Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИУТПРАНД КРЕМОНСКИЙ [Лиудпранд; лат. Liutprandus, Liudprandus, Liuprandus, Liuto, Liuzo Cremonensis] (ок. 920-972/3), еп. Кремонский (с 962), историк, дипломат, политический деятель. О жизни Л. К. известно благодаря автобиографическим свидетельствам в его произведениях и отдельным упоминаниям в др. источниках (Деяниях Соборов, актовом материале и др.). Выходец из лангобардской знати, род., вероятно, в Павии (прямых указаний о месте рождения не сохр., но известно, что в Павии Л. К. провел детство и юность). Представители семейства занимали высокое положение при дворе итал. кор. Гуго Арльского (926-947). Ок. 927 г. отец Л. К. в качестве посла побывал при дворе визант. имп. Романа I Лакапина и скончался вскоре по возвращении из К-поля. В 941-942 гг. отчим Л. К. также посетил Византию во главе посольства. Ребенком Л. К. был принят в придворную капеллу (см. Капеллан ); позднее возведен в сан диакона. Получил хорошее образование, став незаурядным для своего времени знатоком латыни, Свящ. Писания и античной лит-ры. Когда власть над Италией перешла от Гуго к Беренгарию II Иврейскому (950-964, фактически правитель с 945), Л. К. стал пользоваться милостью нового государя. В 949-950 гг. в качестве посла Беренгария II он находился при дворе имп. Константина VII Багрянородного , где изучал греч. язык и познакомился с визант. реалиями. Л. К. был восхищен великолепием к-польского двора (позднее он подробно описал свои впечатления в соч. «Антаподосис»). После возвращения из посольства у него по неизвестным в наст. время причинам возник конфликт с Беренгарием II, в результате чего Л. К. был вынужден в поисках политического убежища отправиться ко двору герм. кор. Оттона I (936-973, император с 962). О первых годах, проведенных Л. К. при дворе Оттона, сведений мало; вероятно, уже в этот период ему доводилось выступать в качестве переводчика и дипломата. В 956 г. Л. К. познакомился с Эльвирским еп. Ибн Зиядом (Рецемундом; 953-961), посещавшим двор Оттона I во главе посольства от халифа Кордовы Абд ар-Рахмана III (929-961).

http://pravenc.ru/text/2110615.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН II (Кон. 955 - 7.12.983, Рим), герм. король (с 961 как соправитель отца, Оттона I , с 973 самостоятельно), император Свящ. Римской империи (с 967 как соправитель отца, с 973 самостоятельно); из Саксонской династии (династии Людольфингов). Основные сведения о правлении О. содержатся в дипломатических источниках, а также в исторических трудах. События периода совместного правления О. с отцом описаны в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского авторства архиеп. Адальберта Магдебургского (Continuatio Reginonis, 966-968), «Донесении о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constinapolitana, 969) Лиутпранда Кремонского , в сочинении Видукинда Корвейского «Деяниях саксов в 3 книгах» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III, 967/8-973). Информация о самостоятельном правлении О. представлена в сочинениях, созданных после его смерти: в соч. «История в 4 книгах» (Historiarum libri IIII, 991-998) Рихера Реймсского и в «Хронике» (Chronicon, 1012-1018) Титмара Мерзебургского. Важные косвенные свидетельства по политической и церковной истории того времени содержатся в «старшем» Житии кор. Матильды (Vita Mathildis reginae antiquior, ок. 973-983, автор неизвестен). О.- сын Оттона I Великого от 2-го брака со св. Адельгейдой (ок. 931-999) - дочерью Рудольфа II, кор. Бургундии (912-937). Он был младшим из детей. Главный наследник Оттона I - Людольф (ок. 930-957), в 949 г. стал герцогом Швабии. После того как в 951 г. был заключен брак Оттона I и Адельгейды, герц. Людольф и лотарингский герц. Конрад Рыжий († 955), женатый на Лиутгарде - дочери Оттона I от 1-го брака, подняли восстание против короля (953-954). Мятеж был подавлен, его зачинщики лишены большей части своих владений. После гибели обоих в военных походах (герц. Конрад Рыжий погиб в 955 в битве при Лехе, герц. Людольф - в 957, во время похода по Сев. Италии) наследником стал О. Хронология правления Совместное правление с Оттоном I

http://pravenc.ru/text/2581741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОЗИЯ [Мароция; уменьшительное от Мария; лат. Marozia, Marotia, Marocia] (ок. 892 - между 932 и 937), представительница знатного рим. рода Феофилактов, оказывала значительное влияние на политику Римских пап в 20-30-х гг. X в. Отец М.- Феофилакт, гр. Тускуланский († ок. 925). В понтификат Сергия III (904-911), с к-рым он, возможно, состоял в родстве, Феофилакт был вестарарием (vestararius), т. е. хранителем папской ризницы и казны, и военачальником (magister militum); с 905 г. сенатор. Мать М., Феодора Старшая, вероятно, происходила из римской аристократической семьи; согласно другой версии, была дочерью Тосканского маркгр. Адальберта I († после 884). Феодора считается первой из «блудниц», оказывавших влияние на Римских понтификов в период т. н. порнократии. Как свидетельствует в «Антаподосисе» Лиутпранд Кремонский , состоя в браке с Феофилактом, Феодора вступила в связь с буд. папой Иоанном Х (914-928), к-рый занял при ее поддержке кафедру Равенны, а позднее был избран на Римский престол. Тем не менее образ Феодоры, содержащийся в др. источниках, далек от представления о нечестивой развратнице. В частности, мон. Евгений Вульгарий в одном из писем характеризует ее как «святейшую и возлюбленную Богом почтенную матрону» (sanctissima et Deo amata venerabilis matrona). Сестра М.- Феодора Младшая († ок. 950), основательница рода Кресценциев, мать папы Римского Иоанна XIII (965-972). Братья М. умерли в раннем возрасте. Лиутпранд Кремонский обвинял М. и ее сестру в том, что они унаследовали от матери склонность к разврату. Версия Лиутпранда, согласно к-рой М. состояла в добрачной связи с папой Римским Сергием III и родила от него буд. папу Римского Иоанна XI (931-936), оспаривается частью исследователей как безосновательная, однако находит подтверждение в сочинениях Флодоарда Реймсского . В редакции Liber Pontificalis , подготовленной кард. Пандульфом († после 1138), сообщается лишь о том, что Сергий III был отцом Иоанна XI (LP. T. 2. P. 243). Согласно др. версии, Иоанн XI был сыном М. от 1-го мужа, маркгр. Камерино и Сполето Альберика I († после 917). Этот брак был заключен для укрепления союза Феофилакта и Альберика. Сама М. во время замужества не принимала активного участия в политической жизни. Известно, что в этом браке она родила 3 сыновей (Альберика II, ставшего впосл. светским правителем Рима, а также Константина и Сергия) и дочь Берту; возможно, у М. и Альберика I была еще одна дочь. Сообщение хрониста Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соратте о том, что Альберик II был рожден от добрачной связи Альберика I и М., не подтверждается др. авторами.

http://pravenc.ru/text/Марозия.html

(† 928, Рим), папа Римский (с марта или с апр. 914). Род. в Равенне (согласно Liber Pontificalis ) или в Тоссиньяно близ г. Имола (Италия); был диаконом и служителем Болонской кафедры при еп. Петре IV († 905). История избрания И. на Папский престол изложена с нек-рыми ошибками в близком по характеру к сатирическому соч. «Антаподосис» Лиутпранда Кремонского (60-е гг. X в.). Еп. Петр часто посылал И. по делам в Рим. Там И. познакомился с влиятельной аристократкой Феодорой, супругой консула и сенатора Феофилакта, главы могущественной политической партии. Вступив в связь с И., Феодора способствовала его избранию на Болонскую кафедру после кончины еп. Петра. Однако перед рукоположением И. внезапно скончался Равеннский архиеп. Иоанн VIII Кайлон (898-904), и при поддержке Феодоры И. занял кафедру Равенны. Вероятно, тогда И. удалось установить тесные отношения с кор. Италии Беренгаром I Фриульским (888-924), архиепископ добивался его имп. коронации в Риме. Согласно Лиутпранду, по настоянию Феодоры, переживавшей якобы из-за разлуки с любовником, И. оставил кафедру в Равенне и «овладел верховным понтификатом в Риме» ( Лиутпранд. 2006. С. 48). Исследователи, в т. ч. Л. Дюшен (LP. Vol. 2. P. 240-241) и Х. Манн ( Mann. 1910. P. 151-153), указывали, что сведения Лиутпранда не всегда являются достоверными. Он плохо знал истинную последовательность событий 1-й пол. X в. и допускал хронологические ошибки. Нередко Лиутпранд преувеличивал развращенность рим. аристократии и связанных с ней Римских епископов, представляя их отношения в рамках теории «порнократии». Под влиянием Лиутпранда Лев Остийский в «Хронике монастыря Монте-Кассино» (2-я пол. XI в.) утверждал, что И. был незаконно возведен на Папский престол ( Leonis Marsicani Chronica monasterii Casinensis//MGH. SS. T. 7. P. 616). Совр. исследователи полагают, что И. был приглашен в Рим по настоянию Феофилакта, стремившегося получить поддержку кор. Беренгара I ( Zimmermann. 2002. P. 838). Критическое отношение современников к И. было во многом обусловлено тем, что папа нарушил постановление Собора 898 г. о недопустимости перехода епископа на др. кафедру. Об этом упоминается в «Хронике св. Бенедикта Кассинского» (1-я пол. X в.): «Иоанн, приглашенный старейшинами города Рима, нарушив канонические установления, вторгся в Римскую Церковь» (Chronica S. Benedicti//MGH. SS. T. 3. P. 199).

http://pravenc.ru/text/469690.html

Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн XI, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XI в. († янв. 936, Рим), папа Римский (с марта 931). Происходил из семьи высшей рим. аристократии. Мать - Марозия (Мароция), «сенатрисса» и рим. «патрицианка». В Liber Pontificalis и у Лиутпранда Кремонского отцом И. назван папа Римский Сергий III (904-911), однако Л. Дюшен ( Duchesne. 1913) и вслед за ним большинство совр. исследователей считают эту информацию легендарной, полагая, что И. был законным сыном Марозии и Альбериха I, герц. Сполето и Камерино. По всей видимости, папа Римский Лев VI (928-929) возвел И. в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Девы Марии (S. Mariae trans Tiberim). Ни в одной из современных И. хроник не упоминается о его избрании - вероятно, он был поставлен на Римскую кафедру по приказу матери. На 2-м году понтификата И. в Риме произошел переворот, причиной к-рого стал новый брак Марозии с Гуго Арльским, кор. Италии (лето 932). Опасаясь за свою жизнь, Альберих II, др. сын Марозии и Альбериха I, в дек. 932 г. собрал противников кор. Гуго и захватил замок Св. ангела, где находилась королевская чета. Гуго удалось бежать, Марозия и И. были заключены в темницу. И. вскоре освободили, и последние 4 года понтификата он провел под домашним арестом в Латеране. О судьбе его матери после заточения ничего не известно. Сохранились неск. папских привилегий (и упоминаний о таковых), дарованных мон-рям. В марте 931 г. И. подтвердил статус и привилегии мон-ря Клюни : аббатство было напрямую подчинено Папскому престолу, получило право свободного избрания аббата в соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, право принимать в управление др. мон-ри, право на временное проживание и обучение монахов из др. обителей, также за аббатством были закреплены его земельные владения и доходы от них, право чеканить собственную монету. Папа утвердил в должности избранного аббатом св. Одона . Эта папская грамота (PL. 132. Col. 1055-1058), подтвержденная И. по просьбе кор. Гуго в дек. 932 г., впосл. стала образцом для подобного рода папских посланий. Схожие привилегии были предоставлены бенедиктинскому аббатству Девы Марии в Деоле (совр. деп. Эндр, Франция), настоятелем к-рого также был св. Одон. Привилегии от папы получили восстановленные мон-ри Девы Марии и св. Мартина в Пуатье (бывш. мон-рь св. Киприана), св. Иулиана в Туре, св. Сильвестра в Риме (Сан-Сильвестро ин Капите). Папские привилегии способствовали созданию клюнийской конгрегации .

http://pravenc.ru/text/469692.html

Симеон Великий и Болгарская Церковь в его царствование История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Предлагаем вниманию читателей портала очередную главу из книги протоиерея Владислава Цыпина «История Европы: дохристианской и христианской» . Симеон I Великий. Художник: Димитр Гюдженов Предыдущие фрагменты: Обращение святого Бориса и крещение болгар Гонения на христиан в Болгарии до крещения равноапостольного Бориса Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и отпадение Рима от Вселенского Православия Константинопольская Церковь при Патриархе Алексии Студите Константинопольский Патриархат на рубеже X и XI столетий После кончины святого князя Бориса на престол в новой столице Болгарского государства Преславе вступил Симеон, ранее, как и его отец, давший монашеские обеты, которые он вынужден был по воле отца сложить с себя. Он родился в 864-м или в 865-м г. и был крещен в младенчестве. Его родовое протоболгарское имя, если оно ему было дано, и его крестильное имя неизвестны. Симеоном он наречен был в монастыре, при постриге. Отец считал своим наследником старшего сына Владимира, а в нем, третьем сыне, видел будущего Предстоятеля Болгарской Церкви – ради такой перспективы Борис отправил его в Константинополь, там ему предоставлены были покои в императорском дворце, и он посещал занятия в лучшей в Империи Магнаврской школе, получив, помимо блестящего образования, свободное знание греческого языка, так что, когда он вернулся на родину около 888 г., его прозвали «Полугреком». По словам Лиутпранда Кремонского, он усвоил «…в детстве в Византии риторику Демосфена и силлогизмы Аристотеля. Затем... оставив изучение наук, он принял святое одеяние монаха» в Преславском мнастыре. Но Лиутпранд неправ, утверждая, что Симеон «сменил тишину и покой монастыря на светские бури, предпочитая следовать скорее примеру отступника Юлиана, нежели блаженнейшего Петра» . В монастырь он поступил по настоянию отца. Но отпадение его старшего брата в язычество и устранение его от престола побудили Бориса извлечь Симеона из обители и поставить его правителем Болгарии.

http://pravoslavie.ru/152606.html

Царь Болгарии святой Петр и преподобный Иоанн Рыльский История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: «Золотой век» христианской болгарской письменности Симеон Великий и Болгарская Церковь в его царствование Обращение святого Бориса и крещение болгар Гонения на христиан в Болгарии до крещения равноапостольного Бориса Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и отпадение Рима от Вселенского Православия Святой Петр, царь Болгарии В 927-м г., после смерти своего отца Симеона, по его воле на Болгарский престол взошел святой Петр, матерью которого была вторая жена Симеона Мариам, армянка по происхождению. Старшего сына от первой жены Куберы, Михаила, Царь Симеон в свое время повелел постричь в монахи. Хотя правление Петра началось с вторжения в принадлежавшую Империи Восточную Фракию и захвата крепости Визы, Петр стремился к миру с ромеями, тем более что ему доложили о том, что хорваты и мадьяры собираются напасть на Болгарию. Переговоры между двумя державами, начавшиеся в болгарской Месемврии, завершились в октябре 927 г. в Константинополе визитом туда Петра и подписанием договора, который предусматривал прекращение военных действий, возобновление выплаты Империей дани болгарам, признание ромейской стороной принадлежности Болгарии сделанных ею ранее приобретений за счет имперской территории, а также брак Петра на внучке Императора Романа Лакапина Марии, которой по этому поводу было усвоено имя Ирина, очевидно, в память о святой Царице, восстановившей официальное почитание икон, но также и в ознаменование мира – «ирини» – между двумя ранее враждовавшими народами. Самым главным дипломатическим достижением болгарской стороны стало признание имперским правительством царского титула правителя Болгарии. Тем самым он не ставился еще на одну доску с Императором ромеев, но, как видно из «Отчета о посольстве в Константинополь» Лиутпранда Кремонского,

http://pravoslavie.ru/153261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ VIII Лев VIII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 146 (РГБ) Лев VIII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 146 (РГБ) († 1.03.965, Рим), папа Римский (4 дек. 963 - 22 мая 964, 23 июня 964 - 1 марта 965). Сведения о Л. содержатся в Liber Pontificalis , а также в «Historia Ottonis» (История императора Оттона I) Лиутпранда Кремонского, в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского, написанном Адальбертом Магдебургским, и в «Хронике» Бенедикта Сорактского. Л. род. в Риме. Его отец Иоанн был протоскриниарием Римской Церкви (т. е. главой скриния - папской канцелярии и архива). Л. накануне избрания на Папский престол занимал эту же должность и был мирянином. Избран папой на Соборе в Риме, который был проведен по инициативе имп. Оттона I (962-973). Собор заочно низложил папу Иоанна XII (955-963), поддерживавшего противников императора, бывш. кор. Италии Беренгария II Иврейского и его сына Адальберта II (правили совместно в 950-964). 6 дек. 963 г. при участии епископов Остии, Порто и Альбано Л. вопреки канонам за 1 день последовательно был посвящен во все церковные чины и рукоположен во епископа Римского. Почти весь понтификат Л. прошел в борьбе с теми, кто оспаривали его право занимать Папский престол. Иоанн XII побуждал римлян выступить против Оттона I и свергнуть Л. В февр. 964 г., после того как император с армией покинул Рим, Л. был изгнан из города и бежал в лагерь Оттона I в Умбрии. 26-28 февр. 964 г. Иоанн XII провел в Риме Собор, признавший незаконными его низложение и избрание Л., а также отменивший все распоряжения Л.; епископы Порто и Альбано, участвовавшие в поставлении Л., раскаялись и получили прощение, епископ Остии был заочно осужден. После Пасхи (3 апр. 964) имп. Оттон I вместе со Л. выступил в поход на Рим, Иоанн XII вновь бежал из города. После внезапной смерти Иоанна XII (14 мая 964) на Папский престол был избран Бенедикт V (22 мая 964). Войска имп. Оттона I осадили и взяли Рим, Бенедикт V был схвачен и выдан императору. 23 июня 964 г. состоялся Собор, в присутствии Оттона I восстановивший Л. на Папском престоле. Бенедикт V, избрание которого признали незаконным, был низложен и приговорен к ссылке в Германию; Л. лично принимал участие в процедуре его низложения. После Собора имп. Оттон I вновь покинул Рим.

http://pravenc.ru/text/Лев VIII.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН I Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). [лат. Otto] (23.11.912, Валльхаузен, Саксония - 7.05.973, Мемлебен, Тюрингия), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов). Основные сведения о правлении О. содержатся в дипломатических источниках, а также в трудах Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» (Antapodosis, 958-962), «История Оттона» (Historia Ottonis, 964) и «Донесение о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constinapolitana, 969), в сочинении Видукинда Корвейского «Деяния саксов в 3 книгах» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III, 967/8-973), в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского авторства архиеп. Адальберта Магдебургского (Continuatio Reginonis, 966-968), в соч. «Деяния Оттона» (Gesta Ottonis, 965-967/8) - исторической поэме Гросвиты , канониссы мон-ря Гандерсхайм (еп-ство Хильдесхайм, Н. Саксония), в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018). Важными свидетельствами по церковно-политической истории этого периода являются агиографические сочинения: составленное Руотгером Кёльнским Житие св. Бруно, архиепископа Кёльнского (967-969), младшего брата О., Житие св. Матильды, матери О. (ок. 973-983, автор неизвестен). О.- сын Генриха I Птицелова , герцога Саксонии (912-919, герм. король в 919-936), от 2-го брака с Матильдой († 968), дочерью гр. Дитриха из рода герц. Видукинда Саксонского. Получил имя в честь деда, саксонского герц. Оттона Сиятельного († 912). Тангмар († 938), сын Генриха I от 1-го брака, был отстранен от наследования. У О. были младшие братья: Генрих († 955) и Бруно († 965, с 953 архиепископ Кёльнский) и сестры: Герберга († 968/9) и Гедвига (Хадвиг) († 965). Государи из Саксонской династии отказались от применявшейся Каролингами практики раздела власти и земель между сыновьями: в 929 г. кор. Генрих I назначил О. единственным наследником Восточнофранкского королевства (это наименование герм. земель в составе Каролингской империи сохр. при Саксонской династии, королевский титул Генриха I и О.- «король восточных франков» (rex Francorum Orientalium)). В 929/30 г. О. женился на Эдит († 946), дочери англ. кор. Эдуарда Старшего (899/901-924). От этого брака родились сын Людольф (ок. 930-957) и дочь Лиутгарда (931-953). У О. был незаконнорожденный старший сын Вильгельм (929-968) от пленной знатной славянки.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009