Мария Магдалина стала первой благовестницей спасения, которое унаследовало все человечество через Воскресение Христово. Не случайно церковная традиция назвала эту ученицу Господа «равноапостольной» или даже «апостолом для апостолов». О чем можно поспорить? В Евангелии есть несколько эпизодов, которые можно связать как с Марией Магдалиной, так и с другими женщинами, знакомыми Христу. И это создает пространство для разных предположений и дискуссий. Мариотто ди Нардо. Встреча Марии Магдалины с воскресшим Христом (фрагмент) XIII век Эпизод 1: Первая встреча с воскресшим Христом. Многие авторитетные церковные писатели — Георгий Никомидийский, Григорий Палама и некоторые другие — высказывали мнение, что первой, кто удостоился видеть воскресшего Господа, была Его Пречистая Мать. И некоторые полагали, что это именно о Ней, а не о Марии Магдалине, рассказывает апостол Иоанн в эпизоде с гробницей и Иисусом-«садовником». Последнюю версию выдвинул, в частности, преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке и читавший все четыре Евангелия в соединенном виде, выполненном сирийским христианским писателем (впоследствии уклонившимся в ересь) Татианом. Но большинство святых отцов все же полагались на свидетельство апостола Иоанна о том, что Господь явился именно Марии Магдалине. Они считали это явление своего рода «наградой» за ее веру, бесстрашиеи бескорыстную любовь к Спасителю. Например, святитель Кирилл Александрийский (376–444) обращал внимание, что даже перед фактом смерти Спасителя Мария Магдалина продолжала бесстрашно называть Его Господом, за что и сподобилась чудесного явления Ангелов, а затем личной встречи со Христом. Христос в доме Симона Фарисея. XVII век Эпизод 2. Женщина-грешница возливает на Христа драгоценное миро. Неоднократно высказывались предположения (особенно в Западной Церкви), что этой женщиной была как раз Мария Магдалина. Речь идет об эпизоде, описанном евангелистом Лукой: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. В ответ на это Христос пристыдил хозяина дома и сказал: …Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лк 7:36–39, 47).

http://foma.ru/marija-magdalina-kem-ona-...

Иной, напр., идол из упоминаемых в библии представляет половину человека и половину рыбы (Дагон Флистимский), другой – фигуру человека, с головою вола (Ваал Финикийский), или женщину с коровьей головою, украшенной огромными рогами (Астарта), или тело женщины с крыльями коршуна (Изида); медного вола с протянутыми руками человека, требующего кровавой человеч. жертвы (Молох), человека с головою птицы – ястреба или ибиса, с головою зверя – шакала, барана, львицы, кошки, крокодила. Словом – не оставалось ничего из предметов видимого мipa, – начиная от величественного светила солнца до ничтожного жука, – которые бы в измененном фантазией человеческою виде не изображались в храмах и не почитались в качестве богов. И подобными изображениями были переполнены египетские языческие храмы. Имеющиеся на нашем рисунке чудовищные изображения богов буддийского культа по своей уродливости и крайнему безобразию напоминают ту группу древних (библейских) терафимов (домашние идолы), которые своим чудовищным безобразием имели в виду приводить в ужас злых демонов, и тем (по суеверному понятию) охранять от них жилища людей. По существующим описаниям, фигура такого божества (олицетворяющего страх) представляет из себя туловище собаки с ногами орла, с руками, снабженными лапами, головою, наполовину обнаженною до костей и украшенной огромными рогами козла и проч. (Смотри описание фигуры, хранящ. в Лувр. музее Библ. истор. В.З. Фаррара т. Ι, стр. 376). Сопоставьте сии отвратительные изображения вымыслов болезненной фантазии со св. иконами по их содержанию (предмету) и происхождению. «Какая совместность святых образов (небесного) Храма Божия с идолами»? В них изображается великая благочестия тайна откровения невидимого, непостижимого и Святейшего Бога. «Единого имеющего бытие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим.6:15–16 ), но Которого Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, будучи образом Бога невидимого ( Кол.1:15 ) и сиянием славы и образом Ипостаси Его ( Евр.1:3 ), Он открыл, явившись во плоти, оправдав Себя в Духе (Святом), нисшедшем на Него в телесном виде как голубь ( Лк.3:22 ), показал Себя ангелам, проповедан в народах и принят верою в мipe» ( 1Тим.3:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лк.19:12 . «Некоторый человек высокого рода»: или царского рода, который имел право на царство, но для утверждения в царском достоинстве должен был отправиться в дальнюю страну и там от высшей его власти принять утверждение в этом царском достоинстве. Образ взят, может быть, от положения царской власти в Иудее в первые времена жизни Спасителя. Иудея лет за 60 до Р. Хр. покорена была Римлянами, но первоначально были управляема царями иудейскими, которые для утверждения в царском достоинстве должны были отправиться в Рим и там от римского императора получать утверждение в этом достоинстве. Так делал Архелай, сын Ирода великого, так поступал и другой сын его Ирод Антипа, тетрарх Галилейский. Эти факты были еще в живой памяти у современников, – слушателей Господа, и помогали им понимать внешний смысл Его притчи. – Под образом человека высокого рода разумеется здесь очевидно сам Господь Иисус Христос, который еще должен много пострадать, прежде чем восприемлет царскую власть и достоинство (впрочем, припомним, что частные черты в притчах не все подлежат объяснению). «Как людьми высокого рода называем происходящих от царской крови: так истинно высокого рода тот, кто имеет бытие из сущности Отчей» (Вас. В. 2, 375). Лк.19:13 . «Десять рабов – десять мин»: определенное вместо неопределенного. Рабы – это ученики и последователи Христовы; мины – это разнообразные дарования Божии последователям Христовым, а равно и внешние блага, которые должно приумножать добрым их употреблением на пользу себе и другим, во славу Божию (ср. прим. к Мф.25:14 . Также – 1Кор.12:7 . Еф.4:7 ). Мина еврейская равнялась 100 сиклям, сикль – около 1 р. 50 к. сер. наших. Лк.19:14 . «Граждане воз ненавидели его» и пр.:– черта, опять напоминающая недавний случай с Архелаем, сыном Ирода. После того как Архелай ушел в Рим искать утверждения на царстве, иудеи, которые не любили его и боялись, послали посольство из 50 человек в Рим просить, чтобы он не был утвержден на царстве, но напрасно. – В отношении к Христу этими чертами предсказывается отвержение Его народом иудейским как своего Мессии, но напрасно: Он остался их и всего мира Царем и Судией, который потребует отчета от рабов своих и накажет не хотевших признать над собой царской власти Его. «Кто эти послы, как не виновники смерти Спасителя, думавшие, что крестом пресекут царствование Его над миром? Впрочем лукавство препятствующих хотя их осудило, однако же не наложило преграды домостроительству» (Вас. В. 2, 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

При чрезмерном питании, говорит прот. Иоанн Сергиев, плоть тучнеет, дебелеет (грубеет), подавляется, порабощается страстям, ум помрачается мглой страстей, сердце грубеет, становится нечувствительным к благодатным впечатлениям, отсюда происходят нерадение, разленение, неохота к труду, духовным подвигам, беспечность о спасении ( Лк.21:24 ). И никто так скоро не погашает в нас дух веры Христовой, как невоздержание, лакомство и пресыщение, и рассеянная, разгульная жизнь. «Пресыщение, – говорит прот. Иоанн Сергиев, – причина лишения веры, сердечного умиления и молитвы, холодной бесчувственности, бессилия сердца для всякого духовного делания, причина уныния и расслабления души и лишения благодати; пресыщение – источник гордыни, потеря смирения, отвержение высшей помощи, источник хулы на Бога и святых, ненасытимая жажда большего, недовольство тем, что имеешь, лживость сердца... Если бы вы спросили: отчего много людей неверующих, не молящихся, не живущих по-христиански, преданных всяким порокам? Ответ готов: от служения богу-чреву» 372 . Чем более плотской образ жизни ведет человек, тем более делается весь плотяным: он ни в чем не видит Бога, в самых чудесных проявлениях Его божественной силы, во всем видит плоть, материю, и везде и во всякое время «несть Бога пред очами его» ( Пс.35:2 ) 373 . Чревоугодники, погрязшие в тину сластей, иногда отличаются крайним бесстрашием: они, по словам преп. Ефрема Сирина , и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в прелюбодеяние, и не стараются избегать плотской нечистоты, в которую впадают язычники, не ведущие Бога, но все это чревоугодники совершают небоязненно, ничем не отличаясь от свиней в грязи, не помнят ни о законе, ни о пророках, ни о Самом Господе, вочеловечшемся на разорение беззаконного греха, – вся жизнь у них обычно сводится к еде и другим плотским удовольствиям 374 . От чревоугодия – потеря любви к Богу и людям. Чревоугодник черств и неотзывчив к нужде, страданиям и бедствиям людей, эгоистичен и бесчувствен. «Знай, – говорит преп. Ефрем Сирин , – что в какой мере греет кто (и раскармливает) на беду себе плоть свою, в такой мере умножает в себе страсти, и, наконец, душа, обремененная худым навыком тела, делается (духовно) бесплодной». Посему Спаситель говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). Потому и апостол говорит: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ) 375 . Страсть объядения явилась причиной падения Адама и изгнания его из рая, отвержения Исава, пагубы израильтян, причиной наказания людей потопом, причиной истребления жителей Содома и Гоморры (см.: Иез.16:49 ), Лотова кровосмешения, погубления сынов священника Илия; страсть объядения – руководительница ко всяким мерзостям 376 . Всякая злая диавольская страсть рождается в человеке скрытно и вселяется в него неприметно и берет свое начало в большинстве случаев от невоздержания и пресыщения чрева 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Григорий же Богослов, на которого тоже ссылались и продолжают ссылаться латиняне, действительно касался и будущего карательного, для грешников, огня с предположительным усвоением его действию потребления их грехов, так уча о сем: «пусть сии (пребывающие в нераскаянии), если хотят, идут нашим путем и Христовым, если же нет, то своим. Может быть, они там будут крещены последним, самым трудным и продолжительным крещением огня, который поедает вещество, как сено, и потребляет суетность всякого греха (δαπαν πση χαχας χουτητα)» 376 . И, в другом месте: «знаю огнь очистительный, который воврещи на землю ( Лк.12:49 ) пришел Христос, и Сам, применительно, именуется огнем ( Евр.12:29 ). Он истребляет вещество и злые навыки; почему Христос и хочет, чтобы он скорее возгорелся ( Лк.12:49 ): ибо желает ускорить благодеяние, когда и углие огненное дает нам в помощь ( Ис.47:14, 15 ). Знаю огонь и неочистительный, но карательный, или содомский, который на всех грешников одождит Господь, присоединив жупел и дух бурен ( Пс.10:6 ), или уготованный диаволу и аггелом его ( Мф.25:41 ), или тот, который предходит лицу Господа и попаляет окрест враги Его ( Пс.96:3 ). Есть еще и, сих ужаснейший, огонь, который заодно действует с червем неусыпающим, неугасим, но увековечен для злых. Ибо все сие показывает силу истребительную, если только не угодно кому и здесь представлять сие человеколюбивее и, сообразно с достоинством наказующего» 377 . Но под этим карательным огнем, что видно из, сейчас приведенных мест, св. Григорий вовсе не разумел какой-либо особый, назначенный для одних только легких грешников загробный огонь, а, напротив, представлял один и тот же общий для всех грешников и уготованный им, наравне с диаволом и аггелами его, геенский огонь, с присовокуплением только к сему в предположительном виде особенного мнения Оригенова о большей или меньшей сократимости переносимых в нем грешниками мучений, хотя таковое мнение оставлено им без точного его уяснения. Но св. Григорием Нисским это мнение надлежаще разъяснено, вследствие чего, еще более становится ясным, что оно ничего общего не имеет с католическим учением о чистилище и чистительном огне; так как, по смыслу его, будущему карательному огню подвергаются не одни только легкие, a все и, даже, самые упорные и закоренелые грешники, не только до последнего суда, но и после его, на более или менее продолжительное время, и, так как все они подвергаются мучительному действию сего огня вовсе не для того, чтобы вытерпеть им то, чего они не успели вытерпеть во время земной жизни для удовлетворения правде Божией, а для того, чтобы этим уврачевать свои духовные недуги и достигнуть раньше или позже своего полного духовно-нравственного исправления 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Мучения вечные. Грешников обымет бесплодное раскаяние Обымет их скорбь, печаль и туга несносная и жаление поздное и безполезное, когда увидят праведных во утешении, чести, славе, блаженстве вечном, ядущих и пиющих на трапезе Господней, себя же всего того блаженства лишаемых и в великом мучении находящихся. И сието есть, что глаголет Господь Иудеом: «ту будет плач и скрежет зубом, егда узрите Авраама и Исаака и Иакова и вся Пророки во Царствии Божии, вас же изгонимых вон», и проч. ( Лк. 13, 28 ) (4:376). Мучения вечные никогда не перестанут Ныне люди или в болезни, или в темнице, или в ссылке, или в пленении, или в ином чем страждут; но от тех бедствий освобождаются или прежде смерти, или смертью: но от оного бедствия, болезни, воздыхания, темницы, пленения, мучения, страдания никогда свободитися не могут; тогда пожелают смерти, но не возмогут умереть. Вот куда безстрашие и нераскаянное житие ведет (5:340). Бесконечное самоосуждение, и проклятие за НЕРАДЕНИЕ и непослушание Кайся ныне, но поздно и безполезно, когда не хотел в мире полезно каяться; стени, воздыхай, плачь, рыдай, но безполезно, когда не хотел плакать тамо, где полезны слезы были. Тако осужденнаго мучит и, как червь, грызть будет без конца совесть, и к болезни болезнь, к мучению мучение придавать будет! В такой тесноте и отчаянии не иное что последует, как что осужденный сам себе будет ненавидеть, сам на себе гневаться, сам собою мерзеть, гнушаться, самого себя окаевать, осуждать час зачатия и час рождения проклинать, проклинать время, в которое грешил, проклинать случаи, которые ко греху приводили, проклинать те лица, которые ко греху случай подавали, воспоминать тех, которые от греха увещавали (2:251). Мучения вечные не имеют отрады и утешения Временное бедствие и страдание, как сказано, коликое бы ни было, не без утешения, и коль долго ни продолжается, смертию заключается: но оное бедствие и злополучие – безконечное!.. Не будет возвращения к славе Божией; не будет избавления от уз адовых и страдания огненнаго; словом, вечное отчаяние милости Божия, вечное чувствование праведнаго гнева Божия. Тамо услышится ответ: «помяни, яко восприял еси благая в животе твоем» ( Лк. 16, 25 ). Зде убегают люди от смерти, но тамо пожелают ея, и бежит от них; пожелают в ничтоже обратиться, но не возмогут, и тако всегда будут умирать, но никогда не умрут: «и се есть вторая смерть». Зельное страдание умножается тем, что страждущему не остается никогда надежды возвратить того добра, которое нерадением потерял, и свободиться от того страшнаго зла, в которое самоизвольно попался. От сего воспоследует тоска превеликая, страх и ужас превеликий; востанет совесть, которая чрез всю вечность будет обличать и грызть грешника, что так высокую Божию благодать отринул, и так самовольно высочайшей Божией милости на веки лишился, и в так мучительное состояние пришел (5:240–241).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Все же не приявшие печати антихристовой и все скрывающиеся в пещерах возвеселятся с Женихом беспредельные веки веков (23,376). ЧЕТВЕРГ. Лк. Зач. 70. (13,1–9) ОБ ИСТИННОМ ПОКАЯНИИ Когда не осталось в содомлянах… искры покаяния, по суду Божию стали они добычею огня (30,409). Не полагайся на лукавого, который внушает тебе обманные помыслы и говорит: «Еще ты молод, еще много лет должно тебе жить, потому теперь веселись и не печаль души своей; в старости своей должно тебе приносить покаяние». Если не каешься ты в молодости своей, в возрасте полном сил, когда в состоянии понести всякий труд и выдерживать подвиг, то, состарившись, не будешь ли представлять в предлог бессилия старости? (22,217). Горе тому, кто говорит: «В настоящее время наслажусь плотию, а в старости покаюсь», потому что подобно сети внезапно накроет его смерть и ожидание его погибнет (23,535). Не откладывай, христианин, со дня на день обращения своего ко Господу, чтоб не вышел на тебя внезапно приговор страшного Судии, призывающий тебя к Нему для возвращения того, что приобрел ты на Его таланты, и чтобы тебе вместо похвал, связанному по рукам и ногам, не быть осужденному во тьму кромешную. Пока еще есть время, постарайся припасть к Судии, чтобы Он простил тебе все грехи (24,77). Притеките к покаянию, грешники, потому что мир сей цветет недолго и скоро преходит. Блаженны кающиеся: суд ожидает грешников, которые не творили дел праведных (25,502). Постараемся сотворить плоды покаяния, чтобы нам, лишась оной радости, не быть сосланными в землю темпу и мрачну, в землю тьмы вечных ( Иов. 10,21–22 ) (22,410). Постараемся сотворить дела, достойные покаяния, чтобы не понести нам иначе двойного наказания: как уничиживших благодать Божию и не помянувших благодеяний Божиих (23,165). Истинное покаяние состоит в том, чтобы удалиться от греха и возненавидеть его, и тогда Бог с радостью приемлет приходящих к Нему (23,346). Приносишь ты покаяние в блуде? Осуждай всякий блуд, потому что им порождены всякие распутства. Берегись смеха, шуток, сквернословия, чревоугодия – это пути к блуду (24,169). Приносишь покаяние в лукавстве? Бегай раздражительности, ненависти, зависти, противности, робости и всякой низости. Приносишь ты покаяние в сделанной неправде? Отжени от себя всякую неправду, потому что от неправды прозябли все излишества сребролюбия. Приносишь ли ты покаяние в том, что поссорился? Приучи язык твой отвечать кротко. Приносишь покаяние в безрассудстве? Не только уклоняйся зрелищ, но и во всяком месте удаляй от себя смех и всякую мирскую забаву. Ибо подобные сим вещи принуждают возвращаться к прежнему (24,170).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2), «знал же это место и Иуда, предатель Его; потому что Иисус часто собирался там с Учениками Своими». – Естественнее всего, поэтому, предположить, что небо в это время было покрыто тучами (так – Haneberg: Ev. nach Іoh. S. 376), и воины взяли светильники и фонари просто потому, что «старались избежать обычных в мраке преткновений и нечаянных падений в ямы, ибо это обычно случается в темноте», как изъясняет в толковании на данное место св. Кирилл Алекс. (Migne t. LXXІV, col. 581). Самое упоминание Евангелиста о фонарях и светильниках даёт полную возможность предполагать, что это была бросавшаяся в глаза черта ночного нападения на Господа вооружённой толпы, черта, ярко отпечатлевшаяся в памяти св. повествователя: вероятно, толпа в изобилии была снабжена горящими факелами и фонарями, и их яркий свет, особенно выдаваясь среди ночной темноты, издалека давал знать о роковом шествии, ужасом исполняя сердца Учеников, оставаясь для них навсегда зловещим воспоминанием. – О низкой-же температуре этой ночи прямо свидетельствуется в евангельских известиях о слугах архиерейских и Ап. Петре, гревшихся у огня во дворе Каиафы: «Между тем рабы и служители, разведши огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся». Ин. 18:18 ср. Мк. 14:67 , Лк. 22:55–56 . Эти евангельские известия стоят в полном согласии с известиями современных путешественников по Палестине. – « Tobler в записках из Иерусалима, S. 3, замечает: приступы холодной погоды капризно протянулись вплоть до мая (мы сидели вечером, дрожа от холода, закутанные в плащи, около сковороды с угольями – Heilbronner 2, 279)... Около 3 апреля 1837 при восходе солнца было только 6°. R. Schubert 2, 577» – ( Hengstenberg: Das Ev. d. heil. Ioh. t. III, S. 200). – В Палестине «около времени пасхи, в марте, хотя днём бывает очень жарко, но ночью и около утра – очень холодно, так что даже выпадает ещё снег» ( Tholuck: Comm. zu d. Ev. Іoh. S. 315). Тоже см. у Haneberg: Ev. nach Іoh. S. 392–394. – Предположение, наконец, о ветре (черта, впрочем, совершенно неважная и несущественная) сделано нами на основании того обстоятельства, что воины, кроме светильников, захватили с собою и фонари: κε μετ… λαμπδων Ин. 18:3 , т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

375 Деян 5,34-39; 23,1-10 . Примечательно, что с того момента, как началось следствие, фарисеи в Евангелиях больше не упоминаются. Последний раз о них сказано в Ин. 18:3: “Иуда взял когорту, а от первосвященников и фарисеев – служителей”. Это может означать, что для ареста была привлечена не только храмовая стража, но и лица, наблюдавшие за порядком при иерусалимских школах. В Малом Синедрионе, возможно, и было несколько фарисеев однако, вероятней всего, они отсутствовали, поскольку в обвинениях не фигурировало то, что обычно фарисеи ставили в вину Иисусу: прощение грехов, нарушение субботы, волшебство (см., напр., Лк. 5:21 ; Ин. 9:16 ; Мф. 12:24 ). 376 Разрушение Храма предсказывали многие пророки. В 64 г. некий Иисус бен-Ханан ходил по Иерусалиму, предрекая гибель городу и Храму. Прокуратор допросил его и отпустил (Флавий И. Иудейская война, VI,5,2). Ессеи также верили, что на месте прежнего Бог воздвигнет новый Храм (см.так наз. “Свиток храма” – Тексты Кумрана. Т. I, с.393). 377 Очевидно, в словах Христа подразумевается не Второе пришествие, а явление Мессии перед миром, согласно пророчеству Даниила (7,13). 378 Ни один из лжемессий той эпохи не предавался иудейскому суду, а Бар-Кохба (ок.130 г.) был признан Мессией таким выдающимся раввином, как Акиба. В связи с этим возникает вопрос: на каком основании был вынесен приговор Иисусу Христу? Из Евангелия можно заключить, что в преступление Ему было вменено не просто провозглашение Себя Мессией, а утвержение, что Он – Сын Божий ( Ин. 19:7 ). Титул этот иудеи могли толковать двояко: как царский и как указывающий на сверхчеловеческую природу Мессии (о библейском понятии Сын Божий см. выше.). Первое толкование еще не считалось преступным, но в глазах Синедриона лжеучитель не мог претендовать на роль Мессии. Второе толкование могли легко изобразить религиозным преступлением. Хотя в иудейском праве таких прецедентов не было, Кайафа построил все обвинение на словах Иисуса, признавшего Себя Сыном Божиим. В обстановке враждебности этого было достаточно. Следует помнить, что участь Подсудимого была решена заранее и утром 14 нисана имел место не объективный суд, а совершалось настоящее юридическое убийство.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/6

376. Грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и удовлетворение. Разбойнику на кресте Сам Господь сказал: «днесь со Мною будеши в раи» ( Лк. 23:43 ). Но и после сего обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней. Так и мы, хотя прежние грехи нам, при таинстве Исповеди и прощены, но Божией епитимьей за них должны понести, то есть потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов. Вып. II. С. 93. 452. Смирение облегчает духовную брань, как здоровье – труд в сырую погоду 377. Путь борьбы со страстями общий, но на этом общем пути каждый человек испытывает больше или меньше, то или другое, по своему устроению и своим чувствам. Скажу тебе пример: в сырую холодную погоду по одной и той же дороге идут несколько человек. Здоровый озябнет, да и только. У кого же послабее здоровье, тот простудится, схватит насморк, – разболится голова. А человек болезненный и совсем разболеется от того, что для здорового проходит бесследно. Так разумей и о брани духовной ... Облегчается она смирением; а усиливается от высокоумия и гордости. Вып. II. С. 94. 453. При высокоумии питье святой воды бесполезно 377. Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже; а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, ибо все дело в высокоумии, от коего усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира. Вып. II. С. 94. 454. Писать другим лучше о немощах своих, чем о добродетелях 377. Пишешь: «простите мне, что я вам ничего радостного не пишу: все грехи да немощи; ни разу не утешу вас в исправлении каком-либо». Пиши о немощах своих, этим ты более всего меня утешишь. Какие-либо высокие исправления – не твоей меры; покаяние же выше всего и нужнее всего для всякого человека, и утешительнее для других, нежели поведания о мнимых собственных добродетелях. Вып. II. С. 94. 455. Просить помощи Божией, имиже весть судьбами, а не по нашему способу

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010