P. Fabre, L. Duchesne. P., 1889. T. 1. P. 351). Предположительно к VIII в. относится надпись на крышке саркофага св. Льва, в к-рой святой назван пресвитером и «чужестранцем» (preregrinus; крышка находится в крипте собора св. Льва в Сан-Лео, см.: Donati. 2010. P. 89). Вероятно, на основе мон-ря св. Льва в Монтефельтро была учреждена епископская кафедра, в юрисдикцию к-рой входила и гора Титано. Самое раннее упоминание о ней относится к 826 г., когда еп. Агафон присутствовал на Соборе в Риме (MGH. Capit. T. 1. P. 371; см.: Donati. 2010. P. 59). Лиутпранд Кремонский упоминает об осаде имп. Оттоном I крепости Монтефельтро, или горы Св. Льва, в которой укрылся итал. кор. Беренгарий II (montem Feretratum, qui sancti Leonis dicitur - Liudprandus. Historia Ottonis. 5-6//Die Werke Liudprands von Cremona/Hrsg. J. Becker. Hannover; Lpz., 1915. S. 162. (MGH. Script. rer. Germ.; В ряде грамот Оттона I упоминается, что c мая по сент. 963 г. император находился «в Монтефельтро, у св. Льва» (Actum monte Feretrano ad sanctum Leonem - Die Urkunden Konrad I., Heinrich I. und Otto I. Hannover, 1879/1884. S. 361-362, 364. N 253, 255. (MGH. Dipl. reg. imp.; 1)) или «на скале св. Льва» (ad petram sancti Leonis - Ibid. S. 363-371. N 254, 256-260; см.: Lanzoni. Diocesi. P. 706). Согласно позднейшему преданию, в 1016 г. имп. Генрих II попытался увезти мощи св. Льва в Германию, но чудесным образом был остановлен в Вогенце (Вогьере, пров. Феррара; см.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 47-48). В XI-XII вв. в Сан-Лео была построена епископская резиденция, в состав к-рой входили романская ц. Пресв. Девы Марии (XI в.) и собор св. Льва (освящен в 1173; см. также: Italia Pontificia/Ed. P. F. Kehr. B., 1909. Vol. 4. P. 227-229). Базилика св. Марина (1826–1838) с колокольней (XVII в.) на горе Титано в Сан-Марино Базилика св. Марина (1826–1838) с колокольней (XVII в.) на горе Титано в Сан-Марино На горе Титано находились крепость и мон-рь, к-рые, как и Монтефельтро, со временем стали именоваться в честь почитавшегося там святого.

http://pravenc.ru/text/2562048.html

О. послал в Рим своих представителей - епископов Лиутпранда Кремонского и Отгара Шпайерского. 1 окт. 965 г. в присутствии послов императора и по его указанию был избран новый папа Римский - Иоанн XIII (965-972). Однако в дек. произошло выступление рим. знати, папу взяли в плен и сначала поместили в замок Св. ангела, а затем отправили в заточение в Кампанию. Летом 966 г. понтифику удалось бежать и укрыться в Капуе под защитой кн. Пандульфа I († 981). Папа обратился к императору за помощью, что стало поводом для 3-го итал. похода О. (966-972). 14 нояб. 966 г. папа Иоанн XIII торжественно вернулся в Рим, месяц спустя в город прибыл О. Мятежники были осуждены, останки скончавшихся к тому времени зачинщиков выступления - гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана - выкопали и выбросили за городские стены, др. участников восстания подвергли казням, заточениям или ссылкам. В следующем году в Италию прибыл Оттон II, и на Рождество, 25 дек. 967 г., в Риме папа Иоанн XIII короновал его императором-соправителем отца. О. пытался распространить свое влияние на Юж. Италию; за господство в этом регионе боролись византийцы, сарацины и правители лангобардских княжеств. Князь Капуи и Беневенто Пандульф I был вознагражден императором за союзничество: при поддержке О. в 967 г. он занял вакантный престол герц-ства Сполето. В 968 г. О. совершил военный поход в Апулию и Калабрию, его поддержал Пандульф I вместе с младшим братом и соправителем Ландульфом III (961-968/9). Они осадили Бари - ключевой стратегический центр византийцев в регионе, но взять город, защищенный не только сухопутными силами, но и флотом, им не удавалось. В 968 г. за помощью к византийскому имп. Никифору II Фоке (963-969) обратился Адальберт, не оставлявший попыток вернуть власть над Италией. Византийский император дал ему войска, командование которыми было поручено брату Адальберта - Конраду. Однако тот предпочел сохранить верность О., за что в 970 г. получил от германского императора власть над Иврейской маркой. Адальберту пришлось отказаться от своих притязаний и бежать в Бургундию, где он провел остаток жизни.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН I Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). [лат. Otto] (23.11.912, Валльхаузен, Саксония - 7.05.973, Мемлебен, Тюрингия), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов). Основные сведения о правлении О. содержатся в дипломатических источниках, а также в трудах Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» (Antapodosis, 958-962), «История Оттона» (Historia Ottonis, 964) и «Донесение о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constinapolitana, 969), в сочинении Видукинда Корвейского «Деяния саксов в 3 книгах» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III, 967/8-973), в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского авторства архиеп. Адальберта Магдебургского (Continuatio Reginonis, 966-968), в соч. «Деяния Оттона» (Gesta Ottonis, 965-967/8) - исторической поэме Гросвиты , канониссы мон-ря Гандерсхайм (еп-ство Хильдесхайм, Н. Саксония), в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018). Важными свидетельствами по церковно-политической истории этого периода являются агиографические сочинения: составленное Руотгером Кёльнским Житие св. Бруно, архиепископа Кёльнского (967-969), младшего брата О., Житие св. Матильды, матери О. (ок. 973-983, автор неизвестен). О.- сын Генриха I Птицелова , герцога Саксонии (912-919, герм. король в 919-936), от 2-го брака с Матильдой († 968), дочерью гр. Дитриха из рода герц. Видукинда Саксонского. Получил имя в честь деда, саксонского герц. Оттона Сиятельного († 912). Тангмар († 938), сын Генриха I от 1-го брака, был отстранен от наследования. У О. были младшие братья: Генрих († 955) и Бруно († 965, с 953 архиепископ Кёльнский) и сестры: Герберга († 968/9) и Гедвига (Хадвиг) († 965). Государи из Саксонской династии отказались от применявшейся Каролингами практики раздела власти и земель между сыновьями: в 929 г. кор. Генрих I назначил О. единственным наследником Восточнофранкского королевства (это наименование герм. земель в составе Каролингской империи сохр. при Саксонской династии, королевский титул Генриха I и О.- «король восточных франков» (rex Francorum Orientalium)). В 929/30 г. О. женился на Эдит († 946), дочери англ. кор. Эдуарда Старшего (899/901-924). От этого брака родились сын Людольф (ок. 930-957) и дочь Лиутгарда (931-953). У О. был незаконнорожденный старший сын Вильгельм (929-968) от пленной знатной славянки.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

— Марксистское понимание пролетариата восходит к Павлову пониманию мессианского сообщества (Церкви). «Апостол Павел — человек и учитель в свете иудейских источников» (текст и аудиоверсия) — книга Ристо Санталы, изучающего Новый Завет в свете иудейской традиции. Он пишет, что «после 45-летнего плаванья по безбрежному морю иудейской литературы отважился войти в опасные и изобилующие подводными скалами воды Павловой учености» . Курсы лекций «Антропология игры» — курс лекций яркого украинского философа и богослова Александра Филоненко: богословие Игры. Божественное сотворение мира, и для какой игры Бог создал человека? Кем в действительности была построена советская космическая программа заселения космоса? И многое другое. «Философия и антропология музыки» — курс (12 лекций) Людмилы Грибановой, где она рассказывает о музыке не как об искусстве эмоции, аффекта, какого-то содержания, а как о более глубинном явлении, связанном с предельными, сокровенными, глубоко внутренними проявлениями Человека — счастьем, крушением, ужасом, устремлением за собственные границы. Этот подход есть новое понимание музыки на базе нового понимания человека в русле синергийной антропологии — течения неклассической философии. В качестве сопоставления излагаются и другие философские концепции музыки, представленные в контексте классической и доклассической философской антропологии и философии искусства. Выложили много новых лекций из курсов Владимира Сорокина о Книгах Царств и Книге Притч , а также из интереснейшего курса «Тора в Новом Завете» . «Иностранки и иностранцы в Византии» — мини-курс византиниста Романа Шляхтина: Иностранцы в новом Риме; Послы и посланки. Княгиня Ольга и Лиутпранд Кремонский; Где варяги, там напряги. Князь Сфендослав, варяги и иностранцы X-XI века; Империя иностранцев. Революция Комнинов и новый порядок; Русские туристы в Константинополе. От Антония Новгородца до Нестора Искендера. Книги «Игра в бисер» — главный роман Германа Гессе, одно из главных произведений XX века. В «Игре в бисер» описывается Касталия — «идеальная» страна интеллектуалов. Философ Марина Михайлова рекомендует эту книгу аудитории “Предания.ру” в следующих словах:

http://blog.predanie.ru/article/petrov-p...

Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ VIII Лев VIII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 146 (РГБ) Лев VIII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 146 (РГБ) († 1.03.965, Рим), папа Римский (4 дек. 963 - 22 мая 964, 23 июня 964 - 1 марта 965). Сведения о Л. содержатся в Liber Pontificalis , а также в «Historia Ottonis» (История императора Оттона I) Лиутпранда Кремонского, в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского, написанном Адальбертом Магдебургским, и в «Хронике» Бенедикта Сорактского. Л. род. в Риме. Его отец Иоанн был протоскриниарием Римской Церкви (т. е. главой скриния - папской канцелярии и архива). Л. накануне избрания на Папский престол занимал эту же должность и был мирянином. Избран папой на Соборе в Риме, который был проведен по инициативе имп. Оттона I (962-973). Собор заочно низложил папу Иоанна XII (955-963), поддерживавшего противников императора, бывш. кор. Италии Беренгария II Иврейского и его сына Адальберта II (правили совместно в 950-964). 6 дек. 963 г. при участии епископов Остии, Порто и Альбано Л. вопреки канонам за 1 день последовательно был посвящен во все церковные чины и рукоположен во епископа Римского. Почти весь понтификат Л. прошел в борьбе с теми, кто оспаривали его право занимать Папский престол. Иоанн XII побуждал римлян выступить против Оттона I и свергнуть Л. В февр. 964 г., после того как император с армией покинул Рим, Л. был изгнан из города и бежал в лагерь Оттона I в Умбрии. 26-28 февр. 964 г. Иоанн XII провел в Риме Собор, признавший незаконными его низложение и избрание Л., а также отменивший все распоряжения Л.; епископы Порто и Альбано, участвовавшие в поставлении Л., раскаялись и получили прощение, епископ Остии был заочно осужден. После Пасхи (3 апр. 964) имп. Оттон I вместе со Л. выступил в поход на Рим, Иоанн XII вновь бежал из города. После внезапной смерти Иоанна XII (14 мая 964) на Папский престол был избран Бенедикт V (22 мая 964). Войска имп. Оттона I осадили и взяли Рим, Бенедикт V был схвачен и выдан императору. 23 июня 964 г. состоялся Собор, в присутствии Оттона I восстановивший Л. на Папском престоле. Бенедикт V, избрание которого признали незаконным, был низложен и приговорен к ссылке в Германию; Л. лично принимал участие в процедуре его низложения. После Собора имп. Оттон I вновь покинул Рим.

http://pravenc.ru/text/2463267.html

и Адальберта, к-рые после кратковременного вооруженного противостояния были вынуждены бежать в Тиволи или, по свидетельству Liber Pontificalis и Бенедикта Сорактского, в Кампанию. 6 нояб. 963 г. имп. Оттон I созвал Собор, на к-ром состоялся суд над И. Папа обвинялся в святотатстве, распутстве, симонии, убийствах и клятвопреступлении. Ему отправили письмо с приглашением присутствовать на Соборе, однако И. ответил отказом, пригрозив участникам Собора отлучением от Церкви. Когда, несмотря на угрозу, Собор принял обвинительное заключение и объявил И. низложенным, папа бежал. Вместо него при поддержке императора 4 дек. 963 г. на Римскую кафедру был избран Лев VIII. Однако в Риме были сильны и антиимперские настроения, что привело к восстанию (3 янв. 964). Восставшие попытались изгнать укрепившегося близ Ватиканской базилики и замка Св. ангела императора, однако их выступление было подавлено войском Оттона I. В сер. янв. император выехал из Рима в Сполето, а в февр. в Рим в сопровождении армии вернулся И. 26 февр. 964 г. в Ватиканской базилике состоялся новый Собор, на к-ром Собор 963 г. был объявлен незаконным, И. восстановлен в сане, а папа Лев VIII низложен (MGH. Const. T. 1. P. 532-536). Лев VIII бежал в Павию, где был почтительно принят имп. Оттоном I, к-рый начал готовиться к новому походу на Рим. Однако 14 мая 964 г. И. при загадочных обстоятельствах скончался. Согласно Лиутпранду Кремонскому, папу на свидании с некой римлянкой за стенами города поразил в висок диавол, и спустя 8 дней И. умер. Судя по обрывочным сведениям, И. поддерживал клюнийское движение и церковную реформу в Западнофранкском королевстве и в Англии. Сохранилось папское послание Бернеру, аббату мон-ря Девы Марии и св. Кунигунды в Омблиере: по просьбе западнофранк. кор. Лотаря папа освободил мон-рь от вассальной зависимости Гильберту Рибмонскому, подчеркнув, что мон-рь никогда не должен быть леном светского правителя, а также даровал обители бенедиктинский устав и право свободно избирать аббата ( Jaffé.

http://pravenc.ru/text/469694.html

Иеронима – Марцеллы, Принципии, Паммахия, Океана и Евсевия Кремонского, который в то время вернулся из Палестины и жил неподалеку от Руфина 227 . Воспользовавшись удобным случаем, Евсевий выкрал у Руфина еще не законченный перевод трактата «О началах» и распространил его среди друзей, которые были поражены содержащимися там еретическими взглядами и выступили с резкой критикой оригенизма и его пропагандиста Руфина, выставляя его в неприглядном виде перед христианским обществом 228 . Они не без оснований подозревали, что в подлиннике трактата содержится еще больше заблуждений; но так как он был недоступен, Паммахий и Оксан решили написать блаж. Иерониму письмо 229 , в котором просили его, во-первых, сделать точный перевод трактата Оригена «О началах», посредством которого можно было бы проверить перевод Руфина, а во-вторых, дать разъяснения по поводу его собственного отношения к Оригену . К письму они приложили список еще не законченного Руфином перевода трактата «О началах». Столкнувшись с сильным противодействием своему стремлению к популяризации трудов Оригена и с открытой травлей в свой адрес, Руфин был вынужден покинуть Рим и вскоре отправился на родину в Аквилею, где, поддерживаемый старым другом еп. Хромацием, намеревался продолжить свои переводы восточно-христианской литературы. Перед отъездом Руфин заручился поддержкой папы Сириция, получив от него церковный документ (ecclesiasticas epistulas), подтверждавший, что он находится в полном общении с Римской Церковью , а также написал письмо блаж. Иерониму, в котором жаловался на его друзей, чьи безрассудные действия вынудили его уехать из Рима, но выражал свои дружеские чувства к самому Иерониму 230 . Между тем Вифлеемский пресвитер с конца 397 и до Пасхи 398 г. перенес тяжелую болезнь, от которой едва оправился 231 . После выздоровления он активно принялся за работу: по просьбе Евсевия Кремонского он написал «Толкование на Евангелие от Матфея» и закончил переводить с древнееврейского Соломоновы книги – Притчи, Песнь песней и Екклезиаста 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Греция 21 греческий язык 9; 18–19; 24; 27; 34–35; 41; 64–66; 68; 72; 75; 102; 106; 112; 122; грешник 148; 153–154; 159–160; 164 Григорий Богослов (Назианзин) 25–26; 70; 104; 135 Григорий Двоеслов , папа Римский 9; 63 Григорий Эльвирский 114–115 гунны 41 Д Давид, царь и пророк 121 Далмация 17 Дамас, папа Римский 13; 20; 24; 26–27; 29; 52; 65; 71; 76; 81; 87; 110; 115; 124; 129; 149 Даниил, пророк 57; 79; 121 Дева (см.: «Мария») 15; 91–93; 136 девство 9; 28–29; 36; 91–94; 100; 112; 136; 155; 157; 164 Деметриада 59; 101 демоны 100; 138 (сноска 720) Деяний Апостолов книга 66; 86; 146 диавол 93–94; 137–139; 150; 157; 160; 163 диаконы 12; 15; 29; 39; 56; 61; 90; 111; 145; 147 Дидим Александрийский (Слепец) 27; 31; 34; 72; 76; 79; 82–84; 87; 126; 129; 131 Диодор Тарсийский 72–73; 125; 128 Дионисий, епископ г. Лидды 88 Дионисий Александрийский 146 Диосполь 40; 60 «Длинные братья» 36; 48 добродетели 55; 63; 99; 105; 144; 157; 159–160 догматы, догматика 64; 86–91; 96; 98; 109; 111; 162 Домнио 27; 35–36; 69 Донат, донатисты 19; 62; 85; 104; 110 Дух Святой 27; 86–87; 111; 118; 132–133; 135–136; 139; 149–151 дух человеческий 22; 119; 122 духи (см.: «демоны») душа 51; 96; 98–100; 111; 119; 122–123; 125; 129; 135–136; 139; 149; 151; 157 E Ева 136; 159 Евагрий Антиохийский 21–22; 24; 30; 106–107 Евагрий Понтийский 36; 140 Евангелия 27; 29; 45; 66–67; 71; 82–83; 91; 100; 105; 109; 114; 123; 125–126; 129; 137 Евангелие от Евреев 112 евангелисты 83 Евзой Кесарийский 34 Евлогий Элевтеропольский 60 Евномий 104 евреи 24; 31; 68; 70–73; 112; 131 Евсевий Кесарийский 9; 33; 44; 51; 66; 72–73; 79; 97; 102; 104; 116; 122 (сноска 644); 129 Евсевий Кремонский 15–16; 41; 44–45; 48; 50; 80; 82 Евсевий, отец блаж. Иеронима 17 (сноска 46) – 19 Евсевий Эмесский 72–73; 84; 103; 125 Евстохия 27–28; 30; 32; 35 (сноска 184); 54–55; 57; 60–63; 67; 69; 71; 77; 79–80; 83; 110 Евтропий, историк 102; 114 Евхаристия 100; 145; 149; 151–152; 164 Египет 31; 40; 47–48; 55; 57–58; 81; 98; 106; 108; 127; 162 единосущный 133

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Купель патриарха Аквилеи Каллиста. 30–40-е гг. VIII в. (Музей диоцеза в Чивидале-дель-Фриули) Решающим событием, к-рое повлияло на ослабление визант. позиций в И., стало провозглашение иконоборчества офиц. религ. доктриной в Византии (726). Большинство жителей И., как в византийских, так и в лангобардских владениях, не поддержали иконоборчества. В 726 г. присланный из К-поля новый экзарх, Павел, попытался арестовать папу Римского Григория II за неподчинение визант. властям, но войско экзарха было остановлено лангобардами, к-рые встали на защиту понтифика и вынудили Павла отступить в Равенну, где он вскоре был убит. Кор. Лиутпранд захватил Классе, гавань Равенны, и нек-рое время осаждал столицу Экзархата. В 727 г. он присоединил к своим владениям Бононию и область Пентаполя. В 732 г. Лиутпранд захватил Равенну, однако спустя 2 года венецианцы вернули город под управление Византии. В Беневентском герц-стве король, воспользовавшись узурпацией Ауделайса (732), изгнал как узурпатора, так и законного наследника, малолетнего Гизульфа II, и передал герц-ство племяннику Григорию. Воспользовавшись конфликтом между Аквилейским патриархом Каллистом и герц. Пеммоном, Лиутпранд установил контроль над герц-ством Фриуль. В 739 г. сполетийский герц. Трансемунд II, заручившись поддержкой Римского папы Григория III (731-741), поднял восстание против короля. Он потерпел поражение и бежал в Рим, а затем, получив от папы войско, укрепился в Сполетии. В ответ кор. Лиутпранд приступил к осаде Рима. Папа Григорий III попросил помощи у франк. майордома Карла Мартелла, но тот, желая сохранить дружественные отношения с лангобардами, проигнорировал обращение папы. Конфликт удалось разрешить только после кончины Григория III и возведения на Папский престол Захарии (741-752), к-рый не оказал поддержку сполетийцам и заключил с королем мирный договор (742). Уладив отношения с Папским престолом без участия Равеннского Экзархата, король лангобардов возобновил войну против Равенны (743). Однако папа Захария, действуя по просьбе экзарха Евтихия, архиеп. Иоанна и жителей Равенны, остановил войско лангобардов и был провозглашен спасителем Равенны. Тогда же Лиутпранд установил контроль над Сполетием и поручил управление герц-ством своему ставленнику Агипранду (последующие короли лангобардов сохранили контроль над Сполетием, назначая туда доверенных лиц или управляя герц-ством непосредственно). Тем временем в Беневенте к власти пришел Годескальк, получивший должность герцога без согласия Лиутпранда. После захвата Сполетия король направился в Беневент. Годескальк попытался бежать в Византию, но был схвачен народом и убит. Овладев городом, Лиутпранд назначил герцогом Гизульфа II, воспитывавшегося при королевском дворе в Тицине.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010