и таким образом вознесется в славе Своего правосудия, что подтверждается последующими стихами до конца псалма. 8 . Стрелы младенец Быша язвы 375 их. Язвы – удары, поражения. Т.е. враждебные действия врагов моих – то же, что ударения младенцев. «Как стрелы, пущенные малыми детьми, не причиняют никакого вреда тем, в кого попадают: так изнемогоша на ня языцы их – так и языки их не сделали никакого вреда ими пораженным, вред же обратился на самих поражавших» (Бл. Феод.). С евр. 8 стих: «Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены»; или, как перевел бл. Иероним 376 : «Поразит их Бог стрелою нежданною и нанесутся раны им». 9 . С Евр.: «Языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них». Изнемогоша и проч. Т.е. для меня клеветы врагов сделались бессильны, безвредны, но для самих врагов они были вредны, они пали на их голову. Смутишася вси видящии их, или в будущем времени: смятутся, вострепещут. «А увидевшие, что враги обманулись в своих предприятиях, исполнились смятения и страха и подивились Божию промышлению» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Песн.7:2 .  О, как пре­красны ноги твои в сандалиях, дщерь име­нитая! Округле­ние бедр тво­их, как ожерелье, дело рук искусного художника; Песн.7:3 .  живот твой – круглая чаша, в которой не истощает­ся ароматное вино; чрево твое – ворох пше­ницы, обставлен­ный лилиями;: Песн.7:4 .  два сосца твои – как два козленка, двойни серны; Песн.7:5 .  шея твоя – как столп из слоновой кости; глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой – башня Ливанская, обращен­ная к Дамаску; Песн.7:6 .  голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен тво­ими кудрями. Песн.7:7 .  Как ты пре­красна, как при­влекатель­на, воз­люблен­ная, твоею миловидностью! Песн.7:8 .  Этот стан твой по­хож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Песн.7:9 .  Подумал я: влез бы я на пальму, ухватил­ся бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей тво­их, как от яблоков; Песн.7:10 .  уста твои – как отличное вино. Данное здесь изображение красот невесты в общем напоминает два прежних описания ее: Песн. 4:1–7, 6:4–10 . Но отличается от них преобладающим чувственным характером (описание начинается снизу – с ног и бедер); при обилии здесь самых смелых сравнений в чисто восточном духе (ст. 2–6), реализм картины достигает высшей степени и даже переходит всякую меру (ст. 9). Ст. 3–4, сн. Песн. 4:4–5 . В ст. 5 Есевон и Батраббим – синонимы. Именем Есевона ( Чис 21.26 ; Втор 1.4 и др. Onomast 454) называлась столица Аммореев, а затем моавитян, при И. Навине назначенная в удел колену Гадову ( Нав 13.26 ), теперь Хесбан к юго-западу от Амман. Батраббим (у Кенник. код. 77) или Бат-раббим, у LXX: θνγατρος πολλων, слав., «дщерей многих», Vulg: filiae multitu dinis, указывает на большую населенность Есевона. Дамаск – главный город Сирии ( Ис 7.8 ), завоеванный Давидом ( 2Цар 8.6 ), теперь Димашк-еш-Шам (Onomast. 378). По объяснению проф. Олесницкого, рассматриваемая глава и вообще отдел Песн 6.4 – Песн 8.4 представляет «осеннюю песнь обетованной земли, теперь переполненной вполне уже созревшими плодами и политически окрепшей (годовым сезонам противостоят здесь периоды истории евреев, как это признают Таргум и Мидраш). Палестина покрыта стадами коз так густо, как голова человека волосами; ее созревшие гранатовые яблоки рдеют как девичьи ланиты; ее точила полны готового лучшего вина и проч. Особенно здесь выставляется на вид сопоставление невесты с пальмою, с ее осенними плодами, чего в предшествующих песнях мы не замечали… При этом естественном богатстве и величии, Палестина сильна политически: на ней красуются прекрасные и сильные города, напр.: Иерусалим, Тирца, Дамасская крепость, ее бранные полки выступают стройно, подобно хороводам ( Песн 8.1 по LXX). Образ плодовитой пальмы, служащий показателем богатства созревших земных плодов, обозначает вместе с тем высокое значение Палестины, как политической единицы; в таком значении фигурирует пальма между изображениями иерусалимского храма» (с. 376–377).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Возражение 5. Кроме того, сказал же апостол: «Бог не печется о волах» 375 ( 1Кор. 9, 9 ); и то же самое относится и ко всем прочим неразумным тварям. Следовательно, божественное провидение попечительствует [отнюдь] не всему. Этому противоречит то, что сказано о божественной Премудрости [в Писании]: «Она быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу» ( Прем. 8, 1 ). Отвечаю: некоторые, например Демокрит и Эпикур, полагая, что мир возник случайно, начисто отрицали существование провидения. Другие учили, что провидению подчинены лишь вещи нетленные, тленные же – только в той части, которая относится к их нетленным видам, но отнюдь не в их индивидуальной самости. Это они представлены [в книге Иова] говорящими: «Облака – завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу» ( Иов. 22, 14 ). А раввин Моисей 376 , хотя и исключал людей из общности тленных вещей ввиду присущего им ума, относительно всего прочего, подверженного порче, полностью разделял то же [вышеприведенное] мнение. Нам же должно утверждать, что божественному провидению подчинено все, не только в том, что является общим, но также и в своей индивидуальной самости. И [если вдуматься] это очевидно. В самом деле, коль скоро каждый действователь действует ради достижения цели, упорядочение следствий к цели простирается настолько, насколько простирается обусловливающая сила первого действователя. И если случается так, что в следствиях действователя происходит нечто, не имеющее никакого отношения к цели, то это только потому, что следствие обусловливается какой-то другой причиной и выходит за рамки намерений действователя. Но обусловливающая сила Бога, Который суть наипервейший действователь, простирается на все сущее, [причем] не только на видообразующие начала, но также и на начала индивидуализации; не только на вечное, но также и на тленное. Следовательно, все, каким бы образом оно ни имело свое бытие, непременно упорядочено Богом к некоторой цели; ведь сказал же апостол, что «существующие власти от Бога установлены» ( Рим. 13, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Трубящий ангел. Роспись Успенского собора во Владимире. Прп. Андрей (Рублёв). 1408 г. Христос придет на землю в конце времен в славе (Мф 24. 30). Его явлению будут предшествовать космические знамения («…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» - Мф 24. 29). Пришествие Христа будет подобно молнии, к-рая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24. 27). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 30), к-рое, по мнению свт. Иоанна Златоуста , будет представлять собой крест, являющийся знамением победы над грехом и смертью ( Ioan. Chrysost. In Matth. 76. 3). Др. толкователи усматривали в «знамении» парусии звезду (по аналогии с Вифлеемской звездой, явившейся в начале Рождества Иисуса Христа); третьи полагали, что «знамением» будет Сам Сын Человеческий или всеобщее воскресение, к-рое произойдет в момент В. п. ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 375-376). Пришествие Иисуса Христа произойдет «в сопровождении ангелов» (Мф 24. 31; Мк 13. 27) или «гласа» архангела (1 Фес 4. 16) и звука трубы, к-рый, по-видимому, будет очень сильным: греч. μετ σλπιγγος μεγλης (с трубой великой) передается в Синодальном переводе выражением «с трубой громогласной», в слав. тексте переводится: «с трубным гласом великим». Ап. Павел называет эту трубу «трубой Божией» (1 Фес 4. 16). Она является символом окончательной победы Христа над силами зла, Его величия и славы, а также торжества всеобщего воскресения человеческого рода. Этот символ берет свое начало в ВЗ, где он мог означать победу над врагами (Нав 6), праздничное торжество (Лев 23, 24), величие царя (4 Цар 11. 14), собирание народа (Ис 27. 13) и т. п. (Числ 10, 2-10). Для ап. Павла «труба Божия» - это «последняя труба» (1 Кор 15. 52), звук к-рой при конце мира огласит просторы земли. Звук этот, по-видимому, будет не только очень сильным, но и весьма кратким. Все произойдет «во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15. 52).

http://pravenc.ru/text/Второе ...

VII. Бл. Феофилакт Болгарский : В толк. на 2-е посл. к Солунянам: «3ане любве истины не прияша, во еже спастися им. Любовию истины он называет Христа, ибо он был и то и другое, и приходит ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истину. Апостол намекает на то, что больше всего обольститель будет иметь силы среди иудеев, ибо они не приняли Христа, ни уверовали в Него. Об этом и Христос говорит им: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене, аще ин приидет во имя свое, того приемлете. И сего ради послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи. Послет, вместо: попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставил Бог, и ложь овладела ими... Да суд приимут все не веровавшии истине, но благоволившии в неправде. Не сказал: да получат наказание (ибо если бы и не пришел антихрист, неверующие должны были быть наказаны); но говорит: да будут осуждены, чтобы им быть безответными. Скажут ли они, что мы потому не уверовали во Христа, что Богом Его проповедали ученики, а мы слышали, что один Бог, от которого все? В таком случае, как вы поверили антихристу, который выдает себя за Бога! Христос все относил к Отцу, а этот напротив. Но скажут: мы видели знамения. И Христом совершено было много великих чудес. Кроме того, о Христе пророки предсказывали, что Он Спаситель, а тот сын беззакония и погибели. Потому-то они и будут осуждены, что, оставивши истину, они благоволили, то есть им понравилась и они охотно отдались неправде, то есть обольстителю, употребляющему всякую несправедливость против людей, который сам есть воплощенная неправда» (В рус. пер. изд. 1888 г., стр. 63–64). 6 Иероним в толк. 15–17 ст. 11 гл. пр. Захарии говорит, что под пастырем неразумным следует видеть «антихриста, который придет в конце мира» (ч. XV, стр. 142). Читать далее Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами/Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Во-первых, поскольку человек наделен природной способностью мыслить и любить Бога; и эта способность связана с самой природой ума, которая обща всем людям. Во-вторых, поскольку человек актуально и по навыку мыслит и любит Бога, хотя и несовершенно; и этот образ связан с уподоблением по благодати. В-третьих, поскольку человек знает и любит Бога совершенно; и этот образ связан с уподоблением в славе. В самом деле, в словах: «Кто покажет нам благо? – яви нам свет Лица Твоего, Господи» ( Пс. 4, 7 ), глосса различает троякий образ, а именно «созданный», «воссозданный» и «уподобленный». Первый присутствует во всех людях, второй – только в праведниках, третий – только в блаженных. Ответ на возражение 1. Образ Божий в основном значении, а именно в смысле умственной природы, присутствует равно в мужчине и женщине. Поэтому после слов: «По образу Божию сотворил его», добавлено: «Мужчину и женщину сотворил их» ( Быт 1, 27 ). Кроме того, как заметил Августин, множественное число «их» употребляется затем, чтобы никто не подумал, будто бы был сотворен один человек, который заключал в себе оба пола 374 . Во вторичном же значении образ Божий присутствует только в мужчине, поскольку мужчина является началом и целью женщины подобно тому, как Бог является началом и целью всего сотворенного. Поэтому апостол, сказав, что муж «есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа», далее разъясняет, почему так сказано: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор. 11,8,9 ). Ответ на возражения 2 и 3. Приведенные соображения следует относить к подобию образу по благодати и славе. Раздел 5. Присутствует ли в человеке образ Божий согласно троице лиц? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в человеке образ Божий присутствует не согласно троице Лиц. Так, Августин говорит: «У Божества Пресвятой Троицы единая сущность, и потому образ, по которому был сотворен человек, также един» 375 . И Иларий говорит: «Человек сотворен по образу, общему всей Троице 376 . Следовательно, образ Божий в человеке является [образом] божественной сущности, а не троицы Лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ст. 6–7. …Оза простер руку свою к ковчегу Божию, (чтобы придержать его)... ибо волы наклонили его... и поразил его Бог... за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия… Преступность прикосновения Озы состояла в том, что он, будучи левитом, не имел права прикасаться к ковчегу, хотя и мог его носить на шестах – вместе с другими левитами 373 . Внезапной казнью Озы Господь хотел, прежде всего, показать Свое неблаговоление к делу, неправильно и незаконно предпринятому; а, с другой стороны, Он хотел внушить Своему народу, особенно же, Своим служителям, что к святыне надобно приближаться с благоговейным страхом и трепетом. Сей урок, в особенности, должны помнить новозаветные иереи, приступающие столь часто к страшному таинству тела и крови Христовой!... Ст. 8–10. …И опечалился Давид... И устрашился Давид... И не захотел... везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара, Гефянина... Аведдар был левит 374 ; Геф, из которого он происходил по рождению, вероятно, был тот самый левитский город Геф-Риммон, который находился в колене Манассиином 375 . Таким образом, открывается, что Давид поставляет священный ковчег не в частном каком-либо доме, но у лица священного. Он полагал, что Аведдар, как лицо, посвященное Богу, будет безопасен в присутствии ковчега Божия. Дом Аведдара, как можно видеть из священного повествования, находился в самом же городе Иерусалиме, или в нижней части оного, бывшей в некотором расстоянии от крепости Сионской, или от города Давидова, в собственном смысле 376 . С вероятностью можно полагать, что дом Аведдара находился в смежности с гумном Нахона, где, как выше говорится 377 , тельцы наклонили ковчег на погибель несчастного Озы, и, конечно, именно эта смежность доставила, как бы, случайно левиту Аведдару высокую честь принять в свой дом ковчег Божий. Ст. 11. …И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его… Милости Господни, нисшедшие на дом Аведдара, вероятно, слишком были обильны и велики, что замечены были всеми, даже в короткий трехмесячный срок. Сюда могло относиться: счастливое умножение семейства Аведдарова, благоприятно совпавшее со временем пребывания ковчега в его доме, плодоносие полей, плодородие стад, удача во всех предприятиях, а также многочисленные приношения от народа. Все это было, как бы, наградой от Господа за гостеприимство, которое оказать Его святыне довелось благочестивому левиту. Для царя же Давида – чудесность и обилие милостей Господних над домом Аведдара послужили разумным поводом возобновить перенесение ковчега и приняты им за благоприятное откровение о благовременности его намерения 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010